Персональный сайт — Ракета-носитель «Союз-2»

Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Форма входа

«Союз-2» – новая ракета-носитель, которая позволит в будущем заменить ракеты-носители «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М» одной ракетой-носителем.
Ракета-носитель «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» позволит выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные. 
Разработка ракеты-носителя «Союз-2» велась на базе ракеты-носителя «Союз» в два этапа (этапы 1А и 1Б). 
Этап модернизации 1А:  
на двигателях I-II ступени применяются форсуночные головки с улучшенным смесеобразованием;  
разработана новая, единая для всех трех ступеней система управления на базе высокопроизводительной цифровой машины;  
применяется новая цифровая радиотелеметрическая система;  
конструкция блока III ступени максимально унифицирована как для этапа 1А, так и для этапа 1Б. 
Этап модернизации 1Б:  
дополнительно к мероприятиям этапа 1А используется новый двигатель на блоке III ступени с повышенными энергетическими характеристиками. 

Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 м и длиной 11,43 м.

Технические характеристики ракеты-носителя «Союз-2»
Количество ступеней 3
Стартовая масса 
312 т
Максимальная длина 
46,3 м
Диаметр головного обтекателя 2,7 м; 3,0 м; 3,3 м; 3,715 м; 4,11 м

При разработке РН «Союз-2» особое внимание было
уделено обес­печению максимальной преемственности с прототипом.
Конструкция сухих и топливных отсеков, внутрибаковых устройств,
пневмогидроарматуры, монтаж двигателей боковых и центрального блоков
ракеты-носителя в основном аналогичны РН «Союз», однако неко­торые
корпусные элементы всех ступеней усилены без изменения принципиальной
конструктивной схемы. По-иному размещены приборы и кабельная сеть
системы управления на боковых и центральном блоке. Блок третьей ступени
сохранил габариты прототипа, однако для оптимизации массы заправляемых
компонентов топлива изме­нена конфигурация баков. При этом приняты в
расчет соотношения расходов компонентов как для варианта третьей ступени
с двигателем РД-0110 (этап 1а), так и для варианта с двигателем РД-0124
(этап 16). Наконец, по-новому размещены на блоке третьей ступени
элементы систем телеизмерений и внешнетраекторных измерений.

     Центральным направлением модернизации ракеты
стало созда­ние принципиально иной цифровой системы управления, которая
разработана на основе современных принципов управления и новой
отечественной элементной базы. В качестве главного звена системы
управления РН «Союз-2» используется быстродействующая борто­вая цифровая
вычислительная машина (БЦВМ) с большим объемом оперативной памяти.

     БЦВМ непрерывно принимает сигналы от
чувствительных элемен­тов системы управления, исполнительных органов и
других абонен­тов, сравнивает текущие значения с программными и в
соответствии с принятым законом управления вырабатывает соответствующие
управ­ляющие воздействия. В состав измеряемых параметров входят
пара­метры вектора скорости, значения углов тангажа, рыскания,
враще­ния, а также показатели расходомеров топлива. В отличие от
активной системы управления, цифровая система легко адаптируется к
усло­виям полета, включая случайные внешние воздействия, и парирует их
без превышения действующих на ракету-носитель силовых нагрузок по
сравнению с их расчетными и допустимыми значениями.

Чувствительные элементы и БЦВМ располагаются на
третьей ступени ракеты-носителя, а преобразующие устройства и
исполни­тельные органы — на первой и второй ступенях.

    Внедрение цифровой системы управления позволяет
рацио­нально использовать энергетические возможности РН «Союз-2» при
выведении крупногабаритных КА, требующих применения голо­вных
обтекателей диаметром 3,7 и 4,11 м.

     Ракета-носитель «Союз-2» выполнена по схеме с
параллель­ным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой
ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по
окончании его работы. На первом этапе полета работают двига­тели четырех
боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых
блоков, — только двигатель центрального блока.

     Первая ступень РН включает четыре боковых блока конической формы, закреплённых в шаровых опорах центрального блока.

     Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из
силового конуса, несущего конического бака окислителя, межба­кового
отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси
водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной
формы.

В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается
автоном­ный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) однократного включения
РД-107А, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащен­ный
четырьмя маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами. Для управления
полетом на каждом боковом блоке с внешней стороны, противоположной
центральному блоку, на небольшом пилоне уста­новлен аэродинамический
руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для
привода руля имеется электричес­кая рулевая машина.

    Двигатели боковых блоков работают в течение -118
секунд после старта, после чего отключаются. Выключение происходит по
результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После
отключения двигателей боковые блоки отделяются от цент­рального блока и
сбрасываются.

    Вторая ступень (центральный блок) состоит из
хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения
РД-108А, содержащий четыре маршевых камеры и четыре рулевых сопла,
отсека бака перекиси водорода, в котором также установлен тороидальный
бак жидкого азота, отсека бака горючего, межбакового отсека, отсека бака
окислителя и приборного отсека.

     Запуск ЖРД центрального и боковых блоков
производится на Земле, что даёт возможность контролировать работу
двигателей в переходном режиме и при возникновении неисправностей во
время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение
безопас­ности эксплуатации. Управление полетом по трем осям
осуществляется с помощью четырех рулевых камер двигателя РД-108А.
Номинальное время работы двигателя центрального блока состав­ляет
-280-290 секунд. Разделение второй и третьей ступеней проис­ходит по
«горячей схеме».

     Третья ступень (блок «И»), состоящая из
переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и
двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью
ферменной конструкции.

