На каком топливе летают самолеты: расход топлива самолета | Топливо

02.09.2022

Содержание


Гражданские самолеты летают на специальном авиационном топливе. Его расход — одна из самых важных технических характеристик летательного аппарата. Чем ниже расход, тем меньше финансовые затраты и эффективнее эксплуатация.


Свою роль играет и способ заправки конкретной модели самолета.

Требования к горючему


Неправильный выбор топлива приводит к преждевременному износу машины и повышению риска авиакатастрофы. Под разные модели самолетов подбираются разные марки горючего. Базовые требования к топливу одинаковые для всех видов:

  • соответствие требованиям двигателя самолета;
  • отсутствие в составе ПАВ или снижающих качество нефтепродукта веществ;  
  • термоокислительная стабильность должна соответствовать нормам;
  • наличие присадок в пределах допустимого;  
  • октановое число в диапазоне от 91 до 115;
  • для полетов над территорией с крайне холодным климатом используется горючее с температурой плавления кристаллов ниже 600 °C.

Виды авиатоплива


То, на каком топливе летают самолеты в России, зависит от характеристик машин. Выделяют два вида топлива для рынка: авиакеросин, который также называют реактивным топливом, и авиационный бензин.

Авиакеросин


Реактивные самолеты летают на топливе, которое по сути является специальным керосином. В России для пассажирских лайнеров, которые передвигаются с дозвуковой скоростью, используют марки керосина Т-1, ТС-1 или Т-2.


Сверхзвуковые военные самолеты летают на тяжелом топливе марок Т-6 и Т-8В. Су-27, Ту-22 летают на специальной марке горючего РТ.

Авиационный бензин


Это топливо, на котором летают гражданские самолеты. Его используют для высоконагруженных поршневых ДВС. Ранее широко применялись марки Б-91/115 и Б-95/130. Но позже от них было решено отказаться в пользу АИ-95. На нем летает вся современная легкомоторная авиация.

Специальные присадки


Как и присадки для бензина и дизеля, для авиа горючего существуют свои присадки, которые улучшают характеристики нефтепродукта. Они исключают негативное влияние внешних условий, стабилизируют работу двигателя и повышают срок службы машины.


Виды присадок

  • антистатическая;
  • противоводокристаллизационная;
  • антиокислительная;
  • противоизносная.


Не все модели могут использовать топливо с присадками. Все зависит от конкретной модели и типа двигателя.  

Расход топлива


На расход горючего влияет множество внешних факторов:

  • крейсерская скорость;
  • использование дополнительного оборудования;
  • вес машины без груза;
  • коммерческая нагрузка;
  • условия полета;
  • погода;
  • тип мотора;
  • конструкционные особенности.


Расход топлива бывает удельный и часовой. Под первым понимают количество использованного горючего за единицу времени или пройденного расстояния относительно мощности мотора. Это наиболее популярный способ подсчета.


Для грузовых и пассажирских бортов используется часовой расход — количество использованного топлива за час полета.  


Расчет производится перед отправкой в рейс, чтобы заполнить баки. Для разных моделей расчеты будут индивидуальными.

Расход топлива у разных моделей


Расход у разных моделей отличается. Как правило, эта информация есть в свободных источниках. Узнать, сколько тратит горючего военный борт, сложнее.


Современные самолеты гражданской авиации, разработанные в последние десятилетия, пользуются авиационным керосином. Он подходит для дальних рейсов. А присадки улучшают его рабочие характеристики. Ниже приводим данные по расходу у популярных гражданских моделей.











Модель


Расход топлива, кг/ч


Ил-96-400М


7977


Ту-214


3700


Boeing 737-900


2650


Boeing 777-300ER


7800


Boeing 787-10


5700


Airbus A320-200


2500


Airbus A380


13000


SSJ100


1700


 Что касается военных машин, то у них расход узнать сложнее, так как эта информация или засекречена, или не соответствует действительности. Ниже приводим данные из открытых источников.











