Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402

Форма поиска

Поиск

Вы здесь

Главная → Двигатель → Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402

Несмотря на то, что ЗМЗ-402 давно снят с производства, он пользуется большой любовь российских автолюбителей. Не слишком прожорливый, он отличается потрясающей ремонтопригодностью даже по сравнению с любыми моторами ВАЗ, а его крутящего момента и мощности вполне достаточно не только для Волги, но и для достаточно тяжелой Газели. В этой статье мы расскажем о том, в каком порядке регулируют клапаны этого мотора и откроем некоторые секреты, которые позволят вам улучшить его работу.

Периодичность процедуры

 

Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, по своим техническим характеристикам ЗМЗ-402 получился не слишком удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных тяг толкателей, да не слишком высокое качество деталей, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит, сокращает временной промежуток между регулировками. Если мотор используется бережно, без работы под максимальной нагрузкой и резких стартов, то регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если же водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, то пробег сокращается до 10 тысяч километров. Если же вы используете не соответствующий головке блока цилиндров (ГБЦ) бензин, то вне зависимости от настроек зажигания клапаны на 402 двигателе необходимо регулировать через 5–6 тысяч километров. Это позволит снизить вероятность прогара клапанов и потери компрессии.

Инструменты для работы

Чтобы отрегулировать тепловые зазоры клапанов ЗМЗ-402 вам потребуются:

  • ключ-трещотка с удлинителем и длинной головкой на 10 мм;
  • рожковые и накидные ключи на 8, 10, 11, 12, 13 и 14 мм;
  • свечной ключ;
  • мощная плоская отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • молоток;
  • универсальный щуп;
  • чистая тряпка.

Тепловые зазоры клапанов

 

В официальном руководстве по обслуживанию ЗМЗ-402 тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов определены в 0,40 мм. Однако такая регулировка подходит лишь для Газелей, которые постоянно возят тяжелые грузы. Из опыта известно, что уменьшение теплового зазора до 0,25–0,3 на впускных и выпускных клапанах позволяет увеличить приемистость и тяговитость двигателя, а также снизить расход топлива. Однако, это касается лишь спокойной езды. Если вы любите ездить быстро, резко стартуете или часто ездите по горам, то зазоры необходимо увеличить до 0,30–0,35, а в особо тяжелых случаях до 0,40.

Также необходимо увеличить зазоры до 0,40, если ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на 76-м(80-м). И наоборот, если головка под АИ-76 (АИ-80), а вы заливаете АИ-92. Если же ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на сжиженном природном газе (СПГ), то зазор должен быть 0,35 для впускных клапанов и 0,40–0,45 для выпускных. Использовать газ с ГБЦ под 76-й бензин нельзя, быстро прогорят поршня и клапаны.

Порядок регулировки клапанов на 402 двигателе

  1. Отсоедините все шланги, которые отходят от клапанной крышки, а также снимите шланг устройства опережения зажигания.
  2. Отсоедините тросик или тягу акселератора, если они прикреплены к клапанной крышке.
  3. Выкрутите 6 болтов и снимите клапанную крышку. Иногда для этого приходится снимать воздушный фильтр, зависит от модели карбюратора.
  4. Выкрутите свечи.
  5. Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого совместите третью метку на шкиве коленвала и прилив на корпусе двигателя. Коленвал вращайте с помощью стартера или лопастей вентилятора (за исключением переделанных моторов, в которых вентилятор приводится в действие электродвигателем).
  6. Снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится напротив контакта 1-го цилиндра. Если нет, проверните коленвал на 1 оборот и снова совместите метки на шкиве и корпусе.
  7. Регулируйте клапаны в следующем порядке: 1 впускной, 1 выпускной, 2 выпускной, 3 впускной. Затем проверните коленвал на полный оборот, совместите метки на шкиве и корпусе и отрегулируйте 2 впускной, 3 выпускной, 4 впускной и выпускной. Если вы не знаете, какие клапаны впускные, а какие выпускные, то придерживайтесь следующего порядка – сначала 1, 2, 4, 6, затем 3, 5, 7, 8.
  8. Для регулировки клапана сделайте следующее – покачайте коромысло вперед-назад по валу, затем молотком не сильно стукните по нему над клапаном. Не перепутайте место удара. Если вы ударите над толкателем, то погнете его и толкатель придется менять.
  9. Придерживайте регулировочный винт ключом на 11 или мощной отверткой и открутите фиксирующую его гайку.
  10. Измерьте зазор и при необходимости отрегулируйте его.
  11. Придерживая ключом или отверткой болт, зафиксируйте его гайкой. Если зазор соответствует норме, переходите к следующему клапану, если нет, повторите регулировку.
  12. Установите на место свечи, крышку трамблера и высоковольтные провода.
  13. Заведите двигатель и убедитесь, что на все толкатели подается масло. Если масло не идет, ослабьте гайку крепления оси коромысел в районе 4-го цилиндра. Если это не помогло, мотор требует прочистки масляной системы.
  14. Заглушите двигатель, наденьте клапанную крышку, закрутите болты и подключите все шланги.
  15. Заведите мотор и дайте ему поработать до полного прогрева. Послушайте звук работы клапанов. Если вы их правильно отрегулировали, то не будет ни металлического звона, ни глухого цокота.

