Содержание
Рекуперативное торможение в электромобилях: что это и как работает
Понять, что такое рекуперативное торможение в электромобилях совсем не сложно, для этого нужно лишь обратить внимание на основные характеристики этого вида транспорта.
В отличие от машин с ДВС, где важным фактором является динамика, большинство электромобилей выбирают по запасу хода.
И вот именно этот показатель и можно увеличить с помощью рекуперативной тормозной системы.
Рис. 1. Схема рекуперации энергии в электромобиле.
Что такое рекуперативная система?
Технологию рекуперативного торможения используют не только электрические машины, но и автомобили с бензиновым или дизельным мотором (гибриды).
Основанием для её разработки стали высокие цены на топливо и стремление снизить расходы.
Автопроизводители искали варианты решения проблемы, одним из которых стало получение энергии из процесса торможения.
Своё название система получила от термина recuperatio (лат. «возвращение» или «компенсация»).
Возвращая часть затраченной на торможение энергии, она расходует полученное электричество на разгон транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания.
Рекуперация на электромобиле имеет одно серьёзное отличие – выработанная электроэнергия не тратится сразу, а может аккумулироваться.
Это позволяет подзаряжать аккумулятор, а запас хода увеличивается, хотя и незначительно. В то же время для электрического транспорта, который непросто подзарядить в дороге, даже этот небольшой заряд может оказаться решающим.
Принцип работы
Работу системы рекуперации электрической энергии можно описать следующим образом:
- При торможении электромобиля его силовой агрегат отключается от источника питания (аккумулятора) и переходит в генераторный режим, самостоятельно вырабатывая энергию.
- В таком режиме в обмотках ротора и статора возникают противоположно направленные токи.
- На валу электромотора возникает тормозной момент. Он обеспечивает торможение транспортного средства, снижая скорость.
- Одновременно с этим запасённая машиной кинетическая энергия переходит в электроэнергию и тепло.
- Электрическая энергия поступает в аккумулятор, увеличивая его заряд.
- Чем чаще тормозит автомобиль, тем больше заряжается его аккумуляторная батарея.
Рис. 2. Колесо электромобиля с рекуперативной системой.
Система рекуперативного торможения получила распространение, в первую очередь, при поездках на транспорте, оборудованном электродвигателями постоянного тока.
Следует отметить, что она применяется не для полного торможения состава, масса которого слишком большая, чтобы компенсировать её таким способом, а лишь для небольшого снижения скорости.
Однако тормозной момент создаётся достаточно большой, и экономия в течение года только для одного состава достигает сотен тысяч гривен.
Проблемы небольших электромобилей
В отличие от тяжёлых и перемещающихся на высокой скорости электропоездов, получившие такую систему электромобили не получают таких же преимуществ:
- В городе, особенно при движении в плотном потоке, электромобиль практически не может нормально разогнаться (даже при хороших динамических характеристиках, как у Tesla Model S).
- Рекуперация мало эффективна, так как скорость в начале торможения небольшая (до 60 км/ч), а масса автомобиля не превышает 1-2 т.
- Энергии вырабатывается мало, и запас хода увеличивается незначительно.
- Стоимость установки оборудования, обеспечивающего рекуперацию достаточно большая, а из-за низкой эффективности работы рекуперации она почти не окупается.
Важно: Ситуация немного улучшается при движении с горки и торможениях на высокой скорости. Но так разогнаться электромобили могут только за городом. А большинство доступных по цене электрических моделей не обладает запасом хода для загородных поездок и динамикой для нормального разгона.
Эффективность рекуперативного торможения
Использующую рекуперацию тормозную систему нельзя назвать достаточно эффективной.
Хотя её КПД довольно большой – производители электромобилей и другого электрического транспорта (велосипедов, мопедов и грузовых авто) называют цифру в 60-70% возврата.
При этом первые 10-20% теряются сразу, при захвате кинетической энергии – ещё примерно такое же количество аккумулятор недополучает в процессе преобразования в электроэнергию.
С одной стороны, показатель достаточно большой – 70% кинетической энергии подзаряжают аккумулятор электромобиля.
Запас хода увеличивается, и транспортное средство может проехать дальше на одном заряде.
С другой стороны, кинетической энергии на торможение тратится немного, и цифры нельзя назвать впечатляющими.
Рис. 3. Индикация системы рекуперации модели Volkswagen e-Golf.
Владельцы автомобилей Tesla Model S говорят, что во время поездок по городу пользы от системы рекуперативного торможения практически нет.
