Как разобрать и смазать кулер (вентилятор) компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Смазывать подшипники кулера можно машинным маслом. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазывая подшипники кулеров разными смазочными материалами, я пришел к выводу, что лучшей смазкой для подшипников скольжения кулеров компьютеров является графитная смазка заводского или самостоятельного приготовления. Графитная смазка является универсальной, хорошо подходит для смазки замков, петель окон, дверей и любых других двигающихся металлических пар, в том числе и для автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу

Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Николай 31.05.2022

Добрый день!

Прочитал Вашу статью «Смазка кулера» из раздела сайта «Компьютер -> Ремонт компьютера».

Там описывается способ смазки с выниманием крыльчатки и полным доступом к подшипнику.

Подскажите, пожалуйста, можно ли смазывать кулер путём вкапывания смазочного масла в отверстие, без снятия шайбы? И может ли таким способом масло попасть в статор кулера?

Перед тем, как найти Вашу статью, наткнулся в интернете на несколько других руководств, где не вынимают шайбу, и сделал также. Не опасно ли это статора?

Александр

Здравствуйте, Николай.

Можно смазать кулер и не снимая шайбы, просто капнув каплю масла в зазор подшипника и двигать крыльчатку рукой с вращением вдоль оси, чтобы масло проникло в подшипник.

Но такой способ не обеспечит длительную бесшумную работу кулера, так как обычно в подшипнике скольжения накапливается грязь и нет зазора для масла. Поэтому лучше все же смазывать графитной смазкой разобранный кулер.

На статор кулера при смазке без разборки масло не попадет, но даже если окунуть статор в машинное масло, то от этого ему вреда не будет, так как масло не проводит электрический ток. Его даже на электроподстанциях заливают в трансформаторы для охлаждения. Правда там его предварительно обезвоживают. Так что по этому поводу можно не беспокоиться.

Як розібрати кулер комп’ютера чи ноутбука, почистити від пилу та змастити

Комп’ютерна техніка, як і будь-які сучасні електронні пристрої, вимагає хоч і мінімального, але регулярного догляду. Якщо пил на «материнці» або в блоці живлення може викликати замикання сусідніх доріжок і вихід з ладу всього комп’ютера, то бруд і пил, що накопичуються на поверхні вентилятора, призводить до його обтяження і, як наслідок, зниження швидкості обертання і зменшення потоку повітря. Це дуже часто призводить до перегріву всіх компонентів комп’ютера та викликає зависання та збої (при незначному забрудненні) і навіть до виходу з ладу важливих компонентів системи (якщо не почистити вентилятор вчасно). Також збільшується навантаження на втулки (підшипники) самого вентилятора і ресурс цієї роботи значно скорочується. Тому необхідно стежити за чистотою поверхні вентилятора та своєчасно виконувати очищення від пилу. Про необхідність такої процедури свідчать гучні звуки з системного блоку (або корпусу ноутбука), особливо при включенні.

Ми приготували покрокову інструкцію, в якій розповімо, як розібрати та почистити від пилу кулери, встановлені в комп’ютері або ноутбуку. Але якщо ви не впевнені у своїх силах, це можуть зробити експерти техніки сервісного центру PCshop.UA .

Як почистити вентилятор у комп’ютері

Для цього необхідно підготувати:

  • пінцет;
  • гострий скальпель чи тонкий ніж;
  • ватяні палички та пензлик;
  • спирт;
  • силіконове мастило (за відсутності можна використовувати «веретенку»).

Також бажано мати балончик зі стисненим повітрям або пилосос, із підключенням трубки у зворотний бік – на видування. Ну і звичайно викрутку для розбирання комп’ютера та зняття вентиляторів.

Перш ніж приступити до розбирання комп’ютера, необхідно відключити його від електромережі, від’єднавши шнур живлення від системного блоку. Також рекомендується витягти роз’єм від інших елементів системи (монітора, локальної мережі, додаткових аудіо та відеопристроїв). При цьому необхідно запам’ятати або замалювати існуючу схему взаємних підключень для полегшення збирання.

Першим етапом очищення вентиляторів є забезпечення доступу всередину системника. Для цього знімаємо бічну кришку, попередньо відкрутивши викруткою гвинти кріплення. На наступному етапі можна за допомогою пилососа акуратно видути пил із внутрішніх поверхонь та компонентів «системника», що полегшить роботу з вентиляторами. Після цього візуально знаходимо всі вентилятори, що є всередині, і приступаємо до їх очищення.

У більшості випадків у системному блоці є кілька різновидів повітронагнітальних пристроїв: кулер процесора, один або кілька вентиляторів всередині корпусу, пропелери, що охолоджують, на відеоадптері і вентилятор на блоці живлення. Залежно від призначення та місця встановлення очищення має свої особливості.

