Сколько литров масла в двигателе ЗМЗ 406, 405, 409


Сколько литров масла в двигателе ЗМЗ 406, 405, 409

Цель этой статьи отнюдь не заводской инструкции, где объемы жидкостей четко прописаны. Мы рассмотрим некоторые вопросы эксплуатации и обслуживания, сколько литров масла в двигателе змз 406, 405, 409.
Статья поможет автолюбителям и предпринимателям рассчитать необходимое количество смазки и бюджет.

Линейка моторов змз

Родоначальником линейки был двигатель змз 406, который изначально разрабатывался как 16-клапанный, инжекторный двигатель, но для коммерческого транспорта, такого как «Газель», были разработаны две карбюраторные версии под бензины АИ-92 и АИ-76 (80).
Своему собрату с системой впрыска бензина они уступали по мощности и экономичности. В последующих моделях 405 и 409 конструкторы шли по пути увеличения мощности за счет прибавки в диаметре поршня, а на 409 и хода поршня.
Но мы говорим о масляной системе. В связи с этим, нужно отметить, что инжекторные двигатели предполагают меньшее проникновение в картер двигателя частиц топлива, из-за лучшего смесеобразования, большей полноты сгорания бензина.
Явление это особо проявляется при прогреве карбюраторных моторов в режиме холостого хода с обогащенной топливо-воздушной смесью. Однако, в заводских регламентах эти соображения отражения не нашли.

Заводские нормы

Сразу назовем основные цифры — сколько литров масла в двигателе змз.

ЗМЗ 406, 405 — 6 л.
ЗМЗ 409 — 7 л.

Допустимый расход для всех модификаций до 100 г. / 1000 км.
Расход на угар для ЗМЗ 409 составляет 0.3 от расхода топлива.
В соответствии с техническими характеристиками при сливе отработки из двигателей ЗМЗ 406, 405 вытекает 5.4 л, а из ЗМЗ 409 6.2 — 6.5 л.

Удаляем отработку почти полностью

При техническом обслуживании желательно наиболее полно опорожнить систему смазки. Для этого двигатель рекомендуется прогреть до рабочей температуры 60°C. Имеется в виду температура охлаждающей жидкости в блоке, которая не пропорциональна температуре в поддоне.
Если вы прогрели антифриз до 60°C зимой на холостом ходу, то масло только-только начало прогреваться.

Для того, чтобы объем сливаемой жидкости, был, по возможности, полным, и произошел за минимальное время, целесообразно прогреть машину на нагрузке. Горячее масло сливается гораздо быстрее. Опыт автолюбителей подсказывает, что из 409 мотора можно слить до 6.75 л, если оставить сливную пробку открытой на час.
Если выполняется промывка системы промывочной жидкостью, то нужно опустошить фильтр, и на время промывки поставить на место. Особо заботливые владельцы авто при промывке устанавливают новый дешевый фильтр, а для полного удаления старого отработки и промывки, еще раз промывают систему заправочным маслом.

Объемы и уровни. Еще раз о промывке

Уровень промывочной жидкости совершенно не нужно доводить до максимума. Залить по нижнюю отметку на щупе будет достаточно. Разница в объеме между максимальным и минимальным уровнями примерно 1 литр. Емкость фильтров, бывает разная. Это тоже влияет на общий объем заправки.

Резьба и диаметр резинового уплотнения идентичны соответствующим размерам вазовского фильтра. Многие применяют его.
Планируя закупки ГСМ, учитывайте, что промывку мотора нужно делать далеко не при каждой смене масла.
Промывка двигателя делается при необходимости, в соответствии с руководством по техническому обслуживанию и по согласованию со специалистом. Это всегда некоторый риск. Отмытые отложения осаждаются в поддоне двигателя и грозят засорением маслозаборника.
Иногда вместо прополаскивания системы, следует демонтировать поддон и привести в порядок внутренние полости и сетку маслоприемника очистить вручную. После этого и профилактическую промывку проводить не страшно. Заводская инструкция регламентирует промывку системы при переходе на другую марку масла.

Руководство по техническому обслуживанию змз 406 предписывает смену масла через 10000 км для ТС первой категории эксплуатации, а для второй, третьей и четвертой категорий 9, 8, 7 тысяч километров соответственно.

Для 405 и 409 моторов интервал замены — 10 тыс. км.

Отличие распредвалов змз

Метки грм змз 406

Цепь грм 406 двигатель. Причины стука

Как зарядить гидронатяжитель ЗМЗ ( 406, 405, 409 )

Греется Газель двигатель ЗМЗ ( причины и решение)

Двигатель змз

Сколько литров масла нужно заливать в двигатель ЗМЗ 405

ЗМЗ-405 – обновленная версия 406-го мотора с увеличенным диаметром поршня (92 против 95 мм). Высота блока цилиндров не отличается, тогда как межцилиндровые перемычки сделаны более тонкими. Также отметим наличие прорезей для охлаждения. Для сравнения, у моторов с Евро-3 прорези отсутствуют. В целом, двигатель почти не изменился, несмотря на увеличенную силовую отдачу (+7 л. с.) за счет возросшего рабочего объема. Вместе с тем, увеличился и крутящий момент. В остальном 405-й имеет конструкцию 406-го двигателя.

