Содержание
Как лучше промывать двигатель
К процедуре промывки двигателя специалисты относятся противоречиво. Есть среди них те, кто утверждает, что промывка – едва ли не главный враг мотора, а есть и такие, кто считает, что при замене масла эта операция обязательна. В решении этого вопроса многое зависит от выбранного способа промывки.
Малоприменимый в реальности способ промывки двигателя – это его снятие и полный демонтаж силового агрегата с мытьем всех моторных деталей вручную. Способ позволяет не только очистить двигатель, но и провести осмотр всех его элементов квалифицированными механиками. Однако такая промывка – дорогая и длительная. Кроме того, многие владельцы транспортных средств не без оснований считают, что двигатель лучше не разбирать.
Химический способ промывки
Поэтому промывку двигателя проводят различными жидкостями. Среди них популярны жидкости-5минутки. Они представляют собой высококонцентрированные моющие добавки, заливающиеся в двигатель непосредственно перед сменой масла. Концентрированные присадки очень короткое время работают в моторе, после чего сливаются вместе со старой смазкой. Против таких жидкостей существует множество аргументов – считаются, что они действуют очень агрессивно и удаляют также и нужные вещества с поверхностей деталей двигателя. После использования таких добавок нередки протечки сальника. Хотя и здесь есть возражения – утверждается, что если промывки выбираются хорошего качества и сливаются очень быстро, то подобных проблем не возникает. Впрочем, такая ситуация напоминает лотерею и достоверно сказать, что в конечном итоге случится с вашим двигателем, никто не может.
Многое здесь зависит и от исходного состояния мотора. Если он относительно чистый, и загрязнения в нем накапливались не слишком долго, то все они устранятся при сливе промывки – нужно будет только поменять масляный фильтр перед заливкой нового масла. Если же двигатель зашлакован, то смываемые отложения попадают в маслопровод и систему смазки, блокируя их, а это чревато серьезными поломками.
Как промыть двигатель маслом
Промывать двигатель можно и маслом, которое заливают после того, как старая смазка будет удалена. В промывочном масле увеличено количество моющих агентов, а потому его рекомендуют использовать не более десяти минут. После этого промывку сливают и заливают в двигатель свежее масло. Нужно отметить, что этот способ менее агрессивен для двигателя, однако недостатки есть и здесь. В частности, в качестве промывочного масла обычно рекомендуют минеральный состав – а он очень плохо сочетается с синтетическим, их смешивание даже в самых малых количествах не приветствуется.
Кроме того, двигатель можно промыть стандартным, регулярно используемым маслом. В этом случае промывка заключается в заливке свежей жидкости, после чего рекомендуют ездить укороченный интервал. Получается, что вы не будете специально промывать двигатель, а позволите моющим присадкам, входящим в состав любого моторного масла, качественно выполнить свою работу. Этот щадящий способ можно использовать регулярно – масло следует менять чаще, чем это предписано рекомендациями, если оно регулярно темнеет. Способ хорош в том случае, если машина длительное время эксплуатируется без экстрима и на одном и том же типе смазки. Однако не забывайте каждую замену масла сочетать с заменой масляного фильтра.
Промывка двигателя с помощью внешней установки
Для этого используется специальная вакуумная установка – она подключается к двигателю, в котором слито масло и снят фильтр. Для промывки используют специальную жидкость, прокачиваемую под давлением через неработающий мотор. Отслаивающиеся посторонние частицы улавливаются в фильтре установки, и в систему двигателя не попадают. Принудительная промывка может очистить даже зашлакованный мотор, но при этом и масляная пленка, позволяющая деталям работать с минимальным трением, будет удалена – получается, что определенный промежуток времени мотор будет работать «насухо».
💧 Промывка двигателя при замене масла
Промывка двигателя при замене масла не является на 100% необходимой процедурой. Более того, она бывает небезопасной. Но при определённых условиях и правильном подходе промывка реально помогает улучшить состояние системы смазки. В этом материале рассмотрены основные задачи данной процедуры, её целесообразность, возможные опасности, а также четыре способа выполнения.
