Как выбрать масло для двигателя с сажевым фильтром

Статья о том, как выбрать масло для мотора с сажевым фильтром — для чего нужен фильтр, особенности таких масел, критерии выбора. В конце статьи — видео о последствиях удаления сажевого фильтра.Статья о том, как выбрать масло для мотора с сажевым фильтром — для чего нужен фильтр, особенности таких масел, критерии выбора. В конце статьи — видео о последствиях удаления сажевого фильтра.

Содержание статьи:

  • Суть процесса функционирования сажевого фильтра
  • Технологические особенности масла для дизельных моторов с фильтром сажевой очистки
  • Как выбрать
  • Видео о последствиях удаления сажевого фильтра

Сажевые фильтры используются во всех дизельных двигателях с 2011 года, а также на некоторых моторах более раннего выпуска, когда установка сажевых фильтров еще не была обязательной. У них есть несколько вариантов аббревиатуры: «DPF» – английский, «FAP» – французский, «RPF» – немецкий. Но, все они означают одно и то же – сажевый фильтр.

Способ зажигания дизтоплива в дизельном двигателе существенно отличается от зажигания бензина в бензиновом агрегате (без помощи электрической искры). В «дизеле» нет свечей зажигания (в классическом понимании, как в бензиновом двигателе). В нем дизельное топливо самовоспламеняется за счет высокого давления и быстрого нагревания. Соответственно, для очистки отработанных газов при таком способе воспламенения требуется другой фильтр, нежели чем для бензинового варианта, где используется каталитический нейтрализатор.

Главной задачей сажевых фильтров является максимальное очищение выхлопного газа от экологически вредных сажевых примесей. При его использовании концентрация сажи в выхлопе дизельного двигателя может уменьшаться на 90%.

Помимо режима работы двигателя и качества дизтоплива, на рабочее состояние сажевого фильтра большое влияние оказывает и качественный состав моторного масла. Соответственно, необходимо выбирать такое масло, которое будет подходить не только для самого «дизеля», но и для его сажевого фильтра.

Суть процесса функционирования сажевого фильтра

  • После выгорания дизтоплива в двигателе остаются отложения в виде сажевых частиц.
  • При дальнейшей работе сажевые частицы улавливаются сажевым фильтром, при прохождении через него выхлопного газа.
  • Скопившиеся в фильтре сажевые частицы периодически выжигаются из фильтра при активной и пассивной регенерации, в результате чего устройство самоочищается от сажи.
  • В порах сажевого фильтра остается несгораемая сульфатная зола, которую невозможно удалить при регенерации. То есть, со временем там накапливается критическая масса золы, которая закупоривает поры фильтра, после чего он перестает выполнять свою очищающую функцию и подлежит замене.

При критическом засорении сажевого фильтра возникают следующие проблемы:

  • Оповещение (на приборной панели) о проблеме с выхлопом из-за сажевого фильтра.
  • Снижается мощность и тяга двигателя.
  • Двигатель начинает работать нестабильно.
  • Повышается густота и дымность выхлопа.
  • Повышается уровень масла.
  • Возрастает расход топлива.
  • Нагревается пол в салоне.

Технологические особенности масла для дизельных моторов с фильтром сажевой очистки

Для дизельных агрегатов с фильтрами сажевой очистки (а также для бензиновых с катализаторами) было создано специальное масло с низкозольными характеристиками, по технологии «Low SAPS» (с минимальным содержанием сульфатной золы, фосфорных и серных соединений). Моторные масла по технологии «Low SAPS» стали применяться после 2005 года, после того, как в Европейском Союзе были введены новые экологические нормативы – «EUROIV».

Сульфатная зола представляет собой несгораемый остаточный продукт горения, образующийся после полного сгорания минеральных примесей дизтоплива и масла. И именно несгораемые частицы золы со временем окончательно засоряют сажевый фильтр, потому что зола не выгорает.

Сажа может выгореть при регенерации (самоочищении фильтра), а вот зола уже не выгорит никогда, и от нее избавиться уже не получится.

