Содержание

бумажная и электронная, для чего нужна, как сделать, как восстановить

Авто

И как она помогает экономить деньги

Дмитрий Сергеев

знает все про автомобили

Профиль автора

У каждого автомобиля есть своя история.

Хорошая — это если его обслуживали качественными запчастями, ухаживали за салоном и если били в ДТП, то доверяли ремонт хорошим специалистам.

Все это время хозяин может собирать в одну папку чеки, заказ-наряды и даже фотографии, а также соблюдать регламент техобслуживания (ТО) и вовремя менять расходники. У машины с плохой историей в лучшем случае хорошим будет только отчет по подставному VIN и текст объявления, в котором все по заводу и в состоянии «сел и поехал».

И в том и в другом случае может пригодиться сервисная книжка. Хорошему хозяину она поможет содержать автомобиль в достойном состоянии и, вполне возможно, продать подороже, когда придет время. Но еще сервисная книжка — уже, скорее всего, поддельная — может помочь перекупщику создать видимость, что за машиной следили.

Я расскажу, как вести сервисную книжку, что в нее записывать и в каком случае она может повысить рыночную стоимость автомобиля при его продаже. А еще расскажу, как читать сервисные книжки других автомобилей.

Что такое сервисная книжка автомобиля

Сервисная книжка — это летопись истории машины. В нее записывают сведения о том, когда и как обслужили или отремонтировали автомобиль, где это делали и какой при этом был пробег.

Ни один закон не обязывает владельца автомобиля вести сервисную книжку, но лучше, когда она есть. Внутри две категории информации об обслуживании автомобиля:

  1. Текущее техническое обслуживание (ТО). В автомобиле пока что ничего не сломалось, но его обслуживают: меняют масло в двигателе, масляный и воздушный фильтры, некоторые ремни и многое другое. В руководстве по эксплуатации автомобиля пишут, когда это менять, но иногда это следует делать чаще.
  2. Устранение неисправностей — ремонт того, что уже сломалось.

В автомобиле все взаимосвязано. Если не делать ТО или делать с опозданием, придется ремонтировать машину чаще и ремонт будет стоить дороже. Почему так происходит, проще всего объяснить на примере.

За три года я потратил на машину 800 тысяч. Это как вообще?

Производитель условной Лады Калины с 16-клапанным двигателем рекомендует менять ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) каждые 90 000 км пробега. Маловероятно, что он оборвется на 91-й тысяче, но если его не поменять вовремя, это рано или поздно произойдет. Клапаны загнет, двигателю потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт. Проще купить за 700 Р хороший неоригинальный ремень и поменять его вовремя примерно за 3000 Р.

Но удержать историю техобслуживания в голове сложно. Все происходило в разные сроки, на разных пробегах. Не всегда помнишь, какой марки масло залили и на какой СТО это сделали. Сервисная книжка помогает справиться со всем этим: специалисты мастерской вносят в нее всю информацию о запчастях, технологических жидкостях и работах.

Сервисная книжка Лады Икс Рей, обложка Сервисная книжка Лады Икс Рей, первая страница

Кто заполняет сервисную книжку

В первом случае сервисную книжку заполняют сотрудники СТО, на которой обслуживают машину. На фирменных станциях техобслуживания по просьбе владельца автомобиля могут завести новую, сразу же внести в нее записи и заверить их печатью.

Второй вариант — заполнять самостоятельно. Это подходит тем, кто заезжает на СТО в крайних случаях, а несложные работы вроде замены масла и фильтров делает самостоятельно. Это не поднимет цену автомобиля при продаже, зато владелец будет наверняка знать, что и когда менял.

Как мы вернули 80 000 Р за некачественный ремонт машины

Зачем вести сервисную книжку

Сервисная книжка — это доказательство того, что автомобиль действительно обслуживали, что пробег не скручен и с машиной делали все, что было нужно. Но это в теории.