Регламент замены масла в ДВС

Опытные автомобилисты и специалисты рекомендуют менять масло в двигателе ЗМЗ-405 каждые 10-15 тыс. км. Рассмотрим подробно перечень технических неполадок, наиболее распространенных при несвоевременной замене моторного масла:

  • Отработанное масло утрачивает свои полезные свойства, повышается расход топлива и ухудшается антикоррозионная защита двигателя.
  • Постукивает двигатель, появляются различные посторонние шумы, звуки и вибрации.
  • В каналах двигателя накапливаются продукты износа, после чего он выходит из строя
  • Детали двигателя постоянно нуждаются в качественной смазке, при отсутствии которой велика вероятность сухого трения между взаимодействующими механизмами. В результате они перегреваются и расплавляются.

Рекомендуемое масло

  • Оригинальное – 5W-30
  • Альтернативное – Роснефть, Кастрол, Шелл, Лукойл

Сколько моторного масла необходимо для ЗМЗ 405 – 5,4-6.0 л.

Подборка масел со скидками на март 2023

5W-30

  • Синтетическое моторное масло Татнефть LUXE 5W30, 4 л 1661 ₽ Хорошее бюджетное масло
    (API SN; ILSAC GF-5)
  • Синтетическое моторное масло ZIC X7 5W-30, 4 л 2166 ₽ (API SP; ILSAC GF-6)
  • Синтетическое масло SHELL Helix Ultra ECT C3 5W-30, 4 л 3800 ₽ (API: SN, ACEA: С3)
  • Синтетическое масло LIQUI MOLY Special Tec AA 5W-30, 4 л 3507 ₽ Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Daihatsu, Hyundai, Kia, Isuzu, Suzuki, Toyota, Subaru, Ford, Chrysler, GM

5W-40

  • Полусинтетическое моторное масло SHELL Helix HX7 5W-40, 4 л 2 203 ₽ Хит продаж
    (API CF, SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • Синтетическое масло VALVOLINE MaxLife Synthetic 5W-40, 4 л 2925 ₽ (API CF, SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • HC-синтетическое масло ROWE Hightec Synt RSi SAE 5W-40, 4 л 3200 ₽ (API SN; ACEA A3/В4)
  • Синтетическое моторное масло IDEMITSU 5W-40 SN/CF, 4 л 2884 ₽ Подходит для японских авто и не только
  • HC-синтетическое масло LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-40, 4 л 4194 ₽ Технологичное масло с допусками от BMW и Porsche

10W-40

  • Полусинтетическое моторное масло Газпромнефть Standard 10W-40, 4 л 921 ₽ Доступное надежное масло
    API CC, SF
  • Полусинтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 10W-40, 4 л 939 ₽ API CD, SG
  • Полусинтетическое моторное масло SHELL Helix HX7 10W-40, 4 л 2089 ₽ Хит продаж (API CF, SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • HC-синтетическое моторное масло LIQUI MOLY Super Leichtlauf 10W-40, 5 л 3651 ₽ Масло с допусками от VW и Renault (API CF, SN; ACEA A3/В4)

Моторные масла другой вязкости

  • 0W-16 Синтетическое моторное масло LIQUI MOLY Special Tec AA 0W-16, 4 л 4 541 ₽
    Стандарт API: SN, SP
    Рекомендуется для автомобилей Honda, Suzuki, Toyota, Lexus и гибридных двигателей
  • 0W-20 Синтетическое моторное масло ZIC Zero 0W-20, 4 л 2 990 ₽ (API: SN, SP; ILSAC: GF-5, GF-6A)
  • 0W-30 Синтетическое моторное масло ZIC Zero 0W-30, 4 л 3 191 ₽ (API: SN, ACEA: С3)
  • 0W-30 Синтетическое моторное масло VALVOLINE SynPower FE 0W-30, 4 л 3 620 ₽ (API: SP, ACEA: А5/В5, А7/В7)
  • 5W-20 Синтетическое моторное масло TCL Zero Line 5W-20 SN/GF-5, 4 л 3 373 ₽ (API: SN, ILSAC: GF-5)
  • 5W-20 Синтетическое моторное масло Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-20, 4 л 4 777 ₽ (API: SP, SP-RC; ILSAC: GF-6)
  • 5W-50 Синтетическое моторное масло Polymerium XPRO1 5W-50 A3/B4, 4 л 2738 ₽ (API SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • 5W-50 Синтетическое моторное масло Aimol Sportline 5W-50, 4 л 4700 ₽ (API CF, SM; ACEA A3/В4)

Масло в АКПП

  • Масло трансмиссионное ZIC ATF III, 4 л 2 074 ₽
  • Масло трансмиссионное IDEMITSU ATF, 4 л 3 650 ₽ Hyundai, Toyota, Mazda, Honda, Nissan, Mitsubishi, Isuzu, Subaru
  • Масло трансмиссионное LIQUI MOLY Top Tec ATF 1200, 5 л 6 768 ₽ Hyundai, Toyota, Mazda, Honda, Nissan, Mitsubishi, Land Rover, VW