Для обоих вариантов РН «Союз-2» блок «И» оснащается
двига­тельной установкой, состоящей из четырехкамерного двигателя
одно­кратного включения и четырех поворотных рулевых сопел,
использу­емых для управления полетом по трем осям. Маршевый двигатель
третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения
центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени,
непосредственно отделяют ступень от центрального блока. После
отключения двигателя и отделения космического аппарата или разгонного
блока с КА третья ступень выполняет маневр увода путем открытия
дренажного клапана в баке горючего.

Телеканал «Звезда»

Ракета-носитель «Союз-2»

12 декабря 2011, 12:52

«Союз-2» — семейство ракет-носителей, созданное на основе ракеты-носителя «Союз-У» путем глубокой модернизации. Масса полезной нагрузки выводимой на низкую орбиту Земли – от 2800 кг до 9200 кг в зависимости от модификации и точки запуска…. Подробнее »

 >

Поиск

Календарь
«  Июнь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Тройной вагон, бак и сплав.

    Что создали специально для новой ракеты «Союз-5»

    Первая ступень новой ракеты-носителя «Союз-5» длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому для ее перевозки создается сцеп из трех штук, рассказал в интервью «Газете.Ru» директор РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Дмитрий Баранов. Он также объяснил, зачем для бака горючего использовали сплав 1580 и почему «Союз-5» будут запускать со стартового стола, с которого раньше отправляли в космос украинские «Зениты».

    — Ранее вы сообщали, что все работы по производству PH «Союз-5» идут по графику. Что сделано на данный момент? Что будет сделано в ближайшее время?

    — В начале июня текущего года специалистами АО «ЦНИИмаш» и АО «РКЦ «Прогресс» (входят в госкорпорацию «Роскосмос») успешно проведены статические испытания опытных образцов бака горючего первой ступени стендового блока перспективной ракеты-носителя «Союз-5». По результатам испытаний подтверждена статическая прочность нижней части бака горючего с силовым кольцом стендового блока первой ступени РН «Союз-5», предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний.

    В настоящее время на производственной площадке РКЦ «Прогресс» смонтированы три установки сварки трением с перемешиванием. Первая из установок принята в эксплуатацию, на установке уже сварено более 20 обечаек

    (трехслойные конструкции с алюминиевым заполнителем и обшивками из углепластика, нужные для защиты полезного груза на атмосферном участке полета и в условиях наземной эксплуатации — «Газета.Ru») из сплава 1580 для проведения наземной экспериментальной отработки и испытаний РН «Союз-5». К концу 2022 года планируется изготовить более 30 обечаек (ранее «Газета.Ru» рассказывала, что установки для сварки перемешиванием созданы и установлены на РКЦ «Прогресс» чебоксарским предприятием «Сеспель». Оборудование обеспечивает сварку плит толщиной порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками и повысит прочность баков новой РН).

    — Как вы сказали выше, материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя «Союз-5», — алюминиевый сплав 1580. Он также применяется впервые. Чем он хорош?

    — По сравнению со сплавом, используемым при производстве РН «Союз-2», у него повышенные механические характеристики в сочетании с приемлемой стоимостью. Сплав 1580 позволит обеспечить прирост массы выводимой полезной нагрузки на орбиту до нескольких сотен килограмм.

    — Ранее также сообщалось, что впервые на новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и легких волоконно-оптических гироскопах. Объясните, пожалуйста, что это такое, для чего нужно и чем лучше предыдущего блока?

    — Действительно, бесплатформенный инерциальный блок (БИБ) впервые применен на ракете-носителе российской разработки. Инновационность прибора БИБ заключается в том, что он построен на волоконно-оптических гироскопах (гироскоп — устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета — «Газета. Ru»).

    close

    100%

    Волоконно-оптический гироскоп – это оптико-электронный прибор для изменения абсолютной относительно инерциального пространства угловой скорости. Прибор БИБ выполняет построение на борту ракеты-носителя в точке старта требуемой системы координат и сохранение положения стартовой системы координат в инерциальном пространстве все время полета. Также БИБ определяет положение ракеты-носителя относительно этой системы координат и выдает в систему управления информацию об углах поворота ракеты, а именно углах тангажа, рыскания и вращения (это необходимая информация о полете ракеты, так как любое движение неправильном направлении может привести к отклонению от курса — «Газета.Ru»).

    Преимущества БИБ по сравнению с ранее применявшимся комплексом командных приборов заключаются в малых габаритах и массе, небольшом потреблении энергии и отсутствии подвижных механических элементов, сложных в изготовлении.

    — Действительно ли «Союз-5» будет запущена со стартового стола, который ранее использовался для пусков украинских «Зенитов»?

    — Да, ракета-носитель «Союз-5» проектируется с учетом требований по ее запуску со стартового стола, который ранее использовался для пусков ракета-носителей «Зенит». Этот стартовый стол подразумевает прием, установку и пуск с него ракеты-носителя в автоматизированном режиме, без проведения ручных операций. Это, в свою очередь, накладывает ограничения на количество связей ракеты с наземным оборудованием.

    Данный подход существенно сокращает количество связей «земля-борт», что предполагает отказ от релейных связей, и, как следствие, облегчение бортовой кабельной сети, уменьшение количества приемо-передающей преобразующей бортовой аппаратуры.

    — Мы знаем, что на «Союзе-5» будет применяться система аварийной защиты двигателей. Готова ли уже эта защита? Испытана ли она? Где будут проведены эти испытания?

    — В настоящий момент мы завершаем проектирование системы аварийной защиты двигателей РД171МВ, РД0124МС. Дочернее предприятие АО «РКЦ «Прогресс» — АО «НПО автоматики» (Екатеринбург) приступает к изготовлению опытных образцов и проведению автономных испытаний приборов.

