Мотоциклы Jawa – Гид в Праге Андрей Резников

Искать…

    Вы здесь:  

  1. Главная
  2. Полезная инфа
  3. Мотоциклы Jawa

Полезная инфа

  • Полвека назад в СССР велосипеды были дефицитом,
  • велик с двухтактным Д-4 делал пацана лидером двора,
  • Верховина, Рига или Карпаты поднимал рейтинг чела до упора,
  • а обладание старенькой Явой переводило его в лигу небожителей.

В те времена чехословацкая Jawa являлась чрезвычайно статусным агрегатом и свидетельствовала то ли о нереальном везении, то ли взаправду о богоизбранности.

В начале 70-х даже родились «Слёты друзей Явы», собиравшие в Одессе, Москва, Риге, Баку, Полтаве, Харькове, Кишинёве и Чехословакии мотолюбительскую элиту на вишнёво-хромированных красавцах.

В те годы модельный ряд этих мотоциклов уже был весьма впечатляющим и это, само собой, добавляло проводимым шоу вызывающей «несоветскости» и ярких красок.

К слову сказать, эти самые слёты, в свою очередь, породили идею общесоюзных мототриальных чемпионатов, поспособствовав тем самым демонстрации надёжности чешской техники и пущей её популяризации.  

И хотя СССР был крупнейшим импортёром мотоциклов Jawa, за четверть века реализовав у себя почти два миллиона единиц, они всё равно оставались вожделенными, недоступными и всегда очень живо обсуждаемыми.

Потом началась Перестройка, распался Союз, жизнь забурлила в непривычном темпе, исчез дефицит и изменились приоритеты…

Мотоциклы Jawa как-то незаметно выветрились из сознания людей и позабылись…

Во время экскурсии по Праге я иногда вижу, как бывшие эсэсэсэровские граждане, случайно увидав стильную современную Яву, начинают её удивлённо рассматривать, фотографировать и спрашивают: «А что, их разве ещё выпускают?».

– Да, – отвечаю я, – выпускают, правда, ныне на слуху больше Кавасаки, Ямахи и Харлеи, но Ява по-прежнему жива и занимает свою нишу, являясь, как и раньше, любимицей многочисленных фанатов.

Частенько «мотоциклетная» тема на какое-то время начинает доминировать, однако при этом у собеседников обнаруживаются информационные лакуны, которые я, впрочем, охотно и заполняю.

Поделюсь капелькой знаний и здесь.

Годом рождения компании Jawa считается 1929-й, а имя ей дал чешский конструктор и изобретатель Франтишек Яначек, подписавший с немецким производителем автомобилей и мотоциклов Wanderer лицензионный договор.

  • Соединив «Janeček» с «Wanderer» он выдумал название будущего двухколёсного бренда.

К тому времени в Чехословакии два десятка фирм уже изготавливали всевозможные мотоциклы (Чехия, Террот, Итар, Орион, Прага, Премьер и т.д.), однако в 1929 году на XXI Международном автосалоне был представлен первый мотоцикл JAWA 500 OHV, названный Rumpál, и конкуренты стали скучиваться в кильватере.

С 1931 года и по сей день чешские мотоциклы Jawa преимущественно собирают в городке Тинец-над-Сазавоу, что в получасе езды от Праги.

  • Помимо мотоциклов Яначком прежде выпускались ещё и автомобили – одним из известнейших был Jawa 700, делавшийся по образу и подобию немецких легковушек DKW.

История Явы началась в Чехословакии и продолжается в Чехии. XX век в Европе выдался чрезвычайно богатым на всевозможные события и неожиданные пертурбации…

Коль скоро во время экскурсии по Праге будет случай, я готов поговорить обо всём этом красочнее и подробнее.

 

История первого чешского мотоцикла Böhmerland 1922 (30 фото)

Чехия, которая славится пивом, оружием и машиностроением стала первой славянской страной, которая начала производство мотоциклов собственной конструкции. Талантливый конструктор Альбин Хьюго Либиш начинал свой трудовой путь помощником вело-механика, а после Первой мировой войны стал мастером в фирме Татра. На следующем месте работы, небольшом транспортном предприятии, при поддержке босса Альфреда Хилле, Либиш задумал сконструировать мотоцикл собственной оригинальной конструкции.

В 1922 году был готов первый прототип, в котором были воплощены основные идеи Либиша, в частности, длинная база, верхнеклапанный мотор большого рабочего объема, короткорычажная передняя вилка и литые колеса.

