Масложор. Причины и последствия для ДВС | SUPROTEC

Расход моторного масла в двигателе внутреннего сгорания – естественный нормальный процесс, если он не превышает допустимых автопроизводителем норм. Потери свыше нормативного показателя – результат утечки масла, о чем свидетельствуют масляные пятна под машиной, или так называемый масложор, когда в двигателе по тем или иным причинам происходит угар масла.

Наружные причины чрезмерного расхода моторного масла заметны не вооруженным глазом.

  • Потеря целостности прокладки поддона, клапанной или передней крышки из-за сильного перегрева.
  • Утечки через изношенные сальники коленвала и распредвала.
  • Пробой уплотнения масляного фильтра.
  • Потеря герметичности маслозаливной пробки.

Решение этих проблем лежит в самом названии источника протечки масла. Гораздо сложнее определить истинную причину масложора двигателя, приводящего к сильному расходу масла и аварийному снижению его уровня.

Допустимый уровень расхода моторного масла

Нормальная величина масложора зависит от марки машины и мощности двигателя. Для легковых автомобилей среднего класса этот показатель колеблется от 0,05 до 1,0 литра на 1000 км пробега. Так допустимый масложор в популярной Ладе Веста с двигателем 1.8 л не должен превышать 0,7 л/1000 км.

Ввиду того, что двигатель работает и расходует масло, в том числе и на холостом ходу, некоторые автопроизводители считают более информативным показатель масложора, исчисляемый по отношению к потребленному топливу, а не к пробегу. Так для большинства легковых автомобилей нормальный расход моторного масла – не более 0,5% от всего израсходованного топлива.

ТопливоРасход масла в легковых автомобилях, литров на 100 л топлива
НормальныйКритический масложор
Бензин0,1…0,250,5…1,0
Дизель0,3…0,52,0

Причины масложора

Главный источник чрезмерного расхода ГСМ в двигателе – износ деталей ДВС. Плохая работа топливной системы, изношенная поверхность цилиндропоршневой группы, утечка через маслосъемные колпачки и другие неисправности в двигателе приводят к повышенному расходу моторного масла внутри самого мотора. Причиной масложора может стать и неправильная эксплуатация автомобиля, вплоть до слишком частых простоев в пробках на улицах мегаполисов.

Потеря функциональных свойств маслосъемных колец, увеличенные зазоры колец в поршневой канавке и в замке – это одни из главных и наиболее распространенных причин масложора в двигателях внутреннего сгорания. В результате на стенках цилиндра остается и затем сгорает масло, а в картер прорывается больше продуктов неполного сгорания топлива.

Неисправный воздушный фильтр

Плохо очищенный воздух несет в себе частицы пыли, которые оседают внутри цилиндра и становятся буквально абразивом при движении поршня. В результате такого абразивного износа металла увеличиваются зазоры в цилиндропоршневой группе, а масло остается на стенках цилиндра из-за неплотного прилегания маслосъемных колец и сгорает вместе с топливно-воздушной смесью. От этого и происходит чрезмерный расход масла (масложор) с появлением характерного сизого дыма, выходящего из выхлопной трубы.

Такой абразивный эффект возникает при скоплении попавшей с воздухом пыли в канавках маслосъемных колец. Смешиваясь с моторным маслом, грязь превращается в пастообразный абразив, который во время хода поршня постепенно истирает внутреннюю поверхность цилиндра, поршневые кольца и канавки.

Клапаны и газораспределительный механизм

Сильный износ сальников клапанов (маслосъемных колпачков) и направляющих клапановы втулок – еще один источник масложора. Вулканизация полимерного материала маслосъемных колпачков от повышенной температуры, больших нагрузок и попросту от времени приводит к потере их упругости. Они твердеют и растрескиваются, открывая беспрепятственный путь для протечки масла.

Клапанные втулки служат немного дольше, однако несвоевременная их замена приведет к раскачке клапанов и дополнительному биению о сальники, которые в итоге теряют свою герметичность. В результате появляется эффект масложора, когда моторное масло беспрепятственно стекает по стержню клапана непосредственно в камеру сгорания.

О таком источнике масложора свидетельствует густой обильный дым из выхлопной трубы при запуске прогретого двигателя, и уменьшение интенсивности дыма во время движения автомобиля. Второе свидетельство масложора из-за изношенных клапанных втулок и маслосъемных колец – большое количество масла на резьбе свечи зажигания.

