Обслуживание масляной системы ЯМЗ-238

Срок службы двигателя зависит от своевременного и тщательного проведения смазки, а также от сорта и качества применяемых масел и смазок

Во избежание проникновения грязи в механизмы тщательно очищать места смазки и простирать масленки.

Очистите заливную горловину от пыли и грязи. Выньте маслоизмерительный стер­жень 2 (рис. 1), вытрите его ветошью и вставьте в трубку до упора.

Затем выньте стержень вновь и определите уровень масла: он должен находиться между метками «В» и «Н», ближе к метке «В».

Если двигатель работал, проверку уровня масла следует проводить через 3… 5 мин после его остановки.

Если уровень близок к метке «Н», долейте в заливную горловину 1, располо­женную в передней части двигателя, за гидромуфтой привода вентилятора, свежее масло до нормы.

При проверке уровня масла обратите внимание на его качество.

Если на измерительном стержне через масляную пленку видны риски, масло при­годно для дальнейшего использования.

Если риски плохо различимы из-за темного цвета масла, его надо заменить.

Степень загрязненности масла можно оценить и по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге.

Если только середина пятна черная, следует заменить фильтрующие элементы масляного фильтра и промыть колпак ротора центробежного фильтра, а если все пятно черное, масло следует заменить.

Смена масла и промывка системы смазки

Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности.

Для слива масла отвернуть сливную пробку на картере 3 и снять крышку маслозаливной горловины, предварительно очистив ее от пыли и грязи.

После полного слива масла пробку завернуть.

Залейте в двигатель промывочную смесь, состоящую из 10 л дизельного топлива и 6 л масла.

Пустите двигатель и дайте ему поработать в течении 5 мин с минимальной частотой вращения коленчатого вала.

Остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.

Замените два сменных фильтрующих элемента и промойте в дизельном топливе колпаки масляного фильтра и фильтра центробежной очистки масла. Залейте свежее масло в двигатель.

Масло заливать в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

Перед заливкой очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера: момент затяжки 140…160 Нм (14…16 кгс·м).

Заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок – через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды.

Закрыть крышку горловины. В систему заливается 32 литра масла.

Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра

1. Отвернуть на 3–4 оборота колпак фильтра и слить масло через канал корпуса в подставленную тару.

Для отвертывания колпака можно пользоваться ключом, как показано на рис. 2.

2. Отвернуть полностью и снять колпак 5 (рис. 2) фильтра.

  • 3. Нажать на замковую крышку 3 и, утопив ее в колпак 5 на 2 – 3 мм, повернуть на 45º, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака.

Извлечь из колпака замковую крышку и фильтрующий элемент 4.

  • 4. Промыть внутреннюю полость колпака дизельным топливом. Не допускается очистка даже чистой ветошью.
  • 5. Установить в колпак новый фильтрующий элемент резиновой прокладкой наружу.

В отверстие прокладки установить замковую крышку, обеспечив правильное положение прокладки.

Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом в колпак и повернуть на 45º.

В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку в рабочее положение.

  • 6. Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20…40 Нм (2…4 кгс·м).
  • 7. На работающем двигателе убедиться в отсутствии течи масла через уплотнение колпака.

Через четыре замены фильтрующего элемента заменить уплотнительную прокладку 2.

Промывка фильтра центробежной очистки масла

1. Отвернуть гайку колпака фильтра (рис. 4) и снять колпак.

2. Отвернуть гайку крепления ротора; снять ротор с упорной шайбой 9 (рис. 5).

  • 3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и колпак 6 ротора.
  • 4. Удалить из колпака 6 и с ротора 5 отложения и промыть их в дизельном топливе.
  • 5. Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние прокладок 2 и 4, сопел 3 ротора и шайбы 12.

Если необходимо, прокладки заменить, а сопла ротора прочистить.

Обслуживание клапанов системы смазки

При возможном заедании редукционного клапана или дифференциального клапана системы смазки их необходимо снять, отвернув болты крепления. Клапаны промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место.

При неисправностях (поломка пружины и др.) заменить клапан в сборе.

Смазка подшипников шкива натяжного устройства привода компрессора

Полость подшипников шкива натяжного устройства привода компрессора регулярно наполнять смазкой.

Смазку нагнетать механическим или ручным солидолонагнетателем через пресс-масленку (рис. 7), находящуюся на оси шкива со стороны блока цилиндров, до начала появления смазки через сальник на заднем торце шкива (4–5 ходов при заполнении ручным шприцем).

Периодичность смазки 500 часов работы.

Один раз в год рекомендуется промывать подшипники натяжного устройства в указанной ниже последовательности:

  • 1. Отвернуть гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя.
  • 2. Вывернуть болт-натяжитель из оси шкива и снять шкив с осью.
  • 3. Вывернуть три болта и снять крышку шкива.
  • 4. Удалить из шкива старую смазку (не разбирая его) и промыть в керосине или дизельном топливе.
  • 5. Заложить смазку в подшипники и в полость крышки и установить крышку на место.
  • 6. Установить шкив с осью на место, надеть ремень, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайку и контргайку крепления оси.
  • 7. Заполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников до начала появления смазки через сальники на заднем конце шкива.

