Содержание
чертежи и схемы, ЗИС 5, на шинах низкого давления, 4х4 с ломающейся рамой (переломка), с лифановским двигателем на 4 колеса, собрать самодельные каракаты, снегоходы, как проще сделать, колесо, узел перелома, рулевой, диск, ободрыши из покрышек, кабину, трехколесный, болотоход на камерах, изготовление из мотоцикла, из рамы УАЗ 452, Lifan 15 л.с., из муравья, из бензопилы
Содержание
- В чем особенности каракатов
- Варианты исполнения
- Полноприводная конструкция
- Трехколесный вездеход
- Устройство и основные узлы
- Как сделать ободрыши
- Самодельный вездеход из готового мотоблока
- Необходимые элементы
- Вспомогательные схемы и чертежи
- Создание каркасной рамы
- Блок двигателя
- Сборка ходовой части
- Финальный этап
- Как сделать мотоблок из бензопилы
- Снегоход на основе мотоблока, лыж и запчастей от велосипеда
- Схема снегохода
- Что потребуется
- Алгоритм сборки
- Переделка мотороллера «Муравей» в каракат
- Какие детали и инструменты нужны
- Пошаговая инструкция
Изготовить каракат своими руками можно несколькими способами. За основу берут готовые механизмы: двигатель бензопилы, мотороллер «Муравей», автомобиль УАЗ и др. Самодельный вездеход держится на воде, при перемещении по суше не повреждает растительного покрова.
В чем особенности каракатов
Транспортное средство имеет в своем составе:
- Колесное шасси.
- Облегченную кабину.
- Шины низкого давления (мягкие, увеличенного размера).
Машина обладает следующими особенностями:
- По проходимости превосходит гусеничные трактора.
- Преодолевает болота и небольшие реки.
- В отличие от вездеходов со стальными траками, не наносит ущерба природе, сохраняя в целости растительный покров.
Название болотохода пошло от слова «каракатица».
Варианты исполнения
В домашних условиях собирают 2 вида каракатов. У каждого есть свои достоинства и недостатки.
Полноприводная конструкция
За основу берут российский внедорожник — УАЗ или «Ниву». Также подходит недорогой китайский автомобиль, например Lifan (Лифан) Solano 452.
С целью уменьшения веса меняют штатный двигатель на мотоциклетный от «Днепра» или «Урала».
Достоинства схемы 4х4:
- Большая грузоподъемность.
- Повышенная проходимость.
- Комфортная закрытая кабина.
- Надежность. В случае неисправности одного из мостов машина остается на ходу.
- Минимум трудозатрат. В конструкцию вносятся только незначительные изменения.
Недостатки полноприводной самоделки:
- Высокая стоимость.
- Большой вес.
- Низкая маневренность.
Примером полноприводного караката является модель марки ЗИС 5.
Убедительным аргументом в пользу данной конструкции служит наличие дифференциалов, благодаря чему машина свободно поворачивает.
Трехколесный вездеход
Собирается на базе мотоцикла. Сзади устанавливают 2 колеса (полуоси или автомобильный мост), спереди — 1 (на вилке).
Если предусмотрена эксплуатация транспорта только в летний сезон, кабину не устанавливают.
В противном случае крепят примитивную будку из алюминиевого профиля.
Достоинства конструкции:
- Малый вес.
- Высокая маневренность.
- Компактные размеры.
Недостатки:
- Слабая тяга (привод на 2 колеса).
- Низкая грузоподъемность.
- Большой объем работ при самостоятельном изготовлении.
Кроме того, модель с полуосями плохо поворачивает ввиду отсутствия дифференциала. В ранних версиях спереди устанавливали лыжу. Такую машину собирать проще, но она не обладает плавучестью.
Более практичным оказался вариант с одноколесной передней частью.
Он преодолевает заболоченные зоны и реки; не идет на дно, если лед под ним проломился.
Устройство и основные узлы
Вездеход состоит из следующих компонентов:
- Несущей рамы.
- Двигателя. Предпочтительно заднее размещение, иначе машина будет «клевать носом».
- Ходовой части: шасси, сцепления, независимой подвески и т. д. Установлены мягкие шины повышенной проходимости с увеличенным диаметром.
- Рулевого управления.
- Кабины.
В трехколесном варианте управление осуществляется при помощи простой мотоциклетной вилки.
В машине 4х4 применяют один из следующих механизмов:
- автомобильный поворотный узел;
- ломающийся тип остова.
Второй вариант позволяет при большой длине добиться высокой маневренности. Транспорт с такой рамой называют «переломкой». Он состоит из 2 частей, сцепленных поворотным кулаком.