Заметить её влияние получается только при поездке по холмистой местности, когда водителю приходится тормозить во время спуска.
Иногда запас хода транспортного средства увеличивается при этом на 15-20%.
Рис. 4. Тормоза премиального электромобиля Tesla Model S.
Перспективы использования рекуперации
Повысить эффективность рекуперативной системы позволяет её использование не только при торможении, но и во время обычной поездки.
Предполагается, что энергия будет возвращаться благодаря инновационной подвеске, которую уже разрабатывают компании Levant Power и ZF.
В будущем такими устройствами могут оснащаться все серийно выпускаемые авто.
Принцип действия системы в подвеске следующий:
- Рекуперативное устройство будет состоять из небольшого электромотора, 4 электрогидравлических насосов и управляющего блока.
- Приспособление будет устанавливаться возле амортизаторов каждого автомобильного колеса.
- При движении входящего в конструкцию штока кинетическая энергия будет переходить в электрическую.
- Полученная электроэнергия будет передаваться к аккумулятору электромобиля. Если устройство будет устанавливаться на машинах с ДВС, энергия поступит в их электрическую сеть.
Совместная работа рекуперативной системы торможения и устройств, аккумулирующих энергию от обычного движения, должна повысить эффективность примерно вдвое. Однако проект пока находится в разработке. До его завершения и, тем более, установки на серийные авто, может пройти несколько лет.
Выводы
Возможность возвращать хотя бы часть потраченной на торможение энергии и дальнейшее развитие технологий в этом направлении позволяет рассчитывать, что электромобили в будущем станут ещё эффективнее.
Запас хода даже бюджетного электрического транспорта увеличится до 150-200 км, и на таком авто можно будет ездить целый день без подзарядки.
В то же время эффективность рекуперации на компактных электрических авто, таких как Chevrolet Bolt, Hyundai Ioniq или Nissan Leaf, всё равно останется небольшой.
Намного заметнее увеличение запаса хода на грузовиках с электромоторами и на тяжёлых электромобилях типа Tesla Model X, вес которого даже без водителя достигает 2,4 т.
youtube.com/embed/yfo6U3bUISM?enablejsapi=1&autoplay=0&cc_load_policy=0&cc_lang_pref=&iv_load_policy=1&loop=0&modestbranding=1&rel=0&fs=1&playsinline=0&autohide=2&theme=dark&color=red&controls=1&» title=»YouTube player» allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» data-no-lazy=»1″ data-skipgform_ajax_framebjll=»»>
Подобається контент? Підтримай Autogeek на Patreon!
Система рекуперативного торможения
Главная »
Тормозная система » Система рекуперативного торможения
В современных гибридных автомобилях используется система рекуперативного торможения. В основу системы положен электрический способ рекуперации кинетической энергии.
Движение автомобиля сопровождается кинетической энергией. При торможении с использованием традиционной тормозной системы избыток кинетической энергии преобразуется в тепловую энергию трения тормозных колодок и тормозного диска и, соответственно, расходуется вхолостую.
В системе рекуперативного торможения для замедления используется электродвигатель, включенный в трансмиссию автомобиля. При торможении электродвигатель начинает работать в генераторном режиме, на валу двигателя создается тормозной момент и вырабатывается электрическая энергия, которая сохраняется в аккумуляторной батарее. Запасенная электрическая энергия используется в дальнейшем для движения автомобиля.
Применение системы рекуперативного торможения обеспечивает максимальную отдачу от каждого заряда аккумуляторной батареи и высокую топливную экономичность. Рекуперативное торможение наиболее эффективно на передней оси автомобиля, т.к. до 70% кинетической энергии при торможении приходится именно на переднюю ось.
Эффективность системы рекуперативного торможения значительно снижается на низких скоростях движения автомобиля. Поэтому для доведения автомобиля до полной остановки используются традиционные фрикционные тормоза. Совместная работа двух систем находится под управлением электроники.
Отдельный электронный блок управления реализует следующие функции:
- контроль скорости вращения колес;
- поддержание тормозного момента электродвигателя, необходимого для замедления автомобиля;
- перераспределение тормозного усилия на фрикционную тормозную систему;
- поддержание крутящего момента, необходимого для зарядки аккумуляторной батареи.
В данной тормозной системе механическая связь между педалью тормоза и тормозными колодками отсутствует. Решение о торможении принимает электроника на основании анализа действий водителя и характера движения автомобиля.
В работе электронная система рекуперативного торможения взаимодействует с антиблокировочной системой тормозов, системой распределения тормозных усилий, системой курсовой устойчивости, усилителем экстренного торможения.
