Поволжский район

  • Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики: Татарстан и Калмыкия.
  • Главные города: Самара — 1150 тыс. чел., Казань — 1180 тыс. чел., Волгоград — 1005 тыс. чел., Саратов, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Астрахань.

Поволжье входит в число трех наиболее крупных и развитых районов (Центр — Урал — Поволжье), составляющих хозяйственную основу России. В своем развитии район много воспринял от этих соседей и занимает промежуточное положение между ними, как с точки зрения географии, так и хозяйственного профиля. От Центра он воспринял традиции машиностроения, от Урала получил металл на его развитие, а на собственных нефтегазовых, гидроэнергетических и земельных ресурсах создал мощную энергетическую, нефтеперерабатывающую и химическую индустрию и сильный аграрный комплекс. Сегодня эти отрасли определяют специализацию района. Таким образом, развитие района определялось благоприятным сочетанием удобного географического положения и значительных природных ресурсов.

Географическим «стержнем» района выступает Волга, которая издавна соединяла север и юг, запад и восток Европейской России и открывала ей выход к южным морям и странам востока. На Волге расположены все крупные города района. Железные дороги, пересекая ее в нескольких точках, соединяют Центральную Россию с Уралом и Азиатской частью страны.

В 30-е годы аграрное в прошлом Поволжье (наряду с соседним Волго-Вятским районом) стало первым регионом на пути сдвига промышленности на восток. На его территории было размещено более 300 заводов, эвакуированных в годы второй мировой войны из прифронтовых районов. Эти предприятия вошли в хозяйственный комплекс Поволжья. Создание каскада ГЭС на Волге и освоение нефтегазовой Волго-Уральской провинции в послевоенные годы укрепило энергетику района и сформировало мощную нефтепереработку, нефтехимию, отрасли органического синтеза. В Поволжье сформировались квалифицировнные кадры, которые, в свою очередь, стали привлекать сюда отрасли массового и высокотехнологичного машиностроения. Так постепенно наращивался производственный потенциал этого района, который из аграрно-торговой окраины старой Европейской России превратился в один из базовых районов российской экономики.

Главная отрасль промышленности — машиностроение, дающее более 1/3 его промышленной продукции и выпускающее транспортную и военную технику, технологическое оборудование. Ведущее место занимает автомобилестроение — единственная отрасль, которая в период экономического кризиса 90-х годов не испытала сильного обвала. В Поволжье построены самые крупные в стране автомобильные заводы — Волжский (ВАЗ), дающий сейчас 70% легковых машин в стране (в Тольятти), Камский (КАМАЗ) по выпуску грузовиков и дизельных двигателей (в Набережных Челнах), Ульяновский (УАЗ), завод троллейбусов в Энгельсе, и другие. В десятках городов Поволжья и других районов работают предприятия, выпускающие детали, оборудование, узлы для этих машин.

Поволжье выделяется производством аэрокосмической техники: самолеты строят в Казани, Самаре, Саратове, Ульяновске, вертолеты — в Казани, ракетные комплексы — в Пензе и Ульяновске. Судостроение развито в Астрахани и Волгограде, в котором выпускают также и тракторы. Станки, приборы, технику для химической и нефтяной промышленности производят в Самаре, Волгограде, Саратове, Казани, Пензе и др. городах. Многие заводы выпускают военную технику.

Второе место в хозяйстве занимает нефтегазохимический комплекс. Район давал в 60-70 гг. более 60% нефти страны, сейчас истощенные запасы обеспечивают ему второе место по добыче нефти в России. Но здесь создана самая крупная в России нефтепереработка, нефтехимия, выпуск полимерных материалов и изделий их них — каучука, шин, пластмасс, волокон и многих других. В Самаре-Сызрани, Саратове-Энгельсе, Волгограде-Волжском, Нижнекамске, Астрахани созданы комплексы этих взаимосвязанных производств.

Среди других выделяются производства основной химии (серы, соли, соды), цемента и других стройматериалов, меховых и кожевенных изделий, обуви, суконных и хлопчатобумажных тканей. В пищевой промышленности важное место принадлежит рыбной промышленности, дающей основной улов осетровых и других ценных рыб страны (в последние годы вылов осетровых временно преостановлен).

Поволжье выделяется мощной энергетикой: крупные тепловые ГРЭС размещаются в центрах нефтепереработки и вырабатывают 35 энергии района, они дополняется Балаковской АЭС (Саратовская обл.) и Волжско-Камским каскадом из 4-х крупных ГЭС. Энергия отсюда поступает в Центр и на Урал.

