Ту-142, дальний самолет противолодочной обороны

Компания участник: Туполев, ПАО

Дальний противолодочный самолёт Ту-142. Источник: Минобороны РФ


Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой «Беркут» и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ. 


В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета. На самолете Ту-142 №4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах. На Ту-142 №4231 была демонтирована малоэффективная система «Гагара» и часть оборудования электронного противодействия.  


В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр «ВПМ» (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой «Коршун». 


Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения «Атлантида» получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР). На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.

Модификации

Ту-142


Все самолёты с ППК «Беркут-95», как первые 18 машин, (изделия ВП) построенные в Куйбышеве (за характерные тележки шасси их называли «сороконожками» или «луноходами»), так и построенные в Таганроге и модифицированные изд. «ВПМ».

Ту-142М, Ту-142МК


Самолёт Ту-142М (изделие «ВПМК», «Коршун», по классификации НАТО — Bear-F Mod 3) начал разрабатываться в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 января 1969 года, а тактико-технические требования (ТТТ) на него были подписаны заместителем главкома ВВС по вооружению 20 марта 1969 года. Разработка модификации была вызвана принципиальными недостатками ПСС «Беркут».


На самолёте была проведена значительная модернизация. ПСС «Беркут» была заменена новой системой — «Коршун», дополнительно был установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» и другие системы, большое внимание было уделено совершенствованию навигационного оборудования. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изд. «ВПМ».


Ту-142МР «Орёл»


В марте 1977 года (испытания закончились в декабре 1980 года) на базе серийного Ту-142М в ОКБ Бериева (ОКБ-49 под руководством А. К. Константинова) был создан самолёт для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами (ПЛАРБ). Самолёт, получивший название Ту-142МР «Орёл» (изделие «ВПМР», по классификации НАТО: Bear-J) был оборудован выпускной антенной СДВ длиной 8600 метров и комплексом радиостанций, под управлением ЦВМ «Орбита-20». Строился небольшой серией и был принят на вооружение. Отличается отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения (на месте первогогрузоотсека организован технический отсек с аппаратурой связи — станцией СДВ «Фрегат» и выпускным антенным устройством ВАУ, второй грузоотсек используется как «багажный», для перевозки оборудования и имущества). Экипаж состоит из 9 человек. Интересно, что также самолёт применялся (и применяется) как мощный КВ ретранслятор, в том числе и без подъёма в воздух (работа со стоянки). Также данные машины периодически применялись для обеспечения запусков космических аппаратов.


Ту-142ЛЛ


В летающие лаборатории были переоборудованы 2 самолёта — первый Ту-142 с заводским номером № 4200 и Ту-142М № 4243. Цель переделки самолётов — испытания и доводка новых мощных ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д. В конце лета 1986 года самолёт № 4243 совершил свой первый полёт.


Ту-142ЛЛ имел следующие отличия от Ту-142М: демонтировано всё вооружение и специальное оборудование, сделан вырез внизу фюзеляжа под модуль с отрабатываемым двигателем, усилена конструкция планера, установлена контрольно-записывающая аппаратура. Для выпуска-подъёма модуля была применена гидравлика, также имелась воздушная система, работающая лишь на подъём, а также устройство гильотинного типа, позволяющее сбросить двигатель в случае пожара или другой опасности.


В апреле 1990 года началась разработка программы полётов для установления мировых рекордов. Согласно правилам FAI, Ту-142ЛЛ попадал в категорию машин с турбореактивными двигателями со взлётной массой 100—150 тонн. 3 мая 1990 года были выполнены два полёта и установлены три мировых рекорда: набор высоты 6000 м за 4 мин 23 сек, 9000 м — 6 мин 3,5 сек, практический потолок — 12 530 м.


После распада СССР отмечались попытки западных фирм приобрести самолёт, однако Ту-142ЛЛ был разрезан на металлолом в середине 1990-х годов. Второй самолёт ранее потерпел катастрофу.


Ту-142М3


В конструкции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А. К. Константинова. На Ту-142М3 (изделие «ВПМК-З», «Заречье», по классификации НАТО — Bear-F Mod 4) была установлена вместо «Кайры-П» более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5». Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ. Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) — за ненадобностью.


Самолёт принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Вероятно, это последний самолёт производства СССР.


Ту-142МП


Опытный экземпляр построенный (на базе Ту-142М № 4362) для испытаний системы противолодочного вооружения «Атлантида».