Система рекуперации кинетической энергии
Помимо электрического способа рекуперации кинетической энергии существуют и другие способы: механический, гидравлический, пневматический. Самый распространенный из них является механический способ и построенные на его основе система рекуперации кинетической энергии (Kinetic Energy Recovery Systems, KERS). В данной системе кинетическая энергия движущегося автомобиля возвращается при торможении и сохраняется для дальнейшего использования с помощью маховика. В отличие от рекуперативного торможения система KERS не создает тормозной момент.
Маховик включен в трансмиссию автомобиля, вращается в вакуумной камере и при торможении разгоняется до 60000 об/мин. Конструкция обеспечивает сохранение энергии до 600 кДж и передачу мощности до 60 кВт (80 л.с.). Запасенная энергия используется для кратковременного скоростного рывка в движении или при трогании с места.
Система KERS применяется в автоспорте на автомобилях Formula 1 с 2009 года. На автомобилях массового использования применение данной системы только планируется. Ближе всех к серийному применению системы рекуперации кинетической энергии находятся разработки компании Volvo.
Cистему KERS предлагается использовать при движении автомобиля в городском цикле. При торможении двигатель автомобиля выключается, маховик раскручивается и запасает энергию. При трогании с места используется энергия маховика, автомобиль трогается, а двигатель запускается уже в движении.
По заявлениям Volvo применение системы рекуперации кинетической энергии обеспечивает снижение расхода топлива на 20% и сокращение вредных выбросов.
Рекуперативное торможение: что это такое и как оно работает?
Перейти к содержаниюПерейти к нижнему колонтитулу
Советы и рекомендации
- Главная страница
- Особенности
- Советы и рекомендации
Регенеративное торможение превращает кинетическую энергию вашего автомобиля в электричество для зарядки аккумулятора и повышения эффективности. Вот как…
Автор: Sam Naylor
6 ноября 2020 г.
6 ноября 2020 г.
Если вы заинтересованы в покупке электрического или гибридного автомобиля, возможно, вы слышали о рекуперативном торможении. Но что означает этот термин и каково управлять автомобилем с этой системой? Читайте дальше, чтобы узнать все, что вам нужно знать.
Когда вы нажимаете на педаль тормоза автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем, гидравлическая жидкость прижимает тормозные колодки к тормозным дискам на каждом колесе (или к барабанам на более старых и дешевых моделях). Возникающее в результате трение замедляет автомобиль, выделяя тепло и изнашивая материал на колодках и дисках.
Рекуперативное торможение — это способ использования энергии, потраченной впустую в процессе замедления автомобиля, для подзарядки автомобильных аккумуляторов. В обычном автомобиле торможение просто тратит энергию впустую, но при рекуперативном торможении часть энергии можно использовать повторно.
Рекуперативные тормозные системы распространены на многих современных автомобилях. На бензиновых и дизельных моделях он используется для зарядки аккумулятора, который управляет различными вспомогательными системами автомобиля, что означает меньшую работу двигателя и меньшее сжигание топлива. В этих автомобилях система практически незаметна для водителя, но в гибридных и чисто электрических автомобилях рекуперативное торможение играет более активную и очевидную роль. В этих моделях регенерация тормозов может помочь зарядить более крупные аккумуляторы, непосредственно приводящие в движение автомобиль.
Как работает рекуперативное торможение?
Электродвигатель вашего гибридного или электрического автомобиля работает в двух направлениях: одно для привода колес и движения автомобиля, а другое для подзарядки аккумулятора. Когда вы поднимаете ногу с педали акселератора и нажимаете на тормоз, двигатель меняет направление и начинает возвращать энергию в аккумулятор.
Когда этот процесс начинается, вы можете почувствовать, как машина начинает замедляться. В каждом автомобиле с этой функцией возникают разные ощущения, потому что производители могут запрограммировать степень рекуперативного торможения, когда вы отпускаете педаль.
Все автомобили имеют нормальные тормоза, поэтому, если вы нажмете на педаль достаточно сильно, гидравлическая система сработает, чтобы быстро остановить вас (в зависимости от вашей скорости). Опять же, разные автомобили будут иметь разное усилие на педаль, необходимое для срабатывания тормозов.
На что похоже рекуперативное торможение?
Есть много автомобилей с рекуперативным торможением, и все они немного отличаются в использовании. На самом деле, в большинстве электромобилей вы даже можете настроить ощущения по своему вкусу.