Удивительно, но в 2022 году по-прежнему покупают сервисные книжки. Можно прийти к недобросовестному сотруднику официального дилера, заплатить и получить ее. Поэтому в России к книжке должна прилагаться стопка заказ-нарядов с чеками на все работы. Всем, кто хочет использовать сервисную книжку как доказательство, что за машиной следили, стоит хранить все чеки и заказ-наряды. Покупателю машины с пробегом важно смотреть на эти документы в первую очередь — и уже потом на сервисную книжку.

Но все это может работать в двух случаях:

  1. когда работы выполняют в сервисе официального дилера — они обязаны давать чеки и заказ-наряды;
  2. когда работы выполняют в обычном сервисе с кассой и сотрудниками, которые официально оформлены в соответствии с трудовым кодексом.

Мой город — Черногорск, и я не уверен, что во всех местных автосервисах белая бухгалтерия. Здесь, да и во многих других городах, автослесари предпочитают брать деньги за работу наличными. Чек можно получить у официального дилера — но цена будет выше, а качество при этом лучше не станет. Поэтому я не буду показывать сервисную книжку как преимущество при продаже и не стал бы учитывать ее при покупке.

Как я судился с автосервисом

Сервисная книжка — способ точно знать, что вы делали со своим автомобилем, а еще она помогает соблюдать интервалы ТО и морально готовиться к серьезным работам вроде обслуживания автоматической коробки передач или замены цепи ГРМ. С сервисной книжкой гораздо легче все делать вовремя:

  • менять масло и масляный фильтр раз в 7500—10 000 км, чтобы двигатель проходил без серьезных вмешательств не 100 000 км, а 250 000 км;
  • вовремя менять ремень генератора и ролик, который держит его в натянутом состоянии. Чтобы ремень не лопнул, не снес какие-нибудь датчики, не попал в механизм ГРМ. Так бывает не всегда, но тем не менее;
  • менять воздушный фильтр в салоне раз в 20 000 км или раз в год, чтобы кондиционер не сломался и из дефлекторов не пахло плесенью. И так далее.

Виды сервисных книжек и как правильно их вести

Сервисные книжки бывают бумажные и электронные.

Бумажная сервисная книжка. Такую я приобрел на станции техобслуживания, когда первый раз менял масло в двигателе. Машина была куплена с рук, дилерской книжки в ней не было, как и любой другой. Продавец сказал, что потерял ее. Поскольку машина уже была не на гарантии, я решил не обслуживать ее у дилера. Гарантию это не вернет, качество ремонта от этого не вырастет, а денег я потрачу больше. Книжку я веду для себя — поэтому не особенно важно, как я буду ее оформлять.

Следующая страница — информация о замене жидкости системы охлаждения, тормозных колодок и тормозной жидкости.

Моя сервисная книжка. Храню ее в автомобиле: так она всегда под рукой

Выглядит такая книжка просто, стоит недорого — обычно не больше 200 Р. Это не единственный вариант сервисной книжки — они могут различаться по размеру, внешнему и внутреннему оформлению. Но здесь содержание важнее формы: главное, чтобы были все записи.

Дилерская книжка для машины, которая на гарантии, — документ. В ней ответственные за работы подписываются и ставят печати.

Права, если покупаете машину

Бумажная версия сервисной книжки Хендай Крета, информация о проведении ТО. Каждую запись заверяют печатью — так обычно делают в фирменных сервисных центрах Сервисная книжка Киа. Вместо таблицы на каждой странице можно сделать всего одну запись

Электронная сервисная книжка. Бумажный вариант можно потерять — восстановить его будет сложно. Поэтому некоторые производители автомобилей ведут электронные сервисные книжки: все в приложениях на телефоне, в облаке или на сервере автосервиса. Но иногда предлагают продублировать книжку на бумаге.

Так далеко не у всех, но у владельцев современных автомобилей Хендай именно электронные сервисные книжки.

Реклама электронной сервисной книжки на официальном сайте «Хендай». Источник: hyundai.ru

Водитель может самостоятельно посмотреть информацию о техобслуживании — для этого нужно ввести VIN автомобиля. А вот сделать запись в такой книжке уже не получится: это возможно только на СТО. В такой книжке не появляются записи об обслуживании на неофициальных станциях. Если водитель откажется от обслуживания — сервисную книжку для него распечатают. В распечатанном варианте сохранится вся информация о пройденных ранее ТО.

