Нормативы градостроительного проектирования в управлении развитием территорий

Автор статьи: Пеньевский Игорь Михайлович — руководитель департамента стратегического социально-экономического планирования ИТП «Град».


В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) включена глава 3.1, устанавливающая содержание нормативов градостроительного проектирования, порядок их подготовки и утверждения. Федеральный закон установил ряд требований к составу нормативов.

В соответствии с ГрК РФ региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального и местного значения, а также расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов РФ и муниципальных образований (далее – расчетные показатели).

В ч. 1 ст. 3 Федерального закона был установлен срок, до которого нормативы градостроительного проектирования подлежат утверждению либо приведению в соответствие с требованиями ГрК РФ – 1 января 2015 года. С поставленной задачей справились немногие регионы и муниципальные образования.

В связи с этим для многих муниципальных образований и субъектов РФ актуальным является вопрос пересмотра существующих региональных и местных нормативов и принятия решения о том, какими должны быть новые нормативы градостроительного проектирования, чтобы не только удовлетворять требованиям законодательства, но и быть действенным инструментом регулирования долгосрочной градостроительной политики.

Расчетные показатели подлежат применению разработчиком градостроительной документации, заказчиком градостроительной документации и иными заинтересованными лицами при оценке качества градостроительной документации в плане соответствия её решений целям повышения качества жизни населения.

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования, установленные местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования, не могут быть ниже предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования, установленных региональными нормативами градостроительного проектирования.

Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения муниципальных образований, установленные местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования, не могут превышать предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения муниципальных образований, установленные региональными нормативами градостроительного проектирования.

Изложенная в настоящей статье точка зрения автора о роли, составе и применении нормативов градостроительного проектирования (далее – НГП) основана на требованиях действующего законодательства и опыте разработки и обсуждения с заказчиками проектов региональных НГП Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области и различных местных НГП, разработанных ООО «ИТП «Град».

В соответствии с ГрК РФ региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны применяться при подготовке документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 15, 20, 24 ГрК РФ) и документации по планировке территории (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).

Кроме того, наличие местных нормативов градостроительного проектирования может являться одним из условий принятия органами местного самоуправления решений о развитии застроенных территорий (ч. 2 ст. 46.1 ГрК РФ).

Вместе с тем сущность НГП, описанная в ГрК РФ, указывает на более значительную роль этих документов в управлении развитием территории.

Во-первых, НГП – это важный элемент системы целевых показателей экономического развития территории региона или муниципального образования.

Например, местные нормативы градостроительного проектирования во взаимосвязи со стратегией социально-экономического развития города и генеральным планом формируют современную систему долгосрочного муниципального планирования (рис. 1). 

Назначение системы трех указанных документов – распределить в пространстве города все то, что должно произойти в его экономике в будущем при движении по пути устойчивого развития. Основное назначение местных НГП – быть связующим звеном между документами планирования социально-экономического развития и генеральным планом города. Представленная взаимосвязь характерна и для аналогичных документов на уровне субъекта РФ.

Кроме того, НГП устанавливают минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами регионального и местного значения, которые, по сути, являются целевыми показателями развития. Утверждение региональных или местных НГП свидетельствует о том, что органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления принимают на себя обязательство обеспечить население определенным уровнем комфорта среды (при безусловном соблюдении требований безопасности). Это также означает, что органы власти обязуются обеспечить определенный уровень расходов бюджета, необходимый для достижения установленных расчетных показателей. Такие расходы могут требоваться для непосредственного создания (строительства) объектов регионального или местного значения за счет средств бюджета либо для оказания косвенного воздействия на другие субъекты градостроительных отношений с целью побуждения их к созданию таких объектов. К расходам, направляемым на косвенное воздействие, могут быть отнесены любые расходы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса в сферах, соответствующих вопросам регионального или местного значения.

Во-вторых, НГП могут быть основой для формирования предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства и предельных размеров земельных участков (далее – предельные параметры) в градостроительных регламентах при подготовке правил землепользования и застройки (ПЗЗ).

Содержащиеся в НГП расчетные показатели по своему смыслу очень схожи с указываемыми в ПЗЗ в градостроительных регламентах предельными параметрами разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства и предельными размерами земельных участков. Как правило, отличие между расчетными показателями в НГП и аналогичными предельными параметрами в ПЗЗ состоит в том, что значение расчетного показателя распространяется на всё муниципальное образование (в некоторых случаях – довольно крупную часть территории населенного пункта, например, район города, имеющий характерные особенности застройки), а предельный параметр распространяется только на конкретную территориальную зону.

Ч. 15 ст. 46 ГрК РФ предусмотрена возможность внесения на основании документации по планировке территории изменений в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Учитывая обязательность подготовки документации по планировке в соответствии с требованиями нормативов градостроительного проектирования, можно говорить о влиянии НГП на ПЗЗ.

Кроме того, при отсутствии утвержденной документации по планировке территории предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в правилах землепользования и застройки могут определяться в том числе в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.