Видео

Похожие материалы

Ременная передача (клиноременная) — что это такое?

Автомобильная механика включает в себя довольно большое число механизмов, которые перед

Замена клапанов ВАЗ

Проверка зазора между поршнем и цилиндром

Обкатка двигателя после капитального ремонта

Рано или поздно любой мотор ожидает проведение капитального ремонта.

Раскоксовка поршневых колец двигателя

Работа двигателя внутреннего сгорания зависит от размера зазора между цилиндром и поршн

Замена воздушного фильтра

Мощность двигателя, расход топлива и стабильная работа мотора напрямую зависят от

Порядок регулировки клапанов двигателя ЗМЗ 402 — Ремонт своими руками

Содержание:

  1. Подготовка к регулировке клапанов
  2. Регулировка клапанов ГАЗ 402
  3. Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ

Клапана представляют собой важную составляющую газораспределительного механизма. Регулировка клапанов – одна из базовых настроек двигателя, от которой зависит срок эксплуатации различных деталей ГРМ. В случае неправильной регулировки повышается расход топлива, а работа мотора становится более шумной.

Если движок плохо запускается на холодную, свечи заливает, а во время работы силового агрегата вы слышите своеобразный звон, необходимо регулировать зазоры клапанов. Сегодня мы поможем вам понять, как выполняется регулировка клапанов на 402 двигателе, которым оснащены многие автомобили Газель. Для выполнения процедуры необходимо подготовить комплект щупов, ключ для храповика коленвала, а также прокладку крышки ГБЦ (отдельно о замене прокладки головки блока цилиндров мы уже писали). Регулировка клапанов 402 двигателя должна осуществляться исключительно на холодном моторе. Последовательность регулировки по цилиндрам выглядит так: 1-2-4-3. На 1-м и 4-м цилиндрах оптимальный зазор клапанов выпуска равен 0,35-0,4 миллиметра, а для других цилиндров он должен составлять 0,4-0,45 миллиметра.

Подготовка к регулировке клапанов


Охладить мотор, подождав несколько часов после его последнего запуска. Отключить клеммы от АКБ. Снять воздушный фильтр (отсоединить крышку фильтра, снять элементы крепления, вентиляционный патрубок картера, а также шланг вакуумного регулятора трамблера). Демонтировать корпус воздушного фильтра. Отключить от карбюратора авто тяги дроссельной и воздушной заслонок. Открутить крышку клапанов и вытащить её.

Регулировка клапанов ГАЗ 402

Мотор ЗМЗ-402 производится с 1985 года, впервые он появился на переходных моделях ГАЗ 24М. Он также широко используется на Газелях. Восьмиклапанный двигатель имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов, в его газораспределительном механизме присутствуют следующие детали:

  • распределительный вал, он вращается в пяти опорах блока цилиндров;
  • распредшестерня, передает движение от коленвала распределительному валу;
  • 8 толкателей, приводятся в движение кулачками распредвала;
  • 8 алюминиевых штанг;
  • ось коромысел, на которой находится сами коромысла (8 шт. ) с регулировочными винтами;
  • выпускные и впускные клапана, расположенные в головке блока цилиндров.

Когда распределительный вал вращается, происходит поднятие и опускание клапанов в головке блока. Точно так же, как и все другие современные двигатели, ЗМЗ-402 работает по четырехтактной схеме:

  • сначала в ДВС происходит впуск, топливовоздушная смесь заполняет цилиндр;
  • затем в цилиндре совершается сжатие смеси, и она поджигается искрой от свечи зажигания;
  • происходит рабочий ход;
  • последний этап в процессе – выпуск отработанных газов.


Когда совершается сжатие, оба клапана закрыты и герметичны – регулировку клапанов выполняют именно в таком положении. Чтобы камера сгорания была герметичной в момент сжатия, между штоком клапана и коромыслом должен быть тепловой зазор – если его не будет, при расширении металла на горячем двигателе клапан не будет герметично прилегать к посадочному месту (седлу), мотор может потерять мощность, а в некоторых случаях и вовсе не будет запускаться.

