Содержание
Размеры и маркировки шатунов, поршней и колец ВАЗ-2109-2115
Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. 1, 2, 3.
Поршень — алюминиевый литой
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму
Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна.
Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью.
Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа.
Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной.
На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис. 4).
По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную и уменьшенную на 5 г.
Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: «Г», «+» и «—».
На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе.
Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.
Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Поршневой палец — стальной полый, плавающего типа, свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна.
В отверстии поршня палец фиксируется двумя стопорными кольцами.
По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм.
Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — первый, зеленая — второй, а красная — третий класс.
Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы.
Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 2 (рис. 5) цилиндра, в который они устанавливаются.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм.
Номер класса 1 клеймится на крышке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна.
На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.
Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на верхней головке и на крышке до минимальных размеров 33 и 32 мм (рис. 6).
После удаления металла с крышки шатуна на ней необходимо клеймить классы шатуна по отверстию под поршневой палец и по массе.
Масса головок шатуна, г
|
Класс
|
Цвет
маркировки
| |
---|---|---|---|
верхней
|
нижней
| ||
184+2
|
489+3
495+3 501+3
|
Ф
Л
Б
|
Красный
Зеленый
|
188+2
|
489+3
495+3 501+3
|
Х
М
В
|
|
192+2
|
489+3
495+3 501+3
|
Ц
Н
Г
|
Голубой
|
Поршень и шатун ВАЗ 2108 2109 VAZ (восьмёрка, девятка)
Поршень с шатуном: 1 — гайка шатунного болта |
Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от
диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.
В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов:
A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм,
второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную
на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца
ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного
размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Размерная группа | Модель двигателя ВАЗ-2108 | Модель двигателя ВАЗ-21083 | ||
Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня, мм | Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня, мм | |
A | 76,00-76,01 | 75,965-75,975 | 82,00-82,01 | 81,965-81,975 |
B | 76,01-76,02 | 75,975-75,985 | 82,01-82,02 | 81,975-81,985 |
C | 76,02-76,03 | 75,985-75,995 | 82,02-82,03 | 81,985-81,995 |
D | 76,03-76,04 | 75,995-76,005 | 82,03-82,04 | 81,995-82,005 |
E | 76,04-76,05 | 76,005-76,015 | 82,04-82,05 | 82,005-82,015 |
Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется
как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор
равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает
0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как
можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры
под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного
размера.
Примечание 1
Зазор между кольцами и канавками поршня, мм | |
Номинальный: |
|
