Содержание

виды принципиальных электросхем, обучение читать для начинающих

Когда при выезде на рыбалку вдруг под вечер не загораются фары на личном авто, некоторые водители хватаются за голову. Они не умеют читать электрические схемы автомобиля и поломка такого рода сразу становится неразрешимой проблемой. По этой причине обучение грамоте чтения электросхем не просто прихоть, а необходимость для нормального использования железного коня.

  • Виды электросхем
  • Условные обозначения
  • Порядок чтения

Виды электросхем

Обучение всему неизвестному обычно начинают с азов или начальных понятий. Чтобы научиться читать электрические принципиальные схемы, узнают, что они из себя представляют и зачем нужны. Вот основные виды:

  • Первичные. Это цепи, обеспечивающие поступление напряжения от источника электроэнергии непосредственно к потребителю этой энергии.
  • Вторичные. Цепи с напряжением не более 1 квТ, которые служат в основном для установки контрольного и сигнального оборудования.
  • Системы защиты, сигнализации, управления и прочие. Разновидности вторичных электросхем.
  • Принципиальные. Упрощённые изображения, где указаны только основные элементы, а второстепенные опущены.
  • Монтажные. Подробные изображения с учётом второстепенных узлов. Применяются для монтажа электрооборудования.
  • Однолинейные. Схематичный план с указанием последовательности подключения на основную фазу.
  • Полнолинейные. Схематичное изображение, которое используются для обозначения трёхфазных линий. На нём указывают последовательность соединений на всех трёх фазах.
  • Развернутые. Подробные чертежи полной оснастки электрооборудования на объекте.

Тип таких изображений определяют по его предназначению. Например, для сборки требуется один план, для понятия принципа действия — другой, для ремонта — третий и так далее.

Условные обозначения

Столкнувшись впервые с электрической схемой, новичок может подумать, что перед ним китайская грамота. Однако, освоив основные обозначения и принципы построения, очень скоро чтение электросхем для начинающих может стать привычным делом. Для начала определяются с основными частями любой документации такого толка. Это три группы общих по функциям составляющих элементов:

  1. Источники электроэнергии — приборы, агрегаты и приспособления, вырабатывающие ток.
  2. Приёмники электричества — приборы, узлы, оборудование, которое преобразует или использует электроток.
  3. Передатчики электричества — провода, переключатели, другие проводники тока, а также приборы измерения, усиления, ослабления, контроля и другие, то есть всё, что помогает передавать ток от источника к потребителю.

Для всех составляющих электроцепи придуманы условные обозначения. Значки расставляются в той последовательности, как они соединены электропроводкой, а не по буквальному расположению. То есть две лампочки могут располагаться на приборе рядом, а на схеме — в противоположных друг от друга частях. Элементы, подсоединённые к одному напряжению цепи, называются ветвью. Они соединены узлами. Узлы на схеме выделяют точками. Замкнутые контуры могут содержать несколько ветвей. Самые простые электросхемы — это изображения одноконтурных цепей. Самые сложные — многоконтурные.

Для изучения расшифровки условных обозначений пользуются специальными справочниками. Кроме условных обозначений, на схемах применяют пояснительные надписи и указания маркировок используемого электрооборудования и деталей.

Порядок чтения

По сути, электросхема — это чертёж. На ней с помощью условных обозначений изображено устройство электрооборудования. Зная основные принципы построения таких чертежей и условные обозначения, можно освоить чтение электрических схем. Для начинающих это именно то, что нужно. Так, легче всего тренироваться на упрощённых чертежах, чем на тех, где показаны все детали.

Для правильного чтения схем усваивают простой алгоритм действий, который поможет не упустить важных мелочей. Вот последовательность изучения электросхемы:

  1. Определяют количество контуров и ветвей в каждом контуре.
  2. Выделяют условные обозначения всех составляющих схемы.
  3. По порядку исследуют каждое обозначение. Находят в справочнике, чему оно соответствует, и узнают всю возможную информацию об элементе. При необходимости записывают, чтобы не забыть и не искать её снова.
  4. Для наглядности находят нужный узел или деталь на своём автомобиле, если изучают электросхему автомашины.
  5. Стараются понять принцип действия и техническое предназначение того или иного элемента. Некоторые задаются вопросом о том, что будет, если элемент убрать из цепи, можно ли его заменить чем-то другим.
  6. Скрупулёзно читают дополнительную информацию в описании схемы или в маркировках рядом с элементами. Иногда на схемах приводятся маркировочные таблицы, которые требуют дополнительного внимания.

