Блог Кречетникова. Паровая машина и КПД общества

  • <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
  • Би-би-си, Москва

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Макет машины Ползунова в музее в Барнауле

250 лет назад механик Барнаульского медеплавильного завода Иван Ползунов после пяти лет работы закончил сборку первой в мире паровой машины современного типа мощностью 32 лошадиные силы.

Идею использования энергии пара выдвинул еще в I веке Гиерон Александрийский. Первую действующую модель построил профессор математики Марбургского университета француз Дени Папен в 1690 году. В 1705-м он установил ее на баркас, став таким образом и создателем первого парохода,

В начале XVIII века паровые машины для откачки воды из шахт конструировали британцы Ньюкомен, Коули и Севери. Не вдаваясь в технические детали, их агрегаты были несовершенны, имели низкий кпд и ограниченную сферу применения.

Ползунов, человек образованный и общавшийся с петербургскими академиками, знал о наработках предшественников и паровую машину не придумал, а усовершенствовал.

Макет и чертежи были отправлены
Екатерине II, которая наградила изобретателя 400 рублями и произвела в инженерные капитан-поручики.

Эй, дубинушка, ухнем!

Через два месяца Ползунов скончался от туберкулеза. Машина проработала еще три месяца, нагнетая воздух в плавильные печи, а затем сломалась.

Как установили впоследствии, причина была самой тривиальной: воду для котла брали без очистки из заводского пруда, и трубки забились илом. Разбираться в отсутствие энтузиаста никто не захотел.

Новая техника пришла в Россию спустя несколько десятилетий, и, «как положено», из Европы.

О Ползунове вспомнили только во второй половине 1940-х годов, когда Сталин велел доказать, что Россия — родина всего на свете.

В 1781 году патент на универсальную паровую машину непрерывного действия получил шотландец Джеймс Уатт. К 1800 году в Англии работала 321 паровая машина. Изобретение Уатта изменило мир, произведя Промышленную революцию, а имя ее создателя сразу же сделалось известно всем.

Подобное повторялось систематически. Многие россияне испытывали своеобразную гордость: да уж, мы такие, блоху подкуем, а печься о презренной пользе — не по-нашему. «Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик, коль работа невмочь, он затянет родную «Дубину»!

«Умы такие ж»

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Когда в апреле 1755 года при Московском университете открывали гимназию, ее первый директор, ученик Ломоносова Николай Поповский, держал перед учениками такую речь: «Если будет ваша охота и прилежание, то скоро вы сможете показать, что и вам от природы даны умы такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся; уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела».

Природные умы у россиян действительно «такие ж», как у самых успешных наций, что доказал, в частности, Иван Ползунов. И сегодня десятки тысяч соотечественников по всему миру занимаются наукой и высокими технологиями и даже получают Нобелевские премии.

А вот вторая фраза Поповского вызывает сомнения. Если все дело в опоздании, давно должны были бы наверстать.

Пушкин в 1823 году свидетельствовал, что Россия экспортирует «по балтическим волнам» только лес и сало, а все сколько-нибудь сложное ввозит из «Лондона щепетильного». Прошло почти 200 лет, и мы снова слышим бессильные призывы «слезть с сырьевой иглы» и начать, наконец, делать что-то путное головой и руками.

Люди и институты

Егор Гайдар в книге «Долгое время» сформулировал понятие институциональной ловушки.

Великая неолитическая революция, начавшаяся после таяния ледника примерно 10 тысяч лет назад, создала практически все, что мы называем цивилизацией: сельское хозяйство, оседлый образ жизни, деньги, города, государство, письменность, выплавку металлов, колесо и парус.

Автор фото, Bank of England

Подпись к фото,

В Британии изобретателей и промышленников изображают на денежных купюрах. Джеймс Уатт (справа) и его многолетний партнер, первый производитель паровых машин бирмингемский фабрикант Мэтью Болтон

А примерно в эпоху строительства египетских пирамид технологический прогресс вдруг замер на четыре тысячи лет. Шумели на исторической авансцене сильные личности, возникали и рушились империи, создавались религии и философии, но производились те же продукты, примерно теми же способами и в тех же количествах. Среднедушевой ВВП в Древнем Риме, Китае династии Тан и Европе эпохи крестовых походов был примерно одинаков.

