Подземный транспорт. История изобретений и техники

Рост городов, все усиливающееся движение по их улицам потребовали создания так называемого внеуличного рельсового транспорта. Его линии должны были прокладываться под землей, в специальных тоннелях. Так появился новый вид транспорта, получивший название «метрополитен», или, сокращенно, «метро».

Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне (Англия) еще в 1863 г. Поезда этой подземки были паровыми и работали на угле, что требовало тщательной вентиляции туннелей. Однако это не сильно помогало. Рассказывают, что на открытие первой линии метрополитена пришли разодетые по случаю торжественного события пассажиры. К концу поездки они были с ног до головы покрыты сажей и копотью, сильно кашляли и чихали. Так было до 1906 г., когда участок подземки электрифицировали.

Кроме Лондонского, старейшими метрополитенами мира являются построенные в Будапеште и Глазго (1896 г.), Бостоне (1897 г.), Вене (1898 г.), Париже (1900 г. ), Берлине (1902 г.), Нью-Йорке (1904 г.), а также в Гамбурге (1912 г.). В Советском Союзе первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве в 1935 г., а затем в 1955 г. в Ленинграде.

Это интересно!

Со временем название «метрополитен» стало международным. А произошло оно от названия английской компании «Metropolitan Railway» («Столичная железная дорога»), построившей первую подобную дорогу в Лондоне. Вначале все входы и выходы со станций начали обозначать словом «Metropolitain», затем — «Metro», и в конце концов просто буквой «М». Но к этому времени эти термины вошли во многие языки.

В то же время в самой Англии достаточно часто для обозначения метрополитена используется термин «underground» — «подземка», в США — «subway», который также переводится, как «подземка», а в Германии наиболее часто говорят «U-Bahn» — сокращение от «Untergrundbahn» — «подземная железная дорога».

Высокая скорость и большой пассажиропоток

Чаще всего линии метро проложены под землей, в туннелях диаметром около б м, и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава несколько меньше железнодорожных стандартов, но обычно больше трамвайных Поезд метро состоит из нескольких вагонов: двух головных вагонов (спереди и сзади), имеющих кабины управления, и моторных вагонов между ними. Чаще всего поезда метрополитена насчитывают не более 8 вагонов. Моторы питаются электрическим током, который, как правило, поступает от третьего (контактного) рельса. Каждый поезд метрополитена оснащен надежной системой автоматического управления. Она не только обеспечивает безопасность, но и регулирует скорость движения по маршруту и останавливает поезд на каждой станции.

От остального городского пассажирского транспорта метро отличается использованием электрической тяги, высокой интенсивностью и скоростью движения поездов, большим пассажиропотоком.

Самая короткая линия метрополитена расположена в г. Хайфа (Израиль). Ее протяженность равна всего 2 км. А самой длинной в мире является «подземка» города Нью-Йорк (США) — с общей протяженностью линий более 1300 км.

Кстати, большинство подземных метрополитенов мира может использоваться в качестве убежища для населения в чрезвычайных ситуациях. Для этого, как правило, предусматривают оборудование станций и перегонов аварийными системами фильтрации воздуха, освещения и водоснабжения, запасными выходами и системами герметизации станций.

Скоростное и легкое метро

Кроме привычного для нас метро, в мире существуют еще скоростные и легкие (малогабаритные) метрополитены. Первый из них особо популярен в Германии, Австрии и Швейцарии. Здесь его называют S-Bahn, что является сокращением термина «Stadtschnellbahn» — «скоростная городская железная дорога». В других странах такой вид транспорта часто носит название «городская электричка» или «наземное метро».

Подвижным составом скоростного метро являются электропоезда железнодорожных габаритов и размеров, а расстояния между станциями, как правило, меньше, чем между остановками междугородних поездов, но больше, чем у метрополитена и других видов городского транспорта. Таким образом, скоростное метро занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и пассажирским транспортом дальнего следования.

Легкое метро обычно устраивают в небольших городах, где пассажиропоток не превышает 15—25 тыс. человек в час. Главным достоинством такого вида транспорта является относительно небольшая стоимость его строительства и эксплуатации. Линии легкого метро, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие подземные участки с диаметром туннеля не более 4 м, а поезда обычно состоят максимум из четырех вагонов.