Научившись читать простые схемы, переходят к более сложным. Электрооборудование современных автомобилей становится всё сложнее и сложнее. Очень многие блоки содержат электронную начинку.

Понять такие схемы начинающему электрику очень трудно. Однако, зная азы, они могут сделать простой ремонт электрооборудования, используя электросхему своего автомобиля.

Как читать автомобильные электросхемы — примеры, объяснения

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.

Электросхемы? – разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом.  Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

 

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

 

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель.  Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле,  как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе  (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.   В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

 

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

 

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае – бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Как читать электрические схемы автомобиля для начинающих

Проблемы с электрикой — худший кошмар каждого автовладельца; так много проводов и сложных компонентов для проверки. К счастью для вас, автомобильные электрические схемы помогут вам ускорить весь процесс. Очевидно, что вам сначала нужно понять различные коды и символы для электрических схем, чтобы быть полезными. Чтобы помочь вам в этом, мы создали это краткое руководство о том, как читать электрические схемы автомобиля, чтобы быстро находить и устранять простые проблемы с электрической системой.

И не волнуйтесь, если вы не настолько технически подкованы: разобраться в автомобильных схемах на самом деле намного проще, чем кажется!

Наиболее распространенные символы и их значение

Одиночные провода

На электрических схемах каждая прямая черная линия обозначает провод. Довольно просто, верно? На схеме нет визуальной разницы между калибрами проводов и материалами. Затем все провода идентифицируются с помощью цветового кода и номера, но об этом мы поговорим позже в этой статье.

Подключенные провода

Символ, показывающий, что два провода соединены, представляет собой маленькую черную точку. Эти провода включены в одну и ту же систему или, по крайней мере, используют один и тот же источник питания или разъем заземления.

Несоединенные провода

Если провода проходят в одном жгуте, но пересекаются друг с другом, но не соединяются, символ тот же, но с небольшой выпуклостью. При проверке непрерывности эти провода не должны вызывать срабатывание мультиметра. Если они это сделают, провода могут где-то ободраться и вызвать короткое замыкание в системе.

Аккумулятор/источник питания

Это условное обозначение стандартного 6-элементного автомобильного аккумулятора на 12 В. На некоторых диаграммах может использоваться упрощенная версия, состоящая только из двух вертикальных полос вместо 6. В более сложных электрических системах или электронных модулях диаграммы могут быстро заполняться множеством линий и символов, что затрудняет их чтение для пользователя. В зависимости от ручного редактора этот символ может указывать на 2-элементную батарею или использоваться просто для облегчения чтения всей диаграммы.

Предохранители

Предохранители служат средством защиты электрической системы. Если что-то пойдет не так, а провод поврежден и вызовет короткое замыкание на землю, предохранитель мгновенно перегорит, предотвращая дальнейшее повреждение всей цепи. Неудивительно, что перегоревшие предохранители являются причиной большинства электрических неисправностей. Пытаясь диагностировать электрическую проблему, всегда начинайте с осмотра предохранителей, связанных с неисправной цепью, и в 9 из 10 раз вы сразу обнаружите проблему.

На электрических схемах предохранители часто располагаются на другой странице, чем цепь, которую они защищают. В большинстве онлайн-руководств по ремонту автомобилей есть специальный раздел, предназначенный для всех предохранителей, реле и почти всего, что входит в блоки предохранителей, который называется Схема распределения питания, чтобы упростить задачу.

Кроме того, на большинстве диаграмм будет указано, являются ли предохранители «горячими постоянно» или нет, давая читателю понять, питается ли предохранитель постоянно от аккумулятора или только тогда, когда ключ зажигания находится в положении ON. Никогда не забывайте проверять это перед проверкой предохранителя, иначе вы можете получить неправильный диагноз.

Земля

В автомобиле земля всегда является кузовом автомобиля. Я должен сказать, что земля — ​​это отрицательный полюс батареи, но поскольку провод идет прямо от полюса к корпусу, каждая металлическая часть, касающаяся корпуса, также считается землей.