Клапана на ЗМЗ-402 можно регулировать двумя способами. В первом варианте регулировка производится следующим образом (в качестве примера возьмем автомобиль ГАЗ 24):

  • останавливаем двигатель, выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу;
  • открываем капот, снимаем корпус воздушного фильтра;
  • снимаем клапанную крышку, она держится на шести болтах;
  • прокручиваем коленвал, выставляем по меткам первый цилиндр. Метка находится на переднем шкиве коленвала;
  • следует отметить, что метки на шкиве могут совпадать при ВМТ (верхней мертвой точки) 1-го и 4-го цилиндров, и если клапана 1-го цилиндра при этом зажаты, а у четвертого свободны, значит, метки совпали с 4-ым цилиндром, а не с 1-ым. Это можно легко проверить – снять крышку трамблера и посмотреть, куда смотрит бегунок;
  • регулируем оба клапана на первом цилиндре (зазор 0,3 мм), проворачиваем пол-оборота двигателя по часовой стрелке (метки должны находиться внизу)
  • регулируем оба клапана на втором цилиндре;
  • проворачиваем еще пол-оборота (метки снова наверху и совпадают), регулируем клапана 4 цилиндра;
  • делаем еще половину оборота коленвала (метки опять внизу) и производим регулировку на третьем цилиндре.

Закрываем клапанную крышку, запускаем двигатель и проверяем, как работает мотор. Регулировку клапанных зазоров на всех автомобилях ГАЗ производят с помощью специальных щупов, обычно они собраны в одном наборе.

 

Есть такое понятие как перекрытие клапанов, и при свободных клапанах первого цилиндра (в ВМТ) будут зажаты оба клапана 4-го цилиндра, а вот на втором и третьем по одному клапану останутся свободными. Поэтому регулировку можно сделать за два проворачивания коленчатого вала:

  • выставляем ВМТ первого цилиндра, регулируем клапана 1-2-4-6, считая их от передней части мотора;
  • делаем оборот коленвала и регулируем все остальные клапана (3-5-7-8).

В книгах рекомендуется регулировку проводить на холодную, на крайних клапанах (1 и 8) устанавливать зазор 0,35 мм, на остальных – 0,3 мм. Но на холодную регулировку производить нельзя – алюминиевые штанги с нагревом двигателя расширяются, и зазоры на горячем ДВС в клапанах уменьшаются. Практика показала, что наиболее оптимальный вариант – это регулировка на хорошо прогретом двигателе с зазорами 0,3 мм на всех клапанах. Кстати, точно также производится регулировка клапанных зазоров на машине ГАЗ 21 «Волга».

Величина зазоров в приводе клапанов:

Номер
цилиндра
КлапанВеличина
зазора, мм
1Впускной

Выпускной

0,40 – 0,45

0,35 – 0,40

2Впускной

Выпускной

0,40 – 0,45

0,40 – 0,45

3Впускной

Выпускной

0,40 – 0,45

0,40 – 0,45

4Впускной

Выпускной

0,40 – 0,45

0,35 – 0,40

Момент затяжки ГБЦ и других соединений двигателя ЗМЗ 402 (ЗМЗ 4021)

Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ


Клапана не всегда поддаются регулировке, в некоторых случаях стук остается даже при установке рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:

— изношены кулачки распредвала;

— ось, на которой стоят коромысла, имеет выработку;

— носики коромысел неравномерно сработались;

— износились толкатели;

— сработались сухари пружин.

Если на пяточках коромысел есть выработка, хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов не получится, в таком случае следует пользоваться индикатором.

Когда есть дефекты на кулачках распредвала, избавиться от клапанного стука не получится, даже если делать регулировку с помощью индикатора. В этом случае требуется только замена распределительного вала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработались сухари пружин, отрегулировать зазоры также не удастся, так как коромысла будут упираться не в клапан, а в чашку клапанной пружины. Этот дефект можно устранить установкой новых сухарей.

Инстукция по замене масла в двигателе ЗМЗ 402

Источник
avtobrands.ru
avtopub.com

Как установить и отрегулировать зазор клапана как профессионал

Регулировку и регулировку зазора клапана часто упускают из виду как простую и несложную задачу для надлежащего обслуживания двигателя, однако многое можно получить, уделяя внимание зазору клапана. Хорошая первоначальная настройка и внимательное наблюдение за зазором клапана могут предупредить вас о проблеме, прежде чем она приведет к пагубной гибели вашей силовой установки. Мы связались с некоторыми ведущими производителями двигателей в отрасли, чтобы выяснить, что каждый должен знать об установке и регулировке зазора клапана.