Масло в МКПП

  • Минеральное. Масло трансмиссионное Газпромнефть GL-4, 80W-90, 4 л 1 318 ₽
    Вязкость по SAE 80W-90
    Стандарт API GL-4
  • Полусинтетика. Масло трансмиссионное Mannol FWD Getriebeoel 75W-85 4 л 1 852 ₽ Вязкость по SAE 75W-85 Стандарт API GL-4
  • Синтетика. Масло трансмиссионное ZIC GFT 75W90, 4 л 2 690 ₽ Вязкость по SAE 75W-90 Стандарт API GL-4/5

Масло в Вариатор

  • Масло трансмиссионное ЛУКОЙЛ CVTF, 4 л 3 429 ₽
    Допуски: Chrysler, Dodge, HONDA, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, Toyota
  • Масло трансмиссионное IDEMITSU CVTF, 4 л 4 240 ₽ Допуски: Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota Масло трансмиссионное SHELL Spirax S5 CVT X, 4 л 7 244 ₽ Допуски: VW/AUDI; Nissan; Toyota; Honda; Subaru; Mitsubishi; Jeep; Suzuki

Масло для редукторов

Масло трансмиссионное OILRIGHT ТАД-17 (ТМ-5-18), 80W-90, 3 л 535 р. Для старого ВАЗа, трактора, мотоблока


Трансмиссионное масло

Моторное масло

Двигатель 405 («Газель»): технические характеристики

Двигатель 405 относится к семейству ЗМЗ, которое производит ОАО «Заволжский моторный завод». Эти двигатели стали бензиновыми легендами отечественного автопрома, так как устанавливались не только на автомобиль ГАЗ, но и на некоторые модели Фиат, а это показатель того, что они были признаны известными мировыми автопроизводителями.

История

После того, как завод принял решение отказаться от использования 402-го двигателя на Газели, конструкторам было поручено разработать новое поколение бензиновых двигателей, которые станут комиссионными и более мощными. Так родился двигатель ЗМЗ-405. Теперь им оснащаются «Газели» и «Волги».

Двигатель модели 405 получил инжекторную систему впрыска, что позволило более эффективно расходовать и распределять топливо по системе. Конструкция отличалась от предшественника, так как ГБЦ было решено установить 16-клапанную.

Общие сведения

Двигатель доработан под инжекторную систему впрыска карбюратор ЗМЗ-406. В современном мире используется двигатель 405 Евро-3. Это позволило выйти на новый уровень продаж, так как мотор разрешили устанавливать на автомобили иностранного производства. Первой на себе это испытала машина «Фиат». Производитель остался доволен, что позволило ОАО «ЗМЗ» заключить новый контракт на поставку двигателей и запасных частей к ним.

Также есть двигатель 405 («Газель»), который устанавливается только на грузовые и легковые автомобили. Модель имеет каталожный номер 405.020. Этот мотор будет подстраиваться больше под развитие тяговой мощности, чем под скоростные характеристики.

Технические характеристики

Двигатель 405 («Газель», «Соболь») имеет следующие технические характеристики:

  • Объем 2,484 л.
  • Мощность — 115-140 л. от.
  • Диаметр поршня 95,5.
  • Ход поршня 86.
  • Количество клапанов 16 (по 4 на каждый цилиндр).
  • Количество цилиндров — 4.
  • Масса — 184 кг.
  • Экологические стандарты — Евро 0-4.
  • Средний расход топлива 9,5 л/100 км (город — 11 л, трасса — 8 л).

Одной из конструктивных особенностей двигателя 405 является то, что он идеально приспособлен для эксплуатации в любом климате и выдерживает температуру от -40 до +40. При этом система жидкостного охлаждения справляется со всеми нагрузками, и мотор не перегревается.

Сервис

Как и везде, техническое обслуживание легковых автомобилей проводится каждые 12 тыс. км в соответствии с рекомендациями производителя. К основным операциям относится замена масла и масляного фильтра. А вот двигатель 405 для увеличения ресурса использования стоит обслуживать каждые 10 000-11 000 км на бензине. А вот если будет установлено газобаллонное оборудование, то это придется делать каждые 8500-10 000 км.

Двигатель 405 («Газель») рекомендуется обслуживать каждые 8-9 тыс. км, т.к. двигатель работает в интенсивном режиме. Это масло быстро теряет свои свойства и меняет свой химический состав.

Следует отметить, что каждые 15 000 км пробега требуется регулировка клапанов и установка регулировочных шайб соответствующего размера. Также необходимо следить за состоянием газораспределительного механизма. Несвоевременная замена ремня и ролика может привести к обрыву и деформации (загибу) клапанов, что повлечет за собой не только дорогостоящий ремонт, но и замену ГБЦ.