Сельское хозяйство по масштабам производства находится на уровне Сев. Кавказа. Здесь в равной степени представлены земледелие и животноводство, дающие по 15% их продукции от общероссийского уровня. Большие земельные площади и кормовые ресурсы позволяют содержать самое крупное в России поголовье крупного рогатого скота и овец, возделывать озимую (в Правобережье) и яровую (в Заволжье) пшеницу. Поволжье производит также сахарную свеклу, подсолнечник, просо. В низовьях Волги выращивают бахчевые культуры, помидоры и другие теплолюбивые овощи. Вокруг крупных городов работают комплексы по выращиванию птицы, свиней, ранних овощей.

Крупное население района во многом сформировалось за счет притока его из Центральной России, что способствовало быстрому росту городов. И сегодня Поволжье — это район крупных городов, среди которых Самара, Казань, Волгоград имеют более 1 млн. чел, к ним приблизился и Саратов, а число городов с населением свыше 400 тыс. чел. больше, чем в самом «городском» — Центральном районе. Горожане составляют 3/4 всего населения района. Плотность сельского населения 10-15 чел., что существенно выше среднероссийского уровня. Население Поволжья в основном русское, но здесь проживают и другие народы, в т.ч. татары — титульная нация республики Татарстан, калмыки, республика которых занимает самый сухой, полупустынный район России.

Поволжье, как и другие районы России, сильно затронул экономический спад 90-х гг. Вместе с тем в Самарской обл. и Татарстане, где велика доля автомобилестроения и нефтяной отрасли, спад производства был существенно меньше, и они, сохранив прибыльность производства, вошли в состав 10-12 регионов, обеспечивающих главные поступления в бюджет России.

Экологическая ситуация Поволжья определяется, в первую очередь волжскими проблемами. Разделенная плотинами по сути на ряд водохранилищ с малой скоростью течения, Волга и ее дно загрязнены соединениями металлов, нитратов, нефтепродуктами, пестицидами и другими отходами. Сильно сократилось количество осетровых рыб вследствие сооружения плотин на пути их миграций и браконьерства. Загрязненность атмосферы превышает санитарные нормы во всех крупных городах Поволжья. В таких областях, как Самарская, Волгоградская, Астраханская, Саратовская, половина населения живет при постоянно повышенном ее загрязнении. Большинство пашни страдает от ветровой и водной эрозии, обусловленной сплошной распашкой земель, сильными ветрами из Заволжья и холмистым рельефом Правобережья. Многолетний смыв и выдувание почв привели к утрате ими половины запасов гумуса почв. Здесь необходимы серьезные почвозащитные меры, «мозаичное» землепользование, органические удобрения и т.д.

В перспективе можно ожидать восстановления выпуска транспортной и сельскохозяйственной техники с серийным ее производством для разных потребителей — от индивидуальных и мелкогрупповых до крупных. Особую роль может сыграть судостроение. В традициях волжских жителей — жить рядом с рекой, пользоваться ее благами. Этому может помочь создание средних и малых судов спортивного, рыболовного, транспортного, туристского назначения. Ожидается развитие сообщения судами «река — море» между морями Европейского региона, в котором Волга будет играть главную роль. В Поволжье сейчас мало выпускается бытовой техники и товаров народного потребления, слабо развит третичный сектор. Это все — возможные точки роста. В интересах экономики России — возрождение роли Поволжья как торгово-транспортного перекрестка России, развитие разнообразной инфраструктуры и услуг для этих целей.

Хозяйство Поволжья — презентация онлайн

Похожие презентации:

Регионы Российской Федерации

Демографическая проблема

Страны мира. Италия. (2 класс)

Геофизические исследования скважин

Страна Италия

Моя родина Кыргызстан

Проект по географии «Развитие Дальнего Востока в 21 веке» (9 класс)

Магнитные аномалии

Игра-викторина «Путешествие по Беларуси»

