Содержание
Ту-154 — Авіамузей
Ту-154 в 80-х годах называли «рабочей лошадкой восточноевропейских аэропортов». Более половины аерофлотовских перевозок осуществляли именно эти машины. Их было построено около тысячи.
Разрабатывая в конце 60-х годов проект среднемагистрального самолета второго поколения, коллектив ОКБ им. Туполева стремился соединить в нем лучшие качества лайнеров первого поколения, которые он должен был заменить: скорость Ту -104, дальность и экономичность Ил -18 и комфорт и взлетно-посадочные характеристики Ан-10.
Для самолета была выбрана схема с стреловидным крылом, Т-образным оперением и размещением трех двигателей в хвостовой части фюзеляжа. «Чистое» крыло со значительным (35 о) углом стреловидности впервые в СССР было оснащено полным комплектом средств механизации, принятым в мировой практике (элерон — интерцептор и, интерцепторы-воздушные тормоза, трехступенчатые закрылки и предкрылки почти по всему размаху). В сочетании с некоторым «избытком» мощности силовой установки оно обеспечивает самолете как высокую крейсерскую скорость (даже большую чем у Ту-104), так и возможность действовать с относительно коротких аэродромов. Три турбовентиляторные двигатели НК-8-2 благодаря высокой экономичности обеспечивают значительную (до 4000 км) дальность полета. Их суммарная мощность позволяет Ту -154 взлетать с полной нагрузкой даже с високогорных аэродромов, а система реверса тяги (на обоих боковых двигателях) — значительно сократить пробег после приземления.
Герметичная кабина разделена на два пассажирских салона легкими переборками, поэтому салон можно быстро переоборудовать под любое допустимое количество пассажирских мест — от 128 в смешанном варианте до 158 в основном и 174 в туристическом. Диаметр фюзеляжа был увеличена до 3.8 м, поэтому пассажиры в просторном салоне (шириной 3,6, высотой 2,02 и длиной 27.5 м) чувствуют себя достаточно свободно. Вспомогательная силовая установка обеспечивает кондиционирование салонов и кабины экипажа при выключенных двигателях.
Ту-154 оснащен оборудованием, позволяющим выполнять регулярные полеты в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Бортовая система управления обеспечивает заход на посадку в автоматическом режиме.
Первый полет нового лайнера состоялся 3 октября 1968 г. А в 1972 году было развернуто массовое серийное производство. Регулярные пассажирские рейсы начались 9 февраля 1972.
Первая модификация самолета — Ту-154А — получила более мощные двигатели НК-8-2У и автоматическое управление механизацией крыла и перестановкой стабилизатора. Взлетная масса возросла до 94 тонн. В авиаотряды Аэрофлота самолеты поступили в апреле 1974 года.
Проблемы с трещинами в крыльях, которые возникали после нескольких тысяч часов эксплуатации из-за «усталости» металла, заставили уже с 1975 года перейти к производству новой модели — Ту-154Б. Кроме повышения прочности, на них установили дополнительный бак с горючим и сделали аварийные выходы в хвостовой части. Количество пассажирских мест возросло до 180, взлетная масса — до 98 тонн. Предыдущие модели постепенно дорабатывались на авиаремонтных заводах ГВФ стандарту Ту-154Б. Часть машин была переделана в грузовой вариант Ту-154С, рассчитанный на перевозку до 20 т грузов.
Модификации Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, которые начали выпускать с 1978 года, имели некоторые различия в топливной системе, системе кондиционирования воздуха, электрооборудовании и шасси. Всего в 1975-85 годах было построено 605 машин модели Ту-154Б, из которых на 2000 год 185 находились в эксплуатации.
В 1982 году была создана глубокая модернизация самолета, получившей индекс Ту-154М. Изменения коснулись почти всех частей самолета, от новых двигателей Д-30-КУ-154-II (тягой по 11 010 кгс) до формы хвостовой части фюзеляжа. Крыло получило дополнительный наплыв и новые зализы, закрылки стали двущелевые, предкрылки — сплошными. Взлетная масса достигала 102 тонн.
Первый Ту-154М поднялся в воздух в 1982 году, а серийное производство началось в Куйбышеве в 1984 году. Благодаря улучшенной аэродинамике и новым двигателям долгое время эти машины были самыми экономичными в Аэрофлоте, поэтому довольно живо шли на экспорт. Они брали на борт до 176 пассажиров, и могли перевезти их на расстояние до 3900 км. М аксимальна же дальность (с 164 пассажирами) достигала 5200 км.
К концу 1996 года было построено 324 Ту-154М, из которых в 2000 году около 200 находились в эксплуатации.
Всего в 1969-2000 годах было построено более 930 самолетов типа Ту-154 (всех моделей), 40 из которых были переданы в ВВС и правительственный авиаотряд, и более 150 направлено на экспорт (в основном в социалистические страны и Египет) .