    Для отработки системы конструкторами запланированы два вида испытаний. Один вид будет проведен при огневых испытания двигателя РД0171МВ в АО «НПО Энергомаш» и двигателя РД0124МС в АО «Конструкторское бюро химавтоматики».

    Другой — при огневых стендовых испытаниях блока Ӏ и ӀӀ ступени РН «Союз-5» в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности.

    — Как нам известно, такая схема защиты двигателей будет применяться впервые. На каких этапах полета ракеты-носителя она будет использоваться?

    — Действительно, система аварийной защиты двигателей (САЗ Д) РД171МВ, РД0124МС будет применяться впервые.

    По сути, она будет состоять из трех вычислительных машин (одна на Ӏ ступени и две на ӀӀ ступени), которые будут работать по сложным алгоритмам, созданными организациями-разработчиками двигателей.

    Система будет функционировать на протяжении всей работы двигателя и контролировать работу двигателей на протяжении всего полета ракеты-носителя.

    — Когда PH «Союз-5» планируют направить на Байконур и на каком транспорте?

    — В эскизном проекте проработаны варианты железнодорожной транспортировки ракеты на космодром. Главная особенность комплекта железнодорожного оборудования – сцеп из трех вагонов с заниженной посадкой. Последнее обусловлено габаритами ракеты. По этой же причине

    она будет перевозиться не в контейнерах, а на специальных агрегатах в защитных чехлах.

    Первая ступень РН «Союз-5» длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому и используется сцеп. Его изготавливает АО «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения». Транспортирование РН «Союз-5» железнодорожным транспортом возможно осуществить одним эшелоном.

    Космический корабль «Союз»


     

    Семейство кораблей «Союз»

    Ключевые новые внешние особенности корабля «Союз-МС», последнего варианта семейства кораблей.

    СОЮЗ
    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

    Задуманный в 1960 году космический корабль «Союз» стал советским кораблем второго поколения, способным доставлять людей в космос. В отличие от своего предшественника — одноместного «Востока» — «Союз».
    сможет проводить активное маневрирование, орбитальное сближение и стыковку.
    Все эти возможности были необходимы для полета вокруг Луны и поддержки посадки на Луну. В раннем сценарии «окололунного»
    задача, определенная в 1962 году, комплекс «Союз» будет собран
    на околоземную орбиту из трех последовательно запущенных элементов.

    Несмотря на ряд громких инцидентов с пилотируемыми кораблями «Союз» и грузовыми кораблями «Прогресс» в начале 2020-х годов, общее количество проблем при их предстартовых испытаниях и полетах на Международную космическую станцию ​​неуклонно снижается. внутриотраслевая статистика.

    СОЮЗ
    7К-ОК ВАРИАНТ

    По сравнению со своими предшественниками — «Востоком» и «Восходом» — трехместный «Союз» обладал огромными преимуществами. Наиболее важной особенностью нового корабля будет его система сближения и стыковки.

    Происхождение варианта 7К-ОК

    Несмотря на то, что первые космические корабли «Союз», достигшие космоса, были связаны с советскими исследованиями Луны, они предназначались для миссий на околоземной орбите. Получив обозначение 7К-ОК, его основной целью было
    репетиция орбитального рандеву, которая будет иметь решающее значение для лунной экспедиции. Полеты корабля «Союз 7К-ОК» также преследовали политическую цель — сократить перерыв в советской программе пилотируемых космических полетов.

    Проработка 7К-ОК

    28 августа 1965 года ведущий конструктор Алексей Тополь принес Борису Чертоку официальный график разработки 7К-ОК, только что утвержденный Королевым. Черток с трудом поверил своим глазам, ведь к декабрю того же года документ требовал построить и оснастить прототипы «Союзов» для проведения 13 различных испытаний.

    Производство первых кораблей «Союз-9″0007
    Во второй половине 1965 года, после нескольких лет на чертежной доске, в СССР начали появляться в металле пилотируемые космические корабли нового поколения. Окончательная сборка «Союза» проходила в зале 44 под руководством Г.М. Маркова на Заводе опытного машиностроения ЗЭМ в Подлипках, который традиционно служил производственной базой соседнего ОКБ-1.

    7К-ОК №2 (Космос-133)

    28 ноября 1966 года в СССР был осуществлен первый испытательный полет космического корабля «Союз» нового поколения под кодовым названием «Космос-133». Предполагалось, что беспилотный аппарат будет играть роль «активного» корабля во время маневров сближения с «пассивным» космическим кораблем, запуск которого должен был состояться через 24 часа. Однако все пошло не по плану…

    7К-ОК №1 попытка пуска

    Надеясь быстро оправиться от серьезных технических неполадок в первом полете «Союза» 28 ноября 1966 г. , советские инженеры поспешили подготовить запуск второго космического корабля, оставшегося от прерванного двойного полета. Значительно лучше понимая технические и организационные проблемы, руководители проекта «Союз» решили 14 декабря 19 декабря отправить корабль 7К-ОК № 1 в одиночный полет.66. Однако на этот раз попытка запуска привела к фатальной катастрофе…

    Третий испытательный беспилотный пуск космического корабля «Союз» должен был окончательно отработать новый корабль и тем самым открыть двери для возобновления политически важного пилотируемого космического полета в СССР после двухлетнего перерыва. Миссия стартовала в феврале 1967 года и могла бы считаться оглушительным успехом космического корабля нового поколения… если бы не неприятный сюрприз в самом конце полета…

    Первый пилотируемый запуск космического корабля «Союз» 23 апреля 1967 года закончился катастрофически через 24 часа гибелью Владимира Комарова при аварийной посадке из-за нераскрывшегося основного парашюта.
    Подробно: Планирование | Сценарий | Обучение | Подготовка | Решение | Запуск | Повторный вход | Авария | Расследование

    В октябре 1967 года пара беспилотных космических кораблей «Союз», официально обозначенных как «Космос-186» и «Космос-188», впервые в мире совершила на орбите полностью автоматизированную стыковку. Это поистине выдающееся инженерное достижение значительно подняло боевой дух советской космонавтики, все еще не оправившейся от потери Владимира Комарова.

