на что способны боевые машины и чем их могут заменить — 12.09.2021 — Lifestyle на РЕН ТВ

Десантные учения НАТО в небе над Германией в свое время наделали много шуму. Одна из лучших американских частей в Европе потеряла целых три внедорожника при десантировании с самолетов. Российским ВДВ подобные операции удаются на порядок лучше. Как объясняют эксперты, техника американцев слишком громоздкая, а еще США привыкли перевозить транспорт морем. Впрочем, Пентагон уже заявил о разработке новой платформы, предназначенной для десанта с воздуха. За 100 лет БТР и БМП превратились из малоподвижного транспорта в мощное оружие. Как появление бронетранспортеров раз и навсегда изменило тактику боя? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Российский «Бумеранг»

Наша страна проводит государственные испытания бронетранспортера К-16 и боевой машины пехоты К-17. Если проверка завершится успешно, новые образцы военной техники поступят в серийное производство. Эти БТР и БМП собраны на универсальной платформе. На ее основе конструкторы хотят создать целое семейство бронированных машин для командного состава, разведки или вывоза раненых с поля боя. Перспективная платформа получила название «Бумеранг».

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

«Боевой автобус» из Англии

Первый в истории бронетранспортер называли IC-15. Единственный экземпляр неслучайно хранится в английском Танковом музее — именно Великобритания стала пионером применения боевых машин.

«Со скоростью пешехода эта железная коробка ползла вперед, постепенно продавливая оборону противника. Подминала под себя колючую проволоку, подавляла огневые точки и пехоту, захватывая вражеские окопы», — рассказывает историк Борис Юлин.

Фото: © скриншот видео

Несмотря на то, что танки передвигались со скоростью шесть километров в час, пехота не успевала за ними из-за плотного огня противника. Осколки мин и снарядов несли смертельную опасность наравне с пулями. В итоге военные задумались о специальной машине для безопасной перевозки солдат на линию фронта. Тогда конструкторы просто переделали танк Mark V в бронетранспортер. Машину прозвали «боевой автобус».

«Это был первый БТР-амфибия. Он был герметизирован и снабжен поплавками, его испытывали моряки. Но повоевать данному БТР так и не удалось, потому что он вошел в строй уже после войны», — говорит военный эксперт Михаил Медведков.

Вслед за немцами и американцами

Фото: © скриншот видео

Hanomag — главный бронетранспортер нацистской Германии. Первые серийные образцы поступили в Вермахт к лету 1939-го. Полугусеничная машина разгонялась быстрее 50 километров в час и перевозила 12 солдат, включая экипаж из двух человек. Этот БТР стал одним из самых массовых в производстве, уступив пальму первенства лишь американскому M3. США выпустили его через два года после Hanomag и активно продавали союзникам.

«Глядя на немецкий Hanomag и американский M3, наши инженеры создали БТР-152 на базе грузовика. Внутри размещались 19 бойцов. Поставлялся он в 40 стран мира», — делится Михаил Медведков.

БМП-1 и БМП-2

В 1966 году в СССР на вооружение поступила БМП-1 — первая в мире плавающая машина пехоты. Вооружена она была 73-миллиметровой пушкой и пусковой установкой для противотанковых ракет. Боевое крещение машины прошли в Афганистане.

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

«Оказалось, что снаряд пробивает дувалы — так называются заборы в Афганистане — насквозь и не разрушает их. Поэтому создали БМП-2 с 30-миллиметровой скорострельной пушкой, которая разносила дувалы в порошок», — отмечает военный эксперт Виктор Литовкин.

Неубиваемый БТР-80

В Афганистане обкатали и БТР-70. Этот восьмиколесный бронетранспортер прозвали «Жестянкой» из-за тонкой брони. В 1985 году, в самый разгар Афганского конфликта, на замену БТР-70 поступил БТР-80. В новой машине усилили бронирование, заменили карбюраторный двигатель на дизельный и усовершенствовали ходовую часть.

Фото: © Известия/Александр Казаков

«Машина, подорвавшись и потеряв даже три-четыре колеса, за счет своей компоновки, трансмиссионной части и ходовой может добраться до места назначения, доставить бойцов, прикрыть бойцов. Для чего она и создавалась», — говорит автомеханик Владимир Параховой.

Сын Василия Маргелова

Первая отечественная боевая машина десанта поступила в серийное производство еще в 1968 году. С противопульной алюминиевой броней и защитой от оружия массового поражения она весила больше семи тонн.