Создание национального парка в Танзании

Главная черта машиностроения Поволжья –
высокая доля отраслей, обеспечивающих развитие
НТР: приборостроения, радиотехники, электроники,
аэрокосмической техники.
В Поволжье производится 80% легковых и 20% грузовых
автомобилей страны: автозавод ВАЗ (Тольятти)- легковые,
КАМАЗ (Набережные Челны) – большегрузные автомобили,
Ульяновский автозавод – вездеходы,
г.Энгельс – троллейбусы и автобусы.
Поволжье – один из основных районов по производству
аэрокосмической техники. Самолеты – Казань, Самара;
ракеты – Самара; вертолёты — Казань
Поволжье занимает 1 место в стране по уровню развития химической
промышленности.
Какие ресурсы района служат сырьём для этой отрасли.
Назовите центры химической промышленности
Добыча серы (Самарская область), соли (Баскунчак). Производство
синтетического каучука (Волжский, Казань, Нижнекамск), пластмасс
(Волгоград, Самара) химические волокна (Нижнекамск, Волжский)
Синтетический каучук
Шины из синтетического
каучука
Автокомпоненты из
пластмассы
Химические волокна
Запасы нефти – 7% от общероссийских сконцентрированы в
Татарстане, Астраханской области и на шельфе
Каспийского моря.
Поволжье – крупнейший район в стране по переработке нефти.
По карте атласа определите: в каких регионах Поволжья
добывают нефть и газ?
Поволжье специализируется на производстве
электроэнергии (Саратовская область, Татарстан).
По карте атласа определите типы электростанций Поволжья
Балаковская АЭС
В качестве
Управление
распространенного
реактором
осуществляется
топлива для атомных
равномерно
распределенными
электростанций
применяется
по реактору
Реактор размещается
в
211 стержнями
уран. Реакция
поглощающими
деления
железобетонной
шахте.
Масса
нейтроны.
осуществляется
Топливная
в основном
реактора
передается
на кассета
бетон
устанавливается
блоке атомной которые
в
через металлоконструкции,
технологический
ядерном
канал. от
служатэлектростанции–
одновременно защитой
Количество
реакторе.
технологических
радиационных
излучений
и вместе
каналовреактора
в реакторе
– 1661.
с кожухом
образуют
герметичную полость — реакторное
пространство.
Управление реактором
осуществляется равномерно
распределенными по реактору 211
стержнями поглощающими
нейтроны. Топливная кассета
устанавливается в технологический
канал. Количество технологических
каналов в реакторе – 1661.
Реактор размещается в
железобетонной шахте. Масса
реактора передается на бетон
через металлоконструкции, которые
служат одновременно защитой от
радиационных излучений и вместе
с кожухом реактора образуют
герметичную полость — реакторное
пространство.
В качестве распространенного
топлива для атомных
электростанций применяется
уран. Реакция деления
осуществляется в основном
блоке атомной
электростанции– ядерном
реакторе.
Балаковская АЭС
Корпус реактора опускается в
шахту
Закладка камня в фундамент АЭС
Расположение: близ г. Балаково (Саратовская обл.)
Типы реакторов: ВВЭР-1000
Энергоблоков: 4
Годы ввода в эксплуатацию: 1985, 1987, 1988, 1993
Мощность: 4 000 МВт
Станция по итогам работы в 1995, 1999, 2000, 2003 и 2005-2007 гг. удостаивалась звания
«Лучшая АЭС России».
Машинный зал
Балаковская АЭС – крупнейший в России производитель электроэнергии. Ежегодно она
вырабатывает более 30 миллиардов кВт.час электроэнергии (больше, чем любая другая атомная,
тепловая и гидроэлектростанция страны). Балаковская АЭС обеспечивает четверть производства
электроэнергии в Приволжском федеральном округе и пятую часть выработки всех атомных
станций страны. Ее электроэнергией надежно обеспечиваются потребители Поволжья (76%
поставляемой ею электроэнергии), Центра (13%), Урала (8%) и Сибири (3%). Электроэнергия
Балаковской АЭС — самая дешевая среди всех АЭС и тепловых электростанций России.
Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) на Балаковской АЭС составляет
более 80 процентов.
Район занимает
1 место в стране по производству мяса, крупы
¾ арбузов
Выращивается 1/3 помидоров
Здесь выращивается 20% зерна.
1 место по производству муки в стране.
Атлас — определите отрасли
специализации района
Лещ, судак, сазан
1
Назовите отрасли специализации
Поволжья
2
Назовите центры производства самолетов, вертолетов,
ракет
3
Назовите центры производства автомобилей, троллейбусов
4
Какие отрасли химической промышленности представлены
в Поволжье?
5
Производство какой сельскохозяйственной продукции
района имеет общероссийское значение
1. Отрасли специализации Поволжья:
а) цветная металлургия
б) машиностроение
в) химическая промышленность г) лесная промышленность
д) сельское хозяйство
2. Крупные автомобильные заводы размешены в городах:
а)Казань
б) Тольятти в) Набережные Челны г) Астрахань д)Энгельс
3. Самолеты производят в городах:
а)Казань б) Тольятти в) Самара г) Астрахань д) Саратов
4. На производстве электроэнергии специализируются:
а)Саратовская область б)Татарстан в)Калмыкия г)Пензенская область
5. Поволжье выделяется производством:
а) зерна б)льна в) помидоров г) сахарной свеклы д) арбузов
П. 43-44, материалы презентации
Перечислите центры машиностроения Поволжья. Какие виды
машин производят в этом районе? Результаты оформите в
таблице:
Центры машиностроения
Продукция