Данный узел можно заимствовать из переднего моста автомобиля УАЗ. «Переломный» принцип используют, например, в троллейбусах-«гармошках», тракторе Т-150 и др.
Вместо пневмоколесного шасси машину можно оснастить гусеницами.
Как сделать ободрыши
Так называют самодельные шины повышенной проходимости. Они обходятся намного дешевле заводских. За основу берут крупноразмерную резину с грузовика (ГАЗ-66, КрАЗ-255, ЗИЛ-131), трактора или самолета и срезают лишний материал. Проходимость объясняется низким удельным давлением на грунт, что в свою очередь обусловлено большой площадью контактного пятна.
Перед тем как сделать ободрыши из покрышек, необходимо выбрать тип протектора.
Он зависит от того, по какому покрытию планируется перемещение.
Это могут быть:
- Грязь. Требуется самоочищающийся протектор.
- Заболоченная местность. Применяется рисунок с заниженными канавками, обеспечивающий улучшенное сцепление с грунтом.
- Снежные сугробы, пески. Используют протектор с близко расположенными элементами.
Применяются инструменты:
- шило;
- строительный нож с набором лезвий;
- точильный камень;
- зажимы для рихтовки автомобильных кузовов или струбцины;
- лебедка с тросом;
- молоток;
- картонный или жестяной шаблон протектора;
- мел.
Порядок действий:
- Покрышку очищают от грязи. Внутри она не должна быть изношенной, иначе в результате обдирки в резине появятся дыры.
- Мелом по шаблону наносят рисунок будущего протектора.
- Строительным ножом делают надрез вдоль внутренней окружности.
- Возле него мелом вычерчивают прямоугольники. Вырезают их ножом.
- Появившуюся в «окнах» проволоку поддевают крюком лебедки и извлекают. Шину предварительно следует прибить к основанию гвоздем.
- Делают надрезы вдоль вычерченного мелом рисунка протектора.
- Клещами зажимают края отверстия и раскрывают его.
- Отслоившийся материал отдирают при помощи лебедки. В ходе процесса резину подрезают строительным ножом, периодически подтачивая и меняя лезвия.
- Аналогично удаляют лишнее с боковой поверхности.
- Обрабатывают покрышку наждачной бумагой, при необходимости подправляют молотком.
Камеру устанавливают на самодельный диск. Последний изготавливают из алюминиевого таза, тщательно шлифуют.
Шину к нему приматывают пожарным шлангом.
Площадь контактного пятна регулируется внутренним давлением. Перед выездом на плотный грунт шину подкачивают.
Самодельный вездеход из готового мотоблока
Данный агрегат имеется во многих домашних хозяйствах. Универсальный механизм используется для решения целого ряда задач в зависимости от того, какое установлено сменное оборудование: отвал для расчистки дорог от снега, культиватор, плуг, мульчер и т.д. Внеся небольшие изменения в конструкцию, можно превратить сельскохозяйственное приспособление во внедорожник.
Необходимые элементы
Желающему сделать каракат из мотоблока своими руками потребуются:
- Уголок.
- Круглая и профилированная труба.
- Камеры от грузового автомобиля, например ГАЗ-53.
- Колесные диски от легковой машины ВАЗ.
- Рулевая колонка.
- Ступицы.
- Болты с гайками, саморезы.
- Арматурные стержни, стальная проволока.
Кроме слесарных инструментов, понадобятся сварочный аппарат, болгарка и дрель.
Вспомогательные схемы и чертежи
Каждый комплект сопровождается спецификацией, что упрощает подготовку материалов и оценку финансовых затрат.
Создание каркасной рамы
Прямоугольный остов собирается из профилированной трубы, усиливается уголком. Заготовки соединяют при помощи сварки. Следует точно выдержать указанные в чертежах размеры, чтобы в конструкции не было перекосов.
Если остов делают из 2 частей с поворотным кулаком между ними, то ригели задней сводят к месту перелома в виде треугольника. Это позволит увеличить угол поворота.
Блок двигателя
К раме приваривают толстую стальную пластину с предварительно высверленными отверстиями. К ней прикручивают силовую установку от мотоблока.
Когда надобность в вездеходе отпадет, двигатель можно будет вернуть на место.
Рядом с мотором размещают генератор и аккумулятор.
Сборка ходовой части
Для установки резины от ГАЗ-53 требуются колеса увеличенного диаметра.
Их изготавливают в такой последовательности:
- К дискам от автомобиля ВАЗ равномерно по всей окружности приваривают 6-8 отрезков профилированной трубы, уложенных поперек (параллельно оси).