Другим элементом, на который следует обратить внимание, является прокладка клапанной крышки. Его рекомендуется заменять каждые 20 000 км. Не нужно напоминать о замене воздушного фильтра через 25 тыс. км, это и так знает каждый автолюбитель.

Ремонт

Ремонт двигателя 405 довольно прост. Его конструкция проста, а замена запчастей не составляет труда. Проблему может создать блок цилиндров и коленчатый вал, который необходимо расточить.

Распишем основные манипуляции, которые следует произвести при капитальном ремонте 405-го мотора:

  1. Разборка.
  2. Диагностика состояния силовых агрегатов и деталей. Определение необходимых операций и запасных частей.
  3. Закупка всех необходимых деталей и запчастей.
  4. Обрезка и подгонка коленчатого вала под размер новых вкладышей.
  5. Растачивание-хонингование блока цилиндров.
  6. Замена деталей в ГБЦ, шлифовка плоскостей и опрессовка трещин.
  7. Мойка всех деталей.
  8. Первоначальная сборка и идентификация дополнительных запасных частей и материалов.
  9. Окончательная сборка.

Часто при установке коленвала его следует отбалансировать, для этого покупается новое сцепление, так как на старом производить эту операцию бесполезно.

Так как двигатель 405 оснащен гидрокомпенсаторами, их следует менять при ремонте ГБЦ.

Тюнинг

Многие автолюбители хотели воспользоваться возможностью тюнинга. Таким образом, двигатель 405 подвергся доработкам. Рассмотрим, что можно сделать для модернизации:

  1. Замена ГБЦ. Конечно, найти такое будет тяжело, но JP разработала для тюнинга аналогичное головное устройство, которое можно установить вместо штатного.
  2. Форсунка (двигатель 405). Полная замена системы впрыска немного увеличит мощность, но при этом расход топлива будет в пределах 15 л/100 км, а это понравится далеко не каждому владельцу.
  3. Замена выпускного коллектора и выхлопной системы. Конечно, можно заменить всю систему, но стоит сделать точный расчет на это усовершенствование.
  4. Расточной поршень. Долгий процесс и не всегда эффективный. Увеличение размера поршня с 9От 5,5 до 98 мм добавит 20%.

Все эти доработки снижают ресурс двигателя на 30%, что соответственно приведет к быстрому капитальному ремонту. Профессиональные гонщики советуют проводить такие операции в тюнинг-ателье, где специалисты сделают все расчеты и улучшат характеристики двигателя без ухудшения состояния и потери ресурса.

Порядок сборки двигателя ЗМЗ-405

Очистить все сопрягаемые поверхности блока от прикипевших и порванных при разборке прокладок

Закрепить блок цилиндров на стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндра, при необходимости снять скребком неизношенный ремень над верхним компрессионным кольцом

Металл снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра.

Снимите заглушки масляных каналов и продуйте все масляные каналы сжатым воздухом.

Установите заглушки на место.

Подцепить коленчатый вал , для этого отвернуть пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить с них отложения, промыть и продуть воздухом, поставить пробки на место, затянуть их моментом 37 . ..51 Нм (3,8…5,2 кгсм).

Для надежной фиксации нанесите на резьбу заглушек анаэробный герметик Стопор-9.

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала.

Задиры, потертости и другие внешние дефекты не допускаются.

Протрите салфеткой постель под вкладышами в блоке и в крышках коренных подшипников.

Установить верхние вкладыши коренных подшипников (с канавками и отверстиями) в ложе блока, а нижние (без пазов) в ложе крышек, протереть вкладыши салфеткой и смазать моторным маслом.

Протрите салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смажьте их чистым маслом и установите коленчатый вал в блок цилиндров.

Смазать и установить полушайбы упорных подшипников:

  • — верхние — в канавки третьего коренного ложа с антифрикционным слоем с канавками к щеке коленчатого вала;
  • — нижняя — вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Выступы нижних полушайб должны войти в пазы крышки;

Установите крышки остальных подшипников на соответствующие коренные шейки, заверните и затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98. ..107,9 Нм (10…11кгсм).

На нижних поверхностях 1, 2 и 4 корневых чехликов выбиты их порядковые номера.

На нижней поверхности крышки третьего коренного подшипника имеется резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насоса, а на боковых поверхностях канавки и канавки для установки полушайб

Крышки коренных подшипников устанавливаются в соответствии с их нумерацией, ориентируясь так, чтобы пазы под подшипник вкладыша в крышке и блоке располагались с одной стороны.

Провернуть коленчатый вал, его вращение должно быть свободным с небольшим усилием.

Проверка осевого зазора коленчатого вала: 1 — коленчатый вал; 2 — нижняя полушайба подпятника; 3 — верхняя полушайба упорного подшипника коленчатого вала; 4 — индикатор; 5 — штатив

Проверить осевой зазор коленчатого вала (рисунок 1), который должен быть не более 0,36 мм.

Для неизношенных полушайб коленчатого и упорного подшипников зазор составляет 0,06…0,27 мм.

Если осевой зазор превышает максимально допустимое значение, замените упорные шайбы новыми и повторно измерьте осевой зазор.

