Содержание
Система смазки двигателя МеМЗ-966В
Система смазки двигателя МеМЗ-966В
Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и балансирного валов, толкатели и валики коромысел; остальные детали — разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер, приемник масляного насоса, масляный насос, центрифугу, масляный радиатор, систему подводящих и отводящих каналов, указатель уровня масла и маслозаливную горловину.
Масляный насос шестеренного типа смонтирован в крышке распределительных шестерен. Привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала парой винтовых шестерен с передаточным отношением 1:2.
От масляного насоса масло подается в переднюю опору и через передний коренной подшипник и полость вдоль переднего конца коленчатого вала — в центробежный маслоочиститель. Очищенное масло по внутренним полостям болта центробежного маслоочистителя и ко-енчатого вала поступает на смазку трущихся поверхностей и в масляный радиатор.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Маслоприемник состоит из колпака с сеткой и маслоподводящей трубки с кронштейном для крепления к картеру.
Центрифуга является фильтром тонкой очистки масла. До него масло очищается только сеткой приемника масла. Чугунный корпус установлен на носке коленчатого вала, фиксируется на шпонке и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом.
Крышка изготовлена из алюминиевого сплава. Одновременно она используется как шкив привода вентилятора. Крепится крышка к корпусу гайкой. Для уплотнения между корпусом и крышкой установлена резиновая тороидальная прокладка.
Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и МЗ, нанесенных на крышке, относительно корпуса, на корпусе установлен штифт, а в крышке соответственно выполнено гнездо. Установочные метки ВМТ и МЗ согласно рис. 20, а наносятся на двигатели МеМЗ-966В, а согласно рис. 2, б — на двигатели МеМЗ-966Г. В болт центрифуги ввернут храповик для проворачивания коленчатого вала вручную.
Масляный радиатор включен в систему смазки параллельно через калиброванное отверстие в жиклере и состоит из секций, омываемых воздушным потоком. Радиатор крепится на картере в развале цилиндров на трех шпильках через простав-ки и уплотняется торцами двух резиновых колец, надетых на трубки.
На двигателе МеМЗ-966Г установлен радиатор из восьми секций высотой 87 мм, а на двигателе МеМЗ-966В — из шести, высота его 65 мм.
Вместо шестисекционного радиатора на двигатель МеМЗ-966В можно установить восьмисекционный, укоротив козырек верхнего кожуха на 22 мм.
Контроль за работой системы смазки производится с помощью датчиков давления и температуры масла. Датчик аварийного давления масла ММ111Б мембранного типа срабатывает при падении давления в системе 0,4…0,8 кгс/см2. Сигнализатором давления является лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка аварийного давления загорается, после пуска двигателя гаснет. Горение лампочки на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или двигателя. В этих случаях дальнейшая эксплуатация до обнаружения и ликвидации дефекта недопустима.
Рис. 1. Система смазки двигателя:
1 — маслоприемник с фильтром грубой очистки; 2 — маслоизмеритель; 3 — масляный картер; 4 — масляный насос; 5 — редукционный клапан масляного насоса; 6 – вертикальный канал от масляного насоса; 7 — полость центрифуги; 8 — крышка центрифуги; 9 — поперечный масляный канал подачи очищенного масла; 10 — датчик давления масла; 11 — вертикальный канал подвода масла к распределительному валу; 12 — маслозаливная горловина; 13 — вал балансирного механизма; 14 — распределительный вал; 15 — головка цилиндров; 16 — продольный канал подвода масла к толкателям; 17 — маслосливная трубка; 18 — валик коромысел; 19 — штуцер-жиклер подвода масла к радиатору: 20 — масляный радиатор; 21 — канал слива масла из радиатора; 22, 23 — продольный и поперечный каналы подвода очищенного масла к коренным подшипникам; 24 — каналы подвода масла к шатунным шейкам; 25 — канавки в коренных подшипниках
Рис. 2. Масляный насос в сборе:
1 — крышка в сборе; 2 — ось ведомой шестерни; 3 — ведомая шестерня; 4 — валик привода масляного насоса и прерывателя-распределителя; 5 — ведущая шестерня; 6 — сегментная шпонка; 7— прокладка крышки; 8 — крышка масляного насоса; 9 — шайба; 10 — болт; 11 — пробка редукционного клапана; 12 — прокладка пробки редукционного клапана; 13 — пружина; 14 — плунжер
Рис. 3. Установочные метки ВМТ и МЗ для двигателя МеМЗ-966В (а) и МеМЗ-966Г (б):
1 – крышка центрифуги; 2 — фланец маелозаливной трубы; 3 — крышка распределительных шестерен
Рис. 4. Масляный радиатор:
1 — крышка; 2 — секция радиатора; 3 — завихритель; 4 — гофры; 5 — проставка; 6 — ограничительная тарелка; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — трубка
Рекомендуется периодически вывертывать датчик и проверять давление масла по контрольному манометру. Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 3000 мин~ 1 и температуре масла +80 ° С должно быть не менее 1,6 кгс/см2, при 1000 мин“1 — не менее 0,5 кгс/см2.
