Содержание

Не работает датчик включения вентилятора ВАЗ 2107, диагностика, схема включения и замена

Система охлаждения устроена таким образом, чтобы вентилятор запускался только после нагревания двигателя до установленной температуры. Неработающий датчик включения вентилятора может привести к серьёзным проблемам с двигателем.

Не путайте этот датчик с датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) который показывает температуру двигателя на панели приборов и устанавливается справой стороны двигателя.

Вовремя заметить его поломку можно только пожалуй только летом, да и то в городе или при медленной езде так как встречного потока воздуха вполне достаточно для нормальной работы системы охлаждения. Вентилятор системы охлаждения, на автомобилях ВАЗ 2107, запускается с характерным шумом, поэтому момент его запуска хорошо слышен.

Где располагается и температура включения

1
Где располагается и температура включения

2
Проверка электровентилятора и его цепей

3
Диагностика

4
Замена датчика

Расположен датчик включения вентилятора у инжекторных моделей, на выходном алюминиевом патрубке головки блока цилиндров (артикул — 23. 3828, применяется в ВАЗ-2107i-2112, 21213, 2123, ALFA ROMEO, DAEWOO, FIAT, LANCIA, OPEL), на карбюраторных моделях (ТМ 108-02 92/87 С) он установлен на радиаторе охлаждения двигателя.

Для  «классики» температура срабатывания вентилятора равна 92 градусам и отключения — 87 С0, поэтому установка подходящего по размерам, но с другим номером не рекомендуется.

На карбюраторных моделях датчик расположен на радиаторе

Проверка электровентилятора и его цепей

Для того чтобы проверить работу вентилятора и цепей питания на инжекторной «семерке» нужно отключить разъем с датчика, ЭБУ даст команду на включение вентилятора. Если этого не произошло, то нужно проверять не сам датчик, а исправность предохранителя F7, электродвигателя, реле вентилятора и цепей питания. Ниже приведена схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 инжектор.

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор)

Принцип действия такого устройства отличается от ТМ 108 и основан на изменении сопротивления.

Датчик нагреваясь уменьшает сопротивление, ЭБУ контролирует это изменение и при достижении заданного параметра (около 195 Ом) включает реле вентилятора.

На карбюраторной модели  все сделано несколько проще, если предохранитель и реле исправны, то для того, чтобы электродвигатель заработал, достаточно снять фишки с датчика и замкнуть их между собой.

Принцип работы датчика включения вентилятора устанавливаемого на радиаторе такой, в холодном состоянии биметаллическая пластина размыкает контакты, а при достижении температуры в 92 градуса (в идеале) замыкает и реле срабатывает. На практике достаточно часто можно купить датчики с некоторым разбросом значений. Проверить новый можно нагревая в воде, контролируя температуру и включение.

Диагностика

Проверить датчик включения вентилятора можно замером сопротивления при различных температурных условиях. Для этого используют тестер (мультиметр) в режиме омметра и измеряется сопротивление запчасти. Оно должно снижаться пропорционально нагреву ОЖ, как уже было сказано, чем выше нагрев, тем ниже сопротивление.

Проверку сопротивлений можно проводить не снимая его с машины, для этого достаточно снять фишку и проводить измерения на контактах детали и прогревать двигатель контролируя его нагрев по прибору на панели. Таблицу с ориентировочными значениями зависимости сопротивления от температуры смотрите ниже.

Перед установкой нового контролера, можно проверить изменение сопротивления в емкости с нагретой водой.

Проверить электродвигатель можно подав напряжение от аккумулятора, голубой провод — «+», голубой с черным или просто черный это «-«.

Случается, что запуск вентилятора происходит при нестандартно больших температурных значениях, это говорит о его неисправности.

Если при проверке выясняется, что электродвигатель, предохранитель, датчик все исправно, в этом случае нужно проверить исправность реле. Бывает что просто выгорают контакты. На фото ниже

Реле вентилятора на ВАЗ 2107 инжектор находится на дополнительном блоке под «бардачком» (см. фото) оно крайнее слева номер 23-3787.

Реле вентилятора ваз 2107 (инжектор)

Если Вам нечем заменить данное реле, то можно починить его. Контакт крепиться на пластине и чтобы восстановить его работоспособность достаточно поджать контакт. Для этого:

  1. разбираем реле;
  2. отгибаем верхний упор пластины;
  3. приподнимаем пластину с контактом для удобного доступа;
  4. поджимаем контакт;
  5. собираем обратно.

Следует заметить, что со временем поломка повторяется, проверено.

Замена датчика

Замена датчика на инжекторной модели проще чем на карбюраторной, так как нет необходимости сливать охлаждающую жидкость. Достаточно подложить какую-нибудь тряпку для впитывания вылившейся ОЖ. Ключом на 19 откручивается деталь, вынимается и быстро устанавливается новая. При установке рационально заранее нанести на резьбу герметик.

Для проведения процедуры замены на карбюраторной машине, необходимо сперва слить тосол (антифриз) и только потом ключом на 30 открутить датчик, и установить новый.

При покупке датчиков и контролеров температуры старайтесь выбирать фирменные детали.

Датчик включения вентилятора на ВАЗ 2107: установка своими руками

Главная » Тюнинг

На автомобиле ВАЗ 2107, как на представителе ВАЗовской «классики» достаточно громкий вентилятор охлаждения. Миг его подключения никак прозевать нельзя. Усиливается вибрация кузова, из – под капота доносится гул, в том случае, если время включения совпало с повышенной нагрузкой на электросеть (мигание поворотников при включенном ближнем свете, обогреве заднего стекла) – тогда стрелка нагрузки на сеть питания начинает сползать в красную зону.

И даже, (при плохой регулировке карбюратора) может начать подгорать лампочка аварийного давления масла.
Схема охлаждения ВАЗ 2107 такова, что вентилятор при нормальных условиях включается не сразу, а только по достижении определенной температуры в системе. Для определения этого «удобного температурного момента» существует датчик, или контроллер включения\выключения вентилятора.