Поделиться ссылкой

история обновления вагонов московского метро / Новости города / Сайт Москвы

Транспорт

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Номерные вагоны, тип 81-717 — такие же символы Московского метрополитена, как витражи «Новослободской», статуи «Площади Революции» или подземный фонтан на станции «Римская». Как обновляли подвижной состав метрополитена и какой поезд может стать новым символом метро — в материале mos. ru.

Москва — мировой лидер метростроения. Новые ветки тянут в самые отдаленные уголки мегаполиса: запланировано строительство метро в Троицке, Солнцевскую линию продлят до Внукова. Но столичный метрополитен не просто наращивает протяженность линий, активно обновляется и инфраструктура подземки. В первую очередь — вагоны метро, которые становятся более современными и комфортными для пассажиров. В ближайшие три года в метро появится около 1300 вагонов новой модели «Москва-2020». К 2023 году число современных поездов превысит 80 процентов. У Москвы будет самый молодой парк вагонов метро в сравнении с метрополитенами Европы и Америки. Если сегодня средний возраст составов в столичном метро — 15 лет, то в будущем он снизится до 10 лет.

Пассажиры, которые каждый день пользуются подземкой, с нетерпением ждут, когда по их веткам поедут новые вагоны с климат-контролем, возможностью зарядить гаджет и даже узнать интересные новости и факты из жизни Москвы.

И, «Яуза» и «Русич»

Однако так было не всегда. Долгое время пассажиров перевозили номерные поезда типа 81-717/714, названные так за отсутствие буквенного обозначения в модели. Первые из них произвели в 1976 году, и через два года такие поезда вышли на линии московского метро. До недавнего времени в подземке также использовались поезда серии Е и ее модификации, в том числе Еж-3, в народе известные как «Ежи». Последние поезда этой серии сняли с Таганско-Краснопресненской линии этим летом. А номерные вагоны продолжают возить пассажиров — в подземке их осталось еще около 2,2 тысячи.

Обычно новые поезда появляются в метро раз в десятилетие. Но в 1980-х годах испытания не прошел вагон типа И. Следующие поезда — «Яуза» — так и не заняли значительной доли в парке. На линии метро вышло только несколько таких поездов. И все это время в метро продолжали эксплуатировать поезда предыдущих моделей.

Следующий поезд — «Русич» — запустили в конце 2003 года на Бутовской линии. Этот состав уже относится к новому поколению. Его и модификации производили вплоть до 2013 года. В столичной подземке около 720 таких вагонов. Их можно увидеть на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях. Первоначально «Русич» разрабатывался для использования на открытых ветках метро. Поэтому он стал первым поездом, в котором было установлено отопление, а позже и кондиционеры.

«Ока» и «Москва»

Процесс активного обновления подвижного состава Московского метрополитена начался десять лет назад. После поставки нескольких сотен вагонов «Русич», в 2012 году, начали массово запускать поезда типа «Ока». Сейчас они работают на Серпуховско-Тимирязевской, Солнцевской, Калининской и Большой кольцевой линиях метро.

Следующая модель вышла на рельсы всего через пять лет — в 2017 году. Это был инновационный поезд «Москва» со сквозным проходом, расширенным дверным проемом, специальными местами для маломобильных граждан и USB-розетками. Исключительно из таких поездов состоит парк поездов Таганско-Краснопресненской, Филевской и Некрасовской линий. Они встречаются на Сокольнической, Калужско-Рижской, Солнцевской и Большой кольцевой линиях. В целом с 2010 года доля поездов нового поколения выросла с 12,6 процента до более чем 60 процентов.

«Москва-2020»

Спустя всего три года после запуска поезда «Москва», в День города, в депо «Митино» был представлен принципиально новый состав «Москва-2020». Перевозить пассажиров он начнет уже совсем скоро.

Новые вагоны стали еще более комфортными для пассажиров. Ширина дверей в них составляет 160 сантиметров. Это на 20 сантиметров больше, чем в поездах «Москва». За счет этого пассажиры смогут быстро выходить и заходить в вагон даже во время часа пик, когда интервалы движения поездов минимальны.

В поезде «Москва-2020» на 57 процентов, до 1,6 метра, увеличились межвагонные переходы. В этой зоне теперь могут свободно разместиться пассажиры, при этом останется еще достаточно места для прохода по составу.