Масляный фильтр ЯМЗ-238 — Грузовые автомобили и спецтехника

Разборка масляного фильтра ЯМЗ-238

Рис.11 – Масляный фильтр ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ

1–корпус; 2–прокладка; 3–замковая крышка; 4–фильтрующий элемент; 5–колпак

Слить отстой из фильтра, для чего отвернуть на 3-4 оборота колпак фильтра (рисунок 11 поз. 5) и слить масло через канал в подставленную емкость. Отвернуть колпак полностью и снять его (S=24).

Нажать на замковую крышку (3) и, утопив ее в колпак на 2-3мм, повернуть на 45 град, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака.

Извлечь из колпака замковую крышку, прокладку и фильтрующий элемент (поз. 2, 3, 4).

Вывернуть из корпуса фильтра ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК пробку масляного канала (поз. 18) и пробку перепускного клапана в сборе (поз.1-8) (S=30).

Вывернуть из корпуса фильтра штуцер (поз. 20) (S=41) и составные части перепускного клапана и опережающего сигнализатора (поз. 9-15).

Разобрать пробку перепускного клапана для чего произвести следующие операции:

— Отвернуть гайку (S=13) и снять шайбу (поз. 3).

— Отвернуть винт (поз. 1).

Снять с контакта сигнализатора (поз. 8) шайбы (поз. 4), шайбы-изоляторы (поз. 5) и втулку уплотнительную (поз. 6). При необходимости негодные детали заменить.

Промыть внутреннюю поверхность колпака дизельным топливом.

Рис.12 – Корпус масляного фильтра в сборе

Сборка масляного фильтра ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД

Подсобрать пробку перепускного клапана, для чего:

Надеть на контакт сигнализатора (рисунок 12 поз. 8) металлическую шайбу (поз. 4) и шайбу-изолятор (поз. 5). Вставить контакт сигнализатора (поз. 8) в отверстие корпуса пробки перепускного клапана (поз. 7).

Надеть на контакт сигнализатора (поз. 8) последовательно: втулку уплотнительную (поз. 6), шайбу-изолятор (поз. 5), шайбы (поз. 4 и 3) и затянуть гайкой (поз. 2) до упора с крутящим моментом Мкр=8-9 Нм (0,8-0,9 кг/см).

Перед установкой гайки (поз. 7) две нитки резьбы контакта сигнализатора (поз. 8) смазать со стороны шайбы (поз. 3) герметиком УГ-9 ТУ 6-01-1326-86.

Попадание герметика на винт (поз.1) и шайбы-изоляторы (поз. 5) не допускается.

Ввернуть винт (поз. 1) в торец контакта сигнализатора. Проверить изоляцию между контактом-сигнализатором (поз. 5) и корпусом пробки (поз. 7) на отсутствие контакта напряжением 12-14 В.

Начало открытия перепускного клапана (рисунок 12 поз. 15) при перепаде давления между полостями подвода и отвода масла в корпусе фильтра 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2) обеспечить установкой необходимого количества регулировочных шайб (поз. 11).

Проверить в электрической цепи с напряжением 12-24 В работу датчика светового сигнализатора.

Контакт между контактом сигнализатора (поз. 8) в пробке и штоком сигнализатора (поз. 13) (свечение лампочки) должен происходить при перепаде давления между полостями подвода и отвода масла в корпусе фильтра равным или меньшим давления начала открытия клапана (поз.15), но не ниже 180 кПа (1,8 кгс/см2).

Испытать на герметичность воздухом под давлением 5±0,5 кгс/см2 в воде с температурой от 80° до 90° С.

Вставить в отверстие корпуса фильтра (поз. 19) последовательно: плунжер клапана (поз. 15), пружину (поз. 14), шток сигнализатора (поз. 13), корпус сигнализатора (поз. 12), шайбы (поз. 11), пружину (поз. 10), прокладку (поз. 9) и ввернуть пробку перепускного клапана в сборе.

Ввернуть пробку (поз. 18) в корпус масляного фильтра ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД (поз. 29). Пробку посадить на герметик УГ -9 ТУ 6-01-1326-86 (S=9).

Установить в колпак фильтра (рисунок 11 поз. 5) новый фильтрующий элемент (поз.4) с резиновой прокладкой наружу. В отверстие фильтрующего элемента с прокладкой установить замковую крышку (поз. 3), обеспечив правильное положение прокладки.

Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом (поз. 4) в колпак и повернуть на 45град. В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку (поз. 3) в рабочее положение.

Установить в канавку колпака фильтра (рисунок 11 поз. 5) уплотнительную прокладку (поз. 2).

Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса (поз. 1) и затянуть моментом Мкр=20-40 Нм (2-4 кгсм).

Испытать на герметичность воздухом под давлением 400-500 кПа (4-5 кгс/см2) в воде с температурой 40-50 С. Внутренние полости и масляные каналы должны быть чистыми.

