1.2. Окопы и укрытия для техники

Для укрытия и защиты техники в первую очередь используют естественные укрытия: выемки небольших размеров, складки рельефа местности, лесные массивы, овраги, насыпи, карьеры и др.

Эти естественные укрытия уменьшают радиус выхода из строя техники от воздействия поражающих факторов ядерного оружия по сравнению с открытым расположением ее на равнинной местности в 1,2-1,3 раза.

При отсутствии естественных укрытий для защиты техники возводятся укрытия котлованного типа на одну или несколько единицы техники.

При зарывании техники в землю можно использовать метод «закапывания по башню», согласно которой окоп закрывает только корпус бронированной машины или танка, а башня остается над поверхностью земли, или метод «закапывания с башней». В последнем случае под технику готовится глубокий котлован, который скрывает ее всю, либо одно-два укрытия, полностью, «с головой», закрывающие технику. В этом случае для ведения огня готовятся выезды из котлована или укрытия. Выездов желательно делать не менее двух; при завале одного, техника способна покинуть укрытие через другой и не быть заваленной в укрытии.

При приближении противника бронемашина выезжает из котлована или из укрытия и открывает огонь. Это позволяет держать технику вне обстрела противотанковых средств противника до тех пор, пока она не потребуется для ведения огня. Недостатком здесь является большее время реакции на открытие огня (машину нужно еще завести и вывести из котлована на позицию, откуда она может вести огонь).

При размещении позиций для техники нужно помнить, что газы, вырывающиеся из дула орудия (особенно танка), способны оглушить или даже убить человека, находящегося впереди бронированной машины. Опасная зона — в зависимости от типа орудия. Она может простирается под углом 45 градусов от линии выстрела в каждую сторону на расстояние от 100 (для пушек БМП) до 200 метров (для танковых пушек).

При стрельбе из пушек, двигатель должен быть включен, так как электрика и электроника бронетехники быстро «сажает» аккумуляторные батареи на машинах.

Окопы — это земляные сооружения для ведения огня из боевой техники (танка, БМП, БТР, самоходных орудий, пусковых установок ПТУР и т. п.) и защиты их от огня противника.

Окоп для боевой машины пехоты с круговым обстреломОкоп для бронетранспортера

Для танка, БМП, БТР глубина окопа зависит от выбранного способа ведения огня. Окоп с круговым обстрелом обеспечивает круговое наблюдение и ведение огня в любом направлении, но снижает защищенность машины. Окоп с ограниченным сектором обстрела ограничивает огневые возможности машины, но делает ее практически неуязвимой от огня противника (передняя часть башни танка имеет наилучшую бронезащиту, и кроме того, противнику очень трудно обнаружить и поразить столь малоразмерную цель). Во всех случаях танк в окопе успешно противостоит трем-четырем танкам противника, находящимся на открытой местности.

Окоп для танка с круговым обстрелом

В обязательном порядке окопы и укрытия маскируются. В условиях современных средств разведки и обнаружения практически невозможно надежно замаскировать машину подручными средствами или маскировочными сетями. Наилучшим способом маскировки считается создание на одно подлинное сооружение 3-4 ложных.

Особое значение имеет выбор места окопа. Оно должно обеспечивать максимальный обзор и сектор обстрела, исключать или ограничивать наличие впереди мертвых (ненаблюдаемых и непростреливаемых) зон; должно обеспечивать по возможности скрытное занятие и покидание окопа машиной; обеспечивать зрительную и огневую связь с соседями. При этом место окопа следует выбирать так, чтобы оно не оказалось на водосливе, над родниками, на местах с высоким уровнем грунтовых вод, заболоченным грунтом; вблизи не должно быть легко воспламеняемых или обрушиваемых сооружений; должна обеспечиваться максимальная возможность маскировки естественными масками. Очень часто эти требования являются взаимно исключающими. Приходится искать компромисс.

Укрытие для боевой машины пехоты (бронетранспортера)

Размеры укрытия: а = 3,5 м; b = 4,5 м; с = 6 м; h — 1,5 м.

Укрытия для боевой техники имеют вид аналогичный окопам и отличаются от окопов лишь своей глубиной, длиной аппарели (съезда) и высотой бруствера. Однако, в отличие от окопов, укрытия предназначены лишь для защиты боевой техники от средств поражения противника. Вести огонь из них невозможно, т. к. наивысшая точка машины находится ниже высоты бруствера.

Для нестреляющей техники (автомобилей, инженерной техники, машин связи, командно-штабных машин, полевых кухонь, санитарного транспорта, мотоциклов и т. п.) отрываются укрытия, вид которых аналогичен укрытиям для боевой техники. Однако укрытия для нестреляющей техники отрываются увеличенной длины с целью размещения в одном укрытии машины с прицепом или же двух машин одновременно.