Сульфатная зольность моторных масел зависит от количества в их составе фосфора и серы – чем меньше в составе масла содержание указанных веществ, тем меньше зольность масла.

Известно, что в составе масла должны быть различные присадки, так как любые моторные масла состоят из базового масла, смешанного с определенными присадками. А в основе технологически устаревших присадок, особенно моющих, нейтрализующих, противозадирных и антифрикционных, присутствует значительное количество фосфора и серы.

Поэтому малозольные масла по технологии «Low SAPS» содержат в своем составе другой вид присадок, на основе современных синтетических соединений, не содержащих вредных серных и фосфорных компонентов. При этом данные присадки так же эффективно и надежно защищают детали двигателя, как и полнозольные.

О степени сульфатной зольности масла можно узнать по названию на этикетке емкости:

  1. «Low SAPS» (малозольное) — до 0.8%.
  2. «Mid SAPS» (среднезольное) — 0. 8 – 1.0%.
  3. «Full SAPS» (полнозольное) — более 1.0%

Важно! Наибольшее негативное влияние на сажевые фильтры оказывают полнозольные масла с маркировкой: ACEA «A1/B1», «A3/B3», «A4/B4», «A5/B5». Зольность в таких полнозольных маслах находится в пределах 1.1%, поэтому их не рекомендуется применять в двигателях, где используются экологические системы: «Euro 4», «Euro 5» и «Euro 6».

О пониженной зольности масла говорит и маркировка ACEA «С1», «С2», «С3», «С4», указываемая на емкости с маслом. Кстати, масляная зольность (по классификации «АСЕА») ограничена нормативными документами только на европейском производстве.

ACEA, класс «C» (легковые автомобили): для «дизелей» с фильтром сажевой очистки, и бензиновых агрегатов с каталитическим нейтрализатором (катализатором):

  • «C1» — масло для «дизелей» с фильтром сажевой очистки и бензиновых агрегатов с 3-компонентным катализатором. Увеличивает срок службы системы для очистки выхлопного газа. Обеспечивает нормальную работу двигателя в сложных режимах эксплуатации (частая езда по городу и на короткие расстояния, поездки в горы и езда по пыльным дорогам, буксировка прицепа).
  • «С2» — масло для дизельных и бензиновых двигателей с высокой производительностью. Отличается от «С1» разными веществами в составе.
  • «С3» — масло, имеющее низкую сульфатную зольность и низкую вязкость при высокой температуре.
  • «C4» — масло, имеющее низкую сульфатную зольность и низкое содержание фосфора и серы. Имеет минимальную вязкость при высокой температуре.
НазваниеЦена, руб.
Моторное масло Ravenol Arctic Low SAPS ALS SAE 0W-30 1 л
 
— синтетическое моторное масло;
 — объем упаковки 1 л;
 — класс вязкости 0W-30;
 — класс ACEA C3;
 — двигатель: бензиновый или дизельный, четырехтактный.
1023
Моторное масло AVENO FS Low SAPS 5W-30 4 л
 
— синтетическое моторное масло;
 — объем упаковки 4 л;
 — класс вязкости 5W-30;
 — класс API SN;
 — класс ACEA C3.
1660
Моторное масло Castrol Enduron Low SAPS 10W-40 20 л
 
— полусинтетическое моторное масло;
 — объем упаковки 20 л;
 — класс вязкости 10W-40;
 — класс ACEA E6, E7;
 — двигатель: дизельный, четырехтактный.
5089

Важно! Добавление любых других присадок (продающихся в магазинах) в масло по технологии «Low SAPS» запрещено! Это приводит к увеличению зольности и потере низкозольных свойств масла.

Как выбрать

В вопросе выбора моторного масла, помимо множества различных марок от разных производителей, еще больше существует мнений, рекомендаций и заблуждений, которые зачастую не облегчают, а только усложняют процесс. Поэтому при выборе моторного масла рекомендуются простые и проверенные способы:

  1. Самый простой и верный способ выбрать правильное масло для своего двигателя с сажевым фильтром – это прочитать «Руководство по ремонту и эксплуатации» автомобиля, где указаны разрешенные марки масел или их аналоги. Более того, такие «Руководства» создаются в виде обучающего материала, с расшифровкой буквенных обозначений на маркировке – какие буквы и названия чему соответствуют.