Разработка (или корректировка) региональных и местных НГП в соответствии с требованиями действующего ГрК РФ, предполагает формирование определенной структуры НГП как документа, а также определение состава расчетных показателей.

Формирование структуры НГП имеет следующие особенности:

1. Элементы документа.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

– основную часть;

– правила и область применения расчетных показателей;

– материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части региональных нормативов градостроительного проектирования.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 131-ФЗ) в срок до 1 января 2015 года.

2. Типы нормируемых показателей.

В основной части проекта нормативов градостроительного проектирования представлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами (мощностные характеристики объектов, размеры земельных участков под их размещение и др. ) населения на территории и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности (пешеходная, транспортная) таких объектов для населения.

В региональных НГП содержатся не только расчетные показатели, относящиеся к объектам регионального значения, но также и предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований в данном субъекте РФ и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения этих муниципальных образований.

В НГП устанавливаются расчетные показатели следующих типов:

– расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности;

– расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности.

В рамках расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности могут быть установлены расчетные показатели одного или нескольких видов, в том числе:

– расчетные показатели минимально допустимого уровня мощности объектов определенного вида;

– расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности количеством объектов определенного вида;

– расчетные показатели минимально допустимой площади территории для размещения объектов определенного вида;

– расчетные показатели минимально допустимого уровня интенсивности использования территории для размещения объектов определенного вида (например, расчетные показатели плотности застройки территории для размещения определенного вида объектов).

Для удобства использования в основной части НГП расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального (или местного) значения, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения выделяются в отдельные таблицы.

3. Установление значений расчетных показателей отдельно для объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, городского округа, поселения.

Значения расчетных показателей установлены дифференцированно для объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, городского округа, поселения.

Перечни объектов регионального и местного значения, подлежащие применению при подготовке проекта региональных нормативов градостроительного проектирования, устанавливаются в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Критерием отнесения объектов к объектам регионального значения в соответствии с п. 19 ст. 1 ГрК РФ определена необходимость осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъекта РФ Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Критерием отнесения объектов к объектам местного значения в соответствии с п. 20 ст. 1 ГрК РФ является необходимость осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ, уставами муниципальных образований.

В качестве оснований для определения перечня видов объектов регионального и местного значения применяются стратегии и программы социально-экономического развития субъекта РФ, муниципальных образований, региональные и межмуниципальные программы, муниципальные программы, разработка которых предусмотрена соответствующими полномочиями органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями.

Кроме того, критерием отнесения объектов к объектам регионального и местного значения является степень (существенность) влияния объекта на социально-экономическое развитие субъекта РФ или муниципального образования.

Установление расчетных показателей выполняется на основе применения следующих основных методов:

1. Метод комплексного сбора исходных данных.

Метод комплексного сбора исходных данных предполагает сбор первичной или вторичной информации о территории. На основе собранных исходных данных формируется база данных о территории (муниципального образования или субъекта РФ), которая включает исходные данные, необходимые для разработки НГП в соответствии с требованиями гл. 3.1 ГрК РФ.

2. Метод прямого анализа и синтеза.

При определении значений некоторых расчетных показателей применяются метод прямого анализа и метод синтеза.

Выполняется прямой анализ нормативных правовых актов и нормативных технических документов (СНИПы, СанПиНы и др.) с целью определения состава показателей, содержащихся в них. Из общей массы показателей, содержащихся в указанных документах, выбираются те, на основе которых могут быть определены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектов регионального значения или объектов местного значения населения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения на рассматриваемой территории. В результате синтеза информации о показателях, выбранных из нормативных правовых актов и нормативных технических документов, определяются значения многих расчетных показателей основной части НГП.

3. Метод аналитического моделирования.

Применение аналитического моделирования при подготовке НГП заключается в том, что для определения значений некоторых расчетных показателей определяются формулы, отражающие количественную функциональную зависимость между значением расчетного показателя и значениями некоторых других показателей, определенных на основе собранных исходных данных.

При этом важно отметить, что при разработке НГП нормативные технические документы следует воспринимать не просто как формальный нормативный документ, а как отражение результатов отдельных специальных исследований, проведенных с целью установления значений тех или иных показателей в различных областях. В итоге процесс подготовки НГП представляется как вполне обоснованный ход научного исследования, который опирается на результаты предыдущих исследований.

Определение расчетных показателей только лишь на основе нормативно-технических документов не может обеспечить подготовку качественных НГП. Поскольку для различных муниципальных образований и субъектов РФ характерны различные специфические градостроительные проблемы, требующие первоочередного решения, то при подготовке НГП применительно к конкретной территории необходимо определить набор расчетных показателей, для установления которых потребуется проведение отдельных специальных исследований с использованием первичных данных о рассматриваемой территории. Например, в муниципальном образовании серьезным вопросом в управлении развитием территории может быть вопрос обеспечения населения парковками для автомобилей. Следовательно, при подготовке НГП необходимо провести специальное исследование для определения нормативных значений расчетных показателей обеспеченности населения местами для хранения автомобилей. Приведем еще один пример. При разработке проекта местных НГП муниципального образования Черноморский район Республики Крым для определения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности для дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций была использована схема системы расселения. Установление показателей уровня территориальной доступности указанных организаций было обосновано целесообразностью размещения таких объектов в населенных пунктах в зависимости от численности населения и удаленности от основных поселенческих центров социального и культурно-бытового обслуживания. При этом для обеспечения транспортной доступности указанных образовательных организаций была предложена система подвоза детей.