Ту-142МРЦ


Опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ. Был построен в начале 1990-х годов, однако в связи со сменой концепции применения противокорабельных ракет, выполнение задач целеуказания было возложено на орбитальные спутниковые системы. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.

Ту-142МЭ


Экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М (МК). Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин.


Ту-142МРМ


Упоминание о планируемых испытаниях данной модификации появилось в январе 2014 года.


Ту-142МЗМ


Очевидно, планируется модификация пилотажной и навигационной аппаратуры одиночных самолётов по типу МРМ. Фактические сроки не определены и весьма туманны.

Летно-технические характеристики

Размах крыла, м50,4
Длина самолета, м53,07
Высота самолета, м14,47
Площадь крыла, м²289,9
Максимальная взлетная масса, кг185000
Крейсерская скорость полета, км/ч705
Максимальная скорость полета, км/ч800
Боевая нагрузка, кг8845
Скорость барражирования, км/ч450
Практическая дальность полета, км10050
Длина разбега, м2560
Число членов экипажа, человек10

Поля, обязательные для
заполнения

Контактное лицо

Телефон

Сообщение

Этот сайт защищен reCAPTCHA, и к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия
использования услуг Google.

Блоги


Михаил Делягин

Когда закончится эпоха доллара в международной торговле

Сегодня в мире назрел вопрос отказа от доллара

Виктор Литовкин

Зачем Россия решила выйти из ДОВСЕ

Участие России в ДОВСЕ не имеет смысла

Евгений Ясаков

Форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ»

III Международный форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ» пройдет в период с 16 по 20 октября 2023 г. в КВЦ «Патр…

Александр Перенджиев

Россия стремится укрепить свои позиции в Тихом океане

Учения Тихоокеанского флота РФ призваны укрепить позиции России в Тихом океане, чтобы страна могла защищать свои интерес…

Видео дня

Военная приемка. Бахча. Убийца танков.

Фоторепортаж

Выставки: «ЭКИПИРОВКА», «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА», «ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ХИРУРГИЯ». Экспозиция. Часть 6

Интервью

Сергей Фёдоров: УЗГА имеет 49 предварительных контрактов на поставку ЛМС-901 «Байкал»

Ту-142 / Самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Ту-142 — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС).

Ту-142 явился дальнейшим развитием и глубокой модернизацией серийного самолёта разведки и целеуказания — Ту-95РЦ, в отличие от которого, имеет новое крыло и оперение с применением суперкритических аэродинамических профилей, интегрированные в крылья топливные баки и модернизированную кабину с незначительно улучшенными условиями работы экипажа. В процессе серийного производства неоднократно модифицировался.

Всего построено около 100 экземпляров самолётов Ту-142 различных модификаций.

Модификации Ту-142

Ту-142 — все самолёты с ППК «Беркут-95», как первые 18 машин, (изделия ВП) построенные в Куйбышеве (за характерные тележки шасси их называли «сороконожками» или «луноходами»), так и построенные в Таганроге и модифицированные изделие «ВПМ»

Ту-142ЛЛ — в летающие лаборатории были переоборудованы 2 самолёта для испытания и доводка новых мощных ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51 самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д

Ту-142М, Ту-142МК («Коршун») — разработка модификации была вызвана принципиальными недостатками ПСС «Беркут». На самолёте была проведена значительная модернизация. ПСС «Беркут» была заменена новой системой — «Коршун», дополнительно был установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» и другие системы, большое внимание было уделено совершенствованию навигационного оборудования. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изд. «ВПМ»

Ту-142МП — опытный экземпляр построенный (на базе Ту-142М № 4362) для испытаний системы противолодочного вооружения «Атлантида»

Ту-142МР «Орёл» — оборудован выпускной тросовой антенной сверхдлинноволнового диапазона длиной 8600 метров и комплексом связных радиостанций (БКСР-А), под управлением БЦВМ «Орбита-20». Строился небольшой серией и был принят на вооружение, к началу 90-х годов имелось по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах. Отличается отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения (на месте первого грузоотсека организован технический отсек с аппаратурой связи — станцией СДВ «Фрегат» и выпускным антенным устройством ВАУ, второй грузоотсек используется как «багажный», для перевозки оборудования и имущества). Экипаж состоит из 9 человек. На всём остеклении машины, кроме трёх лобовых стекол лётчиков, для защиты экипажа от мощного электромагнитного излучения установлены экранирующие металлические сетки. Интересно, что также самолёт применялся (и применяется) как мощный КВ-ретранслятор по передаче информации боевого управления московского штаба ВМФ на места, в том числе и без подъёма в воздух (работа со стоянки). Также данные машины периодически применялись для обеспечения запусков космических аппаратов