    Также в «Руководстве» достаточно различных полезных рекомендаций. Например: «Не рекомендуется смешивание моторных масел одинакового типа, если они разных марок. Использование масел одинакового типа и марок, но с разной вязкостью допускается только в крайнем случае». Или: «Для эффективной и долгой работы двигателя рекомендуется использовать масла одной марки, одного типа и вязкости. Эти данные лучше записать при замене масла». И так далее.

  2. Если у вас нет «Руководства по ремонту и эксплуатации» вашего автомобиля, то его можно поискать в Интернете, в формате «pdf» или скачать в другом виде. Также рекомендованные производителем марки масел можно узнать на некоторых Интернет-сайтах по VIN-номеру. И, наконец, зная VIN-номер свой машины, можно позвонить дилеру и узнать, какое масло можно использовать в модификации вашей машины и двигателя.
  3. Проблема с информацией об актуальной марке масла в «Руководстве по ремонту и эксплуатации» может возникнуть у тех автовладельцев, чьи автомобили были выпущены до 2005 года. «Руководство» для таких автомобилей выпускалось с учетом положения дел с маслами на тот период времени. А, как указывалось выше, масла «Low SAPS» появились после 2005 года, после введения в ЕС новых экологические норм – «EUROIV».

    Соответственно, в «Руководстве», напечатанном до 2005 года, информации о маслах «Low SAPS», появившихся позже, быть не должно (производитель просто не мог рекомендовать то, чего еще не было). В данной ситуации при выборе моторного масла для двигателя с сажевым фильтром можно воспользоваться приведенной выше информацией (классификация «ACEA» с классами «C»).

  4. Если в продаже не удается найти масло, рекомендованное производителем, тогда нужно искать аналог или масло со свойствами, близкими к свойствам рекомендованного.
  5. У масел существуют так называемые «допуски производителя двигателя», например: VW501. 01. Такой допуск является очень важным параметром и служит конкретным стандартом качества, который производитель двигателя считает обязательным для масла, использующегося в его двигателе. Подобные допуски можно найти на этикетке емкости с жидкостью. При этом производитель масла может использовать такой допуск на упаковке своей продукции только с разрешения изготовителя двигателя. Нужные допуски для выбора можно найти в том же «Руководстве по эксплуатации и ремонту автомобиля» (или в сервисной книжке).
  6. При выборе масла всегда следует помнить о самом главном факторе – состоянии и исправности двигателя. Даже самое современное и «чудесное» масло окажется неэффективным, если оно будет использоваться в старом, сильно изношенном или неисправном силовом агрегате. Более того, если двигатель будет много «есть» жидкости (будет повышенный расход), то даже самое малозольное масло может нанести вред сажевому фильтру и всей системе очистки выхлопных газов. Изношенный или неисправный двигатель, потребляющий много масла, «убивает» выхлопную систему, с турбиной, клапанами, фильтрами и многими другими частями двигателя.

Заключение

При выборе продукта рекомендуется не усложнять процесс изучением больших объемов информации и рекомендаций от «бывалых и опытных» водителей, чьи советы иногда оказываются не только бесполезными, но и вредными. Здесь все уже выбрано до нас и за нас производителями, разработчиками и конструкторами.

Современный уровень автомобилестроения настолько высок, что вряд ли даже самые опытные водители с многолетним стажем знают больше, чем специалисты-производители, разработчики и лабораторные испытатели. Все, что требуется от водителя при выборе моторного масла — это найти и воспользоваться уже имеющимися рекомендациями изготовителя.

