Содержание
Кто такие «огненные боги войны», или как они помогают освободить Донбасс — Фоторепортажи
Донецк, 22 авг — ДАН. Реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град» советского и российского производства заслужила славу одного из самых эффективных и надежных типов ракетно-артиллерийского вооружения в мире. Корреспонденты Донецкого агентства новостей побывали на позициях реактивной артиллерии ДНР и увидели, как работают боевые расчеты в фронтовой обстановке.
Артиллерию принято называть «богом войны» за ее сокрушительную мощь и за то, что первые камнеметные орудия известны еще с Античности. С широким использованием пороха ствольная артиллерия применялась в Европе уже со времен Средневековья.
Реактивная артиллерия также появилась довольно давно. Ракеты конструкции британского офицера Уильяма Конгрива начали производиться еще в 1805-м, а спустя два года Великобритания впервые применила их при обстреле Копенгагена. По столице Дании было выпущено 14 тысяч снарядов и несколько тысяч ракет Конгрива. Погибло не менее 2000 гражданских, было разрушено каждое третье здание в городе. Разрывные снаряды «разносили» дома, а зажигательные боеголовки ракет вызывали многочисленные пожары, которые привели к еще большему опустошению.
Так что Британия, которая наряду с США сейчас передает тяжелые вооружения Украине, имеет давнюю историю террористических обстрелов… Но вернемся в наши дни.
Главное — маскировка
До поры до времени боевые машины РСЗО замаскированы в ближайшей лесополосе. Скрытность в этой войне имеет едва ли не первостепенное значение. Сейчас в Донбассе идет «война артиллерии» — дуэли, только вот не на пистолетах, как в романтическом XIX-м веке, а на более крупнокалиберных системах. Здесь диаметр канала ствола или самого боеприпаса — 122, 152, 155, 203 и более мм.
А в воздухе практически постоянно находятся беспилотники, которые ведут разведку и корректировку огня. Поэтому практически вся боевая и автомобильная техника укрыта маскировочными сетями, а в случае с «Градами» — в ход идут срезанные ветви и даже небольшие деревца. Смотрится, и правда, вполне естественно — вот так можно пройти мимо и не догадаться, что буквально в двух шагах от тебя находится мощная реактивная система, способная «накрыть» одним залпом площадь в 145 000 м2.
Немного истории…
Самая популярная на сегодняшний день — РСЗО БМ-21 «Град» принята на вооружение в 1963 году. Как и у многих советских и российских образцов вооружения — за внешней простотой и неприхотливостью технических комплексов скрывается кропотливая и напряженная работа инженеров и ученых. Дело в том, что долгое время было невозможно добиться уменьшения рассеивания ракетного залпа на дистанции стрельбы уже в 20 км, а советским конструкторам удалось вдвое превысить эту дальность.
Масштабы производства БМ-21 «Град» в СССР впечатляют: только на «Мотовилихинских заводах» (российская машиностроительная компания, расположенная в Перми) было изготовлено около трех тысяч боевых машин и более 3 млн снарядов к ним. А всего в Советскую армию за годы производства было поставлено 6536 установок РСЗО «Град».
Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и Южной Африке. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран. В начале 1994 года в Вооруженных силах РФ имелось 4500 РСЗО «Град» и около 3000 — в армиях других стран.
На сегодняшний день разработан и принят на вооружение армии России комплекс «Торнадо-Град» с более совершенной системой управления огнем со спутниковой навигацией и компьютером расчета баллистических поправок, новыми ракетами с увеличенной дальностью и точностью стрельбы. При выходе на позицию он уже может всего через 3 минуты открывать огонь. Для этого комплекса также разработаны и управляемые снаряды. «Торнадо-Г» уже состоит на вооружении российских войск.
«Умница в артиллерии»
По приказу боевые машины РСЗО «Град» выходят на огневую позицию. Наводчик-радиотелефонист с позывным «Дракон» делится тонкостями работы артиллериста.
«Ориентирование боевой машины БМ-21 на позиции происходит следующим образом: сначала устанавливается буссоль, потом топогеодезист ориентирует её. Основное назначение этого прибора — подготовка исходных данных для стрельбы, определение углов в горизонтальных и вертикальных плоскостях, определение дальности до цели. Он выдает значения угломера, и машина РСЗО наводится на буссоль. После этого нам только диктуют значения доворота и прицела по вертикали», — отмечает «Дракон».