Местонахождение контроллера на радиаторе не случайно: ведь вначале нагревается «малый круг» тосола, затем схема охлаждения предусматривает прохождение жидкости через радиатор, работа которого заключается в интенсивном теплообмене. И только когда температура повышается выше, чем  92 С°, срабатывает датчик включения вентилятора.

Содержание

  1. О принудительном включении вентилятора
  2. Как проверить исправен ли новый контроллер
  3.  Как снять\поставить новый датчик

О принудительном включении вентилятора

Схема охлаждения не предусматривает, чтобы работа вентилятора была постоянной. Но в некоторых случаях можно осуществить принцип «принудительного подключения вентилятора».

Это делается в том случае, если датчик вышел из строя, а замена в пути невозможна. Проверить это можно следующим образом:  контроллер температуры двигателя показал  уже на циферблате вертикальное положение стрелки, она настойчиво «лезет» в красную зону, а вентилятор молчит, включение его не происходит.   Если это так, то возможны, скорее всего, две причины:

  • Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более благоприятная, чем описанная ниже. Во – первых, схема охлаждения полноценная, и радиатор работает исправно. Значит, большая часть тепла отводится. Есть два выхода из этой ситуации, предлагается следующая схема действия:
  1. Если впереди прямая дорога, и автомобиль будет двигаться без остановок, то можно следить за шкалой температуры. В случае пробок, светофоров можно – включать печку на полную мощность на двойной скорости обдува.
  2. Можно решиться на установку принудительного включения вентилятора. Для этого вытаскиваются два контакта из контроллера, и накоротко соединяются между собой. Внимание! Перед этим нужно вначале снять «минус, массу» с аккумулятора. После того, как накоротко соединены провода, минусовая клемма вновь накидывается, и «карлсон» начинает работать постоянно, независимо от температуры двигателя и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор, поэтому после остановки нужно открывать капот и скидывать минусовую клемму.

Это очень раздражает владельцев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, поэтому можно разъединить провода вентилятора, правда, затем их нужно вновь соединить и заизолировать. Также нужно найти им в моторном отсеке такое место, чтобы они не попали под работающие лопасти крыльчатки, ведь схема расположения всех проводов в моторном отсеке предполагается в жгутах. Конечно, неудобно ездить так долгое время, потому что постоянно открывать – закрывать капот для подключения – выключения надоест. Кроме того, постоянный шум, вибрация и повышенный износ подшипников оси вентилятора тоже никому не понравятся. Принудительное  включение – это экстренный способ.

Датчик, включающий вентилятор  — такая капризная штука, которая стоит копейки, а самостоятельная замена в пути проблематична, так как нужно сливать тосол.

  • Вторая причина более опасная: вышел из строя термостат, и схема охлаждения двигателя стала неполной – не включился радиатор. Естественно, когда радиатор пустой, то датчик не реагирует, и вентилятор на ВАЗ 2107 не включается. Опасность ее в том, что теплообмен в разы хуже, так как не работает теплообменник огромной суммарной поверхности – радиатор. Единственное спасение – включение печки на полную мощность, и периодические остановки ВАЗ 2107, не допускающие перевода стрелки в красную зону.

Как проверить исправен ли новый контроллер

 Нужно взять точно градуированный термометр, способный работать при температуре кипения воды;

  • Поместить часть контроллера, обращенную внутрь радиатора в воду;
  • К контактам подсоединить щупы тестера и отрегулировать их на исчезновение сопротивления;
  • При нагреве воды сопротивление исчезает в диапазоне температур от 87 до 92 градусов по Цельсию. Все, датчик исправен, замена и включение пройдет успешно.

 Как снять\поставить новый датчик

После покупки и проверки контроллера нужно сделать следующее:

  • Скинуть клемму «минус» с аккумулятора;
  • Снимаем крышку распределительного бачка охлаждения и пробку с радиатора;
  • Подставляем емкость, отворачиваем краник на радиаторе и сливаем тосол;
  • Сняв провода с датчика, ключом на 30 выворачиваем датчик за большую латунную гайку;
  • Далее датчик снимается. Будьте внимательны, не уроните медное уплотнительное колечко на датчике.

После этого производится замена датчика на новый. При установке не забудьте перед тем, как завернуть датчик, промазать слоем высокотемпературного герметика соприкасающиеся места датчика и радиатора. Делать это нужно насухую. Такая схема действий позволяет избежать утечки тосола.

  • Теперь нужно завернуть пробку на радиаторе, залить собранный тосол, и, набросив минусовую клемму на АКБ, проверить работу датчика и вентилятора. Не забудьте продавить воздушные пробки в магистралях охлаждения ВАЗ 2107.

56 133 views Система охлаждения двигателя

Похожие материалы

Горит индикатор форсунки ВАЗ 2107. Почему горит Check Engine? Неисправности и решения


Здравствуйте уважаемые автолюбители! Наверное, многие из вас, управляя своим автомобилем, сильно испортили себе настроение: то загоралась лампочка Check Engine, то гасла, то и вовсе горела (без видимой причины) «вечным огнём».

Что не так? Ответ на вопрос — почему горит лампочка форсунки, сразу не смогут дать даже многие автогуру. Попробуем разобраться в структурном принципе разлома.

Электронный блок управления (ЭБУ) вашего автомобиля управляет двигателем с помощью системы датчиков. Если лампочка загорается, это означает, что один или несколько параметров датчика вышли из строя, на что ЭБУ реагирует соответствующим образом.

Рассмотрим функции, возложенные на датчики форсунок. Зная, за что отвечают датчики, несколько проще судить о поведении своего автомобиля и делать выводы: либо устранить проблему самостоятельно, либо обратиться в автосервис.

Горит лампочка форсунки: что говорят датчики

Датчик коленвала — определяет скорость его вращения, положение, а, следовательно, и расположение поршней в цилиндре. Датчик работает на основе электромагнитной индукции.

Если форсунка включена из-за срабатывания датчика коленвала, последствия при игнорировании могут быть следующими: двигатель будет работать нестабильно на холостом ходу, а при отказе датчика двигатель может заглохнуть и вообще не запуститься .

Лампочка форсунки горит по причине, отвечающей за контроль регулирования газораспределения в каждом цилиндре двигателя. В этом случае ЭБУ переключается с фазового впрыска на резервный — так называемый парно-параллельный режим.