В пять раз увеличилось количество USB-портов в восьмивагонном составе — с 72 до 368 штук. Даже при полной загрузке воспользоваться одним из них сможет каждый четвертый пассажир. Чтобы зарядить свой гаджет, не нужно идти в начало вагона, в новом поезде разъемы впервые разместили между сидениями по всему поезду. А за счет того, что уровень шума в новых поездах ниже на 15 процентов, чем в составе «Москва», то в дороге можно будет с комфортом слушать лекции и аудиокниги, смотреть вебинары или фильмы.

Чтобы не сбиться с пути

Для удобства пассажиров у новых поездов появилось боковое табло с названием конечной станции. Стоя на платформе, пассажиры смогут увидеть на промежуточных вагонах, куда едет поезд. Особенно актуально с учетом того, что люди периодически путают направление движения и садятся в поезд, движущийся в другую сторону.

Еще одно новшество — консольные LCD-дисплеи, которые разместятся под потолком. Их будут использовать для информирования пассажиров. За счет высокой четкости изображения и широкого угла обзора информацию можно будет увидеть из любой точки вагона.

Безопасность и комфорт

В новых поездах работает видеонаблюдение: в каждом вагоне установлено по восемь камер. Информация с них сразу передается в единый диспетчерский центр метро. И в случае нештатных ситуаций его сотрудники смогут максимально быстро принять необходимые меры и оказать всю необходимую помощь. Для безопасности пассажиров в поездах также работает система раннего обнаружения дыма.

Поручни в новых вагонах полностью покрыты теплым материалом, на полу — антискользящее покрытие. Вместо холодной сине-белой гаммы во внутреннем оформлении использован теплый цвет «розовое золото». А дополнительный комфорт пассажиров, сидящих возле дверей, обеспечат стеклянные экраны, которые отделяют сиденье от пространства возле выхода из вагона.

Более 170 поездов за три года

Москва лидирует по темпам обновления подвижного состава. Город не только смог наверстать упущенное в 1980–1990-х годах время, но и сделать вагонный парк московского метро одним из самых современных в мире.

По многим параметрам поезд «Москва-2020» превосходит зарубежные аналоги. Например, ширина дверей в новых вагонах до 23 процентов больше, чем в поездах производства Siemens, Alstom, Hyundai, CAF. А интерактивные панели для навигации пока не используют больше ни в одной модели среди ближайших конкурентов. Зарядки у каждого сидения есть только в вагонах Hyundai Rotem h20, при этом корейский поезд на 30 процентов дороже отечественного.

С 2010 года средний возраст вагонов в Московском метрополитене сократился с 22,5 до 15 лет. Для сравнения — в Лондоне этот показатель составляет 19 лет, в Нью-Йорке — 23 года.

В ближайшие три года будет закуплено более 1300 вагонов «Москва-2020». Свыше 170 новых поездов будут работать на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях. В результате доля современных поездов в Московском метрополитене превысит 80 процентов, а средний возраст вагонов снизится до 10 лет.

Теги

транспорт метро поезда нового поколения Москва-2020

Сферы

Транспорт

Все новости

Метро | История, транспорт, города и факты

Центральная станция метро в Вашингтоне, округ Колумбия

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Брэдфилд
Гарри М. Виз
Сэр Бенджамин Бейкер
Сэр Джон Фаулер, первый баронет
сэр Джон Хокшоу
Похожие темы:
железная дорога
общественный транспорт
тренироваться
вагон фуникулера
Столичная железная дорога

Просмотреть весь связанный контент →

метро , также называемое метро , метро или метро , подземная железнодорожная система, используемая для перевозки большого количества пассажиров в городских и пригородных районах. Метро обычно строят под городскими улицами для простоты строительства, но они могут сокращаться и иногда должны проходить под реками. Окраинные участки системы обычно выходят на поверхность, становясь обычными железными дорогами или надземными транспортными линиями. Поезда метро обычно состоят из нескольких вагонов, работающих по многоблочной системе.