Зачем нужна промывка двигателя перед заменой масла?
Двигатель до и после промывки
Общая цель промывки мотора — растворить, и удалить из системы смазки отложения, образовавшиеся из грязного, сгоревшего, давно не менявшегося или просто некачественного масла. Если более подробно, то выделяются три задачи:
- Прочистка каналов. Закупорка тонких отверстий и щелей приводит к тому, что смазка распространяется не везде, либо в недостаточном объёме.
- Улучшение теплоотвода. Отложения в виде нагара ухудшают отвод тепла от трущихся деталей. Недостаток или полное отсутствие смазки гарантированно приводят к перегреву.
- Предотвращение масляного голодания. Чтобы его не было, смазка должна нормально забираться из поддона, проходить через фильтр, и далее надлежащим образом распределяться по каналам и щелям на все трущиеся поверхности.
Также многим знакома ситуация, когда после заливки свежего моторного масла и проверке его уровня на щупе наблюдаются следы отработки. Это плохой сигнал, и промывка способна избавить от него.
Принципы промывки системы смазки
Принцип образования масляного тумана
Процесс промывки системы смазки базируется на трёх основных принципах:
- Смывка несложных отложений. Нечто похожее вы видите наглядно, когда промываете какие-либо замасленные детали в бензине или солярке. Такая грязь легко удаляется, и даже тереть ничего не надо. Основной налёт внутри системы смазки ухоженного мотора именно такой.
- Разжижение труднорастворимого нагара. Образуется по нескольким причинам. Это может быть нагар, смесь отработки с металлической пылью, загустевшие из-за срока давности присадки. Чтобы смыть такой налёт, нужна щёлочь.
- Удаление смытой и разжижённой грязи. Убрать отложения с поверхности деталей и каналов недостаточно. Стёкшую в поддон грязь нужно полностью убрать, иначе она смешается со свежим маслом, и вы увидите её на щупе сразу же после замены.
Щёлочь — это основное действующее вещество, которое присутствует в различных средствах для промывки моторов. Она эффективно справляется с разжижением затвердевших отложений, но крайне агрессивно воздействует на резинотехнические изделия (сальники, уплотнительные кольца, прокладки, колпачки).
Способы промывки двигателя
Промыть систему смазки двигателя внутреннего сгорания можно тремя способами:
- Промывочное моторное масло.
- Концентрированное промывочное средство.
- Дизельное топливо.
Рассмотрим все три варианта детальнее.
Промывочное моторное масло
Представляет собой сравнительно недорогое масло, в составе которого есть небольшая доля щёлочи. Также могут присутствовать другие присадки с «чудо-эффектами». Промывка двигателя этим методом выполняется по следующему алгоритму:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры.
- Отработанное масло сливается.
- Заливается промывочное моторное масло.
- Двигатель эксплуатируется в щадящих режимах пару-тройку дней.
- Промывочное масло сливается.
- Заливается обычное моторное масло.
Этот способ промывки двигателя автолюбители предпочитают крайне редко по двум причинам. Во-первых, промывочное масло хоть и дешевле обычного, но стоит далеко не три копейки. Во-вторых, процедура замены растягивается на несколько дней, в течение которых полноценно эксплуатировать машину нельзя.
Есть и преимущества. Главное из них — промывка этим способом самая безопасная для мотора. В том числе, для упомянутых выше резинотехнических изделий.
Концентрированное промывочное средство
Наверное, самый популярный среди автолюбителей способ. Выполняется следующим образом:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры.
- В систему смазки заливается концентрированная промывка.
- Мотору дают поработать на холостых оборотах 5-15 минут.
- Отработка сливается.
- Заливается свежее моторное масло.
Преимущества этого метода очевидны — быстро, сравнительно недорого, весьма эффективно. К недостаткам стоит отнести только один момент. На рынке полно концентратов-подделок, которые либо ничего не смывают, либо расщепляют на атомы резинотехнические изделия в моторе.
Дизельное топливо
Народный или дедовский метод, который можно назвать дешёвым и относительно безопасным. Выполняется по следующему алгоритму:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры.