    После неудачной первой встречи в октябре 1967 года советские космические чиновники решили отправить еще одну пару беспилотных космических кораблей «Союз» для стыковки на орбите. Подготовка к полету была омрачена трагической гибелью в авиакатастрофе первого в мире космонавта Юрия Гагарина в марте 1968 года, но уже в следующем месяце два корабля «Союз» без сучка и задоринки совершили успешную автоматическую стыковку.

    В августе 1968 года в СССР началась генеральная репетиция вновь разработанного космического корабля «Союз» для повторной сертификации его для пилотируемых полетов после гибели Владимира Комарова более года назад. Корабль 7К-ОК № 9, скрытый под названием «Космос-238», совершил пятый испытательный полет после аварии на корабле «Союз-1».

    В октябре 1968 года «Союз» наконец вернулся в полет с пилотом на борту. Сразу после выхода на орбиту на борту корабля «Союз-3» космонавт Георгий Береговой начал ручной подход к беспилотному «Союзу-2», но в темноте ночи допустил серьезные ошибки, пытаясь состыковаться в перевернутом положении и сильно перерасходовав топливо.

    В январе 1969 года двойная миссия «Союз» наконец-то завершила сближение и выход двух космонавтов с одного космического корабля на другой, первоначально запланированный на 1966 год. Этот экспериментальный полет имел долгосрочные последствия для будущих лунных экспедиций и орбитальной сборки.

    Космические корабли «Союз-6, -7, -8» выполняют тройной полет

    С советским лунным проектом застопорились неудачи ракеты Н1 в 1969 руководители ракетной промышленности были вынуждены изобретать более зрелищные миссии на базе имеющихся кораблей «Союз 7К-ОК». Успех полета двух пилотируемых кораблей «Союз» в январе 1969 года вдохновил на идею повторить стыковку двух космических кораблей, но на этот раз с учетом того, что третий пилотируемый корабль летит в строю с первыми двумя. Тройная миссия проходила с 11 по 18 октября 1969 года.

    В июне 1970 года два советских космонавта провели на борту корабля «Союз-9» 18 суток.космический корабль, установивший рекорд продолжительности полета. Теоретически миссия подготовила советских космонавтов к возможной лунной экспедиции. Однако цена достижения была высока, и это дало важные уроки на будущее.

    ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВАРИАНТЫ «СОЮЗ»

    Параллельно
    при разработке машины 7К советские конструкторы работали над
    космический корабль, получивший обозначение ЛОК — по сути, «Союз» «на стероидах», который был бы способен
    выведение двух советских космонавтов на орбиту Луны. Во время экспедиций на поверхность Луны ЛОК будет играть роль «материнского» корабля для спускаемого аппарата ЛК, который доставит на поверхность Луны одного члена экипажа.

    Космический корабль «Союз» без Жилого модуля был разработан для
    окололунная миссия в рамках проекта L1. Официально идентифицируется как Зонд,
    Космический корабль L1 совершил несколько беспилотных испытательных миссий со смешанными результатами, пока программа не была отменена после успеха «Аполлона».
    В глубину: 2P | 3П | 4л | 5л | 6Л (Зонд-4) | 7л | 9Л (Зонд-5) | 12л (Зонд-6) | 13 л

    С окончанием Лунной гонки,
    СССР потихоньку переключил свое внимание в области пилотируемых космических полетов на околоземную орбитальную станцию. Соответственно,
    «Союз» был переделан под роль парома, способного доставлять
    экипаж из трех человек на заставу. Первый такой автомобиль, получивший обозначение
    «Союз-10» совершил полет в 1971 году. Однако в том же году полет «Союза-11» завершился катастрофой, когда три его космонавта погибли в результате разгерметизации спускаемого аппарата по дороге домой.

    26 июня 1972 года советская космическая программа сделала свой первый крупный шаг на трудном пути восстановления после катастрофы корабля «Союз-11». Модернизированная версия корабля 7К-Т облетела Землю без экипажа в автономном полете под названием «Космос-496».

    Специализированная версия космического корабля «Союз», первоначально известная как 7К-ТМ, была специально разработана для совместной миссии с американским кораблем «Аполлон» в 1975. Он был оборудован стыковочным портом нового типа, получившим название APAS.

    Открытый в 1979 году космический корабль «Союз-Т» («Т» означает «транспорт») был оснащен совершенно новой системой управления движением с использованием цифрового компьютера; модифицированная двигательная установка с интегрированной системой подачи топлива для всех двигателей. Многие бортовые системы были заменены на более новые, более качественные. В совокупности эти модификации позволили увеличить размер экипажа до трех человек, на этот раз включая скафандры. Также был увеличен орбитальный срок службы космического корабля. В 1980 «Союз-Т» впервые вывел экипаж на орбиту.

    Модификация космического корабля «Союз» ТМ, где М означает «модифицированный», имела усовершенствованную радиосистему сближения «Курс», модифицированную систему управления движением и систему радиосвязи. Он также был оснащен подруливающим устройством с сегментированными запасами топлива и газа. Корабль был впервые запущен в беспилотном режиме в 1986 году к космической станции «Мир» и доставил свой первый экипаж на «Мир» в 1986 году.87. Версия ТМ также стала базовой для серии грузовых автомобилей «Прогресс-М».