расширение мюнхенской подземной железнодорожной системы

Посмотреть все видео к этой статье

Первая система метро была предложена для Лондона Чарльзом Пирсоном, городским юристом, в рамках плана благоустройства города вскоре после открытия туннеля Темзы в 1843 году. После 10 лет обсуждения парламент санкционировал строительство 3,75 миль (6 км) подземной железной дороги между Фаррингдон-стрит и Бишоп-роуд в Паддингтоне. Работы на Столичной железной дороге начались в 1860 г. открытым способом, т. е. путем прокладки траншей вдоль улиц, обкладки их стен кирпичом, устройства балок или кирпичной арки для крыши, а затем восстановления проезжей части поверху. 10 января 1863 года линия была открыта с использованием паровозов, которые сжигали кокс, а затем и уголь. Несмотря на сернистые пары, выпущенные локомотивом, линия с момента открытия имела успех, на ней было провезено 9 человек.0,5 млн пассажиров за первый год существования. В 1866 году лондонский Сити и компания Southwark Subway Company (позже City and South London Railway) начали работу над своей «трубной» линией с использованием туннельного щита, разработанного Дж.Х. Грейтхед. Тоннели проложены на достаточной глубине, чтобы не задевать фундаменты зданий и инженерные коммуникации, уличного движения не нарушалось. Первоначальный план предусматривал использование кабеля, но электрическая тяга была заменена до того, как линия была открыта. Эксплуатация этой первой электрической подземной железной дороги началась в 189 г.0 с единообразным тарифом в два пенса за любую поездку по 3-мильной (5-километровой) линии. В 1900 году в Лондон прибыл Чарльз Тайсон Йеркс, американский железнодорожный магнат, который впоследствии отвечал за строительство дополнительных подземных железных дорог и за электрификацию линий разреза и покрытия. Во время Первой и Второй мировых войн станции метро выполняли незапланированную функцию бомбоубежищ. Лондонская система теперь широко известна как метро или метро.

Британника Викторина

Викторина по транспорту и технологиям

Многие другие города последовали примеру Лондона. В Будапеште в 1896 году было открыто электрическое метро протяженностью 2,5 мили (4 км) с использованием одиночных вагонов с опорами; это было первое метро на европейском континенте. При его строительстве была достигнута значительная экономия по сравнению с более ранними открытыми методами за счет использования плоской крыши со стальными балками вместо кирпичной арки и, следовательно, более мелкой траншеи.

Метро в Париже (Chemin de Fer Métropolitain de Paris) было открыто в 189 г.8, а первые 6,25 миль (10 км) были открыты в 1900 году. Быстрый прогресс был связан с широкими улицами над головой и модификацией метода «вырезать и укрыть», разработанного французским инженером Фульжансом Бьенвеню. Через определенные промежутки времени вдоль маршрута были прорыты вертикальные шахты; и оттуда были вырыты боковые траншеи, а каменные фундаменты для поддержки деревянной опалубки были заложены непосредственно под дорожное покрытие. Затем строительство арки крыши продолжалось с относительно небольшим нарушением уличного движения. Этот метод, хотя он все еще используется в Париже, не получил широкого распространения в строительстве метро в других местах.

В Соединенных Штатах первая практическая линия метро была построена в Бостоне между 1895 и 1897 годами. Она имела длину 1,5 мили (2,4 км) и сначала использовала троллейбусы или трамваи. Позже в Бостоне появились обычные поезда метро. 27 октября 1904 года в Нью-Йорке открылась первая секция того, что должно было стать крупнейшей системой метрополитена в мире. В Филадельфии система метро была открыта в 1907 году, а система метро в Чикаго открылась в 1943 году. Москва построила свою первоначальную систему в 1930-х годах.

В Канаде Торонто открыл метро в 1954 году; вторая система была построена в Монреале в 1960-х годах с использованием автомобилей парижского типа с резиновыми шинами. В Мехико первая очередь комбинированной системы подземного и наземного метро (сконструированная по образцу парижского метро) была открыта в 1969 году. В Южной Америке метро Буэнос-Айреса открылось в 1913 году. В Японии метро Токио открылось в 1927 году, метро Киото в 1931 году. , Осака в 1933 году и Нагоя в 1957 году.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Автоматические поезда, спроектированные, построенные и эксплуатируемые с использованием аэрокосмических и компьютерных технологий, были разработаны в нескольких мегаполисах, в том числе на участке лондонского метро, ​​линии Виктория (завершено в 1971 году). Первой системой скоростного транспорта, разработанной для полностью автоматической работы, является BART (Bay Area Rapid Transit) в районе залива Сан-Франциско, построенная в 1976 году. компьютерного сбоя. Метро Вашингтона, округ Колумбия, с автоматической системой управления железной дорогой и подземными станциями с кессонными сводами длиной 600 футов (183 метра) открыло свою первую линию метро в 1976. К другим особенностям современного строительства метрополитена относятся поезда с кондиционированием воздуха и легкие алюминиевые вагоны, более плавные и быстрые поездки благодаря совершенствованию конструкции путей и систем поддержки вагонов, а также внимание к архитектурному виду и безопасности пассажиров на станциях метро.

