Пропала «масса» на автомобиле: что это значит, и как это устранить?

  • Главная
  • Статьи
  • Пропала «масса» на автомобиле: что это значит, и как это устранить?

Автор:
Евгений Балабас

«Пропала «масса!» – именно это заклинание мы чаще всего слышим при обращении к автоэлектрикам с какими-либо неисправностями в электрооборудовании машины. Что полезно знать о «массе» в автомобиле, и как своими руками поправить дело при ее исчезновении?

Два провода или один?

Для подключения полезной нагрузки к источнику электропитания требуются два провода – об этом знает даже школьник (хотя Никола Тесла считал иначе…). Самый очевидный пример, вполне возможно, находящийся сейчас прямо рядом с вами – настольная лампа, включенная в розетку. Примерно так же включались и немногочисленные потребители электроэнергии на первых автомобилях конца XIX – начала XX веков. Схема простая, надежная и вполне жизнеспособная.

Однако как только выпуск автомобилей стал хоть сколько-либо массовым, коммерческая мысль промышленников тут же пошла в направлении экономии и оптимизации, и количество проводов в машине разом сократилось вдвое – в качестве одного из проводов стала использоваться металлическая масса кузова – в просторечии та самая «масса».

На донельзя упрощенной, но вполне наглядной вышеприведенной картинке справа изображена современная схема электрооборудования автомобилей – когда «массой» является минусовой провод бортовой сети. Однако так было не всегда… Приблизительно до 50-х годов ХХ века автопроизводители использовали в качестве «массы» как минус, так и плюс.

Стандарты в автопроме тогда еще не устоялись, а с электротехнической точки зрения не было совершенно никакой разницы, пускать по кузову плюс или минус. Однако к середине века наблюдения выявили более заметное коррозионное разрушение кузовов тех автомобилей, в которых «массой» был именно плюс! Выяснилось, что в этом случае интенсивнее развивается электрохимическая коррозия, обусловленная направлением движения электронов в электрической цепи — от плюса к минусу. В итоге от плюсовой «массы» повсеместно отказались в пользу минусовой – тем более что это не требовало ни малейших дополнительных вложений в производство.

Замена плюса на минус

Среди моделей отечественного автопрома плюс на «массе» встречался у Победы, у Москвичей 401-402 и более ранних, у первого выпуска «21-й» Волги (с 1960 года систему электрооборудования ГАЗ-21 поменяли на традиционную для наших дней). Автомобиль в СССР был товаром сверхдлительного использования, передаваясь из поколения в поколение десятилетиями, и после того как стало известно о вредоносном влиянии плюсовой «массы», изрядное количество владельцев старых Москвичей, Побед и Волг взялось самостоятельно переделывать полярность в электросистеме своих авто. Тем более что в литературе для автомобилистов того времени было немало советов и рекомендаций по такому апгрейду.

В принципе, рукастый автолюбитель справлялся с работой по переделке за один день. Помимо банальной смены клемм на аккумуляторе требовалось поменять полярность у амперметра указателя зарядки на приборной панели и немножко поковыряться с паяльником в радиоприемниках моделей А-8, А-9 и А-12, с плюсом на корпусе. Самым сложным была переполюсовка генератора, а вот моторчики печки и дворников и стартер, в которых не было постоянных магнитов, работали при изменении полярности точно так же и в доработках не нуждались.

На фото: ГАЗ-М21 Волга (I) ‘1956–1958

Сегодня же, как ни странно, наблюдается обратная эволюция! Владельцы редких и восстановленных ГАЗ-21 первой серии и Побед в борьбе за полную аутентичность возвращают автомобилям изначальную конфигурацию электрооборудования, измененную когда-то прежними хозяевами. Усиливающаяся коррозия их уже не беспокоит, поскольку такие машины обычно не используются «на повседневку», 99% времени стоят с отключенной батареей и выезжают лишь несколько раз в год на автофестивали и ретропробеги.

«Аналог» и «цифра» – «масса» нужна всем!

Сегодня во многих авто применяется управление электрикой и электроникой по цифровой шине данных. Это дает огромную гибкость в управлении многочисленной электроникой, а также экономию меди – последнее, к слову, вторично.

На простейшем примере это выглядит так. В традиционной электросхеме к многочисленным лампочкам задних фонарей идет через весь кузов как минимум 5 плюсовых проводов — стоп-сигнал, два поворотника, габариты и задний ход (минусовым, разумеется, является кузовная «масса»). В цифровой же конфигурации плюсовой провод – всего один, и еще один тонкий – цифровая шина. По ней блок управления, расположенный непосредственно возле задних фонарей, получает команды и раздает «плюс» тем лампам, которым он в данный момент требуется.