    В октябре 1991 года во время встречи с представителями Боинга (головного подрядчика станции) глава НПО «Энергия» Юрий Семенов предложил космический корабль «Союз» компании «Союз» в качестве «спасательной шлюпки» для космической станции «Свобода». 18 июня 1992 г.
    Администратор НАСА Дэниел Голдин и генеральный директор Российского космоса
    Агентство Юрия Коптева «ратифицировало» контракт между НАСА и НПО
    «Энергия» изучит возможность использования «Союза» и российского стыковочного порта в
    Проект свободы.

    Союз ТМА,
    или «антропометрический» вариант был разработан в рамках американо-российских
    совместная программа на Международной космической станции, МКС. «Антропометрические» усовершенствования в основном были направлены на то, чтобы позволить более высоким членам экипажа летать на «Союзе». Производство космического корабля ТМА,
    однако затормозился из-за неплатежей российского правительства
    РКК «Энергия» в конце 1990-х гг. По иронии судьбы, НАСА, которое изначально
    заказал модернизацию, в один момент отказался платить за разработку ТМА,
    пока Россия не сможет обеспечить будущее производство космического корабля. После многих задержек в 2002 году ТМА наконец взлетел.0007

    Внедрение космического корабля «Союз ТМА-М» стало последним шагом в серии поэтапных модернизаций легендарного российского пилотируемого транспорта. Первоначально обозначенный как Series 700, «Союз ТМА-М» также был неофициально известен как «цифровой Союз» — ссылка на усовершенствованный бортовой компьютер управления полетом. Системы, представленные в этом раунде модификаций, также обещали проложить путь к разработке пилотируемого автомобиля нового поколения. После некоторых задержек первый «Союз ТМА-М» поднялся на старт в октябре 2010 г.

    Подробнее: НОВИНКА, 9 января: Система SOTR (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ) | НОВИНКА, 2 марта: Система вентиляции (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖИМОЕ)

    Союз МС: Окончательная модернизация?

    После почти полувека орбитальных полетов российский транспортный корабль-ветеран в 2016 году получил очередную модернизацию — вариант «Союз-МС» (известный также как серия 730). Союз МС заменил Союз ТМА-М.

    Подробнее: NEW, 19 декабря: Система СОТР | Проект корабля «Союз-МС» (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ) | Система сближения Курс-НА | Система электропитания | Система спутниковой связи ЭКТС | Двигательная установка | СЗИ-М «Черный ящик» | Замена импортной авионики на кораблях серии «Союз МС» (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ) | Модернизация кораблей «Союз-МС» и «Прогресс-МС» (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ)

    Усовершенствованная система транспортировки экипажа (АКТС), также известная как «Евро-Союз», появилась в 2006 году, когда российская компания РКК «Энергия» осознала, что ее предложения по замене космического корабля «Союз» многоразовым планером «Клипер» будут слишком амбициозными для нынешнего уровня финансирование российской космической отрасли. Вместо этого модифицированный «Союз», способный выйти на лунную орбиту, послужит технологическим мостом, возможно, проложив путь к будущему развитию «Клипера».

    В середине 2000-х улучшение экономических перспектив российской экономики и медленно растущий космический бюджет, возможно, побудили РКК «Энергия» сбросить пыль со своих старых планов по строительству лунной базы. Одна из концепций лунного транспорта будет включать в себя комбинацию возвращаемого аппарата корабля «Союз» с большой жилой секцией на основе кабины предлагаемого многоразового орбитального корабля «Клипер».

    РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА СОЮЗ

    Классика
    семитонный корабль «Союз» состоит из трех основных узлов, обеспечивающих
    на каждом этапе полета от выхода на орбиту до посадки. Защищать
    системы корабля от резких перепадов температуры в космосе, все его поверхности
    подвергается воздействию космоса, за исключением активных элементов датчиков, антенн, окон,
    стыковочное оборудование, сопла двигателей и панели радиаторов покрыты многослойной вакуумно-экранной теплоизоляцией.

    Жилье
    часть космического корабля «Союз» несет важные системы жизнеобеспечения
    для экипажа, включая туалет и водоснабжение. Он также обеспечивает доп.
    жилая комната во время полета и может служить шлюзом для космического
    прогулки. В большинстве миссий передняя часть жилой секции оборудована
    со стыковочным оборудованием, позволяющим экипажу оставаться

    Возвращаемый аппарат космического корабля «Союз», известного под аббревиатурой «СА». это единственная часть корабля, которая возвращается на Землю в конце миссии. Он состоит из двух или трех кушеток индивидуальной формы, на которых космонавты откидываются для подъема, спуска и посадки. Сиденья обращены к органам управления и дисплеям, используемым для всех важных действий в полете.

    Приборный модуль космического корабля «Союз», известный по аббревиатуре ПАО, или Приборно-агрегатный Отсек , в свою очередь, подразделяется на три основных отсека: Промежуточный отсек, Приборный отсек, ПО и Двигательный отсек, АО.

    ПРОФИЛЬ НАЗНАЧЕНИЯ И БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ

    С 1971 года и вплоть до XXI века основной ролью кораблей «Союз» в космической программе России была доставка экипажей на космические станции на низкой околоземной орбите. «Союз» мог оставаться в космосе до 200 суток при стыковке со станцией и мог вращаться вокруг Земли в автономном полете 4,2 суток. Автономный полет обычно делится на две фазы: 2,2 дня от запуска до стыковки со станцией и несколько часов от расстыковки до посадки с запасом в два дня.