- Отработка сливается.
- В систему смазки в объёме, равном объёму заливаемого моторного масла, заливается солярка.
- Двигателю дают поработать на холостых не более 5 минут.
- Грязная солярка сливается.
- Заливается обычное моторное масло.
Сразу следует отметить, что этот способ эффективен только тогда, когда в моторе нет труднорастворимых отложений. Обычно, если вы меняете масло регулярно, и не льёте откровенный дешман, то такого вида грязи в вашем моторе быть не должно.
Маслоотсос
Применяя этот способ промывки двигателя, максимально тщательно сливайте грязную солярку. Лучше для этого использовать специальный отсос, а не сливное отверстие. В противном случае остатки дизельного топлива (с грязью) смешаются со свежим маслом, из-за чего оно станет жиже, чем положено.
Неприемлемые способы промывки двигателя
Ни один адекватный автовладелец не будет использовать что-то из перечисленного ниже, но, всё же:
- сольвент;
- уайт-спирит;
- прочие растворители для лакокрасочных материалов;
- димексид;
- чистая щёлочь;
- сода;
- кипяток;
- моющие средства для посуды;
- бензин;
- керосин…
Категорически нельзя применять для промывки системы смазки ДВС!
10 причин не промывать двигатель при замене масла
Посмотрите в любое руководство по эксплуатации двигателя, и вы ни в одном из них не найдёте ни слова о промывке. Всё, что нужно делать — это регулярно и своевременно менять моторное масло.
Если этот принцип рассматривать более детально, то промывать двигатель при замене масла не нужно, когда:
- Замена масла осуществляется каждые 10 000 км или чаще.
- Замена масла осуществляется не реже, чем раз в год.
- В сливаемой отработке вы не видите никаких примесей.
- Она по консистенции не напоминает воду.
- Вы не используете самое дешёвое безымянное масло.
- Через маслозаливную горловину вы видите блестящие детали газораспределительного механизма.
- Контроль уровня масла проводится регулярно.
- Двигатель не подвергался критическим перегревам.
- Автомобиль не ездит постоянно по пескам, грязям и запылённым полям.
- Масло в конкретном моторе вы меняете не первый раз.
Если напротив каждого пункта вы поставили условную галочку — промывать двигатель при замене масла вам не нужно.
7 причин промыть двигатель
Грязное масло на щупе
Теперь рассмотрим несколько причин, когда двигателю не помешает промывка:
- Вы только что купили машину на вторичном рынке.
- В слитой отработке есть пена, цветные или белые разводы.
- С отработкой из сливного отверстия выпадают сгустки непонятно чего.
- На деталях газораспределительного механизма через маслозаливную горловину видны отложения.
- Вы залили свежее масло, и видите, что на щупе оно грязное.
- Вы не меняли масло больше одного года.
- С момента предыдущей замены масла машина проехала гораздо больше, чем 10 000 км.
Также о промывке стоит задуматься, если накануне вы сэкономили на моторном масле, хоть раз уровень оказывался меньше нижней отметки, мотор перегревался или эксплуатировался в жёстких условиях.
ВИДЕО: промывка двигателя (подробно)
youtube.com/embed/Auq9xyUlkzs» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen» loading=»lazy»/>
Итог
Беда в поддоне
В промывке двигателя при замене масла нет ничего неадекватного, если подходить к делу с умом. Во-первых, не нужно это делать только для профилактики. Во-вторых, используйте только приемлемые способы и средства. В-третьих, после промывки крайне важно убедиться, что в поддоне не осталось грязи или желеобразной субстанции, которая может закупорить сеточку маслозаборника.
4 типа масляных промывок и когда их следует использовать
Есть много способов определить, что представляет собой масляная промывка. Если вы обсуждаете промывку маслом с подрядчиками, производителями оборудования или обслуживающим персоналом, важно использовать одну и ту же терминологию, чтобы избежать путаницы. В этой статье промывка маслом разбита на четыре отдельные категории и указано, когда каждое действие уместно.