Принцип работы датчика основан на эффекте Холла, датчик расположен на передней части агрегата со стороны впускного коллектора. Типичными признаками неисправности являются увеличение расхода топлива и неуверенный запуск двигателя.

Если значок форсунки горит по показаниям датчика дроссельной заслонки, то характерным фактором неисправности является специфический звук детонации двигателя. Звук становится наиболее заметным, когда обороты падают при разгоне. Как следствие: увеличивается расход топлива и снижается мощность, так как двигатель должен постоянно работать на малых углах опережения зажигания.

Индикатор форсунки горит по показаниям датчика воздуха, отвечающего за оценку наполнения цилиндров воздухом. Характерными признаками неисправности, как правило, является увеличение оборотов холостого хода (1500-3000 об/мин). Также при отпускании педали газа скорость снижается медленно или вообще не снижается без дополнительной перегазовки. Кроме того, наблюдаются характерные рывки при разгоне автомобиля.

Если лампочка форсунки загорается по показаниям датчика абсолютного давления, реагирующего на его изменение во впускном тракте, то характеризующим фактором является работа двигателя на слишком бедной или богатой горючей смеси. В результате будет «неправильный» выхлоп, пропуски зажигания на холостом ходу, а также будут проблемы при выключении двигателя.

Индикатор форсунки горит по показаниям датчика температуры, назначение которого — оценка теплового состояния двигателя. В этом случае ECU выберет режим ожидания, который включает в себя включение вентилятора охлаждения и работу на высоких оборотах холостого хода. При выходе из строя датчика возникают трудности с запуском двигателя и увеличение расхода топлива.

Датчик скорости — предназначен для оценки скорости движения. При неправильной его работе наблюдается нестабильная работа мотора, а при резком падении нагрузки мотор глохнет. Также ухудшилась динамика, а бортовой компьютер и электронный спидометр дают ложные показания.

Кислородный датчик — измеряет количество кислорода в выхлопных газах. Характерными факторами при его неисправности являются появление периодических колебаний в режиме холостого хода и повышенный расход топлива.

Помимо всего вышеперечисленного причинами могут быть механические повреждения цепи (обрыв, короткое замыкание), обрыв или проскальзывание газораспределительного механизма, попадание влаги, перегрев и т.д.

Если форсунка включена, то к на вопрос «почему?», ответ, скорее всего, даст код ошибки, который установит причину за считанные секунды. Естественно, для этого нам понадобится мотор-тестер или специализированная программа компьютерной диагностики.

У многих автомобилистов во время движения то портит настроение то горящая, то мигающая лампочка. Инжектор Проверьте двигатель. И, кажется, для этого нет никакой очевидной причины. Даже опытные мастера автосервиса не смогут дать однозначный ответ на этот вопрос. Попробуем более подробно разобраться в самой структуре упомянутой причины.

Принцип работы следующий: электронный блок Блок управления (ЭБУ) автомобиля управляет его двигателем через датчики в системе Powertrain. Когда загорается лампочка форсунки, это означает, что один или несколько датчиков дают знать об изменении параметров в критическую сторону. Теперь давайте рассмотрим некоторые функции, возложенные на датчики, которые помогут вам определить характер нарушений.

Датчик коленчатого вала

Датчик коленчатого вала возложен на контроль частоты вращения последнего и положения поршней в цилиндре. Работа датчика основана на электромагнитной индукции. Последствиями игнорирования могут быть: работа двигателя на холостом ходу, остановка двигателя, невозможность запуска.

Датчик фаз

Датчик фаз отвечает за контроль газораспределения по каждому цилиндру. Принцип его работы основан на так называемом эффекте Холла. При обнаружении нарушения газораспределения ЭБУ переключается с фазного впрыска на резервный (т.н. парно-параллельный), сообщая об этом владельцу. Симптомами неисправности являются высокий расход топлива и неуверенный запуск двигателя.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик отвечает за весь процесс работы двигателя в режиме разгона, движения с постоянной скоростью и торможения. На датчик возложен контроль нескольких режимов двигателя, поэтому он крайне чувствителен к воздействию электромагнитных полей и требует постоянной профилактики, которую можно проводить самостоятельно.

Датчик обычно располагается сбоку двигателя и состоит из двух датчиков, которые связаны между собой ЭБУ с педалью газа водителя. Если датчик отрегулирован нормально, а Check Engine загорается по его причине, то таким образом он сигнализирует владельцу о неисправностях двигателя. Косвенными причинами могут быть: снижение мощности, увеличение расхода топлива, на автомобиле с АППК — характерные «дергания» при переключении передач, неуверенный запуск двигателя, «провалы» при разгоне, повышенные обороты холостого хода двигателя. Игнорирование ее чревато серьезной поломкой двигателя, поэтому следует немедленно обратиться в автосервис.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик воздуха отвечает за наполнение цилиндров воздухом, тем самым отвечая за оптимальную топливно-воздушную смесь. Симптомами возгорания Check Engine, по его словам, является дисбаланс воздуха в цилиндрах. Как правило, увеличиваются обороты холостого хода (1500-3000 об/мин), а при отпускании педали скорость снижается медленно или вообще не снижается без дополнительной подгазовки. В результате наблюдается снижение мощности от перенасыщения, или наоборот, плохое насыщение воздухом, характерные «дергания» при разгоне.

Датчики давления

Датчик давления реагирует на давление во впускном тракте. Выявленные им изменения сигнализируют о работе двигателя на бедной или богатой рабочей смеси топлива. В результате в первую очередь будет наблюдаться «неправильный» выхлоп, на холостых — пропуски зажигания, а также будут перебои в остановке двигателя.

Датчик температуры

Датчик температуры оценивает температурный режим двигателя. В случае перегрева ЭБУ выбирает режим ожидания, включая вентилятор охлаждения радиатора и переводя двигатель в режим высоких холостых оборотов. При выходе из строя датчика последствиями, помимо произвольного включения вентилятора охлаждения, могут быть затрудненный запуск двигателя и повышенный расход топлива.