Региональные НГП могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

Особенность региональных НГП – это возможность установления дифференцированных предельных значений различных расчетных показателей в зависимости от специфики различных территорий в границах субъекта РФ.

Дифференциация предельных значений расчетных показателей в региональных НГП может выполняться на основе различных критериев: природно-климатических, социально-демографических, инфраструктурных, экономических и других. Критерии дифференциации предельных значений расчетных показателей устанавливаются индивидуально для каждого конкретного субъекта РФ. Комбинация значений различных критериев может быть уникальна для каждого отдельного муниципального образования и определять различия в предельных значениях одного и того же расчетного показателя применительно к разным муниципальным образованиям (муниципальным районам, городским округам, поселениям).

Региональные НГП используются органами местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях, причем актуальными для использования являются только значения показателей, относящиеся к данному муниципальному образованию. Для применения региональных НГП как единого, всеобъемлющего документа в отношении отдельного муниципального образования необходимо одновременно использовать таблицы дифференциации муниципальных образований как справочный материал.

Для обеспечения удобства работы с материалами региональных НГП целесообразным представляется использование электронной базы данных о региональных НГП, обеспечивающей автоматическое формирование отдельных документов (томов), содержащих значения расчетных показателей для конкретных муниципальных образований.

Электронная база данных содержит:

– базу значений расчетных показателей;

– сведения о дифференциации муниципальных образований;

– сведения о влиянии значений критериев дифференциации на установление нормируемых показателей.

В программной оболочке электронной базы данных обеспечивается:

– возможность формирования тома расчетных показателей для выбранного муниципального образования;

– возможность внесения изменений в электронную базу данных при возникновении необходимости корректировки значений критериев дифференциации или величин расчетных показателей;

– возможность интеграции базы данных нормативов в региональную геоинформационную систему субъекта РФ, функционирующую или вводимую в действие.

Благодаря формированию электронной базы данных региональные НГП становятся динамическим инструментом, гибко реагирующим на изменения условий среды и запросы субъектов градостроительных отношений.

Таким образом, описанная электронная база данных региональных НГП является средством автоматического формирования проектов местных НГП для каждого из муниципальных образований в данном субъекте РФ, а также инструментом, позволяющим автоматизированным способом проверять на соответствие нормативам градостроительного проектирования как современное состояние территории, так и генеральный план.

Архив журнала «Управление развитием территории», № 2/2015 г. 

Задачи подготовки НГП в области пространственной организации административно-территориальных образований городского типа

Автор статьи: Митягин Сергей Дмитриевич, заслуженный архитектор Российской Федерации, доктор архитектуры, профессор, ак. МАНЭБ, советник РААСН, главный архитектор ПАО «ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ».



Градостроительный кодекс Российской Федерации ставит перед градостроительной деятельностью задачу обеспечения материально-пространственных условий устойчивого развития административно-территориальных образований. Решению этой задачи через систему документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий должны способствовать региональные и местные нормативы градостроительного проектирования (далее – НГП). В отличие от свода правил («СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89») и отраслевых технических норм безопасности как объектов капитального строительства, так и их пространственного размещения НГП должны устанавливать требования к величинам и функционально сбалансированной организации урбанизированных территорий, параметрам и характеристикам систем социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Эти требования дополняют установленные в Правилах землепользования и застройки муниципальных образований виды разрешенного использования земельных участков и планировочные ограничения возможностей градостроительного преобразования данных участков.


            Поскольку урбанизированные территории в Российской Федерации представлены городами федерального значения, городскими округами и поселениями, которые отличаются своими размерами и численностью населения, то это значит также, что они будут отличаться и степенью сложности организации своих планировочных структур.


            В первую группу крупнейших и сложно организованных административно-территориальных образований следует отнести города федерального значения и городские округа с численностью населения, достигающей и превышающей один миллион человек. Для этих административно-территориальных образований нормативы градостроительного проектирования представляются как в виде региональных нормативов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, так и в виде местных нормативов муниципальных образований – городских округов, как правило, крупнейших административно-политических центров страны. Несмотря на эту классификацию нормативов, их содержание в части правил организации и показателей пространственной организации урбанизированных территорий не может принципиально различаться прежде всего по структуре и степени сложности планировочных структур данных урбанизированных территорий. Конкретные нормы пространственной организации зависят от величины городского образования, численности населения, размеров, назначения, параметров застройки, видов, классификации и количества элементов планировочных структур данных урбанизированных территорий, которые по физическим параметрам хорошо сопоставимы между собой.