Модель


Расход топлива, кг/кгс-ч


B-1


0,562


B-2


2,13


F-35


2,0


Ил-76


0,599


Су-25


1,28


Су-35


1,78


МиГ-29


0,77


Ту-160


1,23

Способы заправки


Чаще всего заправка в аэропорту осуществляется сразу после посадки. Второй менее популярный вариант — дозаправка в воздухе.  


Заправлять машину во время полета — непростая процедура, требующая большого мастерства и опыта от пилотов. Используют ее, когда нужна срочная дозаправка, а возможности посадить самолет нет. Для заправки оба летательных средства сокращают расстояние до 20 метров и соединяются друг с другом.


Истребитель заправляется в воздухе за шесть минут, крупногабаритный борт — до сорока пяти минут.


В аэропорту заправка проводится в штатном режиме. Топливо доставляют в автоцистернах, по железной дороге или по трубе напрямую от НПЗ. К самолету горючее доставляет специальный топливный заправщик. Заправка машины среднего размера занимает около сорока минут.

Как и чем заправляют самолеты – технологии безопасности

Контроль качества авиационного топлива ключевое понятие в обеспечении безопасности полетов. Перед тем как попасть в крыло самолета, авиатопливо проходит длинный путь и многоэтапную систему контроля. Вместе с Александрой Груниной, сотрудником лаборатории горюче-смазочных материалов «Газпромнефть-Аэро» в международном аэропорту Кольцово (Екатеринбург), мы посчитали, сколько степеней защиты топлива обеспечивает современный ТЗК, и узнали, как достигается высокий уровень чистоты топлива.

Популярные марки

«Наша лаборатория сертифицирована для проведения контроля качества авиационного топлива и ПВК-жидкостей. Авиационное топливо бывает разных марок, как и автомобильный бензин. В основном для гражданских самолетов с реактивными двигателями в России применяется топливо марки ТС-1, а за рубежом — Jet Fuel A и Jet Fuel A-1. Для улучшения характеристик авиатоплива и обеспечения безопасности его применения еще на нефтеперерабатывающем заводе в топливо добавляют различные присадки. А уже в аэропорту, на ТЗК, мы вводим в состав авиакеросина противоводокристаллизационную (ПВК) жидкость. На большой высоте, где температура за бортом самолета опускается ниже –60°С, находящаяся в топливе вода (в малых дозах она есть в любом авиакеросине) может кристаллизоваться. Частички льда способны забить фильтры и вывести двигатели из строя. Противоводокристаллизационная жидкость позволяет решить эту проблему», — рассказывает Александра. 

В структуре «Газпромнефть-Аэро» сегодня 28 собственных лабораторий, обеспечивающих контроль качества топлива на всех производственных комплексах в России и Киргизии. Для обеспечения безопасности полетов лаборатории компании ежегодно выполняют свыше 10 тысяч анализов авиатоплива.

Лаборатория в Кольцово является одной из четырех базовых для компании. Это означает, что здесь регулярно проходят стажировки работники лабораторий из других филиалов — ее современное оснащение позволяет проводить более широкий спектр испытаний, а сотрудники обладают высоким уровнем компетенций, в том числе и для организации стажировок. Все лаборанты проходят профильную подготовку каждые два года. При этом сама Александра должна стажироваться в другой базовой лаборатории, например, в Москве или Воронеже.

Все предприятия «Газпромнефть-Аэро» работают в соответствии с Технической политикой, в которой гармонизированы требования российских и международных стандартов в области авиатопливообеспечения. Предприятия компании регулярно проходят аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и имеют самый высокий статус уровня безопасности топливных операций — Green, в том числе и авиатопливный комплекс в аэропорту Кольцово.