Датчик скорости

Датчик оценивает режимы работы торможения и холостого хода двигателя. Датчик расположен на раздаточной коробке и получает данные от датчика дроссельной заслонки через ЭБУ, чтобы считать эти два режима. При неисправном датчике будет наблюдаться нестабильная работа двигателя. Так, при резком падении тяги двигатель может заглохнуть, а также может наблюдаться ухудшенная динамика, а спидометр и маршрутный компьютер будут давать неточные показания.

Датчик детонации

При наличии в автомобиле датчика детонации он отвечает за гашение сильной вибрации двигателя за счет дозированной подачи топлива, тем самым обеспечивая его экономию (около 9%).

Помимо вышеперечисленных, причинами могут быть: обрыв или короткое замыкание, механическое повреждение проводки, проскальзывание или поломка газораспределительного механизма, внешний перегрев, повышенные индукционные поля, влажность и т.п.

Если вы не уверены в своих силах, ни в коем случае не приступайте к поиску неисправности, прибегайте к помощи профессионалов, тем более что сегодня компьютерная диагностика стоит недорого, а по считыванию кода ошибки позволяет точно определить неисправный узел двигателя.

Никакая экономия на ремонте не поможет, если есть риск серьезных проблем.

ВАЗы, как и подавляющее большинство современных автомобилей, имеют массу различных датчиков, следящих за работой двигателя. Как и другие двигатели, силовой агрегат последних моделей ВАЗ имеет ЭБУ (электронный блок управления), который в случае неисправности или неисправности ДВС может выдать надпись, которую очень боятся многие автолюбители. Как вы понимаете, речь идет о проверь двигатель , это ошибка, что означает — «проверь двигатель», дословно.

Не стоит впадать в отчаяние из-за этой ошибки, ведь зачастую она может свидетельствовать о несерьезных проблемах, таких как плохое топливо или необходимость замены свечей зажигания. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда Check Engine может означать «смерть» двигателя, поэтому к этой ошибке нельзя относиться легкомысленно, и при первой же возможности необходимо проверить все узлы, которые могут быть причастны к появлению этой ошибки. .

Первые датчики Check Engine » появились в 80-х годах, они были изобретены для контроля работы карбюратора, поэтому если загоралась лампочка Check Engine, это могло означать только одно — карбюратор неисправен. Со временем, на эту «лампочку» навешивались другие неисправности, которые уже были связаны с неисправностями двигателя, а также различных его систем.Поэтому с появлением новых «обязанностей» интерпретировать появление Check Engine стало довольно сложно. Индикатор Check загорается после того, как ЭБУ обнаруживает неисправности в двигателе. Об этом ему сообщают различные датчики, исходя из этого можно сделать первый вывод — Check Engine может загореться даже в случае неисправности самих датчиков.

Внешний вид считается нормальным проверьте двигатель после того как вы повернули ключ в зажигании, после запуска двигателя надпись должна исчезнуть, если этого не произошло, читайте о причинах почему может появляться эта ошибка. При запуске двигателя ЭБУ проверяет все системы и если проблем нет, лампочка Check гаснет, но если ЭБУ находит поломку, лампочка не гаснет, пока вы не устраните проблему или не допустите ошибку.

Причины появления Check Engine на ВАЗ

  1. Первая причина, довольно популярная «в наших краях» — плохой бензин. Часто чек загорается именно из-за плохого топлива. Лечится сливом «бодяги» и заправкой нормальным бензином, если бензина жалко, можно просто подождать пока он кончится и заправиться в другом месте нормальным качественным топливом.
  2. Свечи. Поврежденные или неисправные свечи зажигания могут вызвать всплывающее окно Check Engine. Например, если зазор на свече неправильный или треснул изолятор. Решение состоит в том, чтобы проверить или .
  3. Низкий уровень топлива, крышка бензобака неплотно закрыта. И в первом, и во втором случае будет проблема с давлением в топливной системе, после чего ЭБУ сообщит о проблеме именно в виде появления соответствующей надписи.
  4. Проблемы с катушкой зажигания. Отсутствие искры приведет к пропускам зажигания в цилиндрах, а лямбда-зонд сообщит об ошибке блоку управления. Решение — и.
  5. Проблемы с самим лямбда-зондом (датчик кислорода). В этой ситуации ремонт невозможен, как правило, выход один – . Можно, правда, попробовать, но не факт, что это к чему-то приведет.
  6. Неисправности катализатора. Чаще всего такая поломка возникает на автомобилях с приличным пробегом. Катализатор умирает в результате проблем с маслом, когда двигатель берет масло. Поедание масла не проходит бесследно, остатки масла не сгорают до конца и оседают на ячейках катализатора. Также проблемы с катализатором могут возникнуть из-за некачественного топлива или из-за механического повреждения катализатора. Эта проблема решается только одним способом – полной заменой.
  7. Проблема с форсункой. Форсунки могут быть просто забиты, проблема решается . Если это не поможет, форсунки придется заменить.
  8. Нарушения в работе топливной системы, «прыгает» топливный насос, забит фильтр грубой очистки топлива или топливный фильтр. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, необходимо измерить давление в топливной рампе и проверить топливный насос.
  9. Бывает, что Check Engine загорается из-за проблем с ВВ проводами. При подозрении на их неисправность необходимо проверить ВВ-провода, в случае неисправности заменить их.
  10. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) часто становится причиной того, что » Check Engine ». Для того чтобы выяснить, не в датчике ли проблема, необходимо. Если выяснится, что датчик неисправен, замените его.

Можно ли ехать, когда горит индикатор Check Engine?

Если вы видите, что Чек горит, первое, что нужно сделать, это остановиться и прислушаться, присмотреться к работе двигателя. Если все в норме, обороты не плавают, шумов нет, уровень жидкостей (топлива, масла, охлаждающей жидкости) в норме, можно продолжать движение, но по приезду обязательно посетить СТО для выяснения причины проверить двигатель. Если проблема устранена, то надпись Receipt должна исчезнуть в ближайшее время, это может произойти как через час, так и через день-два. Если этого не произошло, значит, проблема не решена и поиск неисправности необходимо возобновить.

Если вы не можете самостоятельно найти причину возникновения данной ошибки, обратитесь на СТО, где специалисты, используя специальное оборудование, без труда определят причину ошибки и помогут ее устранить.