Тупиковое сооружение, отрываемое машинным способом (спереди видна засыпанная аппарель)2 — Сквозное сооружение, отрываемое машинным способом; 3 — тупиковое отрываемое вручную

Окоп или укрытие для техники может быть сквозным (позволяющим въезд и выезд техники в обоих направлениях) или тупиковым (въезд и выезд только в одну сторону).

Как правило, при отрывке сооружения машинным способом окоп делается сквозным (так землеройной технике проще производить отрывку), а при отрывке вручную большими саперными лопатами сооружение обычно делается тупиковым (значительно сокращается объем земляных работ).

Размеры (длина, ширина, глубина, высота бруствера, длина аппарели) зависят от размеров укрываемой техники, прочности грунта, типа укрываемой техники, задач сооружения (окоп или укрытие).

В боковой стенке сооружения или на удалении до 40 м обычно устраивается перекрытая щель для укрытия экипажа (расчета) укрываемой машины.

В обязательном порядке в наиболее низком месте дна окопа (укрытия) устраивается водосборный колодец, а при возможности водосливный колодец. В слабых грунтах на дно сооружения и аппарель укладываются жерди, фашины, бревна, щиты с тем, чтобы машина не увязла в окопе и могла выехать из него без посторонней помощи.

Крутизна откосов боковых стенок зависит от прочности грунта. В слабых грунтах от 1:1 до 3:2, в средних от 3:2 до 4:1, в твердых от 1:4 до 8:1. При наличии времени и возможностей в слабых грунтах устраивается одежда крутостей. Уклон аппарели обычно 1:3 или 1:4.

Для боевой техники бруствер в секторах ведения огня понижается до нулевой линии огня данного образца машины.


Читать полный конспект Виды сооружений для защиты личного состава

Окопы и укрытия для БТР, БМП (МТ-ЛБ) и требования к их возведению

Окопы и укрытия для БТР, БМП (МТ-ЛБ) и требования к их возведению

Краткие сведения о защищаемой технике

Бронетранспортер БТР-60

Боевой расчет, чел экипаж – 2, десант — 14
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

7560 2830 2235

Бронетранспортер БТР-70

Боевой расчет, чел экипаж – 2, десант — 8
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

7535 2800 2235

Бронетранспортер БТР-80

Боевой расчет, чел экипаж – 2, десант — 8
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

7650 2900 2350

Бронетранспортер БТР-90

Боевой расчет, чел экипаж – 2, десант — 8
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

8552 3100 2975

Боевая машина пехоты БМП-1

Боевой расчет, чел экипаж – 3, десант — 8
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

6735 2940 2068 (по броневому колпаку) 1924 (по крыше башни)

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевой расчет, чел экипаж – 3, десант — 7
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

6735 3150 2450 (по осветителю) 2250 (по приборам прицеливания)

Боевая машина пехоты БМП-3

Боевой расчет, чел экипаж – 3, десант — 7 + 2 доп. места
Габаритные размеры, мм:

Длина

ширина высота

6700 7200 с пушкой вперёд 3300 2300, по крыше башни

Малый тягач легкий бронированный МТ-ЛБ

Количество мест 2 в кабине, 11 на платформе
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

6454 2850 1865

Окоп для БТР, БМП и требования к его возведению

Окоп — это земляное сооружение для защиты от огня противника и ведения огня из боевой техники, имеющей вооружение.

Окоп создаёт лучшие условия для выполнения огневых задач и повышает защиту экипажа и материальной части от воздействия средств поражения. Окоп для БТР (БМП) устраиваются с круговым или ограниченным сектором обстрела.

Окоп с ограниченным сектором обстрела обладает более высокими защитными свойствами и обеспечивает лучшее скрытие боевой техники, чем окоп с круговым обстрелом.

При устройстве окопов в слабых грунтах на дно аппарели и котлована укладывают колейные покрытия из бревен, жердей, фашин или хвороста. Дну окопа придается уклон в сторону аппарели для обеспечения стока поверхностных вод в водосборный колодец.

Окопы для БТР отрывают вручную или землеройными машинами.

Окоп с ограниченным сектором обстрела состоит из котлована, аппарели и бруствера.

В секторе обстрела бруствер устраивается высотой 30 см, а вдоль боковых стенок котлована – высотой 60 см. Для защиты экипажей в окопах устраиваются перекрытые щели (блиндажи).

Объем вынутого грунта зависит от размеров укрываемой техники, а продолжительность возведения окопа — от плотности грунта, погодных условий, времени года (суток), количества привлекаемого личного состава и применяемой землеройной техники.

Эти показатели ориентировочно могут быть следующими: — объем вынутого грунта: 48 м3; — на устройство окопа (без щели) саперной лопатой требуется 65 человеко-часов или 0,6 машино-часов ПЗМ-2 и 12 человеко-часов.