О наших экспертах

Мы хотели узнать все, что нужно знать о регулировке зазоров клапанов, поэтому мы связались с некоторыми из самых уважаемых производителей высокопроизводительных двигателей, чей общий опыт в создании первоклассных гоночных двигателей составляет более 110 лет и чьи резюме читаются как члены Международного зала славы дрэг-рейсинга. Эти давние производители двигателей хорошо известны своим опытом и знаниями в области двигателей, поэтому мы собрали всю информацию, чтобы составить окончательное руководство по регулировке зазоров клапанов. Давайте посмотрим на наших экспертов:

Скотт Шафирофф более тридцати лет занимается как гонками, так и созданием гоночных двигателей. В настоящее время владелец Shafiroff Race Engines and Components.

Пэт Муси начал участвовать в гонках в 1969 году и за это время стал восьмикратным чемпионом Pro Street с более чем 40-летним опытом работы в области создания двигателей. Владелец Pat Musi Performance.

Дэвид Реер начал производить двигатели вместе с Бадди Моррисоном в 1971 году на заднем дворе магазина автозапчастей в Мэнсфилде, штат Техас. Мастер-двигатель Рехер возглавляет компанию Reher-Morrison Racing Engines уже почти 40 лет.

Мы также связались с Эшли Ньюман , техническим консультантом COMP Cams, чтобы узнать точку зрения производителя на настройку зазора клапана. Ньюман также является опытным гонщиком на кольцевой трассе, который понимает реальный мир, «доберись» до обслуживания пит-лейна, а также обслуживания в условиях лабораторного типа.

Установка и регулировка клапанного зазора часто упускается из виду как простая и бесхитростная процедура, но лучшие производители двигателей рассматривают это как ключевую задачу профилактического обслуживания.

Понимание причин неправильного зазора клапана

Зазор клапана, который представляет собой зазор между кончиком коромысла и кончиком штока клапана, представляет собой тонкий баланс между долговечностью и максимальной мощностью. Большинство распределительных валов поставляются с таблицей характеристик кулачка, в которой указана рекомендуемая настройка зазора клапана. Скотт Шафирофф объяснил: «Ваша карта камеры — это не число, при котором ваша машина будет работать лучше всего, это просто отправная точка. Некоторые производители кулачков публикуют число на карточке кулачка, которое является минимальным числом плетей, потому что, если вы нажмете их немного сильнее, не будет пандуса или они будут работать слишком жестко. Однако, если вы запустите их слишком свободно, это усложнит работу клапанного механизма. Так что всегда есть компромисс между долговечностью и мощностью».

Шафриофф продолжил иллюстрировать свою точку зрения, сказав: «Если вы можете зажать кулачок сильнее и получить ту же производительность, вам лучше, если вы не опустились ниже минимального зазора. Чем слабее вы бежите, тем тяжелее это для лифтеров. Вы должны найти ту золотую середину, где ваша машина работает лучше всего, и немного сбросить ее. Это значительно увеличивает долговечность и почти ничего не отнимает у мощности. Это умный способ участвовать в гонках».

Дэвид Реер говорит, что «Сломанный подъемник является наиболее разрушительным отказом компонента, за исключением сломанного шатуна». Проверка зазора клапана позволит вам узнать о наличии проблемы до того, как она приведет к катастрофе.

Дэвид Реер повторил предупреждение о тщательной проверке зазоров клапанов. Слишком большой зазор между коромыслом и штоком клапана может привести к поломке толкателя. По словам Реера, «Сломанный подъемник является наиболее разрушительным отказом компонента, за исключением сломанного шатуна. Каждый раз, когда мы ремонтируем двигатель, мы очень тщательно проверяем бывшие в употреблении роликовые подъемники. Простой акт профилактического обслуживания, такой как регулярная проверка зазоров клапанов, может сэкономить гонщику много денег».

Трюки Musi с клапанным зазором начинаются при сборке клапанного механизма. «Убедиться, что в отверстии подъемника нет заусенцев, а подъемники проворачиваются в отверстии» — это очень важно в книге Муси. «Просто прогоните отверстие подъемника через отверстия, чтобы удалить любые зазубрины, заусенцы или коррозию», — продолжил он.

Уловки Пэта Муси с клапанным зазором начинаются при сборке клапанного механизма, когда необходимо убедиться, что в отверстии подъемника нет заусенцев, а подъемники проворачиваются в отверстии.

Начало работы

Независимо от того, что вы слышали, нет никакой тайны в регулировке зазора клапана на кулачках с плоскими толкателями. Независимо от того, имеете ли вы дело с гидравлическими или механическими кулачками с плоскими толкателями, у нас есть процедура, которая сделает эту очень важную задачу гладкой, как по маслу.

Приступая к установке коромысла, проверьте, чтобы толкатели были установлены через направляющую пластину в центр подъемника. Эшли Ньюман из COMP Cam рекомендует «предварительно смазать или загрунтовать все толкатели через отверстия для толкателей».