Если при измерении он превышает 0,36 мм, замените коленчатый вал.

Взять держатель сальника с сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе.

Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо закрывает фланец коленчатого вала, замените его новым.

Рекомендуется запрессовывать сальник в держатель сальника с помощью оправки.

Сальник должен устанавливаться пылезащитным чехлом снаружи двигателя, рабочая кромка должна быть закрыта пружиной внутри.

Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанести смазку Литол-24 для облегчения запрессовки.

Заполнить ⅔ полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальник с прокладкой к блоку цилиндров.

Установите маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие для штифта в маховике с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала.

Установить шайбу болтов крепления маховика, навернуть и затянуть болты моментом 70,6. ..78,4 Нм (7,2…8,0 кгсм).

Запрессуйте распорную втулку и подшипник в гнездо маховика.

Запрессуйте подшипник, прикладывая усилие к наружному кольцу.

Нажатие на внутреннее кольцо повредит подшипник.

Далее собираем шатунно-поршневую группу — артикул — Шатунно-поршневая группа двигателя в сборе.

Прикрепите держатель к масляному насосу.

Установите масляный насос с прокладкой на сопрягаемую поверхность блока цилиндров и закрепите.

Срезать торчащие концы прокладки, выступающие над плоскостью блока, крышки цепи и держателя сальника ОК крышки цепи и прокладки сальника.

Установите и закрепите масляный картер с прокладкой и усилителем сцепления.

Смажьте втулки промежуточного вала моторным маслом, вставьте шпонку в канавку на конце промежуточного вала и установите промежуточный вал в блок цилиндров.

Вставьте два болта в передний фланец промежуточного вала.

Установите шестерню с гайкой на задний конец вала, совместив шпоночный паз шестерни со шпонкой, и, поворачивая промежуточный вал двумя болтами, затяните гайку шестерни до упора.

Установите и закрепите фланец промежуточного вала.

Смажьте приводной вал масляного насоса и зубья шестерни моторным маслом и вставьте вал в отверстие в блоке до зацепления приводных шестерен масляного насоса и промежуточного вала.

Вставить шестигранный вал привода масляного насоса в отверстие втулки приводного вала так, чтобы он вошел в шестигранное отверстие вала масляного насоса.

Установите и закрепите крышку привода масляного насоса с помощью прокладки.

Проверить легкость вращения промежуточного вала. Вал должен вращаться свободно, без заеданий.

Привод распределительного вала: 1 — звездочка коленчатого вала; 2, 8 — рычаг натяжителя со звездочкой; 3 — нижний натяжитель цепи; 4 — нижняя цепь; 5 — звездочка промежуточного вала ведомая; 6 — звездочка промежуточного вала ведущая; 7 — натяжитель опорного болта; 9 — верхний натяжитель цепи; 10 — звукоизоляционная шайба; 11 — верхняя цепь; 12, 18 — установочные метки на звездочках; 13, 17 — установочные штифты; 14 — звездочка впускного распределительного вала; 15 — демпфер верхней цепи; 16 — звездочка выпускного распределительного вала; 19 — верхняя плоскость головки блока цилиндров; 20 — демпфер средней цепи; 21 — успокоитель цепи нижний; М1 и М2 — установочные метки на блоке цилиндров

Установка привода распределительного вала (Рисунок 2):

Вдавить сегментную шпонку в шпоночный паз на переднем конце коленчатого вала.

С помощью специального инструмента насадите звездочку на коленчатый вал двигателя, сориентировав метку вперед.

Установите резиновое уплотнительное кольцо в канавку переднего конца коленчатого вала.

Провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке коленчатого вала с меткой « М1 » на блоке цилиндров, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ.

При этом метка на блоке цилиндров должна располагаться симметрично относительно оси полости зубьев звездочки.

Установить нижний успокоитель цепи, не затягивая полностью болты крепления, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Стоппер — 6».

Наденьте нижнюю цепь на ведомую звездочку (количество зубьев 38) промежуточного вала и на звездочку коленчатого вала двигателя.

Установить звездочку с цепью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточного вала должна совпадать с меткой «М2» на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, проходящая через демпфер, должна быть натянута .

Установить ведущую звездочку промежуточного вала со штифтом и закрепить обе звездочки на промежуточном валу болтами с моментом 24,5…26,5 Нм (2,5…2,7 кгсм).

Согните два угла стопорной пластины по краям головок болтов.

Установите рычаг натяжителя со звездочкой нижней цепи привода распределительного вала и закрепите его болтом рычага, предварительно нанеся на резьбу болта анаэробный герметик Стопор-6.

Если нанести слишком много герметика, он выдавится из резьбы и зафиксирует рычаг натяжителя на оси.

Нажав на рычаг натяжителя, натяните цепь, проверьте правильность установки звездочек по меткам и затяните болты нижнего демпфера.

После установки нижней цепи вращение коленчатого вала не допускается до установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей.