«В 1973 году в Советском Союзе впервые провели десантирование БМД-1 с экипажем внутри. Были разработаны парашютные и тормозные системы, которые обеспечивали стопроцентное сохранение жизни экипажа и сохранение техники», — рассказывает директор Музея Войск ПВО Юрий Кнутов.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Идея создания новой машины с небольшими габаритами и массой принадлежала генералу армии и командующему ВДВ Василию Маргелову. На испытания он отправил своего сына. Александр Маргелов и подполковник Леонид Зуев стали первыми в истории людьми, десантировавшимися внутри боевой машины. Сегодня различия между бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты стираются. Эксперты уверены, что будущее — за универсальными платформами, которые можно будет комплектовать в зависимости от поставленной задачи.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории — все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

БТР и БМП – в чём разница между боевыми машинами

Бронетранспортёр / Фото: cdn.ren.tv

У всех, кто слышал что-нибудь о войне, на слуху две очень похожих аббревиатуры «БТР» и «БМП». Основная и иногда даже единственная задача обоих механизмов – оперативная перевозка сухопутных войск. С годами оба агрегата активно совершенствовались, и граница между бронетранспортёрами и боевыми машинами пехоты становилась всё более и более размытой.

Первые бронетранспортёр был спроектирован в Великобритании в начале XX века, где долгое время был окрещён «транспортным танком». То есть главное отличие БТР от БМП – функция поддержки линии огня – не совсем отличие в полной мере, учитывая, что изначально БТР назывался не иначе как «танк» и в большинстве случаев был укомплектован как минимум пулемётом.

Первая боевая машина пехоты, вышедшая с конвейера, увидела свет только в 1966 году. БМП-1 сегодня располагается в музее одной из крупнейших металлургических компаний, которая и была ответственна за выпуск оборудования.

БМП на колёсах / Фото: billionnews.ru

Безусловно, машина боевой пехоты оправдывает своё название гораздо более основательным подходом к вооружению. Это – полноценная боевая машина, помимо того что это ещё и надёжное средство доставки солдат прямо в эпицентр сражения.

Их всегда оснащали продуманными системами управления огнём, прицелами высокой точности. Не обходили стороной и средства маскировки вроде механизма создания дымовой завесы.

БМП-3 / Фото: topwar.ru

Всё это указывает на очевидное соотношение БТР и БМП в стоимости. Дело не просто во вложении в огневую мощь, которая у последних порой не уступает средним танкам. Стоимость – это очень важный критерий для стратегии, который нельзя отрицать, когда вложения требуют уделить больше внимания к обороне неба или моря. Бронетранспортёры обладают приблизительно такими же характеристиками защиты, как и их дорогостоящие конкуренты. Та же броня из гомогенной противотанковой стали. Разница заключалась лишь в том, что защитные листы катаной сверхпрочной стали БТР располагаются под наклоном, а также тем, что у БМП диапазон толщины листов почти в два раза шире.

Посему БТР выгодны действительно крупным армиям. Когда военачальниками предполагается оперативная транспортировка колоссального объёма войск на огневые рубежи, в дело вступает множество надёжно укреплённых установок. В такой ситуации гораздо практичнее прибегнуть к помощи множества БТР, чем нескольким единицам серьёзной атакующей бронетехники.

современный БТР-82 вполне подходит под все определения БМП / Фото: militaryarms.ru

Гусеничный трак у БМП прокаченный до предела, ведь эти машины призваны оказывать сопротивление наравне с солдатами. Можно сказать, это их верный надёжный механизированный соратник в любом бою. Боевые машины должны быстро и эффективно маневрировать и точно вписываться в повороты. И это опять парадоксально по отношению к БТР, с которым его всегда сопоставляли. Тем более, с учётом существования моделей машин боевой пехоты на колёсах, в то время как шины оставались чуть ли не последней отличительной чертой БТР.

Мы помним, что главная задача БТР – перемещение пеших солдат, на то это и бронетранспортёр. Он также не застрахован от непогоды и вражеских ловушек, при этом значительно уступает в передвижении высокотехнологичной БМП. Всё это означает, что способность вести прицельный огонь и ловко маневрировать являются отличием двух образцов боевого транспорта, но и в то же время с совсем неожиданной стороны. Напоминаю, что БТР изначально делал ставку на перемещение, а БМП – на возможность ведения боя.

БМП идёт в атаку / Фото: iz.ru

Тем более, с семимильными шагами прогресса БМП и БТР усовершенствовались настолько, что их сложно отличить друг от друга во всех отношениях.

БТР стоит уважать уже за обширный исторический опыт. Когда бронетранспортёр выступал на полях Первой Мировой войны, он уверенно шёл в атаку, и начиная с чертежей конструкторов проектировался с расчётом на поддержку пехоты, которую он и доставлял в пункт ведения огня.

Нередко возникает нешуточный спор теоретиков о том, что сегодня можно считать полноценной БМП. Некоторые радикально склоняются к тому, чтобы отдать определение всем машинам с ракетным и пушечным вооружением, а БТР оставить только привычные уже больше сотни лет пулемёты. Однако здесь возникает навязчивое противоречие, поскольку БТР-82 и БТР-90 в данной системе координат подпадают под определение полноценных БМП.