            Во вторую группу административно-территориальных образований, естественно, попадают городские округа и поселения с меньшей численностью населения и с меньшими размерами площадей урбанизированных территорий. Для них градостроительные нормативы пространственной организации должны характеризоваться более простыми комбинациями элементов планировочной структуры и меньшим типологическим набором полигональных и линейных объектов.


            Нормативы градостроительного проектирования урбанизированных территорий должны обеспечивать учет специфики территориальной организации городских образований при разработке, корректировке и реализации генеральных планов, правил землепользования и застройки, а также документации по планировке этих территорий.


            В области территориальной организации городских образований НГП должны обеспечить:


            а) полное деление урбанизированной территории на земельные участки допустимых видов разрешенного использования и разных физических величин;


            б) формирование на основе земельных участков иерархии элементов планировочной структуры территории, а именно – территориальных зон, кварталов и межмагистральных территорий, выделение участков линейных объектов инженерно-транспортной коммуникационной и гидрографической сетей, образование многофункциональных планировочных секторов для I группы урбанизированных территорий, а также планировочных направлений и функциональных зон для всех образований городского типа.


В связи с тем что для планировочных секторов и планировочных направлений не устанавливаются какие-либо виды основного функционального назначения, устойчивое функционирование и градостроительное развитие этих элементов планировочной структуры городских образований обеспечивается сочетанием любых допустимых по условиям сближенного размещения территорий функциональных зон с учетом компенсации недостающих функций в составе земельных участков соседних планировочных направлений.


            в) организацию функциональных зон и составляющих их межмагистральных территорий, кварталов и территориальных зон на основе преимущественного включения в составы перечисленных элементов планировочной структуры территории городских образований земельных участков соответствующего основного, условно разрешенного и дополнительных видов использования, сочетание которых обеспечивает условия устойчивого градостроительного развития в границах планировочных секторов (административных единиц) и (или) городского образования в целом.


            Границы планировочных секторов и планировочных направлений устанавливаются генеральными планами городских образований.


            Планировочные сектора и планировочные направления формируются улицами первого порядка (городскими магистралями непрерывного движения), которые проходят по границам основных элементов планировочной структуры. Планировочные сектора детерминируются природными границами гидрогеографической сети и орографии, а также транзитными федеральными и региональными трассами рельсового и внешнего автомобильного транспорта.


            Границы функциональных зон в пределах секторов и планировочных направлений также устанавливаются генеральными планами городских образований, но могут уточняться фрагментами генеральных планов указанных основных элементов планировочной структуры этих урбанизированных территорий для городских образований I группы.


            Функциональные зоны формируются коммуникациями второго порядка (городскими и районными магистралями регулируемого движения) и участками природных границ.


            Границы кварталов, межмагистральных территорий и территориальных зон размещения объектов капитального строительства, а также участков (полос отвода) линейных объектов устанавливаются в проектах планировки территории функциональных зон, отдельных линейных объектов и в проектах их градостроительного зонирования данных элементов планировочной структуры.


            Кварталы и межмагистральные территории формируются улицами и дорогами третьего порядка (внутрирайонными и жилыми улицами), а также полосами отвода линейных инженерных коммуникаций.


            Территориальные зоны формируются улицами четвертого порядка (жилыми улицами, местными проездами и иными элементами улично-дорожной сети в разных функциональных зонах) и иными линейными объектами.


            Границы земельных участков устанавливаются в проектах межевания территории кварталов и полос отвода размещения линейных объектов.


            В области организации транспортной системы городских образований НГП должны устанавливать требования ее формирования с учетом границ и во взаимодействии с основными элементами планировочной структуры с целью обеспечения транспортных коммуникаций соответствующего уровня, формирующих в совокупности пространственную систему связей внутри городских образований, и в увязке с внешними коммуникациями (рис. 1).


            В области организации общественного транспорта урбанизированных территорий НГП устанавливают:


            – для нерельсового транспорта (автобусы, троллейбусы) – использование улиц и городских магистралей первого, второго, частично третьего порядка;


            – для рельсового наземного не скоростного транспорта (трамвай) – использование улиц второго порядка;


            – для рельсового наземного скоростного внеуличного транспорта (скоростной трамвай, пригородный электропоезд) – использование специальных полос отвода, технических зон улиц первого порядка;


            – для внеуличного рельсового подземного и надземного скоростного транспорта (метрополитен, монорельс, пригородная железная дорога) – возможность выбора трассировки по градостроительным условиям;


            – для водного транспорта (речной трамвай, водное такси) – использование элементов природной или искусственной гидрографической сети.


            В области организации системы социального и коммунально-бытового обслуживания населения в территориальных зонах жилого назначения, совместного жилого и общественно-делового или исключительно общественно-делового назначения НГП определяют ряд уровней обслуживания, соответствующих величине городского образования, иерархии элементов планировочной структуры и условиям доступности объектов, исходя из сочетания суммарных затрат времени на транспортировку населения в пределах ареалов обслуживания этих объектов:


– повседневный – территориальная зона, квартал – (пешеходная) – 10 минут;


– периодический – функциональная зона, квартал – (пешеходно-транспортная) – 15 минут;


– эпизодический – планировочное направление, округ – (транспортно-пешеходная) – 30 минут;


– избирательный – планировочный сектор – (транспортная, включая скоростные виды) – 50 минут.