Датчик температуры масла ТМ100А установлен в передней части поддона картера.
Указатель температуры масла размещен на щитке приборов и указывает температуру масла в картере двигателя. Рабочая температура масла 60…110 °С, максимально допустимая 120 °С. Уровень масла контролируется по маслоизмерителю.
МеМЗ-966: особенности модернизированного двигателя для «горбатого» Запорожца | Тракторист-Моторист
Микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 с двигателем МеМЗ-965 (1960 год)
===
60 лет назад – в марте 1962 года, на Мелитопольском моторном заводе (МеМЗ), расположенном в Запорожской области Украинской ССР, началось производство силового агрегата для легкового автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-965А.
Это был модернизированный двигатель МеМЗ-966 мощностью 27 лошадиных сил, который стали выпускать вместо первого запорожского мотора МеМЗ-965.
Четырёхцилиндровый V-образный двигатель с воздушным охлаждением МеМЗ-965 имел максимальную мощность 23 лошадиные силы и устанавливался на первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 (производился с 1960 года).
Двигатель МеМЗ-965 на «Запорожце»
===
Увеличение мощности было достигнуто путём увеличения объёма двигателя до 887 куб. см (у 965-го было 746 куб. см) – диаметр цилиндров стал 72 мм (было 66 мм), при этом ход поршня остался прежним – 54,5 мм.
Прежними остались и степень сжатия (6,5) и номинальные обороты (4000 в минуту), но максимальный крутящий момент увеличился до 53 Нм (было 45 Нм) при 2800 – 3000 об/мин.
Также был усилен коленчатый вал и противовесы, установлен более производительный карбюратор К-123А, в системе смазки увеличено давление масла на 30%, вместо двух глушителей установили один.
Двигатель МеМЗ-965
===
Кроме того, в едином силовом агрегате ЗАЗ-965А было усилено сцепление, в коробке передач уменьшили передаточные числа, а в главной передаче передаточное число стало 4,63 (вместо 5,12).
Таким образом, более мощный двигатель и изменённые передаточные отношения в трансмиссии позволили увеличить максимальную скорость полностью загруженного автомобиля ЗАЗ-965А до 90 км/ч (у ЗАЗ-965 было 80 км/ч).
Также улучшилась динамика разгона модернизированного автомобиля до скорости 60 км/ч – стало 14 секунд, вместо 17 секунд у ЗАЗ-965.
При этом рекомендованными марками бензина для нового мотора МеМЗ стали А-72, А-74 и А-76 (заливать бензин марки А-66 было категорически запрещено).
Поперечный разрез двигателя МеМЗ-966
===
В 1966 году двигатель МеМЗ-966 снова модернизировали, установив новый карбюратор К-125 и изменив конструкцию впускного тракта.
В результате, мощность двигателя, получившего добавочный индекс «А», возросла до 30 лошадиных сил и его стали устанавливать на новый автомобиль Запорожского завода модели ЗАЗ-966.
В заключение отметим, что вначале ресурс двигателя МеМЗ-966 до капитального ремонта составлял всего 30 тысяч километров, а ресурс двигателя МеМЗ-966А был доведён до 75 тысяч км.
Микролитражка ЗАЗ-965А
===
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал «Тракторист-Моторист»!
Рекомендуем почитать: Необычный трактор МТЗ Беларус-541 для южных стран
——
автодвигательзапорожецистория
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
«Запорожец» ЗАЗ-966
«Запорожец» ЗАЗ-966 («Запорожец» ЗАЗ-966)
Производитель | ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод) |
Название модели | «Запорожец» ЗАЗ-966 («Запорожец» ЗАЗ-966) |
Годы выпуска | 1966 — 1972 |
Тип кузова | 2-дверное купе, 4 пассажира |
Компоновка вагона | 4×2 Задний двигатель, задний привод |
Двигатель | ЗАЗ-966В, 4 цил. 0,87 л. 27-30 л.с. МеМЗ-968, 4 цил. 1,2 л. 40-43 л.с. |
Передача | 4-ступенчатая механическая |
Максимальная скорость | 120 км/ч |
Емкость топливного бака | 40 л |
Расход топлива | 5,9 л/100 км. |
Размеры | 3730х1535х1370 мм. |
Грузоподъемность | 320 кг. |
Собственная масса | 720 кг. |
Второе поколение «Запорожца» представляло собой серию малолитражных автомобилей, производство 966 началось в ноябре 1966 года, хотя прототип работал как 196. 1. Был полностью рестайлинговый кузов (сделано полностью ЗАЗ[14]), больше не похожий на Fiat 600 и, возможно, похожий на Chevrolet Corvair или NSU Prinz.