- На концы тяг наматывают арматуру в виде кольца и закрепляют сваркой.
- Во внутреннее пространство кругов помещают несколько концентрических колец, изготовленных из проволоки. Всех их объединяют в цельную конструкцию посредством спиц, ориентированных от центра колеса к краю. Точки пересечения круглых и лучевых деталей проваривают.
На получившиеся катки надевают шины от грузовика.
Далее выполняют действия:
- Крепят на раме трансмиссию от «Жигулей».
- Собирают задний мост и рулевой механизм.
- Устанавливают тормозной барабан от мотоцикла «Восход».
- Крепят колеса.
Давление в шинах подбирают опытным путем.
Финальный этап
В конце процедуры металлическую раму внедорожника ошкуривают, грунтуют и красят. Спереди прикручивают фару для езды в ночное время.
Как сделать мотоблок из бензопилы
Используют следующие изделия и материалы:
- Руль от мотоцикла.
- Трансмиссию от старого мопеда.
- Трубы из нержавейки диаметром 20-30 мм.
- Колеса с пневмошинами от автомобиля или сельхозтехники. Альтернативный вариант — самодельные металлические ободья с грунтозацепами. Для их изготовления потребуются стальной лист и уголок.
- Болты и гайки.
Из бензопилы извлекают двигатель. Рекомендуется брать профессиональный инструмент с мотором мощностью 10-13 л.с.
Работы выполняют в следующем порядке:
- Нержавеющую трубу сгибают в П-образную раму. Концы «ножек» должны быть загнуты вверх.
- Усиливают конструкцию перемычками из того же материала.
- Приваривают руль.
- Крепят пластину для установки аккумулятора при помощи электросварки.
- Изготавливают глушитель из отрезка трубы диаметром 7 см и длиной 250 мм. Внутреннее пространство заполняют опилками так, чтобы размер выходного отверстия составлял не более 1,6 см.
- Из трубы диаметром 4 см выполняют небольшую П-образную раму для двигателя. К краю и в середине приваривают скобы для болтового крепления.
- Устанавливают мотор на раму и прикручивают.
- Крепят усиленные шплинтом полуоси и устанавливают на них колеса.
- В завершение процесса крепят руль, коробку передач и бензобак.
Остается испытать машину в полевых условиях.
Снегоход на основе мотоблока, лыж и запчастей от велосипеда
Сельскохозяйственные работы ведутся в летний сезон. Зимой двигатель простаивающего мотоблока подойдет на роль силовой установки вездехода для езды по сугробам, который можно собрать самому. С приходом весны он возвращается на место.
Схема снегохода
Предлагается трехколесная компоновка. Спереди вместо катка устанавливается сдвоенная лыжа. Кабина отсутствует, машина предназначена для кратковременных поездок.
Что потребуется
Используются следующие комплектующие:
- Велосипедная рама.
- Камеры от грузового автомобиля, например КамАЗ.
- Лыжи пластмассовые (2 шт.).
- Редуктор от старого скутера Honda DIO.
- Двигатель мотоблока.
- Цепи для передачи вращающего момента.
- Звездочки (2 шт.).
- Бензобак.
- Пара колес от инвалидной коляски.
- Металлическая бочка объемом 200 л.
- Стальной вал с подшипниками.
- Пожарный шланг или полоса брезента.
Применяются сварочный аппарат, болгарка и слесарные инструменты. Для фиксации некоторых узлов используются болты с гайками.
Алгоритм сборки
Постройка снегохода осуществляется в таком порядке:
- Спереди к раме прикручивают двигатель от мотоблока.
- Устанавливают на свое место сиденье.
- К валу редуктора приваривают звездочки. Затем крепят механизм под сиденьем.
- Надевают на звездочки цепи.
- В заднюю втулку вставляют вал. На нем фиксируют большую звездочку. Она нужна для увеличения тягового усилия.
- Изготавливают катки, закрепив на колесах от инвалидной коляски отрезанные от бочки ободья. Их диаметры совпадают.
- Крепят катки на валу, фиксируют болтами.
- Надевают на них шины от грузовика, обвязывают пожарным шлангом.
- Устанавливают велосипедный руль с вилкой, к ней крепят двойную лыжу. Элементы управления необходимо расположить под углом к поверхности земли, иначе снегоход не будет поворачивать.
- Устанавливают бензобак.
Машина преодолевает глубокий снег, легко взбирается на крутой склон. Заменив лыжи на понтон, можно превратить ее в вездеход-амфибию.