Лопасти вентилятора не вращаются. Что делать, если вентиляторы включаются и останавливаются при включении компьютера? Проверка предохранителя и реле включения вентилятора

Вентилятор на видеокарте не крутится — устройство принудительного охлаждения видеокарт комплектуется одним или двумя вентиляторами. Именно они призваны отводить тепловую энергию от радиатора, установленного на GPU. Через некоторое время работы оборудования производительность отвода тепла может заметно снизиться. Причиной этого могут быть вентиляторы, выработавшие определенный ресурс использования и начавшие работать со сбоями.

В этой публикации мы расскажем, какие причины могут служить для возникновения некорректной работы вентиляторов, установленных на GPU. А возможно и их полный провал.

Перестали вращаться вентиляторы на видеокарте

Не всегда можно вовремя заметить, что перестали вращаться один или два вентилятора, установленных на графическом адаптере. Сложность визуального осмотра оборудования вызвана тем, что система охлаждения установлена ​​в закрытом корпусе. Определить, что не все в порядке, при данных обстоятельствах вообще можно только при перегреве карты. Об этом сразу говорят такие факторы, как подергивание картинки на мониторе, частые перегрузки компьютера, артефакты и прочее.

Сняв крышку системного корпуса, оказывается, что при включении компа установлен на ГП. Такая проблема может возникнуть при первом тестовом запуске установленного модуля. Рассмотрим подробно основные факторы такой неисправности охлаждающего устройства.

Почему перестали вращаться вентиляторы?

Сегодня большинство современных графических процессоров оснащены устройством автоматического согласования скорости вращения вентиляторов. Другими словами, они начинают работать только при нагреве чипсета до определенной температуры. Прежде чем делать окончательный вывод о поломках, следует проанализировать, как ведет себя система охлаждения при подключенной нагрузке. Если один или несколько вентиляторов не запускаются при повышении температуры выше 60°С, то, скорее всего, причина в самих вентиляторах или в электротракте.

1. При не крутится вентилятор на видеокарте возможны неисправности механического характера, как правило они связаны с высыханием смазки в подшипниках. Это явление может создать ситуацию, при которой вентилятор начинает работать только при появлении максимальной нагрузки. То есть при подаче на него пикового напряжения питания. Но может вообще не запуститься. На время проблему можно решить, если капнуть в подшипник немного машинного масла.

В первую очередь снимите кулер с видеокарты; для этого нужно открутить винты крепления сзади.

Теперь необходимо отсоединить модуль с вентиляторами от радиатора карты.

С обратной стороны снимаем самоклеющийся шильдик, закрывающий подшипник.

Некоторые типы вентиляторов выполнены с возможностью добавления смазки в подшипник, а там подшипник наглухо закрыт пластиком. В первом варианте под шильдиком находится резиновая заглушка, которую необходимо снять для доступа к подшипнику. Во втором варианте нужно сделать отверстие в пластике самостоятельно.

В нашей ситуации заглушки нет, то в этом случае необходимо чем-то проделать отверстие в центре пластиковой заглушки.

Для обеспечения стабильной и надежной работы вентиляторов необходимо произвести следующие манипуляции. Сначала удаляем старую смазку с подшипников, затем их следует промыть чистым бензином. Также возможен смыв шприцем, после чего нужно дать им высохнуть.

Смазка должна распределяться по подшипнику движениями вверх и вниз. Все это нужно делать без фанатизма, достаточно трех-четырех капель из шприца. После того, как вы завершили процедуру смазки подшипников вентилятора, можно приступать к их обратной сборке. Если вы не добились положительного результата в устранении проблемы, то износ трущихся частей вентилятора находится в критическом состоянии. В этом случае нужно менять либо подшипники, либо покупать новые вентиляторы.

2. Выход из строя любых электронных элементов, составляющих цепь устройства, может привести к полной остановке вентилятора. Выполнять ремонтные работы с такими комплектующими очень невыгодно, проще будет приобрести новый кулер. Однако при отсутствии других вариантов решения проблемы можно попробовать восстановить работоспособность электронной части самостоятельно. Это при условии, что вы в этом разбираетесь и имеете определенные навыки. Кроме того, должно быть соответствующее оборудование и электронные компоненты, необходимые для ремонта.

При ремонте вентиляторов в устройстве принудительного охлаждения графического процессора важно помнить следующее: Это лишь временное решение проблемы. Такой кулер прошел самостоятельный ремонт, желательно при удобном случае и наличии денег, лучше заменить на новый. Замену можно произвести как самостоятельно, так и с помощью сервисного центра.

Эксплуатационные проблемы в системе принудительного охлаждения графического адаптера могут создать вам большие проблемы. При критическом нагреве видеокарты легко может отвалиться графический чипсет. В связи с этим постоянно следите за температурной составляющей на видеокарте и систематически следите за работой вентиляторов. Первым признаком неисправности охлаждающего устройства является усиление характерного шума в корпусе системы. Именно по этому шуму можно предположить наличие проблем в системе охлаждения, вызванных отсутствием должной смазки в подшипниках вентилятора или полным их износом.

В автомобиле много важных узлов, и от того, насколько хорошо они работают, зависит качество автомобиля в целом. Одним из них является система охлаждения. Часто на некоторых моделях бывает, что постоянно работает вентилятор охлаждения. Это не очень хороший знак. Недостаточное охлаждение двигателя может привести к перегреву мотора – а это, в свою очередь, может вылиться в крупную сумму денег для владельца. капитальный ремонт . Но если знать причины такой работы в системе охлаждения, можно быстро выявить, где скрывается неисправность, и устранить ее. Для того, чтобы найти поломку, не нужно специальных знаний и умений. С этим справится даже новичок. Причин, по которым постоянно работает вентилятор охлаждения, не так много.

Принцип работы вентилятора в системе охлаждения

Одна из причин, по которой вентилятор может работать постоянно или часто включаться, заложена в принципе работы системы. Вентилятор запускается по команде специального датчика. Он расположен в нижней части радиатора. Этот датчик отвечает за показания температуры охлаждающей жидкости. Если больше, чем нужно, то запустится вентилятор радиатора.