Установить болтовую опору рычага натяжителя и закрепить болтами, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик Стопор-6

Установить рычаг натяжителя со звездочкой верхней цепи привода распределительного вала и закрепить болт рычага на опоре, предварительно нанеся на резьбу болта анаэробный герметик Стопор-6.

Наденьте цепь привода верхнего распределительного вала на звездочку привода промежуточного вала.

Нанесите силиконовый герметик Unisil H50-1 на блок цилиндров в районе монтажной втулки крышки цепи с правой стороны блока (внутри которой расположен канал подачи масла к нижнему гидронатяжителю).

Берем крышку цепи с сальником, проверяем пригодность сальника Ика к дальнейшей работе.

Если сальник имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает ступицу демпферного шкива, замените его новым.

Запрессовка сальника в сальниковую обойму: 1 — сальник; 2 — держатель сальника; 3 — оправка

Рекомендуется запрессовывать сальник в крышку цепи с помощью оправки (рис. 3).

Сальник должен устанавливаться пылезащитным чехлом наружу двигателя, рабочей кромкой, прикрытой пружиной, внутрь.

Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанести смазку Литол-24 для облегчения запрессовки.

Полость между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты крышки цепи заполнить смазкой ЦИАТИМ-221.

Удерживая цепь второй ступени от соскальзывания со звездочки промежуточного вала, установите и зафиксируйте кожух цепи с помощью прокладок и кронштейн генератора.

Установите и закрепите водяной насос электромагнитной муфты с прокладкой на крышке цепи, затянув болт, крепящий водяной насос к крышке цепи.

Смажьте отверстие для гидронатяжителя в крышке цепи чистым моторным маслом, используемым для двигателя, и установите собранный гидронатяжитель до соприкосновения с рычагом натяжителя, но не нажимайте на него во избежание срабатывания блокировки гидронатяжителя.

Установить звукоизоляционную шайбу в крышку, закрыть гидронатяжитель крышкой с прокладкой, вставить болты (нижний болт с кронштейном крепления провода датчика синхронизации) и затянуть болты крепления крышки.

Через отверстие в крышке гидронатяжителя надавить оправкой на гидронатяжитель, перемещая его до упора, затем отпустить, при этом стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и позволит плунжеру и тело двигаться под действием пружины.

Кузов переместится до упора, и цепь будет натянута через рычаг натяжителя.

Вставить заглушку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу заглушки анаэробный герметик Стопор-6.

Срезать концы прокладок крышки цепи, выступающие над плоскостью блока цилиндров и крышки цепи.

При отсутствии резиновых уплотнителей на прокладке ГБЦ в двух местах, лежащих на стыках крышки цепи с блоком цилиндров, на эти места прокладки (окно) следует нанести силиконовый клей-герметик Unisil H50-1 .

Установите прокладку головки блока цилиндров на штифты блока цилиндров и шпильки крышки цепи.

Установите на форсунку водяного насоса шланг, соединяющий форсунку водяного насоса с корпусом термостата.

Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров

Поместите собранную головку цилиндров на блок цилиндров и закрепите.

Затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 4, в два приема: предварительно затяните болты моментом 40. ..50 Нм (4,0…5,0 кгс·м), затем выдержите не менее 1 ,2 мин и, наконец, затяните болты, повернув их на 90˚.

Перед установкой смажьте резьбу болтов моторным маслом.

Затянуть болты № 11, 12 моментом 19,6…24,5 Нм (2,0…2,5 кгсм).

Во избежание гидравлических ударов при затяжке болтов и возникновения трещин в блоке цилиндров в резьбовых колодцах блока не должно быть масла.

Отвернуть болты и снять крышки распредвалов, протереть салфеткой постели под распредвалами в головке и в крышках, перед установкой крышек смазать резьбу болтов чистым моторным маслом.

Смажьте моторным маслом отверстия в головке для гидрокомпенсаторов и установите гидрокомпенсаторы в головку блока цилиндров.

При ремонте двигателя без замены гидротолкателей установить их в соответствии с их расположением перед разборкой.

При выходе из строя гидротолкателя его необходимо заменить, так как он не подлежит ремонту.

Необходимо снять гидротолкатели с помощью присоски или магнита.

Установите распределительные валы на головку блока цилиндров, предварительно смазав посадочные места в головке маслом, используемым для двигателя.

Впускной распределительный вал устанавливается штифтом звездочки вверх, а выпускной распредвал — штифтом звездочки вправо.

Благодаря угловому расположению кулачков эти положения распределительных валов стабильны.

Смажьте шейки подшипников чистым моторным маслом.

Схема установки крышек распределительных валов: А — передняя крышка; Б — впускной распределительный вал; С — выпускной распределительный вал

Крышки распределительных валов необходимо устанавливать в соответствии с их нумерацией (рисунок 5), ориентируясь на круглые бобышки с номерами для впускного вала — влево, выпускного — вправо, если смотреть с передней части двигателя.

Такая ориентация обусловлена ​​асимметричным расположением канавки масляного канала в крышках.

Установить переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного перемещения распределительных валов добиться установки упорных фланцев в пазы.