Ту-142МРМ 

Ту-142МРЦ — опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован

Ту-142МЭ (Ту-142МК-Э) — экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М (МК). Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин. В 2017 году самолёт со всеми возможными почестями снят с эксплуатации, одна машина оставлена в качестве экспоната

Ту-142М3 — в конструкции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А.  К. Константинова. На Ту-142М3 была установлена вместо «Кайры-П» более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5». Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ «Аргон-15». Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) — за ненадобностью. Самолёт принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Вероятно, это последний самолёт производства СССР

Ту-142МЗМ — планируемая модернизация БРЭО, навигационного оборудования, противолодочного комплекса, системы управления оружием, расширен спектр применения оружия. Планируется модернизация всех имеющихся в составе ВМФ РФ Ту-142 до 2020 год

Фюзеляж Ту-142 круглого поперечного сечения с работающей обшивкой, набором шпангоутов и стрингеров.

Крыло самолёта кессонного типа. Центроплан выполнен как одно целое с фюзеляжем. Внутри кессона консоли крыла находятся герметичные баки-отсеки.

На верхней поверхности установлены три пары аэродинамических гребней (перегородок), уменьшающих перетекание пограничного слоя. Средства механизации крыла — двухщелевые закрылки. Электропривод закрылков — электромеханизм МПЗ-12М установлен на левой стенке переднего г/о.

В качестве управляющих поверхностей по крену применяются классические элероны, с приводом от гидроусилителя ГУ-54А. На правом элероне установлен триммер-флетнер.

Рули высоты и руль направления выполнены с частичной осевой аэродинамической и весовой компенсацией. Привод рулей — от гидроусилителей ГУ-54А. Обе половины рулей высоты связаны между собой карданным валом.

Основным методом поиска подводных лодок в противолодочной авиации по прежнему остаётся гидроакустика.

Принцип, заложенный в ППС «Беркут», основан на обнаружении шумов подводных лодок в подводном положении с применением предварительно выставленных по определенной схеме радиогидробуев, обработке полученных от них данных экипажем в бортовой ЦВМ и выработке сигналов на полуавтоматический или автоматический вывод самолёта в точки постановки буев или применения средств поражения подводных лодок.  

В качестве основного средства поиска подводных лодок с самолёта применяются сбрасываемые, а после отработки — самоликвидирующиеся радиогидробуи.

Противолодочный комплекс «Коршун» использует инфразвуковые буи различных типов, также снаряжаемые в кассеты, и сбрасываемые взрывные источники звука трёх типов, позволяющие получить отражённый сигнал от неподвижной лодки.

Характерной особенностью самолёта является мощная РЛС кругового обзора в составе комплекса, параболическая антенна которой находится в большом каплеобразном обтекателе под центропланом, перед первым грузоотсеком. РЛС, помимо задач в составе поисково-прицельного комплекса, используется также для навигации и коррекции координат в НПК.

При выполнении задачи по поиску лодки парой самолётов с ППК «Коршун» происходит автоматический радиообмен текущей тактической информацией и БЦВМ просчитывает тактику дальнейших совместных действий самолётов вплоть до поражения подводной лодки.

Экипаж Ту-142 (10 человек)

командир
помощник командира
штурман корабля
штурман-навигатор
штурман-оператор
бортовой инженер
оператор бортовых средств связи
оператор РГП № 1
оператор РГП № 2
оператор кормовой огневой установки КОУ

Летно-технические характеристики Ту-142М

Размах крыла50,4 м
Длина самолета53,07 м.
Высота самолета14,47 м.
Площадь крыла289,9 кв.м.
Максимальная взлетная масса185 000 кг.
Боевая нагрузка8845 кг
Максимальная скорость полета800 км/ч
Крейсерская скорость полета705 км/ч
Скорость барражирования450 км/ч
Практическая дальность полета10050 км
Длина разбега2560 м
Число членов экипажа10 человек

Вооружение Ту-142
Средства поиска

радиогидробуи системы «Беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ)
радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.

Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): 

одиночный МГАБ-ОЗ
ленточный МГАБ-ЛЗ
спиральный МГАБ-СЗ

Средства поражения 

торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1
противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 и Х-35

противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец»

практические бомбы УПЛАБ

Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.
Спасательные контейнеры типа КАС.
Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

ТУ-142 BEAR

Появление ударной ядерной группировки в составе американских атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами типа Polaris, потребовало от противосоветских рубежей обороны производить обнаружение и уничтожение подводных лодок, ракет на расстояние, превышающее дальность пуска их ракет. Наряду с рядом других отечественных авиационных ОКБ в начале 1960-х годов ОКБ-156 А.Н. Туполева начало работы по созданию дальних авианосных средств для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. С самого начала проектирования авианосец рассматривался как часть единой системы, способной самостоятельно решать задачи борьбы с подводными лодками.

Авианосец, получивший обозначение ТУ-95ПЛО, нес в своих грузооцеках радиогидроакустические буи (РГБ), зенитные бомбы, мины, противотанковые самоходные торпеды, оснащенные обычными и ядерными боевыми частями. Максимальная боевая нагрузка Ту-95ПЛО должна была составлять 9 тонн. Самолет с такой нагрузкой должен был находиться в барражированном состоянии, находиться в воздухе от 3,5 до 10,5 часов, в зависимости от удаленности района патрулирования. По проекту на Ту-95ПЛО отсутствуют бортовые средства поиска и обнаружения подводных лодок (мощная обзорная РЛС, магнитометр, тепловизионная система). Все это должно было быть размещено на втором самолете, входящем в состав комплекса — модифицированном самолете Ан-22, грузоподъемность и внутренние размеры которого соответствуют сверхтяжелым образцам техники, предлагаемым отечественной радиоэлектронной промышленностью на начальном этапе развития. проектирование комплекса.

Вскоре успехи в создании радиоэлектронных систем, снижение их массогабаритных параметров и энергетики позволили перейти к проектированию дальнего зенитного комплекса на базе единого авианосца — Ту-142 (изделие МП) с размещение на всей номенклатуре оборудования и поисковых средств поражения подводных лодок. В качестве базы для авианосца Ту-142 ОКБ предлагается принять самолеты дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ, которые в этот период в ОКБ-156 созданы по заказу ВМФ. Предложение было принято. 28 фев., 1963 Постановление Совета Министров оставило СССР на дальнем зенитном полигоне Ту-142. ОКБ поставлена ​​задача спроектировать и построить на базе Ту-95РЦ самолет дальнего противолодочного самолета Ту-142 с ППС Беркут-95 (в состав которого входят РЛС кругового обзора, датчик магнитных аномалий, комплекс пассивных и активных гидроакустических буев, газоанализатор) и комплекс средств для борьбы с подводными лодками. Для обеспечения работы ППС должен был быть специальный пилотажно-навигационный комплекс ПКН-142, задействованный в противолодочном оборудовании и вооружении. Помимо средств противовоздушной обороны в целях увеличения дальности применения самолетов на борту должны быть размещены средства радиотехнической разведки, в частности станции Квадрат-2 и Куб-3.

К взлетно-посадочным характеристикам нового самолета предъявлялись очень жесткие требования заказчиков. В эти годы командованию ВВС и его техническим службам требовались практически все новые боевые самолеты, разрабатываемые с возможностью эксплуатации наземных аэродромов, что должно было повысить живучесть авиационных комплексов в начале боевых действий, в том числе с ядерным оружием. . В результате при проектировании Ту-142 для улучшения посадочных характеристик самолета и адаптации его к наземным аэродромам ОКБ пошло на использование новой конструкции основных стоек шасси и перешло на использование закрылков. Так как новые грузовики гораздо больше привыкли к более ранним Ту-95 были значительно увеличены размеры обтекателей гондол для уборки главных стоек. Это было новое крыло с современным набором профилей, при этом площадь его увеличилась до 289,9 м 2 . Для повышения эффективности управления на 14 % увеличили площадь руля высоты. Резиновые крыльевые топливные баки заменены на жесткие металлические панельные баки. В систему управления введена необратимая власть.

