преимущества использования и принцип действия

С 2011 года все автомобили производства концерна АвтоВАЗ укомплектованы, электронной педалью газа, в том числе и модели ваз 2114, выпущенные после 2011 года. У е-педали много преимуществ, но также в связи с новизной для АвтоВАЗ применяемого механизма, существовал ряд недоработок. Многие автомобилисты, купившие автомобиль с е-газом ваз 2114, через некоторое время столкнулись с проблемами.

Содержание

  1. Механическая и электронная педаль
  2. Е-газ ваз 2114 проблемы
  3. Возможности тюнинга
  4. Неисправности е-газа

Механическая и электронная педаль

Но сначала о том для чего понадобилось переделывать старую, надежную систему, работающую без перебоев. У этого есть несколько причин.

При управлении положением дроссельной заслонкой непосредственно ногой с помощью тросика существует небольшая задержка между открытием заслонки и корректировке смеси, это приводит к таким последствиям:

  • неправильная смесь дает на выходе большое количество C02;
  • несоответствие нормам ЕВРО-5 и ЕВРО-4;
  • при полном нажатии на педаль газа топлива расходовалось куда больше чем нужно, что увеличивает общий расход;
  • непосредственное управление смеси человеком ведет к возможности работы двс в критических режимах повышенных оборотов или слишком резкого изменения смеси, что отрицательно сказывается на ресурсе мотора.

Для того что бы избежать этих проблем инженеры решили оградить доступ человека к непосредственному управлению режимами работы двигателя, в ваз 2114 с е-газом дроссельной заслонкой управляет ЭБУ, учитывая положения педали газа, но не подчиняющемуся ему на 100%.

Это позволило добиться:

  • равномерного открытия дроссельной заслонки, без рывков;
  • синхронного изменения состава смеси и открытия заслонки;
  • экономии топлива и повышения ресурса двигателя;
  • возможность установки систем антибукса и трекшн контроля.

В теории все выглядит отлично и все изменения кажутся только к лучшему. Но электронная педаль газа ваз 2114 имеет проблемы, которые появляются потому что при производстве устройство не оттестировали в достаточной степени и выпустили на рынок сырой продукт.

Е-газ ваз 2114 проблемы

Часто основными минусами электронного газа называют эти его аспекты:

  1. Задержка реакции автомобиля на нажатие педали акселератора.
  2. Проблемы с плавающими оборотами, залипание газа и самосрабатывание.
  3. Невозможность быстрого тюнинга автомобиля.

Задержка образуется из-за того, что сигнал от педали сначала передается в ЭБУ и только после обработки, электропривод на заслонке начинает плавно изменять ее положение. В новых автомобилях эта задержка уменьшена, благодаря лучшему ПО и более быстродейственному железу. Оборудование е-газа ваза 2114 можно так же перепрошить, подняв мощность, скорость отзыва на педаль, но снизив норму экологичности до ЕВРО-2.

В ранних версиях автомобилисты часто сталкивались с неправильной работой е-газа, обороты плавали, реакции на газ могло не быть совсем или могли быть резкие скачки оборотов двигателя. Все это было следствиями брака проводки, произведенной «АвтоВАЗом», при появлении таких неисправностей лучше ее поменять на косу от «ПЭС СКК».

Возможности тюнинга

Для тюнинга авто, оснащенного е-газом, нужно либо переделывать всю систему на обычный, тросиковый механизм, заменив кучу датчиков и ЭБУ, либо программировать имеющуюся систему под свои задачи, но это не так то просто. Заводское оборудование не предусматривает подобный вариант, поэтому для серьезного тюнинга потребуется установка специального программируемого ЭБУ, стоимость которого достаточно высока.

Неисправности е-газа

Иногда причиной неисправностей является поломка датчика холостого хода на ваз 2114 с электронной педалью газа, еще его называют РХХ. Если ЭБУ указывает на его ошибку, а холостые обороты двигателя слишком высокие и не падают, в основном 2000, то требуется замена дроссельной заслонки в сборе, либо можно попробовать почистить контакты клемм.

Если электронная педаль вышла из строя и не реагирует на нажатие педали акселератора, а обороты двигателя застыли на отметке 2000 оборотов в минуту, не стоит отчаиваться и вызывать эвакуатор. С такой проблемой можно передвигаться, осторожно отпуская сцепление, медленно, но верно есть возможность доехать до дома или сервисного центра.