Здесь важно не только вовремя заменять маслосъемные колпачки и контролировать целостность клапанных втулок, но и следить за самим клапаном. Не допускается его люфт. Даже минимальный еле заметный поперечный ход стержня при интенсивной эксплуатации двигателя быстро разобьет новый маслосъемник и направляющую втулку.

Турбокомпрессоры

Газодинамическое уплотнение вала – естественный источник попадания моторного масла во впускную систему. Масложор в указанных автопроизводителем допустимых пределах – это нормально даже при исправно работающем новом турбокомпрессоре. Как и поршневые компрессионные кольца, газодинамическое уплотнение не идеально герметично, а значит, частично газы проникают сквозь него.

При нарушении режимов эксплуатации двигателя может возникнуть ситуация, при которой наблюдается одновременное повышение давления выхлопных газов на выходе и зона сильного разряжения на входе. Такая недопустимая разница провоцирует частичный прорыв газа в холодную улитку из горячей через газодинамический затвор. Внештатный впрыск газа несет с собой распыленное масло из центрального корпуса в сторону впуска.

Определить самостоятельно этот источник масложора можно по запотеванию на патрубковых стыках турбины, а также по наличию масла в интеркулере. Количество потерь масла в таком случае никак не нормируется автопроизводителям. Одна из основных причин износа газодинамических уплотнений с появлением эффекта обратной разницы давлений на входе и выходе – снижение производительности воздушного фильтра и нейтрализатора. Для снижения масложора в такой ситуации достаточно заменить забитый фильтр.

Неисправная система вентиляции картерных газов

Снижение производительности вентиляции картерных газов нередко приводит к масложору даже при условии идеальной работы цилиндропоршневой группы. Чаще всего это происходит из-за неизбежных отложений, которые уменьшают производительность маслоотделителей с сокращением ресурса управляющих клапанов вентиляции.

Из-за скопившихся отложений клапан начинает работать некорректно, ухудшая качество вентиляции газов с неизбежным попаданием большого количество моторного масла в воздуховод. Масло сгорает в камере сгорания, оставляя внутри нее нагар.

Неполное сгорание топливно-воздушной смеси

Жидкое топливо смывает моторное масло с рабочих поверхностей цилиндропоршневой группы. Такой эффект возникает из-за неправильной работы топливной системы, когда топлива слишком много в топливно-воздушной смеси и оно не полностью сгорает. Неполное сгорание приводит к выпадению топлива на стенки цилиндра и смыванию с него масляной пленки.

Это косвенная причина масложора, поскольку прямого воздействия на чрезмерный расход моторного масла она не оказывает. Однако смывание масляной пленки приводит к повышению трения между поршнем и цилиндром. Сухое трение резко ускоряет износ ЦПГ, снижает мощность двигателя и приводит к масложору, когда моторное мало начинает попадать в камеру сгорания через изношенные маслосъемные кольца и поршневые канавки.

  • Важно своевременно устранять любые неисправности в системе зажигания и подачи топлива.
  • Некачественное топливо также приводит к таким проблемам, когда в погоне за экономией автовладельцы заправляются на заправках с сомнительной репутацией.
  • Частые короткие дистанции с непрогретым двигателем – еще одна причина масложора из-за неполного сгорания топлива.

В дополнение к смыванию масляной пленки несгоревшее топливо попадает в масляный поддон. Это приводит к ухудшению качества масла, его разжижению и увеличению объема, порождая замкнутый круг, когда один источник масложора приводит к новым причинам чрезмерного расхода ГСМ.

Низкое качество моторного масла, его выработка или несоответствие марки

Угар или, проще говоря, масложор может появиться из-за полной выработки ресурса масла еще до окончания межсервисного интервала до проведения планового техобслуживания машины. Это наблюдается при тяжелых эксплуатационных условиях, когда автомобиль и его двигатель работают на предельных мощностях.

Зная о таких режимах работы, необходимо сокращать интервал замены моторного масла. В противном случае отработавшее свой ресурс масло приводит к образованию нагара в цилиндропоршневой группе и к залеганию поршневых колец. В результате снижается герметичность и увеличивается трение с образованием новых задиров, приводящих к масложору. Это еще один замкнутый круг с нарастанием, как снежный ком, проблем и появлением новых причин масложора.

К аналогичному эффекту приводит и несоответствие марки моторного масла рекомендациям автопроизводителя. Отклонения от нормы по вязкости и другим параметрам точно так же, как и отработанное старое масло, становится причиной нарастающих и порождающих друг друга причин масложора.