Однако, несмотря на такое изменение концепции электрооборудования, роль «массы», разумеется, не исчезает – наоборот, она даже заметно возрастает! Ибо цифровые блоки управления гораздо чувствительнее к ухудшению контакта с «массой», нежели грубые и «неумные» лампочки и моторчики исполнительных устройств, которые раньше получали питание по простым «аналоговым» плюсовым проводам…

В поисках «массы»

«Пропала масса!» — едва ли не самая любимая мантра автомобильных электриков, поминаемая ими и по делу, и всуе… Слыша это многократно, многие автовладельцы, помнящие как минимум электротехнику по школьной физике, задумываются – кстати, а почему почти всегда теряется именно минусовая «масса», а не плюс? Ведь, казалось бы, они равнозначно необходимы для подвода тока к потребителю…

Ответ тут прост. В силу того, что общий массовый провод, коим является кузов, открыт атмосферной влаге и склонен к коррозии, элементы и модули электрики электроники автомобиля часто лишаются именно минуса или получают его через повышенное сопротивление ржавого и окислившегося контакта. Контакт в плюсовых проводах тоже порой теряется, но, поскольку в них почти не используется склонная к ржавлению сталь, происходит потеря контакта в разы реже, чем в случае с минусом…

В принципе, процедура поиска и восстановления плохого контакта в точках подключения к «массе» несложна и доступна большинству автовладельцев, практикующих самостоятельное обслуживание личного авто. Большинство контактных точек под капотом нетрудно обнаружить вдумчивым разглядыванием. В салоне и багажнике несколько сложнее – немало точек «массы» прячутся под торпедо и обшивками. Но и они конечном счете обнаружимы.

Обычно точки подключения электропроводки к «массе» представляют собой резьбовые шпильки, приваренные к кузову, или резьбовые закладные гайки. Так или иначе, ржавая и окисленная точка «массы» должна быть развинчена гаечным ключом, наконечники проводов, площадка вокруг шпильки, шайбы и гайка зачищены наждачкой, для предупреждения попадания влаги смазаны специальной аэрозольной смазкой для электроконтактов (или, в крайнем случае, консистентными смазками типа Литол-24 или графитки) и собраны в обратном порядке.

Особенно стоит отметить важность так называемых «корончатых» шайб, которые по науке именуются «шайбы стопорные с наружными зубьями» (они же иногда бывают интегрированы в кабельные наконечники). Эта мелкая и, на первый взгляд, не заслуживающая внимания ерундовина крайне важна для обеспечения качественного контакта в точках «массы»!

Дело в том, что кузов на заводе красится в полностью собранном виде – после окраски на нем уже ничего не сверлят и не варят. Соответственно, все резьбовые шпильки, являющиеся точками контакта с «массой», а также места вокруг них оказываются покрытыми краской, которая не проводит электрический ток. Поэтому под кабельный наконечник, надеваемый на шпильку, подкладывается специальная зубчатая шайба – она точечно нарушает изоляцию краски и обеспечивает суммарную большую площадь контакта без риска разрастания ржавого пятна вокруг шпильки со временем. Отсутствие таких шайб – недопустимо, замена их на обычные плоские или гроверные – тоже. Плюс нужно знать, что они, по-хорошему, одноразовые. Однако часто после кузовного ремонта сборщики эти шайбы забывают или игнорируют…

Бывают и курьезные случаи – к примеру, на продукции АвтоВАЗа лет несколько назад владельцы отмечали массовую (вот уж каламбур) проблему плохого контакта в точках массы из-за применения на заводском конвейере странных корончатых шайб, покрытых плохо проводящим ток черным анодированием…

К слову, применять эти шайбы бездумно и лепить их повсюду не стоит! К примеру, плюсовой контакт стартера в них совершенно не нуждается – там гораздо полезнее будут две обычные плоские шайбы и гровер.

Забавно, но порой в поисках «массы» доходят до изрядных крайностей. Отдельная история – так называемая «разминусовка». Сия процедура представляет собой ручное изготовление целого вороха толстенных проводов с клеммами под болт на концах и соединение ими с «массой» и непосредственно с минусовой клеммой аккумулятора под капотом всего того, что уже и так с ними соединено – двигателя, стартера, КПП и прочего.

На самом деле процедура это совершенно безобидная, невредная и даже порой полезная. Изначально она использовалась как метод ремонта и профилактики электрики в немолодых авто, где сложно диагностировать проблемы с «массой». Поэтому вместо замены всей проводки целиком просто пробрасывали качественную дублирующую «массу» везде, где только можно. В результате удавалось устранять трудные «плавающие» проблемы и глюки электрооборудования малой кровью.