Начните с проверки того, что все толкатели установлены через направляющую пластину в центр подъемника.

Затем нанесите небольшое количество монтажной смазки как на наконечники штоков клапанов, так и на седла толкателей коромысла. Мы добились большого успеха со сборочной смазкой COMP Cams, и она стала основным продуктом в гараже PowerTV. После того как наконечники штоков клапанов и седла коромысел покрыты сборочной смазкой, можно устанавливать коромысла на шпильку коромысел. Обильно нанеся монтажную смазку на шар коромысла, поместите его на шпильку коромысла плоской стороной цапфы вверх. Дважды проверьте, правильно ли установлены толкатели в толкателях и сиденьях коромысел. Точно таким же образом установите все коромысла. Ньюман сказал нам: «Очень важно устанавливать коромысла, не вращая двигатель, потому что вы можете случайно погнуть толкатель, даже не подозревая об этом».

Убедиться, что штоки центрированы в чашке толкателя, очень важно для регулировки зазора клапана.

Установите регулировочную гайку, затянув ее «от руки» до точки, в которой толкатель не имеет зазора, но все еще будет вращаться под вашими пальцами. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не будут установлены все толкатели и все коромысла.

Наконец, пришло время отрегулировать зазор клапана. Наши эксперты сказали нам, что лучший способ, который они нашли, — это установить затвор, по одному цилиндру за раз, в правильном порядке зажигания. Убедившись, что болт демпфера установлен в коленчатый вал, проверните двигатель рукой в ​​сторону его нормального вращения.

Для регулировки зазора клапана на гидрокомпенсаторах не требуется «щуп». Процесс одинаков для штампованных стальных коромыслов (таких как изображенные) или коромыслов с роликовыми наконечниками.

Для распределительных валов гидроподъемника

Когда выпускной клапан только начинает открываться на первом цилиндре в порядке зажигания, отрегулируйте впускной клапан, слегка ослабив регулировочную гайку, одновременно вращая толкатель, пока не почувствуете рывок в коромысле. Затяните регулировочную гайку, пока не будет устранено провисание коромысла и толкателя. Слегка поверните толкатель пальцами, затягивая регулировочную гайку, и вы должны почувствовать точку, в которой есть небольшое сопротивление (это называется нулевым зазором). Поверните регулировочную гайку на ½ оборота дальше этой точки, обеспечив оптимальную предварительную нагрузку для коромысла, толкателя и подъемника. По словам Ньюмана, «вам следует искать 0,030–0,060 предварительного натяга в типичном гидравлическом подъемнике». Следуйте этой процедуре, тщательно регулируя каждый впускной клапан в соответствии с порядком работы цилиндра.

Когда все впускные клапаны установлены на правильный зазор клапанов, можно отрегулировать выпускные клапаны. Используя ту же процедуру, что и с впускными клапанами, вам нужно провернуть двигатель, пока толкатель впуска не переместится полностью вверх и не повернется чуть выше максимального подъема. Теперь выпускной клапан можно отрегулировать. Когда все впускные и выпускные клапаны отрегулированы с надлежащим зазором, все ведущие производители двигателей обычно выполняют двойную проверку, проворачивая двигатель и снова проверяя каждый клапан, начиная с первого цилиндра в порядке зажигания.

Для регулировки клапанного зазора на сплошных кулачках толкателя необходимо использовать «щуп» и карту спецификаций, которая поставляется с вашим распределительным валом.

Распределительные валы сплошного подъемника

Укладка клапана цельного подъемника или механического распределительного вала очень похожа на распределительные валы гидравлического подъемника. Еще раз, самая важная часть — не забыть отрегулировать только один клапан на одном цилиндре за раз, начиная с первого цилиндра в порядке зажигания и продвигаясь к последнему цилиндру.

Единственная разница в регулировке зазора на сплошных распределительных валах с толкателем заключается в том, что после достижения нулевого зазора вы регулируете впускной клапан, ослабляя регулировочную гайку, пока не почувствуете небольшой зазор на коромысле. Затем вы можете установить зазор на клапанах по спецификациям, указанным в карте спецификаций распредвала, прилагаемой к распредвалу. Закрутите гайку впускного коромысла вниз с помощью щупа правильной толщины, вставленного между штоком клапана и кончиком коромысла. Затяните регулировочную гайку до появления легкого сопротивления при перемещении щупа. Не затягивайте слишком сильно, иначе вы рискуете повредить распределительный вал через короткий промежуток времени.

Затяните регулировочную гайку до появления легкого сопротивления при перемещении «щупа».

Лучшие производители двигателей дают нам 7 советов по регулировке зазоров клапанов:

Найдите золотую середину. Дэвид Реер объяснил: «Вы должны найти ту золотую середину, где ваша машина работает лучше всего, и немного сбросить ее. Это значительно увеличивает долговечность и почти ничего не снижает в мощности».