Окоп для БМП с круговым обстрелом (длина, ширина и высота окопа по его дну выбирается в зависимости от размеров БТР)

Окоп для БТР с ограниченным сектором обстрела (длина, ширина и высота окопа по его дну выбирается в зависимости от размеров БТР)

Укрытие для БТР, БМП (МТ-ЛБ) и требования к их возведению

Для укрытие БТР (БМП) не стреляющей техники (МТ-ЛБ, автомобилей, машин связи, полевых кухонь, санитарного транспорта и т. п.) сооружаются укрытия. Их основное отличие от окопов заключается в том, что из них невозможно вести огонь, т.к. наивысшая точка машины находится ниже высоты бруствера.

Укрытия для боевой техники имеют вид аналогичный окопам и отличаются от окопов лишь своей глубиной, длиной аппарели (съезда) и высотой бруствера.

Укрытия для нестреляющей техники могут отрываться увеличенной длины с целью размещения в одном укрытии машины с прицепом или же двух машин одновременно.

В ряде случаев и для стреляющей техники могут отрываться укрытия. Так, укрытие для БМП отличается от окопа для БМП только своей глубиной (БМП скрывается в укрытии полностью на всю свою высоту).

Укрытие для БТР, БМП (МТ-ЛБ) Длина, ширина и высота укрытия по его дну выбирается в зависимости от размеров БТР, БМП (МТ-ЛБ)
Теги: инженерная подготовка

Почему солдаты не доверяют отечественным БТР? Часть 2

Предыдущая статья о перспективах тяжелого бронетранспортера вызвала жаркое обсуждение среди читателей портала «Военное обозрение»: в разгоревшемся споре прозвучало множество интересных мнений, вопросов и предложений. Я благодарю всех, кто принял участие в обсуждении этой важной и интересной темы о защищенности современной бронетехники.

В этот раз мне бы хотелось обсудить наиболее любопытные моменты недавнего спора и попытаться развеять некоторые мифы, касающиеся создания высокозащищенных бронетранспортеров. Разумеется, автор сохраняет за собой право на собственную точку зрения, потому, опираясь на Ваши комментарии, будет отстаивать идеи, которые сам для себя считает верными. Принимать или нет его точку зрения — дело ваше. Во всяком случае, автор постарается как можно более содержательно излагать свои мысли и аргументы.

Некоторые из читателей уличали прошлую статью в некорректных сравнениях и обвиняли автора в неспособности к комплексному мышлению. Любая техника создается под определенные задачи: Советская БМП-1 – для быстрого прорыва к Ла-Маншу сквозь затопленную и сожженные ядерным огнем Европу. Израильский «Ахзарит» — для боёв против палестинских боевиков на узких и пыльных улицах Сектора Газа. Американская М2 «Брэдли» — для колониальных захватов и боев в пустынной местности.

На мой взгляд, на эту тему лучше всех высказался один из комментаторов: Для разных задач машины разные нужны. Но машины, которые становятся гробами, не нужны априори.

Идея классической боевой машины пехоты (отечественной БМП-1 или шведской CV-90 – не суть) – жестокая ошибка конструкторов. Цитируя определение БМП: боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками. Другими словами БМП — легкий танк, внутри которого находятся 10 человек (экипаж + десант). Десять человек под прикрытием «картонной» брони посылают туда, где трудно пройти даже сверхзащищенным основным боевым танкам. Абсурд! Или преступление?

Кто первый придумал, что многочисленному экипажу БМП требуется меньше защиты, чем трем-четырем танкистам ОБТ?

Попытка оправдаться в виде утверждения о более высокой подвижности БМП (скорость и маневренность, положительная плавучесть, авиа-траспортабельность) не выдерживает никакой критики: уже первые результаты танковых сражений на Ближнем Востоке отчетливо показали, что подвижность – это далеко не первостепенный фактор. Парадоксально, но более тяжелые танки, несмотря на все неприятности виде зыбучих песков и непроходимых каменных завалов, показали лучшую подвижность по сравнению с легкими машинами: подразделения, оснащенные легкими французскими танками AMX-13 большую часть времени не атаковали противника, а искали естественные укрытия; более тяжелые танки, наоборот, действовали на поле боя намного увереннее и смело рвались вперед.

Тяжелая бронетехника может крушить любые баррикады, проламывать стены и бетонные заборы, при этом по удельной мощности (л.с./тонну массы) и динамическим характеристикам современные ОБТ отнюдь не уступают БМП.

Намер (Леопард) — современный высокотехнологичный израильский тяжелый бронетранспортёр, классифицируемый также как тяжёлая боевая машина пехоты. Тяжелый БТР «Намер» на базе ОБТ «Меркава» Mk.4 Масса машины 60 тонн, экипаж — 3 чел., десант — 9 чел., скорость по шоссе 60 км/ч. Несмотря на кажущийся гигантизм, «Намер» лишь на полметра шире БМП-2 Фото с сайта https://bmpd. livejournal.com/

Что касается преодоления вплавь водных препятствий – навык, на первый взгляд, полезный, однако, при внимательном анализе ситуации, здесь возникают три интересных обстоятельства:

1. Положительная плавучесть машины всегда входит в противоречие с обеспечением ее защищенности – приоритетным качеством любой бронетехники.