Не зря такую популярность завоевало мнение, что история — хождение по замкнутому кругу, все уже было, и все повторится.

Гайдар предложил объяснение: переход к земледелию многократно увеличил богатство, зато на смену обществу охотников, где каждый мужчина был воином, пришло разделение на бесправное крестьянство и вооруженную элиту, глядевшую на народ как на скот, который и существовать-то должен лишь затем, чтобы приносить доход хозяевам.

Низшие классы не были заинтересованы в инновациях и повышении производительности труда, потому что все отберут. Высшие — потому что и в отсталом обществе свое возьмут, а любые перемены чреваты дестабилизацией и потерей власти.

Созидательное разрушение

Другой знаменитый экономист, австриец Йозеф Шумпетер, ввел термин «созидательное разрушение».

Новое всегда вытесняет и уничтожает старое, в результате кто-то приобретает, а кто-то и наоборот.

С одной стороны, консервативная масса, уверенная, что если кто и выиграет от любых нововведений, то уж точно не они. С другой самовластные правители, больше всего заинтересованные в стабильности и неизменности существующего порядка.

А противостояла им во все времена горстка людей то ли с искрой Божьей, то ли с шилом в заднице, не скрывающая желания нажиться на своих инновациях.

Английские луддиты ломали машины. Жители средневекового королевства Такали на территории современного Южного Судана отказывались от письменности, чтобы труднее было собирать с них налоги.

Китайские богдыханы династии Мин запрещали мореплавание, чтобы купцы не богатели и не начинали слишком много о себе понимать. Австрийский император Франц I запрещал строить фабрики, чтобы не рос пролетариат.

Николай I открыл единственную железную дорогу Москва-Петербург, а дальнейшего строительства не приветствовал, дабы, по словам его министра финансов Егора Канкрина, не побуждать народ к ненужным перемещениям с места на место.

Александр II пересмотрел эту политику, поскольку после Крымской войны сделалось ясно, что слабость транспортной инфраструктуры ослабляет военную мощь. Вот такой аргумент самодержавной власти всегда понятен и близок!

Инклюзив и экстракция

Профессор Чикагского университета Джеймс Робинсон видит главную причину богатства и бедности народов в «инклюзивных» и «экстрактивных» социальных и политических институтах. Первые вовлекают максимально широкий круг людей в инновации и предпринимательство, создавая возможности и стимулы, вторые демотивируют и связывают руки.

Запад не родился свободным и прогрессивным.

Упомянутый Дени Папен захотел проплыть на своем пароходике по реке Фульда. Курфюрст Кассельский не одобрил, несмотря на ходатайство великого Лейбница. А когда изобретатель все-таки предпринял попытку, члены гильдии лодочников города Менден при попустительстве властей разломали судно вместе с паровым двигателем.

В 1589 году англичанин Уильям Ли изобрел станок для вязания шерстяных чулок и шапок. Королева Елизавета I отказала ему в патенте, заявив: «Вы замахиваетесь слишком высоко. Подумайте, что это может означать для моих бедных подданных. Это наверняка лишит их работы и сделает нищими».

Зато Елизавета и ее преемник Яков I без счета раздавали торговые монополии лордам, опоре и слугам престола, так что один член палаты общин в 1601 году саркастически спросил: «На хлеб монополии еще нет?».

А потом Британия и Россия, словно специально для сравнения, практически одновременно занялись модернизацией. Только подошли к ней по-разному.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Талантом Ползунов, вероятно, не уступал Уатту, но не благоприятствовали социальные условия

Англичане в 1688 году свергли авторитарного Якова II, пригласили на трон Вильгельма Оранского, предварительно зачитав ему публично Билль о правах, и прочно встали на путь плюрализма, свободной конкуренции, равенства всех перед законом и служебной роли государства. Чем дальше, тем больше расширялись возможности промышлять к своей выгоде по собственному разумению при гарантии, что нажитое не отнимут.

