Содержание
Реверс двигателя 380V — чудо вилка с переключателем фаз, схема без пускателей.
Как заставить трехфазный двигатель вращаться в обратную сторону?
Элементарно, скажет любой электрик – достаточно поменять местами любые две фазы.
Если при этом движок установлен стационарно в каком-то определенном месте, то для этого дела, как правило, собирают специальный пост или шкаф управления с двумя пускателями.
Схемы выглядят следующим образом.
Схема электрическая принципиальная
Наглядная схема
А если вам вовсе не требуется такая громоздкая схема, потому что двигатель в принципе должен вращаться только в одну сторону, а перефазировка случилась из-за неправильных действий электриков энергопередающей компании?
Например, ее монтеры при ремонте кабельной линии тупо перепутали жилы в соединительной муфте или в щитовой ТП.
На схемах без закольцовок с тупиковыми КЛ проблемы такого “ремонта” как раз и ложатся на плечи всех потребителей, подключенных к данному фидеру.
Еще хуже дело обстоит с переносным или мобильным оборудованием, которое вы постоянно в течение дня перемещаете от одной щитовой к другой:
- компрессоры
- бетономешалки
- складская передвижная техника
- транспортерные ленты буртоукладчиков
- встроенные насосы на автоцистернах
А еще многим приходится часто запитывать оборудование от передвижного аварийного генератора.
При этом тоже не всегда совпадает фазировка.
Конечно, все это решаемо. Снимаете крышку брно, откручиваете гаечки и перекидываете два проводка.
Но есть выход гораздо проще. Когда не потребуются даже электрики, а всю работу по реверсу смогут проделать те же строители или непосредственно работники складов.
Промышленная вилка с реверсом
Речь идет о специальном промышленном трехфазном разъеме или вилке с переключателем фаз, где ручной реверс происходит буквально одним движением отвертки.
Вот так.
Рассчитана вилка на токи от 16А до 32А.
Подключаете через такой разъем двигатель, и если он крутится в неправильную сторону, выдергиваете вилку из розетки, поворачиваете фазы и запускаете движок заново в обратном направлении.
Быстро, удобно, безопасно и главное никаких пускателей и контакторов.
На больших стройках, где множество щитков с розетками разнообразных форматов, размеров и количеством полюсов, такая переноска-переходник просто незаменимая вещь.
Цена данной вилки конечно же кусается. Однако качественные промышленные разъемы от известных фирм стоят сопоставимых денег.
Для сравнения. Вот стоимость обычной 3-х фазной вилки (3P+N+E 16А):
А вот это специальный реверсный разъем (3P+N+E 32А):
Разница не такая уж и большая. При этом у китайцев на Алибаба эти вилки продаются буквально по 1 доллару (оптовые партии).
Но и качество контактов скорее всего там соответствующее.
Как это устроено?
Что же у нее внутри и как происходит такое переключение фаз?
На самом деле ничего хитрого там не спрятано, никаких подвижных ламелей или разъемных скользящих контактов (по типу пакетных переключателей).
Чтобы заглянуть внутрь, отщелкиваете боковую защелку и откручиваете “голову” разъема.
Как видите, реверс происходит чисто за счет проворачивания на 180 градусов круглой площадки, на которой закреплено два штыревых контакта.
Вот вилка немного другой конструкции от другого производителя, но принцип реверса и здесь аналогичный.
Само собой предусмотрена и защита от дурака. Проворачивать площадку можно только в одну сторону и обратно.
По круговой этого не сделаешь, иначе запросто можно завязать в косичку все провода.
Самое главное при подключении жил к вилке оставить небольшой запас и слабину, чтобы провода в дальнейшем спокойно крутились вокруг своей оси.
Кабель естественно должен быть гибким, провода многожильными.
Практически все электрические переноски из таких кабелей и делают.
С жестким моножильным кабелем типа ВВГ данный разъем долго не прослужит.
Схема реверса с описанием подключения
Почти все электродвигатели можно вращать в одну или другую сторону. Это часто бывает необходимо, особенно при проектировании различных механизмов, например, систем закрытия и открытия ворот. Обычно направление движения вала с завода указано на корпусе мотора, который считается прямым. В этом случае закрутка в другом направлении будет обратимой.
Что такое реверс
Проще говоря, разворот — это изменение направления движения любого механизма в сторону, противоположную выбранному основному. Обратную модель можно получить несколькими способами:
- Электрический.
- Механик
В первом случае за счет переключения зацеплений шестерен, соединяющих ведущий вал с ведомым валом, последний поворачивается в обратном направлении. Все трансмиссии работают по этому принципу.