верхнее компрессионное кольцо | 0,04-0,075 |
нижнее компрессионное кольцо | 0,03-0,065 |
маслосъемное кольцо | 0,02-0,055 |
Предельно допустимый зазор для всех колец | 0,15. |
Примечание 2
Зазор в замках поршневых колец, мм: | |
Номинальный | 0,25-0,45 |
Предельно допустимый | 1,0 |
Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004
мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Класс | Диаметр пальца, мм | Диаметр отверстия в поршне, мм | Маркировка | |
пальца | поршня | |||
1 | 21,970-21,974 | 21,982-21,986 | Синий | 1 |
2 | 21,974-21,978 | 21,986-21,990 | Зеленый | 2 |
3 | 21,978-21,982 | 21,990-21,994 | Красный | 3 |
Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была |
Порядок работ
|
ВАЗ Лада Самара 2108 группа А (1986)
Базовый размер шрифта: | 6 баллов | 8 баллов | 10 баллов | 12pt | 14pt | 16pt |
Шрифт тела: | оригинальный шрифт | Грузия | Таймс Нью Роман | С засечками (общий) | Ариал/Гельветика |
Исходная информация: | переключить видимость |
Опции: | РАСПЕЧАТАТЬ СТРАНИЦУ | Закрыть это окно |
Сайт: Racing Cars на http://tech-racingcars.wikidot.com
Страница источника: ВАЗ Лада Самара 2108 группа А (1986 г.) на http://tech-racingcars.wikidot.com/vaz-lada-samara-2108
ВАЗ Лада Самара 2108 группа А (1986 г.) Ралли Автомобили » ВАЗ Лада Самара 2108
Источник | Цепь развёртки 1986: ВАЗ Лада Самара 2108 1988: ВАЗ Лада Самара 21083 1991: ВАЗ Лада Самара 21083 1.6 |
Сложите Содержание Технические характеристики Результаты WRC Гонки Статья из 4T 240, 9/1990 Чертежи |
Технические характеристики
Группа/класс | А/5 | Номер омологации: A5308 | |
Годы активности | 1986-1995 | Начало омологации: 08. 01.1986 Окончание омологации: 31.12.2002 | |
Двигатель | |||
---|---|---|---|
Тип | рядный 4-цилиндровый, 4-тактный, бензиновый двигатель | расположенный передний поперечный | |
Емкость | 1288,5 см3 | WRC: 1288,5 см3 | |
Диаметр x Ход (мм) | 76,0 х 71,0 | ||
Степень сжатия | 12,0:1 | ||
Выходная мощность — крутящий момент | 100 л.с./7200 об/мин | 11,0 кгм (108 Нм) / 5000 об/мин | |
Коренные подшипники | 5 шт. диаметром 50,8 мм | длина шатуна между центрами 121 мм, диаметр подшипника шатуна 51,3 мм | |
Материалы | : чугун | ГБЦ: алюминиевый сплав | |
Кулачки/клапаны | одинарный верхний распределительный вал (SOHC), ременный привод | 2 клапана/цил. — всего 8 клапанов. Диаметр впускного клапана 37 мм, диаметр выпускного клапана 31,5 мм. 0 o угол между осью впускного клапана и вертикалью, 0 o угол между осью выпускного клапана и вертикалью | |
Аспирация | натуральный, 1 х двойной карбюратор ДААЗ 2108-1107010-06 | ||
Зажигание | электронный, порядок включения 1-3-4-2 | ||
Система охлаждения | с водяным охлаждением | ||
Система смазки | мокрый картер | ||
Трансмиссия | |||
Тип | передний привод | 5-ступенчатая механическая коробка передач | |
Передаточные числа коробки передач | 1-й: 3,636/1 (40/11) 2-й: 1,950/1 (39/20) 3-й: 1,357/1 (38/28) 4-й: 0,941/1 (32/34) 5-й: 0,784/1 (29/37) R: 3. 500/1 (25/15 x 42/25) | 1-й: 2,923/1 (38/13) 2-й: 1,810/1 (38/21) 3-й: 1,276/1 (37/29) 4-й: 1,063/1 (34/32) 5-й: 0,941/1 (32/34) R: 3.500/1 (25/15 x 42/25) | 1990+: 1st: 2,923/1 (38/13) 2 -е: 2.053/1 (39/19) 3 -е: 1,555/1 (28/18) 4th: 1,310/1 (38/29) 5th 5th : 1,129/1 (35/31) R: 3.500/1 (25/15 x 42/25) |
Дифференциальное отношение | 4.133/1 (62/15), 4.200/1 (63/15), 4.500/1 (63/14). 1988+: 4,769/1 (62/13), 5,308/1 (69/13). 1990+: 3,529/1 (60/17), 3,706/1 (63/17), 3,934/1 (63/16), 4,846/1 (63/13), 4,923/1 (64/13), 5,000 /1 (65/13), 5.077/1 (66/13) | косозубые шестерни торсен передний дифференциал | |