Перед установкой смажьте упорный фланец чистым моторным маслом, используемым в двигателе.

Установите крышки №3 и №7 распределительных валов и предварительно затяните болты крышек до касания поверхностью крышек верхней плоскости головки блока цилиндров.

Установите все остальные крышки в соответствии с маркировкой и заранее затяните болты крышек.

Окончательно затянуть болты крепления крышки распределительного вала моментом 18,6…22,6 Нм (1,9…2,3 кгсм).

Смажьте все кулачки распределительного вала моторным маслом и проверьте вращение каждого распределительного вала в подшипниках, поворачивая распределительный вал ключом с помощью специального квадрата на распределительном валу до полного сжатия клапанных пружин одного из цилиндров.

При дальнейшем вращении распределительный вал должен проворачиваться самостоятельно под действием пружин клапанов до касания следующих кулачков толкателей.

Проверив легкость вращения распределительных валов поворотом, сориентируйте их так, чтобы установочные штифты звездочек были примерно горизонтальны и указывали в разные стороны (рис. 2).

Эти положения распределительных валов стабильны и обеспечиваются угловым расположением кулачков.

Начинать настройку углового положения распределительных валов с выпускного вала, для этого, накинув приводную цепь на звездочку, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала, при этом поворачивая распределительный вал по часовой стрелке за квадрат до совпадения штифта и штифта отверстие на звездочке.

Поворачивая распределительный вал против часовой стрелки, натяните ведущую ветвь цепи, при этом метка на звездочке должна совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров. Нельзя допускать, чтобы коленчатый вал вращался.

Для угловой установки впускного распределительного вала накинуть приводную цепь на звездочку, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала со слегка провисшей ветвью цепи между звездочками.

Поверните распределительный вал против часовой стрелки, чтобы натянуть цепь, при этом метка на звездочке должна совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.

Установить и затянуть моментом 54,9…60,8 Нм (5,6…6,2 кгсм) болты крепления звездочек, удерживающие распределительные валы от проворачивания, с помощью квадратного ключа.

Установить гидронатяжитель верхней цепи привода распределительного вала аналогично установке гидронатяжителя нижней цепи.

Установить среднюю и верхнюю направляющие цепи, затянуть, не затягивая окончательно болты крепления, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик Стопор-6.

Проворачивая коленчатый вал двигателя по направлению вращения, натяните рабочие ветви верхней цепи и окончательно затяните болты крепления средней и верхней направляющих цепи.

Установите втулку на передний конец коленчатого вала рядом со звездочкой, ориентируя большую внутреннюю фаску на уплотнительное кольцо, а канавку под концом шпонки в сторону передней части двигателя.

Вдавите призматическую шпонку в шпоночный паз переднего конца коленчатого вала так, чтобы она вошла в канавку втулки до упора своим полусферическим концом.

Используя специальный инструмент, надавите на передний конец коленчатого вала демпферный шкив до упора, совместив шпоночный паз демпферного шкива со шпонкой.

Установите стяжной болт и затяните его моментом 166,6…215,6 Нм (17…22 кгсм).

По окончании сборки проверьте установку распределительных валов, для этого проверните коленчатый вал двигателя по направлению вращения на два оборота до совпадения метки на демпфере коленчатого вала с меткой на крышке цепи.

При этом метки на звездочках распределительных валов должны совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.

При ремонте двигателя, связанном со снятием распредвалов, головок цилиндров и звездочек на промежуточном валу, установить привод распредвала при сборке, как описано выше.

Если при ремонте не снимаются звездочки промежуточного вала и крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом риск на демпферном шкиве коленвала должны совпадать с выступом на крышке цепи, а метки на звездочках распределительных валов должны располагаться горизонтально, направлены в разные стороны и совпадать с верхней плоскостью головок цилиндров.

После снятия распределительных валов и ГБЦ коленчатый вал можно провернуть только с возвратом в исходное положение или с вращением коленчатого вала на 2 оборота.

Поворот коленчатого вала на 1 оборот, даже если метки на шкиве и крышке цепи совпадают, приведет к неправильной синхронизации.

При неправильной установке распределительных валов и звездочек метки на звездочках не будут совпадать с верхней плоскостью ГБЦ.

В этом случае необходимо снять звездочки, провернуть коленчатый вал по направлению вращения на 1 оборот и повторить установку звездочек, как описано выше

Установите и закрепите переднюю крышку головки блока цилиндров с помощью прокладки.

Установите корпус термостата в шланг термостата и закрепите корпус термостата прокладкой на головке блока цилиндров, затяните хомуты шланга.

Нажмите на трубку стержня индикатора уровня масла и установите индикатор.

Для повышения надежности монтажа и герметичности предварительно нанесите на поверхность нижнего конца трубы герметик Loctite-638.

Установите выпускной коллектор с прокладкой на шпильки головки блока цилиндров. Наверните и затяните все гайки крепления коллектора, кроме последней.

Установите кожух выпускного коллектора на шпильки выпускного коллектора и закрепите гайками.