Переделка мотороллера «Муравей» в каракат
Данное транспортное средство представляет собой почти готовый вездеход. Требуется только незначительная доработка. Недостаток конструкции — маломощный двигатель (11 л.с.). Рекомендуется заменить его на 2-цилиндровый, например лифановский.
Какие детали и инструменты нужны
Потребуются:
- Мост от заднеприводного автомобиля, например ВАЗ или АЗЛК.
- Понижающий редуктор.
- Полуоси с шарнирами равных угловых скоростей от легковой машины «Ока».
- Профилированная труба.
Инструменты и приспособления:
- сварочный аппарат;
- болгарка или ножовка;
- сверлильный станок или дрель;
- рулетка;
- гаечные ключи;
- отвертки;
- молоток;
- мел (для разметки).
Для окрашивания металлоконструкций необходимы кисти.
Пошаговая инструкция
Каракат изготавливают следующим образом:
- Из профилированной трубы сваривают раму с площадкой для крепления мотора.
- Прикручивают к ней болтами задний мост автомобиля. Его корпус приваривать нельзя: такое соединение не выдержит знакопеременных нагрузок.
- Спереди к остову привинчивают щиток для прикрытия ног водителя.
- Из профилированной трубы сваривают опорную конструкцию для крепления колес. Ее фиксируют на рулевой колонке мотороллера.
- К опоре крепят подвижные рычаги с пружинными амортизаторами, к ним — ступицы для катков. Такое исполнение позволит последним перемещаться в вертикальном направлении.
- Очищают изделие от окалины и ржавчины, грунтуют.
- Окрашивают ударостойкой эмалью. В отличие от простой краски, она не осыпется при перевозке грузов по бездорожью.
- К площадке на раме прикручивают мотор, предварительно подложив резиновую прокладку. Ее функция состоит в гашении вибраций. Династартер на двигателе оставляют.
- На звездочки редуктора и заднего моста набрасывают цепи. Чтобы они не соскакивали при разгоне, следует установить натяжители.
- В верхней части рамы крепят аккумулятор. Здесь на него не будут попадать брызги.
- К заднему мосту прикрепляют ступицы. Имеющиеся в них тормозные механизмы тросиком соединяют с рычагом на руле.
- К ступицам прикручивают диски. Рекомендуется использовать изделия диаметром 15 дюймов. С целью увеличения размера к ним приваривают ободья.
- На катки надевают шины низкого давления.
Вездеход готов к применению.
Лёгкий вездеход каракат с двигателем Лифан: фото сборки, видео
Самодельный лёгкий вездеход с переломной рамой на шинах низкого давления: фото изготовления с подробным описанием.
Сразу хочу отметить, что вездеход получился довольно оригинальным. Рама переломного типа позволяет ему легко маневрировать по пересечённой местности, шины низкого давления хорошо распределяют вес транспортного средства увеличивая площадь точек контакта с поверхностью, что позволяет ему свободно передвигаться по болотистой местности, песку или по снегу.
На вездеход установлен простой и универсальный двигатель Лифан мощностью 6,5 л/с. Мощности двигателя вполне хватает, ведь масса вездехода всего 200 кг.
Конструкция вездехода разборная, за полчаса его можно частично разобрать, погрузить на небольшой автомобильный прицеп и перевезти.
Далее рассмотрим фото пошаговой постройки вездехода с описанием.
Для сборки вездехода были использованы материалы:
- Двигатель «Lifan – 168F – 2R» 6,5 л/с.
- КПП – ГАЗ 51.
- КПП – ЗАЗ.
- Ступицы, приводные валы – ЗАЗ.
- Поворотный кулак от ВАЗ — 2101.
- Рулевое ВАЗ 2108.
- Камеры колёс от КФ.
- Ткань ПВХ.
- Колёсные диски на 15 дюймов.
- Профильная труба.
- Листовой металл.
- Фанера.
Из профильных труб были сварены две части рамы переломного типа.
На раму автор установил двигатель Lifan мощностью 6,5 л/с, доработанной КПП с приводными валами и ступицами.
Сам узел перелома рамы изготовлен из поворотного кулака ВАЗ 2101, ступицы и шаровых опор. Рулевое управление от ВАЗ 2108.
Передние диски посажены на мосты ЗАЗ, задние на ступицы ВАЗ 2108.
Колёсные диски были переварены на ширину 300 мм под колёса 1070 х 400 мм. На камеры сделаны шины из ПВХ ткани, сделаны грунтозацепы.
Крутящий момент от двигателя передаётся цепной передачей шагом 12.7 на промежуточный вал затем на коробку от ЗАЗ. Установлено сцепление УД-2 через пластину к КПП ГАЗ 51.