Циркуляционная фильтрация
Этот процесс может иметь место, когда система работает и насосы системы работают в нормальном режиме потока. Обычно это включает внешнюю фильтрацию, циркулирующую в резервуаре. Многие обслуживающий персонал называют это промывкой маслом из-за достижения уровня чистоты ниже нормального или эксплуатационных спецификаций производителя.
Этот процесс подходит для выполнения ежегодного технического обслуживания, которое ограничено по объему и времени, т. е. для очистки резервуара, замены фильтра/смазочного материала (если они одного типа) и т. д. Не используйте этот процесс, если простои включают разрывы трубопроводов или открытие корпусов подшипников. . Для проверки количества частиц и определения завершения можно использовать сторонние лабораторные или полевые комплекты.
Промывка/продувка
Этот процесс используется при заполнении системы нейтральной жидкостью или новой заправкой масла. Шаги включают слив системы, повторное наполнение резервуара до минимального уровня циркуляции и использование системных насосов, циркулирующих по нормальному пути потока.
Как правило, эта процедура используется при полной замене смазочного материала во время переоборудования или замещении моющих или чистящих средств, используемых при удалении лака. Уровень чистоты часто проверяется только количеством частиц. При выполнении удаления лака вы также можете привлечь стороннюю лабораторию или наборы для полевых испытаний.
Промывка системы
Сброс системы — это так, как это звучит. Этот тип промывки происходит при использовании «системных насосов». Это требует установки байпасов (шлангов-перемычек) вокруг всех важных компонентов, таких как подшипники и регулирующие клапаны, а также удаления всех дроссельных шайб и заглушения аккумуляторов или любых предметов, которые могут быть повреждены при промывке. Для проверки чистоты наряду с подсчетом частиц используются инспекционные экраны или среды.
Этот процесс можно использовать для легкого технического обслуживания, т. е. замены клапана регулирования температуры, или для некритических систем, таких как резервные питательные насосы котла. Избегайте этого процесса, если модуль является критическим и может стать фактором, определяющим крайний срок во время капитального ремонта. Имейте в виду, что использование системных насосов для вымывания посторонних материалов займет больше времени, чем использование внешнего насоса для увеличения потока.
Промывка высокоскоростным маслом
Многие люди считают, что высокая скорость возникает, когда вы достигаете турбулентного потока. Турбулентный поток возникает при высоких числах Рейнольдса и в нем преобладают силы инерции, которые имеют тенденцию создавать хаотические водовороты, вихри и другие неустойчивости потока. С точки зрения непрофессионала, нефть быстро меняет направление и отскакивает от внутренних частей трубы. Это помогает отламывать материал на стенках и верхних сторонах внутренней части трубы.
Если необходимая скорость не достигнута, масло движется ламинарно (по прямой линии), следуя по пути наименьшего сопротивления и оставляя после себя материал, который может повредить вашу систему. Число Рейнольдса, равное 4000, — это минимальная скорость потока, при которой ваша жидкость может стать агрессивной или «турбулентной» внутри трубопровода. Однако в 99% случаев турбулентности недостаточно для захвата и удаления твердых частиц.
При выполнении высокоскоростной промывки маслом старайтесь как минимум в два-три раза превышать нормальную скорость потока в системе и, если возможно, стремитесь к числу Рейнольдса 20 000. Доступны несколько приложений и веб-сайтов калькулятора Рейнольдса. Если вы сомневаетесь, проверьте свои цифры с помощью одного из этих инструментов, чтобы проверить скорость потока.
Процесс высокоскоростной промывки маслом включает обход системных насосов и использование внешнего блока. Как и промывка системы, она включает в себя установку байпасов (шлангов-перемычек) вокруг всех важных компонентов, таких как подшипники и регулирующие клапаны, а также удаление всех дроссельных шайб и закрытие аккумуляторов или любых предметов, которые могут быть повреждены при промывке.
Для проверки чистоты наряду с подсчетом частиц используются инспекционные экраны или среды. Этот процесс следует использовать во время всех основных процедур технического обслуживания, при сбоях системы или при попадании большого количества посторонних материалов.
