Содержание

Права на управлением плавательным средством, обзор необходимых понятий и категорий.


Гидроцикл, моторная лодка, парусное судно, катер — если вы только приобрели или задумались над приобретением одного из этих маломерных судов, то стоит вспомнить что для управления ими нужны права. Надзор за пользованием таких плавательных средств во внутренних водах и морях Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России). И так, давайте рассмотрим основные понятия и категории в управление плавательными средствами согласно ГИМС, которые помогут разобраться в формальностях управления маломерными судами.


            Маломерные водный транспорт очень сильно отличается по конструкции и своими характеристиками друг от друга. Кому-то больше по душе скорость и драйв гидроцикла, а кто-то предпочитает более спокойное хождение под парусом. Для кого то важен комфорт и возможность преодоления больших расстояний, и он покупает себе катер, а другие довольствуются рыбалкой на лодке с подвесным мотором.


            Для каждого вида водного транспорта существуют соответствующие права на управлением данного водного транспорта. По закону права на управление не требуются только на те судна, где мощность мотора не превышает 5 л.с. Так же есть разъяснение от ГИМС МЧС России, согласно которому, если лодка не регистрируется в ГИМС (т.е. имеет общую массу до 200кг и на ней установлен мотор до 10 л.с.) — данный комплект можно эксплуатировать не имея прав управления на маломерное судно. Более подробно ознакомится с данным письмо можно в Разьяснение ГИМС. Рекомендуем распечатать его, иметь с собой во время управления не зарегистрированными маломерными судами.


            Категории прав согласно ГИМС всего четыре, плюс еще четыре подкатегории парусных судов.


            Официальные категории согласно ГИМС:


1)      Гидроцикл (водный мотоцикл, скутер, водный скутер) — это скоростное персональное водное транспортное судно, со стационарным двигателем внутреннего сгорания.


2)      Моторная лодка (мотолодка) — это любое водное плавательное средство с навесным мотором мощностью от 5 л с. Именно наличие навесного силового агрегата, а не стационарного, является признаком, который отличает моторную лодку от катера.


3)      Катер — это небольшое водное судно, которое имеет в качестве стационарной силовой установки любой двигатель или двигатели.


4)      Парусное судно — любое плавательное средство (маломерное прогулочное судно), которое использует парус для трансформации силы ветра в движение судна. Подразделяется на 4 подкатегории , отличающихся в размере парусов:


·         до 12 кв. м. (квадратных метров)


·         от 12 кв. м.до 22 кв. м.


·         от 22 кв. м.до 60 кв. м


·         свыше 60 кв. м.


            Все права на управлением маломерными судами должны содержать сведения о разрешенных районах плаванья. Есть три вида таких районов, в зависимости от типа водного бассейна.


            Разрешенные районы для плаванья


1)      Морские пути — МП. Это районы акватории морей удаленные от берега более чем на 12 морских миль.


2)      Внутренние водные пути — ВВП. Реки и озера, имеющие регулярное транспортное сообщение.


3)      Водные пути – ВП. Внутренние водные бассейны, на которых не осуществляется регулярная навигация водного транспорта т.е. это воды, где нет регулярных водных маршрутов и перевозок.


           


            Основные моменты связанные с маломерными судами


 


1)      Необходимые документы — это судовой билет (выдается при регистрации лодки) с техническим освидетельством (техосмотр) и удостоверение на право управления маломерного моторного судна, в нем отмечены категории маломерных судов, которыми разрешено управлять и разрешенные районы плавания. Так же не забудьте про номерной знак — для любого маломерного судна необходим отличительный регистрационный номер, расположенный на борту судна.


2)      Регистрация лодки и мотора в ГИМС — мотор  мощностью до 8 кВт (10,8 л.с.) регистрации не подлежит, если он установлен на судно длинною до 20 метров и собственной массой до 200 кг. включительно. Массу судна устанавливает производитель (может быть проверяться практическим замером, если необходимо) Навесное оборудование в массу судна не входит — т.е. подвесной мотор не входит в массу судна, как и остальные предметы на борту.


3)      Права на управлением маломерного судна — государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерного моторного судами с двигателями или с подвесными моторами мощностью более 3,68 кВт (5 л.с.) Пройти аттестацию судоводителей и получить удостоверение на право управлением маломерным судном, можно в региональный отделениях ГИМС МЧС России. В Иркутске это например Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Иркутской области, расположенная по адресу: улица Красноармейская, 15.