В период пандемии «Газпромнефть-Аэро» втрое увеличила объем заправок самолетов с медицинскими грузами. Компания обеспечивает непрерывные поставки авиатоплива для ключевых авиатранспортных хабов на транссибирских маршрутах — Толмачево (Новосибирск) и Емельяново (Красноярск). Эти международные аэропорты стали главными для остановок на дозаправку авиакомпаний, которые перевозят из Азии в Европу и Россию грузы медицинского назначения для борьбы с COVID-19. В Екатеринбурге авиатопливный оператор выполняет заправку рейсов китайского грузоперевозчика Sichuan Airlines.

Многоуровневый контроль

Авиационный керосин проходит минимум четыре этапа контроля качества на пути от завода до крыла самолета. Первый — входной контроль — организуется при приеме топлива на склад горюче-смазочных материалов. Специалисты должны убедиться, что качество топлива в процессе его транспортировки не ухудшилось. Топливо оценивают по цвету, прозрачности, наличию воды и примесей, замеряют его плотность, проверяют соответствие паспорта поставщика. После этого принимается решение о приеме топлива в резервуары ТЗК, где оно отстаивается перед следующим лабораторным контролем.

«После наполнения резервуара топливу необходимо отстояться. Расчет времени производится исходя из условия: не менее 4 часов на 1 метр взлива (для авиакеросина) и 2 часов на 1 метр взлива (для авиабензина). Далее, после комиссионного отбора пробы, я провожу лабораторные анализы и оформляю паспорт качества. По отраслевым требованиям для формирования паспорта качества необходимо выполнить анализ топлива не менее чем по 11 показателям». 

Перед тем как выдать авиакеросин из резервуара в топливозаправщик, его еще раз проверяют на наличие воды и механических примесей с помощью специального приспособления для определения загрязненности топлива (ПОЗ-Т), напоминающего шприц. Пробу пропускают через цветной индикатор контроля топлива и оценивают результат: по белой стороне индикатора определяют наличие в топливе механических примесей, по желтой — количество воды.

Аэродромный контроль качества топлива в топливозаправщике проводят визуально и с помощью ПОЗ-Т, до наполнения и после наполнения цистерны, дав топливу предварительно отстояться не менее 15 минут.

При повышении влажности воздуха и суточных перепадах температуры проверка усиливается — чистота авиационного топлива проверяется не менее трех раз в сутки. Допустимый уровень чистоты топлива: содержание механических примесей — не более 2 граммов на тонну, содержание воды — не более 30 граммов на тонну топлива. Еще одну проверку качества топлива — складской контроль — на ТЗК проводят в тех случаях, когда топливо хранится в резервуарах более полугода. Но такая необходимость возникает редко, так как топливо для полетов расходуется гораздо быстрее.

Цифровые решения

«Мы работаем на одном из самых современных авиатопливных комплексов «Газпромнефть-Аэро». Лаборатория оснащена автоматизированным оборудованием, которое позволяет проводить быстрый и точный контроль качества топлива. Но технологии постоянно совершенствуются, в том числе внедряются новые цифровые продукты. Так, все данные о результатах анализов мы вносим в единую лабораторную информационную систему (ЛИС). К ней подключены уже все лаборатории ГСМ «Газпромнефть-Аэро». Как работает эта система? Получив результаты анализов по каждому из показателей пробы топлива, мы вносим их в систему. Ее аналитические алгоритмы сразу же сравнивают показатели с нормами ГОСТ, Технического регламента Таможенного союза и автоматически формируют паспорт качества. В случае отклонения от нормы система оперативно проинформирует нас о несоответствиях и не позволит сформировать паспорт. Мы существенно сократили время на обработку анализов и уже частично отказались от бумажного документооборота, но самое главное — система дает дополнительные гарантии в качестве и точности получаемых результатов», — с воодушевлением рассказывает Александра.   

Также с помощью ЛИС можно автоматически отследить сроки хранения растворов, контролировать поверку и аттестацию оборудования и стажировки персонала лабораторий, выполнять внутрилабораторный и межлабораторный контроль.