English    
Русский
Правила

Казанский вертолетный завод (КВЗ) — Оборонная промышленность России

Казанский вертолетный завод (КВЗ) — Оборонная промышленность России

ФАС |
ядерная бомба |
Путеводитель |
Россия |
Промышленность ||||
Индекс |
Поиск |



 Акционерное общество "Казанский вертолетный завод"
АО КВЗ, 240085 г.  Казань, г.
Татарстан, Россия
Тел.: + 7 8432 544552,
факс: + 7 8432 545252,
телекс: 224848 АГАТ СУ 

Казанский вертолетный завод (КВЗ) — один из крупнейших производителей вертолетов в мире, выпустивший более 11 000 вертолетов марки «Миль». Казанский вертолетный завод зарекомендовал себя отличной продукцией, в том числе популярными вертолетами Ми-8 и Ми-17. Казанский вертолетный завод является единственным официальным производителем военной версии вертолета Ми-17, а также имеет допуск конструкторского бюро (КБ Миля) на капитальный ремонт всех типов вертолетов Ми-8/17. Ми-17 создан на базе широко известной серии вертолетов Ми-8, разработанной генеральным конструктором М.Л. МИЛ. Эти вертолеты заслужили отличную репутацию за время эксплуатации более чем в 50 странах мира.

Предприятие ведет свою историю с «Адмиралтейской слободы», основанной при Петре I как судостроительная верфь Волжско-Камского флота и давшей начало многочисленным механическим мастерским и заводам на берегу Казани. История Казанского вертолетного завода берет свое начало с 1933 года, когда в городе Казани, расположенном на Волге, было основано деревообрабатывающее предприятие. В 1935 году завод начал производить лыжи для всех типов советских самолетов, что положило начало авиационной истории компании. К 1940-м годам компания произвела 11 000 многоцелевых легких самолетов — 10% всего самолетостроения Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В 1951 году в Казани началось серийное производство вертолетов ОКБ Миля. В 1954 году за легким транспортным средством Ми-1 последовал вертолет Ми-4. 1950-е годы также ознаменовали рождение экспортного бизнеса компании. Около 4000 самолетов было экспортировано более чем в 60 стран мира.

В начале 1960-х одновременно со строительством нового вертолетного комплекса Миля в Панках велось строительство крупной конструкторской, производственной и испытательной базы Филиала №1 в Казани. Г.И.Бакшаев был ее первым руководителем и организатором. До сих пор этот филиал занимается разработкой, строительством, летными испытаниями и отработкой модификаций, а также модернизацией многоцелевого вертолета среднего класса Ми-8, а также самолета-амфибии Ми-14. Для этого филиал был обеспечен всем необходимым оборудованием, в том числе даже стендами для проверки силовых агрегатов и ресурсной проверки лопаток. В 1965 Казань вывела на международный рынок получившую признание серию вертолетов Ми-8.

В 1999 году КБ МВЗ «МиЛ», Казанский вертолетный завод, «Еврокоптер» и «Евромил» (совместное предприятие Миля и «Еврокоптер») подписали два меморандума о разработке и производстве многоцелевого вертолета Ми-38. Eurocopter выступит интегратором авионики. Ми-38 предназначен для замены большого парка средних вертолетов Ми-8/Ми-17, находящихся в эксплуатации, а также для того, чтобы взять на себя некоторые задачи, которые в настоящее время выполняют стареющие Ми-6.

В 1993 года на Казанском вертолетном заводе было создано конструкторское бюро. Ее целью было создание легкого многоцелевого вертолета, получившего на татарском языке обозначение «Ансат». В феврале 1997 года Казанский вертолетный завод получил официальный сертификат от авиационных властей России на право проектирования вертолетов. К тому времени значительно увеличился коллектив конструкторов, участвовавших в разработке нового вертолета.

Источники и методы

  • Казанский вертолетный завод (КВЗ)

ФАС |
ядерная бомба |
Путеводитель |
Россия |
Промышленность ||||
Индекс |
Поиск |



http://www.fas.org/nuke/guide/russia/industry/kazanhelicopters.htm

Поддерживается веб-мастером

Обновлено 24 августа 2000 г., 8:50:22.

Ми-171 [Ми-8МТВ / Ми-8АМТ / Ми-17-лВ] (МИЛ)

Ми-171 — экспортный вариант вертолета Ми-8 Бедро, который в настоящее время выпускается на двух заводах в г. Казань и Улан-Удэ, оснащенные более мощными турбовальными двигателями.