Если вы хотите собрать как можно больше потерянной энергии, вы можете установить максимальное значение, или если вы ненавидите ощущение торможения автомобиля, вы можете отключить его. В большинстве случаев стоп-сигналы автомобиля включаются, если автомобиль резко замедляется, даже если вы даже не касаетесь педали тормоза.
В некоторых автомобилях даже есть автоматический круиз-контроль, использующий регенерацию тормозов. Автомобиль впереди контролируется датчиками, а рекуперация тормозов используется для соответствия скорости автомобиля на дороге.
Во многих электромобилях, когда вы полностью отпускаете педаль, создается впечатление, что вы твердо держите ногу на тормозе. Это часто называют вождением одной педалью, так как вам нужно модулировать правую ногу для ускорения и замедления, а не переключать ее между педалями тормоза и акселератора.
В Nissan Leaf это называется e-Pedal, и его можно включать и выключать с помощью кнопки на приборной панели. В Kia e-Niro за рулевым колесом есть лепестки, которые обеспечивают четыре различных уровня регенерации.
Однако в других моделях регенеративная сила не очень велика. Это больше похоже на то, что вы находитесь на высокой передаче и используете торможение двигателем для замедления в бензиновом или дизельном автомобиле.
Рекуперативное торможение обычно оказывает негативное влияние на ощущение педали тормоза, поэтому к нему нужно привыкнуть, особенно когда вы выясняете точку перехода между рекуперативным торможением и гидравлической тормозной системой.
Чтобы просмотреть список лучших электромобилей, которые можно купить сейчас, нажмите здесь…
Самые популярные
Новые обновления Mazda 3 на 2024 год с акцентом на технологии
Новости
Новые обновления Mazda 3 на 2024 год с акцентом на технологии 6 апр 2023
6 апр 2023
Nissan X-Trail против Kia Sorento: двойной тест 2023 года
Автомобильные групповые тесты
Nissan X-Trail против Kia Sorento: последний тест Nissan X-Trail
3
3 быть идеальным решением для семей, которым нужен семиместный внедорожник. Мы ставим его против Kia Sorento
8 апреля 2023
8 апреля 2023
Новый Ford Capri станет купе-внедорожником
Новости
Новый Ford Capri станет купе-внедорожником на то, на что некоторые, возможно, надеялись [1]
Системы рекуперативного торможения (RBS) представляют собой тип системы рекуперации кинетической энергии, которая преобразует кинетическую энергию движущегося объекта в потенциальную или накопленную энергию для замедления транспортного средства и, как следствие, повышения эффективности использования топлива. [2] Эти системы также называются системами рекуперации кинетической энергии. Существует несколько методов преобразования энергии в RBS, включая пружинный, маховик, электромагнитный и гидравлический. Совсем недавно также появился гибрид RBS с электромагнитным маховиком. Каждый тип RBS использует другой метод преобразования или хранения энергии, что обеспечивает различную эффективность и области применения для каждого типа.
RBS устанавливаются вдоль трансмиссии или крепятся к ведущим колесам транспортного средства, где они тормозят движение колес с помощью магнитных полей или механического крутящего момента. Эти методы торможения движения позволяют генерировать энергию при торможении, в отличие от фрикционных тормозов, которые просто тратят энергию на замедление транспортного средства, превращая кинетическую энергию в тепловую. Из-за максимальной скорости зарядки накопителей энергии тормозное усилие от ДБО ограничено. Следовательно, традиционная фрикционная тормозная система необходима для обеспечения безопасной работы транспортного средства при резком торможении. RBS может снизить расход топлива и снизить общую тормозную нагрузку на фрикционные тормоза автомобиля, уменьшая износ тормозных колодок. [3]
RBS используются почти во всех электромобилях и гибридных электромобилях. Кроме того, общественный транспорт, такой как автобусы и сверхскоростные поезда, использует RBS, чтобы уменьшить воздействие транспортного парка на окружающую среду и сэкономить деньги. [4]
История
Идея тормоза, который мог бы использовать кинетическую энергию, которую он поглощает, и превращать ее в потенциальную энергию для последующего использования, возникла с конца 1800-х годов. Некоторые из первых попыток использования этой технологии заключались в установке RBS пружинного типа на переднеприводные велосипеды или гужевые извозчики. [5] [6]
Железная дорога Баку-Тбилиси-Батуми начала применять ДБО в начале 1930-х годов. Это один из примеров раннего использования этой технологии в железнодорожной системе. [6]
В 1950-х годах швейцарская компания Oerlikon разработала гиробус, который использовал маховик в качестве метода накопления энергии. Эффекты гироскопического движения автобуса вскоре привели к тому, что его производство было прекращено. [7]
В 1967 году компания American Motor Car Company (AMC) создала тормоз с рекуперацией электроэнергии для своего концептуального электромобиля AMC Amitron. Toyota была первым производителем автомобилей, который коммерциализировал технологию RBS в своих гибридных автомобилях серии Prius. [6]
С тех пор RBS стали использоваться почти во всех электрических и гибридных автомобилях, а также в некоторых автомобилях с бензиновым двигателем.