Летно-технические характеристики Ту-154М — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 8 апреля
EUR ЦБ: 90,29
(+2,16)
Инвестиции, 07 апр, 16:12
Курс доллара на 8 апреля
USD ЦБ: 82,4
(+1,73)
Инвестиции, 07 апр, 16:12
Холанд сделал дубль в первом матче «Манчестер Сити» после травмы
Спорт, 21:45
«Спартак» благодаря пенальти в концовке вырвал ничью в матче с «Динамо»
Спорт, 21:29
Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея
20:54
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
ТАСС узнал о сотрудничестве Треповой со следствием по делу о теракте
Политика, 20:52
В Армении задержали обвиняемого в России по делу о дезертирстве
Общество, 20:47
Военная операция на Украине. Онлайн
Политика, 20:42
Врач рассказал о состоянии и процессе лечения Берлускони
Общество, 20:32
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Российский теннисист проиграл в полуфинале турнира в Марокко
Спорт, 20:18
Матч Второй лиги чемпионата России по футболу завершился со счетом 15:0
Спорт, 20:00
Что ждет московский рынок элитной недвижимости
РБК и Ahead, 19:59
Мощи 80 святых и церковную утварь попытались вывезти с Украины в Молдавию
Общество, 19:44
В «Динамо» сообщили о «подавленности» Смолова перед матчем со «Спартаком»
Спорт, 19:16
Глава Севастополя объяснил громкие звуки профилактикой диверсий
Политика, 19:15
СКА забросил дважды за 17 секунд и сравнял счет в полуфинале плей-офф КХЛ
Спорт, 19:05
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Уже не первый год идут дискуссии на тему целесообразности серийного выпуска авиалайнера Ту-154. Этим летом самарская компания «Авиакор» прекратила выпуск этих самолетов.
Ту-154 — один из старейших лайнеров, использующихся авиакомпаниями. По мнениям многих экспертов, эта модель, и даже ее модифицированный вариант Ту-154М, устарела. Тем не менее, до сих пор «тушка» — единственный пассажирский самолет, производившийся на экспорт.
Разработка модифицированной модели Ту-154 началась в конце 70-х годов прошлого века. Задачей было производство более экономичного двигателя. В 1984 году началось серийное производство Ту-154М с двигателем ТРДД Д-30КУ. Первый полет на серийной модели был выполнен летчиком-испытателем А.И. Талалакиным. Первоначально самолет назывался Ту-164. По сравнению с предыдущими моделями, удалось добиться повышения топливной эффективности до 30%. Часовая экономия топлива составила около 100 кг.
Производство самолета началось на Куйбышевском авиазаводе. Со временем предприятие освоило выпуск различных модификаций ТУ-154М. Среди них стоит выделить следующие: ТУ-154ЛЛ – летающая лаборатория для проекта «Буран»; Ту-154М-ОН – предназначенный для работ по программе «Открытое небо»; Ту-156 – с двигателем, работающим на природном газе.
Ту-154М – первая отечественная модель, которая приобрела летный ресурс 15 тыс. часов, вместо 4 тыс. часов, свойственных предыдущим моделям.
РБК публикует летно-технические характеристики пассажирского авиалайнера Ту-154М.
размах крыльев, м | 37,55 | |
длина самолета, м | 48 | |
высота самолета на стоянке, м | 11,4 | |
максимальный диаметр фюзеляжа, м | 3,8 | |
стреловидность крыла по линии 1/4 хорд, град | 35 | |
площадь крыла, м2 | 202 | |
площадь горизонтального оперения, м2 | 42 | |
максимальный взлетный вес, т | 100000 (102000) | |
максимальный посадочный вес, кг | 80000 | |
масса снаряженного самолета, кг | 59000 | |
максимальный запас топлива, кг | 39750 | |
топливная эффективность, г/пасс. км | 31,0-32,9 | |
количество пассажиров, чел | 152-176 | |
масса максимальной коммерческой нагрузки, кг | 18000 | |
двигатели | 3 Д-30КУ-154 2 сер. | |
тяга двигателей, кгс | 3 х 11000 | |
дальность полета на высоте 11400 м, при взлетной массе 100000 кг, с АНЗ=5000 кг, с коммерческой нагрузкой, км | 18000 кг | 3500-3800 | 16600 кг | 4050 | 5450 кг с 39750 кг топлива | 6500 |
максимальная крейсерская скорость, км/ч | 935 | |
крейсерская скорость, км/ч | 850 | |
максимальная приборная скорость, км/ч | 650 | |
крейсерская высота полета, м | 11000-12000 | |
экипаж, чел | 3(4) |
Авиалайнеры.
net
Страна происхождения
Россия
Тип
Авиалайнер средней дальности
История
Туполевский трехреактивный самолет Ту-154 остается стандартным авиалайнером средней дальности на внутренних рейсах в России и других странах бывшего Советского Союза и, в меньшей степени, в Восточной Европе и Иране.