Модернизация советских БТР / Фото: naukatehnika. com

На раннем этапе многие БМП могли похвастаться бойницами, что давало возможность войскам атаковать на полном ходу своего проверенного транспорта, подобно конным стрелкам Золотой Орды. Современность демонстрирует примеры БТР с бойницами, в отличие от машин боевой пехоты, у которых от отверстий для ведения огня и след простыл. Этот простой факт даёт БТР неожиданные новоявленные преимущества. Так БТР будет очень кстати, к примеру, в зоне радиоактивного заражения, позволяя войнам миновать открытого пространства, атакуя исключительно изнутри.

MRAP — новейший защищённый от мин бронетранспортёр / Фото: motor.ru

В уже необоснованное противостояние БТР и БМП вмешался новый вид бронетранспортёров, продуманно защищённый от подрыва мин «MRAP». Внешне это огромный грузовик, доставляющий пехоту и подготовленный(настолько, насколько возможно) ко встрече с вражескими минами. Колёсные бронемашины не являются участниками боя, занимаясь перемещением наземных войск. По сути, они идут по стопам БТР на начальной ступени развития, но и их уже постепенно начинают снабжать пулемётами, так что они подбираются к БМП, а там уже и до современных БТР рукой подать.

Понравился материал? Тогда не пропустите:
Бронетранспортёр «Шмель» от конструкторов из Приднестровья


Нравится

РИА Самостоятельная экскурсия: Бронетранспортер БМП-1 | Статья

1 / 3

Показать заголовок +
Скрыть заголовок –

(Фото предоставлено армией США)

ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ

2 / 3

Показать заголовок +
Скрыть заголовок –

(Фото предоставлено армией США)

ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ

3 / 3

Показать заголовок +
Скрыть заголовок –

(Фото предоставлено армией США)

ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ

Бронетранспортер БМП-1 был разработан Советским Союзом в начале 1960-х годов, и БМП-1 образца 1970 года является основным серийным вариантом. Это машина-амфибия, предназначенная для сопровождения танков при штурме и за пределами цели. Основное вооружение — 73-мм пушка M2A28 с установленной сверху ракетой Sagger. БМП-1, выставленная на Мемориальном поле, служила в иракской армии во время войны в Персидском заливе и была найдена брошенной к западу от Кувейта, Кувейт.

Русский БТР

Разработанная Советским Союзом для использования на передовой, БМП-1 предназначалась для защиты комбатантов от ядерного излучения, химического и биологического оружия и обычных снарядов. «БМП» расшифровывается как «Боевая машина Пехоты», что в переводе с русского означает «боевая машина пехоты».

БМП-1 массой более 14 тонн имеет катаную стальную броню толщиной 33 миллиметра. Он вооружен 73-мм полуавтоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом. Он также оснащен одной ракетой Sagger, установленной над стволом орудия. Сочетание вооружения и вооружения позволяет БМП-1 безопасно доставлять восемь пассажиров к месту назначения и обеспечивать дополнительную непосредственную поддержку.

Было произведено более 40 000 единиц БМП-1, некоторые из которых были экспортированы более чем в дюжину прокси-государств СССР. Производство БМП-1 началось во время войны во Вьетнаме, но только во время Войны Судного дня в 1973 году система была испытана в боевых условиях. И египетские, и сирийские вооруженные силы использовали БМП-1.

Сразу после той войны было решено, что БМП-1 необходимо доработать, чтобы сделать ее более эффективной на быстро меняющемся поле боя. Это привело к разработке БМП-2. Советская Армия произвела модель БМП-3, сильно модернизированный вариант, в 1919 г.87.

Благодаря дешевизне модернизации систем, встроенных в БМП-1, она остается на вооружении в больших количествах по всему миру. Операторы включают Китай, Индию, Иран, Ирак и Вьетнам. Совсем недавно БМП-1 применялась в сирийской гражданской войне. БМП-1 также активны в Афганистане и были развернуты в ограниченном количестве против талибов.

В чем разница между бронетехникой и танком?

Британская армия использует для выполнения своей роли ряд наземных транспортных средств, включая бронетехнику и танки.

 Будущее этих возможностей было недавно изложено в Командном документе обороны, в котором подтверждается отказ от старых платформ и введение новых.

Но что такое бронетранспортер и чем он отличается от танка?

Основное отличие танка от бронетранспортера заключается в их роли на поле боя.

Танк — это бронированная машина, специально предназначенная для прорыва вражеских линий.

Наземные транспортные средства

Транспортные средства британской армии: каково их будущее?

Исторически сложилось так, что как в Первую, так и во Вторую мировые войны танки использовались для прорыва вражеских линий, а пехота следовала за ними под защитой танка.