Электрический метод подразумевает прямое воздействие на сам двигатель, где электромагнитные силы участвуют в изменении движения ротора. Этот метод выгоден тем, что не требует сложных механических преобразований.
Чтобы добиться противоположности электродвигателю, необходимо собрать специальную электрическую схему, которая называется так: обратная схема двигателя. Он будет разным для разных типов электрических машин и напряжения питания.
Где применяется реверс
проще перечислить случаи, когда не используется реверс. Практически вся механика построена на передаче крутящего момента по часовой стрелке и наоборот. Это включает:
- Спецтехника: крановое оборудование, лебедки.
- Станки: расточные, токарные, фрезерные.
- Робототехника.
- Элементы автоматики.
- Бытовая техника: стиральные машины, аудиоплееры.
- Транспортные средства.
- Электроинструменты: двусторонние дрели, отвертки, гаечные ключи.
Ситуация, с которой на практике чаще всего сталкивается нормальный человек, — это необходимость собрать схему для подключения задней части асинхронного двигателя переменного тока или коллекторного двигателя постоянного тока.
Подключение асинхронного мотора 380 В к трехфазной сети в реверс
Схема асинхронного подключения в прямом направлении имеет определенную последовательность подачи фаз A, B, C на контакты двигателя. Его можно изменить, например, добавив переключатель, который менял местами любые две фазы. Таким образом получается обратная схема электродвигателя. В практических схемах такие фазы считаются B и A.
Дополнительное оборудование:
- Станция на три кнопки, где два контакта имеют нормально разомкнутое положение (в исходном состоянии контакт не проводит ток, при нажатии кнопки цепь замкнута), один нормально замкнут.
- Магнитные пускатели (КМ1 и КМ2).
Схема работает следующим образом:
- Вал двигателя начинает вращаться в основном направлении.
- При нажатии кнопки «Далее» ток течет к катушке соленоида контактора 1, которая притягивает якорь силовыми контактами. При этом нарушена цепь управления контактором 2, теперь невозможно включить его кнопкой «Реверс».
- При нажатии кнопки «Реверс» аналогичные процессы происходят только в цепи контактора 2. Вал двигателя будет вращаться в направлении, противоположном основному.
- При нажатии кнопки «Стоп» ток в цепи обмотки управления отключается, электромагнит отпускает якорь, силовые контакты размыкаются, замыкающий контакт кнопки «Реверс» замыкается и теперь можно нажимать.
- При включении автоматических предохранителей AB1 (линия питания), AB2 (цепь управления) ток течет к трехкнопочному переключателю и к клеммам магнитных контакторов, изначально разомкнутых.
Подключение мотора 220В к однофазной сети в реверс
В этом случае можно добиться обратного движения коленчатого вала, если есть возможность доступа к выводам его пусковой и рабочей обмоток. Эти двигатели имеют 4 выхода: два для пусковой обмотки, подключенных к конденсатору, и два для рабочего.
Если информации о назначении обмоток нет, ее можно получить, позвонив. Сопротивление пусковой обмотки всегда будет больше рабочей обмотки за счет меньшего сечения провода, которым она намотана.
В упрощенном варианте схемы подключения двигателя 220 В он подается на рабочую обмотку, один конец пусковой обмотки по фазе или нулю сети (без разницы). Мотор начнет вращаться в определенном направлении. Для получения обратной схемы необходимо отсоединить конец пусковой обмотки от контакта и подключить туда другой конец той же обмотки.
Чтобы получить полную и работающую схему подключения, вам понадобится оборудование:
- Почта кнопочная.
- Защитная машина.
- Электромагнитные контакторы.
Обратная и прямая цепь в этом случае очень похожа на схему подключения для трехфазного двигателя, но переключение здесь происходит не между фазами, а пусковой обмоткой в ту или иную сторону.
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети
Поскольку у трехфазного асинхронного двигателя не будет двух фаз, их нужно компенсировать конденсаторами — пусковыми и пусковыми, на которые переключаются обе обмотки. Скручивание вала в ту или иную сторону зависит от того, куда подключить третий.
На схеме ниже видно, что обмотка № 3 подключена через рабочий конденсатор к трехпозиционному тумблеру, отвечающему за прямой / обратный режимы работы двигателя. Два других его контакта совмещены с обмотками 2 и 1.
При включении двигателя необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Переведите выключатель питания в положение ON).
- Переместите тумблер, чтобы переключить режимы работы в прямое или обратное (обратное) положение).
- Нажмите кнопку «Пуск» не более трех секунд, чтобы запустить двигатель.