В России год спустя пришел к власти
Петр I.

Посетив через девять лет Англию, он заявил неизменному спутнику Алексашке, что тамошние порядки ему не нравятся: «Зело парламентом король их стеснен».

В отличие от большинства самодержцев Запада и Востока, Петр был прогрессистом, каких поискать. Но во всем делал ставку на принуждение.

Построил за казенный счет суконные фабрики (выражаясь по-современному, осуществил государственные инвестиции в инфраструктуру) и повелел «отдать их торговым людям, а буде не похотят, хотя бы и неволею».

Рабский труд бывал не только в России, но крепостных фабрикантов история не знала.

По словам того же Меншикова, Петр «прожил век, словно в батраках у Отечества». Каждый день без выходных сочинял в среднем по два указа о том, как правильно класть печи, смолить лодки, жать рожь и хоронить покойников.

Приехав в Холмогоры, возмутился: поморы строят «пузатые» корабли. Неправильно! Не как в Голландии!

Кочи действительно проигрывали в скорости, но ходить в Америку и Индию от них не требовалось. Зато, вмерзая в лед, не трескались, а выталкивались.

Россия потеряла уникальное ноу-хау, которое через 200 лет восстановил по старым рисункам норвежец Фритьоф Нансен.

Точно так же Сталин по непонятному капризу загубил кибернетику и генетику.

В Британии уже во времена Петра король не мог самодурствовать, а любому решению парламента предшествовала обстоятельная дискуссия с учетом всех интересов и доводов.

«Несмотря на разнообразное и жесткое сопротивление, я добился от парламента закрепления за мной права на «огненную машину» на 25 лет, что, я надеюсь, сулит мне большие выгоды, ведь значительный спрос на нее уже есть», — писал отцу Джеймс Уатт.

Письмо демонстрирует два обстоятельства.

Во-первых, возможность заработать на инновации, в отличие от России с дешевым трудом крепостных.

Во-вторых, парламент, очевидно, ставил интересы предпринимателей и изобретателей во главу угла.

Иван Ползунов первым делом ударил челом императрице. Точь в точь как современные россияне, по любому поводу обращающиеся лично к Путину.

Екатерине понравилась механическая игрушка, но в дальнейшем интереса к внедрению паровых машин она не проявила. А могла бы, будучи не в настроении, вообще сказать, что это ерунда, и кто бы возразил?

Инклюзивные институты — это когда у власти мало возможности заставить людей делать, что ей хочется, и запретить то, что им выгодно. Или создавать привилегированные условия любимчикам и разорять неугодных.

Прогресс в неволе не размножается, чем бы ее ни оправдывали: стабильностью, управляемостью, справедливостью.

«Поймали птичку голосисту, и ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, а ей твердят: пой, птичка, пой!».

Создатель паровой машины, 4 (четыре) буквы

Вопрос с кроссворда

Ответ на вопрос «Создатель паровой машины «, 4 (четыре) буквы:
уатт

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова уатт

Паровая машина

Изобретатель парового молота и парового отопления

Английский изобретатель

Изобретатель парового двигателя

КТО ВВЕЛ ТЕРМИН ЛОШАДИНАЯ СИЛА

(Watt) Джеймс (1736—1819) английский изобретатель, создатель универсального теплового двигателя

Определение слова уатт в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.

УАТТ (Watt) Джеймс (1736-1819) английский изобретатель, создатель универсального теплового двигателя. Изобрел (1774-84) паровую машину с цилиндром двойного действия, в которой применил центробежный регулятор, передачу от штока цилиндра к балансиру с параллелограммом …

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Кратер Уатт , не путать с кратером Уотс , — большой древний ударный кратер в южном полушарии видимой стороны Луны . Название присвоено в честь шотландского инженера, изобретателя-механика Джеймса Уатта (1736—1819) и утверждено Международным астрономическим …

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

и ватт, уатта, р. мн. уайтт, м. (физ.). Единица электрической мощности, равная мощности тока в один ампер при напряжении в один вольт. (По имени шотландского механика 18 в. Уатта.)