Известный во время Второй мировой войны как Блицкриг, этот метод был разработан, чтобы быстро нанести удар по противнику и в результате захватить позицию или территорию.

Танки, однако, уязвимы на определенных аренах конфликта, таких как лес или городская среда.

Это потому, что они чрезвычайно уязвимы для атак пехоты, особенно когда они изолированы или сами по себе.

Бронированная машина, такая как бронетранспортер, используется для того, чтобы пехота могла защищать танк и не отставать от него.

Автомобиль Ajax способен выполнять различные роли и станет «глазами и ушами» британской армии на поле боя.

Например, британская армия собирается увидеть бронированную транспортную машину Boxer, которая станет новой британской мотопехотной машиной (MIV).

Boxer оснащен «боевым модулем», способным работать в нескольких форматах. В настоящее время доступно 15 различных боевых модулей, от группового транспорта до полностью автоматической тяжелой артиллерийской платформы.

Машина также заменит боевую бронированную машину Warrior, которая, находясь на вооружении с 1980-х годов, больше не будет модернизироваться.

Хотя эти машины не могут обеспечить такую ​​же огневую мощь, как танк, они способны защитить войска от огня пехоты при их транспортировке.

А в определенных ситуациях, таких как сложный рельеф местности или отсутствие танковой угрозы со стороны противника, вместо танка может использоваться боевая бронированная машина (ББМ).

Наземные транспортные средства

«Серьезные проблемы» Ajax: что правительство сказало о программе

Часть семейства ББМ, автомобиль Ajax из семейства транспортных средств Ajax будет среднетоннажным ядро развертываемых армейских средств разведки, наблюдения, обнаружения и распознавания целей (ISTAR).

Они доступны в различных вариантах и ​​могут выполнять различные функции.

К ним относятся:

  • Ajax (турельный, разведывательно-ударный)
  • Арес (разведка и БТР)
  • Аргус (инженерная разведка)
  • Афина (управление)
  • Атлас (эвакуация поддержки техники)
  • Аполлон (ремонт техники)

Часы: Возможности боевой бронированной машины Boxer.

Боевые бронированные машины, такие как Ajax, способны защищать себя.

Пушка Ajax CT40 и пулемет предназначены для стрельбы   бронебойный снаряд, способный пробить 140 мм брони из закаленной стали.

Тем не менее, программа Ajax стала предметом пристального внимания: правительство признало «серьезные проблемы» с программой и выявило, что некоторым сотрудникам оказывается «постоянная медицинская помощь» после их участия в испытаниях и сообщений о шуме и вибрации.

Специальный комитет по обороне ранее просил министерство обороны «публично обосновать», почему используется 40-мм пушка, заявив, что «сложное оружие нового поколения» добавило к задержкам проекта.

Правительство признало, что существуют альтернативы пистолету, но заявило, что они «не соответствуют требованиям по летальности и не могут стрелять новыми гильзовыми телескопическими боеприпасами».

В апреле был представлен новый вариант Ajax под названием Overwatch, который предназначен для перевозки Brimstone и основан на модели Ares.

Боевая бронированная машина также может поражать воздушные и городские цели благодаря высоте башни.

Политика

Расходы на оборону: какие военные технологии пообещал Борис Джонсон?

Танк также имеет некоторые общепринятые характеристики, в том числе гусеницы вместо колес, броню, рассчитанную на то, чтобы выдерживать большинство боевых орудий, и башню с пушкой.

Как правило, они не несут пехоту и фактически предназначены для ведения прямого боя с силами противника, используя как свою броню, так и местность, чтобы защитить себя и свое основное орудие в качестве нападения.

Основные боевые танки (ОБТ) являются самыми тяжелыми, наиболее защищенными машинами и оснащены пушкой, предназначенной для поражения ряда целей, в том числе других ОБТ.

Они мобильны, хорошо бронированы и оснащены рядом функций, включая системы активной защиты, способные поражать противотанковые ракеты.

Смотреть: Испытание Challenger 2 в Омане.

Если транспортное средство не соответствует всем этим категориям, скорее всего, это бронированный автомобиль.

Британский основной боевой танк Challenger 2 предназначен для уничтожения других танков.

Он использовался армией во многих конфликтах, в том числе в Боснии и Герцеговине, Косово и Ираке, и ни один танк «Челленджер» не был уничтожен противником.

Наземные транспортные средства

Воин: Почему армия списывает военные транспортные средства?

В приоритете Challenger 2 огневая мощь и защита, что отражено в 120-мм основном вооружении танка L30A1, который является рекордсменом по дальности уничтожения другого танка и брони Dorchester 2.

В то время как технологии делают Challenger 2 более медленным транспортным средством, точность и смертоносность компенсируют потерю скорости.