Невидимая защита

С этого года специалисты «Газпромнефть-Аэро» проводят тестирование топлива по новому показателю чистоты топлива — микробиологическое загрязнение топлива. Система экспресс-тестов позволяет определять наличие микроорганизмов, негативно влияющих на работу топливной системы и двигателей воздушных судов, и повысить безопасность полетов. Методы исследований полностью соответствуют отечественным и международным требованиям IATA и уже внедрены на всех 48 топливозаправочных комплексах «Газпромнефть-Аэро»; для российских авиатопливных операторов это первый опыт масштабного внедрения технологии. Александра вместе с коллегами также осваивала новые тесты. 

«Мы используем современные экспресс-тесты Microb Monitor-2 и Easicult, рекомендованные международной организацией Joint Inspection Group (JIG). Пробы отбираются из резервуаров хранения, дренажных резервуаров (прокачек) и проходят регулярное тестирование. Контроль микробиологического загрязнения также производится в цистернах аэродромных топливозаправщиков и цистернах, используемых для слива авиатоплива из топливной системы воздушного судна. Если в ходе тестирования мы обнаружим возникновение биологического загрязнения, то будем оперативно реагировать, включая полный вывод оборудования из эксплуатации и его очистку». 

Путь в профессию

Александра Грунина — молодой специалист в компании «Газпромнефть-Аэро», ей всего 24 года. Девушка родилась и выросла в Ульяновской области, там же получила высшее образование — в Ульяновском институте гражданской авиации, на базовой кафедре компании по авиатопливообеспечению.

«Моя старшая сестра работает бортпроводником в авиакомпании и тоже училась в этом вузе. Я с детства восхищалась ею: как серьезно она учится, как ей идет форма. У меня не было сомнений: я точно знала, что хочу связать свою профессию с авиацией. Мне всегда нравилась химия, и я выбрала авиатопливообеспечение — достаточно новую специальность для нашего института, но очень актуальную, — рассказывает Александра. — Учиться было очень интересно, кафедра у нас очень хорошая, много выездных занятий. Во время обучения студентов со средним баллом выше четырех по распределению приглашают на преддипломную практику в «Газпромнефть-Аэро». Мы с подругой проходили ее в Челябинске, и я смогла определиться и с выбором компании, в которой хотела бы работать».

В рамках стратегического сотрудничества «Газпромнефть-Аэро» и Ульяновского института гражданской авиации в 2015 году в вузе была открыта базовая кафедра. Здесь впервые в России приступили к подготовке специалистов в области авиатопливообеспечения по программе высшего образования, с дальнейшим трудоустройством на предприятиях «Газпромнефть-Аэро» в регионах присутствия — от Калининграда до Чукотского автономного округа. В 2020 году состоялся уже пятый выпуск молодых специалистов. Всего за время реализации проекта свыше 100 курсантов прошли практику на топливозаправочных комплексах компании, более 80 из них стали работниками компании.

«После окончания института я узнала о вакансии в филиале «Кольцово», успешно прошла собеседование и переехала в Екатеринбург. Мы выпускались не только как техники-лаборанты: с моим образованием я могла бы работать авиатехником по ГСМ, в будущем — начальником смены и начальником склада ГСМ. Но я хотела пойти именно в лабораторию: мне это ближе по духу деятельности и по атмосфере, — рассказывает Александра. — Наша компания — лидер российского рынка авиатопливообеспечения. Ее основная специфика — контроль качества авиа-ГСМ, начиная от приема топлива на склад и до выдачи в крыло, и я являюсь одним из тех сотрудников, кто напрямую за это отвечает. Я горжусь тем, что работаю в такой большой компании. Если говорить о будущем, моя профессиональная мечта — стать начальником лаборатории. Чтобы достичь этой цели, нужно развиваться, нарабатывать опыт, и я стараюсь постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки».