Это была попытка решить некоторые проблемы 965-го, такие как потеря натяжения торсионов, двери-самоубийцы, перегрев и шум двигателя. Двигатель был МеМЗ 9 мощностью 30 л.с. (22 кВт; 30 л.с.) 887 куб. См (54,1 куб. Дюйма).66А. Радио было стандартным оборудованием. Цена также выросла с 1800 рублей при дебюте модели 965 до 2200 рублей к 1969 году. – так называемые «уши», хотя декоративная хромированная решетка тоже присутствовала. Также была заменена задняя подвеска автомобиля. Модель 966 начиналась как более простой ЗАЗ-966В (ЗАЗ-966В на кириллице) с двигателем мощностью 30 л.с. (22 кВт; 30 л.с.) от 9-го поколения.65A, который также использовался во всех более поздних моделях. Как и 965A, 966V также выпускался в нескольких специальных вариантах для инвалидов (VR, VB, VB2 — до января 1973 г.). Он производился в тандеме с 965 с ноября 1966 по май 1969 года.
ЗАЗ выпустил модернизированный 966Б в 1968 году, оснащенный новым двигателем МеМЗ 968 V4 мощностью 40 л.с. (30 кВт; 41 л.с.) объемом 1197 куб. , в то время как модель с двигателем 966A мощностью 30 л.с. (22 кВт; 30 л.с.) стала моделью 966-1, которая когда-либо производилась в небольших количествах. 966B весом 780 кг (1720 фунтов) был тяжелее предыдущей модели, но быстрее, достигая 75 миль в час (121 км/ч).
Модель 966 была снята с производства в 1972 году, когда был представлен ЗАЗ 968. Модель 966, получившая прозвище «Запо» в Восточном блоке, также была популярна в Западной Европе, включая некоторые скандинавские страны и Францию. На некоторых рынках был установлен двигатель Renault объемом 956 куб. См (58,3 куб. Дюйма).
(Из Википедии, свободной энциклопедии)
© Тбилисский автомобильный музей. 2019
Частичная библиография, представляющая интерес для тех, кто измеряет первичную продуктивность вод, с некоторыми теоретическими соображениями относительно таких измерений. Охваченный период: сентябрь 1964 г. — 1 января 1973 г. (Технический отчет)
Частичная библиография, представляющая интерес для тех, кто измеряет первичную продуктивность вод, с некоторыми теоретическими соображениями относительно таких измерений. Охваченный период: сентябрь 1964 г. — 1 января 1973 г. (Технический отчет) | ОСТИ.GOV
перейти к основному содержанию
- Полная запись
- Другие родственные исследования
- Авторов:
Бейерс, Р. Дж.;
Бейерс, Б.Дж.
- Дата публикации:
- Исследовательская организация:
- Лаборатория экологии реки Саванна, Айкен, Южная Каролина (США)
- Идентификатор ОСТИ:
- 4281143
- Номер(а) отчета:
- СРО-819-2
- Номер NSA:
- НСА-30-023389
- Номер контракта Министерства энергетики:
- АТ(38-1)-819
- Тип ресурса:
- Технический отчет
- Отношение ресурсов:
- Прочая информация: ориг. Дата поступления: 31 декабря 1974 г.
- Страна публикации:
- США
- Язык:
- Английский
- Тема:
- N80720* – Общие и прочие науки о жизни; N48000 — Науки о жизни; *ВОДОРОСЛИ- ПРОДУКТИВНОСТЬ; *ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ- ПРОДУКТИВНОСТЬ; *ПЛАНКТОН- ПРОДУКТИВНОСТЬ; УГЛЕРОД 14; МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ; ФОТОСИНТЕЗ; РАСТЕНИЯ; МЕТОДЫ ТРЕЙСЕРА
Форматы цитирования
- MLA
- АПА
- Чикаго
- БибТекс
Beyers, R.J., and Beyers, B.J.. Частичная библиография, представляющая интерес для тех, кто измеряет первичную продуктивность вод, с некоторыми теоретическими соображениями относительно таких измерений. Охватываемый период: сентябрь 1964 г. -- 1 января 1973 г. . США: Н. П., 1974.
Веб. дои: 10.2172/4281143.
Копировать в буфер обмена
Beyers, R.J., & Beyers, B.J.. Частичная библиография, представляющая интерес для тех, кто измеряет первичную продуктивность вод, с некоторыми теоретическими соображениями относительно таких измерений. Охватываемый период: сентябрь 1964 г. -- 1 января 1973 г. 90 252 . Соединенные Штаты. https://doi.org/10.2172/4281143
Копировать в буфер обмена
Бейерс, Р. Дж., и Бейерс, Б. Дж., 1974.
«Частичная библиография, представляющая интерес для тех, кто измеряет первичную продуктивность вод, с некоторыми теоретическими соображениями, касающимися таких измерений. Охватываемый период: сентябрь 1964 г. - 1 января 1973 г.». Соединенные Штаты. https://doi.org/10.2172/4281143. https://www.osti.gov/servlets/purl/4281143.
Копировать в буфер обмена
@статья{osti_4281143,
title = {Частичная библиография, представляющая интерес для тех, кто измеряет первичную водную продуктивность, с некоторыми теоретическими соображениями относительно таких измерений.