Видео о последствиях удаления сажевого фильтра:

5 лучших масел для дизельных двигателей — выбор экспертов

Дизельные двигатели работают в более тяжелых условиях, чем бензиновые аналоги, поэтому и к техническим жидкостям выдвигаются особые требования. Стойкость к окислению и длительное сохранение свойств — ключевые моменты, на которые необходимо обращать внимание. Эксперты e-Katalog проанализировали спрос и составили шорт-лист лучших масел для дизельных двигателей.

 

ELF Evolution Full-Tech FE 5W-30

Качественное синтетическое масло ELF Evolution Full-Tech FE 5W-30 обладает сбалансированными техническими характеристиками. Адаптировано под дизельные двигатели, которые соответствуют нормам EURO V и EURO VI. Также оно рекомендуется для автомобилей Renault, оснащенных дизельным сажевым фильтром (DPF). Индекс вязкости — 5W-30.

Масло подходит для разных стилей вождения, включая энергичную езду на высоких скоростях.

 

Не забывайте! Стоимость одного и того же «расходника» в разных интернет-магазинах может варьироваться. Чтобы приобрести качественное масло для дизельных двигателей максимально выгодно, лучше всего посетить прайс-агрегатор е-Каталог и сравнить цены на торговых площадках. На сайте также можно найти подробные описания, фотографии, отзывы и рейтинги.

 

Shell Helix Ultra 5W-40

Высококачественное синтетическое масло Shell Helix Ultra 5W-40 получено путем использования запатентованной технологии Shell PurePlus, благодаря которой практически не содержит примесей. В сочетании с технологией активных моющих присадок (Active Cleansing Technology) обеспечивается высокий уровень чистоты и защиты двигателя.

Масло одобрено для использования многими производителями автомобилей, включая Porsche, Mercedes-Benz, Audi и др. Степень вязкости по стандарту SAE — 5W-40.

 

MOBIL Ultra 10W-40

Полусинтетическое масло MOBIL Ultra 10W-40 обеспечивает надежную защиту мотора и отличные рабочие характеристики при высоких и низких температурах. Прекрасно проявляет себя в разных стилях вождения. Индекс вязкости — 10W-40.

 

GM Dexos 2 Longlife 5W-30

Моторное масло GM Dexos 2 Longlife 5W-30 на синтетической основе демонстрирует отменные смазывающие свойства при широком диапазоне температур. Защищает двигатель от преждевременного износа. Сбалансированный состав обеспечивает совместимость с дизельными сажевыми фильтрами (DPF) современного образца. 

Продукт предназначен для автомобилей Audi, VW, Skoda, SEAT, BMW и др. Степень вязкости по стандарту SAE — 5W-30.

 

VAG LongLife III 5W-30

Высококачественное синтетическое моторное масло VAG LongLife III 5W-30 разработано для большинства современных легковых автомобилей Audi, VW, Skoda и SEAT. Предотвращает коррозионные процессы внутри двигателя, а также препятствует отложению загрязнений. Способствует незначительному расходу топлива. Индекс вязкости — 5W-30.

Партнёрский материал

Самое популярное

Китайская люксовая марка Хунцы пришла в Россию: шесть городов, четыре модели

Самый дешёвый Haval? Китайцы привезут в Россию ещё один кроссовер

Дороже Лады, дешевле китайцев — объявлены цены на седан Иран Ходро для России

Моторные масла и оптимизированные характеристики DPF

Начиная с 2006 года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) начало применять более строгие правила в отношении дизельного топлива и моторных масел для дизельных двигателей дорожных дизельных транспортных средств с целью сокращения выбросов транспортных средств. В период с 2006 по 2010 год постепенно внедрялось дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы (ULSD), чтобы уменьшить количество серы с 500 до 15 частей на миллион (ppm).

Этот переход на топливо ULSD позволит лучше использовать устройства контроля выбросов на основе катализатора, такие как дизельный сажевый фильтр (DPF), чтобы помочь соответствовать новым стандартам выбросов EPA для твердых частиц (PM) и NOx. В 2007 году эти новые стандарты выбросов должны были начать действовать, поскольку в этом же году сажевые фильтры были введены в дизельные двигатели большой мощности для шоссейных дорог.