2. Куда собрались плыть?

Боевые машины пехоты изначально были предназначены для совместных действий с танками. Ситуация, когда бы танки застряли на переправе через Рейн, а БМП с пехотой уже штурмуют подступы к Парижу – невозможна в принципе. Прозвучит несколько странно, но, по факту, БМП действительно незачем спешить и показывать свои прекрасные «мореходные» способности. Боевые машины пехоты не действуют в отрыве от танков, а где танки — там всегда мостоукладчики, понтоны и прочие специализированные средства.

Вопрос с экстремальным форсированием водных препятствий, с целью захвата плацдарма на противоположном берегу и наведения переправы, до сих пор остается открытым. Пожалуй, это единственный внятный аргумент о необходимости положительной плавучести у БМП в условиях глобальной войны. Сей аргумент тоже легко подвергнуть сомнению: учитывая возможности классической БМП и её отвратительную стойкость даже перед самыми примитивными средствами поражения*, становится неясно, чем же этот «гроб на гусеницах» сможет помочь группе захвата?

*Борт БМП-2 толщиной целых 16 мм гарантированно пробивается из пулемета ДШК с дистанции пары сотен метров. Не трудно

догадаться, что ждет машину в случае попадания самого примитивного «фаустпатрона» или близкого разрыва любого артиллерийского снаряда.

Насколько пригодились «мореходные» свойства боевых машин в локальных конфликтах говорит тот факт, что в 1982 году в серию пошли «фердинанды» — БМП-2Д, специальная «неплавающая» версия машины для ведения боевых действий на территории Афганистана. Борта БМП-2Д дополнительно защитили стальные экраны, слабое место — заднюю часть башни (толщиной около 10 мм – куда такое годится?!) прикрыли дополнительным бронещитом, было усилено днище в районе механика-водителя. Общий вес брони увеличился на 500 кг (прямо скажем – не так много для столь крупной машины). Немотря на некоторое повышение защитных свойств, солдаты по-прежнему не доверяли этой «броне»-технике, предпочитая сидеть верхом на броне.

3. Если военные действительно испытывают острую необходимость в скорейшем форсировании водных препятствий (я уверен, что этого нет), то почему бы не обратиться к опыту прошедших десятилетий. Шнорхель, чем вам не вариант? Оборудование для подводного вождения танков позволяет преодолевать по дну водоемы глубиной 5-7 метров. В конце-концов, тяжелая бронетехника способна безо всякой подготовки преодолевать брод глубиной до 1,5 и более метров!

Резюмируя все вышесказанное: за последние 30 лет не отмечено ни одного сколь-нибудь значимого случая, когда отечественной бронетехнике приходилось в боевых условиях форсировать водные препятствия. Впрочем, и в глобальной войне по захвату Европы, БМП-1,2,3 вряд ли смогли бы реализовать свои плавательные способности – плыть некуда, незачем и, честно говоря, бесполезно, учитывая толщину «брони» БМП.

Ни в те времена, когда создавалась первая БМП-1, ни в наше время — не было никакого повода для ослабления защиты бронемашин в угоду плавучести.

Советская БМП-1 с украинским вооружением. Фото: Сергей Птичкин. Российская газета.

Чтобы избежать обвинений в русофобстве, замечу, что все зарубежные «классические» БМП (американская «Брэдли», британская «Уорриор» или шведская CV-90) – по сути тот же хлам, их конструкторы повторили ошибки создателей БМП-1. Даже сейчас, несмотря на все ужимки и попытки повысить защищенность, эти «консервные банки» продолжают гробить свои экипажи. Громкие заявления балаболов из Пентагона о радикальном повышении защитных свойств очередной модификации «Брэдли» не стоит принимать всерьез: чисто физически невозможно обеспечить высокую защиту боевой машины массой 25-30 тонн, там, где даже 60 тонн танка «Абрамс» бывает недостаточно.

Все смешалось в доме Облонских

Лихорадочный поиск конструкций, способных эффективно противостоять наиболее распространенным противотанковым средствам (от РПГ-7 и выше) привел к тому, что грань между БТРом и БМП бесследно растворилась. 60-тонный израильский «Намер» обозначается, как бронетранспортер, тогда как 18-тонная БМП-3 и 35-тонная М2А3 «Брэдли» — боевые машины пехоты (при этом все они способны нести одинаковое вооружение – ПТУРС и автоматические пушки калибра 30 мм). На мой взгляд, происходит буквально следующее: идет деградация и исчезновение БМП, как класса бронетехники. Функции боевых машин пехоты переходят к БТРам, впрочем, они всегда дублировали друг друга.

Стоит заметить, что все, что было сказано по поводу БМП справедливо для БТРов, соответственно, все, что будет сказано ниже про бронетранспортеры, в свою очередь, справедливо для БМП.