Методы преобразования и хранения энергии
Существует несколько методов преобразования энергии в ДБО, включая пружинный, маховик, электромагнитный и гидравлический. Совсем недавно также появился гибрид RBS с электромагнитным маховиком. Каждый тип RBS использует другой метод преобразования или хранения энергии, что обеспечивает различную эффективность и области применения для каждого типа. В настоящее время наиболее часто используемым типом является электромагнитная система. [8]
Электромагнитный
В электромагнитной системе приводной вал транспортных средств соединен с электрическим генератором, который использует магнитные поля для ограничения вращения приводного вала, замедления транспортного средства и выработки электроэнергии. В случае с электрическими и гибридными транспортными средствами вырабатываемая электроэнергия направляется в аккумуляторы, обеспечивая их подзарядку. В транспортных средствах, работающих на газе, электричество можно использовать для питания автомобильной электроники или направить в аккумулятор, где оно впоследствии может быть использовано для придания автомобилю дополнительной мощности. Эта техника в настоящее время используется в некоторых гоночных автомобилях Le Mans Prototype. [9]
Маховик
В RBS с маховиком система собирает кинетическую энергию автомобиля для вращения маховика, который соединен с приводным валом через трансмиссию и коробку передач. Затем вращающийся маховик может передавать крутящий момент на приводной вал, увеличивая мощность автомобиля.
Электромаховик
Электромаховик Регенеративный тормоз представляет собой гибридную модель электромагнитного и маховикового РБС. Он разделяет основные методы выработки электроэнергии с электромагнитной системой; однако энергия хранится в маховике, а не в батареях. В этом смысле маховик служит механической батареей, в которой можно хранить и восстанавливать электрическую энергию. [10] Из-за долговечности маховиковых батарей по сравнению с литий-ионными батареями, RBS с электрическим маховиком является более экономичным методом хранения электроэнергии. [11]
Пружина
Подпружиненная рекуперативная тормозная система обычно используется на транспортных средствах с приводом от человека, таких как велосипеды или инвалидные коляски. В пружинном RBS катушка или пружина наматывается вокруг конуса во время торможения для накопления энергии в виде упругого потенциала. Затем потенциал можно вернуть, чтобы помочь водителю при движении в гору или по пересеченной местности. [12]
Гидравлический
Гидравлический RBS замедляет автомобиль, вырабатывая электричество, которое затем используется для сжатия жидкости. В качестве рабочего тела часто выбирают газообразный азот. Гидравлические RBS обладают самой большой способностью накопления энергии среди всех систем, поскольку сжатая жидкость не рассеивает энергию с течением времени. Однако сжатие газа насосом является медленным процессом и сильно ограничивает мощность гидравлической РБС.
Применение
Гибридные и электрические автомобили
В современных гибридных и электрических автомобилях для питания автомобиля используется электрический двигатель, что делает применение рекуперативного торможения очень простым и эффективным. В подавляющем большинстве этих автомобилей трансмиссия автомобиля настроена таким образом, что, когда водитель нажимает на тормоз, электродвигатель реверсирует и оказывает сопротивление колесам, а не мощность. Сопротивление, прикладываемое к колесам, передается на электродвигатель, где оно используется для подзарядки батарей.