При размещении любого объекта капитального строительства, определяющего потребности в разных видах и уровнях социального, коммунально-бытового, инженерного и транспортного обслуживания, устанавливаются ареалы доступности согласно видам и уровням обслуживания, в пределах которых должны быть выполнены расчетные нормативы организации системы обслуживания с дифференциацией по видам и уровням.


            В проектах НГП обоих групп урбанизированных территорий должны быть раскрыты возможности их применения в решении следующих вопросов:


            1. Возможность обеспечения сбалансированной структуры функционального зонирования урбанизированных территорий как условие устойчивого социально-экономического развития городских образований.


2. Возможность применения положений и показателей НГП при разработке и корректуре генеральных планов городских образований в части пространственного распределения объектов инженерной, социальной, культурной, транспортной, рекреационной и природоохранной инфраструктуры.


3. Возможность расчетного определения мощностных (емкостных) параметров и условий доступности инфраструктурных объектов в зависимости от вида, назначения, характера и плотности застройки.


4. Возможность назначения (выбор) параметрических характеристик объектов (сетей, систем) инженерной, социальной, культурной, транспортной, рекреационной и природоохранной инфраструктуры, а также выделения территорий максимальной доступности зон обслуживания этих объектов.


Рассматривая градостроительную деятельность как средство проектного обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития любого административно-территориального образования как регионального, так и муниципального уровней, НГП должны в первую очередь обеспечивать оптимальную функционально-планировочную организацию соответствующего образования. При этом наиболее концентрированная урбанизация территорий городов федерального значения, городских округов и поселений в составе агломераций требует постановки особой методологической задачи обеспечения условий устойчивого социально-экономического и, следовательно, градостроительного развития этих образований. Эта задача решается путем оптимальной функциональной организации территории, т.е. сбалансированным соотношением основных видов использования земельных ресурсов и основных фондов, составляющих совокупный имущественный комплекс и определяющих как доходные, так и расходные статьи бюджетов данных урбанистических образований.


Основание для таких предварительных расчетов следует искать в бюджетном законодательстве, которое определяет в частности те виды налоговых и прочих поступлений в региональные и местные бюджеты, которые позволяют не только поддерживать необходимый уровень бюджетной насыщенности, но также и создавать условия для инвестиционного развития урбанизированных территорий.


Действующая законодательная база Российской Федерации устанавливает основные источники формирования региональных и муниципальных бюджетов. Наибольшее значение в составе этих источников имеет налог на доходы и имущество физических и юридических лиц, затем, по мере убывания – транспортный налог, налог на прибыль предприятий и организаций, прочие доходы и другие поступления.


Пространственная дислокация источников бюджетных доходов практически приурочена к местам размещения основных фондов юридических лиц, т.е. к производственным, общественно-деловым и транспортно-логистическим зонам.


Расходные же статьи бюджетов связаны прежде всего с исполнением социальных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления и локализуется, как правило, в зонах жилого, рекреационного и средозащитного назначения путем осуществления комплексного благоустройства среды и развития инженерно-транспортной инфраструктуры, расширения сетей социально-культурного, образовательного и оздоровительного характера.


Несмотря на то что существующая пространственная неравномерность распределения бюджетных затрат и источников поступления в бюджеты урбанизированных территорий не позволяет составить детальную адресную схему балансировки доходных и расходных статей бюджетов этих территорий, тем не менее, манипулируя распределением территориальных ресурсов между жилыми, производственными, общественно-деловыми, рекреационными зонами и участками транспортно-логистической инфраструктуры, можно найти экономически сбалансированное соотношение в структуре видов функциональных зон. Это позволит в идеале сформировать и поддерживать бездефицитные бюджеты городов федерального значения, городских округов и поселений, а также установить главные социальные и экономические нормативы планировочной организации новой и реконструкции существующей материально-пространственной среды этих урбанизированных территорий (рис. 2).


Понятно, что такое примерное распределение урбанизированных территорий по функциональным зонам отражает не только местные природно-климатические особенности, но и современное состояние социальной, налоговой, бюджетной, ценовой, транспортной и производственной политик в экономике городских образований, в т.ч. строительстве и на транспорте, в области природопользования и охраны окружающей среды.


Это означает, что любые изменения в параметрах функциональной организации урбанизированных территорий неизбежно окажут соответствующее влияние на возможности достижения условий устойчивого и сбалансированного развития городских образований как в собственных границах, так и в границах, образуемых на их основе агломераций и групповых систем. Существующая зависимость функционально-планировочной организации урбанизированных территорий от стратегий социально-экономического развития данных городских образований очевидна точно также, как и очевидна обратная зависимость влияния функционально-планировочной организации территории на социальную ситуацию, региональную и местную экономику, а инерция устойчивости градостроительной структуры создает предпосылки сохранения социально-экономических отношений в обществе, по крайней мере, на расчетный срок реализации положений генеральных планов городских образований.