В 2019 году Александра Грунина приняла участие в корпоративном конкурсе «Лучший по профессии», который прошел в Новосибирске. «Я была очень рада познакомиться с коллегами из других городов и филиалов, встретиться с одногруппниками — такими же молодыми специалистами компании, как и я. Прекрасно, что компания организует такие мероприятия для своих сотрудников, где мы можем узнать друг друга, обменяться опытом и поделиться впечатлениями, — рассказывает Александра. — Конкурс проходил в три этапа и включал теоретический тест, практику и командные задания. По итогам конкурса я заняла четвертое место из 28 участников; считаю это своим достижением: на тот момент я работала по профессии всего несколько месяцев». 

Любовь к авиации

По словам Александры, главные качества для специалиста лаборатории — ответственность, умение оперативно реагировать и принимать решения, а также аккуратность, дисциплинированность и организованность: важно все делать своевременно и качественно, не отступая от требований нормативных документов. Александра признается, что сегодня большинство ее друзей — из авиационной сферы. Помимо общения с ними девушка любит читать и изучает английский язык, мечтает много путешествовать. 

«Мне очень нравится моя работа, мне созвучно, что она такая кропотливая и ответственная. Нравится ощущать, что я работаю в авиации, причастна к безопасности полетов — конечно, в первую очередь ее обеспечивает экипаж воздушного судна, но и все наземные службы, включая работников топливозаправочных комплексов. Мне нравится, что наш филиал работает как один большой механизм и я являюсь его частью. И если раньше, еще до института, я переживала при перелетах, то сейчас я знаю, насколько много внимания уделяется безопасности перелетов, и совершенно спокойна, — рассказывает Александра. — Я ощущаю большую ответственность за свою работу перед другими людьми, теми, кто летает на самолетах, кто ими управляет, перед своими коллегами. Среди моих личных правил — не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. В моем деле лучше не копить работу, делать все своевременно и качественно. Все-таки от моей работы могут зависеть жизни людей. Также мой девиз — «Победа в воздухе куется на земле». Это о том, что безопасность полетов — не только экипаж, но и все наземные службы». 

Почему самолеты используют керосин | Авиационный керосин

 

Количество рейсов, выполняемых в год, неуклонно росло на протяжении 2000-х и 2010-х годов. В 2019 году количество рейсов, выполняемых ежегодно, достигло пика в 38,9 млн. Полеты — неотъемлемая часть функционирования мира: люди отдыхают и отправляются в командировки, а грузы перевозятся из страны в страну. Но задумывались ли вы когда-нибудь о топливе, на которое полагаются самолеты?

 

Авиационный керосин является предпочтительным топливом для самолетов по всему миру. Но почему самолеты используют керосин вместо других видов топлива? Давайте узнаем…

 

 

Самолеты используют керосин по пяти основным причинам:

  • у него низкая температура замерзания
  • имеет низкую вязкость
  • легко воспламеняется
  • это доступно
  • считается безопасным выбором во всех отношениях
  1. Низкая температура замерзания

Одной из основных причин использования керосина в реактивных самолетах является его низкая температура замерзания. Температура замерзания авиационного керосина составляет -47°С.

 

Самолеты летают на очень больших высотах, а это значит, что они проводят много времени в воздухе при отрицательных температурах. В результате самолетам необходимо использовать топливо с низкой температурой замерзания, такое как керосин, чтобы топливо функционировало должным образом и не затвердевало во время полета.

  1. Легковоспламеняющиеся

Керосин легко воспламеняется, в большей степени, чем дизельное топливо, что придает ему свойства взрывного горения, необходимые для взлета. На самом деле, отсутствие горючести у дизеля не давало достаточной начальной мощности, чтобы оторвать самолет от земли, что исключало такой вариант.

 

Бензин также легко воспламеняется, но его окупаемость энергии низкая, а расход топлива слишком быстрый, что менее эффективно. Это означает, что самолет должен иметь больший объем топлива для той же продолжительности полета.