Многие до сих пор уверены, что бронетраспортер предназначен исключительно для доставки личного состава мотострелковых подразделений к месту выполнения задачи. Эта глупость, придуманная кабинетными теоретиками, кочует из одного учебного пособия в другой, смущая молодые умы.

Спектр применения БТРов чрезвычайно широк: бронетранспортеры, наряду с БМП, применяются для сопровождения и охраны конвоев, используются на блокпостах и для штурма объектов (кто не помнит страшные кадры из Беслана — к зданию школы движется БТР, обложенный мешками с песком, за которым бегут бойцы «Альфы»?). Для эвакуации и успешных действий при попадании в засаду — для всех подобных случаев предпочтительно тяжелое бронирование … которого, к сожалению, нет. «Броня» отечественных БТР с трудом держит даже автоматные выстрелы, крупнокалиберный пулемет наверняка пробивает их 7 миллиметровый борт с дистанции полкилометра.

Бронетранспортер БТР-90. Источник: worldweapon.ru

Приводу выдержку из комментария одного из читателей:

Всегда со смешанным чувством гордости, жалости и недоумения смотрю на картинки выезда нашей доблестной мотопехоты, десантуры и внутренних войск на боевое задание… А ведь по замыслу и назначению бронетехники, всё должно быть с точностью до наоборот. Они должны сидеть не на броне, а в броне, которая должна их защищать от первичных и вторичных поражающих факторов различного оружия. Объяснение одинаково доблестно для пехоты и одинаково позорно для производителей и конструкторов бронетехники. Пехота предпочитает славную смерть от пули или осколка мучительной смерти от баротравмы…

Точнее не скажешь. Действительно, современные «классические» БТРы и БМП неспособны защитить экипаж даже от самых примитивных средств поражения.

Монстры с Ближнего Востока

Дальше всех в создании высокозащищенных БТР пошло государство Израиль – набив многочисленные «шишки» в бесконечном Арабо-Израильском конфликте, военные всерьёз задумались, что может спасти экипаж БТР, например, в случае подрыва на мине или при попадании кумулятивной гранаты РПГ – обычных явлений в локальных** войнах? Результатом стало создание тяжелого бронетранспортера «Ахзарит» на шасси трофейного танка Т-54/55.

**К слову, глобальная война с захватом Европы будет отличаться лишь еще большим количеством противотанковых средств.

Да, 200 мм броня БТР «Ахзарит», усиленная дополнительными стальными экранами и динамической защитой (масса «обвеса» — 17 тонн, больше чем всей машины БМП-2) не способна обеспечить 100% безопасность экипажа. Известны случаи, когда для уничтожения израильских танков боевики ХАМАС и «Хезболлы» использовали 1000-кг фугасы – от таких «подарков» не защитит никакая броня. Однако, такие вещи редкость – намного чаще встречаются обычные РПГ и самодельные взрывные устройства малой мощности, от которых надежно защищен экипаж БТР «Ахзарит». Я уже не говорю про пулемет ДШК…

За 25 лет применения БТР «Ахзарит» Армия обороны Израиля накопила колоссальный опыт эксплуатации подобной техники. Опыт, по всей видимости, оказался успешным – промышленность Израиля приступила к созданию тяжелых БТР на базе других танков: 51-тонная «Пума» — на базе старого «Центуриона» и 60-тонный «Намер» на базе ОБТ «Меркава» Mk.4

Конечно, не стоит впадать в крайности: невероятный «Намер» — это машина для спецопераций и элитных подразделений армии, вряд ли он сможет стать массовым, как более простой и дешевый БТР «Ахзарит». По моему мнению, «Пума» и «Ахзарит» — и есть та самая «золотая середина» между защищенностью и остальными характеристиками машины (её стоимостью, расходами на эксплуатацию, стоимостью моторесурса и т.д.).

К сожалению, многие до сих пор скептически относятся к полезному израильскому опыту, постоянно звучит вопрос: «Для каких задач создана эта техника?». Отвечаю: БТР «Ахзарит» создан для ведения войны с многочисленным и вездесущим противникам, чьи боевые отряды предельно насыщены противотанковыми средствами. А климат Израиля здесь ни при чем.

К тому же, есть все основания полагать, что, созданный на базе советского Т-54/55, «Ахзарит», ничуть не уступает своему прародителю в подвижности и проходимости. Так что нет никаких сомнений в возможности (и необходимости!) применения израильского опыта в Российской армии.

Попытка апеллировать к размерам Израиля несостоятельна: никто не заставит отечественные танки и БТРы совершать тысячекилометровые марши, в России есть развитая сеть железных дорог – тяжелая бронетехника может быть без проблем доставлена в любую точку нашей огромной страны (не станем доходить до абсурда – танкам и БТР нечего делать на Таймыре, хотя и туда, при желании, можно доставить танки морским транспортом).

Самая важная глава

История про проблемы с защищенностью современных отечественных бронемашин не преследует цель «облить грязью» отечественное танкостроение. Да, эта тема не нова — волна справедливой критики периодически обрушивается из СМИ на головы конструкторов российской бронетехники и заставляет их искать пути дальнейшего увеличения защищенности бронетехники.