    Почти полвека пилотируемый космический корабль «Союз» выходил на орбиту на своей одноименной ракете. За десятилетия космический корабль и его ракета-носитель прошли несколько модернизаций, однако профиль запуска не сильно изменился. Отработавшие ступени ракеты и другие компоненты попадают в несколько специально отведенных зон в Казахстане и России через несколько минут после их отделения.

    Пожалуй, самая рискованная и страшная часть полета «Союза» наступает в самом конце, с огненным входом в атмосферу, за которым следует жесткое приземление, которое, по словам многих испытавших это членов экипажа, лишь номинально можно назвать мягким.

    «Союз» оснащен несколькими двигателями, отвечающими за маневрирование и ориентацию на орбите. Главный двигатель и два типа многоцелевых двигателей управления ориентацией питаются от набора баков, образующих единую систему, известную под русской аббревиатурой КДУ. Как и остальные космические корабли «Союз», КДУ претерпел множество модернизаций за время своей многолетней службы.

    На протяжении десятилетий ракеты оставались самым быстрым и опасным средством передвижения, созданным людьми. Неудивительно, что инженеры пошли на многое, чтобы разработать «страховые полисы» на случай, если что-то пойдет не так во время безумной поездки за пределы земной атмосферы. Как оказалось, наиболее практичным способом спастись от отказавшей ракеты было бы использовать еще одну специальную ракету! Такой метод применялся на американских «Меркуриях», «Аполлонах» и российских «Союзах». Последняя система действительно получила шанс проявить себя в реальной аварийной ситуации…

    Стыковка
    была основной возможностью космического корабля «Союз» во время обоих лунных
    программа посадки и последовавшие за ней многочисленные полеты на космическую станцию. Несколько
    типы и модификации стыковочного оборудования испытывались в период с 1967 г.
    и 1975 г., до появления долгоживущей конструкции «конусной системы».
    появился. Такой механизм включает в себя стержень на космическом корабле «Союз», который
    служит активным космическим кораблем во время сближения и принимающим
    конус, установленный на борту космической станции.

     

    Работа ракет «Союз» в 2022 году

    Ракеты «Союз» в тени войны

    К началу 2022 года российские танки, скопившиеся на границе с Украиной, оказались нацелены на достижение одной важной цели – последних перспектив будущих зарубежных заказов на ракеты «Союз». Тем временем оставшийся международный заказчик «Союза» должен был подготовить запасные планы.

    Предыдущая страница: Семейство ракет «Союз» в 2021 году

    ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ!

    Во время массовой эскалации Кремлем войны на Украине в феврале 2022 года «Союз» оставался единственным российским семейством ракет, все еще выполнявшим коммерческие миссии для международных заказчиков. На тот момент главным и практически единственным крупным зарубежным заказчиком, полностью зависимым от «Союза», была лондонская компания OneWeb, которая уже осуществила 13 запусков, развернув свою спутниковую интернет-сеть. После полномасштабной войны на Украине судьба будущих запусков OneWeb зависела от состояния экономических связей между Россией и Западом и возможных новых санкций.

    По данным отраслевых источников, OneWeb уже оплатила все ракеты «Союз», предназначенные для доставки спутников первого поколения для группировки, поэтому не ожидалось, что возможный запрет на перевод средств в Россию повлияет на действующий контракт между базирующимся в Париже Arianespace и российская космическая отрасль. Чтобы сорвать операцию, еще не введенные санкции должны были бы запретить фактические запуски, но Европейский союз указал, что не будет запрещать «космические услуги», сообщил 9 источник в отрасли.0345 RussianSpaceWeb.com 23 февраля (или за несколько часов до того, как Россия начала свое последнее наступление на Украину).

    Ранее OneWeb также исключила любые запуски своих кораблей «Союз» с сильно недоиспользованного российского космодрома Восточный, который Роскосмос отчаянно хотел задействовать в проекте и который использовался компанией в 2021 году. Начиная с 2022 года, все запланированные миссии OneWeb были запланированы. с космодрома Байконур в Казахстане.

    Наконец, OneWeb подготовила несколько запасных планов по использованию нероссийских ракет в будущем. Согласно одному отраслевому источнику, у компании было «несколько вариантов» среди доступных провайдеров запуска, но она рассматривала их в крайнем случае. Предположительно, OneWeb прибегнет к этому плану для запуска спутников следующего поколения, начиная с 2025 или 2026 года, или в случае крупного срыва экономического сотрудничества между Россией и Западом, который действительно имел место после вторжения Москвы в Украину 24 февраля. Почти сразу OneWeb приостановил все свои запуски на кораблях «Союз», а «Роскосмос» прекратил запуски кораблей «Союз» с европейского космодрома во Французской Гвиане.

    Сообщается, что OneWeb оплатила 90 процентов стоимости каждого неиспользованного транспортного средства, поскольку оставшиеся деньги должны были быть доставлены после завершения запусков.

    Правящий совет ЕКА, собравшийся в Париже 16 и 17 марта, официально приостановил все свои миссии, ранее запланированные к запуску на корабле «Союз». По данным агентства, они включали «четыре институциональные миссии, для которых ЕКА было организацией по закупке пусковых услуг (Galileo M10, Galileo M11, Euclid и EarthCare) и один дополнительный институциональный запуск. Следовательно, генеральный директор ЕКА инициировал оценку потенциальных альтернатив услуги по запуску для этих миссий, которые должны были включать обзор первых эксплуатационных полетов Ariane 6. Государствам-членам должен был быть представлен подробный манифест запуска для потребностей запуска миссий ЕКА, в том числе для космических кораблей, первоначально запланированных для запуска кораблем «Союз» с Куру. , сообщает ЕКА.0007