Для всех наиболее важных компонентов предусмотрен специальный провод заземления, обеспечивающий постоянное заземление. Например, двигатель и трансмиссия имеют один или несколько больших плетеных проводов заземления, соединенных с кузовом. Если по какой-то причине один из проводов был поврежден, соответствующий блок должен продолжать работать, так как двигатель прикручен к трансмиссии и наоборот. В некоторых случаях, тем не менее, дополнительное сопротивление, вызванное более длинной цепью, может привести к ощутимым электронные компоненты выходят из строя и вызывают различные проблемы.

Генератор, например, обычно получает заземление от кронштейна генератора, привинченного к головке двигателя. Если заземление двигателя нарушено, генератор переменного тока может быть не в состоянии производить ток, достаточный для одновременного питания всех аксессуаров, что может вызвать тревожные проблемы с системой зарядки .

Подробнее:

Переключатели

Тумблеры

На транспортном средстве есть все виды переключателей, но наиболее распространенным является тумблер. Хорошим примером этого является простой выключатель купольного освещения. Нажмите на одну сторону, чтобы включить компонент, и на другую сторону, чтобы выключить его. Они широко используются в автомобиле из-за их простоты и относительной надежности.

Кнопочные переключатели

Они немного менее распространены, но по-прежнему часто используются производителями автомобилей. Подумайте о задней разморозке и аварийных переключателях. Одно и то же движение используется для его включения и выключения.

Переключатели-селекторы

Этот тип переключателей используется либо для управления более чем одним аксессуаром одновременно, либо когда имеется более одного возможного выбора. Переключатель положения «парковка/нейтраль», вероятно, является лучшим примером. Только один вход для нескольких различных возможных выходов (P, D и т. д.).

Многофункциональные переключатели, такие как переключатель фар/мигалки, несколько отличаются, но работают по тому же принципу. По сути, это более одного селекторного переключателя, включенного в один и тот же блок.

Реле

Реле — это переключатели с дистанционным управлением. Они позволяют производителям автомобилей устанавливать в салоне низковольтные выключатели для управления компонентами, находящимися под более высоким напряжением. Они начали широко использоваться, когда производители начали заменять громоздкие переключатели фар на приборной панели в пользу небольших комбинированных переключателей на рулевых колонках.

Принцип их работы довольно прост. Низковольтный переключатель используется для включения и выключения небольшого электромагнита, который активирует больший переключатель для подачи питания на такие компоненты, как фары, охлаждающие вентиляторы, топливные насосы и т. д. Почти все основные системы и компоненты вашего автомобиля контролируются. с помощью реле.

Поскольку количество энергии, протекающей через них, часто выше, чем у большинства других типов переключателей, меньшие внутренние компоненты часто подвержены отказам. Нередко можно увидеть, как реле топливного насоса горит и перестает щелкать.

Лампочки

Это говорит само за себя. Все знают, что такое лампочки и для чего они нужны. Но на электрической схеме лампочки есть везде. Важно понимать, что фары и поворотники — не единственные лампочки на вашем автомобиле. Фактически, новые автомобили используют лампочки практически для каждого электрического компонента в салоне, чтобы указать, включены они или выключены.

В настоящее время также часто можно увидеть лампочки, встроенные в дверные панели, полы, под приборную панель, внутри выключателя стояночного тормоза и даже под сиденьями для удобства владельца.

Специально для лампочек под сиденьями и в других местах, куда могут легко попасть соль и вода, разомкнутые цепи и проблемы с плохим соединением часто приводят к сбоям в системе освещения. Возможность быстро идентифицировать символы лампочек и найти их в электрической цепи может помочь ускорить весь процесс устранения неполадок.

Резисторы

Резисторы представляют собой небольшие электронные компоненты, используемые для создания определенного сопротивления току, протекающему в электронной цепи. Автомеханику с ними особо нечего делать, так как их редко можно заменить самостоятельно. Они надежны и редко выходят из строя. Если вам не повезло обнаружить сгоревший резистор в проверяемой цепи, проблема, скорее всего, кроется в другом. Перегоревший резистор часто является результатом неисправного модуля, передающего слишком большую мощность внутри цепи, или внутреннего короткого замыкания на землю. В обоих случаях неисправный резистор обычно является следствием другой проблемы и редко ее причиной.

