Содержание
Д-30КП
Главная / О компании / История / Семейство пермских газотурбинных двигателей / Д-30КП
Турбореактивный двухконтурный двигатель с увеличенной температурой газа перед турбиной
Выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП тягой 12 000 кгс для военно-транспортного самолета Ил-76 был завершен в конце 60-х годов. В 1971 году Ил-76МД с силовой установкой на базе четырех Д-30КП продемонстрирован руководству страны, в 1972 году прошел государственные испытания, а затем представлен мировой общественности на очередном международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). В 1974 году двигатель поступает в эксплуатацию для оснащения не только военно-транспортного Ил-76, но и его многочисленных модификаций: заправщика Ил-78, «воздушного госпиталя» Ил-76МД «Скальпель», самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, имитатора невесомости Ил-76К, летающей лаборатории для проведения испытаний «на крыле» авиационных двигателей Ил-76ЛЛ и др.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30КП был во многом унифицирован со своим предшественником Д-30КУ. В двигателе реализована высокая температура газа перед турбиной, увеличены степень повышения давления в компрессоре и степень двухконтурности.
Обладая силовой установкой на базе четырех двигателей Д-30КП, Ил-76 развивает крейсерскую скорость 900 км/час.
Следует отметить, что пассажирские лайнеры: дальнемагистральные Ил-62, самолеты средней дальности полета Ту-154, имевшие изначально двигатели конструкции Николая Кузнецова, – через пять-семь лет после начала эксплуатации переоснащались более экономичными двигателями разработки Павла Соловьева. В отношении военно-транспортного Ил-76 его главный конструктор Генрих Новожилов сразу сделал ставку на соловьевский Д-30КП.
Дальнейшим развитием Д-30КП стал двигатель Д-30КП второй серии, который обеспечивал сохранение взлетной тяги при более высокой температуре окружающего воздуха; для имитатора невесомости – самолета Ил-76 – в Перми были разработаны особые двигатели Д-30КП-Л и т. д.
Создание военно-транспортного самолета Ил-76 с двигателем Д-30КП отмечено Ленинской премией. Лауреатом Ленинской премии стал и главный конструктор двигателя Павел Александрович Соловьев, а коллектив пермского МКБ был награжден первой премией Совета Министров СССР.
Двигатели Д-30КП изготавливались в г. Рыбинске Ярославской области на Рыбинском моторостроительном производственном объединении (ныне «НПО «ОДК-Сатурн»). Изготовление двигателей Д-30КП продолжается до настоящего времени. Всего изготовлено более 4700 двигателей Д-30КП.
- Основные параметры
- Применение
- Памятные даты
Технические данные
Взлетный режим Н=0, М=0, МСА
| |
Тяга, кгс
|
12000
|
Максимальная температура газа
|
1427
|
Крейсерский режим
| |
Тяга, кгс
|
2750
|
Удельный расход топлива, кг/кгс ч
|
0,7
|
Расход воздуха приведенный, кг/с
|
279
|
Степень двухконтурности
|
2,36
|
Диаметр вентилятора, мм
|
1455
|
Масса двигателя с реверсом, кг
|
2640
|
Военно-транспортные / грузовые коммерческие самолеты Ил-76МД/ТД
На сегодняшний день Россия обладает обширным парком самолетов транспортной авиации. Однако главным российским воздушным «грузовиком» уже более 40 лет является Ил-76 с двигателем Д-30КП. На долю этой уникальной крылатой машины приходится 90% доставки экстренных грузов МЧС, а также ключевая роль в гуманитарных программах, включая работу в зонах стихийных бедствий и доставку грузов ООН.
Разработка этого уникального самолета, первоначально предназначенного для замены военно-транспортного Ан-12, началась в конце 60-х годов. После проведенной проектно-исследовательской проработки было сформировано техническое предложение по созданию самолета Ил-76 с двухконтурными Д-30КП.
Первый полет опытного Ил-76 состоялся в марте 1971 года. Государственные испытания завершились в 1974 году. Серийно производились несколько модификаций, отличавшихся назначением и некоторыми параметрами полета – в основном дальностью. Этот показатель обеспечивали наиболее экономичные для своего времени двигатели Д-30КП.