При вращении лопастей создается дополнительный поток воздуха. Это помогает уменьшить, которые затем будут проходить через каналы в двигателе. Вентилятор охлаждения постоянно работает только на двигателях, которые по какой-то причине перегреваются. Чтобы избежать серьезных проблем, вы должны немедленно реагировать на эту проблему.

Термостат

Двигатель может перегреваться из-за термостата. Часто бывает, что механизм этого элемента заклинивает. Вентилятор, в свою очередь, обязательно на это реагирует. Сам термостат остается открытым только наполовину.

В результате охлаждающая жидкость не может эффективно отводить тепло от двигателя, так как ее движение по системе замедляется. При перегреве силового агрегата и повышении температуры охлаждающей жидкости датчик реагирует на это событие и запускает вентилятор. Часто владельцы автомобилей Опель Астра сталкиваются с такой проблемой – постоянно работает вентилятор охлаждения. И проблема решается заменой термостата.

Как проверить термостат системы охлаждения

Проверить его довольно просто. Для этого необходимо запустить двигатель и прогреть его до таких температур, когда сработают клапана этого механизма. Узнать температурный порог можно прямо на корпусе устройства. Обычно это 72 или 80 градусов. Затем необходимо проверить температуру на нижнем и верхнем патрубках. Если у обоих примерно одинаковая температура, то причина, по которой постоянно работает вентилятор охлаждения, найдена. После демонтажа термостата рекомендуется тщательно осмотреть вентили термостата. Ремонтировать этот узел бесполезно (проще и дешевле купить новый). Кстати, если этот элемент демонтировать, то его можно проверить, не устанавливая в машину. Для этого термостат помещают в емкость с водой, которую затем нагревают. Все чаще клапан должен открываться. Если этого не происходит, устройство вышло из строя.

Охлаждающий насос

Иногда причина, по которой охлаждающий вентилятор продолжает работать и не выключается, связана с водяным насосом. Температура в радиаторе повышается из-за замедления скорости его движения. При попадании жидкости в радиатор охлаждения антифриз просто не успевает остыть до необходимых температур и переходит на следующий круг. Это еще больше нагревает жидкость.

Когда насос работает, вентилятор может сообщить о проблеме. Если насос окончательно сломается, то двигатель сразу закипит – обычно это начинается с серьезных проблем и дорогостоящего ремонта.

Неисправности насоса

Часто насос внезапно не перестает работать. Вначале помпа подает различные сигналы о поломках – например, постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения двигателя.

Основной причиной выхода насоса из строя считается подшипник — он заклинен или разрушен. О том, что помпа вышла из строя, можно понять по характерным звукам из-под капота. Они похожи на какие-то воющие или стучащие. Эти звуки слышны даже на холостом ходу. Начинающие автомобилисты часто игнорируют эти шумы. Стук помпы принимают за неисправность распредвала. Для устранения повреждения насос следует заменить. В зависимости от модели можно установить только переднюю часть насоса и заменить подшипник.

Засорение каналов охлаждения

Часто двигатель подвергается перегреву из-за засоров в системе охлаждения. Ситуация осложняется еще и тем, что диагностировать эту проблему бывает достаточно сложно. Поэтому, если вентилятор охлаждения работает постоянно или включается чаще обычного, не лишним будет промыть каналы СОД. В большинстве случаев этих действий более чем достаточно, чтобы все работало правильно. Также специалисты рекомендуют не ограничиваться только промывкой, но и дополнительно продуть радиатор.

Как чистить систему охлаждения

При очистке каналов системы охлаждения и радиатора также производится замена антифриза. Для промывки необходимо слить старый антифриз. Затем в систему заливается достаточно крепкий раствор на основе лимонной кислоты. Это эффективное народное средство, но есть и различные жидкости с добавками.

После этого заводится двигатель — так машина должна поработать 30 минут. Этого достаточно, чтобы тщательно прочистить все каналы. Затем можно заглушить двигатель, слить чистящую смесь и, наконец, долить свежий антифриз. Часто таким образом удается полностью решить проблемы в работе системы охлаждения, если причины заключаются в загрязнении.

Забитый радиатор

Опытные автовладельцы знают, что радиатор устанавливается в передней части автомобиля. При движении его сдувает ветром и воздухом с улицы. Также именно на радиатор приходится вся грязь и дорожная пыль. Элемент накапливает тополиный пух, птичьи перья и многое другое. Со временем весь этот мусор забивается внутрь пластин, тем самым снижая эффективность теплопередачи. Встречный антифриз плохо охлаждает. Он греется и вентилятор охлаждения работает постоянно.

Как промыть радиатор

Для исправления ситуации и защиты мотора от губительного перегрева рекомендуется произвести очистку элемента. На большинстве современных автомобилей сначала необходимо демонтировать деталь, но часто чистку можно произвести и без демонтажа.

Специалисты рекомендуют мыть обычной водой. Лучше всего, если она будет подаваться через шланг. Иногда имеет смысл почистить соты радиатора щеткой и только потом промыть. Эту процедуру часто совмещают с продувкой радиатора сжатым воздухом.

Воздушные карманы в системе охлаждения

Для опытных автовладельцев воздушные пробки вовсе не секрет. Они возникают из-за некоторых ошибок в процессе замены охлаждающей жидкости. Также причинами являются протечки в системе. Антифриз не может прогреваться равномерно. Это приводит к нестабильности работы вентилятора. Часто включается или вообще работает без перебоев — в радиатор попадает горячая охлаждающая жидкость. Прежде чем пытаться устранять эти самые пробки, нужно проверить систему на герметичность. Если они обнаружены, то их следует устранить. Далее нужно снять заглушки. Для этого нужен компрессор. От дросселя откручивается одна трубка, подающая жидкость. Затем к горловине расширительного бачка подключается компрессор и начинается подача воздуха. Двух-трех минут будет достаточно, чтобы все пробки разошлись.

Проблемы с датчиком температуры

Если на ВАЗ 2107 постоянно работает вентилятор охлаждения, то часто виноват датчик температуры радиатора как на карбюраторных, так и на инжекторных автомобилях. В большинстве случаев он просто находится в закрытом состоянии.