Полезно знать, что такое резисторы, для чего они нужны и как их найти, если только не слишком беспокоиться об этом. Просто узнайте, как выглядит этот символ, чтобы вы знали, что это такое, когда встретите его на электрической схеме автомобиля .

Стоит отметить, что в разных руководствах для обозначения резисторов могут использоваться два других символа. Имейте это в виду, если вы используете более одного типа руководств по ремонту, иначе вы можете получить ложные результаты испытаний.

Диоды

Этот другой небольшой электронный компонент имеет свойство пропускать ток только в одном направлении. Он используется либо для защиты чувствительных низковольтных элементов от повреждения из-за избыточного напряжения, проходящего через дорогие модули и компоненты, либо для перенаправления тока в цепи, например, внутри генератора переменного тока. Если произойдет перенапряжение, диод среагирует именно как предохранитель и моментально перегорит. Затем вам нужно будет найти его местоположение, используя электрическую схему вашего автомобиля, и заменить его.

Двигатели

Этот символ немного сложнее описать, поскольку логотип «Двигатель» может относиться к нескольким компонентам. Как правило, можно сказать, что они обычно относятся к энергоемкому элементу в системе, которую вы устраняете. Например, электрические стеклоподъемники представлены на схеме электрических стеклоподъемников в виде двигателей — то же самое относится к двигателю люка в крыше, дверным замкам с электроприводом, двигателю стеклоочистителя, сиденьям с электроприводом и так далее.

Соленоиды

Соленоиды представляют собой небольшие электромагнитные переключатели, за исключением того, что они двигаются вперед и назад под действием электрического тока. Обычно они служат для открытия или закрытия прохода жидкости или воздуха и имеют множество различных применений в автомобиле. Форсунки являются наиболее известным соленоидом, но вы также можете подумать о соленоиде стартера и соленоидах автоматической коробки передач, соединенных с корпусом клапана. Они настолько похожи на выключатели, что их символ составляет половину символа реле. И по уважительной причине. Электромагнит, вызывающий щелчок реле, теоретически также является соленоидом.

Цветовые коды

Все автомобильные провода имеют цветовую кодировку, чтобы помочь вам быстро и эффективно идентифицировать конкретный провод в жгуте проводов или разъеме. Цвета часто различаются у разных производителей автомобилей, но код, используемый для их идентификации на автомобильной электрической схеме   , всегда один и тот же.

Цвет обозначается аббревиатурой рядом с каждым проводом по одному и тому же шаблону: Цвет провода/Цвет полосы. Например, белый провод с черной полосой сбоку будет обозначаться как WHT/BLK. Темно-зеленый провод с желтой полосой можно назвать DG/YE. В одном руководстве по ремонту может использоваться трехбуквенная цветовая кодировка, в то время как в других могут использоваться только двухбуквенные сокращения. Во всех случаях обязательно обратитесь к таблице цветовых кодов в начале или в конце руководства для получения дополнительной информации о том, как классифицируются различные цвета проводов.

Номера и расположение разъемов

По той же причине используются цветовые коды, а разъемы и провода также идентифицируются с помощью номера, соответствующего физическому местоположению или странице в руководстве. В обоих случаях номер сообщит вам, куда идти, чтобы быстро найти, где находится разъем на автомобиле.

Это очень удобно, когда вам нужно найти обрыв цепи или замыкание на землю в конкретном проводе. Вместо того, чтобы снимать все ковровые покрытия и накладки, чтобы проследить за проводами до места, где возникла проблема, вы можете сначала просто определить все разъемы, найти их расположение и снять только те накладки, которые необходимы для доступа к ним.

Подводя итог…

Умение читать электрические схемы автомобиля — это огромный навык, который можно добавить к набору навыков автомеханика. Способность овладеть этой компетенцией не только поможет вам намного быстрее находить решения общих проблем с электричеством, но также даст вам большой старт по сравнению с менее квалифицированными специалистами. И это совсем не сложно. Как только вы освоите самые основные понятия, все, что вам нужно, — это немного практики, и вы сможете устранять большинство проблем с электрической системой, как профессионал.

Как читать электрические схемы автомобиля (краткая версия для начинающих) — Rustyautos.com

Автомобильная электрическая схема может показаться пугающей, но как только вы поймете несколько основ, вы увидите, что они на самом деле очень просты.