Сторонняя сервисная книжка-приложение для iOS и Android, просто вбейте в поиск «сервисная книжка». Есть платные и бесплатные варианты, которые различаются набором возможностей. В первую очередь их используют, чтобы контролировать расходы на топливо, ремонт и ТО.

Большинством таких приложений пользоваться очень сложно: постоянно нужно что-то прокручивать, свайпать, вбивать, и от этого далеко не всегда есть какая-то польза. Я не исключаю, что где-то есть приложение, в котором я могу просто проставить галочки в нескольких местах, записать цену ТО, марку фильтра и масла, но я не нашел.

6 приложений для учета расходов на авто

В виде гугл-документа. Всегда можно завести электронную таблицу, все в нее записывать с компьютера или со смартфона. Главное, чтобы был доступ в интернет и ссылка на документ.

А еще эту ссылку можно отправить мастеру на СТО или передать новому владельцу при продаже автомобиля. Менять данные нет смысла: по истории версий видно, когда документ создали и когда в нем что-то меняли. Новый владелец всегда сможет посмотреть абсолютно все, что когда-либо происходило с документом.

Для примера приведу гугл-таблицу пользователя Драйв2 vlad0rpk. Она помогает рассчитать пробег до техобслуживания и ремонта и даже ресурс детали. Можно сохранить себе копию, убрать записи для Рено и вписать свои.

За и против: выгодно ли покупать машину

Какие ошибки бывают при заполнении

Основная ошибка — это вообще отказаться от заполнения сервисной книжки и пытаться удержать всю информацию в голове. Хотя многие так и поступают.

А еще многие владельцы машин часто пропускают записи, не делают их своевременно, а потом лихорадочно пытаются вспомнить, какого числа они меняли масло и какой при этом был пробег. Память часто подводит, есть риск забыть поменять что-нибудь важное, а потом уже не обслуживать, а ремонтировать машину.

Еще книжку можно заполнить неразборчивым почерком. Потом сам водитель сам не может прочитать, что там написано.

Как читать чужую сервисную книжку

Чтобы правильно прочитать сервисную книжку, нужно ее сравнить с другим документом — руководством по эксплуатации. В нем пробег или периодичность, с которой необходимо обслуживать узлы и агрегаты.

Проще всего объяснить это на примере. Допустим, производитель рекомендует менять моторное масло в автомобиле через каждые 10 тысяч километров пробега или раз в год — в зависимости от того, что раньше наступит.

В этом случае мы можем открыть сервисную книжку и сравнить, как часто меняли масло. Если в книжке указали, что ТО делали каждые 10 тысяч километров — это нормально. Если машина за год проехала меньше 10 тысяч километров, но новое масло заливали раз в год — тоже неплохо. Если между заменами масла промежуток был меньше 10 тысяч километров и заливали чаще раза в год — это просто отлично. Вероятно, такой двигатель прослужит дольше.

6 способов сломать двигатель автомобиля

Если при ТО не соблюдали требования руководства по эксплуатации или не делали его вовсе — велика вероятность, что машину в ближайшем будущем ждет серьезный ремонт.

Что делать в случае утери

При утере сервисной книжки все зависит от конкретной ситуации. Если книжку заполнял дилерский центр, восстановить ее не составит труда. Даже если ее вели в бумажном виде, информация есть во внутренней базе. Электронную книжку вообще невозможно утратить.

Но если водитель заполнял книжку самостоятельно, а машину обслуживал на разных СТО или вообще в гараже, при утере останется надеяться только на свою память. Не исключено, что проще купить новую книжку и вести ее с нуля.