Примеры употребления слова уатт в литературе.

Или если скажу я, что первую паровую машину изобрел не Уатт, а наш уральский рабочий Ползунов, то как к этому отнесутся англичане?

Будущее создадут люди, которые трудятся в чугунолитейных цехах, отливая в плоти металла мечты Аркрайта, Смейтона, Уатта, Тревитика и остальных инженеров, которые станут для века грядущего, девятнадцатого, тем же, кем были для нашего восемнадцатого столетия Вольтер, Берк и Кант.

Он считал, что наряду с паровой машиной Боултона и Уатта, а также изобретением лордом Дан -дональдсоном способа коксования каменного угля пудлинговый процесс относится к тем новшествам, которые принесут Англии больше пользы, чем потерянные в 1786 году тринадцать североамериканских колоний.

То, что четыре из пяти кораблей погибли, восемь из каждого десятка человек погибли, Тим и Уатт пропали, а экспедицию Дрейка провел через Магелланов пролив в Тихий океан захваченный в плен португальский кормчий, не успокоило его ненависть.

Уатт и Стефенсон, Фарадей и Дарвин, Бессемер и Эдисон, Рокфеллер и Уонамейкер — все выше и выше делались люди, пока не достигали роста современного человека в лице самого мистера Герберта Уэллса и сэра Альфреда Монда.

Гарри Уатт был не прочь повести разговор в том же тоне: — И вы часто испытываете подобные трудности?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Джордж Стефенсон | Биография, локомотивы и факты

Джордж Стефенсон

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
9 июня 1781 г.
Англия
Умер:
12 августа 1848 г. (67 лет)
Честерфилд
Англия
Известные члены семьи:
сын Роберт Стивенсон

Просмотреть весь связанный контент →

Джордж Стивенсон (родился 9 июня 1781 года, Вилам, Нортумберленд, Англия — умер 12 августа 1848 года, Честерфилд, Дербишир), английский инженер и главный изобретатель железнодорожного локомотива.

Стефенсон был сыном механика, который управлял атмосферно-паровой машиной Ньюкомена, которая использовалась для откачки угольной шахты в Ньюкасл-апон-Тайн. Мальчик пошел работать в раннем возрасте и без формального образования; к 19 годам он управлял двигателем Ньюкомена. Его любопытство, вызванное новостями о наполеоновской войне, он записался в вечернюю школу и научился читать и писать. Вскоре он женился и, чтобы заработать дополнительный доход, научился чинить обувь, чинить часы и кроить одежду для жен шахтеров, наняв друга-механика, будущего сэра Уильяма Фэйрбэрна, на полставки управлять его двигателем. Однако его гений работы с паровыми двигателями вскоре принес ему должность машиниста (главного механика) на угольной шахте Киллингворт.

Первая жена Стефенсона умерла, оставив ему маленького сына Роберта, которого он отправил в школу в Ньюкасле изучать математику; каждый вечер, когда мальчик приходил домой, отец и сын вместе делали домашнее задание, оба учились. В 1813 году Джордж Стивенсон посетил соседнюю шахту, чтобы осмотреть «паровой котел на колесах», построенный Джоном Бленкинсопом для вывоза угля из шахт. Полагая, что это тяжелое приспособление не сможет сцепиться с гладкими деревянными рельсами, Бленкинсоп оснастил его храповым колесом, вращающимся по зубчатому третьему рельсу, что приводило к частым поломкам. Стефенсон подумал, что может добиться большего успеха, и, посоветовавшись с лордом Рэйвенсвортом, главным владельцем Киллингворта, построил Blucher , двигатель, который тянул восемь груженых вагонов с 30 тоннами угля со скоростью 4 мили (6 км) в час. Неудовлетворенный, он попытался увеличить мощность своего локомотива и ввел «паровой удар», с помощью которого выхлопной пар перенаправлялся вверх по дымоходу, втягивая за собой воздух и увеличивая тягу. Новый дизайн сделал локомотив по-настоящему практичным.