Если у вас присутствует какая-то неисправность, связанная с электронной педалью газа, то в блоке управления, скорее всего вы сможете найти такие коды ошибок:

  • Р2122 – говорит о низком напряжении датчика положения педали акселератора. Этот датчик работает на принципе изменения своего сопротивления, а ЭБУ, пропуская через него ток, узнает его и исходя из этого знает о положении педали. Низкое напряжение соответствует большому сопротивлению датчика. Решается чисткой контактов, их пропайкой или заменой педального узла, если не поможет.
  • 2123 – это обратная ошибка P2122, напряжение на этом же датчике слишком высокое. Возможен пробой или замыкание проводки, а также выход из строя датчика.
  • 2127 – низкий уровень сигнала второго датчика положения педали акселератора. Так как этот узел достаточно ответственный и выполняет важную функцию, для точности и надежности в нем используется сразу два датчика. Находятся они в одном корпусе, последовательность и способы устранения ошибки те же.
  • 2128 – клон кода ошибки 2123, только он отвечает за второй датчик.
  • 2138 – код говорит о несовпадении показаний этих двух датчиков, возможно с одним из них потерян контакт или он сломался. Для решения проблемы необходимо так же прочистить контакты, проверить проводку на исправность и протестировать саму педаль. Тест заключается в замере сопротивления обоих датчиков в разных положениях педали и сравнении показаний. Если они отличаются нужно поменять педаль в сборе.

Электронная педаль газа ваз 2114: регулировка, ошибки

Содержание:

  • 1 Что такое Е-газ
  • 2 Преимущества
  • 3 Недостатки
  • 4 Расшифровка кодов ошибок
  • 5 Проверка электронной педали
  • 6 Адаптация Е-газ
  • 7 Заключение

Модели ВАЗ 2114, выпущенные после 2011 года, оснащаются специальной электронной педали газа, которую также называют Е-газ. Сделано это было для того, чтобы автомобиль соответствовал всем европейским нормам (в том числе в плане выброса СО в атмосферу). Электронная педаль газа ВАЗ 2114, с одной стороны, даже облегчает жизнь водителю. Но здесь также достаточно проблем и подводных камней. Поэтому стоит рассмотреть вопрос подробнее.

Что такое Е-газ

Е-газ – это модифицированная педаль газа, которая имеет собственный чип для управления интенсивностью впрыска топлива в мотор, тем самым регулируя его мощность. В некоторых случаях электронная педаль газа даже позволяет сэкономить топливо, поскольку впрыск регулируется не самим водителем, а умной электронной системой. В числе прочего существенно снижаются выбросы СО в атмосферу, поскольку исключается перегазовка.

Тем не менее, многие автолюбители недолюбливают электро педаль в ВАЗ 2114 и для этого есть определённые причины, но о них мы поговорим чуть позже. Стоит заметить, что некоторые продвинутые автовладельцы при покупке данной модели авто сразу же меняют электронный газ на привычный тросовый. Ведь большинство наших соотечественников привыкли управлять всеми системами машины самостоятельно (отсюда и любовь к МКПП).

Преимущества

Система Е-газ обладает рядом весьма интересных преимуществ. Стоит рассмотреть их подробнее хотя бы для того, чтобы понять, чем электронный газ лучше более привычного механического и зачем вообще его устанавливают на автомобили (не только для того, чтобы машина полностью соответствовала нормам ЕВРО—2).

Преимущества Е-газ:

  • Экономия топлива. Электронный газ самостоятельно регулирует открытие дросселя, минимизируя использование топлива во время движения. Регулировка подачи топлива происходит при помощи специального датчика, который подаёт импульс в ЭБУ.
  • Улучшение динамики мотора. Многие автолюбители утверждают, что такая педаль газа в ВАЗ 2114 не даёт двигателю набрать необходимые обороты и как бы «давит» его. Но практика показывает, что с электронным газом ДВС работает намного лучше, а также снижается уровень его износа.
  • Уменьшение выброса СО в атмосферу. За счёт автоматизированного открытия дросселя без перегазовок уменьшаются выбросы вредных веществ в атмосферу, что делает двигатель подходящим под стандарты ЕВРО.
  • Устранение перегазовок. Такое чаще всего случается у неопытных водителей во время начала движения. Перегазовки опасны тем, что есть риск повредить сцепление, а также существенно увеличивается выброс СО.