           


            Полезный совет: 9.9 л.с. — это очень удобный вариант мощности мотора, его не надо регистрировать. Одна из ведущих компании в индустрии лодочных моторов — компания Mercury. Мотор этой компании 9.9 л.с. при этом по мощности и кубатуре он обычно сравним даже с Меркири 15 л.с. К примеру испытание скоростных характеристик данных двигателей на Неве, в городе Санкт Петербург.


            Условия близки к идеальным: одна лодка, одинаковая загрузка лодки, одинаковое количество бензина в баке. Тест проводился в одно и тоже время. Все это чтобы избежать разных водных условий (при которых значения максимальной скорости могут отличаться).


            Результаты следующие:






Лодка производства Мнев, Кайман 360


Загрузка лодки: один пилот вес 90 кг, бензин в баке 5 литров


мотор Mercury ME 9. 9M


max скорость: 41 км.ч.


мотор Mercury ME 15M


max скорость: 43 км.ч.


Лодка производства Мнев, Кайман 360


Загрузка лодки: 2 человека по 90 кг, топливо 25 литров


мотор Mercury ME 9.9M


max скорость: 36 км.ч.


мотор Mercury ME 15M


max скорость: 36,7 км.ч.


            Из результатов видно то, что разница заметна только на облегченной лодке с минимальной загрузкой. Как только лодку догружают, разница в скорости теряется, а первое место выходит объем мотора (в данном случае он одинаковый — 262 куб. ).  

Нужны ли права на лодку с мотором 10 л.с? — Русская Лодка

По закону, регламентирующему регистрацию маломерных судов, моторную лодку весом до 200 кг включительно и с ПЛМ до 10,88 л.с. не нужно регистрировать в ГИМСе. Но вот нужны ли на такую моторную лодку права?

На первый взгляд вроде бы всё ясно, и давайте борщ отдельно, котлеты отдельно. Т.е. не смешивать требования к регистрации с требованиями к аттестации судоводителей. Есть закон устанавливающий порядок регистрации маломерных судов, и есть Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. П 1.2. Правил говорит нам, что удостоверение на право управления судном нужно иметь, если мощность двигателя данного судна более 3,68 киловатт, т.е. 5-ти л.с.

Однако на форумах ведутся жаркие дискуссии по этому вопросу.

Те кто говорит, что права на нерегистрируемую лодку не нужны аргументируют, опираясь на отсутствие упоминаний в законах о том, что на нерегистрируемую лодку нужны «корочки». Масла в огонь подлил Вадим Вадимович Серегин, начальник Управления безопасности людей на водных объектах. 11.06.2014г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав».

В письме говорится, что

в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации

На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.

А ведь еще год назад тот же Серегин говорил и писал что, согласно «Правил аттестации», права нужны от 3,68 киловатт и что других законов нет, и пока не приняты новые Правила, действуют старые. И права на всё, что выше 3,68 кВт нужно получать.

Сейчас он опять говорит, что других Правил нет, но при этом

Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил аттестации … и административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги требований к наличию удостоверения на право управления маломерным судном… не подлежащему государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять

Но это говорит Серегин, пусть большой начальник, но представитель исполнительной, а не законодательной власти. Так по закону нужны ли права, если лодка весит до 200 кг, но мощность двигателя больше 5 л.с., но меньше 10,88 л.с. К примеру – 10 л.с.?

И вот тут мы достаем наш главный козырь. Есть такой документ — «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Его, кстати, в своем письме упоминает В.В. Серегин. Согласно этому документу, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Два противоречащих друг другу нормативно правовых акта и письмо начальника Управления безопасности людей на водных объектах, — можно сказать, указание своим подчиненным.

Конкретно по предмету названию статьи, из письма Серегина следует, что на лодку весом от 200 кг и менее, с двигателем 10 л.с. прав не требуется.

 

1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».

Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л. с. отменено.

Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.

Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются. 🙂

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  1. Масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг.
  2. Мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.

Подробнее о том, как считать вес лодки и почему так читайте здесь.

Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте здесь.

Требования к обучению безопасности на лодках | Вирджиния DWR

Все водители PWC в возрасте 14 лет и старше и все водители моторных лодок (независимо от возраста) с двигателем мощностью 10 л.с. и выше должны пройти курс безопасного плавания на лодке. После того, как вы закончите курс, сертификат или карточка об окончании курса, предоставленные организатором курса, — это то, что требуется для управления судном.