До 2007 года нормы выбросов были установлены на уровне 2 г/л.с.-ч (граммов на тормозную лошадиную силу в час) для выбросов NOx и 0,1 г/л.с.-ч для выбросов твердых частиц. Начиная с автомобилей 2007 модельного года, новое ограничение выбросов твердых частиц в 0,01 г/л.с.-ч вступило в полную силу, а новое ограничение в 0,2 г/л.с.-ч для выбросов NOx было введено поэтапно в период с 2007 по 2010 год.

В дополнение к топливу ULSD и сажевым фильтрам введена новая категория масла для дизельных двигателей: CJ-4. По данным Американского института нефти (API), CJ-4 был разработан, чтобы помочь дорожным дизельным автомобилям соответствовать стандартам выбросов 2007 года.

Согласно API, «масла CJ-4 эффективны для поддержания долговечности системы контроля выбросов, в которой используются сажевые фильтры и другие современные системы дополнительной обработки. Обеспечивается оптимальная защита от отравления катализатора, блокировки сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях и так далее».

Именно введение этой новой категории моторных масел позволило эффективно работать сажевым фильтрам. Автопаркам важно понимать, как меняется новейший состав моторного масла, чтобы оптимизировать работу сажевых фильтров и системы доочистки в целом.

Масла для дизельных двигателей сейчас

В 2016 году введены две новые категории моторных масел: СК-4 и FA-4.

«Эти масла имели лучший контроль вязкости. У них также была лучшая устойчивость к окислению, и они могли дольше оставаться в двигателях», — говорит Пол Сигала, инженер по применению смазочных материалов для коммерческого транспорта компании ExxonMobil. «Все OEM-производители увеличили интервалы замены масла с введением этих двух продуктов. Кроме того, с принятием масел с более низкой вязкостью, 10W-30 и 5W-30, а также введением масел FA-4 мы также видим преимущества экономии топлива, признанные во всех автопарках».

API заявляет, что масла CK-4, как и масла CJ-4, которые они заменяют, и масла FA-4, первые в категории «F» для масел с низким расходом топлива, эффективно поддерживают долговечность DPF и обеспечение «усиленной защиты от окисления масла, потери вязкости из-за сдвига и аэрации масла, а также защиты от отравления катализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, поршневых отложений, ухудшения низко- и высокотемпературных свойств и вязкости, связанной с сажей увеличивать. »

Несмотря на то, что масла CK-4 и FA-4 во многом похожи, они существенно различаются, поскольку масла CK-4 обратно совместимы, а масла FA-4 — нет. Это означает, что масла CK-4 можно использовать вместо предыдущих масел той же категории, таких как CJ-4, CI-4, CI-4 Plus и т. д.

«[Другое] различие между ними связано с вязкостью при высоких температурах и высоком сдвиге [HTHS]», — говорит Джеймс Бут, менеджер коммерческого сектора Chevron. «В идеале вам нужно масло, которое не слишком густое, когда вы тратите энергию, пытаясь протолкнуть его, и не слишком жидкое, чтобы металлические поверхности не соприкасались друг с другом и не изнашивались. Для этого баланса особенно важны условия высокой температуры и высокого сдвига, например, в силовом цилиндре двигателя. FA-4 имеет более низкую высокую температуру и высокий сдвиг, чем CK-4, и преимущество этого заключается в том, что когда вы берете масло с низкой вязкостью и проектируете двигатель на основе этого, [вы] получаете от него большую топливную экономичность».

Производительность DPF

С момента выпуска масел CJ-4 в 2006 году производители моторных масел ограничивают содержание некоторых химических веществ в маслах, чтобы улучшить их совместимость с сажевым фильтром, говорит Марк Бетнер, менеджер Citgo по смазочным материалам для тяжелых условий эксплуатации. Эти химические ограничения остались в силе и для масел CK-4 и FA-4. Ограничивая вредные химические вещества и работая над снижением вязкости масла, производители моторных масел нашли способы оптимизировать работу DPF и системы доочистки в целом с помощью улучшенных составов моторных масел.