Як зняти кулер на процесорі, блоці живлення та відеокарті

При очищенні системи охолодження процесора необхідно дотримуватись підвищеної обережності, щоб не пошкодити чіп і оточуючі його елементи. Існує кілька варіантів кріплення вентилятора до радіатора процесорного блоку: на клямках, за допомогою болтового з’єднання та незнімні конструкції. В останньому випадку можна тільки виконати поверхневе очищення та видування пилу. Якщо кулер закріплений клямками, достатньо за допомогою плоскої викрутки їх трохи відігнути та витягнути вентилятор із так званих замків. При болтовому кріпленні достатньо розібрати конструкцію за допомогою викрутки. Після цього відключіть кабель від гнізда на материнській платі, запам’ятавши його правильне розташування.

Щоб зняти та підготувати до чищення вентилятор блоку живлення необхідно повністю демонтувати блок живлення, попередньо від’єднавши всі роз’єми від «материнки», жорстких дисків та інших компонентів. Після цього викруткою відкручуються болти кріплення, розташовані на задній частині системника. Після вилучення блоку живлення необхідно акуратно зняти з нього кришку (кріпиться спеціальними шурупами), забезпечивши доступ до кулера.

Для доступу до вентилятора відеоадаптера найкраще витягнути його з PCI-роз’єму і вже на столі приступити до його розбирання та чищення. Інші вентилятори, розташовані на стінках системного блоку, знімаються без особливих проблем, оскільки вони закріплені до корпусу болтами або спеціальними легкознімними фіксаторами. Перед профілактикою також необхідно відключати від роз’ємів живлення.

Як розібрати та змастити вентилятор у комп’ютері

Незважаючи на те, що при швидкому огляді вентилятор здається нерозбірним, він досить просто розбирається. Для цього необхідно:

  1. за допомогою тонкого ножа або скальпеля підчепити та зняти гумову заглушку, яка зазвичай знаходиться під етикеткою;
  2. зняти стопорне кільце;
  3. акуратно вставити в проріз стопора кінчик ножа і підняти одну зі сторін кільця;
  4. зняти спеціальні гумові заглушки, що захищають внутрішній механізм від масла.

Після цього можна розпочати безпосередньо очищення. Для цього:

  1. роз’єднуються дві частини вентилятора. Та, що містить «електроніку» протирається сухою серветкою або ватною паличкою або продувається потужним повітряним потоком (від балончика зі стисненим повітрям або пилососом). Іншу частину можна промити проточною водою;
  2. на наступному етапі ватною паличкою, змоченою в спирті, видаляються залишки старого мастила та бруду;
  3. після цього необхідно внутрішні частини обробити силіконовим маслом або, за його відсутності, «веретенкою», вмочуючи в рідину ватяну паличку. Змащення необхідно рівномірно розтерти по поверхні механізму, не допускаючи її попадання на електронні котушки. Мастило захистить механізм від вологи, перегріву та багатьох інших проблем;

Як зібрати кулер

Як завжди складання слід виконувати у зворотній послідовності:

  1. надягти крильчатку на «електроніку»;
  2. насадити на стрижень по черзі обидві гумові заглушки;
  3. встановити на місце стопорне кільце, що утримує верхівку лопатевої частини;
  4. закрити заглушкою механізм;
  5. встановити вентилятор на місце та підключити його назад до схеми.

Після цього необхідно підключити зняті раніше роз’єми та, перевіривши правильність з’єднання, увімкнути комп’ютер. Якщо все зроблено правильно, ви відразу відчуєте результат – працювати комп’ютер стане набагато тихіше.

Як почистити вентилятор у ноутбуці

Ноутбуки є ще компактнішими пристроями з високою щільністю компонентів. При цьому, щоб дістатися кулера, необхідно знімати деякі вузли, що для непідготовленої людини досить складно і очищення вентилятора найкраще довірити фахівцю. Але якщо ви впевнені у своїх силах, можна спробувати виконати очищення від пилу без зняття самого вентилятора. Для цього необхідно зняти задню кришку ноутбука, відкрутивши кілька шурупів. Залежно від конструкції може знадобитися зняття деяких деталей.

Після отримання доступу до вентилятора потрібно акуратно очистити його лопаті та корпус від пилу пензликом або ватяними паличками. Більш ретельне очищення виконується з використанням балончика зі стисненим повітрям або пилососом. При цьому необхідно діяти обережно, щоб не пошкодити теплові трубки, що відводять тепло від компонентів ноутбука. Усі роботи необхідно при відключеному від мережі блоці живлення та від’єднаній батареї.

Про видалення пилу з ноутбука зі зняттям системи охолодження буде детально розказано в одній із наступних статей. А нещодавно ми писали Чим протирати екран телевізора і як очистити екран від розлучень .

Замена крыльчатки насоса D5 — Руководство по ремонту iFixit

    • org/HowToDirection»>

      После снятия насоса возьмитесь за рабочее колесо и поверните его. Если он имеет какое-либо сопротивление, необходима замена.

    • Крепко удерживайте крыльчатку и потяните. Для удаления потребуется некоторое усилие.