Но гораздо важнее тот факт, что наряду с робкими попытками усилить бронирование «классических» БТРов и БМП, в нашей стране ведутся работы над созданием по-настоящему перспективных образцов высокозащищенной бронетехники. Еще в 1997 году конструкторский коллектив из Омска продемонстрировал тяжелый бронетранспортер БТР-Т на шасси танка Т-54/55 (что-то очень знакомое, не правда ли?). К сожалению, полезная машина так и не попала в войска, всю Вторую Чеченскую российские солдаты катались верхом на броне своих «картонных» БМП.

Тяжелая боевая машина огнемётчиков БМО-Т на базе основного боевого танка Т-72.

Следующая попытка оказалась более удачной: в 2001 году на вооружении Российской армии была принята тяжелая боевая машина огнемётчиков БМО-Т на базе основного боевого танка Т-72. Несмотря на своё название, БМО-Т настоящий бронетранспортер, где кроме 2 человек экипажа могут разместиться 7 десантников (а также место для перевозки 30 единиц огнеметов «Шмель»). Для удобства и безопасности спешивания десанта, помимо люков на крыше, в корме БМО-Т находится дополнительный люк. Имеется дистанционно управляемый пулемет для самообороны.

В настоящий момент на вооружении находятся около 10 машин этого типа – слишком мало, чтобы делать какие-либо выводы. Однако сам факт появления такой бронетехники говорит о том, что идея тяжелого БТР, наконец, завладела умами наших конструкторов.

Олег Капцов

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Немецкие ЗСУ времен Второй мировой войны

Марко Пантелич
/ 3 мая 2023 г.

Немецкий рейх (1944 г.) Самоходная зенитная артиллерийская установка (ЗСУ) – 205-250 Построено По ходу Второй мировой войны стало очевидным…

Подробнее

  • Немецкие штурмовые орудия времен Второй мировой войны

Марко Пантелич
/ 29 апреля 2023

Германский Рейх (1943-1945) Самоходная штурмовая артиллерийская установка – 123 захвачено и 55 построено после перемирия Regno d’Italia (английский: Kingdom. ..

Подробнее

  • Французские прототипы времен холодной войны

Мариса Белхоте
/ 26 апреля 2023 г.

Франция (1947-1952 гг.) Легкий танк – построен 1 прототип Вторая мировая война поставила танковую промышленность Франции в неопределенное состояние….

Подробнее

  • Немецкая самодельная техника времен Второй мировой войны

Марко Пантелич
/ 24 апреля 2023 г.

Германский рейх (1945 г.) Импровизированная самоходная противотанковая пушка – по крайней мере одна построена В последние месяцы войны…

Подробнее

  • Тяжелые танки США времен Второй мировой войны

Уильям Уайнахт
/ 22 апреля 2023 г.

Соединенные Штаты Америки (1940-1944 гг.) Тяжёлый танк – построено 40 Нажмите здесь, чтобы принять участие! Первая попытка Соединенных Штатов…

Подробнее

  • Прототипы времен холодной войны США

Эндрю Хиллс
/ 19 апреля 2023 г.

Соединенные Штаты Америки (1987-1991 гг.) Ракетный истребитель танков — построено 5 Ракета AGM-114 «Hellfire» разработана в США…

Подробнее

  • Прототипы советских САУ времен Второй мировой войны

Павел Алексей
/ 17 апреля 2023 г.

Советский Союз (1940-1941 гг.) Тяжелая самоходная артиллерийская установка – построены только комплектующие Даже после того, как КВ-2 поступил на вооружение советской армии,…

Подробнее


Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

⚠ Об иллюстрациях на сайте:
Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.

С участием (уже десять лет!)

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Подпишитесь на нас в Twitter

Твиты от tanksenc Follow @tanksenc

Боевая машина БМП-1

Боевая машина БМП-1

ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Земля |
РЯД ||||

Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС



Броневая машина «Пьехота» (БМП-1) была впервые построена в начале 1960-х годов и представлена ​​публике в ноябре 1967 года на параде на Красной площади. В НАТО он назывался М-1967 и БМП до того, как стало известно его правильное обозначение. БМП представляла собой важный переход от концепции бронетранспортера к бронированной боевой машине пехоты, сочетающей в себе высокую мобильность, эффективное противотанковое вооружение и бронированную защиту для перевозки войск. БМП значительно меньше западных БТР и обладает значительно большей огневой мощью. БМП-1 была новаторской в ​​том смысле, что позволяла пехоте вести огонь из личного оружия изнутри машины, оставаясь при этом защищенной броней. Для этого каждому пехотинцу были предоставлены огневые точки и приборы обзора. Таким образом, БМП стала первой боевой машиной пехоты. БМП-1 имеет экипаж от трех до восьми человек. БМП заменила БТР-50П и дополняет БТР-60ПБ в мотострелковых частях первой линии.