Установите шланг, соединяющий насос с водозаборной трубой, на штуцер водяного насоса и закрепите хомутом.

Установите кронштейн на трубу забора воды.

Вставьте трубу забора воды в шланг, наденьте штуцер водяного насоса и наденьте скобу на последнюю шпильку коллектора.

Закрепите кронштейн, затянув гайку и затянув хомут.

Установить сливную пробку блока цилиндров, предварительно нанеся на резьбу пробки силиконовый клей-герметик Унисил Н50-1 или анаэробный герметик Стопор-6.

Установите и закрепите клапанную крышку с прокладкой и уплотнениями свечных колодцев. Установите держатель разъема датчика синхронизации на клапанную крышку.

Одновременно установите и закрепите верхний и нижний кронштейны генератора и передний подъемный кронштейн двигателя.

Установить патрубок отвода охлаждающей жидкости с прокладкой.

На резьбу болтов патрубка предварительно нанести анаэробный герметик Стопор-6.

Установите и закрепите впускную трубу с прокладкой на головке блока цилиндров.

Установите ресивер с прокладкой на шпильки впускной трубы и закрепите гайками.

Закрепите бачок на головке блока цилиндров с помощью двух уголков, закрепленных на шпильках головки блока цилиндров.

Сначала слегка затяните винты, которыми кронштейны крепятся к приемнику, затем затяните гайки, которыми кронштейны крепятся к головке, и затяните винты, которыми приемник крепится.

Установите вентиляционный шланг с вентиляционной трубкой и закрепите хомутами.

Установить шланг малого вентиляционного патрубка на штуцеры вентиляционной трубки и ресивера и закрепить хомутами.

Установите и закрепите ведомый и нажимной диски сцепления, отцентровав ведомый диск с помощью специальной оправки.

Первичный вал редуктора можно использовать в качестве оправки.

Вращайте болты крепления нажимной пластины последовательно в несколько приемов для предотвращения перекоса нажимной пластины до момента 19.6…24,5 Нм (2,0…2,5 кгсм).

Установите штифт вилки выключения и шпильки в картер сцепления.

Установите картер сцепления с кронштейном подъема двигателя на установочные штифты блока цилиндров и прикрутите болтами к блоку цилиндров.

Снимите двигатель со стенда.

Порядок установки навесного оборудования на двигатель

  • 1. Смажьте резиновые уплотнительные кольца форсунок чистым моторным маслом, установите топливопровод с концами форсунок в отверстия во впускной трубе и закрепите топливопровод.
  • 2. Установить датчик указателя аварийного давления масла в головку блока цилиндров, предварительно нанеся на резьбовую часть датчика анаэробный герметик Стопор-6.
  • 3. Установите генератор и закрепите его. Сначала затяните гайки болтов крепления генератора к верхнему и нижнему кронштейнам, затем болт крепления втулки верхнего кронштейна.
  • 4. Установить автоматический натяжитель так, чтобы штифт устройства вошел в отверстие бобышки его крепления, и затянуть винт его крепления, предварительно нанеся на резьбу винта анаэробный герметик Стопор-6.

Далее следует:

  • — ключом за болт крепления ролика отвести ролик натяжителя в крайнее положение;
  • — вставьте стопорный штифт (Ø 4 мм и длиной 55 мм) в отверстие натяжителя до упора;
  • — освободить ролик, при этом штифт ролика в крайнем положении;
  • — надеть ремень на шкивы;
  • — слегка сдвинуть ролик ключом, ослабив штифт, и вынуть штифт пассатижами;
  • — подвести ролик к ремню и отпустить ролик. Ремень будет натянут натяжителем.
  • 5. Установите датчик фаз в отверстие головки блока цилиндров и закрепите его болтом, предварительно смазав уплотнительное кольцо датчика чистым моторным маслом.

Перед закреплением болтами фланец датчика должен плотно прилегать к поверхности головки блока.

  • 6. Установите датчик синхронизации в проушину крышки цепи. Вставьте провод датчика в кронштейн, зафиксировав его нижним болтом нижней крышки гидронатяжителя, установите разъем в держатель на клапанной крышке.
  • 7. Установите датчик детонации и закрепите его гайкой и пружинной шайбой с моментом затяжки 20 ± 0,5 Нм (2,0 ± 0,05 кгсм).
  • 8. Установите и закрепите дроссельную заслонку с прокладкой на ресивере.
  • 9. Вверните свечи зажигания.

При установке свечей зажигания следите за тем, чтобы не повредить резьбу свечного отверстия в головке блока цилиндров.

Свечи зажигания следует устанавливать, слегка поворачивая ключ, а затем затягивая с моментом 20,0…30,0 Нм (2,1…3,1 кгсм).

  • 10. Установите катушки зажигания и закрепите их гайками.
  • 11. Установите стартер и закрепите его болтами.
  • 12. Ввернуть в корпус термостата датчики температуры охлаждающей жидкости системы управления и сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости, предварительно нанеся на резьбовую часть датчиков анаэробный герметик Стопор-6.