    На пресс-конференции 17 марта по итогам парижской встречи ЕКА объявило, что рассматривает возможность размещения одной из бывших полезных нагрузок «Союз» на первом запуске ракеты «Ариан-6», но в то время такой сценарий маловероятен. В то же время последующий Ariane-6 рассматривался для запуска застрявших спутников Galileo уже в 2023 году, по словам главы Arianespace. 29 марта ЕКА объявило, что сосредоточится на Ariane-6 и Vega-C в качестве замены «Союзу» и к июню предложит основной и резервный план запуска для каждой из своих застрявших миссий. Агентство также заявило, что на заседании совета министров в ноябре оно предложит своим государствам-членам поддержать один из конкурентоспособных проектов микропусковых установок, разрабатываемых в то время в Европе, с целью запуска одной из своих миссий уже в 2024 году9.0007

    К октябрю ЕКА заключило соглашение о запуске телескопа Евклид на ракете Falcon-9 в середине или в конце 2023 года. К началу 2023 года запуск был назначен на июль 2023 года. Миссия астероида Гера, намеченная на запуск в 2024 году, также был переназначен на Falcon-9, а спутник дистанционного зондирования EarthCare должен был полететь на Vega-C в том же году.

    В течение года O3b, еще один бывший пользователь ракет «Союз», завершил свои планы по запуску будущих спутников на Falcon-9.ракет начиная с декабря 2022 года.

    Тем временем Роскосмос застрял на расходах на хранение и техническое обслуживание неиспользуемых ракет, если госкорпорация когда-либо планировала запускать аппараты с федеральной полезной нагрузкой.

    Тем не менее, в марте 2023 года Тори Бруно, генеральный директор United Launch Alliance, ULA, предсказал десятилетнюю глобальную нехватку средств доставки в космос из-за ухода ракет «Союз» с мирового пускового рынка в сочетании с новым спросом со стороны развивающихся «мега- созвездия».

    полетов ракеты «Союз» в 2022 году:

    3 февраля: «Союз» запускает секретную полезную нагрузку

    .

    В начале российских попыток запуска на орбиту в 2022 году ракета «Союз-2-1а» доставила на орбиту засекреченный спутник после старта с военного космодрома Плесецк к северу от Москвы 5 февраля.


    10 февраля: «Союз» запускает 13-й кластер OneWeb

    Ракета «Союз» продолжила развертывание группировки OneWeb с первой миссией в 2022 году, стартовав 10 февраля в 21:09.Московское время (13:09 EST). Запуск с приэкваториального космодрома во Французской Гвиане стал 13-й миссией OneWeb, увеличив общее количество космических аппаратов в сети с 394 до 428.


    15 февраля: «Прогресс МС-19» прибывает на МКС

    Первая в 2022 году российская грузовая миссия на Международную космическую станцию ​​вылетела с космодрома Байконур 15 февраля. Космический корабль «Прогресс МС-19» прошел двухсуточный профиль сближения с аванпостом, стыковался с модулем «Поиск» 17 февраля.


    18 марта: «Союз МС-21» стартует на фоне вторжения России в Украину

    Первый российский экипаж на фоне войны Кремля против Украины стартовал в пятницу к Международной космической станции МКС. Так совпало, что впервые за много лет на борту свежего транспортного корабля «Союз», который, как ожидается, пристыкуется к Причалскому узловому модулю, УМ, впервые на российском сегменте МКС, не было иностранных членов экипажа.


    22 марта: «Союз» запускает 10-й спутник «Меридиан-9».0007

    Российские военнослужащие на космодроме Плесецк запустили ракетой «Союз-2-1а»/»Фрегат» свежую копию спутника «Меридиан». Выйдя на эллиптическую орбиту вокруг Земли во время продолжающейся войны против Украины, спутник, вероятно, сыграет роль в укреплении военной связи, возможно, заменив вышедший из строя космический корабль серии «Меридиан».


    7 апреля: «Союз» запускает спутник-шпион

    Российские военнослужащие в Плесецке за две недели запустили второй спутник. Ракета «Союз-2-1б» несла полусекретную полезную нагрузку, известную как «Лотос-С1» или 14Ф145. Это было шестое дополнение к группировке «Лиана», выполняющей радиотехническую разведку из космоса для Вооруженных сил России.


    3 июня: Прогресс МС-20

    3 июня с космодрома Байконур вылетела вторая в 2022 году российская грузовая миссия на Международную космическую станцию. Космический корабль «Прогресс МС-20» прошел двухвитковый профиль сближения с аванпостом и успешно состыковался со станцией через 3,5 часа после старта.


    Стартовый перерыв

    В связи с отсутствием командировок с Байконура в июне и июле РКЦ «Прогресс» временно отправил своих сотрудников в казахстанский филиал в отпуск на этот период.


    7 июля: Старт четвертого спутника ГЛОНАСС-К с

    Россия запустила новый спутник для пополнения своей навигационной группировки двойного назначения. Спутник ГЛОНАСС-К №16 стартовал на ракете «Союз» с космодрома Плесецк 7 июля 2022 года.


    1 августа: Союз-2-1в запускает военный спутник

    1 августа 2022 года с космодрома Плесецк стартовала российская легкая ракета, доставившая секретный полезный груз, обозначенный как «Космос-2558». Это был восьмой полет ракеты-носителя «Союз-2-1в» с момента ее ввода в эксплуатацию в 2013 году9.0007


    9 августа: «Союз» запускает спутник российского производства для Ирана

    9 августа 2022 года ракета «Союз» вывела на орбиту спутник визуализации для иранского правительства, что ознаменовало уход российской рабочей лошадки с западного рынка космических запусков после вторжения Москвы в Украину.