Можно позавидовать упорству Альбина Либиша, ведь не имея производственной базы, он собирал прототипы вручную, что увеличивало как стоимость, так и время изготовления мотоцикла. Неудивительно, что 5 экземпляров были собраны и испытаны лишь к 1925 году. Первые тесты устроили конструктора, и он организовал новое предприятие с громким названием «Böhmerland» – мотоциклетное производство Альбина Либиша в Шёнлинде, в Чехии».

Дословно, «Böhmerland» с немецкого языка переводится как «Страна Богемия», что является историко-географическим названием Чехии. Не случайно впоследствии мотоциклы Либиша продавались под двумя наименованиями – «Čechie-Böhmerland» (“Чехия/Бёмерланд”).

Böhmerland (получивший прозвище «Мотоцикл-такса»), признан самым длинным серийным мотоциклом.  Мощная дуплексная рама, представляла собой трубчатую стальную ферму с вертикальными и горизонтальными перемычками-усилителями. Длина рамы позволяла разместить единое двухместное сиденье за мотором, а на багажнике над задним колесом помещалось третье сиденье.

Передняя вилка сложной конструкции состояли из трубчатых треугольных перьев с внутренними усилителями. В нижней части к перьям крепились короткие горизонтальные рычаги и нижние концы мощных вертикальных пружин. На рычагах висели ось переднего колеса и вертикальный бугель, который и был подвешен на пружинах, обеспечивая вертикальное перемещение колеса.

Удивительно, но Böhmerland с первых лет производства получил столь привычные сейчас литые алюминиевые диски, и лишь в последние годы производства колеса стали стальными штампованными. Либиш был оригинальным до конца, и ни разу не использовал спицы. Резина тоже была незаурядного размера – 27 x 3,85″.

Верхнеклапанный 598-кубовый двигатель выглядит как пришелец с Марса – при диаметре цилиндра 79,8 мм ход поршня составлял 120 мм. Привод клапанов виден с правой стороны от цилиндра, сам клапанный механизм – довольно крупный, открытый. Смазка к клапанам не подводилась, и мотоциклисту приходилось регулярно добавлять масло из масленки во время остановок, понятно, что при работе мотора большая часть масла оставалась на ногах водителя.

Попробуйте найти бензобак. Нашли? А это те два вытянутых 5-литровых цилиндра под багажником! Длина топливопровода приближалась к 2 м.

Карбюратор мотоцикла крепился довольно далеко от цилиндра – между ними располагалось магнето системы зажигания. Вдобавок карбюратор был опущен гораздо ниже головки цилиндра, это, конечно, сглаживало пульсацию воздушного потока на впуске, но впускной тракт получился слишком длинным. Магнето, карбюратор, трехступенчатая коробка передач с ручным механизмом переключения поставлялись сторонними производителями, которые время от времени менялись.

Единственная комплектация могла похвастаться мощностью 16 л.с. при 4000 об/мин, расходом топлива 3-4 л. на 100 км. (с боковой коляской) и максимальной скоростью до 120 км/ч. Последнее, скорее всего, излишне оптимистичная оценка, вряд-ли кто-то рискнул разогнаться на «таксе» до максимальной скорости, да и динамики у мотоцикла не было никакой. Машина, замечательно устойчивая на прямой дороге благодаря своей колесной базе, в поворотах могла вести себя очень коварно, ибо из-за неправильно выбранной скорости водитель мог просто не удержать тяжелый – массой свыше 180 кг – и длинный мотоцикл. Конечно, при движении с боковой коляской это было не так опасно.

Несмотря на определенные достоинства, мотоциклы Böhmerland не имели широкого сбыта. Их покупали в основном фанатики-энтузиасты, которым нравилась необычная конструкция. За все годы производства под маркой “Čechie-Böhmerland” было выпущено около 3000 мотоциклов различных модификаций – 2-х, 3-х и даже 4-местных моделей, при этом последний вариант предназначался для военных. Модели сходили с конвейера во вариантах соло и с колясками.

 

Мотоциклы Сделано в Чехословакии

Заметки о некоторых более редких чешских марках

На этой странице перечислены марки, для которых у нас в настоящее время есть только исторические данные.

Для более полного списка посетите Чешский индекс.

A

Коляски Aero

Изготовлен авиазаводом Aero в Высочанах, конец 1920-х гг.

Большинство колясок Aero были установлены слева, так как до Второй мировой войны чешские дороги были левосторонними.

Компания Böhmerland предлагала коляски Aero в своих каталогах. Стандартный Aero имел проволочные колеса, но Альбин Либиш оснастил их литыми, а позже и дисковыми колесами.

Ян Андерле из Дальника был инженером Aero.

Источник: Южночешский музей МК


АХРА

Основана в Градце Кралове командой отца и сына Вацлава и Карела Ратовских.