Для производителей высокопроизводительных электромобилей очень важно улучшить ощущение автомобиля. Многие клиенты поддерживают электрические суперкары, но против их покупки из-за отсутствия ощущения высокой производительности. Одним из важных аспектов этого ощущения является торможение двигателем. В стандартном двигателе внутреннего сгорания, когда на двигатель не подается мощность, естественное трение внутри двигателя замедляет движение автомобиля. В электромобилях эта сила трения не действует; однако автомобильные компании, такие как Mercedes и Porsche, начали использовать системы рекуперативного торможения, чтобы дать водителю такое же ощущение автомобиля, работающего на газе, при рекуперации энергии для аккумуляторов. [13]
Автогонки
В 2009 году Формула-1 (распространенный тип гоночных автомобилей) представила систему рекуперативного торможения, называемую системой рекуперации кинетической энергии (KERS). Поначалу внедрение системы было медленным, и в сезоне 2010 года ее не использовали команды; однако усовершенствования системы в сезоне 2011 года сделали ее чрезвычайно полезной для автомобилей, и почти все команды приняли ту или иную форму системы. В автомобилях Формулы-1 для накопления энергии при торможении используется система с четырьмя маховиками или электрический генератор. Эта накопленная энергия может быть использована водителем путем нажатия кнопки на рулевом колесе. FIA ограничивает использование до 6,67 секунды на круг, в течение которых система дает автомобилю дополнительные 81 л.с. [14]
Ограничения
Из-за максимальной скорости перезарядки цепи и емкости аккумулятора тормозное усилие от РБС электромагнитного типа всегда ограничено. Следовательно, для преобразования избыточной энергии транспортного средства требуется традиционная фрикционная тормозная система. Фрикционный тормоз также может предотвратить потерю тормозной способности в случае выхода из строя RBS.
RBS можно устанавливать только на ведущие колеса, так как для рекуперации энергии требуется трансмиссия. Отработанное тепло существенно не уменьшается, если только автомобиль не является полноприводной моделью.
Установка RBS на транспортное средство означает увеличение его снаряженной массы. Хотя RBS может улучшить экономию топлива в условиях движения с частыми остановками, это может отрицательно сказаться на расходе топлива во время движения по шоссе.
В конструкции ДБО используются различные датчики и логические блоки управления для регулирования работы ДБО.
Не следует пренебрегать проблемой надежности этих электрических частей. [15]
Для дальнейшего чтения
Для получения дополнительной информации см. соответствующие страницы ниже:
- Система рекуперации кинетической энергии
- Топливная эффективность
- Крутящий момент
- Трансмиссия (там есть забавное видео, объясняющее дифференциалы)
- Приводной вал
- Или просмотрите случайную страницу
Ссылка
- ↑ Wikimedia Commons. (3 октября 2015 г.). Flybird Systems KERS [онлайн]. Доступно: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8e/Flybrid_Systems_Kinetic_Energy_Recovery_System.jpg
- ↑ М. Боди и К. Маджид, «Метод рекуперативного торможения», 5,707,1151998.
- ↑ Robert Bosch GmbH, «Рекуперативное торможение Активная безопасность — системы рекуперативного торможения», Bosch Automotive Technology. [В сети]. Доступно: http://www.bosch-automotivetechnology.com/en/de/component/SF_PC_AS_Regenerative-Braking-Systems_SF_PC_Active-Safety_2575.html. [Доступ: 27 октября 2013 г.].
- ↑ Р. Чикурель, «Компромиссное решение для рекуперации энергии при торможении транспортных средств», Energy, vol. 24, нет. 12, стр. 1029–1034, январь 1999 г.
- ↑ Б. РИДЕР, «Система рекуперативного торможения для велосипедов», 2340641880.
- ↑ 6.0 6.1 6.2 У. В. Кларк II и Г. Кук, Глобальные энергетические инновации: почему Америка должна лидировать. Прегер, 2011.
- ↑ Дж. Хэмпл, «Концепция гиробуса с механическим приводом», Пер. трансп. наук, вып. 6, нет. 1, стр. 27–38, январь 2013 г.
- ↑ П. Кларк, Т. Мунир и К. Куллинан, «Сокращение выбросов транспортных средств с помощью рекуперативного торможения», Transp. Рез. Часть D Трансп. Окружающая среда., том. 15, нет. 3, стр. 160–167, май 2010 г.
- ↑ «Обзор автомобиля с полным приводом на дорожных испытаниях Mercedes-Benz SLS Electric Drive — BBC Top Gear — BBC Top Gear». [В сети]. Доступно: http://www.topgear.com/uk/mercedes-benz/sls/road-test/electric-drive-driven. [Доступ: 02 декабря 2013 г.].
- ↑ Б. Болунд, Х. Бернхофф и М. Лейон, «Энергия маховика и системы накопления энергии», Renew. Поддерживать. Energy Rev., т. 1, с. 11, нет. 2, стр. 235–258, февраль 2007 г.
- ↑ Дж. Ли, Э. Мерфи, Дж. Винник и П. . Коль, «Исследования срока службы коммерческих литий-ионных аккумуляторов при быстрой циклической зарядке-разрядке», J. Power Sources, vol.