Однако впоследствии «разминусовка» превратилась из метода упрощенного ремонта в странноватое «полутюнинговое» мероприятие… Немыслимой толщины провода упаковываются в красивую декоративную изоляцию «а-ля змеиная кожа» и используются фактически для украшения подкапотного пространства. Хотя и с изначальным посылом улучшения стабильности работы двигателя и прочей электроники.

Опрос

А у вас когда-нибудь пропадала масса на автомобиле?

Ваш голос

Всего голосов:

практика
ремонт

 

Новые статьи

Статьи / История

Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным

Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W…

327

0

2

22.04.2023

Статьи / Обзор

Туда, где нет дорог, но есть электричество: обзор Jetour T3

Часто возникает вопрос: зачем китайцы так усиленно плодят новые бренды? Зачем компании Chery столько суббрендов: Omoda, Exeed, а теперь ещё и Jetour? Оказывается, всё дело в непростой китайс. ..

773

1

0

21.04.2023

Статьи / Обзор

Поперёд батьки: обзор нового Lexus LM

С первым поколением своего люксового минивэна Lexus изрядно опоздал. Японцы долго думали, глядя на то, как Buick завоевывает сегмент комфортабельных шаттлов на гигантском китайском рынке, а…

860

1

3

21.04.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53

Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан  газировки за одну копейку (с сиропом. ..

9679

9

784

09.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella

Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…

8537

3

864

29.11.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?

В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…

7733

8

9

07.04.2023

один секрет электрика – Автоцентр.ua

Марка

Модель

Оставьте ваши контактные данные:

По телефону

На почту

Уточните удобное время для звонка:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Оставьте ваши контактные данные:

Уточните удобное время для звонка:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Прямо сейчас

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Оставьте ваши контактные данные:

Выберите машину:

Марка

  • Сначала выберите дилера

Модель

  • Сначала выберите марку

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Sample Text

Оставьте ваши контактные данные:

Выберите машину:

Марка

  • Сначала выберите дилера

Модель

  • Сначала выберите марку

Уточните удобное время для тест-драйва:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 24
    апреля

  • 25
    апреля

  • 26
    апреля

  • 27
    апреля

  • 28
    апреля

  • 29
    апреля

  • 30
    апреля

  • 01
    мая

  • 02
    мая

  • 03
    мая

  • 04
    мая

  • 05
    мая

  • 06
    мая

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 00
  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

X

Оберіть мовну версію сайту.
За замовчуванням autocentre.ua відображається українською мовою.

Слава Україні! Героям слава!

Ви будете перенаправлені на українську версію сайту через 10 секунд

Плюс-минус для похудения (3 шт.)

Плюс-минус для похудения (3 шт.)

Почти 40% населения Индии страдает ожирением. Это связано с тем, что ожирение возникает не только само по себе, но и со многими другими заболеваниями, такими как болезни сердца, боли в суставах, сердечно-сосудистые заболевания и т. д. А в США уровень ожирения составляет почти 64%. Причиной этого является сидячий образ жизни, который ведет перенаселение.

Но не беспокойтесь, наш порошок для похудения Plus to Minus может не только помочь вам похудеть, но и сделать вашу иммунную систему намного сильнее, чем сейчас.

Плюс к минусу, Авалеха включает в себя такие травы, как амалаки, шунти, харитаки, пиппали, марича, муста, шуддха гуггулу, гокшура, кантакари, билва, гамбхари, мадху (сырой мед)

Мы поставляем упаковку из 3 штук, потому что это может необходимое количество дозировки для эффективного результата.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ:

  • Натуральный: прекрасное сочетание научного подхода и классической аюрведы. Сделано из органического сырого меда.
  • Повышение метаболизма: 100% натуральный. Без химии и консервантов. Май помогает повысить метаболизм и иммунитет.
  • Потеря веса: благодаря наличию натуральных ингредиентов вы можете использовать Plus to Minus Avaleha для снижения веса при правильном питании и режиме упражнений.
  • Здоровое пищеварение: пищеварение совсем не ухудшается. Пусть улучшится пищеварение, расслабится желудок и повысится жизненный тонус.
  • 100% натуральный | Без химии и консервантов | Не беспокойтесь о побочных эффектах

    Отказ от ответственности :

    Причины избыточного веса или ожирения у разных людей разные. Следует отметить, что независимо от того, связано ли это с генетикой или окружающей средой, потребление пищи, скорость метаболизма и уровень физической активности и физической нагрузки варьируются от человека к человеку. Это означает, что результаты потери веса также будут варьироваться от человека к человеку. Ни один индивидуальный результат не должен рассматриваться как типичный.