САПС

С момента появления моторных масел, совместимых с DPF, производителям моторных масел необходимо следить за тем, сколько сульфатной золы, фосфора и серы (SAPS) присутствует в масле. В то время как фосфор и сера полезны в небольших количествах, способствуя защите от износа, слишком большое их количество может вызвать проблемы с DPF или системой дополнительной обработки в целом. Что касается сульфатной золы, то это побочный продукт сжигания металлических присадок к моторному маслу. Большое количество сульфатной золы засоряет сажевый фильтр, снижая его производительность и требуя повышенного технического обслуживания.

«Дизельные двигатели, в которых используется сажевый фильтр, должны [использовать] масло с низким содержанием SAPS», — говорит Дэн Арси, технический менеджер Shell Lubricants по всему миру. «С 2007 года все производители дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации рекомендуют использовать масла с содержанием сульфатной золы менее 1 процента».

Что касается содержания фосфора и серы, то они ограничены 0,12% и 0,4% соответственно.

Если SAPS поднимется выше этих уровней, возникнут проблемы.

Как упоминалось выше, чрезмерное количество сульфатной золы засоряет сажевый фильтр. Засоренный DPF означает, что фильтр не может должным образом выполнять свою работу по улавливанию твердых частиц и золы, чтобы обеспечить выброс менее вредных выхлопных газов в окружающую среду. Это также означает более частую очистку сажевого фильтра или большую вероятность повреждения сажевого фильтра, что приводит к увеличению времени простоя парка.

Автопарки должны знать, однако, что все моторные масла содержат определенное количество металлических соединений, которые приводят к сульфатной золе, говорит Бут из Chevron. Любые образующие золу соединения в моторном масле в конечном итоге ухудшат работу DPF. Однако использование моторных масел с содержанием сульфатной золы 1 процент или меньше уменьшит частоту необходимого технического обслуживания DPF.

Повышенное содержание серы и фосфора не влияет напрямую на DPF, но влияет на систему доочистки в целом. По словам Сигала из ExxonMobil, большее количество серы или фосфора в моторном масле может вызвать отравление катализаторов, что сделает катализаторы неэффективными.

Если катализаторы не работают должным образом, то и DPF, и система доочистки в целом не работают.

Несмотря на то, что в моторных маслах лучше всего использовать более низкие уровни SAPS, Cigala компании ExxonMobil предупреждает, что по мере снижения этих уровней автопарки должны осознавать, что долговечность и долговечность двигателя и системы доочистки могут отрицательно сказаться, если состав моторного масла должным образом не компенсировать защиту от износа, обеспечиваемую этими присадками.

Расход моторного масла

Для защиты DPF и всех других компонентов системы нейтрализации выхлопных газов моторное масло должно иметь хороший контроль вязкости.

«Вязкость определяет расстояние [толщину пленки жидкости] между частями двигателя, движущимися относительно друг друга», — говорит Бут. «Если моторное масло значительно сдвигается, это может привести к тому, что масляная пленка будет слишком тонкой, чтобы защитить взаимодействующие поверхности от износа друг о друга. Одной из таких областей является поршневое кольцо и гильза цилиндра. Если между кольцом и гильзой происходит износ, то большее количество масла может попасть в камеру сгорания и израсходоваться».

Кроме того, из-за более высоких температур при работе новых двигателей может происходить окисление моторного масла, что сокращает срок службы масла, говорит Сигала.

Окисление может привести к образованию отложений на поршне.

«Отложения на поршне могут вызвать заедание поршневого кольца, что означает, что оно не может должным образом уплотняться, или может возникнуть износ — отложения являются абразивными и увеличивают зазоры между деталями», — говорит Бут. «В любом случае больше моторного масла может попасть в камеру сгорания и, таким образом, быть израсходовано или сожжено в процессе сгорания. В обоих случаях окисления и потери вязкости следствием является повышенный расход масла через камеру сгорания, что приводит к увеличению содержания золы в потоке выхлопных газов и, таким образом, к засорению сажевого фильтра».