Установите зазор клапана на «холодный». Скотт Шафриофф напомнил: «Цилиндры нагреваются с разной скоростью, но холод есть холод». Шафриофф посоветовал нам регулировать зазоры клапанов на холодном двигателе и еженедельно проверять зазоры клапанов при температуре окружающего воздуха. Это даст вам лучшее представление о том, когда меняется зазор в одном из цилиндров.

Игнорировать ручной метод регулировки клапанного зазора Chilton. Рехер и Муси согласны с тем, что этот метод работает только для уличных распредвалов. Наилучшая последовательность, которую следует использовать при регулировке зазора клапана, — это следовать порядку зажигания. Это требует меньшего количества оборотов коленчатого вала и поможет избежать проблем с перекрытием клапанов.

Правило EO/IC (выпускное отверстие и впускное закрытие). Отрегулируйте зазор впускного клапана, когда выпускной клапан начинает открываться. Это поместит впускной подъемник в базовый круг, где вы хотите, чтобы он был. Затем отрегулируйте зазор выпускного клапана, когда впускной клапан находится примерно наполовину на стороне закрытия.

Будьте последовательны. По словам Муси, «регулировка зазора клапана — это не высшая математика, но вы можете помочь себе, если будете последовательны. Каждый раз проверяйте ресницу одинаково, иначе она будет повсюду. Вы не узнаете, когда у вас возникнут проблемы».

Еженедельно проверять зазор клапана. Дэвид Реер говорит: «Мое главное правило профилактики — никогда не игнорировать значительное изменение зазора клапана. Если у одного клапана внезапно на 20 тысячных больше зазор, чем у других клапанов, выясните, почему. Клапан погнут, толкатель сломан, наконечник толкателя сгорел? Если вы неукоснительно проверяете зазоры клапанов, вы можете обнаружить эти проблемы до того, как они приведут к дальнейшему повреждению».

Знай, с чем имеешь дело. Если вы используете оригинальные запасные части, такие как алюминиевые блоки или титановые клапаны, следуйте рекомендациям производителя по техническому обслуживанию, например, по регулировке зазора клапана. Производитель уже рассчитал специальные компенсации для этих экзотических материалов.

Правильная регулировка зазоров клапанов поразит вашу семью и друзей и может даже помочь вам выиграть несколько гонок.

Заключение

Регулировка зазоров клапанов может быть пугающей для обычного человека, но, поговорив с ведущими производителями двигателей, зазоры клапанов — это простая и основная процедура технического обслуживания, которая, если она выполняется целенаправленно, представляет собой прогулку в парке. Найти золотую середину, быть последовательным и следовать рутине — это ключи к профессиональной настройке зазора клапана. Используя эти советы по зазорам клапанов от наших экспертов, вы можете удивить свою семью и друзей и повлиять на другие головки редукторов своим новым опытом. Обладая этими знаниями, вы можете стать самым быстрым парнем на трассе. Как минимум, вы будете самым быстрым парнем в округе, плюс у вас будет право похвастаться самым точным зазором клапана. В любом случае вы зарабатываете бонусные «крутые» очки с семьей и друзьями.

Зазор сухого толкателя

Плоский (стандартный) толкатель в разобранном виде на различные части. Обратите внимание, что корпус толкателя (показан справа) нельзя снять без вскрытия корпуса.

Сухой зазор толкателя. Что это за чертовщина и почему меня это должно волновать? Сухой зазор толкателя — это зазор между коромыслом и крышкой штока клапана, когда толкатель (толкатель) сухой и полностью сложен. Когда двигатель работает, гидравлические подъемники, имеющиеся в большинстве двигателей Lycoming, компенсируют эту слабину и обеспечивают плавную и тихую работу поезда. Однако подъемники могут закрыть только ограниченный зазор, поэтому существует минимальный и максимальный зазор, необходимый для удержания подъемника в пределах его рабочего диапазона.

Второй кулачок сверху очень сильно изношен. Этот износ, безусловно, проявился бы при проверке сухого зазора толкателя перед вскрытием картера этого двигателя О-320.

Спонсор освещения авиашоу:

Если сухой зазор толкателя слишком велик, клапан не будет полностью открываться, и двигатель будет шумным. Сначала единственным повреждением будет потеря некоторой мощности, но со временем ударное действие клапанного механизма, работающего с чрезмерными зазорами, приведет к выходу из строя важных деталей двигателя. В этот момент может произойти потеря большей мощности, так как этот цилиндр выходит из строя. Кроме того, когда части одного вышедшего из строя цилиндра попадают в двигатель, возможен полный отказ двигателя. С другой стороны, если сухой зазор толкателя слишком мал, толкатель не позволит клапану полностью закрыться, что может быстро привести к прогоранию клапана и выходу из строя этого цилиндра. Для большинства двигателей Lycoming сухой зазор толкателя составляет от 0,028 до 0,080 дюйма. Это довольно широкий диапазон, но очень важно оставаться в этом диапазоне.