Таблица с причинами

Часть двигателяПоломка, приведшая к масложоруСпособ диагностики
ГБЦ (блок цилиндров)Изношенная прокладкаВизуальный осмотр
Коленчатый валИзношенные сальникиРазборка мотора на СТО
Масляный фильтрВыработка ресурса, засор, непрочное креплениеВизуальный осмотр
Клапаны ГРМПотеря эластичности и герметичности маслосъемных колпачковВизуально-тактильный осмотр
ПоршниРазрушение и закоксовывание маслосъемных колецСиний дым в выхлопных газах
КартерЗасоренная вентиляция с избыточным давлениемУдерживая плотно ладонь на маслозаливном отверстии, определить наличие избыточного давления или его отсутствие
ЦилиндрыИзношенность рабочей поверхности ЦПГ с задирами, трещинамиВизуально при разборке ЦПГ на СТО

Что будет, если не устранить?

Многих автовладельцев не особо беспокоит проблема чрезмерного расхода моторного масла, ввиду малой интенсивности использования машины. Полагая, что проще подлить ГСМ, чем отдавать авто на дорогостоящую диагностику и ремонт, такие автолюбители сильно заблуждаются и рискуют оказаться в ситуации, когда «скупой платит дважды».

Масложор – это не просто чрезмерный расход масла, это серьезный симптом системных проблем в двигателе. Снижение уровня масла может привести к полному выходу из строя двигателя. Ремонт таких неисправностей стоит очень дорого. Это несоизмеримо с затратами на плановое техобслуживание и использование специальных триботехнических присадок для моторного масла, которые в разы снижают риск появления описанных выше причин масложора.

Жор масла на примере Лада Веста с двигателем 1.8 л и способы его устранения

Появление Лада XRAY и Веста с двигателем 1.8 литра было омрачено активным масложором в совершенно новых автомобилях. Массовые жалобы на форумах автовладельцев свидетельствуют о завышенном расходе моторного масла – более литра на 1000 км пробега. На протяжении последних трех лед инженеры ВАЗа предприняли ряд улучшений, которые позволили снизить расход ГСМ до нормальных значений.

Избавить двигатель 1.8 л от масложора на Ладе Веста помогли:

  • изменения калибровки ГРМ;
  • усиление допуска клапанов;
  • увеличение эластичности маслосъемных колпачков;
  • конструктивные изменения масляного отражателя;
  • переход на более вязкое масло.

Конструкторы ВАЗа рекомендуют использовать для двигателей объемом 1.8 литра более вязкое моторное масло марки 5W40, а также добавлять в него триботехнические присадки для защиты от износа и восстановления поверхности ЦПГ. Это резко снижает масложор, повышает мощность двигателя и уменьшает расход топлива.

Триботехнические присадки

Снижение трения в цилиндропоршневой группе и устранение признаков механического износа – главные способы профилактики масложора. Триботехнические добавки для моторного масла снижают фрикционный износ и восстанавливают изношенную поверхность благодаря формированию нового слоя металла.

Присадки Супротек устраняют образовавшиеся царапины, задиры и другие следы механического износа ЦПГ. Металлические микрочастицы буквально заживляют такие «раны», не допуская попадания масла в камеру сгорания и предотвращая его угар.

Триботехнические присадки Супротек «Актив Стандарт» можно использовать даже для предотвращения масложора в двухтактных двигателях, которыми оснащают мопеды, лодочные моторы, бензопилы и прочую мототехнику. Для зашиты от масложора турбодвигателей с непосредственным впрыском TSI и послойным TFSI рекомендовано использовать усиленные триботехнические присадки типа Супротек «Актив Плюс».

Когда «масложор» можно считать вполне нормальным явлением — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Фото из открытых источников

Про повышенный расход масла многие водители знают не понаслышке. Часто в этом обвиняют автостроителей, которые прямо говорят про расход масла на угар у своих машин. Однако во многих случаях производители не виноваты в «масложоре». О том, когда повышенный расход масла можно считать нормальным явлением, рассказывает портал «АвтоВзгляд».

Виктор Васильев

В том, что моторы «едят» масло нет ничего удивительного. В последние годы нагрузки на них выросли, а еще стали широко применять наддув. В результате новый бензиновый двигатель может потреблять от 5 до 100 грамм масла на каждую тысячу километров и это абсолютно нормальное явление. А сильно изношенный мотор потребует и 800 грамм. Для дизельного агрегата норма равна, примерно, от 300 до 500 грамм.

