Ту-154 — Авіамузей

Ту-154 в 80-х годах называли «рабочей лошадкой восточноевропейских аэропортов». Более половины аерофлотовских перевозок осуществляли именно эти машины. Их было построено около тысячи.

Разрабатывая в конце 60-х годов проект среднемагистрального самолета второго поколения, коллектив ОКБ им. Туполева стремился соединить в нем лучшие качества лайнеров первого поколения, которые он должен был заменить: скорость Ту -104, дальность и экономичность Ил -18 и комфорт и взлетно-посадочные характеристики Ан-10.

Для самолета была выбрана схема с стреловидным крылом, Т-образным оперением и размещением трех двигателей в хвостовой части фюзеляжа. «Чистое» крыло со значительным (35 о) углом стреловидности впервые в СССР было оснащено полным комплектом средств механизации, принятым в мировой практике (элерон — интерцептор и, интерцепторы-воздушные тормоза, трехступенчатые закрылки и предкрылки почти по всему размаху). В сочетании с некоторым «избытком» мощности силовой установки оно обеспечивает самолете как высокую крейсерскую скорость (даже большую чем у Ту-104), так и возможность действовать с относительно коротких аэродромов. Три турбовентиляторные двигатели НК-8-2 благодаря высокой экономичности обеспечивают значительную (до 4000 км) дальность полета. Их суммарная мощность позволяет Ту -154 взлетать с полной нагрузкой даже с високогорных аэродромов, а система реверса тяги (на обоих боковых двигателях) — значительно сократить пробег после приземления.

Герметичная кабина разделена на два пассажирских салона легкими переборками, поэтому салон можно быстро переоборудовать под любое допустимое количество пассажирских мест — от 128 в смешанном варианте до 158 в основном и 174 в туристическом. Диаметр фюзеляжа был увеличена до 3.8 м, поэтому пассажиры в просторном салоне (шириной 3,6, высотой 2,02 и длиной 27.5 м) чувствуют себя достаточно свободно. Вспомогательная силовая установка обеспечивает кондиционирование салонов и кабины экипажа при выключенных двигателях.

Ту-154 оснащен оборудованием, позволяющим выполнять регулярные полеты в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Бортовая система управления обеспечивает заход на посадку в автоматическом режиме.

Первый полет нового лайнера состоялся 3 октября 1968 г. А в 1972 году было развернуто массовое серийное производство. Регулярные пассажирские рейсы начались 9 февраля 1972.

Первая модификация самолета — Ту-154А — получила более мощные двигатели НК-8-2У и автоматическое управление механизацией крыла и перестановкой стабилизатора. Взлетная масса возросла до 94 тонн. В авиаотряды Аэрофлота самолеты поступили в апреле 1974 года.

Проблемы с трещинами в крыльях, которые возникали после нескольких тысяч часов эксплуатации из-за «усталости» металла, заставили уже с 1975 года перейти к производству новой модели — Ту-154Б. Кроме повышения прочности, на них установили дополнительный бак с горючим и сделали аварийные выходы в хвостовой части. Количество пассажирских мест возросло до 180, взлетная масса — до 98 тонн. Предыдущие модели постепенно дорабатывались на авиаремонтных заводах ГВФ стандарту Ту-154Б. Часть машин была переделана в грузовой вариант Ту-154С, рассчитанный на перевозку до 20 т грузов.

Модификации Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, которые начали выпускать с 1978 года, имели некоторые различия в топливной системе, системе кондиционирования воздуха, электрооборудовании и шасси. Всего в 1975-85 годах было построено 605 машин модели Ту-154Б, из которых на 2000 год 185 находились в эксплуатации.

В 1982 году была создана глубокая модернизация самолета, получившей индекс Ту-154М. Изменения коснулись почти всех частей самолета, от новых двигателей Д-30-КУ-154-II (тягой по 11 010 кгс) до формы хвостовой части фюзеляжа. Крыло получило дополнительный наплыв и новые зализы, закрылки стали двущелевые, предкрылки — сплошными. Взлетная масса достигала 102 тонн.

Первый Ту-154М поднялся в воздух в 1982 году, а серийное производство началось в Куйбышеве в 1984 году. Благодаря улучшенной аэродинамике и новым двигателям долгое время эти машины были самыми экономичными в Аэрофлоте, поэтому довольно живо шли на экспорт. Они брали на борт до 176 пассажиров, и могли перевезти их на расстояние до 3900 км. М аксимальна же дальность (с 164 пассажирами) достигала 5200 км.

К концу 1996 года было построено 324 Ту-154М, из которых в 2000 году около 200 находились в эксплуатации.

Всего в 1969-2000 годах было построено более 930 самолетов типа Ту-154 (всех моделей), 40 из которых были переданы в ВВС и правительственный авиаотряд, и более 150 направлено на экспорт (в основном в социалистические страны и Египет) .