Моторные масла CK-4 и FA-4 обладают необходимой вязкостью и контролем окисления, а также преимуществом экономии топлива.

Согласно Cigala, моторные масла 15W-40 были в значительной степени стандартом в отрасли до того, как были представлены масла CK-4 и FA-4. Преимущества использования этих масел с более низкой вязкостью заключаются в экономии топлива от 1 до 1,5% при переходе с масла 15W-40 на масло 10W-30 и дополнительно от 0,5 до 1% экономии топлива при переходе на масло FA-4 в либо 10W-30, либо 5W-30. Он отмечает, что масла с более низкой вязкостью облегчают запуск двигателя зимой, и хотя некоторые автопарки считают, что масла с более высокой вязкостью обеспечивают лучшую защиту от износа, масла с более низкой вязкостью должны пройти те же испытания API на защиту от износа.

Обслуживание сажевого фильтра

Обслуживание сажевого фильтра включает в себя больше, чем просто очистку сажевого фильтра после его засорения. Автопаркам также необходимо использовать подходящее моторное масло, чтобы DPF и система доочистки в целом работали бесперебойно и эффективно.

«Самое важное — это чистота поршней, — говорит Арси из Shell. «Это окажет прямое влияние на техническое обслуживание DPF. Есть несколько факторов, которые определяют интервалы технического обслуживания DPF и общий срок службы. Основным фактором является количество сжигаемого масла. Контроль чистоты поршня, который, в свою очередь, помогает контролировать расход масла, окажет большое влияние на срок службы DPF. Масло для дизельных двигателей должно обеспечивать высокую чистоту поршней, в противном случае расход масла будет высоким, а накопление золы DPF ускорится. Чистый двигатель с чистыми поршнями предотвратит прохождение масла через кольца и попадание в камеру сгорания и его потребление [сгорание]».

Поскольку сгоревшее масло содержит негорючие материалы, поясняет Арси, в сажевом фильтре накапливается зола, причем количество золы напрямую зависит от количества потребляемого масла, а также от количества «золообразующих компонентов в масле, таких как моющие и противоизносные компоненты».

Двигатели по своей природе потребляют моторное масло. Существуют эксплуатационные характеристики масла в двигателе, которые могут уменьшить или ухудшить уровень потребления, но содержание сульфатной золы является самой большой проблемой, влияющей на засорение DPF. Согласно исследованию, проведенному компанией Chevron, 90 процентов засорения DPF вызвано золой, связанной с моторным маслом, и независимо от используемого моторного масла, Бут говорит, что определенное количество моторного масла будет потребляться.

Автопаркам важно понимать, что моторное масло с низким содержанием сульфатной золы, хорошим контролем вязкости и соответствующим рекомендациям OEM-производителей транспортных средств окажет наибольшее общее влияние на надлежащую работу DPF и системы доочистки.

Роль моторного масла в обслуживании системы DPF

Примечание. Это третья статья в серии, посвященной дизельному сажевому фильтру и передовым методам обслуживания, влияющим на его жизненный цикл. Первый выпуск «Подогреватели охлаждающей жидкости для дизельных двигателей повышают производительность DPF и снижают износ двигателя» можно найти здесь. Второй, Биодизель, возобновляемое дизельное топливо показывает DPF и улучшения производительности двигателя, можно найти здесь.

Дизельный сажевый фильтр (DPF) уже почти 15 лет служит посредником между тягачом и соблюдением требований по выбросам, но даже сегодня мало что вызывает у водителей и менеджеров по техническому обслуживанию больше гнева, чем система очистки выхлопных газов грузовика.

DPF улавливает более 98 % выбросов твердых частиц в виде золы, которая состоит из металлических соединений, образующихся в моторном масле, топливе, металлах износа двигателя или из грязи в воздухе, который потребляет двигатель. Более 90% золы, попадающей в DPF, образуется из смазочного материала.