Эта взаимозависимость не только определяет высокую социальную ответственность региональных и местных нормативов градостроительного проектирования урбанизированных территорий, но и открывает методологическую базу подготовки данных руководящих документов регионального и муниципального уровней.


Нормативы функционально-пространственной организации урбанизированных территорий определяют возможности социально эффективного размещения объектов и формирования сетей социального, инженерного, транспортного и рекреационного обслуживания населения городских образований.


Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает два показателя для нормативов градостроительного проектирования: обеспеченность и доступность объектов социального обслуживания, предельные параметры которых не должны нарушать федеральные значения, установленные распоряжением Правительства РФ № 1683 от 19.10.99 в ред. 2009 г., либо показатели, определенные региональными или местными нормативными актами.


В категории «обеспеченность» – это минимально допустимые значения.


В категории «доступность» – это максимально допустимые значения.


Нормативы, которые должны быть установлены правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитывать региональные и местные особенности сложившихся и прогнозируемых градостроительных ситуаций на любых территориях страны, предлагается определять в каждой из областей нормирования объектов социальной сферы, исходя из достигнутой и прогнозируемой на расчетный период численности населения в границах различных административно-территориальных образований.


1. Нормативы роста обеспеченности социальными услугами рассчитываются как разность между общефедеральными значениями, установленными на расчетный срок, и достигнутыми базовыми уровнями с учетом выбытия фондов по периодам до расчетного срока:



 


ni = ni2 – ni1 — ni3
, где:


ni
– прогнозный норматив роста обеспеченности данного административно-территориального образования i-тым видом услуги;


ni1
– реально достигнутый показатель обеспеченности в данном административно-территориальном образовании данным видом услуги;


ni2
– норма обеспеченности i-тым видом услуги, установленная на расчетный период;


ni3 – прогнозируемый уровень выбытия фондов на расчетный период.


В сопоставлении с установленными социально и экономически эффективными мощностями (емкостными характеристиками) нормируемых объектов социальной сферы региональные и местные нормативы дают возможность определить количество объектов конкретного вида и емкостных характеристик, которые можно включить в соответствующие адресные программы строительства по периодам достижения расчетного срока и определить необходимые объемы финансирования:


ki = ni / mi, где:


ki – количество объектов данного вида и характеристик;


ni
– прогнозный норматив роста обеспеченности данного административно-территориального образования i-тым видом услуги;


mi
– мощностные (емкостные) параметры объекта данного вида и выбранных характеристик.


2. Нормативы доступности социальных услуг рассчитываются исходя из показателя изменения плотности населения на территории данного административно-территориального образования:


Ti = ti * P1 / (P2 — P1), где:


Ti
– норматив доступности социальной услуги i-того вида, установленный на расчетный период для данной территории правовым актом соответствующего уровня;


ti
– норматив доступности данной социальной услуги i-того вида, установленный федеральным правовым актом;


P1– достигнутый на базовый период показатель плотности населения данного административно-территориального образования;


P2
– значение показателя плотности населения на данной территории, ожидаемое на расчетный срок.


Рассмотренные методологические подходы к подготовке нормативов градостроительного проектирования позволяют, с одной стороны, обеспечить их структурное и содержательное единство, с другой стороны, объективно учесть природно-климатические и социально-экономические особенности градостроительного развития городских административно-территориальных образований.



   



Архив журнала «Управление развитием территории», выпуск № 1/2016 г. 

Next Gen OPIR Polar (NGP)

Этот веб-сайт лучше всего просматривать в таких браузерах, как: Edge, Firefox, Chrome или Safari. Мы рекомендуем вам использовать один из этих браузеров для получения наилучших результатов.

Перейти к содержимому

Next Gen OPIR Polar (NGP)

Когда задача настолько критична, как предупреждение о ракетном нападении и противоракетная оборона, опыт и решения, основанные на данных, необходимы для надежного выполнения задачи.

Полярно-орбитальные спутники Northrop Grumman нового поколения с постоянным инфракрасным излучением (OPIR), известные как NextGen Polar (NGP) — ключевой элемент системы предупреждения о стратегических ракетах для обороны нашей страны. NGP будет охватывать северный полярный регион — кратчайший путь для полета ракеты к Соединенным Штатам и самый сложный регион для наблюдения из космоса.

Наши спутники NGP работают на высокоэллиптических орбитах и ​​переведут миссию предупреждения о ракетном нападении на более эффективную ступень следующего поколения: их модернизированные датчики обеспечат отличный охват всего северного полушария и оснащены новыми функциями устойчивости, позволяющими оставаться в бою в сложных условиях. сценарии.