Как понять, что сервисная книжка поддельная

Сервисную книжку легко подделать. Это не документ строгой отчетности, у нее нет никаких степеней защиты. Ее могут просто распечатать на цветном принтере. Но и понять, что перед вами подделка, несложно. Вот что можно сделать:

  1. Обратиться на станцию техобслуживания, которая проводила ТО. Если ее адреса нет в самой книжке — спросите у продавца, он должен помнить, где обслуживал машину. Можно обратиться по месту обслуживания — там, как правило, легко узнают собственные подписи и печати.
  2. Попросить у продавца дополнительные документы, подтверждающие ТО. Это могут быть чеки на приобретение масла, фильтров, различных жидкостей. Если они совпадают по датам с записями — значит, велика вероятность, что книжка подлинная.
  3. Задавать вопросы продавцу. Например, взять у него сервисную книжку и спросить: а когда примерно тормозную жидкость меняли и колодки? Дату он может не вспомнить, но скажет: примерно в прошлом году, весной. Если записи совпадают — это хорошо. Если продавец затрудняется с ответом — есть повод задуматься.

Вместо документов на автомобиль инспектору можно будет показать QR-код

Запомнить

  1. Сервисная книжка полезна в первую очередь самому владельцу: она помогает запомнить, когда и что делали с автомобилем, и не пропустить очередное ТО.
  2. Это не документ строгой отчетности — каждый сам решает, нужно ли вести сервисную книжку.
  3. Иногда сервисная книжка помогает продать автомобиль быстрее, а может быть, даже дороже: покупатель видит, что бывший владелец делал все регламентные работы вовремя, может посмотреть, какие работы выполнялись. Чтобы подтвердить, что книжка настоящая, у водителя должна быть папка с чеками и заказ-нарядами на работы.
  4. Подделать бумажную сервисную книжку несложно, но делают это все реже. Мошеннику проще опубликовать объявление на автомобиль с подставным VIN.
  5. Электронные сервисные книжки подделать сложнее, особенно если их ведет дилерский центр.

Сервисные книжки стали электронными. Как с этим жить? :: Autonews

Фото: Olaf Döring / imageBROKER.com / Global Look Press

adv.rbc.ru

Читайте также

Автомобильные компании в России массово переходят на электронную сервисную книжку, хотя само явление не ново — автокомпании в Европе ввели такую практику еще десять лет назад. Официальные дилеры вносят туда все данные о машине при прохождении каждого обслуживания и осмотра, но многие пока еще продолжают выдавать бумажные аналоги с печатями. Те, кто полностью перешел на электронный учет, выдают клиенту только пароль для доступа в базу данных.

adv.rbc.ru

Электронная сервисная книжка позволяет в режиме онлайн вести всю документацию по всем выполненным сервисным работам и содержит информацию о гарантии. Таким образом, она полностью заменяет традиционную бумажную систему. Подразумевается, что вся информация об обслуживании в течение всего срока службы автомобиля будет храниться в центральной базе данных, защищенной от доступа третьих лиц.

Зайти в электронную сервисную книжку автомобиля может как владелец машины, так и представитель официального сервиса, который проводит работы. Но вносить изменения могут лишь последние. При распечатке данных проводится верификация владельца. Некоторые компании делают это через мобильный телефон посредством СМС-сообщения, кто-то просит ввести специальный код, который знает только владелец.

В большинстве официальных дилерских центров клиенту выдается распечатка отчета для его бумажной сервисной книжки. Именно так делают в России, например, Mazda и Ford. Но в случае утери этого отчета данные в любой момент можно восстановить из «облака». По запросу можно распечатать полный отчет о ТО, гарантийных и других ремонтах автомобиля. Точно так же электронная сервисная книжка несет информацию о гарантии. При этом некоторые компании вообще не выдают бумажный вариант, но готовы сделать это по просьбе клиента, как того требует законодательство.

Если владелец автомобиля сменит сервисную станцию или уедет в другой регион либо за границу, электронная сервисная книжка будет доступна в любом месте. Сервисмены увидят всю историю машины и данные обо всех ремонтных работах на языке соответствующей страны. И точно так же смогут поставить свою отметку о посещении или ремонте.

Фото: segensworth-automobiles.co.uk

Полезной электронная сервисная книжка окажется и в случае продажи автомобиля с пробегом. Показания пробега и все сведения о произведенных работах документируются в базе данных, созданной официальным дилером или автокомпанией, что дает покупателю дополнительную уверенность в машине и повышает ее остаточную стоимость. Потенциальный покупатель может проверить достоверность и точность сервисной истории, а также пробег на момент прохождения последнего ТО. Однако все это работает только в случае, когда автомобиль обслуживается в официальном сервисе.