В начале 70-х годов для дальней авиации Минобороны СССР на базе военно-транспортного Ил-76МД разработан летающий танкер Ил-78. Он предназначался для замены устаревших топливозаправщиков ЗМС-2 и ЗМН-2. Ил-78 мог одновременно обслуживать в воздухе до трех самолетов различной модификации или осуществлять оперативную переброску топлива на аэродромы маневра.
Другими модификациями Ил-76 стали самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и управления А-50, который начал поступать в воинские части с 1984 года, самолет для тушения пожаров, самолет-госпиталь, на борту которого располагались три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии, самолет для испытания авиационных двигателей и др.
Всего изготовлено более 950 самолетов Ил-76 всех модификаций.
25 март 1971
Первый полет военно-транпортного самолета Ил-76 с 4 пермскими ТРДД Д-30КП, экипаж Э.И.Кузнецова. Первый отечественный реактивный ВТС.
8 август 1972
Завершены госиспытания ТРДД Д-30КП разработки Пермского МКБ для Ил-76
5 май 1973
Первый полет первого серийного военно-транспортного самолета Ил-76 с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж А. М.Тюрюмина, ТАПОиЧ
24 март 1978
Первый полет модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76М с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж С.Г.Близнюка, ТАПОиЧ
6 март 1981
Первый полет модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МД с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж В.С. Белоусова, ТАПОиЧ
5 май 1982
Первый полет модифицированного военно-транспортного смолета Ил-76ТД с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж Н.З. Захарова, ТАПОиЧ
25 июнь 1983
Первый полет модифицированного самолета-заправщика Ил-78 с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж В.С. Белоусова, ТАПОиЧ
28 январь 1993
Первый полет модифицированного пожарного самолета Ил-76МД с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж И.Р.Закирова, ТАПОиЧ
11 январь 2003
Первый полет модифицированного самолета-заправщика Ил-78МКИ с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж Д.А.Комарова, ТАПОиЧ
Турбореактивный авиационный двигатель Д-30. — Российская авиация
Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.
Разработчик: ОКБ-19 П. А.Соловьёва
Страна: СССР
Разработка: 1963 г.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).
Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Модификации:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях:
-Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;
-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А;
-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.
Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40.
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Выпускается в Рыбинске.
Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.
Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31.
ТТХ (Д-30КП):
Длина, мм: 6000
Диаметр, мм: —
Масса сухая, кг: 2640
Степень двухконтурности: 2,36
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279
Степень повышения давления в компрессоре: —
Температура газа перед турбиной, °C: 1154
Тяга, кгс
-на взлётном режиме: 12000
-на крейсерском режиме: 2750
-обратная максимальная: 3800
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч.
-на взлётном режиме: 0,5
-на крейсерском режиме: 0,7.
Двигатель Д-30 I серии.
Двигатель Д-30 II серии.
Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-30КУ-154.
Двигатель Д-30КУ-154.
Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.
.
.
Список источников:
Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарёв. Развитие самолётов мира.
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Журнал «Двигатель» № 1 за 2003 г. А.Николаев. Пять десятилетий Павла Соловьёва.
Фотоархив сайта russianplanes.net
Д-30КП
Английская версия / О компании / История компании / Семейство Пермских ГТД / Д-30КП
Двухконтурный ТРД с повышенной температурой газов на входе в турбину
Выпуск чертежа нового двигателя Д- 30КП с тягой 12 000 кгс для военно-транспортного самолета Ил-76 был изготовлен к концу 60-х гг. В 1971 году руководству страны был продемонстрирован Ил-76МД с силовой установкой на базе четырех Д-30КП. В 1972 прошел государственные испытания, а затем был представлен публике на ближайшем международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). В 1974 году двигатель был принят на вооружение не только самого военного Ил-76, но и его многочисленных модификаций: самолета-заправщика Ил-78, «самолета-госпиталя» Ил-76МД «Скальпель», самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, невесомости. тренажер Ил-76К, бортовой стенд Ил-76ЛЛ для летных испытаний авиадвигателей и другие.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30КП был во многом аналогичен своему предшественнику Д-30КУ. Двигатель имел высокую температуру газов на входе в турбину, повышенную степень сжатия компрессора и степень двухконтурности.
Оснащенный силовой установкой из четырех двигателей Д-30КП, Ил-76 способен развивать крейсерскую скорость до 900 км/ч.