- Подайте питание на схему через вилку или выключатель.
Схема подключения двигателя с реверсом от постоянного тока
Двигатели постоянного тока подключить немного сложнее, чем электрические машины переменного тока. Сложность заключается в том, что конструкции таких устройств могут быть разными, а точнее — разным способом возбуждения обмотки. Исходя из этого, различают двигатели:
- Самовозбуждения (бывают последовательными, параллельными и смешанными соединениями).
- Самостоятельный способ возбуждения.
Что касается устройств первого типа, то здесь якорь не связан с обмоткой статора, каждое из них питается от своего источника. Этим достигается огромная мощность двигателей, используемых в производстве.
В станках и вентиляторах используются двигатели с параллельным возбуждением, где источник энергии одинаков для всех обмоток. Электромобили построены на основе последовательного возбуждения обмоток. Смешанное возбуждение встречается реже.
Во всех описанных типах моделей двигателей возможен запуск ротора в направлении, противоположном главному ходу, то есть в обратном направлении:
- В других вариантах возбуждения машин рекомендуется использовать для инверсии только обмотку якоря. Это связано с опасностью разрыва статора, скачка электродвижущей силы (ЭДС) и, как следствие, повреждения изоляции.
- При последовательной схеме возбуждения не имеет значения, где изменить направление тока в якоре или статоре: в любом случае двигатель будет работать стабильно.
Запуск мотора схемой звезда-треугольник
При прямом пуске мощных трехфазных электродвигателей с использованием обратной схемы управления в сети возникают перепады напряжения. Это связано с протекающими в это время большими пусковыми токами. Для уменьшения значения тока используется постепенный пуск двигателя со звезды на треугольник.
Суть в том, что начало и конец каждой обмотки статора подводятся к клеммной колодке. Схема управляется тремя контакторами. Они включают обмотки в звезду шаг за шагом, а затем, когда двигатель ускоряется, они приводят систему в рабочее состояние при подключении к треугольнику.
Как отличить реверсивный пускатель от прямого
Реверсивный стартер — более сложное устройство. Действительно, он состоит из двух обычных пускателей прямого пуска, причем последние объединены в одном корпусе. Внутренняя схема реверсивного устройства отличается тем, что невозможно запустить сразу два режима: прямой и реверсивный. За этот процесс отвечает схема блокировки, которая может быть электрической или механической.
В заключение
Следует помнить, что подключать двигатели трехфазного напряжения к сети 380 В могут только квалифицированные специалисты, которым разрешено работать с высоковольтным оборудованием. Изготовленные вручную электрические схемы могут стать причиной поражения электрическим током!
вперед % 20 назад % 203 % 20 фаза % 20 двигатель % 20 проводка % 20 диаграмма , техническое описание и указания по применению
Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
ZD52XXBSG
ZD52XXBSG
ОД-323
ОД-323.
МИЛ-СТД-750
ОД-323
UL94В-0
2001 — ТР БК
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — нет в наличии
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — LT9525S
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2010 — ЗД5253
Реферат: ZD5221B ZD5222B ZD5223B ZD52XXBN3 ZD5226B маркировка 81J
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
ZD52XXBN3
ОТ-23
ЗД5221Б
ЗД5222Б
ЗД5223Б
ЗД5225Б
ЗД5226Б
UL94В-0
ZD52XXBN3
ZD5253
ЗД5221Б
ЗД5222Б
ЗД5223Б
ЗД5226Б
маркировка 81J
2003 — ХМБЗ5225Б
Резюме: HMBZ5226B HMBZ5227B HMBZ5228B HMBZ5229B HMBZ5230B HMBZ5257B HMBZ5221B HMBZ5222B HMBZ5223B
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
ХМБЗ5221Б
ХМБЗ5257Б
ОТ-23
HMBZ52bited
HMBZ52XXB
ХМБЗ5225Б
ХМБЗ5226Б
HMBZ5227B
ХМБЗ5228Б
HMBZ5229B
ХМБЗ5230Б
ХМБЗ5257Б
ХМБЗ5221Б
ХМБЗ5222Б
ХМБЗ5223Б
ЛТ1Э11А
Реферат: LT1h21A LT1P11A LT1S11A LT1T11A LT1D11A
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
LT1E11A
ЛТ1х21А
LT1P11A
ЛТ1С11А
LT1D11A
ЛТ1ЭД53А
Резюме: LT1EP53A LT1ET53A LT1HP53A
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
LT1ED53A
LT1EP53A
LT1ET53A
LT1HP53A
ЗД5226Б
Аннотация: ZD5243
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
ZD52XXBS2
ZD52XXBS2
ОД-323
ОД-323.