В 1960-х годах они произвели ряд гоночных машин объемом 50 и 125 куб. см. Они продолжались в 1970-х, к которым иногда присоединялись модели 250 куб. См и тройка 175 куб. В 2010 году фирма анонсировала 5-клапанный супермоно с 6-ступенчатой ​​коробкой передач.

Марка добилась многих успехов, включая 5-е место в чемпионате мира среди конструкторов 50cc 1971 года.

Источники: cold-war-racers.com, motorkari.cz, ahra.cz, и др. .


Эйвон

Продается Августином Вондрихом, Прага-Карлин, Виноградска тр.9, продавцом велосипедов, это был ребрендинг Premier 98cc Sachs.

Источник: Южночешский музей MC, et al.


B

Бабетта 1970-1999


Барри

Изготовлено братьями Бардас в Моравии, 1932-1939 гг.

Фридрих Дркош разработал гоночные мотоциклы с двигателями объемом 247 куб. См, а также двухтактный «Барри Фольксмоторрад» объемом 98 куб.

Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


Брейтфельд Данек — BD


Бекамо (Чехия)

Чешское отделение немецкой фирмы использовало станки Westendarp & Pieper TX в качестве основы для своих 129мотоциклы объемом 173 куб.см и 173 куб.см с немецкими двигателями Bekamo до 1925 года, когда двигатели производились на месте. Есть предложение использовать рамы, построенные Эросом из Каадена.

Завод Бекамо в Чехословакии работал примерно с 1923 по 1930 год.

См. также Бекамо Германии

Источники: GTU Oldtimerservice, и др.


Мотоцикл Бездез, 1923

Бездез

Изготовлено в Бездеземе 1923-1926 гг.

Чешский завод производил вспомогательные велосипедные двигатели и легкие мотоциклы с одноцилиндровыми двигателями объемом 145 куб.

Источники: ГТУ Oldtimerservice


Блата Minimoto 39c

Блата

Компания, основанная Павлом Блатой в Бланско, начала производство скутеров и минибайков в 1980-х годах. Сам Блата участвовал в соревнованиях по бездорожью и гонкам на выносливость. Фирма остается активной и продает машины объемом от 30 до 40 куб.

Источники: www.blata.cz, википедия


Бомерланд 21

Производитель Питер Кноблох.

Были построены две версии: одна электрическая, а другая с обычным четырехтактным двигателем.

Первый оснащен двигателем Kuberg мощностью около 32 кВт, имеет запас хода около 150 километров и может разогнаться до 0-60 км/ч за 2 секунды.

Машина с бензиновым двигателем имеет 600-кубовый двигатель с верхним расположением клапанов (с открытыми клапанами на опытном образце) и нагнетатель Roots мощностью 60 л. с. и хотя создается впечатление, что с воздушным охлаждением, на самом деле с водяным охлаждением. Он имеет 5-ступенчатую коробку передач и цепной привод на заднее колесо.

Индивидуальный стиль и сочетание цветов сильно напоминают оригинальный Bohmerland 1920-х и 30-х годов. 21-дюймовые колеса с круглыми отверстиями очень похожи на оригинальные, а рама тоже чем-то похожа на раму своего предшественника, но сделана из тонкостенной алюминиевой трубы с использованием технологии 3D-печати — как и другие компоненты.

Производство должно было быть ограничено 10 единицами, и цены были не для слабонервных.

Источник: motorkari.cz


Брилант-Альцион

Построенный по лицензии Alcyon с использованием двигателей объемом 98 куб. см велосипедной фирмой Fuchs & Co of Zuchmantel, было произведено лишь небольшое количество.

Источник: Tragatsch стр. 94


БВ

Производство Balzer & Vemola, Простеёва, 1923-1930 гг.

Фирма производила почти все компоненты, включая двигатели и коробки передач, на собственном заводе.

Они построили двухтактный двигатель объемом 173 куб. См, а также одноцилиндровые четырехтактные двигатели объемом 346 и 496 куб. См, а в 1925 гоночный мотоцикл OHC 496cc, созданный Юлиусом Вермолой.

Источники: GTU Oldtimerservice, Tragatsch p99


К

КАС 1921-1924


Каславия

Производитель Богумил Худец Велосипеди, Часлав, 1902-1903 гг.

Мотоциклы Caslavia имели двигатели мощностью 1¼ и 1¾ л.с. Они также производили автомобили под маркой Hudec — небольшой двухместный автомобиль и четырехместный Phaeton, оба с двигателями De Dion-Bouton.

Источники: ГТУ Олдтаймерсервис; de.wikipedia.org.