Летно-технические характеристики Ту-154М — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 8 апреля
EUR ЦБ: 90,29

(+2,16)

Инвестиции, 07 апр, 16:12

Курс доллара на 8 апреля
USD ЦБ: 82,4

(+1,73)

Инвестиции, 07 апр, 16:12

Холанд сделал дубль в первом матче «Манчестер Сити» после травмы

Спорт, 21:45

«Спартак» благодаря пенальти в концовке вырвал ничью в матче с «Динамо»

Спорт, 21:29

Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея

20:54

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

ТАСС узнал о сотрудничестве Треповой со следствием по делу о теракте

Политика, 20:52

В Армении задержали обвиняемого в России по делу о дезертирстве

Общество, 20:47

Военная операция на Украине. Онлайн

Политика, 20:42

Врач рассказал о состоянии и процессе лечения Берлускони

Общество, 20:32

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Российский теннисист проиграл в полуфинале турнира в Марокко

Спорт, 20:18

Матч Второй лиги чемпионата России по футболу завершился со счетом 15:0

Спорт, 20:00

Что ждет московский рынок элитной недвижимости

РБК и Ahead, 19:59

Мощи 80 святых и церковную утварь попытались вывезти с Украины в Молдавию

Общество, 19:44

В «Динамо» сообщили о «подавленности» Смолова перед матчем со «Спартаком»

Спорт, 19:16

Глава Севастополя объяснил громкие звуки профилактикой диверсий

Политика, 19:15

СКА забросил дважды за 17 секунд и сравнял счет в полуфинале плей-офф КХЛ

Спорт, 19:05

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Уже не первый год идут дискуссии на тему целесообразности серийного выпуска авиалайнера Ту-154. Этим летом самарская компания «Авиакор» прекратила выпуск этих самолетов.

Ту-154 — один из старейших лайнеров, использующихся авиакомпаниями. По мнениям многих экспертов, эта модель, и даже ее модифицированный вариант Ту-154М, устарела. Тем не менее, до сих пор «тушка» — единственный пассажирский самолет, производившийся на экспорт.

Разработка модифицированной модели Ту-154 началась в конце 70-х годов прошлого века. Задачей было производство более экономичного двигателя. В 1984 году началось серийное производство Ту-154М с двигателем ТРДД Д-30КУ. Первый полет на серийной модели был выполнен летчиком-испытателем А.И. Талалакиным. Первоначально самолет назывался Ту-164. По сравнению с предыдущими моделями, удалось добиться повышения топливной эффективности до 30%. Часовая экономия топлива составила около 100 кг.

Производство самолета началось на Куйбышевском авиазаводе. Со временем предприятие освоило выпуск различных модификаций ТУ-154М. Среди них стоит выделить следующие: ТУ-154ЛЛ – летающая лаборатория для проекта «Буран»; Ту-154М-ОН – предназначенный для работ по программе «Открытое небо»; Ту-156 – с двигателем, работающим на природном газе.

Ту-154М – первая отечественная модель, которая приобрела летный ресурс 15 тыс. часов, вместо 4 тыс. часов, свойственных предыдущим моделям.

РБК публикует летно-технические характеристики пассажирского авиалайнера Ту-154М.

размах крыльев, м 37,55
длина самолета, м 48
высота самолета на стоянке, м 11,4
максимальный диаметр фюзеляжа, м 3,8
стреловидность крыла по линии 1/4 хорд, град 35
площадь крыла, м2 202
площадь горизонтального оперения, м2 42
максимальный взлетный вес, т 100000 (102000)
максимальный посадочный вес, кг 80000
масса снаряженного самолета, кг 59000
максимальный запас топлива, кг 39750
топливная эффективность, г/пасс. км 31,0-32,9
количество пассажиров, чел 152-176
масса максимальной коммерческой нагрузки, кг 18000
двигатели 3 Д-30КУ-154 2 сер.
тяга двигателей, кгс 3 х 11000
дальность полета на высоте 11400 м, при взлетной массе 100000 кг, с АНЗ=5000 кг, с коммерческой нагрузкой, км 18000 кг 3500-3800
16600 кг 4050 5450 кг с 39750 кг топлива 6500
максимальная крейсерская скорость, км/ч 935
крейсерская скорость, км/ч 850
максимальная приборная скорость, км/ч 650
крейсерская высота полета, м 11000-12000
экипаж, чел 3(4)

Авиалайнеры.

net

Страна происхождения

Россия

Тип

Авиалайнер средней дальности

История

Туполевский трехреактивный самолет Ту-154 остается стандартным авиалайнером средней дальности на внутренних рейсах в России и других странах бывшего Советского Союза и, в меньшей степени, в Восточной Европе и Иране.