Большую часть времени сухой зазор толкателя не имеет особого значения для оператора двигателя. Если последний человек, который работал с двигателем, выполнил свою работу, то сухой зазор толкателя в порядке и не требует дополнительного внимания, если только двигатель не будет доработан или что-то пойдет не так.

Что влияет на изменение сухого зазора толкателя?

Наиболее распространенной причиной изменения сухого зазора толкателя является замена или обслуживание цилиндра, особенно если обслуживание этого цилиндра связано с работой клапана. Поскольку седло клапана отшлифовано для восстановления надлежащего уплотнения, клапан имеет тенденцию перемещаться дальше в головку цилиндра, тем самым закрывая сухой зазор толкателя. Если клапан заменить, он, скорее всего, окажется дальше от седла клапана и, таким образом, откроется сухой зазор толкателя. Если цилиндр заменяется новым блоком цилиндров, новый клапан, скорее всего, находится в несколько ином положении в головке цилиндра по сравнению со старым. Разница может составлять всего несколько тысячных дюйма, но может быть и больше. Единственный способ убедиться в этом — это проверить, поэтому проверка — стандартная часть любого обслуживания или замены цилиндра. Если вы не проверите, вы, возможно, настраиваете себя на катастрофический провал.

Помимо работ по ремонту или замене цилиндра, сухой зазор толкателя изменяется после сильного износа распределительного вала. Величина износа, необходимая для заметного изменения сухого зазора толкателя, очень велика, по сути, отказ распределительного вала. Такой отказ должен сопровождаться другими признаками неисправности, такими как частичная потеря мощности и избыточное количество металла в масляном фильтре и сетке поддона. Вы также ожидаете увидеть более низкие показания EGT и CHT, соответствующие тому, что клапан не открывается полностью. Проверка сухого зазора толкателя в таком случае, вероятно, будет последним шагом перед открытием двигателя. Следующим шагом будет снятие цилиндра и визуальный осмотр распределительного вала. Излишне говорить, что это будет не самое счастливое время для владельца самолета. С другой стороны, обнаружение серьезной неисправности двигателя непосредственно перед тем, как она произойдет, намного лучше, чем обнаружение такой неисправности сразу после ее возникновения.

Как проверить сухой зазор толкателя

В разделе 6 руководства Lycoming по капитальному ремонту можно найти информацию о толкателях в частности и клапанном механизме в целом. Для получения дополнительной информации вы также можете обратиться к инструкции по обслуживанию Lycoming 1011L, инструкции по обслуживанию 1424A и сервисному письму 206A, но SI 1011L, вероятно, является наиболее полезным из всех. В этих ссылках вы увидите, что двигатели O-320-h3AD и двигатели O-235 имеют разные зазоры и/или процедуры для работы с сухими зазорами толкателей. Двигатели О-235 имеют сплошные толкатели, которые вообще не имеют гидрокомпенсаторов. Двигатели 541-й серии также имеют разные зазоры, но было бы крайне необычно найти один из этих двигателей в самолете экспериментальной/любительской постройки.

На этом рисунке из сервисного бюллетеня Lycoming 402 показан сухой зазор толкателя в двигателе с угловым клапаном.

Для проверки сухого зазора толкателя вам сначала понадобится, как следует из названия, сухой толкатель. Это означает, что плунжерная часть толкателя или толкателя должна быть извлечена из двигателя, очищена и высушена, сложена, снова вставлена ​​в двигатель и проверен зазор между коромыслом и крышкой пружины клапана. Вот основные шаги для этого:

1. Снимите по одной свече зажигания с каждого цилиндра двигателя и проверните коленчатый вал, пока цилиндр, который вы хотите проверить, не окажется в верхней мертвой точке (ВМТ). Вы можете почувствовать компрессию, поднеся палец к отверстию свечи зажигания. Совместите метку «ТС» на зубчатом венце с прорезью в картере, чтобы убедиться, что вы находитесь в ВМТ. В этом положении не должно быть давления ни на одно коромысло проверяемого цилиндра.

2. Снимите клапанную крышку с цилиндра, который вы хотите проверить. Затем снимите коромысла и отложите их в сторону, стараясь не перепутать детали.

3. Затем снимите стопорный зажим, удерживающий фиксатор толкателя. Он расположен над и между коромыслами. Вам нужно будет заменить этот зажим при повторной сборке этих частей.