    21 сентября: Союз МС-22 запускает миссию по обмену экипажами с НАСА

    Стартовав в варианте ракеты «Союз-2-1а», космический корабль «Союз МС-22» возобновил регулярные полеты американских астронавтов на российских пилотируемых кораблях к МКС. Однако на этот раз Россия предоставила НАСА места на кораблях «Союз» в обмен на полеты российских космонавтов космического агентства США на борту новых американских транспортных кораблей.


    10 октября: Старт пятого спутника ГЛОНАСС-К с

    Россия запустила в 2022 году второй спутник для пополнения своей навигационной сети ГЛОНАСС. Спутник ГЛОНАСС-К №17, пятый в серии «К», стартовал на ракете «Союз» с космодрома Плесецк ранним утром 10 октября.


    21 октября: Союз-2-1в запускает пару секретных полезных нагрузок

    21 октября 2022 года из Плесецка стартовала российская легкая ракета с двумя засекреченными полезными нагрузками, получившими общедоступные обозначения «Космос-2561» и «-2562». Это был девятый полет ракеты-носителя «Союз-2-1в» с момента ее ввода в эксплуатацию в 2013 году9.0007


    22 октября: «Союз» запускает трио «Гонец», протоспутник «Скиф-Д»

    Ракета «Союз-2» доставила три свежих спутника для сети связи «Гонец-М» и экспериментальную версию спутника нового поколения «Скиф-Д» 22 октября. Это первая миссия 2022 года с космодрома Восточный. Выступая перед персоналом в Восточном после успешного пуска, директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил, что 25 октября на космодром должна прибыть еще одна ракета «Союз» и еще две ракеты готовы к вывозу на заводе в Самаре.


    26 октября: «Прогресс МС-21» для пополнения запасов МКС

    Ракета «Союз-2-1а» с третьим и последним российским грузовым полетом на Международную космическую станцию ​​(МКС) в 2022 году стартовала рано утром 26 октября и успешно доставила грузовой корабль «Прогресс МС-21» на начальную орбиту.


    2 ноября: «Союз» запускает спутник обнаружения ракет

    Утром 2 ноября военнослужащие космодрома Плесецк на севере России запустили ракету «Союз-2-1б» с секретным полезным грузом, который, как считается, является шестым спутником «Купол» группировки, предназначенной для раннего оповещения руководства России о ракетные пуски по всему миру.


    28 ноября: Ракета «Союз-2» запустила последний спутник ГЛОНАСС-М

    Российские военнослужащие запустили 61-й и последний спутник серии ГЛОНАСС-М для национальной орбитальной навигационной сети. Ракета «Союз-2-1б/Фрегат» стартовала с космодрома Плесецк 28 ноября 2022 года. Чуть более чем через три с половиной часа спутник ГЛОНАСС М-61 должен быть выведен на круговую орбиту на высоте около 19 000 километров над Землей. поверхность.

     

    Сводка запусков ракет «Союз» в 2022 году:

    1

    5 февраля

    10:00 по московскому времени

    Космос-2553, (Нейтрон)

    Военный

    Союз-2-1а

    Плесецк

    43

    4

    Успех

    1950

    2

    10 февраля

    15:09:37 Время Французской Гвианы

    34 спутника OneWeb (395-428)

    Применение/связь

    Союз СТ-Б

    Куру

    ЭЛС

    Успех

    1951

    3

    15 февраля

    07:25:39. 528 Московское время

    Прогресс МС-19

    Пилотируемое/грузовое снабжение

    Союз-2-1а

    Байконур

    31

    6

    Успех

    1952

    4

    18 марта

    18:55:19 Московское время

    Союз МС-21

    Пилотируемый

    Союз-2-1а

    Байконур

    31

    6

    Успех

    1953

    5

    22 марта

    15:48:22. 591 Московское время

    Меридиан № 20L

    Военные / связь

    Союз-2-1а

    Плесецк

    43

    4

    Успех

    1954

    6

    7 апреля

    14:20:18.321 Московское время

    Космос-2554
    (Лотос-С1 №806)

    Военный / ELINT

    Союз-2-1б

    Плесецк

    43

    3

    Успех

    1955

    7

    19 мая

    11:03:32. 331 Московское время

    (Космос-2556 (Барс-М3)

    Военная / картография

    Союз-2-1а

    Плесецк

    43

    4

    Успех

    1956

    8

    3 июня

    12:32:16 Московское время

    Прогресс МС-20

    Пилотируемое/грузовое снабжение

    Союз-2-1а

    Байконур

    31

    6

    Успех

    1957

    9

    7 июля

    12:18:06 Московское время

    Космос-2557 (ГЛОНАСС-К №16Л)

    Военные / навигация

    Союз-2-1б/Фрегат

    Плесецк

    43

    4

    Успех

    1958

    10

    1 августа

    23:25:48. 401 Московское время Космос-2558

    Военные / инспекции

    Союз-2-1в

    Плесецк

    43

    4

    Успех

    1959

    11

    9 августа

    08:52 Московское время

    Хайам

    Военный

    Союз-2-1б/Фрегат

    Байконур

    31

    6

    Успех

    1960

    12

    21 сентября

    16:54:50 Московское время Союз МС-22 Пилотируемый Союз-2-1а Байконур 31 6

    Успех

    1961
    13

    10 октября

    05:52:32. 531 Московское время Космос-2559 (ГЛОНАСС-К №17Л)

    Военные / навигация

    Союз-2-1б/Фрегат

    Плесецк

    43

    Успех

    1962

    14

    21 октября

    22:20:15 Московское время Космос-2561, Космос-2562 Военный Союз-2-1в Плесецк 43

    Успех

    1963
    15

    22 октября

    22:57:09.