Ту-154 был разработан для замены турбореактивного Туполева Ту-104, а также турбовинтовых Ан-10 и Ил-18. Критерии проектирования при замене этих трех относительно разных самолетов включали возможность работать с аэродромов с гравием или утрамбованной землей, возможность летать на больших высотах над большей частью воздушного движения Советского Союза и хорошие летные характеристики. Для достижения этих целей первоначальная конструкция Ту-154 включала три турбовентиляторных двигателя Кузнецова (теперь ККБМ) НК-8 (которые также приводили в действие более крупный и дальнобойный Ил-62), обеспечивающие относительно хорошее соотношение тяги к весу, тройные тележки. в гондолы крыла и Т-образное хвостовое оперение с задним расположением двигателя.
Ту-154 впервые поднялся в воздух 4 октября 19 г.68. Первый серийный экземпляр был доставлен Аэрофлоту в начале 1971 года, хотя регулярная коммерческая эксплуатация началась только в феврале 1972 года.
Были построены три варианта Ту-154 с двигателями Кузнецова: первоначальный Ту-154, улучшенный Ту-154А с более мощными двигателями и большей максимальной взлетной массой и Ту-154Б с еще большей максимальной взлетной массой. Ту-154С — грузовой вариант Ту-154Б.
В настоящее время производится Ту-154М, который впервые поднялся в воздух в 1982 году. Основным изменением, внесенным в модель М, стали гораздо более экономичные, тихие и надежные соловьевские (ныне Авиадвигатель) ТРДД. Продолжается мелкосерийное производство. Тем временем предлагаемый Ту-154М-2 с двумя ПС-90A ТРДД остается недостроенным.
Силовые установки
Ту-154 — Три ТРДД Кузнецов НК-82 тягой 93,2 кН (20 950 фунтов).
Ту-154М — три ТРДД Д-30КУ-154-II тягой 103,6 кН (23 380 фунтов) Авиадвигатель (Соловьев).
Характеристики
Ту-154 — Максимальная крейсерская скорость 975км/ч (527уз), экономическая крейсерская скорость 900км/ч (486уз), дальняя крейсерская скорость 850км/ч (460уз). Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой и резервом 3460 км (1870 морских миль), дальность полета с максимальным топливом и полезной нагрузкой 13 650 кг (31 100 фунтов) 5280 км (2850 морских миль).
Ту-154М — Максимальная крейсерская скорость 950 км/ч (513 узлов). Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 3900 км (2100 морских миль), дальность полета с максимальным топливом и полезной нагрузкой 5450 кг (12 015 фунтов) 6600 км (3563 морских миль).
Масса
Ту-154 — Эксплуатационный пустой 43 500 кг (95 900 фунтов), максимальная взлетная масса 90 000 кг (198 415 фунтов).
Ту-154М — базовая рабочая масса 55 300 кг (121 915 фунтов), максимальная взлетная 100 000 кг (220 460 фунтов).
Размеры
Размах крыла 37,55 м (123 фута 3 дюйма), длина 47,90 м (157 футов 2 дюйма), высота 11,40 м (37 футов 5 дюймов). Площадь крыла 201,5 м2 (2168,4 кв. футов).
Вместимость
Летный экипаж из трех или четырех человек. Типичное размещение в одном классе от 158 до 164 человек по шесть человек в ряд или 167 человек в рассадке с высокой плотностью размещения для Ту-154;
Ту-154М вмещает до 180 пассажиров при шести рядах и шаге сидений 75 см (29,5 дюйма).
Производство
Построено около 900 Ту-154 всех моделей, в том числе около 325 Ту-154М. В конце 1998 г. на вооружении находилось около 580 человек.
Ссылки по теме
Туполев Ту-154
Основа этого раздела взята из
Международный справочник гражданских самолетов Джерарда Фроули
и используется с разрешения. Чтобы получить собственную копию книги
кликните сюда.
Туполев / Туполев Ту-154 — Технические характеристики
Туполев / Туполев Ту-154
Авиалайнер
Фото ©: Karsten Palt
Туполев Ту-154 — трехмоторный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер средней дальности вместимостью до 95 пассажиров, разработанный Советским конструкторским бюро ОКБ Туполев (сегодня ОАО «Туполев», Россия).
Crew | 3-4 | |
Passengers | 180 |
Propulsion | 3 Turbofan Engines | |
Engine Model | Aviadvigatel D-30KV-154 | |
Engine Power (each) | 103,0 kN | 23149 lbf |
Speed | 950 km/h | 513 kts 590 mph |
Service Ceiling | 11. 100 m | 36,417 футов |
Диапазон | 5,200 км | 2,808 морских миль 3,231 миль. |
Вес пустого | 55 300 кг | 121 916 фунтов |
макс. Взлетный вес | 100.000 kg | 220.462 lbs |
Wing Span | 37,55 m | 123 ft 2 in |
Wing Area | 201,5 m | 2169 ft |
Length | 47,92 m | 157 ft 3 in |
Height | 11,40 m | 37 ft 5 in |
First Flight | 04.10.1968 | |
Production Status | снято с производства | |
Общее производство | ок. 900 |
ICAO Code | T154 | |
IATA Code | TU5 | |
NATO Code | Careless | |
Data for (Version) | Tupolev / Tupolew Tu-154M |
следующий самолет
[ID фото: 482] Карстен Палт 06. |