Еще один важный этап модернизации «старого доброго» Ми-8 был связан с внедрением высотного двигателя ТВ3-117ВМ, первые образцы которого прошли испытания в 1985 г. В течение двух лет ОКБ Миля разрабатывало новая базовая модель Ми-8МТВ (экспортное обозначение Ми-17-IV). Высотные двигатели позволяли вертолету совершать взлеты и посадки на высоте до 4000 м и выполнять горизонтальный полет на высоте до 6000 м. Больший практический потолок сопровождался улучшением других характеристик, таких как скороподъемность, дальность полета и т. д. Новая базовая модель была оснащена современным оборудованием, включавшим метеорологический радар и систему дальней радионавигации (ЛОРАН). Военная версия оснащалась броней и самоуплотняющимися топливными баками со взрывоподавляющим пенополиуретановым наполнителем. В состав вооружения входили носовые и кормовые 7,62-мм пулеметы Калашникова ПКТ, шесть внешних пилонов магазинов на выносных опорах и подвижные крепления для штурмовых винтовок десантников.

С учетом боевого опыта, полученного в Афганистане, повышена стойкость деталей и агрегатов вертолета к боевым повреждениям. Для повышения безопасности надводных операций гражданские Ми-8МТВ могли оснащаться плавсредством для спуска на воду; снаряжение было разработано совместно с французскими компаниями. Подготовка к серийному производству Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) в Казани началась в 1988 году. Базовая модель может эксплуатироваться в транспортном, десантно-транспортном, десантно-штурмовом и санитарном вариантах, а также в перегонном и в пассажирском варианте. Улан-Удэнский завод уже построил несколько сотен таких машин.

В 1991 году Ми-8МТВ поступил в серийное производство на Улан-Удэнском заводе, где с небольшими изменениями в оборудовании получил новое обозначение Ми-8АМТ (экспортное обозначение Ми-171). Базовая модель могла эксплуатироваться в транспортном, десантно-транспортном, санитарном, а также в перегонном и пассажирском вариантах. Улан-Удэнский завод уже построил сотни самолетов этого типа. К 1997 году вертолет типа Ми-171 получил сертификат типа. В 1999 году Ми-171 получил в Китае сертификат типа в соответствии с US FAR-29.стандарты в пассажирском и грузовом вариантах для полетов над сушей и морем.

Доработки, опробованные Казанским вертолетным заводом, реализованы и на Ми-8АМТ (Ми-171) производства ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». Они отличаются своими параметрами и конструкцией, т.е. задняя дверь большего размера установлена ​​не по левому, а по правому борту.

В 2007 г. российские предприятия построили 120 вертолетов Ми-171, хотя имели заказы на 150 машин, что связано с нехваткой трансмиссий и несущих винтов, и, по оценкам, в будущем наращивать производство этих комплектующих не планируется.

В мае 2008 года производственный завод на юго-западе Китая приступил к сборке транспортных вертолетов Ми-171 российской разработки, являющихся одним из основных предметов российского экспорта вооружений. Китай планировал построить не менее 20 вертолетов в 2008 году с помощью сборочных комплектов, поставляемых российским заводом в Улан-Удэ, а затем увеличить производственную мощность до 80 самолетов в год. «Мы рассматриваем этот проект как начало тенденции к сборке российских вертолетов в Китае», — сообщает «Оборонпром», контролирующий группу по производству вертолетов «Вертолеты России». Компания Lantian Helicopter, базирующаяся в провинции Сычуань, уже получила заказы на сумму 42,8 миллиона долларов. Китайцы планируют экспортировать вертолеты Ми-171 в Пакистан и Африку, что может повредить российскому экспорту. Кроме того, успешная реализация проекта может оставить российских производителей без комплектующих.

В 2009 году Россия начала поставки вертолетов Ми-171 в Иран по контракту на 45 миллионов долларов.

В феврале 2009 года официальный представитель российского государственного экспортера вооружений заявил, что Россия поставит Индии первый из 80 транспортных вертолетов Ми-171 в соответствии с недавним контрактом в 2010 году. Ми-171 является экспортной версией вертолета Ми-8 Hip. В настоящее время он выпускается на двух заводах в Казани и Восточно-Сибирском городе Улан-Удэ, оснащен более мощными турбовальными двигателями и может перевозить до 37 пассажиров. «Мы надеемся, что первый вертолет будет доставлен в Индию в начале 2010 года», — сказал заместитель директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин. Ранее он заявлял, что первый вертолет будет доставлен в Индию до конца года.