Электросхема автомобиля представляет собой карту. Чтобы прочитать его, идентифицируйте рассматриваемую цепь и, начиная с ее источника питания, следуйте по ней до земли. Используйте легенду, чтобы понять, что означает каждый символ на схеме.

Я работаю автомехаником более двадцати лет, и мне всегда нравилась электрическая сторона ремонта автомобилей. Прочитав этот пост, вы поймете, как читать базовую электрическую схему, которая, как вы знаете, является ключом к быстрому поиску электрических проблем.

Вы также можете найти этот пост полезным:

Если вам интересно, что такое земля, посмотрите этот пост «Заземление такое же, как и отрицательное?» (простое руководство для начинающих с иллюстрациями)

Ознакомьтесь с этим руководством для начинающих по диагностике датчика массового расхода воздуха с помощью DVOM (вольтметра)

Ознакомьтесь с этим простым кратким постом по поиску электрических характеристик с цветными иллюстрациями. Я написал массу других распространенных проблем и ремонтов автоэлектрики, все они написаны для новичков, и вы можете ознакомиться с ними прямо здесь, в разделе блога автоэлектрики.

Понимание базовой схемы

Здесь я объясню основной принцип работы схемы. Этот материал прост, и если вы уже знакомы, вы можете пропустить его.

Цепь проводки называется так потому, что проводка должна описывать полный круг, чтобы напряжение могло течь. Разрыв или ограничение в круге вызовет прерывистую или постоянную ошибку.

Заземляющий путь обратно к минусовой клемме аккумулятора отмечен черным цветом

Питание покидает положительную (красный знак плюс) сторону автомобильного аккумулятора через силовой кабель и всегда активно ищет кратчайший возможный обратный путь к отрицательной (знак минус на клемме кожух аккумулятора) сторона автомобильного аккумулятора.

Путь обратно к отрицательному полюсу батареи после нагрузки известен как путь заземления. Нагрузка — это то, чем является потребитель; в случае с приведенной выше диаграммой это свет.

Принципиальная электрическая схема

Очевидно, что будут более сложные схемы, в которых будут реле и блоки управления, но помните, что все они работают по одной и той же основной идее.

Питание оставляет положительный заряд батареи и ищет кратчайший путь к заземлению цепи.

Символ заземления указывает на соединение шасси.

Типичная базовая цепь состоит из пяти важных частей:

  1. Источник питания (плюс от батареи)
  2. Предохранитель (защищает цепь от перегрузки)
  3. Выключатель (ручной или управляемый)
  4. Нагрузка (лампа, двигатель и т. д.) .)
  5. Земля (обратный путь к отрицательной стороне аккумулятора)

Что такое питание?

Питание — это напряжение батареи, и в любой цепи путь к нагрузке от плюса батареи может быть описан как силовая сторона цепи.

Что за земля?

Как вы знаете, напряжение любит проходить через любой металл, а не только металл внутри проводов. Таким образом, заземление — это любая металлическая часть шасси или двигателя, которая подключена к отрицательному выводу аккумулятора.

Наземный путь выделен синим цветом.

Обратный путь после нагрузки называется заземлением цепи. И обычно не изображается на диаграмме как провод, идущий к отрицательной стороне батареи. Вместо этого используется символ земли.

Что такое реле?

Реле не сильно изменились за эти годы, они есть и в старых машинах, и в новых, хорошая идея никогда не устареет.

Функция реле заключается в управлении цепями с высоким током, такими как стартер или фары, с помощью цепи переключения с низким током.

Пропускание больших токов через небольшой переключатель может привести к его перегоранию и выходу из строя, что может привести к возгоранию.

Реле обычно используются в цепях, а также размещаются в блоках управления. Когда они встроены в блок управления, схема часто будет ссылаться на него, но это не будет исправное реле.

Традиционно релейные клеммы нумеровались двузначными цифрами, но в последних версиях используются однозначные цифры, я отметил обе цифры на схеме ниже.

Как это работает?

Реле представляет собой электромагнитный переключатель, имеет две отдельные цепи: цепь управления и цепь нагрузки. Переключатель управляется либо вручную, либо блок управления подает питание через клемму 2/86, которое проходит на землю через клемму 4/85.