МИЛ-СТД-750
ОД-323
УЛ94В-0
ЗД5226Б
ZD5243
2001 — ze 003 светодиодный драйвер
Аннотация: водитель ze 003
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2001 — GL822
Аннотация: серия GL822
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
2002 — Недоступно
Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
3864X
UB3804X
UC3804X
UG3804X
UY3864X
UR3864X
2003 — UC3804X
Резюме: uc3804 UY3864X uc380 UB3804X
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
3864X
UB3804X
UC3804X
UG3804X
UY3864X
UR3864X
uc3804
uc380
Цистек
Аннотация: MV4000 ZD5248
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
ZD52XXBN3
ОТ-23
ЗД5221Б
ЗД5222Б
ЗД5223Б
ЗД5225Б
ЗД5226Б
ЗД5227Б
ZD52estion
Цистек
МВ4000
ZD5248
1997 — LT1D67A
Резюме: LT1E67A LT1F67A LT1H67A LT1K67A LT1P67A LT1S67A LT1U67A
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
LT1D67A
LT1E67A
LT1F67A
LT1H67A
LT1K67A
LT1P67A
LT1S67A
LT1U67A
ИФМ ВС 0100
Аннотация: GL5EG60 GL5HD60
Текст: Нет доступного текста файла
Оригинал
54НОМ
ИФМ ВС 0100
GL5EG60
GL5HD60
. ..
Реверс двигателя переменного и постоянного тока: электрические схемы
Реверс двигателя противоположен вращению ротора. Вы можете изменить направление вращения двигателя постоянного тока, асинхронного и коллекторного двигателя переменного тока. Трудно представить устройство, в котором не используется реверсивное вращение электродвигателя. Без изменения вращения невозможно представить работу тали, кран-балки, лебедки, грузоподъемных механизмов, элеваторов, задвижек и т. д. Исключение составляют такие устройства, как шлифовальные станки, вытяжки и т. д. В этой статье мы расскажем Читатели сайта Электроэксперт, как реверсировать электродвигатели разных типов.
- Реверсивные двигатели постоянного тока
- Изменение направления вращения ротора асинхронного двигателя
- Схема подключения реверсивного коллекторного двигателя
- Схема реверса электродвигателя Arduino
Реверсирование двигателей постоянного тока
Самый простой способ — реверсирование двигателя постоянного тока, статор которого снабжен постоянными магнитами. Достаточно поменять полярность питания, чтобы ротор начал вращаться в обратную сторону.
Реверсирование двигателя с электромагнитным возбуждением (последовательное, параллельное) сложнее. Если просто поменять полярность питающего напряжения, то направление вращения ротора не изменится. Для изменения направления вращения достаточно изменить полярность только в обмотке возбуждения или только на щетках ротора.
Для реверсирования двигателей большой мощности необходимо изменить полярность на якоре. Разрыв обмотки возбуждения на работающем двигателе может вызвать неисправность, так как возникающая ЭДС имеет повышенное напряжение, что может привести к повреждению изоляции обмоток. Что приведет к выходу из строя электродвигателя.
Для реализации обратного направления вращения ротора применяют мостовые схемы на реле, контакторах или транзисторах. В последнем случае есть возможность регулировать скорость вращения.
На рисунке показана транзисторная схема. В качестве иллюстрации транзисторы заменены переключающими контактами. Аналогично выполняются мостовые схемы не на биполярных, а на полевых транзисторах.
КПД такой схемы гораздо выше, чем на транзисторах. Управление осуществляется микроконтроллером или простыми логическими схемами, исключающими одновременную подачу сигналов.
Изменение направления вращения ротора асинхронного двигателя
Наиболее распространенные в промышленности асинхронные двигатели, работающие от трехфазного напряжения 380 вольт. Для реверса достаточно поменять любые две фазы.
Получила распространение электрическая схема, выполненная на двух магнитных пускателях. Собственно для двигателей постоянного тока аналогично, но биполярные контакторы или пускатели. Эта схема называется «реверсивной пусковой схемой» или «реверсивной пусковой схемой асинхронного трехфазного электродвигателя».
При включении пускателя КМ1 кнопкой «Пуск 1» напряжение подается непосредственно на обмотки и кнопка «Пуск 2» блокируется от случайного включения размыканием нормально замкнутых контактов КМ- 1. Двигатель вращается в одном направлении.