Техническое обслуживание маслосистемы ЯМЗ-238

Срок службы двигателя зависит от своевременной и тщательной смазки, а также марки и качества применяемых масел и смазок

Во избежание проникновения грязи в механизмы , тщательно очистите точки смазки и промойте масленки.

Очистить заливную горловину от пыли и грязи. Снимите маслоизмерительный стержень 2 (рис. 1), протрите его ветошью и вставьте в трубку до упора.

Затем снова снимите стержень и определите уровень масла: он должен быть между метками «В» и «Н», ближе к метке «В».

При работающем двигателе уровень масла следует проверять через 3…5 минут после его остановки.

Если уровень близок к метке «Н», долейте свежее масло в заливную горловину 1, расположенную в передней части двигателя, за гидромуфтой привода вентилятора.

При проверке уровня масла обращайте внимание на его качество.

Если на щупе видны метки через масляную пленку, масло пригодно для дальнейшего использования.

Если метки плохо видны из-за темного цвета масла, его необходимо заменить.

Степень загрязнения масла можно также оценить по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге.

Если только середина пятна черная, необходимо заменить элементы масляного фильтра и промыть крышку ротора центробежного фильтра, а если все пятно черное, заменить масло.

Замена масла и промывка системы смазки

Для удаления отложений из картера вместе с маслом сливайте масло с прогретого двигателя, соблюдая технику безопасности.

Для слива масла отверните сливную пробку на картере 3 и снимите крышку маслозаливной горловины, предварительно очистив ее от пыли и грязи.

После полного слива масла затяните пробку.

Залейте в двигатель промывочную смесь, состоящую из 10 литров дизельного топлива и 6 литров масла.

Запустите двигатель и дайте ему поработать 5 минут при минимальной частоте вращения коленчатого вала.

Остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.

Замените два сменных фильтрующих элемента и промойте крышки масляного фильтра и центробежный масляный фильтр дизельным топливом. Залейте в двигатель свежее масло.

Залить масло в двигатель через горловину на крышке головки блока цилиндров.

Перед заливкой очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки маслоотстойника: момент затяжки 140…160 Нм (14…16 кгс·м).

Заливать масло из маслораздаточных колонок с пистолетами-дозаторами, а при отсутствии раздаточных колонок — через воронку с сеткой чистой заправочной посуды.

Закройте крышку. В систему залито 32 литра масла.

Замена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра

1. Открутить крышку фильтра на 3-4 оборота и слить масло через канал корпуса в замененную емкость.

Вы можете использовать гаечный ключ, чтобы отвинтить крышку, как показано на рис. 2.

2. Полностью отвинтить и снять крышку 5 (рис. 2) фильтра.

  • 3. Нажмите на крышку замка 3 и, утопив ее в крышке 5 на 2-3 мм, поверните ее на 45º, после чего она выйдет из зацепления с фланцем крышки.

Снимите крышку замка и фильтрующий элемент 4 с крышки.

  • 4. Промойте внутреннюю часть крышки дизельным топливом. Не протирайте даже чистой тканью.
  • 5. Установите новый фильтрующий элемент в крышку резиновой прокладкой наружу.

Вставьте крышку замка в отверстие для прокладки, убедившись в правильном положении прокладки.

Надавив на крышку замка, утопить ее вместе с элементом в заглушку и повернуть на 45º.

Выступы фланца крышки войдут в пазы крышки, после чего пружина подтолкнет крышку в рабочее положение.

  • 6. Навернуть крышку с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20…40 Н·м (2…4 кгс·м).
  • 7. При работающем двигателе убедитесь в отсутствии утечек масла через уплотнение крышки.

После четырех замен фильтрующего элемента замените уплотнение 2.

Промывка центробежного масляного фильтра

1. Отверните гайку крышки фильтра (рис. 4) и снимите крышку.

2. Отвинтить гайку крепления ротора; снимите ротор с упорной шайбой 9(рис. 5).

  • 3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и крышку 6 ротора.
  • 4. Удалить отложения с крышки 6 и ротора 5 и промыть их дизельным топливом.
  • 5. Соберите фильтр в обратном порядке, проверив состояние прокладок 2 и 4, сопел ротора 3 и шайбы 12.

При необходимости заменить прокладки и очистить сопла ротора.

Техническое обслуживание клапанов системы смазки

Если редукционный клапан или дифференциальный клапан системы смазки могут заклинить, их необходимо снять, отвернув крепежные болты. Промойте клапана в дизельном топливе, не разбирая, и установите на место.

В случае неисправности (поломка пружины и т.п.) замените узел клапана.

Смазка подшипников натяжного ролика привода компрессора

Регулярно заполняйте смазкой полость подшипника натяжного ролика привода компрессора.

Нагнетать смазку механическим или ручным шприцем через масленку (рис. 7), расположенную на оси шкива со стороны блока цилиндров, до появления смазки через сальник на заднем конце шкива (4–5 ударов при наполнении ручным шприцем).

Интервал смазки 500 часов работы.

Промывать подшипники натяжителя рекомендуется один раз в год в следующем порядке:

  • 1. Отвернуть гайку крепления оси ролика натяжителя и гайку болта натяжителя.
  • 2.