Сцепление | сухой, однодисковый | ||
Шасси | |||
Тип | с каркасом безопасности. 3-дверный хэтчбек со стальным кузовом и полипропиленовыми бамперами | ||
Передняя подвеска | Стойка Мак-Ферсон с нижним L-образным поперечным рычагом, цилиндрическими пружинами, телескопическим газовым амортизатором и стабилизатором поперечной устойчивости диаметром 12–22 мм | ||
Задняя подвеска | Ведущий мост с торсионной балкой с цилиндрическими пружинами, телескопическим газовым амортизатором и стабилизатором поперечной устойчивости диаметром 12–22 мм | ||
Система рулевого управления | рейка и шестерня | 20/1 или 18/1 | |
Тормоза | передние сплошные или вентилируемые диски с диаметром диска 239 мм и 1 чугунным поршневым суппортом, (1990+) вентилируемые диски с диаметром диска 260 мм и 4 алюминиевыми поршневыми суппортами. Задние Барабаны диаметром 200 мм, сплошные диски (1990+) с диаметром диска 211/239 мм и 1 алюминиевый поршневой суппорт | двухконтурный с сервоприводом, регулируемое передаточное число, разделенное на переднюю и заднюю части | |
Размеры | |||
длина: 4,005 м (157,7 дюйма) | ширина: 1,620 м (64,8 дюйма) | высота: 1,380 м (54,3 дюйма) | |
колесная база: 2,460 м (96,9 дюйма) | передняя гусеница: 1,390 м (54,7 дюйма) | задняя гусеница: 1,360 м (53,5 дюйма) | |
Диски — шины | 5J — 5,5 х 13 дюймов | 155/80 R 13, 165/70 R 13, 16/70×13 | |
Вес | 900 кг | ||
Вес/мощность | 9,0 кг/л. с. | ||
Топливный бак | 43 л | ||
Коэффициент аэродинамического сопротивления | 0,40 |
Результаты в WRC
Гонки
Заводская команда: —
- 1987
- 1988
- 1989
- 1990
- 1991
- 1992
- 1993
- 1994
- 1996
- 1997
- 1998
Сезон
Классификация A/5 указана в скобках
Запись | Ралли | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Водитель Второй водитель | Команда | МС | SVE Список записей | ПОР | КЕН | ТДС | ГРЭ | Оли | (Новая Зеландия) | АРГ | ФИН | (CDI) | СР | РАК | |
Сеппо Салмела Лейф Тарвонен | 41-й (6-й) | ||||||||||||||
Дэвид Джонсон Джон Флинн | 71-й (11-й) | ||||||||||||||
Статистика | |||||||||||||||
Другие старты/финиши | 2/2 | 1/1 | 1/1 |
Статья из 4T 240, 9/1990
Щелкните здесь
Источник
Чертежи
Источник
Редакция страницы: 74, последняя редакция: 20 окт. 2019 10:46
Если не указано иное Содержание этого страница находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License
Ваз Лада Самара 21083 1.6 группа А (1991)
Ваз Лада Самара 21083 1.6 группа А (1991)
0004
1986: ВАЗ Лада Самара 2108
1988: ВАЗ Лада Самара 21083
1991: ВАЗ Лада Самара 21083 1.6
Сложить Содержание Технические характеристики Результаты WRC Гонки Артикул от 4Т 297, 6/1995 Чертежи Карбюратор ДААЗ |
Технические характеристики
Группа/класс | А/6 | Номер омологации: A 5345 (01.09.ET) | ||
Годы активности | 1991-1996 | Начало омологации: 04.01.1991 | ||
Двигатель | ||||
Тип | рядный 4-цилиндровый, 4-тактный, бензиновый двигатель | расположен спереди поперечно с 10 o наклоном вперед | ||
Емкость | 1580 см3 | WRC: 1580 см3 | ||
Диаметр x Ход (мм) | 82,0 х 74,8 | |||
Степень сжатия | 12,0:1 | |||
Выходная мощность — крутящий момент | 135–141 л. с./7200 об/мин | 16,0 кгм (157 Нм) / 5500 об/мин | ||
Коренные подшипники | 5 шт. диаметром 50,8 мм | длина шатуна между центрами 121 мм, диаметр подшипника шатуна 51,3 мм | ||
Материалы | : чугун | ГБЦ: алюминиевый сплав | ||
Кулачки/клапаны | одинарный верхний распределительный вал (SOHC), ременный привод | 2 клапана/цил. — всего 8 клапанов. Диаметр впускного клапана 39 мм, диаметр выпускного клапана 34 мм. 0 o угол между осью впускного клапана и вертикалью, 0 o угол между осью выпускного клапана и вертикалью | ||