После отключения пускателя КМ1 кнопкой «Стоп» или полного снятия напряжения можно включить КМ2 кнопкой «Пуск 2». В результате через контакты линия L2 запитана напрямую, а L1 и L3 поменяны местами. Кнопка «Пуск 1» заблокирована, так как нормально замкнутые контакты пускателя КМ2 приводятся в действие и размыкаются. Двигатель начинает вращаться в противоположном направлении.
Схема используется повсеместно и по сей день для подключения трехфазного двигателя в трехфазную сеть. Простота схемного решения и доступность комплектующих являются его существенными преимуществами.
Наиболее распространены электронные системы управления. Схемы включения, собранные на тиристорах без пускателей. Хотя пускатели могут быть установлены для дистанционного включения или выключения в этой схеме.
Они сложнее, но и надежнее устройств на контакторах. Для управления используются импульсно-фазовые системы управления (СИФУ), системы частотного управления. Это многофункциональные устройства, с их помощью можно не только реверсировать асинхронный электродвигатель, но и регулировать частоту вращения.
Дома есть необходимость подключить двигатель 380В на 220 с реверсом. Для этого нужно поменять местами обмотки звезда-треугольник. Более подробно отличия этих схем мы рассмотрели в статье, размещенной на сайте ранее: https://my.electricianexp.com/ru/chto-takoe-zvezda-i-treugolnik-v-elektrodvigatele.html.
Однако, если предполагается подключение трехфазного электродвигателя к однофазной сети, то для этого используется конденсатор, который подключается по приведенной ниже схеме.
В этом случае для реверса достаточно переключить сетевой провод с В на клемму А, а от А отключить конденсатор и подключить к клемме В. Удобно это делать с помощью 6-контактного Переключить переключатель. Это типичное включение асинхронного двигателя в сеть 220В с конденсатором.
Схема подключения реверсивного коллекторного двигателя
Для реверса коллекторного двигателя необходимо знать:
- Не на каждом коллекторном двигателе возможен реверс. Если на корпусе указана стрелка вращения, то его нельзя использовать в реверсивных устройствах.
- Все двигатели с высокими оборотами предназначены для вращения в одном направлении. Например, электродвигатель, устанавливаемый на болгарки.
- В двигателе, имеющем малые обороты, вращение может осуществляться в разные стороны. Такие двигатели монтируются в электроинструменты, например, электродрели, шуруповерты, стиральные машины и т. д.
На рисунке представлена схема универсального коллекторного двигателя, который может работать как от постоянного, так и от переменного тока.
Для изменения вращения ротора достаточно изменить полярность напряжения на обмотке ротора или статора, как в двигателях постоянного тока, от которых универсальные машины практически не отличаются.
Если просто поменять полярность питающего напряжения на коллекторном двигателе, то направление вращения ротора не изменится. Это необходимо учитывать при подключении электродвигателя к сети.
Также следует знать, что в двигателях большой мощности коммутируется обмотка якоря. При переключении обмоток статора возникает напряжение самоиндукции, достигающее значений, способных вывести двигатель из строя.
Конструкторы-любители в своих поделках используют различные типы двигателей. Часто используют щеточный двигатель от стиральной машины. Это удобные двигатели, которые можно подключить напрямую к сети 220 вольт. Они не требуют дополнительных конденсаторов, а регулировку скорости можно легко осуществить с помощью стандартного диммера. На клеммную колодку выводятся шесть или семь контактов.
В зависимости от типа двигателя:
- Две щетки идут на коллектор.
- Пара проводов идет от тахометра к блоку.
- Обмотки возбуждения могут иметь два или три провода. Третий служит для изменения скорости вращения.
Для реверса двигателя от стиральной машины необходимо поменять местами выводы обмотки возбуждения. Если есть третий вывод, то он не используется.
Схема реверса электродвигателя Arduino
При проектировании моделей или робототехники часто используются небольшие щеточные двигатели постоянного тока, которые управляются программируемым микроконтроллером arduino.
Если предполагается вращение двигателя только в одну сторону, а мощность электродвигателя небольшая, а напряжение питания от 3,3 до 5 вольт, то схему можно упростить и запитать напрямую от ардуино, но это делается редко.
В моделях с дистанционным управлением, где необходимо использовать реверсивные двигатели с напряжением более 5В, применяют ключи, собранные по мостовой схеме. В этом случае схема подключения двигателя с реверсом к ардуино будет выглядеть примерно так, как показано ниже. Это включение используется чаще всего.
В мостовой схеме могут быть использованы полевые транзисторы или специальное согласующее устройство — драйвер, с помощью которого подключаются мощные двигатели.
В заключение отметим, что сборку обратной цепи электродвигателя должен проводить обученный специалист.