В 2007 году Генеральная ассамблея штата Вирджиния приняла закон, устанавливающий требование о соблюдении правил обучения технике безопасности на лодках. Это требование будет вводиться поэтапно в течение следующих нескольких лет, и к 2016 году все операторы гидроциклов (персональные гидроциклы, такие как водные мотоциклы, Sea Doos, Wave Runners) и операторы моторных лодок с двигателем мощностью 10 л. с. или выше должны будут иметь карточку о прохождении курса обучения технике безопасности на борту при управлении гидроциклом или моторной лодкой.

PWC Возрастное ограничение: лица моложе 14 лет не могут управлять PWC. Эти операторы 14 и 15 ДОЛЖНЫ предъявить подтверждение прохождения утвержденного и принятого курса по безопасности на лодке либо в классе, либо онлайн. Пробный экзамен или другие положения Требования о соответствии требованиям к образованию не соответствуют требованиям закона о возрастных ограничениях.

Персональный гидроцикл или PWC, более известный как Sea-Doo® (Bombardier Recreational Products), Waverunner® (Yamaha Motor Corporation, США) и JET SKI® (Kawasaki Motors Corp., США), определяется как моторная лодка длиной менее 16 футов, приводимая в действие струйными насосами, а не гребными винтами, на которой люди стоят, стоят на коленях или сидят, а не внутри лодки. Классные и интернет-курсы, одобренные NASBLA и принятые DWR Вирджинии для соответствия этим требованиям, перечислены по ссылкам ниже. Если вы опытный яхтсмен, вы можете сдать эквивалентный/вызовной экзамен, а не пройти курс безопасности при плавании на лодке. Информацию об эквивалентном/вызовном экзамене можно найти по ссылке ниже.

Нужно ли мне проходить курсы гребли?

Да – Если вы никогда не проходили одобренный NASBLA курс по безопасному плаванию на лодке (без предварительного обучения). Найдите список курсов в классе »

— Если вы ранее проходили одобренный NASBLA курс по безопасности плавания на лодке и у вас все еще есть карта/сертификат. Большинство государственных курсов водного спорта, вспомогательных курсов береговой охраны США и курсов силовых эскадрилий США одобрены NASBLA.

— Если у вас есть или была лицензия на управление судном (капитан, капитан или помощник), выданная Береговой охраной США. Вы должны иметь эту лицензию на борту во время управления прогулочным судном. Если вы хотите получить карту Virginia Lifetime Boaters Card, заполните это заявление.

– Если вы являетесь или были зарегистрированным коммерческим рыбаком в штате Вирджиния (в соответствии с Кодексом штата Вирджиния, § 28.2-241). Вы должны иметь документацию на борту во время управления прогулочным судном. Если вы хотите получить карту Virginia Lifetime Boaters Card, заполните это заявление.

– Если вы являетесь или были офицером/специалистом по надводным боевым действиям ВМС США. (Примечание: копия действительного DD-214 или справка от вашего командования будут соответствовать этому требованию.) Вы должны иметь на борту документацию во время управления прогулочным судном. Если вы хотите получить карту Virginia Lifetime Boaters Card, заполните это приложение.

– Если вы служите или имеете квалификацию вахтенного помощника на ходу, рулевого катера, вахтенного офицера, оператора катера, оператора водного судна или вахтенного помощника морской пехоты в любом роде Вооруженных сил Соединенных Штатов, Береговая охрана штата или торговый флот. Если вы хотите получить карту Virginia Lifetime Boaters Card, заполните это заявление.

 – Если вы управляете лодкой, зарегистрированной в другом штате, если вы соответствуете применимым требованиям к обучению безопасности плавания на лодке в вашем штате проживания.