Некоторые из самых загруженных линий метро в мире находятся в Гонконге и Сеуле. Железная дорога общественного транспорта Гонконга (MTR) известна своей чистотой, разветвленной сетью и удобствами, такими как доступность и место для хранения инвалидных колясок. Несмотря на более чем четыре миллиона пассажиров в день, MTR имеет норму времени прибытия 9 человек.9,9 процента. Система метро Сеула также высокоэффективна: в каждом вагоне есть бесплатный Wi-Fi, а в некоторых вагонах есть телевизионные экраны с объявлениями и новостями. Зимой сиденья в поездах подогреваются.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Тарой Раманатан.

Метро / Система скоростного метро |

Международная ассоциация общественного транспорта (или UITP) определяет системы метро как системы городского пассажирского транспорта, «эксплуатируемые на собственной полосе отчуждения и отделенные от общего дорожного и пешеходного движения». Условия Heavy Rail (в основном в Северной Америке) и Heavy Rail Rail по существу являются синонимами термина «метро». Системы тяжелого рельсового транспорта также конкретно определяются как «электрическая железная дорога».

  

Граница между метро и другими видами общественного транспорта, такими как легкорельсовый транспорт и пригородные поезда, не всегда четкая, и хотя МСОТ проводит различие только между «метро» и «легкорельсовым транспортом», APTA США и FTA различают все три режима. Обычный способ отличить метро от легкорельсового транспорта — это их отделение от остального трафика. В то время как системы легкорельсового транспорта могут иметь общие дороги или железнодорожные переезды, система метро почти всегда проходит по исключительной полосе отчуждения, разделенной уровнями, без доступа пешеходов и другого транспорта. И в отличие от пригородных поездов или легкорельсового транспорта, системы метро в основном используются для транспорта в пределах города и имеют более высокую частоту обслуживания и значительно более высокий пассажиропоток. Кроме того, большинство систем метро не имеют общих путей с грузовыми поездами или междугородними железнодорожными сообщениями. Однако не имеет значения, работает ли система на стальных колесах или резиновых шинах, а также подается ли электропитание от третьего рельса или воздушной линии.

Название системы не является критерием включения или исключения. В некоторых городах метро используется как торговая марка для транзитной линии без какого-либо компонента скоростного транспорта. Точно так же существуют системы легкорельсового транспорта, которые соответствуют всем критериям системы скоростного транспорта. Некоторые системы также включают линии легкого метро или легкорельсового транспорта как часть более крупной системы под общим названием. Они перечислены, но линии легкорельсового транспорта не учитываются в предоставленных сетевых данных. Некоторые транспортные сети соответствуют техническому уровню и стандартам обслуживания систем метро, ​​но простираются далеко за пределы города и иногда называются городской железной дорогой, пригородной, региональной или пригородной железной дорогой. Они не включены в этот список. Ни фуникулерные системы, ни транспортные средства для людей, такие как парк развлечений, лыжный курорт и транспортные системы аэропорта.

В этом списке станции метро учитываются отдельно, если несколько станций метро в одном городе или пригороде имеют разных владельцев или управляющих компаний. Этот список явно не предназначен для представления размера и масштаба всей сети скоростного транспорта определенного города или мегаполиса. Данные этого списка не должны использоваться для вывода о размере систем скоростного транспорта города, региона или страны или для установления рейтинга. Это во многих случаях привело бы к грубому искажению фактов.


Линии

Каждая система скоростного транспорта состоит из одной или нескольких линий — каждая линия представляет собой определенный маршрут с поездами, останавливающимися на всех или некоторых станциях линии. Большинство систем управляют несколькими маршрутами и различают их по нумерации, названиям и цветам. Некоторые линии могут иметь общие пути друг с другом или работать исключительно по своей полосе отчуждения. Часто линия, проходящая через центр города, разветвляется на две или более веток в пригородах, что обеспечивает более высокую частоту обслуживания в центре.