По словам военного, в боевых условиях все это происходит максимально быстро, примерно около 15 минут. После чего реактивная установка готова к бою. «Если работаем с корректировкой от беспилотника, то сначала выпускаем одну-две пристрелочные ракеты», — уточнил артиллерист-ракетчик.
Он добавил, что в основном «Грады» применяются для подавления артиллерийского огня, ударов по скоплению боевой техники и пехоты противника. Также стрельбой неуправляемыми реактивными снарядами разрушаются укрепления на взводных опорных пунктах украинских националистов. Математические расчеты для ведения эффективного огня реактивной и ствольной артиллерией всегда являются ключевыми в боевой работе. Не зря же существует поговорка: «Умница — в артиллерии, щеголь — в кавалерии…».
«За один залп выпускаем стоимость квартиры!..»
«Дракону» всего 20 лет, в Народной милиции ДНР служит два года. За это время освоил сложную боевую технику. Теперь пришла пора применять теорию на практике.
«До этого год я отслужил в танковом подразделении, а буквально накануне, в декабре 2021-го перешел в реактивную артиллерию. Ночь на 24 февраля 2022 года я не забуду никогда! Когда все резко стало сверкать и полыхать! — вспоминает наводчик РСЗО. — Мы шутим, что за один раз выпускаем стоимость квартиры, ведь цена одного реактивного снаряда „Града“ — примерно 1000 долларов. Да и наплевать! Главное, чтобы скорее война закончилась».
Снаряды «Града» имеют интересную особенность: впервые в отечественной артиллерии стабилизаторы у них сделали складывающимися, так можно было плотнее «упаковать» ракеты в единый пусковой «пакет» из 40 стволов. К тому же так легче заряжать пусковую установку. После выстрела оперение разворачивается, и ракета с вращением, которое ее дополнительно стабилизирует, летит в цель.
«За слезы матерей, за нашу Родину — огонь, огонь!»
Боевые машины РСЗО сориентированы на огневой позиции, уточнены прицельные значения. Звучит команда: «Огонь!». Пусковые установки на 40 стволов каждая озаряются пламенем, с оглушительным, пронзительным воем сходят с направляющих 122-миллиметровые реактивные снаряды. Земля в буквальном смысле стонет от этих залпов. Но в сотни раз страшнее прицельные удары реактивной артиллерии по позициям украинских неонацистов.
Под протяжный вой «Градов» невольно вспоминаются слова советского Марша артиллеристов:
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь, огонь!
Снова и снова уносятся вдаль ракеты «Градов» — за все слезы матерей Донбасса они крушат укрепления оккупационных киевских войск. «Огненные боги войны» продолжают свою нелегкую работу.
***
Специальная военная операция по защите Республик Донбасса проводится с 24 февраля. В качестве целей спецоперации президент России Владимир Путин обозначил освобождение территорий Донецкой и Луганской Народных Республик от украинских войск, а также полная демилитаризация и денацификация Украины. На сегодняшний день завершено освобождение территории ЛНР, также союзные войска выбили оккупантов из 270 населенных пунктов ДНР, включая Мариуполь, Волноваху, Красный Лиман, Святогорск, Светлодарск, также российская армия контролирует Херсонскую область, часть Запорожского и Харьковского региона, активные бои продолжают на Славянском, Артемовском и Донецком направлениях.
***
Больше новостей в телеграм-канале ДАН
Минобороны России показало кадры боевой работы РСЗО «Град» в зоне СВО — Газета.Ru
Минобороны России показало кадры боевой работы РСЗО «Град» в зоне СВО — Газета.Ru | Новости
Размер текста
А
А
А
Минобороны России опубликовало кадры боевой работы артиллеристов реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град» в зоне специальной военной операции. Видео размещено в официальном Telegram-канале военного ведомства.
На кадрах показано, как военнослужащие убирают ветки, которые маскируют пусковую установку «Град» и реактивные боеприпасы к ней.
После этого военные заряжают боеприпасы, машина выдвигается на огневую позицию, наводится, после этого следует залповый пуск, снятый с нескольких ракурсов.
Водитель одной из пусковых установок «Града» с позывным «ДНР» рассказал, что пошел на фронт добровольцем вместе с братьями и отцом. По его словам, в 2015 году его дом обстреляли украинские военные, после чего он вывез семью в Россию, а после начала специальной военной операции отправился освобождать свою родину от националистов.
«Чем быстрее мы это закончим, быстрее их прогоним, быстрее наступит мир. Родину надо защищать», — резюмировал «ДНР».