Накопление золы и сажи, образующееся при сгорании моторного масла во время сгорания, уменьшает размер сажевого фильтра и вызывает противодавление в двигателе и чрезмерные циклы регенерации.

«Контроль расхода масла — основной способ увеличить интервалы обслуживания DPF», — сказала технический менеджер Shell Global Solutions OEM Карин Хауманн. «Расходуемое (т. е. сгорающее) масло оставляет после себя зольный остаток, который образуется из негорючего неорганического материала, выносимого через выхлопные газы».

Большая часть золы образуется из-за присадок фосфора, цинка, бора и молибдена, а современные моторные масла, а именно составы API CJ-4, CK-4 и FA-4, регламентированы до содержания золы менее 1%.

«Мы видим эти автопарки, которые находятся в эксплуатации на дорогах, которые проходят 750 000 миль — даже миллион миль — прежде чем они даже коснутся своих систем DPF, потому что они поддерживают температуру, потому что расход масла находится под контролем [и] потому что они’ использование качественного топлива». Инженер по применению коммерческих смазочных материалов Mobil Пол Сигала

«Категории API, предшествующие этим, такие как API CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4, не ограничивают содержание золы», — сказал Кевин Карабелл. , руководитель технической группы Chevron Lubricants. «В результате масла, соответствующие этим более старым спецификациям, будут иметь в два раза больше золы, чем масла, соответствующие последним спецификациям. -4 или CJ-4″.

Металлы используются в моторных маслах в виде детергентов, противоизносных присадок или других многофункциональных добавок. Когда они потребляются в камере сгорания, «вот где вы получаете свое содержание золы в потоке выхлопных газов», — сказал инженер по применению коммерческих смазочных материалов Mobil Пол Сигала.

Одним из способов решения проблемы засорения сажевым фильтром золы является разработка масла без золообразующих присадок, но Хауманн отметил, что эти неорганические присадки делают полезные вещи и обеспечивают защиту двигателя.

«Компромисс заключается в использовании неорганического материала, но в ограниченном количестве», — сказал Хауманн.

Рабочий цикл грузовика — например, вождение с частыми остановками или работа на высоких оборотах холостого хода — и качество топлива также играют роль в расходе масла, но EPA требует, чтобы обслуживание DPF, связанное с накоплением золы, не проводилось раньше, чем через 150 000 миль для тяжелых грузовиков. дежурные грузовики. Межсервисный интервал для большинства OEM-производителей в настоящее время значительно превышает 400 000 миль, а для некоторых — более 800 000 миль.

«Мы видим, что эти автопарки, работающие на дорогах, проезжают 750 000 миль — даже миллион миль — прежде чем они даже коснутся своих систем DPF, потому что они поддерживают температуру, — сказал Сигала, — потому что расход масла ниже контроль [и] потому что они используют качественное топливо».

В то время как синтетические базовые масла могут позволить создавать моторные масла с более низкой вязкостью для минимизации расхода масла, Хауманн сказал, что «основными факторами расхода масла являются отложения на поршнях и кольцах и их износ. Чистый двигатель с чистыми поршнями предотвратит попадание масла через кольца в камеру сгорания и его расход. Чрезмерный износ колец и/или цилиндров также может привести к чрезмерному расходу масла, что может привести к сокращению интервалов очистки DPF».

Идеальный диапазон расхода масла может зависеть от OEM-производителя двигателя и применения транспортного средства, но Сигала сказал, что есть хорошее эмпирическое правило: «Если я вижу что-либо более двух-трех литров в диапазоне от 10 000 до 15 000 миль, я мог бы захотеть чтобы начать искать и попытаться понять, что происходит».

Помимо потребления, Сигала сказал, что автопарки должны следить за тем, чтобы моторное масло оставалось в соответствии с его предназначением, не разбавлялось и не разбавлялось, и чтобы оно менялось с интервалами, рекомендованными производителями оборудования. Он добавил, что анализ отработанного масла играет важную роль в понимании состояния моторного масла, уровня окисления, снижения вязкости, разбавления топливом или потенциального загрязнения.