Из бортового оборонительного вооружения на Ту-142 оставили только пушечно-кормовую установку. Одновременно расширились возможности бортовых средств РЭП. Некоторые предложения по оснащению Ту-142 новейшими системами по тем или иным причинам не были приняты. Например, не введена в действие система контроля пограничного слоя, не поддерживается идея вынужденного ухода бортпроводников в аварийных ситуациях. Этап рабочего проектирования Ту-142 показал, что существенное увеличение количества нового оборудования в кабине старого Ту-95РТС нет. Принято решение удлинить кабину хотя бы на 1,5 метра, но при первых пробах машина удлиняться не стала.

Первый опытный двигатель Ту-142 № 4200 построен на Куйбышевском авиационном заводе, что позволит расширить серийное строительство самолета. Внешне он был очень похож на Ту-95РТС, серийное производство которого на заводе еще продолжалось. Большая преемственность конструкции планера должна была облегчить переход на новый заводской серийный самолет. Как Ту-95РТС, Ту-142 имел обзорный купол РЛС в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископами, имел грузоотсеки с противоударным вооружением и буями. В носовой части успех переводчика сменился системой поиска противоинфракрасной гагары под капотом чуть меньшего размера. На концах стабилизатора были установлены новые обтекатели антенной системы Лира, аэродинамически лучше, чем обтекатели системы Арфа на Ту-95РТС.

Ту-142 №4200 совершил первый полет 18.06.1968. Летный экипаж самолета во главе с летчиком-испытателем И.К. Ведерниковым. 3 сентября 1968 года серийный завод из воздуха в воздух поднялась вторая машина № 4201, которая уже была расширена на новую 1,7-метровую кабину, но без полного штатного комплекта специального оборудования. 31 октября 1968 г. взлетает третья машина под номером 4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием, которое было предусмотрено специальным совместным решением МАП и ВВС в 1967 г. Эти первые три машины прошли заводские летные испытания, а затем публика. В основном испытания касались отработки и проверки комплексов поиска и уничтожения подводных лодок, выяснения их эффективности и адекватности.

В мае 1970 года первые Ту-142 (код НАТО — Медведь-F) поступили в строй авиации ВМФ и начали свою повседневную работу по отслеживанию перемещений подводных лодок на западных просторах Мирового океана. После завершения всего цикла испытаний и доработок по замечанию заказчика, 14 декабря 1972 г. постановлением Совета Министров СССР комплекс Ту-142 был принят на вооружение ВМФ. Пока шли испытания и доводки, в Куйбышеве продолжали выпускать автомобили серийно. Серийные Ту-142 выпускались с удлиненной кабиной и полным комплектом оборудования, продолжают совершенствовать бортовое целевое оборудование.

Первоначальный опыт эксплуатации, отказ от требований заказчика комплекса с наземных аэродромов, а также стремление улучшить летно-технические характеристики самолетов за счет снижения массы пустого самолета привели к серьезному источнику дальнейшей модернизации самолета. . На Ту-142 № 4211 в салоне был установлен постельный режим при длительных полетах. . На Ту-142 № 4231 была демонтирована неэффективная система гагар и часть оборудования РЭП. На той же машине заднее основное шасси с тележками квадроциклов и нормальными гондолами под ними. Все это привело к снижению массы пустого самолета примерно на 4 тонны. Летные характеристики по скорости и дальности полета Ту-142 № 4231 (шифр НАТО — Bear-F Mod 2) были лучше, чем у серийных машин, но в серию продолжили строить старые Ту-142 с радикальными конструктивными улучшениями. .

В начале 1970-х годов МАП приняло решение передать серийное производство Ту-142 на Таганрогский машиностроительный завод Георгия Димитпова (ныне ОАО «ТАВИА» — Таганрогская авиация). В ближайшее время передача технической документации из Куйбышева в Таганрог и подготовка серийного производства. Всего в Куйбышеве было выпущено 18 Ту-142, в том числе первые три доводочные машины. В настоящее время все самолеты Ту-142 производства Куйбышевского НПЗ остановлены, списаны и списаны.

Последний номер 4242, выпущенный в Куйбышеве, стал эталоном для серии в Таганроге. Он имел длину 2 метра, по сравнению с первым Ту-142 № 4200, и удлиненную кабину. Оборудование и шасси были выполнены на самолете № 4231. В отличие от предыдущих авиадвигателей серийное производство началось в Таганроге в 1919 г.75, получил в ОКБ шифр ВПМ, но в эксплуатации сохранил прежнее обозначение — Ту-142 (шифр НАТО — Bear-F Mod 1).