Это приводит к тому, что катушка реле становится магнитной, что замыкает подвижный якорь внутри реле. В закрытом состоянии (открытый на приведенной выше схеме) он позволяет питанию переходить от батареи к фонарю. (через 30 и 87 контакты)

Если вам нужна помощь в понимании DVOM, также известного как мультиметр, ознакомьтесь с инструкциями по использованию мультиметра Kindle по ссылке ниже на Amazon.

Amazon Как пользоваться мультиметром

Когда переключатель выключен (батарея отключена), катушка больше не является магнитной, и подпружиненный подвижный якорь возвращается в открытое положение (положение по умолчанию).

Профессиональный совет: при поиске неисправностей в цепях качество DVOM имеет решающее значение. Дешевые вольтметры подходят для определения питания и заземления, но современным автомобилям потребуются точные показания сопротивления, чтобы правильно диагностировать неисправную цепь или компонент.

Неправильные показания счетчика могут вызвать массу неприятностей. Если вы покупаете вольтметр, купите что-нибудь вроде Klein MM400, он идеально подходит для новичка или ветерана и удобно продается и доставляется на Amazon.com.

Реле цепи стартера на рисунке выше работает идентично. При повороте ключа зажигания для запуска напряжение проходит через контакт 86 и заземляется на 85. Это намагничивает катушку, что, в свою очередь, вызывает замыкание якоря (контакты 30–87), замыкая цепь на стороне нагрузки, и двигатель запускается.

Что такое блок управления?

Вы здесь, чтобы научиться читать электрические схемы, поэтому наверняка столкнетесь с модулями управления (компьютерами). Современные автомобили, как известно, напичканы модулями управления. Как правило, они также известны как блоки управления, CU, контроллеры, модули, CM, электронные блоки управления и компьютеры.

Различные блоки управления системой будут иметь разные названия, и у каждого производителя будет своя аббревиатура; вот некоторые из наиболее распространенных названий PCM — модуль управления силовой передачей, также известный как ECU и блок управления трансмиссией в сочетании, ECU — блок управления двигателем, CEM — центральный электронный модуль, EBCM — электронный модуль управления тормозом, BCM — модуль управления кузовом и т. д.

Я не буду здесь углубляться в сорняки, но будет полезно иметь представление о том, как работают блоки управления.

Классические автомобили докомпьютерной эпохи имели простую схему подключения — например, нажатие переключателя посылает питание по проводу на электродвигатель стеклоподъемника, и стекло перемещается.

Современные автомобили справляются с этим немного по-другому – нажатие переключателя посылает сигнал по проводу на блок управления (компьютер), который, в свою очередь, подает питание на электродвигатель стеклоподъемника.

Блок управления или контроллер подает питание на электродвигатель стеклоподъемника только в том случае, если выполняются определенные предварительно запрограммированные условия. Могут быть условия, при которых модуль управления не подает питание на окно. Например, если он запрограммирован на экономию энергии при низком заряде батареи.

Конечно, окно может не двигаться по другим причинам, может быть неисправен блок управления, проблемы с проводкой, неисправность двигателя и т. д.

Так почему же они пошли и усложнили и усложнили ремонт? Что ж, блоки управления предлагают значительные преимущества, некоторые из которых включают:

  • Требуется меньше проводки
  • Автомобили более экономичны
  • Автомобили чище
  • Автомобили безопаснее
  • Позволяет использовать больше электронных модулей, таких как информационно-развлекательные системы и вспомогательные средства
  • Коды неисправностей системы можно считать

Все блоки управления соединены между собой витой парой проводов; система связи известна как CAN (локальная сеть контроллеров).

При чтении электрических схем технический специалист не видит внутренних схем блоков управления, поэтому их работа нас не интересует.

Вместо этого используем подход Шерлока Холмса – Проверяем всю проводку к блоку управления и от него; если все проверки закончились, а неисправность осталась — единственный логический вывод — неисправный модуль.

Конечно, неверно интерпретировать данные легко, особенно если тестер не понимает параметры контроллера.

Например, понимание того, что блок климат-контроля не включит кондиционер не потому, что есть проблема с системой кондиционирования, а потому, что ECM обнаруживает, что система охлаждения слишком горячая.

При неправильном понимании очень легко предположить, что это проблемы там, где их нет.