Если симптомы точно такие же, то проверяют время, на которое включается вентилятор, и сравнивают температуру при включении со штатной. Если показания ниже, то проблема легко решается заменой датчика.

Зимняя изоляция

Зимой многие автолюбители стараются — бытует мнение, что так двигатель быстрее прогреется и можно будет сэкономить топливо. Однако во время оттепелей температура воздуха повышается. Если установлен обогреватель, двигатель не сможет эффективно охлаждаться. Это может быть ответом на вопрос, почему он постоянно работает. Но это достаточно редкая причина.

Подвести итоги

Итак, среди самых популярных причин нестабильной работы вентилятора — проблемы с электроникой. Именно на это жалуется большинство автовладельцев на специализированных форумах. Многие решают эту неисправность заменой датчика и предохранителей. И это помогает. В половине случаев проблема решается заменой термостата. Также можно улучшить ситуацию, почистив радиатор.

Проблемы бывают на любом автомобиле, эта тема волнует владельцев автомобилей Форд Фокус. Вентилятор охлаждения также постоянно работает на роскошных автомобилях. Важно вовремя заметить эту проблему, иначе она может привести к плачевным последствиям. При сильном перегреве двигателю может помочь только капитальный ремонт с заменой ГБЦ, цилиндров, поршней и других узлов.

Давайте рассмотрим 4 основные причины, почему не работает компьютерный вентилятор. Решение проблемы может осуществляться как с заменой детали, так и без нее.

от 120 руб.

руб. Каждый из нас может столкнуться с такой проблемой, как отсутствие привычного жужжания при включении ПК. При этом система будет загружаться хорошо (по крайней мере, без сбоев), вроде бы все хорошо, но звука, к которому мы привыкли, нет.

Если вас не обошли стороной такие неприятности, значит у вас не работает вентилятор на компьютере и с этим обязательно нужно что-то делать!

Запрещено эксплуатировать устройство без кулера, так как без охлаждения можно столкнуться с серьезными неприятностями.

Большая часть электроники чувствительна к перегреву и если на ПК не работает задний вентилятор, последующий ремонт может обойтись дороже. Что делать в такой ситуации? Мы поговорим об этом сегодня.

Почему не работает кулер?

Причин, по которым вентилятор на компьютере может не работать, не так много. Этот элемент ПК является одним из самых простых, но в то же время и самым важным во всей системе, ведь именно он отвечает за охлаждение чувствительных частей электроники. Вот несколько самых распространенных проблем, которые, чаще всего, и являются ответом на вопрос: почему не работает кулер

Итак, мы выяснили основные причины, по которым может выйти из строя вентилятор. Далее поговорим о том, как устраняются такие неисправности.

Компьютерный вентилятор не работает: как решить проблему?

Если ваш вентилятор вышел из строя, вы никогда не должны пользоваться компьютером. Но что делать? В общем, заниматься самостоятельным ремонтом не рекомендуется, так как работающее устройство все равно может сломаться, что может привести к самым разным последствиям.

Специалисты компании «Эксперт» помогут вам решить любые проблемы с кулером, вне зависимости от модели вашего ПК.

Обычно есть два решения проблемы:

  • Вариант первый: без замены. Вентилятор может быть в исправном состоянии, но при этом может выделять смазку, что может значительно ухудшить качество его работы, вплоть до выхода из строя. В таких случаях вентилятор демонтируют, полностью разбирают, наносят новую смазку, снова собирают и подключают к пробной эксплуатации.
  • Вариант второй: замена детали. Ремонт вентиляторов обычно невозможен. И не желательно. Стоимость комплектующих копеечная, а работы может быть много. В рамках этих работ полностью демонтируется старый кулер, устанавливается новый (его можно купить самостоятельно, либо мастер привезет с собой), подключается и проверяется работоспособность замененной детали

Любой двигатель внутреннего сгорания требует надлежащего охлаждения. Без него мотор просто перегреется, в результате чего подвижные элементы моментально выйдут из строя. Двигатели современных автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения, предусматривающей постоянное, достигаемое за счет работы водяного насоса (помпы). Какая бы охлаждающая жидкость не использовалась в двигателе, ее длительный нагрев неизменно приведет к закипанию. Для предотвращения этого процесса в системе охлаждения используется радиатор. Представляет собой систему тонких трубок, оснащенных специальными лопастями, увеличивающими площадь кулера.

При движении автомобиля поток воздуха попадает на рабочую поверхность радиатора и проходит между ребрами, охлаждая металл. Таким образом, температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Однако радиатор не в состоянии самостоятельно справиться с перегревом, особенно если автомобиль стоит или движется с малой скоростью. Помогает ему в этом электровентилятор, который включается автоматически при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры.

При выходе из строя двигателю неминуемо грозит перегрев со всеми вытекающими последствиями. В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым не включается вентилятор охлаждения, а также о том, как выявить и устранить сопутствующие неисправности.

Что такое вентилятор радиатора

Для начала обозначим, что вся представленная информация в большей степени предназначена для владельцев ВАЗов, хотя может быть полезна и водителям иномарок.

Вентилятор охлаждения ВАЗ представляет собой обычный электродвигатель, питающийся от бортовой сети автомобиля напряжением 12 В. Его вал оснащен крыльчаткой, которая формирует мощный поток воздуха и направляет его на рабочую поверхность радиатора. Спереди к нему крепится вентилятор на специальной раме (ложе). Сзади его защищает решетка радиатора.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащены одним вентилятором. Но есть и исключения. Например, вентилятор охлаждения «НИВА» имеет два независимых электродвигателя с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Это нужно для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника быстрее остыл.

Как включается вентилятор

Включение устройства в разных моделях отличается. В автомобилях с карбюраторными двигателями он запускается после достижения охлаждающей жидкостью определенной температуры (105-107 0 С) и срабатывания датчика включения вентилятора (не путать с охлаждающей жидкостью), который подает сигнал на реле. Он также замыкает электрическую цепь, подавая питание на электродвигатель.