Усовершенствованная система связи NGP позволяет нам передавать широкополосные данные OPIR на землю. Это гарантирует, что мы сможем найти иголку в стоге сена, извлекая из шума инфракрасные тепловые сигнатуры. NGP предназначен для того, чтобы идти в ногу с развитием угрозы. Мы можем использовать новые улучшенные данные OPIR для точной настройки наших алгоритмов с течением времени и повышения производительности на орбите.

Техническое описание: система Polar OPIR

нового поколения с постоянным ИК-подсветкой позволяет отслеживать гиперзвуковые и маневренные угрозы

Два из пяти спутников предупреждения о ракетном нападении OPIR будут полярно ориентированы, чтобы обнаруживать угрозы баллистических ракет со стороны противника. Все пять устройств предназначены не только для обнаружения пусков, но и для отслеживания маневров ракет (Прорыв обороны)

Подробнее

Компания Northrop Grumman использует цифровую трансформацию для быстрого предоставления возможностей.
  • Системный инжиниринг на основе моделей
  • Расширенное моделирование и симуляция
  • Обновленные инструменты для наших процессов управления бизнесом, производством и цепочками поставок
  • Комплексные решения, которые позволяют нам предоставлять предсказуемые возможности по доступной цене

Видео:

Постоянная инфракрасная полярная антенна следующего поколения (NGP)

Два спутника NGP, работающие на высокоэллиптических орбитах, будут включать инфракрасные датчики для обнаружения и отслеживания баллистических и гиперзвуковых ракет; усовершенствованная система связи, которая будет передавать данные миссии на землю, позволяя лицам, принимающим решения, идентифицировать инфракрасные тепловые сигнатуры приближающихся угроз; и функции отказоустойчивости, которые снижают уязвимость к встречным космическим атакам и кибератакам.

Northrop Grumman разрабатывает программу раннего обнаружения противоракетной обороны

Подробнее

Northrop Grumman совершенствует конструкцию полярных спутников нового поколения с постоянным инфракрасным излучением

Цифровые технологии поддерживают разработку спутников для предупреждения о ракетном нападении на полярной орбите ускоренными темпами

Узнать больше

Следующее поколение Polar незаменимо в высококонкурентном пространстве

Узнать больше

Контакты для СМИ

Карри Карун
520-416-7256

Компоненты NGP | Геологическая служба США

Компоненты NGP

Национальная геопространственная программа (NGP) обеспечивает основу цифровых геопространственных данных, представляющих топографию, природный ландшафт и искусственную среду Соединенных Штатов. Клиенты могут использовать геопространственные продукты и услуги NGP в процессе принятия решений и оперативной деятельности. Доступ к данным NGP и производным продуктам и услугам можно получить через Национальные службы загрузки и визуализации картографических данных (TNM Viewer). Эти продукты и услуги разрабатываются в сотрудничестве с партнерами и организациями, деятельность которых совпадает с деятельностью NGP. Кроме того, NGP работает над повышением эффективности национального геопространственного сообщества за счет улучшения обмена информацией о геопространственных данных, продуктах, услугах, проектах, потребностях, стандартах и ​​передовом опыте. и вот некоторые из компонентов NGP.

Национальная карта

Являясь одним из краеугольных камней Национальной геопространственной программы Геологической службы США (USGS), Национальная карта представляет собой совместную работу Геологической службы США и других федеральных, государственных и местных партнеров по улучшению и доставить топографическую информацию для нации. Он имеет множество применений, начиная от отдыха и заканчивая научным анализом и реагированием на чрезвычайные ситуации. Национальная карта  легко доступна для отображения в Интернете, в виде продуктов и услуг, а также в виде загружаемых данных. Географическая информация доступна с Национальная карта  включает в себя ортофотоснимки (аэрофотоснимки), высоту, географические названия, гидрографию, границы, транспорт, сооружения и растительный покров. Другие типы географической информации могут быть добавлены в программу просмотра или внесены с данными в Географическую информационную систему для создания определенных типов карт или представлений карт. Национальная карта  является значительным вкладом в Национальную инфраструктуру пространственных данных (NSDI) и в настоящее время трансформируется, чтобы лучше служить геопространственному сообществу, предоставляя высококачественные интегрированные геопространственные данные и улучшенные продукты и услуги, включая цифровые топографические карты нового поколения. Чтобы узнать больше о The National Map, прилагается вступительное видео.

Программа 3D Elevation Program (3DEP)

Программа 3D Elevation управляется Национальной геопространственной программой Геологической службы США (USGS) для удовлетворения растущих потребностей в высококачественных топографических данных и в широком спектре других трехмерных данных. (3D) представления природных и искусственных особенностей нации. Целью 3DEP является завершение сбора общенационального лидара (IfSAR в AK), чтобы обеспечить первую в истории национальную базовую линию согласованных данных о высоте с высоким разрешением — как голой земли, так и трехмерных облаков точек.