Трубки толкателя удерживаются на месте фиксатором и гайкой со стопорным зажимом. Стопорный зажим необходимо заменять всякий раз, когда трубки толкателя снимаются и заменяются. После этой работы вам также понадобятся новые уплотнения трубки толкателя и, вероятно, новая прокладка крышки клапана.

4. Убрав фиксатор толкателя, вы можете снять толкатели и трубки толкателей. Не перепутайте толкатели с одной стороны на другую. Толкатель выхлопа должен вернуться туда, откуда вышел, и то же самое с толкателем впуска.

5. Теперь можно снять поршень с толкателя с помощью слегка согнутого куска контровочной проволоки. Не поддавайтесь искушению использовать магнит для извлечения поршня. Любой намагниченный поршень должен быть заменен в соответствии с Lycoming.

Снимите плунжер толкателя с корпуса толкателя с помощью куска контровочной проволоки со слегка загнутым концом. Не используйте для этого магнит. На этом фото двигатель виден снизу после того, как была снята трубка толкателя.

6. Осмотрите плунжер и корпус толкателя на наличие зазубрин, заметного износа или мусора. Если поршень изношен или поврежден, его следует заменить. Если корпус подъемника поврежден, его тоже следует заменить, но это большой проект, требующий вскрытия двигателя.

7. Сняв поршень с двигателя, его следует очистить растворителем Стоддарда или чем-то подобным, а затем высушить. Внутренняя часть корпуса толкателя также должна быть очищена и высушена. Старайтесь не допускать попадания растворителя в двигатель.

После снятия плунжера толкателя обязательно осмотрите внутреннюю часть на предмет износа или повреждений.

8. С чистым и сухим плунжером снова вставьте его в корпус толкателя, но перед этим убедитесь, что он полностью сложен. Для этого вставьте латунную проволоку в конец поршня и надавите, пока не почувствуете, что он схлопывается.

9. После повторной установки плунжера толкателя установите на место толкатель этого клапана и соответствующий коромысло. Не устанавливайте трубку толкателя в это время.

10. Убедитесь, что двигатель все еще находится в ВМТ, а затем измерьте зазор между коромыслом и крышкой штока клапана. Этот зазор должен быть не менее 0,028 дюйма и не более 0,080 дюйма. Если зазор выходит за пределы этого диапазона, вам потребуется приобрести более короткую или длинную толкающую тягу у дилера запчастей Lycoming. Также можно использовать запасные части от Superior или Continental Titan (ранее ECi).

11. Если зазор больше, чем можно исправить с помощью более длинного толкателя, пришло время заподозрить сильно изношенный кулачок кулачка. Чтобы убедиться в этом, необходимо снять цилиндр.

Когда плунжер толкателя очищен, высушен, сложен и снова вставлен в корпус толкателя, зазор можно проверить, вставив щуп между коромыслом и крышкой штока клапана.

12. Установив правильный зазор, снимите коромысло, толкатель и плунжер толкателя. Перед повторной установкой проверьте правильность работы поршня, нажав на него. Если он работает правильно, он должен быстро вернуться в исходное положение после нажатия. Если этого не происходит, поршень необходимо заменить. Предполагая, что поршень работает правильно, смажьте его маслом и вставьте обратно в корпус толкателя. Обратите внимание, что плунжеры и толкатели идут вместе. Не путайте плунжеры, если вы работаете более чем с одним подъемником одновременно.

Коромысло снимается путем выбивания вала латунным пробойником. Не забудьте сначала снять пластиковые заглушки, чтобы не повредить их.

13. Если у вас есть хоть малейшие основания полагать, что поршень мог намагничиться, обязательно проверьте его компасом. Намагниченная часть будет сильно тянуть к себе стрелку компаса. Как было сказано ранее, намагниченные поршни необходимо выбросить и заменить.

14. Когда все это сделано, пришло время переустановить трубки толкателей с новыми уплотнениями, переустановить толкатели правильной длины, переустановить коромысла и фиксатор трубки толкателя, снова поставить клапанную крышку, и все готово.

Если вы обслуживаете более одного цилиндра, этот процесс необходимо повторить для каждого толкателя в каждом цилиндре. Конечно, если вы собираете новый или капитально отремонтированный двигатель из деталей, то же самое применимо. Проверьте сухой зазор каждого толкателя в каждом цилиндре.

Вы можете подумать, что новые двигатели с роликовыми толкателями будут иметь другие зазоры и процедуры проверки сухого зазора толкателей, но, как правило, это не так. Всегда полезно перепроверить при работе с конкретным двигателем, но Лайкоминг говорит, что для версии с плоским толкателем и роликовым толкателем одной и той же модели двигателя зазор и процедура проверки одинаковы.