Аспирация | натуральный, 1 х двойной ДААЗ 21083-1107010-08 карбюратор. 1994+: GM/Rochester ISFI-25 многоточечный электронный впрыск топлива | |||
Зажигание | электронный, порядок срабатывания 1-3-4-2 | |||
Система охлаждения | с водяным охлаждением | |||
Система смазки | мокрый картер | |||
Трансмиссия | ||||
Тип | передний привод | 5-ступенчатая механическая коробка передач | ||
Передаточные числа коробки передач | 1-й: 3,636/1 (40/11) 2-й: 1,950/1 (39/20) 3-й: 1,357/1 (38/28) 4-й: 0,941/1 (32/34) 5-й: 0,784/1 (29/37) R: 3,500/1 (25/15 x 42/25) | 1-й: 2,923/1 (38/13) 2-й: 1,810/1 (38/21) 3-й: 1,276/1 (37/29) 4-й: 1,063/1 (34/32) 5-й: 0,941/1 (32/34) R: 3. 500/1 (25/15 x 42/25) | 1-й: 2,923/1 (38/13) 2-й: 2,053/1 (39/19) 3-й: 1,555/1 (28/18) 4-й: 1,310/1 (38/29) 5-й: 1,129/1 (35/31) R: 3.500/1 (25/15 x 42/25) | 1994+: 1-й: 3,417/1 (41/12) 2-й: 2,533/1 (38/15) 3-й: 2,059/1 (35/19) 4-й: 1,737/1 (33/19) 5-й: 1,478/1 (34/23) 6-й: 1,269/1 (33/26) R: 3,438/1 (32/16 х 55/32) |
Дифференциальное отношение | 3,529/1 (60/17), 3,706/1 (63/17), 3,934/1 (63/16), 4,133/1 (62/15), 4,200/1 (63/15), 4,500/1 ( 63/14), 4,769/1 (62/13), 4,846/1 (63/13), 4,923/1 (64/13), 5,000/1 (65/13), 5,077/1 (66/13), 5.308/1 (69/13). 1994+: 3,471/1 (59/17), 3,550/1 (71/20), 3,625/1 (58/16), 3,688/1 (59/16), 3,789/1 (72/19), 3,889/1 (70/18), 3,944/1 (71/18), 4,067/1 (61/15), 4,176/1 (71/17) | косозубые шестерни торсен передний дифференциал | ||
Сцепление | сухой, однодисковый | |||
Шасси | ||||
Тип | с каркасом безопасности. 3-дверный хэтчбек со стальным кузовом и полипропиленовыми бамперами | |||
Передняя подвеска | Стойка Мак-Ферсон с нижним L-образным поперечным рычагом, цилиндрическими пружинами, телескопическим газовым амортизатором и стабилизатором поперечной устойчивости диаметром 12–22 мм | |||
Задняя подвеска | Ведущий мост с торсионной балкой с цилиндрическими пружинами, телескопическим газовым амортизатором и стабилизатором поперечной устойчивости диаметром 12–22 мм | |||
Система рулевого управления | рейка и шестерня | 20/1 или 18/1 | ||
Тормоза | передний сплошные или вентилируемые диски диаметром 239 мм с 1 чугунным поршневым суппортом или вентилируемые диски 260 мм (1994+: 263/280 мм) диаметром с 4 алюминиевыми поршневыми суппортами. Задние Барабаны диаметром 200 мм или сплошные диски диаметром 211/239 мм с 1 алюминиевым поршневым суппортом | двухконтурный с сервоприводом, регулируемое передаточное число, разделенное на переднюю и заднюю части | ||
Размеры | ||||
длина: 4,005 м (157,7 дюйма) | ширина: 1,620 м (64,8 дюйма) | высота: 1,380 м (54,3 дюйма) | ||
колесная база: 2,460 м (96,9 дюйма) | передняя гусеница: 1,390 м (54,7 дюйма) | задняя гусеница: 1,360 м (53,5 дюйма) | ||
Диски — шины | 5J — 5,5 x 13″ — 14″ | 155/80 R13, 165/70 R13, 16/70×13 | ||
Вес | 900 кг | |||
Вес/мощность | 9,0 кг/л. с. | |||
Топливный бак | 40–43 л | |||
Коэффициент аэродинамического сопротивления | 0,40 |
Результаты в WRC
Гонки
Заводская команда:
- Работы: В/О Автоэкспорт (1991-1992)
- работ2: Автоваз Ралли (1995-1996)
- 1991
- 1992
- 1993
- 1994
- 1995
- 1996
- 1997
- 1998
- 1999
- 2000
- 2001
Сезон
Классификация A/6 указана в скобках
Запись | Ралли | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Водитель Второй водитель | Команда | МС | (SVE) Список записей | ПОР | КЕН | ТДС | ГРЭ | (Новая Зеландия) | АРГ | ФИН | Австралия | СР | (CDI) | (ESP) | РАК |
Алясов Сергей Левитан Александр | работает | 13-й (1-й) | 43-й (2-й) | двигатель | |||||||||||
Александр Артеменко Виктор Тимковский | работает | днф | днф | ||||||||||||
Сергей Вукович А. |