Национальная гидрография

Геологическая служба США управляет геопространственными данными о поверхностных водах и гидрологических единицах для страны в Национальном наборе гидрографических данных (NHD), наборе данных о границах водоразделов (WBD) и NHDPlus High Resolution (NHDPlus HR). NHD представляет реки, ручьи, каналы, озера, пруды, ледники и другие гидрологические объекты страны. ВБД представляет водосборные площади страны в виде восьми вложенных уровней гидрологических единиц. USGS в настоящее время разрабатывает NHDPlus High Resolution (NHDPlus HR), масштабируемую национальную гидрографическую структуру, которая включает сеть водотоков NHD, гидрологические единицы WBD, водосборные площади на основе высот для каждого сегмента водотока, известные как «водосборы», направление потока и накопление потока. растровые файлы и дополнительные атрибуты с добавленной стоимостью (VAA) для сетевой навигации и анализа. Данные гидрографии являются неотъемлемой частью множества критически важных видов деятельности, осуществляемых государственными учреждениями, некоммерческими организациями, академическими кругами и частными компаниями, включая моделирование и прогнозирование наводнений, мониторинг качества воды, сохранение, управление природными ресурсами, развитие инфраструктуры и возможности для отдыха.

Взаимодействие с пользователями

Партнерская сеть National Map развивает и поддерживает долгосрочные отношения с партнерами и разрабатывает соглашения для The National Map и других инициатив, поддерживающих науку Геологической службы США. Партнерские отношения являются основой Национальная карта , поскольку они используют финансирование организаций как способ обеспечить значительную экономию средств, уменьшить избыточность в сборе геопространственных данных и управлении ими, а также обеспечить доступность общих базовых данных для широкого круга пользователей и приложений. .

Совет по географическим названиям

Информационная система географических названий (GNIS) является федеральным и национальным стандартом географической номенклатуры. Геологическая служба США разработала GNIS при поддержке Совета США по географическим названиям в качестве официального хранилища данных о национальных географических названиях, официального средства использования географических названий всеми департаментами федерального правительства и источника для применения географических названий к федеральным электронная и печатная продукция.

Национальный картографический корпус

Национальный картографический корпус (TNMCorps) – это краудсорсинговый картографический онлайн-проект, в котором добровольцы успешно редактируют данные о структурах во всех 50 штатах, Пуэрто-Рико и Виргинских островах США. Структуры включают школы, больницы, почтовые отделения, полицейские участки, кладбища и другие важные общественные здания. Обновляя и проверяя данные о сооружениях, волонтеры вносят значительный вклад в набор данных USGS National Structures Dataset, Национальную карту и, в конечном итоге, в Топографические карты США! Любой, кто хочет внести свой вклад, может стать волонтером. Зарегистрироваться и начать работу легко!

Национальная программа просмотра карт

Национальная карта обеспечивает легкий доступ к топографической информации. Географическая информация, доступная на Национальной карте, включает ортофотоснимки (аэрофотоснимки), высоту, географические названия, гидрографию, границы, транспорт, сооружения и растительный покров. Другие типы географической информации могут быть добавлены в программу просмотра или перенесены с данными Национальной карты в Географическую информационную систему для создания определенных типов карт или представлений карт.

Национальный центр технических операций с геопространственными данными (NGTOC)

Национальный центр технических операций с геопространственными данными (NGTOC) Геологической службы США обеспечивает лидерство и техническую экспертизу мирового класса в области сбора и управления надежными геопространственными данными, услугами и картографическими продуктами. для нации. NGTOC поддерживает Национальную карту как часть Национальной геопространственной программы.

CEGIS

Центр передового опыта в области геопространственной информации Геологической службы США (CEGIS) был создан в 2006 г. и с тех пор проводит исследования в основном в поддержку Национальная карта . В презентациях и публикациях исследователей CEGIS документированы исследовательские достижения, в том числе достижения в разработке электронных топографических карт, обобщении, интеграции данных, картографических проекциях, моделировании подъема уровня моря, геопространственной семантике, онтологии, проектировании, ориентированном на пользователя, добровольной географической информации и параллельных и грид-вычисления для геопространственных данных из The National Map .

Национальные цифровые маршруты

Наша страна является домом для обширной сети рекреационных троп, по которым путешествуют миллионы граждан. Маршруты управляются многочисленными организациями и юрисдикциями и не образуют целостной связанной сети. Общие цели проекта «Национальные цифровые маршруты» состоят в том, чтобы предоставить данные и инструменты, которые позволят управляющим земельными ресурсами визуализировать возможности для повышения связности в этой сети.

Картографирование Аляски

Инициатива по составлению карт Аляски — это программа Геологической службы США (USGS), направленная на поддержку и улучшение карт и цифровых картографических данных для Аляски, приведение топографических карт Аляски и данных цифровых карт в соответствие с граничащими Соединенными Штатами. Цель Инициативы по составлению карт Аляски (AMI) состоит в том, чтобы получить и улучшить базовые слои цифровых карт, такие как высота, поверхностные воды и границы, которые будут использоваться для создания новых топографических карт США для Аляски. Эта многолетняя картографическая инициатива улучшит данные Национальной карты Аляски, чтобы принести пользу высокоприоритетным приложениям в области безопасности, планирования, исследований и управления ресурсами.