В течение следующих нескольких лет Стефенсон построил несколько локомотивов для Киллингворта и других угольных шахт и прославился изобретением аварийной лампы. В 1821 году он услышал о проекте железной дороги с использованием тягловых лошадей, которая должна была быть построена от Стоктона до Дарлингтона, чтобы облегчить разработку богатой угольной жилы. В Дарлингтоне он взял интервью у промоутера Эдварда Пиза и настолько впечатлил его, что Пиз поручил ему построить паровоз для линии. 27 сентября 1825 года зародился железнодорожный транспорт, когда первый общественный пассажирский поезд, запряженный девятым поездом Стефенсона.0033 Active (позже переименованный в Locomotion ), курсировал из Дарлингтона в Стоктон, перевозя 450 человек со скоростью 15 миль (24 км) в час. Интересы Ливерпуля и Манчестера призвали его построить 40-мильную (64-километровую) железнодорожную линию, которая соединит два города. Чтобы обследовать и построить линию, Стефенсону пришлось перехитрить яростную враждебность фермеров и землевладельцев, которые, среди прочего, опасались, что железная дорога заменит гужевой транспорт и перекроет рынок овса.

Когда в 1829 году линия Ливерпуль-Манчестер близилась к завершению, был проведен конкурс локомотивов; Новый двигатель Стефенсона, Rocket , который он построил вместе со своим сыном Робертом, разогнался до скорости 36 миль (58 км) в час. Когда 15 сентября 1830 года открылась линия Ливерпуль-Манчестер, использовалось восемь локомотивов, и все они были построены на заводе Стефенсона в Ньюкасле. С этого времени строительство железных дорог быстро распространилось по всей Великобритании, Европе и Северной Америке, а Джордж Стефенсон продолжал оставаться главным проводником революционной транспортной среды, решая проблемы строительства дорог, проектирования мостов, производства локомотивов и подвижного состава. Он построил много других железных дорог в Мидлендсе и выступал в качестве консультанта по многим железнодорожным проектам в стране и за рубежом.

Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эриком Грегерсеном.

Герой Александрии изобрел паровой двигатель

Написано греком Бостоном в истории Древней Греции.
Комментарии к записи Герой Александрии изобрел паровой двигатель 9 отключены0003

Хотя многие считают, что Томас Савери изобрел паровую машину в 1698 году, на самом деле она была изобретена гораздо раньше, чем в Александрии в Древней Греции. Хотя Савери создал первую современную паровую машину и получил патент на ее использование, на самом деле это была не первая машина, которую увидел мир. Заслуга в этом принадлежит древним грекам.

Что такое паровой двигатель

В своей самой простой форме паровой двигатель — это тип двигателя, который использует горячий пар для выполнения своей работы. Другими словами, пар заставляет механические части внутри двигателя двигаться. Изобретение парового двигателя в конечном итоге привело к изобретению поезда в 1800-х годах, и все это было бы невозможно без работы первых изобретателей.

Все о герое Александрии

Герой Александрии жил примерно с 10 по 70 г. н.э. Он был математиком, инженером и изобретателем, который был очарован механическим миром и всегда искал способы улучшить вещи. Он считается одним из лучших изобретателей, ученых и математиков своего времени. Помимо первого парового двигателя, на его счету было много других изобретений, в том числе первый торговый автомат, орган, работающий от ветра, и тип фонтана, который мог стоять отдельно.

Изобретение парового двигателя

Паровая машина Героя

была довольно простой, и некоторые считают, что он построил ее как развлечение или игрушку для детей. Его назвали Эолипилом, а также называют Машиной Героя. Этот первоначальный двигатель был очень простым двигателем, который считается «радиальной паровой турбиной». У него также не было лезвий. Когда пар покидал двигатель, он заставлял центр устройства вращаться, создавая крутящий момент. Это аналогичная конструкция, которая в настоящее время используется в ракетах.

Интересно отметить, что свидетельства устройства под названием Эолипил присутствовали в письменных источниках, написанных задолго до Героя.