Дифференциал в КПП не блокировался, вездеход имеет малую массу. Трансмиссия имеет тройное понижение:
- Редуктор 1:2.
- Редуктор – промежуточный вал 1:3.
- Промежуточный вал – первичный вал 1:2.7.
Особенность вездехода в его небольшой массе, всего 200 кг, благодаря чему вездеход хорошо держится на воде.
Габариты самоделки:
- Длинна 2800 мм.
- Ширина 1450 мм.
- Высота – 1400 см.
Максимальная скорость вездехода — 23 км/ч.
На фото: автор самоделки Никита Щукин.
В итоге у автора получился вот такой интересный самодельный колёсный вездеход болотоход, автор назвал своё творение — «Эгоист».
На видео автор демонстрирует возможности своего транспортного средства.
5 причин, по которым вам не следует ездить с поврежденным глушителем
Многие люди задаются вопросом, можно ли ездить с поврежденным или сломанным глушителем. Некоторые люди даже предполагают, что бывают ситуации, когда можно ездить с полусвисающим глушителем, заклеенным скотчем или вообще без глушителя. Вот лишь некоторые из причин, по которым вам никогда не следует ездить с поврежденным глушителем.
1. Токсичные выхлопы
Вероятность попадания токсичных выхлопных газов в систему вентиляции вашего автомобиля является основной причиной отказа от вождения автомобиля со сломанным или поврежденным глушителем. Вы подвергаете себя и других серьезной и потенциально смертельной опасности, если это происходит во время вождения.
Поврежденный глушитель не всегда указывает на проблему с общей выхлопной системой, поэтому есть шанс, что вы не столкнетесь с этой конкретной опасностью. Тем не менее, это не то, с чем вы должны рисковать.
Даже без утечки выхлопных газов угарный газ, который ваш глушитель обычно выбрасывает из вашего автомобиля, может подняться и попасть в ваш автомобиль. Угарный газ при вдыхании может вызывать головокружение, головные боли и тошноту. Всего этого следует избегать в целом, особенно во время вождения. В крайних случаях вы или кто-то другой можете полностью потерять сознание.
2. Ужасный запах
Угарный газ из выхлопных газов — это только один из газов, которые производит ваша машина. Хотя CO не имеет запаха, ядовитый запах этих других газов будет вас раздражать.
В некоторых случаях люди могут чувствовать тошноту от самого запаха, даже если они не находятся в непосредственной опасности от токсинов выхлопных газов. Запахи выхлопных газов, от которых не избавляется ваш глушитель, могут стать для вас опасным отвлечением во время вождения.
3. Ужасный шум
Ваш глушитель снижает уровень шума, создаваемого двигателем вашего автомобиля. Поврежденный или сломанный глушитель может создавать шум, который может сильно отвлекать вас во время вождения. Шум, который часто называют выхлопным гулом, также может привести к юридическим проблемам. Многие муниципалитеты выписывают штрафы водителям со сломанными шумными глушителями.
Шум от поврежденного глушителя также может вызвать проблемы со слухом у людей в автомобиле, а также у тех, кто слышит его вне автомобиля. Бывают случаи необратимой потери слуха, особенно у пассажиров транспортных средств, которые проводят много времени среди шума.
4. Снижение расхода топлива
Сломанный глушитель может снизить эффективность выхлопной системы. Сломанная деталь может помешать вашему автомобилю эффективно откачивать выхлопные газы из вашего двигателя и негативно повлиять на производительность двигателя вашего автомобиля. В свою очередь, ваш автомобиль будет производить более высокие выбросы и терять экономию топлива.
Чем дольше это будет продолжаться, тем больше повреждений получит ваша машина. Вы будете платить больше за бензин и расходные материалы, так как вам придется заправляться чаще. Вы также заплатите больше за ремонт, если позволите проблеме с глушителем стать проблемой с выхлопом или позволите проблеме с выхлопом стать проблемой с двигателем.
5. Ущерб окружающей среде
Ваш глушитель помогает уменьшить загрязнение воздуха, производимое вашим автомобилем. Окружающая среда означает не только природный мир вокруг вас. Окружающая среда также означает людей, населяющих мир.
Ваш глушитель не снижает выбросы напрямую, но это важная часть системы, которая делает это. Глушитель в аварийном состоянии может снизить эффективность вашей выхлопной системы несколькими способами, что приведет к увеличению токсичных выбросов из вашего автомобиля. Эти выбросы могут нанести вред вашей семье, друзьям и всем, кто находится рядом с вашей машиной во время ее работы.