  • Требования к обучению технике безопасности на лодках »
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ) »
  • шагов к выполнению требования »
  • Координаторы лодок DWR »
  • Новинка: Пожизненный образовательный билет по безопасности на лодках штата Вирджиния »
  • Сменные карты безопасности для плавания »

Дополнительная информация:

  • Сейф на лодке без наркотиков и алкоголя! »
  • Низконапорные плотины и безопасность »
  • Необходимое оборудование для вашей лодки »
  • Работа вблизи торговых судов: советы по безопасности, которые могут спасти вашу жизнь (PDF) »
  • Американские водные часы »
  • Стать волонтером-инструктором по безопасности на лодках »

Texas Boater Часто задаваемые вопросы

 

Ниже приведены наиболее часто задаваемые вопросы об обучении яхтсменов и требованиях к операторам. Дополнительные часто задаваемые вопросы можно найти в законах о яхтсменах и в
дайджест по безопасности на воде, который включает требования к оборудованию для вашей лодки. Если у Вас есть дополнительные вопросы, звоните (800) 792-1112.

  1. Кто должен получить образование яхтсмена?

  2. Сколько стоит курс?

  3. Кто должен быть сертифицирован для управления судном
    один?

  4. Кто может управлять PWC?

  5. Существует ли минимальный возраст оператора?

  6. Какие формы идентификации человек
    нужно брать на борт?

  7. Существуют ли какие-либо исключения из обязательного
    Закон об образовании?

  8. Есть ли другой способ пройти сертификацию,
    кроме прохождения утвержденного курса в классе?

  9. Могу ли я быть обязан получить образование яхтсмена?
    курс?

  10. Могу ли я иметь открытый контейнер на лодке?

  11. Где я могу узнать больше об образовании яхтсменов?

  12. Какие часто задаваемые вопросы о законах о плавании?

  13. Требования в других государствах

1.

Кто должен пройти обучение яхтсмену?

Любой, кто родился 1 сентября 1993 года или позже .

  • любое судно мощностью более 15 лошадиных сил,
  • ветровое судно длиной более 14 футов и
  • все гидроциклы серии .

Некоторые нарушения Закона о безопасности на воде также требуют прохождения курса.

Частичный список этих нарушений содержится в Сборнике Закона о безопасности воды.

2. Сколько стоит курс?

Стоимость базового курса начинается от 20 долларов.

3. Кто должен быть сертифицирован для управления судном в одиночку?

В Техасе лицо не может управлять судном длиной более 14 футов, моторной лодкой мощностью более 15 лошадиных сил или водным транспортным средством , если только он/она:

  • родился 1 сентября или позже, 1993 и сдал класс обучения яхтсменов или эквивалентный экзамен, предписанный департаментом.
  • — это 18 лет , он может законно управлять моторной лодкой и находится на борту моторной лодки во время движения.
  • – это лица в возрасте не менее 13 лет, успешно прошедшие курс обучения яхтсменов , утвержденный Департаментом.

4. Кто может управлять гидроциклом?

ПРИМЕЧАНИЕ. Детям до 13 лет строго запрещается управлять гидроциклом без сопровождения на борту лица, достигшего 18-летнего возраста.

Чтобы управлять PWC, оператор должен соответствовать одному из следующих требований:

  • Родился или позже 1 сентября 19 г.93 и сдал курс обучения яхтсменов или эквивалентный экзамен, предписанный Департаментом парков и дикой природы Техаса, или
  • Родился до 1 сентября 1993 г. или
  • Лица, которым требуется образование яхтсмена, но не участвовавшие в нем, должны быть в сопровождении лица в возрасте 18 лет (которое может работать на законных основаниях) или старше, или
  • Возраст не моложе 13 лет, прошедший курс обучения яхтсменов или
    экзамен на эквивалентность, установленный кафедрой.

5. Есть ли
минимальный возраст оператора?

Чтобы управлять судном в одиночку в Техасе, лодочнику должно быть 13 лет.
управлять судном мощностью более 15 лошадиных сил; или снесенное ветром судно длиной более 14 футов
в длину; и соответствовать требованиям, указанным выше.

6. Какие формы
удостоверения личности должен иметь человек на борту?

Лица, подпадающие под действие этого закона, должны иметь удостоверение личности с фотографией и
удостоверение яхтсмена, выданное отделом, находящимся в их распоряжении.

7. Есть ли
какие-либо исключения из закона об обязательном образовании?

Лицо, родившееся до 1 сентября 1993 г.

8. Есть ли другой
каким образом человек может пройти сертификацию, кроме прохождения утвержденного курса в классе?

Доступны онлайн-курсы.

9. Могу ли я быть
необходимо пройти курс обучения яхтсменов?

Суды имеют право требовать от нарушителей курса обучения яхтсменов
некоторых правонарушений.