    Редактировать

    • После того, как крыльчатка была снята, используйте ткань для очистки от мусора.

    • Используйте ватный тампон, чтобы очистить грязь или остатки в труднодоступных местах.

    • Отсутствие очистки насоса перед установкой нового рабочего колеса может привести к его выходу из строя.

    Редактировать

  • Редактировать

    • Вручную проверьте крыльчатку, нажав и вращая ее.

    • Если есть какое-либо сопротивление, его включение может повредить новую крыльчатку. Убедитесь, что он был тщательно очищен.

    Редактировать

    • org/HowToDirection»>

      Осмотрите крыльчатку. Он должен быть параллелен насосу.

    • Если крыльчатка перекошена, снимите ее и убедитесь, что мусор не блокирует установку.

    Редактировать

  • Автор

    с 1 другим участником

    Значки:
    2

    Команда

    Замена крыльчатки насоса | ЛодкаUS

    • ← Техническое обслуживание

    Реклама

    Большинство судовых двигателей оснащены насосом сырой воды с гибким рабочим колесом. Он используется для перекачивания неочищенной воды снаружи лодки через систему охлаждения неочищенной воды двигателя. Эти рабочие колеса очень надежны, но требуют некоторого ухода.

    Они никогда не должны работать всухую. Им требуется очень короткое время, чтобы разложиться всухую. Как правило, когда их заменяют или корпус насоса открывается для осмотра, их следует смазывать, чтобы дать им возможность изначально всасывать воду без трения о стенки насоса. Как только вода начнет течь, это смазывает их. Некоторые производители заявляют, что смазка на масляной основе вредна для резины или другого материала, из которого изготовлена ​​крыльчатка, и предлагают использовать что-то вроде средства для мытья посуды или другой запатентованной смазки. Другие говорят, что смазка на масляной основе подойдет. Многие механики используют легкую смазку на масляной основе, потому что она недолговечна после попадания воды внутрь корпуса насоса.

    При установке крыльчатки обязательно используйте долговечную водостойкую смазку или другое смазочное средство, подходящее для этой цели и одобренное изготовителем насоса, на вал, чтобы снизить вероятность прилипания крыльчатки к валу с течением времени и будет легче удалить, когда придет время сделать это. Также обязательно замените прокладку или уплотнительное кольцо, уплотняющее лицевую пластину, закрывающую крыльчатку. Многие производители рекомендуют намазать его небольшим количеством смазки. Нанесение консистентной смазки или смазки (как рекомендует производитель) на лицевую панель поможет избежать трения при сухом пуске, когда крыльчатка движется по пластине.

    Часто очень трудно извлечь старую крыльчатку. Некоторые механики поддевают его отвертками, но они могут повредить кромку корпуса насоса, если вы не будете очень осторожны. Лучше всего купить съемник рабочего колеса, который подходит для вашего насоса. Вы можете обнаружить, что зазоры вокруг вашего насоса не дают вам места для использования этого инструмента, но, как правило, в любом случае рекомендуется снять насос с двигателя для облегчения работы и лучшего осмотра. Установка нового рабочего колеса в насос также часто бывает сложной и требует некоторой практики. В основном вам нужно сжимать и сжимать лопасти, когда вы закручиваете крыльчатку в насосе, предпочтительно в направлении вращения двигателя, пока шлицы на валу не войдут в зацепление со ступицей крыльчатки. Опять же, это намного проще сделать, если насос отключен от двигателя. Некоторые насосы имеют шпонку на валу, которая должна войти в ступицу рабочего колеса, не выпадая. С такими очень сложно работать. После замены крыльчатки дайте двигателю поработать некоторое время и убедитесь, что вокруг лицевой панели или где-либо еще нет просачивания.

    Всегда имейте при себе хотя бы один запасной. Возможно, разные компании изготовят рабочие колеса для вашего насоса. Вам редко придется покупать помпу, сделанную производителем помпы, хотя это может быть хорошей идеей. Всегда ищите качественные рабочие колеса.

    Реклама

    Поиск и устранение неисправностей систем наклона и обрезки

    Вы больше всего понимаете важность функции наклона и дифферентовки подвесного или кормового привода, когда она выходит из строя. Вот здравые советы, которые помогут, когда ваш блок наклона и обрезки не работает.

    Подробнее

    Смыть фанк

    У тебя голова, ну, воняет? Вот 12 советов, которые определенно освежат вашу жизнь.

    Подробнее

    Поднимите воздух вниз: как улучшить вентиляцию на любой лодке

    Хорошая вентиляция внутри лодки необходима для обеспечения комфорта и безопасности. Вот как получить прохладный ветерок.

    Подробнее

    Темы

    Нажмите, чтобы ознакомиться со статьями по теме

    как самостоятельно обслуживать системы

    Опубликовано: январь 2019 г.

    Автор

    Редакторы BoatUS

    Автор журнала BoatUS Magazine

    Удостоенный наград журнал BoatUS Magazine является официальным изданием Ассоциации владельцев лодок США.