г. Сочетание эффективной противотанковой огневой мощи, высокой подвижности и адекватной защиты сделало БМП грозным дополнением к арсеналу советских мотострелковых частей. Разработанный в соответствии с требованиями высокоскоростного наступления в условиях ядерной войны, он несет 73-мм орудие 2А20 с максимальным боезапасом 40 снарядов и максимальной дальностью более 7000 футов. Кумулятивный снаряд с эффективной дальностью стрельбы 800 метров средний (способен успешно поражать танки на дальности до 1300 метров) и оснащен автоматом заряжания. Основное вооружение БМП1 необычно тем, что оно стреляет теми же боеприпасами, что и пехотный реактивный гранатомет РПГ-7. Пусковая планка для противотанковой управляемой ракеты AT-3 Sagger расположена над пушкой для большей дальности противотанкового поражения (до 3000 метров).

БМП — полностью бронированная плавающая боевая машина пехоты (БМП). Корпус с низким силуэтом имеет острую покатую переднюю часть с заметно ребристыми поверхностями. В расположенной по центру чрезвычайно плоской башне с усеченным конусом установлены 73-мм гладкоствольная пушка и 7,62-мм спаренный пулемет. Над пушкой крепится пусковая планка для ракет SAGGER. 6-цилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением мощностью 290 л.с. расположен в правой передней части, а люк механика-водителя — в левой передней части, непосредственно перед люком командира, на котором установлен ИК-прожектор. Люк наводчика находится с левой стороны низкой крыши башни. В задней части башни расположены четыре больших люка в крыше десантного отделения, а также две большие выходные двери в корме. С каждой стороны десантного отделения имеется по четыре люка для стрельбы и по одному в левой задней двери. Подвеска имеет шесть неравномерно расположенных опорных катков типа ПТ-76, с тремя опорными катками и передней ведущей звездочкой.

БМП является амфибией, движется по воде за счет своих гусениц, а не с помощью водометного двигателя ПТ-76, и имеет дальность и скорость, необходимые для того, чтобы не отставать от быстро движущихся танков, за которыми она обычно следует в наступательных порядках.

Экипаж БМП состоит из трех человек, включая командира машины, который становится командиром отделения, когда пассажиры-пехотинцы спешиваются через задние аварийные двери. Тем не менее, блоки обзора и огневые люки в бортах и ​​корме десантного отделения позволяют пехотинцам вести огонь из автоматов (АКМ или АК-74) и ручных пулеметов (ПКМ или РПК-74) изнутри машины на ходу. Войска также имеют противотанковый гранатомет РПГ-7 или РПГ-16 и ЗРК SA-7/GRAIL или SA-14, любой из которых может быть запущен пассажиром, стоящим в заднем люке. В застегнутом состоянии экипаж и пассажиры имеют защиту от ОМП в герметичном и фильтрующем корпусе, что позволяет им работать независимо от внешней среды.

БМП оснащена инфракрасным прожектором, перископами и прицелами для ночных действий и имеет возможность создавать собственную дымовую завесу путем впрыска дизельного топлива в выпускной коллектор.

Из-за чрезвычайной уязвимости, продемонстрированной БМП в ближневосточной войне 1973 года, в Советской Армии велись широкие дебаты о том, как эту машину следует использовать в бою. БМП имеет относительно тонкую броню (максимальная толщина 19 мм в корпусе, 23 мм в башне), которая обеспечивает защиту от бронебойных снарядов калибра .50 только по 60 лобовой дуге, и машина крайне уязвима для ПТУР и танкового огня. . Благодаря компактности машины такие ответственные зоны, как моторный отсек и место хранения боекомплекта (с правой стороны), топливные баки (в задних дверях), десантное отделение расположены таким образом, что проникновение в любую точку транспортное средство обычно приводит к мобильности, огневой мощи или гибели личного состава.

Из-за ограниченных возможностей по подавлению главного орудия БМП не может поражать танки и БТР с хорошо закрытых позиций и поэтому очень уязвима для огня противника, когда выставляется напоказ для поражения целей.

Хотя башня может поворачиваться на 360 градусов, главное орудие и спаренный пулемет должны быть подняты, чтобы убрать ИК-прожектор на командирской башенке, создавая мертвое пространство для обоих орудий между 10:00 и 11:00. Это ограничение может стать серьезной проблемой во время боя, поскольку автоматическое отключение башни с электроприводом останавливает движение до тех пор, пока орудие не будет поднято.

БМП может поддерживать свою максимальную скорость (70 км/ч) только в течение коротких промежутков времени из-за сильной вибрации и возможности выхода из строя трансмиссии. Из-за сложного механизма заряжания и отсутствия стабилизации невозможна точная стрельба из 73-мм орудия или спаренного пулемета на ходу по пересеченной местности. БМП должна быть неподвижна при стрельбе и сопровождении ПТРК SAGGER. SAGGER трудно перезарядить и вообще нельзя перезарядить в условиях NBC. Система наземной навигации должна обнуляться каждые 30 минут.