Вообще, сейчас практически на все современные автомобили устанавливают систему Е-газ на замену стандартной тросовой. У АВТОВАЗА, к примеру, электронная педаль газа установлена на таких моделях автомобилей, как Priora, Калина, Granta, Largus, NIVA 4х4, Vesta и XRAY. А на моделях иностранных брендов данная система установлена уже давно. Однако энтузиасты и любители тюнинга сразу же меняют её на тросовую.

Недостатки

Список преимуществ у системы Е-газ неплохой всё было бы ещё лучше, если бы не было недостатков. А их достаточно много, причём вполне серьёзных. Будем рассматривать только реальные минусы данного устройства.

Недостатки Е-газ:

  • Пауза на старте. Речь идёт о небольшой паузе во время начала движения: педаль реагирует не сразу после нажатия, что раздражает многих автолюбителей. К счастью, эту проблему уже научились исправлять (причём даже собственноручно).
  • Нет возможности выполнить тюнинг. Система Е-Газ глубоко интегрируется в ЭБУ автомобиля поэтому для выполнения тюнинга придётся искать для своего авто другие «мозги». Но даже в этом случае за результат никто не поручится.
  • Большое количество проблем при использовании. Те системы Е-газ, которые устанавливаются в ВАЗ 2114 имеют кучу проблем. И вовсе не потому, что сама система ущербна, а потому, что монтировали её абы как.

Также при использовании Е-газ возможно возникновение таких проблем, как плавающие обороты, залипание педали газа, внезапная самовольная подгазовка. Мало того, даже если была просто снята клемма аккумулятора, после установки её на место педаль Е-газа требует адаптации. Это, кстати, официальное заявление представителей Автоваза. Ошибки с кодами Р2122-Р2123, Р2127-Р2128, Р2138 наиболее часто встречаются при повседневной эксплуатации Е-газ.

Все недостатки и проблемы электронной педали газа на автомобиле ВАЗ 2114 возникают по той простой причине, что производитель после установки такой системы не удосужился её нормально протестировать. В итоге, в серию пошли не обкатанные экземпляры автомобилей с системой Е-газ. По сути, АВТОВАЗ предложил водителям самим разбираться с косяками концерна. Впрочем, к такому поведению концерна отечественные автолюбители давно привыкли.

Расшифровка кодов ошибок

При возникновении какой-либо проблемы с системой Е-газ в блоке управления будет отображена ошибка с определённым порядковым номером. Непосвящённому автолюбителю эти цифры ничего не скажут. Поэтому стоит расшифровать наиболее часто встречающиеся ошибки для того, чтобы владелец ВАЗ 2114 знал, что именно нужно исправлять.

Коды ошибок Е-газ:

  • Р2122. Данная ошибка сигнализирует о низком напряжении датчика, который считывает положение педали газа. Дело в том, что низкое напряжение соответствует большому сопротивлению датчика, и если сопротивление высокое, ЭБУ «думает», что педаль нажата. В итоге получается самопроизвольное увеличение оборотов. Решается проблема чисткой контактов, пропайкой или заменой всего педального узла, если предыдущие действия не помогают.
  • P2123. Полная противоположность предыдущей ошибке. Она говорит о том, что напряжение, наоборот, очень высокое. Причиной может быть пробой, замыкание или выход из строя самого датчика. Здесь сделать что-либо своими силами крайне трудно (если вы не сертифицированный электрик). Поэтому весь педальный узел пойдёт под замену. Как правило, для ВАЗ 2114 он стоит не особенно дорого.
  • P2127. Низкое напряжение второго датчика в педали. Второй датчик в этом устройстве нужен для обеспечения максимальной точности считывания положения акселератора. Если второй датчик отказывает, то ЭБУ не понимает в каком конкретно положении находится педаль в данный период времени. Соответственно, не может правильно среагировать и открыть или закрыть заслонку механизма впрыска топлива.
  • P2128. Это брат-близнец ошибки под номером 2123. Только в этом случае речь идёт о втором датчике. А проблемы при возникновении данной ошибки точно такие же: плавающие обороты, «несанкционированная» подгазовка и прочие неприятности. Решается проблема точно так же, как и 2123. Поэтому лучше сразу запастись определённой суммой и заменить весь педальный узел, поскольку мало у кого есть навыки для ремонта таких устройств.
  • P2138. Ошибка сообщает о том, что потеряна связь между двумя датчиками на электронной педали газа. Возможно, засорились контакты, есть проблемы по проводке или же один из датчиков просто вышел из строя. Потребуется проверить проводку на исправность, протестировать саму педаль, прочистить контакты. Если всё это не поможет, то придётся менять всю педаль, так как заменить датчик педали газа не представляется возможным.