Двенадцатое согласованное заявление по СНВ-1 уточняет обращение с советским морским разведывательным самолетом Ту-95РЦ (известным в США как Bear D), советским противолодочным патрульным самолетом Ту-142 (известным в США как Bear F), Советский самолет-ретранслятор морской связи Ту-142 (известный в США как Bear J) и советский Ту-9. Учебный тяжелый бомбардировщик 5У (известный в США как Bear T).

Определение тяжелого бомбардировщика исключает бомбардировщики, испытанные, оборудованные и сконфигурированные исключительно для морских операций, при условии, что такие бомбардировщики не являются моделями или модификациями подотчетного тяжелого бомбардировщика. Под термином «модификация ответственного тяжелого бомбардировщика» понимается конструкция, по существу идентичная конструкции расчетного тяжелого бомбардировщика. Ту-95РЦ (Медвежий Д), хотя и созданный на основе планера тяжелого бомбардировщика, проектировался и строился как морской патрульный самолет. Ту-142 (Bear F/J), хотя и обозначенный Советским Союзом как отдельный тип самолета от Ту-9.5, имеет конструкцию, практически идентичную конструкции тяжелого бомбардировщика Ту-95.

Согласованное заявление предусматривает, что ни один из этих самолетов не может считаться бывшим тяжелым бомбардировщиком. В то же время фраза «независимо от определения термина «бывший тяжелый бомбардировщик»» дает понять, что к бывшим тяжелым бомбардировщикам следует отнести и другие самолеты, конструкция которых практически идентична конструкции тяжелого бомбардировщика Ту-95.

Обращение и выставка Медведя Д предусмотрена в обмене письмами между главами делегаций 31.07.1991. В этих письмах правительство Союза Советских Социалистических Республик информировало правительство Соединенных Штатов Америки о том, что: такие самолеты не являются тяжелыми бомбардировщиками, не оснащены оружием класса «воздух-поверхность» и не подвергались переоборудованию; такие самолеты обладают рядом внешних признаков, отличающих их от тяжелых бомбардировщиков типа ТУ-95; и что у Советского Союза 37 таких самолетов, все они базируются на военно-морских авиабазах. (См. анализ писем, которыми обменялись главы делегаций.)

В этом согласованном заявлении далее предусматривается, что все советские самолеты Ту-95У, ранее известные в Соединенных Штатах Америки как Bear E, а теперь известные как Bear T, считаются учебными тяжелыми бомбардировщиками и, таким образом, подпадают под действие ограничения, указанного в пункте 3(a). статьи IV.

В апреле 2003 года два российских самолета Ту-142 Bear F и Bear J вошли в воздушное пространство Исландии, что привело к немедленному запуску трех истребителей F-15 из 493-й истребительной эскадрильи и одного танкера из 85-й группы ВВС. Миссия началась как 932-я эскадрилья управления воздушным движением получила сообщения из Норвегии о том, что через их территорию пролетел неизвестный самолет, и они перехватывали его, чтобы идентифицировать. Норвегия сделала VID (визуальную идентификацию) на этом следе и увидела, что это два медведя.
Истребители засекли радар через эскадрилью управления воздушным движением и неизвестный след. Когда «Медведи» вошли в опознавательную зону войсковой ПВО (МАДИЗ), их перехватили истребители и около 15 минут сопровождали через МАДИЗ. Затем они вышли из MADIZ и вернулись в Россию. Когда истребители сопровождали «Медведей», пилоты сделали несколько снимков и подтвердили идентификацию самолета. Брайен сказал, что «Медведи» улетели сами. После того, как Медведи ушли, истребители вернулись в NAS Кефлавик, завершив успешную, но далеко не рутинную миссию — такого случая не случалось в течение предыдущих четырех лет. Это было впервые с 1999, что они фактически провели активную противовоздушную оборону и перехватили Медведей внутри MADIZ.

Это просто то, что происходит периодически, когда по какой-то причине русские перебрасывают самолеты из своей зоны в зону НАТО, просто чтобы посмотреть время реагирования. И в этом случае время отклика было выдающимся. Истребители сразу же перешли с 12-часового на часовое состояние боевой готовности, вовремя запустили самолеты и осуществили перехват именно там, где они хотели.