Следует отметить, что пассажирские лайнеры (дальнемагистральный Ил-62, среднемагистральный Ту-154), изначально оснащенные двигателями Кузнецова, через пять-семь лет были переоснащены более экономичными двигателями конструкции Павла Соловьева. Для военно-транспортного Ил-76 его главный конструктор Генрих Новожилов с самого начала выбрал соловьевский Д-30КП.
Д-30КП эволюционировал в Д-30КП второй серии, что обеспечивало сохранение взлетной тяги при более высокой температуре окружающего воздуха. В Перми были разработаны специальные двигатели Д-30КП-Л для тренажера невесомости (Ил-76).
Разработка военно-транспортного самолета Ил-76 отмечена Ленинской премией. Главный конструктор двигателя Павел Соловьев также был удостоен Ленинской премии, а коллектив Пермского опытно-конструкторского бюро удостоен Первой премии Совета Министров СССР.
Двигатели Д-30КП были изготовлены в г. Рыбинске (Ярославская область) на Рыбинском двигателестроительном заводе (ныне НПО «ОДК-Сатурн»). Производство двигателей Д-30КП продолжается и в настоящее время. Всего изготовлено более 4700 двигателей Д-30КП.
- Общие характеристики
- Применение
- Памятные даты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
0 | 0 | 0 Режим взлета Н=0, М=0, МСА |
Тяга, кгс | 12000 |
Максимальная температура газа на входе, К | 1427 |
Круизный режим | |
Тяга, кгс | 2750 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч | 0,7 |
Скорректированный расход воздуха, кг/с | 279 |
Коэффициент байпаса | 2,36 |
| |
Диаметр вентилятора, мм | 1455 |
Масса с реверсом, кг | 2640 |
Военно-транспортный/грузовой самолет Ил-76МД/ТД
На сегодняшний день Россия располагает обширным парком транспортных самолетов. Однако основным российским воздушным «грузовиком» уже более 40 лет является Ил-76 с двигателями Д-30КП. Эта уникальная крылатая машина доставляет 90% экстренных отправлений МЧС РФ, играет ключевую роль в гуманитарных программах, включая операции в зонах стихийных бедствий и доставку грузов ООН.
Разработка этого уникального самолета, изначально предназначенного для замены военно-транспортного самолета Ан-12, началась в конце 60-х годов. По итогам опытно-конструкторских работ выдано техническое предложение на создание самолета Ил-76 с двухконтурными двигателями Д-30КП.
Опытный образец Ил-76 совершил первый полет 19 марта71. Государственные испытания завершены в 1974 г. Серийно выпускалось несколько модификаций двигателя, отличавшихся назначением и некоторыми летными параметрами, в основном дальностью полета. Этот параметр гарантировали двигатели Д-30КП — самые экономичные двигатели того времени.
В начале 70-х годов на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД для Дальней авиации МО СССР был разработан самолет-заправщик Ил-78. Планировалось использовать его для замены устаревших танкеров ЗМС-2 и ЗМН-2. Ил-78 был способен обслуживать до трех летающих самолетов разных модификаций или быстро доставлять топливо на аэродром для маневров.
Другими модификациями Ил-76 были: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, впервые поставленный в воинские части в 1084 году, пожарный самолет, госпитальный самолет с тремя медицинскими модулями на борту (предоперационный, отделение хирургии и реанимации), самолет для испытаний авиационных двигателей и другие.
Всего выпущено более 950 самолетов Ил-76 всех модификаций.
25 марта 1971 г.
Первый полет военно-транспортного самолета Ил-76 с четырьмя пермскими ТРД Д-30КП, экипаж под руководством Е.И. Кузнецов. Первый отечественный военно-транспортный реактивный авиалайнер.
8 августа 1972 г.
Завершение государственных испытаний ТРД Д-30КП, разработанного для Ил-76 Пермским опытно-конструкторским бюро
5 мая 1973 г.
5 Первый полет серийного военно-транспортный самолет Ил-76 с четырьмя ТРД Д-30КП, экипаж под руководством А.М. Тюрюмин, Ташкентский авиационный производственный завод им. Чкалов.
24 марта 1978 г.
Первый полет модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76М с четырьмя ТРД Д-30КП, экипаж под руководством Близнюка С.Г., Ташкентский авиационный завод им. Чкалов.