  1. Низкая вязкость

Авиационный керосин менее вязкий, чем бензин, при использовании во время полета, что делает его предпочтительным выбором для реактивных самолетов. Жидкости с высокой вязкостью густые, липкие и вязкие – это не идеальное свойство реактивного топлива!

 

Керосин сохраняет низкую вязкость во время полетов благодаря низкой температуре замерзания. Это означает, что он будет поддерживать самолет в рабочем состоянии и не засорит двигатель.

  1. Доступный

Керосин намного дешевле бензина, что делает его более доступным вариантом для авиакомпаний. Полеты — это дорогостоящая операция, поэтому для авиакомпаний важно использовать более дешевый источник топлива без ущерба для безопасности.

  1. Сейф

Безопасность является решающим фактором для всех авиакомпаний, а авиационный керосин является чрезвычайно безопасным источником топлива.

 

Во-первых, у керосина более высокая температура воспламенения, чем у бензина, а это означает, что его незапланированное возгорание маловероятно.

 

Во-вторых, у керосина более низкая температура замерзания, поэтому он не загустеет и не забьет двигатель при движении самолета в условиях экстремально низких температур.

 

В-третьих, авиационный керосин имеет добавки для повышения его безопасности и снижения риска незапланированных опасностей. Эти добавки включают антикоррозионные вещества, антистатические химические вещества и средства против обледенения.

 

 

Авиакеросин и топливо для реактивных двигателей — это одно и то же?

 

Реактивное топливо чаще всего называют Jet A1, но на самом деле его техническое название — Автур (авиационное турбинное топливо). Автур предназначен для использования как в турбореактивных, так и в турбовинтовых самолетах, что в основном составляет все современные самолеты любых реальных размеров. Автур по праву можно спутать с керосином стандартного сорта, потому что это так, и, по крайней мере, в Великобритании, это сорт топлива, который также используется для нагрева масла в котлах и бытовых кухонных плитах!

 

Факты об авиационном топливе

  • «Стандартный» 747 в середине полета будет сжигать примерно 4 литра топлива каждую секунду, что, исходя из крейсерской скорости 565 миль в час, означает расход 25 литров на милю (давая диапазон экономии топлива 0,18 мили на галлон!).
  • Боинг 747 может перевозить ошеломляющие 220 000 литров, и это только дает ему дальность полета около 8 500 миль — этого недостаточно, чтобы добраться до Австралии из Лондона без остановок.
  • Боинг-747 с полным баком топлива увеличивает полезную нагрузку самолета на невероятные 175 тонн.
  • Общее потребление авиатоплива в Великобритании составляет впечатляющие 15 миллиардов литров в год, но невероятные 55% этого объема проходят через Хитроу – это более 22 миллионов литров в день.
  • Все топливо для реактивных двигателей Хитроу поступает по трубопроводу — либо напрямую с нефтеперерабатывающих заводов (Immingham, Fawley и Stanlow могут перекачивать продукт непосредственно на топливную ферму Хитроу), либо по импортным трубопроводам из устья Темзы (более 60% британского авиакеросина в настоящее время импортируется). ).
  • По прибытии в Хитроу Avtur хранится в резервуаре аэропорта, а затем распределяется по трубопроводам протяженностью 80 миль. Эта невероятная подземная система «гидрантов» проходит вдоль и поперек аэропорта и имеет несколько точек заправки, чтобы мобильные заправщики аэропорта могли подключаться и заправлять самолеты по всему комплексу Хитроу.

Трудно поверить, что все это происходит в аэропорту!

 

Надеюсь, теперь вы понимаете, почему в самолетах используется керосин, а не другие популярные виды топлива, такие как бензин и дизельное топливо. Керосин предлагает авиакомпаниям множество преимуществ, включая безопасные полеты, более низкие затраты и более легкие самолеты.

 

Чтобы узнать больше о преимуществах керосина, прочитайте наш специальный пост.

Что используется в качестве топлива для самолетов?