В свою очередь, командир боевой машины с позывным «Росич» рассказал, что для подготовки боевых машин к работе требуется около 10 минут, за которые «Град» успевает доехать до огневой позиции, навестись и выстрелить.
«Пехота просит огня — стреляем, выполняем задачи», — рассказал «Росич».
По его словам, работа ведется «очень часто», иногда перерывы на отдых не превышают десяти минут.
Ранее Минобороны России показало кадры уничтожения позиции украинских боевиков ракетами реактивной системы залпового огня «Град».
Минобороны отмечает, что расчеты РСЗО «Град» Центрального военного округа с самого начала специальной военной операции непрерывно наносят поражение позициям, технике и живой силе ВСУ.
Огневая мощь залпа одной установки позволяет мгновенно уничтожить противника на участке местности до 14 гектар.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Анастасия Миронова
Почему перестали кошмарить бизнес
Выпускники отравились в ресторане: при чем тут мораторий на проверки предпринимателей
Юлия Меламед
История матери убийцы, рассказанная ею самой
О фильме «После моста»
Евгений Щекланов
Зачем молодежи страхование
Управляющий директор СберСтрахования жизни Евгений Щекланов о том, как обезопасить себя и сформировать накопления
Георгий Бовт
Как относиться к релокантам и возвращенцам?
О тех, кто улетел, но обещал или уже вернулся
Марина Ярдаева
Как привести в порядок ум наших детей
О проблемах с математикой на экзаменах
Рейс остановлен после того, как град размером с теннисный мяч ударил Jumbo Jet
Мир
Тияна Милик, Zenger News
Мир
Самолет
аэропорт
Путешествие
Широкофюзеляжный реактивный самолет, летевший из Италии в Соединенные Штаты, провел в воздухе всего 90 минут, прежде чем вернуться в аэропорт вылета после того, как градины, в том числе размером с теннисный мяч, обрушились на его кабину, носовой обтекатель и крылья.
Рейс Эмирейтс из миланского аэропорта Мальпенса в международный аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке благополучно приземлился после 9 круговых полетов0 минут в самолете Boeing 777-31H для сжигания топлива.
Эмирейтс не сообщила о каких-либо травмах во время полета 13 июля, но на фотографиях, сделанных с земли, видны разбитые окна кабины, пробитый нос и изрешеченный фюзеляж. Некоторые удары подтверждают вывод о том, что градины были не менее 2-1/2 дюйма в диаметре.
Град разбил лобовое стекло Boeing 777 Эмирейтс, направлявшегося из Италии в Нью-Йорк 13 июля 2021 года.
Вола Милано Мальпенса/Зенгер
900:02 Пилот сообщил о попадании в град с градом на высоте 15 000 футов над итальянскими и швейцарскими Альпами, по данным управления аэропортов Милана. В то время сообщалось о сильных грозах по всей северной Европе. «Примерно через 97 минут после взлета [самолет] вернулся в Мальпенсу», — сообщили в агентстве.
Рейс Эмирейтс должен был быть трансатлантическим, а это означало, что у самолета был полный бак топлива. Стандартной практикой является сжигание большей части лишнего топлива в режиме ожидания, чтобы ограничить возможность приземления со взрывом, если град повредил закрылки или шасси.
Пассажиры, летевшие рейсом Эмирейтс из миланского аэропорта Мальпенса в международный аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке, днем позже были перебронированы на новый рейс с другим самолетом.
Вола Милано Мальпенса/Зенгер
Должностные лица аэропорта заявили, что сильный ветер по-прежнему создавал проблемы для полета, который изо всех сил пытался приземлиться, и ему потребовались две попытки, чтобы безопасно приземлиться.
Пассажиров пересадили на другой рейс на следующий день.
Эмирейтс возобновила полеты в Нью-Йорк в июне после долгой паузы из-за пандемии, а в июле выполняла ежедневные рейсы в США.
Град на земле воспринимается как ливень, как дождь, из-за гравитации. Но в небе град может разразиться во многих направлениях одновременно, и удар на высокой скорости может быть столь же опасным, как и другие твердые снаряды.
На фотографиях видны повреждения градом самолета Эмирейтс, который провел в воздухе всего 97 минут и сжег топливо, прежде чем совершить две попытки приземления.
Вола Милано Мальпенса/Зенгер
Лобовые стекла кабин пассажирских самолетов Boeing и Airbus состоят из двух слоев, что означает, что пилот может управлять самолетом с трещиной на внешней панели, если внутреннее лобовое стекло остается целым. Но, по данным Фонда безопасности полетов, это все равно может вызвать проблемы с видимостью.