Вот почему я советую всем механикам-любителям приобрести электрическую схему и руководство по ремонту. Он окупит себя в несколько раз.

Понимание легенды

У каждой схемы есть легенда, это ключ к пониманию электрической схемы. Обычно он показывает набор символов и краткое описание.

Не обязательно знать эти символы в лицо, вы можете ссылаться на легенду, когда встречаете различные символы вместе со схемами, которые вы читаете. И в любом случае, вы обнаружите, что символы варьируются от одного производителя к другому.

Совет: Некоторые схемы легче понять, чем другие, но неправильная схема подключения может застать врасплох даже профессионалов. Чтобы избежать разочарований, убедитесь, что ваша электрическая схема подходит для вашего автомобиля.

Держите легенду под рукой, когда будете читать электрическую схему. Не зная, что означает каждый из различных символов, вы быстро запутаетесь.

Информация в легенде может включать в себя:

  • Цветовой код проводки
  • , и легко следовать.

    Чтение электрической схемы

    Электрические схемы традиционно печатались в виде книг; Диаграммы, как вы знаете, большие, если уместить их все на одной странице, они станут нечитаемыми.

    Решение – номер в конце каждой схемы указывает страницу, на которой можно найти остальную часть схемы.

    Это может быть немного громоздко, особенно при одновременном обращении к множеству различных цепей.

    Другие решения включают отображение на странице схемы подключения только одной системы, например, просто отображение схемы подключения фар. Это работает довольно хорошо и было перенесено в цифровую эпоху.

    Цифровые электрические схемы более эффективны и просты в использовании, поэтому, если возможно, всегда выбирайте цифровые схемы.

    Теперь вы знаете, что такое легенда, и имеете краткое представление о том, что означают различные символы, пришло время прочитать электрическую схему.

    Почти на всех современных диаграммах сила находится вверху страницы/экрана, а земля внизу. Это естественный поток, и это лучший способ их прочесть.

    На приведенной ниже схеме показана базовая схема автомобильного освещения. на первый взгляд это может показаться сложным, но когда вы разберетесь с потоком, станет понятно.

    Помните, заряд батареи (напряжение) в верхней части страницы пытается упасть на землю в нижней части диаграммы.

    Начиная с верхней части прилагаемой схемы, вы можете видеть потоки энергии по двум путям: (1) вниз к реле света (слева) и (2) к центральному электронному модулю (CEM), который является блоком управления.

    Схема нарисована при зажигании в положении 0 – положение «ВЫКЛ» .

    Путь (1) – Реле света получает напряжение, но так как якорь находится в положении разомкнуто/закрыто, оно останавливается в этой точке.

    Путь (2) — Модуль управления получает напряжение, и этот путь заканчивается.

    Изображение меняется, однако, когда ключ зажигания находится в положении два «Вкл.».

    Модуль CEM запрограммирован на заземление на X при включенном зажигании. Это, как известно, намагничивает катушку реле и вызывает замыкание якоря. Замкнутая арматура, в свою очередь, обеспечивает путь для передачи мощности к переключателю.

    Теперь коммутатор включен. Нажатие выключателя света теперь позволяет напряжению проходить через катушку реле выключателя света и заземлять через встроенный контур заземления CEM .

    Катушка светового реле , как вы знаете, теперь намагничена, и поэтому она замыкает якорь реле, пропуская энергию от пути 1 до земли в нижней части диаграммы, обеспечивая питание огни, как это происходит. Схема завершена.

    Вот и все; вы прочитали схему, и некоторые схемы будут более сложными, но чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.

    Вам также могут понравиться эти посты:

    Разрядка автомобильного аккумулятора – простое руководство для начинающих с картинками

    Как найти короткое замыкание в проводке – как профессионал!

    Автомобильный предохранитель продолжает перегорать

    Аккумулятор вспыхнул, теперь не заводится – Ого!

    Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха

    OBD не подключается к ЭБУ

    Как проверить предохранитель топливного насоса

    Чтобы увидеть все инструменты, которые я использую, посетите страницу инструментов для ремонта автоэлектрики.

    В чем разница между диаграммой и схемой? Диаграмма — это подробная карта системы, а схема — это более упрощенное представление.

    • Об авторе
    • Последние сообщения

    Джон Каннингем

    Джон Каннингем — автомобильный техник и писатель на Rustyautos.