Поскольку, несомненно, это одни из самых удивительных механизмов, когда-либо созданных, для их питания требуется что-то особенное. Что используют самолеты в качестве топлива?

Большинство самолетов работают на разных типах бензина. Вместо этого большинство самолетов (включая коммерческие и военные самолеты) работают на топливе на основе керосина в зависимости от типа самолета и типа двигателя. Небольшие самолеты используют AvGas, который больше похож на обычный бензин.

Самолеты, по нашему, возможно, предвзятому мнению, являются самыми удивительными транспортными средствами и механизмами, которые стали так популярны в прошлом столетии. Они просто потрясающие. Но какое топливо они используют, чтобы поднять в небо эти массивные куски металла? В этой статье вы узнаете обо всех различных типах авиационного топлива, которое самолеты используют каждый день по всему миру.

Здесь, в SkyTough, мы хотим, чтобы наши читатели были уверены, что они получают самую точную информацию в Интернете, когда бы вы ни читали что-либо на этом сайте. Чтобы обеспечить это, мы объединяем наши собственные знания и опыт с многочасовыми исследованиями и вкладом других экспертов в этой области в каждую статью, которую мы пишем. Таким образом, мы можем обещать самый полезный контент, который вы найдете где угодно в Интернете. Наслаждаться!

‍Едут ли самолеты на обычном бензине?

Как удобно было бы иметь в гараже несколько канистр бензина, которыми можно было бы заправить машину или самолет перед поездкой или полетом. В конце концов, они оба просто транспортные средства, приводимые в движение двигателями, насколько различающимся может быть топливо? Если вы не читаете дальше, просто знайте, что заливать в самолет обычный бензин — ужасная идея! Топливо на самом деле сильно отличается!

Большая часть авиационного топлива производится на основе керосина. Хотя строительными блоками керосина являются те же самые углеводороды, которые используются для бензина — оба вида топлива производятся из сырой нефти (или нефти) — конечные топливные продукты очень разные. Мы избавим вас от вникания в мельчайшие детали и химию керосина и бензина.

Главное помнить, что керосин гораздо менее летуч и более стабилен, чем бензин, что делает его более предсказуемым. Авиационное топливо также обычно содержит ряд дополнительных присадок, таких как антифриз, антиоксиданты, дезактиваторы металлов и многое другое. Они включены для предотвращения коррозии в топливной системе и, что более важно, для предотвращения замерзания при экстремальных температурах и высотах, на которых летают самолеты.

Но даже в области топлива на основе керосина, используемого для авиации, можно производить множество различных конечных продуктов. Так как же узнать, какой тип топлива используется в каком самолете?

От чего зависит, какой вид топлива может использовать самолет?

Со всеми различными типами авиационного топлива на основе керосина, которые вы увидите ниже, может быть сложно определить, какое топливо является правильным. Проще говоря, тип топлива, используемого в самолете, почти полностью зависит от типа самолета, типа двигателя самолета и условий, в которых он будет летать.

Истребители и коммерческие самолеты могут использовать топливо на основе керосина, но точный состав этого топлива будет другим. Это связано с тем, что у этих самолетов разные двигатели, они летают в разных условиях и должны работать по-разному. С другой стороны, персональные самолеты с поршневым двигателем вообще не используют топливо на основе керосина.

Давайте погрузимся в различные типы самолетов и посмотрим, на чем они на самом деле летают.

Что используют в качестве топлива коммерческие самолеты?