6 марта 1981 г.
Первый полет модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МД с четырьмя двухконтурными ТРД Д-30КП, экипаж под руководством В.С. Белоусов, Ташкентский авиационный производственный завод им. Чкалов.
5 мая 1982 г.
Первый полет модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76ТД с четырьмя двухконтурными ТРД Д-30КП, экипаж под руководством Н.З. Захарова, Ташкентский авиационный производственный завод им. Чкалов.
25 июня 1983 г.
Первый полет модифицированного самолета-заправщика Ил-78 с четырьмя ТРД Д-30КП, экипаж под руководством В. С. Белоусов, Ташкентский авиационный производственный завод им. Чкалов.
28 января 1993 г.
Первый полет модифицированного пожарного самолета Ил-76МД с четырьмя ТРД Д-30КП, экипаж И.Р. Закиров, Ташкентский авиационный завод им. Чкалов.
11 января 2003 г.
Первый полет модифицированного самолета-заправщика Ил-78МКИ с четырьмя ТРД Д-30КП, экипаж под руководством Д.А. Комаров, Ташкентский авиационный производственный завод им. Чкалов. ПРОТИВ. Белоусов, Ташкентский авиационный производственный завод им. Чкалов.
Китайский самолет — Н-6 —
Самое большое отличие модернизации Н-6К от других модификаций Н-6 — это замена ТРДД Д-30КП-2 российского производства, являющегося силовым агрегатом транспортный самолет Ил-76МД. Оснащенный ТРДД Д-30-П2 с большей тягой и меньшим расходом топлива, чем исходный ТРД WP-8, новый H-6K имеет значительно увеличенную дальность полета и боевую нагрузку. Два двигателя, каждый с тягой 12 000 кг, могут увеличить грузоподъемность H-6K примерно до 12 тонн, что позволит ему нести шесть крупных крылатых ракет большой дальности. Эта последняя модель семейства Н-6 перешла на более мощный авиадвигатель Д-30КП2 российского производства. Согласно источникам, XAC произвела 2 H-6K для оценки и испытаний НОАК. Поскольку модификация конструкции зависит от импортной силовой установки, производство изначально было очень низким: 2-3 Н-6К в год.
Д-30КП-2 — турбовентиляторный двигатель, разработанный Российским конструкторским бюро Соловьева (ныне Пермский авиадвигателестроительный научно-производственный консорциум). Его максимальная тяга составляет 12,5 тонны, степень двухконтурности 2,42:1, межремонтный ресурс 3000 часов. Д-30КП — первый высокоэффективный ТРДД с большой степенью двухконтурности, разработанный в бывшем Советском Союзе. Он характеризуется большой тягой, малым расходом топлива и надежной работой. У автора только ТТХ Д-30КП. Благо Д-30КП-2 усовершенствован на его базе, и данные ТТХ могут не сильно отличаться. Так как Д-30КП имеет устройство реверса тяги, а на Н6К установка этого устройства не требуется, то нижеследующий анализ производительности — это все модели без устройства реверса тяги.
Максимальная тяга двигателя Д-30КП — 12000 кгс, взлетный расход топлива — 0,49кг/кгч, крейсерский расход топлива 0,70 кг/кгч, тяговооруженность 4,79; диаметр двигателя 1464 мм, максимальный диаметр корпуса 1560 мм, длина 5700 мм. (с реверсивным устройством тяги), масса 2300 кг (масса Д-30КП-2 2318 кг). Соответствующие данные ТРД-8, использовавшегося на исходном H6: номинальная тяга двигателя 7650 кг, максимальная тяга 9500 кг, максимальный расход топлива 0,97 кг/кг-час, номинальный расход топлива 0,91 кг/кг-час, крейсерский расход при расход масла 0,89кг/кг, тяговооруженность близка к 3. Двигатель имеет диаметр 1400 мм, длину 5315 мм, массу 3230 кг. Из приведенных сравнительных данных видно, что по сравнению с ТРД Д-30КП-8 он имеет большую тягу, меньший расход топлива, меньший вес и большую тяговооруженность. Д-30КП-2, используемый на Н-6К, имеет лучшие характеристики, чем Д-30КП, с максимальной тягой 12,5 тонны.