    — Чтобы узнать, как его использовать, прочитайте раздел «Как использовать» ниже.

    Почему люди используют это?

    Для снижения стресса и беспокойства

    Для детоксикации дыхательной системы

    Для детоксикации пищеварительной системы

    Для снижения уровня холестерина5

    2 2

    044 Для чистой и чистой кожи

    Чтобы расслабиться и вовремя заснуть

    Почему выбирают нас

    Аюрзон будет расходом или сбережением?

    Сохранение больничных

    Вы можете сохранить больничные и сократить прогулы.

    Высокая производительность

    Вы почувствуете высокую производительность и мотивацию к работе.

    Меньшие медицинские счета

    В долгосрочной перспективе ваши медицинские счета сократятся.

    Волшебная формула для похудения

    Ключ к похудению не в том, чтобы сесть на какую-нибудь причудливую диету, популярную в данный момент. Нет, самый умный план игры для тех, кто в курсе, не включает в себя употребление большого количества одного вида пищи (мы смотрим на вас, грейпфрутовая диета) или жизнь на одних только жидкостях в течение нескольких дней (серьезно, зачем? вы хотите сделать это?). На самом деле это поиск калькулятора и использование элементарной математики, чтобы вычесть весь этот нежелательный жир.

    Достижение веса тела, с которым вы чувствуете себя комфортно, означает напоминать себе, сколько калорий на самом деле нужно вашему телу каждый день, чтобы функционировать наилучшим образом. Как только вы узнаете это число, похудеть и чувствовать себя прекрасно будет так же просто, как сократить разумное количество калорий и сжечь еще несколько с помощью упражнений. Возьмите свои карандаши:

    Шаг 1:

    Узнайте, сколько калорий требуется вашему телу каждый день для поддержания текущего веса. Просто возьмите свой текущий вес и умножьте его на 13 (если вы вообще не тренируетесь), 15 (если тренируетесь несколько раз в неделю) или 18 (если тренируетесь пять или более дней в неделю). Число, которое у вас останется, является приблизительным представлением о том, сколько калорий вы, скорее всего, потребляете прямо сейчас.

    Например, если вы весите 165 фунтов и тренируетесь три дня в неделю, вы должны умножить 165 на 15 и получить в сумме 2475. Это означает, что ваше ежедневное потребление калорий — и то, как вы будете оставаться в своем нынешнем весе — составляет около 2475 калорий.

    Шаг 2:

    Сократите ежедневное потребление калорий на 500–1000 калорий. Вы можете создать этот дефицит калорий одним из трех способов:

    1. Вы можете съедать на 500-1000 калорий меньше каждый день.

    2. С помощью физических упражнений вы можете сжигать от 500 до 1000 калорий в день.

    3. Вы можете комбинировать и то, и другое, потребляя на 250–500 калорий меньше, сжигая, например, от 250 до 500 калорий каждый день.

    Почему не больше? Большинство экспертов сходятся во мнении, что потеря от 1 до 2 фунтов в неделю является более безопасным и разумным подходом к снижению веса. Поскольку 1 фунт жира равен примерно 3500 калориям, уменьшая потребление калорий на 3500–7000 калорий каждую неделю, вы будете безопасно терять от 1 до 2 фунтов в неделю.

    Имейте в виду: Ваше ежедневное потребление калорий — количество потребляемых калорий — никогда не должно опускаться ниже 1200 (для женщин) или 1800 (для мужчин). Употребление меньшего количества пищи может лишить ваше тело питательных веществ, необходимых ему для здоровья. Чтобы быть уверенным, что вы достигаете своего идеального потребления калорий, рассмотрите возможность использования бесплатного инструмента отслеживания, такого как MyFitnessPal. Через веб-сайт или приложение вы можете легко записывать, что именно вы едите каждый день. А поскольку вы можете искать и добавлять определенные продукты и размеры порций (например, чашку обезжиренного греческого йогурта), вся работа по подсчету выполняется за вас, что делает отслеживание очень простым.

    Шаг 3:

    Помните, что все может быть упражнением. Если вы ненавидите бег или силовые тренировки, есть много других вариантов, которые помогут избавиться от жира. Вот лишь несколько способов сжечь 100 калорий (для человека весом 150 фунтов).

    • Плавание или занятия кардио-танцем в течение 15 минут (умеренной интенсивности)

    • Ходьба (со скоростью 3,5 мили в час), стрельба из обруча, стрижка газона или покраска комнаты в течение 20 минут

    • Повседневная деятельность кататься на велосипеде или играть с детьми в течение 23 минут

    Шаг 4:

    Повторяйте шаг 1 каждую неделю, чтобы узнать новое ежедневное потребление калорий.