По большей части коммерческие самолеты используют реактивное топливо на основе керосина, поскольку они оснащены реактивными двигателями. Различные реактивные топлива, доступные для большинства коммерческих авиалайнеров, включают:

  • Jet A — наиболее распространенное топливо для коммерческих самолетов в Соединенных Штатах, топливо Jet A было разработано, чтобы быть более тяжелым и иметь более высокие температуры воспламенения и замерзания, чем чистый керосин. Jet A широко используется крупными авиакомпаниями по всей стране.
  • Jet A1  — Одно из наиболее распространенных видов топлива, используемого в газотурбинных самолетах (особенно за пределами США), Jet A1 имеет немного более низкую температуру воспламенения, чем Jet A, но они похожи по составу.
  • Jet B  — Топливо Jet B, предназначенное для использования в самолетах, эксплуатируемых в холодных условиях, представляет собой смесь керосина и бензина. Это помогает снизить температуру замерзания до -76 ° F, что позволяет работать в условиях, недоступных для других видов топлива.

Что такое AvGas и какие самолеты его используют?

Тип авиационного топлива, который больше всего похож на бензин, который вы заправляете в свой автомобиль, известен как AvGas, сокращение от авиационного бензина. Этот тип топлива, как вы могли догадаться, действительно используется только на небольших самолетах с поршневыми двигателями. Это потому, что такие поршневые двигатели аналогичны по работе двигателям легковых и грузовых автомобилей.

Как и в автомобильном двигателе, этот тип топлива впрыскивается в цилиндры двигателя самолета, и когда двигатель проходит такт сжатия, топливо и воздух сжимаются вместе и воспламеняются. Это воспламенение создает мощность в двигателе и позволяет ему работать. Из-за сходства поршневых двигателей самолетов и автомобильных поршневых двигателей AvGas подобен обычному бензину.

Но это не совсем то же самое. Хотя свойства и использование топлива аналогичны, AvGas бывает разных марок, чем обычный автомобильный бензин. В частности, октановое число, используемое в авиационном топливе AvGas, выше, чем октановое число, которое вы заправляете в свой автомобиль. Этот тип топлива больше похож на бензин со сверхвысоким октановым числом, который используется в двигателях мощных гоночных автомобилей.

Используют ли военные самолеты специальное реактивное топливо?

В то время как частные и коммерческие самолеты удивительны и кажутся одними из самых технологически продвинутых машин в мире, военные самолеты делают шаг вперед. Большой вырез. От истребителей и транспортных самолетов до беспилотников и самолетов-шпионов, военные самолеты являются самыми передовыми самолетами в мире.

Так что можно с уверенностью предположить, что они используют другие виды топлива, чем то, о чем вы читали до сих пор для большинства других типов самолетов. К наиболее распространенным авиационным топливам военного назначения относятся:

  • JP-1  — оригинальное топливо для реактивных двигателей, используемое военными, топливо JP-1 представляет собой просто чистый керосин. Хотя он хорошо работал в том виде, в каком он был, в конечном итоге его заменили другими видами топлива, в которых использовались более совершенные комбинации керосина и присадок.
  • JP-2/3  — Первоначально разработанное для замены JP-1, реактивное топливо JP-2 было создано с более высокой температурой замерзания. Затем его, в свою очередь, заменил JP-3, который был более нестабильным. Оба вида топлива были нестабильны и давно выведены из употребления.
  • JP-4  — Немного уникального топлива для реактивных двигателей, JP-4 прозрачный (или прозрачный по цвету) и сильно пахнет керосином. Обладая низкой температурой воспламенения 0°F и низкой плотностью, это топливо плавает в воде, невероятно быстро испаряется и не загорится, если вы бросите в него спичку.
  • JP-5  — желтое топливо с высокой температурой вспышки 140°F благодаря включению таких присадок, как дополнительные углеводороды, алкены, ароматические углеводороды и нафтены.
  • JP-6 — Разработанное специально для сверхзвукового бомбардировщика XB-70 Valkyrie топливо JP-6 было изготовлено для двигателя GE YJ 93. Он может выдерживать высокие нагрузки сверхзвукового полета, которые испытывают эти самолеты.
  • JP-7  — Если вам посчастливится летать на сверхзвуковом реактивном самолете, скорее всего, самолет будет использовать это топливо. JP-7 был разработан для использования с самым быстрым самолетом SR-71 Blackbird.