Штормы также могут повредить обтекатель самолета, защищающий радиолокационное оборудование, обычно расположенное под носовым обтекателем. В то время как поврежденная антенна радара создаст проблемы для авиаторов, по своей сути она не опасна, говорят в фонде.
Если град попадет в двигатель самолета во время полета, он может погнуть или сломать лопатку компрессора. Но реактивные двигатели рассчитаны на то, чтобы выдерживать высокоскоростные удары более крупных объектов, включая живых птиц.
Эта статья была предоставлена Newsweek компанией Zenger News.
Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил
Смелая судебная авантюра Дональда Трампа провалилась
Команда юристов бывшего президента вызвала неожиданного свидетеля для дачи показаний по делу Майкла Коэна в попытке передать дело о замалчивании денег в федеральный суд.
Эван Палмер
ЧТЕНИЕ 3 МИНУТЫ
Премиум-подпискаDigital + Ежемесячно (пробная версия без рекламы)
- Журнал Newsweek с доставкой на дом
- Неограниченный доступ к Newsweek.com
- Работа Newsweek.com без рекламы
- Доступ к приложениям для iOS и Android
- Все информационные бюллетени + подкасты
Подписаться сейчас
- Неограниченный доступ к Newsweek.com 9 0052
- Работа Newsweek.com без рекламы
- Доступ к приложению для iOS и Android
- Все информационные бюллетени + подкасты
Подпишитесь сейчас
Драматический момент: пилот приземляет самолет, полный туристов, «слепой» после того, как гигантский град разбил лобовое стекло кабины и «серьезно» повредил реактивный самолет
СМЕЛЫЙ пилот посадил туристический самолет «вслепую» после того, как гигантские градины разбили ветровое стекло кабины и чуть не сорвали носовой обтекатель.
На этих невероятных фотографиях изображен самолет после героической аварийной посадки пилота в стамбульском аэропорту имени Ататюрка со 127 пассажирами на борту.
9
Носовой обтекатель самолета пострадал от массивного градаКредит: социальные сети / новости east2west
9
Пилоты не могли видеть сквозь треснувшее стеклоКредит: социальные сети / east2west 900:02 На них показаны серьезные внешние повреждения Airbus A320 из-за внезапного неожиданного града во время грозы, а пассажиры плачут и молятся, когда пострадавший самолет совершает шаткую посадку.
С земли слышен голос: «Он этого не сделает, он этого не сделает».
Капитан Александр Акопов сказал, что он и другие члены экипажа праздновали так, как будто это был «второй день рождения» после его спасительного героизма в борьбе с повреждениями, вызванными градинами размером с куриное яйцо.
Невероятно, но его автопилот вылетел из строя.
«Я летаю уже 30 лет», — сказал он.
«Ну, вы видели, как приземлился самолет? Все в порядке?»
9
Капитан Александр Акопов совершил посадку после того, как его локатор не смог обнаружить погодную катастрофуКредит: TSN / east2west news
9
Момент остановки сердца, когда самолет приземлилсяКредит: YouTube / east2west
9
Опытный пилот благополучно вернул своих пассажиров на ЗемлюКредит: YouTube / east2west
Он добавил: «Пассажиры живы. Это нормально».
«Это наша профессиональная надежность.
«Наш локатор не показал это стихийное бедствие, поэтому оно произошло.
«Было тяжело, но главное, что люди живы.»
Катастрофа произошла примерно через 10 минут после взлета рейса турецкой авиакомпании Atlasglobal в Эркан на севере Кипра.
Поднявшись на высоту 1300 метров, градины разбили окна кабины, не дав пилоту возможности увидеть свой подход к взлетно-посадочной полосе.
9
Град нанес ошеломляющий ущербПредоставлено: социальные сети / новости east2west
9
Видно, как женская рука сжимает переднее сиденье во время ужасающего спускаКредит: YouTube / east2west
9
Маршрут, по которому самолет возвращался в СтамбулКредит: Flight Radar / east2west
9
Пассажиры разразились аплодисментами, когда они были благополучно на землеКредит: YouTube / east2west 900:02 Принят полномасштабный аварийный протокол, пожарная техника и машины скорой помощи ждут самолета.
На видео видно, как женщина с красными ногтями вцепилась в сиденье из-за сильной тряски самолета во время посадки.