Как раз из-за возникновения таких ошибок «плывут» показатели оборотов на тахометре (замирают на отметках 800 или 1000 RPM). Также возможна ситуация, когда ЭБУ решит самостоятельно «поддать газу», подумав, что водитель нажал на педаль. Это достаточно серьёзно и чревато ДТП, поэтому регулярно требуется проверять электронную педаль на работоспособность. В случае поломки рекомендуется менять всю педаль, так как выполнить ремонт конкретно этого компонента не получится.

Проверка электронной педали

После того, как в блоке управления появилось обозначение кода ошибки, необходимо проверить педаль газа для того, чтобы исключить КЗ, прогоревшие контакты и прочие неисправности, которые могут повлиять на поведение системы Е-газ. Для проведения данной процедуры понадобится мультиметр (он же – тестер), ключ на 10. Выполнять все действия нужно в строгом соответствии с инструкцией.

Проверка электропедали ВАЗ 2114:

  • Отсоедините коннектор с проводами, который располагается прямо возле педали газа.
  • Выкрутите 3 гайки при помощи ранее приготовленного ключа на 10.
  • Демонтируйте педаль газа стандартным способом.
  • Переключите мультиметр в режим омметра, подключите один щуп к 4 контакту, а второй к выводу под номером 2.
  • Перемещая педаль контролируйте сопротивление, которое должно уменьшаться при перемещении.
  • Точно так же проверьте выводы 2 и 4.
  • Теперь проверьте второй датчик, установив щупы на контакты 1-6 и 6-5.

Если во время проверки на любом из контактов сопротивление будет меняться не равномерно, а скачками, это значит, что педаль вышла из строя. Её можно только заменить, поскольку в любом автосервисе вам скажут, что она не ремонтопригодна. Поменять педаль можно и самому, так как колодки с проводами стандартные, как и крепления под саму педаль. Её нужно будет только укрепить теми гайками, что мы ранее открутили при её демонтаже.

Адаптация Е-газ

Итак, после скидывания клемм аккумулятора требуется обязательная регулировка электронной педали газа ВАЗ 2114 (так называемая адаптация). Выполнять все действия нужно именно так, как будет предложено в нашей инструкции. Если пропустить хоть один пункт или сделать что-нибудь неверно – ничего не получится. Кстати, адаптацию лучше выполнять на пустой дороге, где вы никому не будете мешать.

Адаптация Е-газ:

  • Установите на место клемму аккумуляторной батареи, если она была снята.
  • Проверните ключ зажигания так, чтобы включились приборы, но не заводите двигатель.
  • Подождите 40 секунд и заводите мотор.
  • Начните движение, включите вторую передачу и доведите обороты двигателя до 4000 RPM.
  • Выполните торможение на двигателе с включённой передачей: просто отпускайте педаль газа и ждите пока показатели на тахометре не упадут до отметки 1200-1000 RPM.
  • Снова раскручивайте ДВС до 4000 об/мин.
  • Процедуру нужно провести не менее 6 раз.
  • Припаркуйтесь, заглушите двигатель, снимите минусовую клемму аккумулятора.
  • Подождите 3-4 минуты, наденьте клемму обратно.
  • Запустите приборы и через 40 секунд запустите двигатель.

После выполнения данной процедуры холостые обороты будут составлять комфортные 800 RPM. Теперь ничего не «плавает». Применять данную методу можно в тех случаях, если проблема вызвана сбоем в системе управления Е-газ. Если же данная операция не помогла, то, вероятнее всего, контакты на самой педали вышли из строя.