Многие производители честно прописывают эти расходы в инструкции по эксплуатации, так что пугаться небольшого масложора не стоит. Но часто в расходе смазки виноват и сам автовладелец.

Дело в том, что чем агрессивнее водитель управляет автомобилем, тем сильнее растет давление в цилиндрах, увеличивая прорывы выхлопных газов в систему вентиляции картера, откуда смазка попадает в камеру сгорания. То же самый эффект происходит при движении на высоких скоростях. Поэтому у любителей нажать на газ расход масла будет всегда больше, чем у спокойных людей.

Фото из открытых источников

«Масложор» будет нормальным явлением, и если после долгого движения по трассе остановится и сразу заглушить двигатель. В этом случае турбина резко лишается охлаждения, что медленно приводит к процессу закоксовки, а это, в свою очередь, доводит двигатель до повышенного расхода масла.

Вспомним и тот факт, что в пробочном трафике, особенно когда на улице стоит жара, масло работает буквально, как в бане. Особенно если двигатель малообъемный и картер у него небольшой. В итоге, с ростом температуры увеличиваются и угар смазки, что ведет к ее повышенному расходу. Вот поэтому жители мегаполисов должны проверять уровень масла чаще, чем те, кто живет загородом.

В конце добавим, что, скажем, расход в три литра масла на 10 000 км пробега для легкой малолитражки можно считать большим расходом, а для крупного и тяжелого внедорожника это вполне допустимый показатель. Так что если мотор начал «кушать» масло выше нормы, можно просто доливать смазку, но следить, дабы аппетит не возростал…

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Зачем надо вовремя менять «резинки»

42333

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Зачем надо вовремя менять «резинки»

42333

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс. Дзен

ущерб, двигатель, ДВС, дешевые машины, бюджетные авто, премиальный сегмент, премиум-сегмент, автосервис, ремонт, техническое обслуживание, моторное масло

Почему пропадает масложор на морозе? Причина вас удивит

Избыток топлива

Зимой прогрев двигателя до рабочей температуры занимает гораздо больше времени, чем летом. В этом положении система управления двигателем обеспечивает обогащение топливной смеси.

И чем современнее двигатель и выше экологические нормы, тем богаче смесь. Избыточное топливо уже сгорает в каталитическом нейтрализаторе, что приводит к быстрому нагреву керамических ячеек и эффективной эвакуации выхлопных газов.

Однако бензин из богатой смеси конденсируется на стенках еще не прогретых цилиндров и попадает в масло через поршневые кольца.

При частых холодных пусках и коротких поездках топливо из масла не успевает испариться. В результате уровень в кастрюле постепенно повышается.

Кроме того, такой эффект могут наблюдать владельцы автомобилей как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями.

Откуда берется вода?

При выключении двигателя после поездки воздух внутри устройства охлаждается, а на стенках конденсируется влага. Немного, но если поездки частые, но короткие, эта вода из масла не успеет испариться.

Чтобы проверить это, просто отвинтите крышку заливной горловины. Зимой на нижней поверхности образуется желтоватый налет, по консистенции напоминающий сметану. Это эмульсия (механическая смесь) воды с моторным маслом. Такими же отложениями покрыта клапанная крышка.

В поддон также собирается вода. Это приводит к повышению уровня масла.

Особенно опасна большая лужа на дне кастрюли (ведь вода тяжелее масла). При замерзании в мороз подача масла в маслозаборник полностью прекращается. Последствия трагичны: отсутствие масла и повышенный износ деталей, приводящий к капитальному ремонту двигателя.

Эмульсия на крышке маслозаливной горловины.

Эмульсия на крышке маслозаливной горловины.

Как предотвратить?

Лучшая профилактика – интенсивная эксплуатация автомобиля и длительные поездки. Например, в такси, которые проезжают 100 000 км в год, в масле практически нет ни воды, ни топлива.

Рецепт для владельцев личного транспорта: после 4-5 коротких поездок обязательно нужно совершить дальнюю. Кроме того, после полного прогрева желательно запустить двигатель на высоких оборотах.

Если дорожные условия не позволяют развивать высокую скорость (более 100 км/ч), необходимо перейти на более низкие передачи, чтобы обороты двигателя не опускались ниже 4000 в минуту, и этот режим для при минимум 15-20 минут сохраняются. Во время такой езды топливо и влага испаряются из масла.