В связи с заменой нового двигателя необходима соответствующая модификация несущего кузова. В целях ускорения разработки и снижения сложности работ в основную несущую конструкцию H-6 не вносилось никаких серьезных изменений, а только целенаправленная переработка и модификация впускного канала и хвостового сопла для замены, а также аэродинамическое согласование основного крыла и хвостового оперения Внесите соответствующие коррективы, чтобы компенсировать воздействие увеличенного воздухозаборника двигателя и тяги на самолет.
Для ТРДД Д-30КП с большой степенью двухконтурности его маршевая тяга обычно составляет от 1/4 до 1/3 максимальной тяги; то есть в течение большей части полета самолета каждый двигатель обеспечивает тягу самолета примерно от 2 до 5 тонн (1 кН равен 101,968 кг тяги), а крейсерский расход топлива действительно определяет дальность. Согласно официальному сравнению номинальных данных, по расходу маршевого топлива Д-30КП-2 примерно на 20% ниже ТРД-8, что означает значительное увеличение дальности и боевого радиуса. В общих СМИ говорилось, что тяговооруженность H-6 достигала 0,33 и так далее, но на самом деле это имеет ограниченное значение. Фактическое значение максимальной тяговооруженности этого самолета иное, чем у реактивных истребителей. Его состояние максимальной тяги занимает очень небольшую долю во всем полете и в основном наблюдается только на этапе взлета и больших маневрах в очень особых обстоятельствах. Новый двигатель, конечно, также может обеспечить большую тягу самолета, но здесь следует отметить, что увеличение бомбовой нагрузки, вызванное увеличением тяги двигателя, весьма ограничено.
Для H-6 состояние крейсерского полета было определено в начале проектирования. Иными словами, при сохранении той же аэродинамической формы (имеется в виду, что крейсерское аэродинамическое качество остается неизменным) увеличение массы самолета может привести к небольшому отклонению крейсерской скорости от оптимальной расчетной крейсерской скорости. сумма (хотя зачет может быть минимальным). Вообще говоря, увеличение боекомплекта нового Н-6 в большей степени связано со снижением собственного веса фюзеляжа, что, в свою очередь, обусловлено применением композиционных материалов, модернизацией бортового оборудования и отказом от некоторое старое техническое оборудование. Короче говоря, прямая польза от замены ТРД заключается в том, что дальность полета 6К сильно увеличилась, а также значительно улучшилась бомбовая нагрузка.
23 июля 2010 г. российские СМИ сообщили, что Китаю будет поставлено 32 авиадвигателя Д30-КП-2 для бомбардировщиков Н-6К. Поскольку поставка двигателя D30-KP-2 была отложена, полное производство H-6K было отложено с 2007 года. Поставка 32 новых двигателей позволила бы перезапустить производственную линию H6K в Китае. Согласно этим сообщениям, не менее 16 двигателей Д30-КП-2 пойдут на сборку 8 бомбардировщиков Н-6К, а остальные будут выполнять роль склада запасных частей. Хотя контракт на поставку между Китаем и Россией транспортного самолета Ил-76 не вступил в силу, Россия намеревалась выполнить в рамках основного рамочного соглашения дополнительный контракт на поставку в Китай двигателя Д30-КП2. Согласно соответствующему соглашению, эти двигатели изначально должны были использоваться в резервных китайских транспортных самолетах Ил-76. Но китайская сторона фактически подготовилась к их замене на отечественные бомбардировщики нового производства.
Последняя пятая партия двигателей Д-30КП-2 производства НПО «Сатурн» была доставлена китайскому заказчику 23 марта 2011 года. Партия состоит из 11 двигателей, изготовленных по договору между Российским государственным агентством по экспорту и импорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения (Рособоронэкспорт) и Китайской Народной Республики, вступающей в силу в апреле 2009 года. Соглашение предусматривало поставку 55 двигателей до 2012 года. Планировалась поставка последней партии двигателей Д-30КП-2. до конца марта 2011 года. Соглашение также предусматривало техническую поддержку производителя в течение гарантийного срока.
Предыдущие четыре партии Д-30КП-2 были поставлены российской стороной в ноябре 2009 г., марте, мае и октябре 2010 г. соответственно. Делегация Китая и представитель посольства Китая в Москве Чжэн Кай остались довольны оперативным и качественным выполнением компанией «Сатурн» своих обязательств по соглашению.