Ту-154 был разработан для замены турбореактивного Туполева Ту-104, а также турбовинтовых Ан-10 и Ил-18. Критерии проектирования при замене этих трех относительно разных самолетов включали возможность работать с аэродромов с гравием или утрамбованной землей, возможность летать на больших высотах над большей частью воздушного движения Советского Союза и хорошие летные характеристики. Для достижения этих целей первоначальная конструкция Ту-154 включала три турбовентиляторных двигателя Кузнецова (теперь ККБМ) НК-8 (которые также приводили в действие более крупный и дальнобойный Ил-62), обеспечивающие относительно хорошее соотношение тяги к весу, тройные тележки. в гондолы крыла и Т-образное хвостовое оперение с задним расположением двигателя.

Ту-154 впервые поднялся в воздух 4 октября 19 г.68. Первый серийный экземпляр был доставлен Аэрофлоту в начале 1971 года, хотя регулярная коммерческая эксплуатация началась только в феврале 1972 года.

Были построены три варианта Ту-154 с двигателями Кузнецова: первоначальный Ту-154, улучшенный Ту-154А с более мощными двигателями и большей максимальной взлетной массой и Ту-154Б с еще большей максимальной взлетной массой. Ту-154С — грузовой вариант Ту-154Б.

В настоящее время производится Ту-154М, который впервые поднялся в воздух в 1982 году. Основным изменением, внесенным в модель М, стали гораздо более экономичные, тихие и надежные соловьевские (ныне Авиадвигатель) ТРДД. Продолжается мелкосерийное производство. Тем временем предлагаемый Ту-154М-2 с двумя ПС-90A ТРДД остается недостроенным.

Силовые установки

Ту-154 — Три ТРДД Кузнецов НК-82 тягой 93,2 кН ​​(20 950 фунтов).
Ту-154М — три ТРДД Д-30КУ-154-II тягой 103,6 кН (23 380 фунтов) Авиадвигатель (Соловьев).

Характеристики

Ту-154 — Максимальная крейсерская скорость 975км/ч (527уз), экономическая крейсерская скорость 900км/ч (486уз), дальняя крейсерская скорость 850км/ч (460уз). Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой и резервом 3460 км (1870 морских миль), дальность полета с максимальным топливом и полезной нагрузкой 13 650 кг (31 100 фунтов) 5280 км (2850 морских миль).
Ту-154М — Максимальная крейсерская скорость 950 км/ч (513 узлов). Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 3900 км (2100 морских миль), дальность полета с максимальным топливом и полезной нагрузкой 5450 кг (12 015 фунтов) 6600 км (3563 морских миль).

Масса

Ту-154 — Эксплуатационный пустой 43 500 кг (95 900 фунтов), максимальная взлетная масса 90 000 кг (198 415 фунтов).
Ту-154М — базовая рабочая масса 55 300 кг (121 915 фунтов), максимальная взлетная 100 000 кг (220 460 фунтов).

Размеры

Размах крыла 37,55 м (123 фута 3 дюйма), длина 47,90 м (157 футов 2 дюйма), высота 11,40 м (37 футов 5 дюймов). Площадь крыла 201,5 м2 (2168,4 кв. футов).

Вместимость

Летный экипаж из трех или четырех человек. Типичное размещение в одном классе от 158 до 164 человек по шесть человек в ряд или 167 человек в рассадке с высокой плотностью размещения для Ту-154;
Ту-154М вмещает до 180 пассажиров при шести рядах и шаге сидений 75 см (29,5 дюйма).

Производство

Построено около 900 Ту-154 всех моделей, в том числе около 325 Ту-154М. В конце 1998 г. на вооружении находилось около 580 человек.

Ссылки по теме

Туполев Ту-154

Основа этого раздела взята из
Международный справочник гражданских самолетов Джерарда Фроули
и используется с разрешения. Чтобы получить собственную копию книги
кликните сюда.

Туполев / Туполев Ту-154 — Технические характеристики

Туполев / Туполев Ту-154

Авиалайнер


Фото ©: Karsten Palt

Туполев Ту-154 — трехмоторный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер средней дальности вместимостью до 95 пассажиров, разработанный Советским конструкторским бюро ОКБ Туполев (сегодня ОАО «Туполев», Россия).

Crew 3-4
Passengers 180
Propulsion 3 Turbofan Engines
Engine Model Aviadvigatel D-30KV-154
Engine Power (each) 103,0 kN 23149 lbf
Speed ​​ 950 km/h 513 kts
  590 mph
Service Ceiling 11. 100 m 36,417 футов
Диапазон 5,200 км 2,808 морских миль
3,231 миль.
Вес пустого 55 300 кг 121 916 фунтов
макс. Взлетный вес 100.000 kg 220.462 lbs
Wing Span 37,55 m 123 ft 2 in
Wing Area 201,5 m 2169 ft
Length 47,92 m 157 ft 3 in
Height 11,40 m 37 ft 5 in
First Flight 04.10.1968
Production Status снято с производства
Общее производство ок. 900
ICAO Code T154
IATA Code TU5
NATO Code Careless
Data for (Version) Tupolev / Tupolew Tu-154M

следующий самолет

[ID фото: 482] Карстен Палт 06.