Еще полезной штукой будет шумоизоляция моторного отсека. На решетку радиатора можно установить фартук, а сверху двигатель накрыть автоматическим покрывалом.

Автоодеяло помогает уменьшить количество эмульсии на внутренней стороне клапанной крышки, так как оно задерживает тепло в верхней части двигателя.

Автоодеяло помогает уменьшить количество эмульсии на внутренней стороне клапанной крышки, так как оно задерживает тепло в верхней части двигателя.

Будьте осторожны!

Уровень масла может повышаться зимой по другим причинам. Например, попадание лишнего топлива произойдет из-за негерметичной форсунки. Либо через негерметичные прокладки, либо через трещины в деталях антифриз будет просачиваться в масло.

Если из выхлопной системы идет черный дым или двигатель недавно перегрелся, стоит заехать на диагностику, не утешая себя тем, что уровень масла просто повышается из-за конденсата.

  • 7 эффективных способов устранения масляной горелки без разборки двигателя.
  • «За рулем» теперь можно смотреть RuTube

Источник: Z R

Аника

Аника Руд — автор «Social Bites». Она автомобильный энтузиаст, пишет о последних разработках и новостях автомобильной промышленности. Обладая глубоким пониманием новейших технологий и страстью к писательству, Аника публикует проницательные и увлекательные статьи, которые информируют ее читателей о последних событиях в мире автомобилей.

Популярные

Еще от автора

Стоит ли покупать подержанный Volkswagen Caravel?

Абдулла Сэм

на что нужно смотреть в первую очередь при выборе Фольксваген Т6 Каравелла на вторичном рынке.

Выпускаемое с 2015 года и актуальное по сей день шестое поколение минивэна Volkswagen под индексом T6 немцы называют вершиной эволюции всемирно известной модели. В его основе лежит хорошо проработанная платформа предшественника Т5, родившаяся в начале 2000-х, но дополненная всеми современными технологиями.

Недавно обновленную Каравеллу можно найти на вторичном рынке по цене 1,5 миллиона рублей. Столько просят за самые простые машины первых годов выпуска с младшим дизелем и механикой. Но стоит ли связываться с таким микроавтобусом, который за 7 лет успел проехать по дорогам России до 400 000 км, и сколько может стоить привести его в порядок после покупки?

Как выбрать Volkswagen Caravelle с пробегом?

Поскольку основа Volkswagen T6 Caravelle такая же, как и у его предшественника, слабые места кузова у них одинаковые. Это значит, что при осмотре подержанной Caravelle стоит искать сколы и вздутия ЛКП, а также признаки «красной чумы» на кромке капота, колесных арках и на задней двери. На этой модели также страдает краска в районе ручек и на порогах сдвижных дверей, где ее безжалостно царапают неаккуратные пассажиры при посадке и высадке.

Если сами механизмы раздвижных дверей достаточно живучи и могут исправно работать не менее 7 лет до переборки, то электроприводы сдаются в аренду раньше. Изнашиваются датчики положения двери и ломается микропереключатель. Из «болячек», доставшихся Т6, никуда не делись нынешние раздвижные окна, ржавеющие основания передних сидений и регулярно ломающаяся печка в салоне. Поэтому обязательно проверьте работу всей электроники, приводов дверей и кондиционера.

Линейка турбированных двигателей с двухлитровыми дизельными «четверками» досталась нынешней «Каравелле» от предшественницы вместе со всеми недостатками. Наименее надежные версии – двухатмосферные мощностью от 180 до 204 сил. Они редко служат более 250 000 км без поломок и ремонтов. Масложор до 3 литров на 1000 км для таких агрегатов первый признак скорой капиталки.

Также к их слабым местам можно отнести недолговечные турбины и «нежные» амортизаторы. На этом фоне гораздо привлекательнее в плане долговечности выглядят менее мощные дизеля того же объема с одной турбиной, выдающие от 102 до 150 сил. Да еще и бензиновые двухлитровые «турбочетверки» мощностью 150 и 204 л.с. хвалят за надежность. В частности, благодаря цепному приводу ГРМ.

Шестиступенчатая механика Каравеллы считается более долговечной, чем пятиступенчатая, которой оснащались маломощные модификации фургона. Однако обе эти коробки спокойно выхаживают по 250 000-300 000 км до переборки с заменой подшипников первичного вала и задней передачи.