Пропускная способность линии получается путем умножения вместимости вагона, длины поезда и частоты обслуживания. Тяжелые скоростные поезда могут иметь от шести до двенадцати вагонов, в то время как более легкие системы могут использовать только три или четыре вагона. Автомобили имеют вместимость от 100 до 270 , в зависимости от соотношения сидячих и стоячих мест — чем больше стоячих мест, тем больше вместимость. Минимальный временной интервал между поездами короче для скоростного транспорта, чем для магистральных железных дорог, из-за использования блокировочной сигнализации: минимальный интервал может быть 90 секунд , который может быть ограничен 120 секундами, чтобы обеспечить восстановление после задержек. Типовые линии пропускной способности позволяют 1200 человек на поезд, что дает 36000-75000 человек в час . Наивысшая достигнутая мощность составляет 80 000 человек в час корпорацией MTR в Гонконге.


Список систем метро

По состоянию на октябрь 2014 года в 157 городах в 55 странах по всему миру находится примерно 160 систем метро, ​​перечисленных здесь. Лондонское метро впервые открылось как «подземная железная дорога» в 1863 году, а его первая электрифицированная линия метро была открыта в 189 году.0, что делает лондонское метро первой в мире системой метро. Система метро с самой длинной длиной маршрута — Шанхайский метрополитен; самый загруженный — пекинское метро; и та, у которой больше всего станций, — это метро Нью-Йорка.

Город Страна Имя Год (открыт)
Буэнос-Айрес Аргентина Метро Буэнос-Айреса 1913
Вена  Австрия Метро Вены 1976
Баку  Азербайджан Бакинский метрополитен 1967
Минск  Беларусь Минский метрополитен 1984
Брюссель Бельгия Метро Брюсселя 1976
Сан-Паулу  Бразилия Метро Сан-Паулу 1974
София  Болгария Метро Софии 1998
Торонто Канада метро Торонто 1954
Сантьяго  Чили Метро Сантьяго 1975
Пекин  Китай Пекинский метрополитен 1971
Гонконг  Китай ССО 1979 г.
Шанхай  Китай Метро Шанхая 1993
Медельин  Колумбия Медельин Метро 1995
Прага  Чехия Пражское метро 1974
Копенгаген  Дания Метро Копенгагена 2002
Санто-Доминго  Доминиканская Республика Метро Санто-Доминго 2009
Каир  Египет Метро Каира 1987
Хельсинки  Финляндия Метро Хельсинки 1982
Париж  Франция Парижское метро 1900
Берлин  Германия Берлинское метро 1902
Афины Греция Метро Афин 1904
Будапешт  Венгрия Метро Будапешта 1896
Бангалор  Индия Метро Намма 2011
Дели  Индия Метро Дели 2002
Тегеран  Иран Метро Тегерана 1999
Милан  Италия Метро Милана 1964
Рим  Италия Метро Рима 1955
Токио  Япония Метро Токио 1927
Алматы Казахстан Метро Алматы 2011
Сеул  Южная Корея Метро Сеула 1974
Куала-Лумпур  Малайзия Рапид КЛ 1996
Мехико  Мексика Метро Мехико 1969
Монтеррей  Мексика Метро Монтеррей 1991
Амстердам  Нидерланды Метро Амстердама 1977
Роттердам  Нидерланды Метро Роттердама 1968
Осло  Норвегия Метро Осло 1966
Панама Сити  Панама Метро Панамы 2014
Лима  Перу Метро Лимы 2011
Манила  Филиппины Система легкорельсового транспорта Манилы 1984
Варшава  Польша Метро Варшава 1995
Лиссабон  Португалия Метро Лиссабона 1959
Бухарест  Румыния Метро Бухареста 1979
Москва  Россия Московский метрополитен 1935
Мекка Саудовская Аравия Метро Мекка 2010
Сингапур Сингапур Массовый скоростной транспорт 1987
Барселона  Испания Метро Барселоны 1924
Мадрид  Испания Метро Мадрида 1919
Стокгольм Швеция Метро Стокгольма 1950
Лозанна Швейцария Лозанна Метро 2008
Тайбэй Тайвань Метро Тайбэя 1996
Стамбул Турция Метро Стамбула 1989
Киев  Украина Киевский метрополитен 1960
Дубай  Объединенные Арабские Эмираты Метро Дубая 2009
Лондон Великобритания Лондонское метро 1890
Нью-Йорк  США Метро Нью-Йорка 1904
Ташкент  Узбекистан Метро Ташкент 1977
Каракас  Венесуэла Метро Каракаса 1983

Источник : wikipedia.