Российская морская авиация модернизирует дальний противолодочный самолет Ту-142, сообщила газета «Известия» 25 июля 2019 года со ссылкой на Минобороны. По данным издания, самолеты оснащены высокоточным прицельным комплексом «Гефест» (СВП-24). Эта система повысит эффективность применения противолодочных торпед, а также глубинных и обычных авиабомб, пишет издание. По мнению опрошенных «Известиями» военных экспертов, самолет будет действовать как дальний бомбардировщик, нанося удары за тысячи километров от базы. Кроме того, отныне авиационные боеприпасы смогут обнаруживать противника в воде с помощью головки самонаведения.

Ту-142 (Медведь-Ф по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника в удаленных районах патрулирования. Кроме того, этот самолет используется как самолет-разведчик, для целеуказания, проведения поисково-спасательных работ. Ту-142 создан на базе самолета-разведчика Ту-95РТС. Максимальная скорость — 855 км/ч, крейсерская — 720 км/ч. Практическая дальность полета составляет 12 550 км. Самолет может быть вооружен противолодочными торпедами, глубинными бомбами, противокорабельными ракетами Х-35 (AS-20 Kayak, по классификации НАТО). По данным британского издания The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМФ России состоит 22 самолета Ту-142М/МР.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Дальний противолодочный самолет Ту-142М — Военно-морская техника

Противолодочный самолет Ту-142М разработан ОКБ Туполева.

Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12М.

Ту-142М имеет максимальную взлетную массу 185 000 кг.

Ту-142М — дальний противолодочный разведывательный самолет, разработанный ОКБ Туполева и выпускаемый Куйбышевским авиационным и Таганрогским машиностроительным заводами. Самолет разработан для обеспечения улучшенных боевых возможностей на море. Он может быть использован в первую очередь в противолодочных операциях (ПЛО), морской разведке и патрулировании на малой дальности.

Самолет оснащен комплексом противолодочного вооружения для защиты территориальных вод от подводных лодок вероятного противника. Самолеты находятся на вооружении 312-й эскадрильи ВМС Индии (INAS 312) с 1988 и используются для борьбы с подводными лодками и патрулирования Индийского океана.

Заказы и поставки Ту-142М

ОКБ Туполева получило задание на проектирование и разработку самолета Ту-142, созданного на базе дальнего турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95. Опытный образец самолета был построен на Куйбышевском авиационном заводе и совершил первый полет в июне 1968 года. Первый самолет поступил в летную эксплуатацию в ВМФ СССР в мае 1970 года и официально принят на вооружение 19 декабря.72.

«Самолет оснащен комплексом противолодочного вооружения для защиты территориальных вод от подводных лодок вероятного противника».

Первый модернизированный самолет Ту-142М с современной авионикой совершил первый полет в 1985 г. Восемь Ту-142М (ИН-311 — ИН-318) в экспортном исполнении (Ту-142МЭ) были построены в 1987-1988 гг. Авиационный завод (ныне TAVIA) для ВМС Индии. Самолет введен в эксплуатацию в 1988 году.

В 2006 и 2007 годах два самолета Ту-142М, находящихся на вооружении ВМС Индии, прошли модернизацию на предприятии TAVIA, входящем в состав ТАНТК им. Бериева. Еще два самолета были модернизированы в июле 2010 г.

В августе 2014 года ВМС Индии получили седьмой модернизированный самолет Ту-142МЭ (IN 317).

Конструкция и характеристики Ту-142М.

Он оснащен однокилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси с управляемыми передними колесами. Он имеет монококовый фюзеляж длиной 46,4 м и максимальным диаметром 2,9 м.

Фюзеляж имеет комплект продольных стрингеров, поперечный комплект шпангоутов с напряженной обшивкой. Два грузовых отсека расположены в нижней части фюзеляжа. Хвостовая часть оснащена задней пушечной установкой. В носовой части обтекателя установлена ​​система дозаправки топливом в полете. В нише передней стойки расположен люк для облегчения аварийного доступа.

Самолет имеет общую длину примерно 49,5 м, высоту 12,12 м и размах крыла примерно 50 м. Он имеет максимальную взлетную массу 185 000 кг и управляется экипажем из 11 человек, включая летный экипаж и штурманов/наблюдателей.

Самолет вооружен разнообразным оборонительным вооружением, таким как противокорабельная ракета Х-35, самонаводящиеся ракеты, спаренная автоматическая пушка АМ-23, глубинные бомбы и торпеды.

Бортовые датчики Ту-142М

Противолодочный самолет Ту-142М оснащен системой бортового радиоэлектронного обеспечения DRDO HOMI для опознавания, определения местоположения и обнаружения целей противника.