Об авторе
Ларри Джордан работает с промышленными смазочными материалами 29 лет и является экспертом в области промывки высокоскоростного масла и подготовки масла. Ларри в настоящее время является старшим техническим консультантом по услугам в Reliable Industrial Group. Чтобы получить дополнительные советы и рекомендации Ларри по промывке маслом, свяжитесь с ним через LinkedIn по адресу: https://www.linkedin.com/in/larry-jordan-10b25456/.
Об авторе
Процедура промывки смазочным маслом
Опубликовано:
Сотрудники и участники TMI
Промывка смазочным маслом проводится для удаления грязи из системы путем разрыхления ее изнутри системы или растворив его в промывочном масле. Грязь, подхваченная промывочным маслом, попадет в сетку, установленную на обратной линии, и ее можно будет удалить.
Эта статья содержит отрывок из доклада «Сохраните центробежное оборудование во время ввода в эксплуатацию», подготовленного Аруном Кумаром и Мохитом Сабхарвалом из HPCL-Mittal Energy Ltd на Азиатском симпозиуме по турбомашинам и насосам 2018 года.
Перед заправкой смазочного масла в бак важно убедиться, что бак для смазочного масла и отработанный бак тщательно очищены. Все незакрепленные посторонние материалы, такие как окалина, песок, частицы сварочного брызга и стружка, должны быть удалены. Внутренняя часть соединительного трубопровода должна быть очищена проволочной щеткой там, где это возможно. После этого соединительный трубопровод должен быть тщательно очищен перед установкой с помощью продувки воздухом или паром.
Трубопровод смазочного масла должен быть подсоединен, а для первоначальной промывки должен быть подсоединен временный байпасный трубопровод для корпусов подшипников и подачи уплотнительного масла. Схема должна быть утверждена OEM-производителем оборудования. Отверстия, зонды и другие ограничения потока должны быть удалены для очистки и промывки для получения оптимальных скоростей. Все удаленные элементы должны быть помечены и надлежащим образом сохранены для повторной установки. Все манометры, за исключением манометра давления нагнетания насоса смазочного масла, реле давления и соединения приборов, должны быть изолированы. Все PSV должны быть удалены и закрыты во время промывки.
Убедитесь, что подключено питание двигателя и что вспомогательный и аварийный масляные насосы готовы к использованию для циркуляции смазочного масла. Весь контур смазочного масла разделен на различные контуры/контуры, чтобы сделать промывку более эффективной. Промывка последующих контуров должна начинаться после завершения промывки предыдущего контура. Заполните бак достаточным количеством масла (до минимального уровня, указанного на указателе уровня), т. е. до уровня, при котором всасывание насоса будет полностью погружено во время промывки. Обратите внимание, что после запуска промывочного масла его уровень в баке упадет, поэтому система доливочного масла должна быть готова. Убедитесь, что нагреватель бака смазочного масла включен и поддерживает температуру в пределах 60-70°C.
Выполните временные соединения шлангов / перемычки через корпус подшипника в соответствии с определенной схемой, соединяющей линии подачи с возвратным коллектором с мелкой сеткой (100 меш полотняного переплетения, нержавеющая сталь) между ними. Установите мелкую сетку (100 меш полотняного плетения, нержавеющая сталь) в линию возврата смазочного масла непосредственно перед баком, как показано на схеме. В первой циркуляции фильтрующие элементы не должны устанавливаться. Как только прозрачность смазочного масла улучшится, фильтрующие элементы должны быть правильно установлены в корпусе фильтра. Обеспечьте наличие запасных частей для ввода в эксплуатацию фильтрующих элементов. Во время промывки смазочным маслом через подшипник, сухое газовое уплотнение не должно быть на месте, но если оно уже установлено, то должна быть обеспечена продувка азотом/приборным воздухом в качестве разделительного газа при расчетном давлении.
Необходимо обеспечить достаточную вентиляцию масляного радиатора и фильтров при подключении к линии, чтобы не осталось воздушных карманов. После установки фильтрующего элемента периодически проверяйте падение давления на масляном фильтре. Когда перепад давления становится слишком высоким (согласно рекомендации OEM), замените фильтрующий элемент на чистый.