После окончания гарантии владельцы машин чаще всего едут в знакомый частный сервис или вовсе меняют масло своими руками, потому что это требует меньших затрат. Однако если сервис оформлен по закону, имеет все необходимые документы и печати и даже сертифицирован для проведения техосмотра, он все равно не является представителем марки.

В бумажную сервисную книжку владельцу с удовольствием проставят выполненные работы. Но в электронной сервисной книжке неофициальные сервисы не могут смотреть историю автомобиля или вносить туда данные, даже если владелец автомобиля передаст им все свои коды и пароли.

Как рассказали корреспонденту Autonews.ru в российском представительстве BMW, после того как машина перестает обслуживаться у официальных сервисов, электронная история перестает обновляться.

«У неофициальных сервисов нет доступа к электронной сервисной книжке. Некоторые научились ее взламывать. Но как только машина снова приедет в официальный сервис, вся информация от неофициалов будет стерта из электронной книжки, потому что за эти работы ответственности мы не несем. Более того, в этом случае исключается лояльность марки и возможность ремонта автомобиля по системе kulanz, когда автокомпания уже после окончания гарантии чинит автомобиль преданного клиента по доброй воле, а таких случаев у нас очень много», — рассказал представитель компании BMW в России Василий Мельников. При этом бумажную распечатку книжки, если клиент все же захочет уйти от официалов в гаражный сервис, дилер сделает.

Похожая история и у марки Mercedes-Benz. «Данные документируются и хранятся в цифровом виде в глобальной системе Daimler. Но клиенту выдается распечатка цифрового сервисного отчета по желанию. Исключение — G-класс, эта модель по-прежнему поставляется с бумажной сервисной книжкой. Данные хранятся на протяжении всей жизни автомобиля и в любой момент могут быть воспроизведены. ТО, выполненное у неофициалов, не засчитывается и считается пропущенным. Неофициальные сервисы не имеют доступа к системе Daimler, взлом исключен», — объяснила Autonews.ru официальный представитель компании Mercedes-Benz в России Татьяна Фролова.

Фото: audimarin.com

Представитель марки добавила, что уход в неофициальный сервис может оказывать негативное влияние на решение в гарантийном периоде, а в послегарантийный период лишает клиента многих преференций. Возврат возможен только при определенных условиях, которые зависят от вида послегарантийной поддержки. Основное условие — выполнение очередного ТО в официальном сервисе, включая необходимые сервисные и ремонтные работы.

Компания Audi и все остальные бренды группы Volkswagen начали использовать электронную сервисную книжку еще до 2013 года. «Если гарантия заканчивается, мы делаем выписку всех выполненных за это время работ и отдаем ее клиенту», — рассказала представитель Audi Ксения Стрункина.

Почти все автопроизводители повторяют одно и то же: после окончания гарантии электронная книжка распечатывается (если нужно клиенту) и продолжает храниться на серверах марки. Вносить туда данные могут только официальные дилеры. И если автовладелец хочет вести честную электронную историю, которую потом можно будет показать при продаже, ему придется обслуживаться исключительно в официальных сервисах.

В компании Hyundai, например, в электронную сервисную книжку вносится не только ремонт и обслуживание, но и информация о продлении страховки. А с 1 августа бумажные версии сервисной книжки компания принципиально не выдает, и пока машина обслуживается у официалов, все данные хранятся исключительно в «облаке». Но если после гарантии клиент покидает официальный сервис, согласно закону ему бумаги все-таки выдадут по требованию.

В России процесс внедрения электронной сервисной книжки только идет. На рынке осталось немало компаний, которые еще не начали пользоваться этим сервисом. Например, Toyota продолжает выдавать бумажную версию книжки. Так же поступают и дилеры Lada, и сервисные центры Kia. Однако со временем хранить в «облаке» информацию об обслуживании начнут и они. Гаражным сервисам права вмешиваться в эти данные не дадут.

Автовладельцам — Электронная сервисная книжка

Ваша цифровая сервисная книжка — совершенно бесплатно