Варианты

Боевая машина пехоты БМП также стала основой для семейства вариантов, которые выполняют другие роли. Каждый вариант имеет обозначение, соответствующее году, когда он был впервые обнаружен. На многих БМП теперь устанавливаются либо улучшенные полуавтоматические ПТРК AT-3c/SAGGER, либо новые ПТРК AT-4/SPIGOT или AT-5/SPANDREL.

  • БМП Модель 1966 г. — исходная версия БМП (также называемая БМП-А) с более короткой носовой частью, чем у ее преемницы БМП-1.
  • БМП-1 (БМП М1976) — Самый распространенный вариант БМП БМП-1 появившийся в 1970 году. Его наиболее заметные модификации, удлинение носовой части и удлинение кожуха отражателя до сзади, были разработаны для улучшения плавательных способностей автомобиля, которые были ограничены передним расположением двигателя. Другие изменения включают в себя увеличенное и прямоугольное огневое отверстие для пулемета ПКМ под башней и перенесенное обзорное окно над боевым отделением.
  • БМП-1К [БМП Ml974] — Командирский вариант БМП-1, который отличается от БМП-1 главным образом дополнительным радиооборудованием и антеннами, а также заваренными пулеметными портами.
  • БМП-1П [БМП M1981] — БМП-1 с заменой пусковой планки AT-3 SAGGER на пусковую установку ПТРК AT-4 SPIGOT, устанавливаемую на шпиндель. Этот вариант имеет двухместную башню с 30-мм автоматической пушкой. ПТРК AT-4/SPIGOT или AT-5/SPANDREL устанавливается на вершине башни (а не над стволом пушки, как в случае с пусковой планкой AT-3/SAGGER на БМП-1). По сравнению с БМП-1 с каждой стороны заднего боевого отделения на один люк меньше, а также дополнительный люк для пулемета с левой стороны корпуса перед башней. Траки БМП М1981 также были изменены.
  • БМП-1ПК — Командирский вариант БМП-1П
  • БМП КШМ [БМП 1978] — монтирует большую телескопическую антенну и больше радиооборудования, чем БМП М 1974. В башне не установлено вооружение. Сообщается, что этот вариант используется штабами полков и дивизий.
  • ПРП-3 (БМП-СОН — ранее известная как БМП M1975) имеет увеличенную двухместную башню, которая смещена назад. Вооружение башни состоит только из 7,62-мм пулемета (вместо 73-мм пушки и планки SAGGER БМП-1). В задней части башни установлена ​​складная прямоугольная антенна для радара наблюдения за полем боя SMALL FRED. Эффективная дальность действия РЛС составляет 20 км. ПРП-3 несет экипаж из пяти человек и обширное радио- и оптическое оборудование. Одна из этих машин закреплена за гаубичным дивизионом (буксируемым или самоходным), а другая находится в составе батареи целеуказания артиллерийского полка.
  • ПРП-4 — Преемник ПРП-3, с дополнительным обтекателем на правой стороне башни.
  • IRM — Инженерная разведывательная машина-амфибия
  • M-80 — иногда описывается как югославская копия российской БМП-1, но это явно не так.

9 0227 ПТРК АТ-4а/5а

9 0193


ДЛИНА
22 ФУТА

ШИРИНА
9 футов

ВЫСОТА
7 ФУТОВ

ВЕС
14 ТОНН
Основное вооружение (калибр, модель) 73-мм пушка 2А38
Тип боеприпаса ТЕПЛОВОЙ -FS, HE-Frag
Дальность, эффективная (м) 800
скорострельность (об/мин) длительная/максимальная 10
стабилизированный
высота/поворот (градусы)
базовая нагрузка 40
дополнительное вооружение
Дальность, эффективная (м) 2000/ 4000
скорострельность, циклическая/практическая (об/мин)
бронепробиваемость (мм на м) 600/650
базовая нагрузка 9 0192

5
Вспомогательное вооружение 7,62-мм ПКТ MG
Дальность, эффективная (м)
Тип боеприпаса
Скорострельность, циклическая/ практическая (об/мин)
проникновение (мм)
базовая нагрузка 2000
Вспомогательное вооружение
модель
скорострельность циклическая/практическая (r pm)
проникновение (мм при диапазоне м)
базовая нагрузка
характеристики машины
ночные прицелы
командир ИК 9019 2
наводчик II
водитель IR
скорость, дорога/ бездорожье (км/ч) 65/45/8
запас хода, дорога/бездорожье (км) 600/570
пересечение траншей (ширина x высота м) 2,5×0,8
уклон x боковой уклон (градусы) 31×17
дорожный просвет (мм) 390
брод (м) плавание
броня, корпус /башня (мм) 19/23
экипаж 3 + 8
Ночные прицелы Дальность действия ЭОП 1200 м.