Схема вентилятора охлаждения автомобилей с инжектором немного отличается. Здесь всем управляет электронный блок. Информация с датчика включения сначала анализируется контроллером, и только потом передается на реле.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического уровня, но не работает вентилятор охлаждения радиатора, значит где-то есть проблема. Наша с вами задача найти его и устранить. Обозначим наиболее распространенные неисправности, из-за которых не работает вентилятор охлаждения. Их не так много.

  1. Двигатель вентилятора неисправен.
  2. Нарушена целостность проводки, питающей электродвигатель или соединяющей выключатель вентилятора.
  3. Плохой контакт в разъемах двигателя или датчика.
  4. вентилятор охлаждения.
  5. Неисправно реле включения вентилятора.
  6. Неисправен датчик.
  7. Нарушения в работе предохранительного клапана расширительного бачка.

Проверка электродвигателя

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электродвигатель). Это легко сделать. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора. Если запустится, то проблема не в нем. Нужно искать дальше. Параллельно можно также проверить контакты в разъеме двигателя. Иногда бывает, что проблема именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут привести к ухудшению контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Это может быть связано с:

  • изношенными щетками;
  • разрушение коллектора;
  • короткое замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки на новые, и двигатель вентилятора снова заработает как новый. В случае разрушения коллектора или короткого замыкания обмоток ремонт может и не помочь.

Проверка проводки

Еще одной распространенной неисправностью, при которой не включается вентилятор охлаждения, является нарушение целостности проводки. Это может быть обрыв провода или замыкание на массу. Проверить цепь можно с помощью обычного автомобильного тестера, включенного в режим детектора. В этом случае следует «прозвонить» не только провод от датчика к контроллеру, но и проводку, соединяющую контроллер с предохранителем, предохранитель с реле, реле с электродвигателем.

Проверка предохранителя и реле включения вентилятора

Если с проводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Во-первых, проверьте предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он находится под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем тем же автомобильным тестером. Если предохранитель в порядке, то вперед. Ищем реле для включения вентилятора. Он расположен под крышкой правой панели центральной консоли. Есть три реле. Руководство по эксплуатации автомобиля поможет вам определиться с тем, что вам нужно, так как у разных моделей разное расположение.

Но как проверить реле? Определить его работоспособность в «полевых» условиях практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить в нужный слот.

Проверка вентилятора по датчику

Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может быть неисправный датчик. Выход из строя этого элемента не так уж и редок. Точно определить, что сломался датчик, можно только в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем машину до достижения 100 0 С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, отсоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включается, проблема с датчиком.

К сожалению, в автомобилях с карбюраторными двигателями такая проверка невозможна. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно только заменив его на новый и прогрев двигатель до рабочей температуры.

Замените предохранительный клапан

Существует еще одна неисправность, которая может привести к неисправности системы. Если вентилятор охлаждения не работает даже после подтверждения работоспособности всех перечисленных элементов цепи, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.

Роль этого клапана заключается в поддержании рабочего давления в системе выше атмосферного. Это необходимо для того, чтобы вода, входящая в состав теплоносителя, не закипела при нагреве до 100 0 С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе сравняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув температуры кипения воды.

Датчик включения, как уже было сказано, может включаться только при 105-107 0 С. Таким образом, наша охлаждающая жидкость будет кипеть, но вентилятор работать не будет.

Как проверить Дома нельзя. Проще купить новый клапан, тем более что он стоит копейки.

Напоследок ознакомьтесь с полезными советами, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением вентилятора охлаждения, то хотя бы немного исправить ситуацию.

  1. Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обратите внимание на показания температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, а также прислушайтесь, не включается ли вентилятор.
  2. Следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Замените его вовремя.
  3. Не реже одного раза в год промывайте пробку расширительного бачка под проточной водой. Это решение продлит срок службы предохранительного клапана.
  4. При малейших неполадках в системе охлаждения прекратить движение и принять меры по устранению неисправности.
  5. Если вентилятор охлаждения не работает из-за выхода из строя датчика, предохранителя или реле, и эта неисправность застала вас в дороге, отсоедините датчик (для форсунки) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Так вы сможете добраться до ближайшей станции техобслуживания без риска перегрева двигателя.

Всем привет! В этой статье я расскажу вам, что делать, если ваш вентилятор вдруг перестал работать. Не спешите его выбрасывать и бежать в магазин за новым. Возможно, старику еще рано на пенсию и его можно реанимировать! Как продлить жизнь вентилятору?! Читайте статью дальше!

Вчера во дворе было жаркое.

Мы с женой подумали, что нашему продавцу будет очень неудобно без вентилятора. Пришло время надеть его. Принес. Включаем, а он не включается.

То не включается и все! Ты хоть в розетку включи, хоть на кнопки нажми, песни ему пой, уговори его — ни в какую! Пропеллер не крутится. Мы даже привезли второй вентилятор, чтобы забрать домой первый и попробовать его там починить. Но потом, мы решили исправить это прямо в магазине! Заодно напишите об этом статью!

Почему не включается вентилятор?!

И вот, внимание, один маленький секрет… Если крыльчатка вентилятора не крутится, это вовсе не означает, что вентилятор приказал долго жить и с ним нужно расстаться. Нифига!

Дело в том, что, как оказалось, почти у всех таких вентиляторов есть одна большая проблема. Самый распространенный.

Мотор, отвечающий за вращение пропеллера, время от времени подсыхает. Да-да, ему не хватает смазки, из-за чего он не справляется со своей задачей — провернуть металлический штифт. Поэтому мотору нужна помощь, и как его следует смазать машинным (или любым техническим) маслом!

Для этого нужно разобрать вентилятор.

Какие инструменты необходимы для разборки вентилятора

Чтобы разобрать ваш старый друг, смеситель воздуха, вам потребуются следующие инструменты:

1. Крестообразная отвертка (возьмите к ней несколько крестовых насадок)

2. Нож (чтобы поддеть один маленький белая вилка).

Как разобрать вентилятор: пошаговая инструкция

1. Сначала снимите обод, открутив первый винт (верхний). Некоторые типы вентиляторов могут не иметь его. Это могут быть просто защелки.

2. Затем снимите лопасть вентилятора (отвертка для этого не нужна).

3.