Д

Дальник


Коляски Друзета

В конце 1950-х годов JF Koch построил очень оригинальные коляски, предназначенные исключительно для использования со скутерами Cezeta 501 и 502. Несмотря на то, что он был очень привлекательным, он был ограничен большим весом, что приводило к плохой работе при полной загрузке. В производство не поступил.

Источник: Южночешский музей МК


Е

Эйслер

Производитель Товарна на Строе, Eisler & Spol., Морава 1920-1926

Основанная как производитель сельскохозяйственной техники, производство вспомогательных велосипедных двигателей началось примерно в 1920 году. Эти 148-кубовые двухтактные двигатели использовались в их мотоциклах с ярко-красным шасси.

Источники: ГТУ Oldtimerservice


Коляски ERA

Производитель Eduard Jíra, Praha VIII, Královská tr.

Производство включало легкие коляски, подходящие для Jawa 350, и качающуюся модель (возможно, в единственном экземпляре).

гг. Строммер Ур проехал через Африку на Praga BD с коляской ERA.

Источники:
Южночешский музей MC


Эс-Ка 1931-1941


ЕСО


F

Коляски Favorit

Построен Йозефом Тума, Прага XI — Жижков, Подебрадова 103.

Считается, что в 1932 году началось производство лево- и праворульных колясок на основе других популярных моделей.

Йозеф умер в 1939 году. Производство возобновилось после Второй мировой войны, и его жена руководила фабрикой.
Затем бизнес был национализирован, и его место занял Motex. Последняя коляска «Фаворит» была выпущена в 1956.

Источник: Южночешский музей МК

Н.Б. В 1930-х годах была одноименная немецкая фирма, производившая коляски: Favorit DE.


ФГР

Построен Мирославом Фельгра в его мастерских в Усти-над-Орлицей

Разработка началась в 2001 году, и в 2003 году был произведен первый из их одноцилиндровых двухтактных 120-кубовых двигателей для шоссейных гонок. Он был установлен на их собственной раме.

Олдржих Кройц, бывший дизайнер компании ČZ Strakonic, занимался техническими аспектами проекта.

Источник: motohouse.cz


Г

ГГ

Построен Густавом Хайнцем в 1924-1925 годах с двигателями Villiers объемом 172 куб. Хайнц также был создателем марок Sirocco и Velamos.

Источник: Трагач, стр. 145.


Гризли

Построен в 1925-1932 годах по проекту Йозефа Матиаса. Модели включали двухтактный двигатель объемом 246 куб. См, а также модели IOE и OHC с двигателем MAG объемом 348 куб. См.

Источник: Tragatsch стр. 152


Н

Хурикан


I

Итар 1921-1929


Дж

ЯАК

Производитель Товарна на мотоциклах, Я. А. Цвач, г. Хораздовице, 1929-1932 гг.

Мотоцикл имеет агрегатный двигатель объемом 498 куб. см с карданным валом и стальной рамой, а также очень низкое седло.

Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


Елинек

Производитель Йозеф Елинек, Vyroba Motocyklu, Прага, 1902-1908 гг.

На мотоциклах использовались двигатели Orion, Minerva и Fafnir. Модель Fafnir выставлена ​​в музее Burg Kámen.

Jelinek 1904 397 куб. см, 2,5 л. с., максимальная скорость 60 км/ч, вес 65 кг. Пример этой машины выставлен в Национальном техническом музее в Праге.

Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


  • JRM Jawa 1989-2023

  • Жюль

    120-кубовые велосипедные двигатели 1929-1934 годов постройки, также продавались в комплекте с велосипедами Praga (к мотоциклам Praga отношения не имеет). У них была рудиментарная задняя подвеска на рессорах.

    Источник: Tragatsch стр. 181


    К

    Килер

    Построен в Брно в 1924-1926 годах с использованием 247-кубовых 3-портовых двухтактных двигателей собственного производства.

    Источник: Tragatsch 184.


    Клева

    Изготовитель

    Йозеф Кржижек в середине 1960-х построил одноцилиндровый шоссейный гоночный автомобиль 125 мощностью 23 л.с. при 11 000 об/мин. За ним в начале 1970-х годов последовали 50-кубовый двигатель мощностью 9 л.с. при 11 000 об/мин и 120-кубовый двигатель мощностью 20 л. с. при 12000 об/мин.

    Хотя они, по-видимому, были отличными машинами, предназначенными для юных шоссейных гонщиков, социалистические власти не приветствовали этот проект и, таким образом, сошли на нет.

    Источник: motohouse.cz


    Кох

    Построен в 1934-1935 гг.

    Когда Прага
    прекратил производство мотоциклов, главный конструктор Дж. Ф. Кох основал завод, производящий ограниченное количество передовых машин с верхним расположением распредвала.

    Источник: Трагач, стр. 185.


    Кохут 1904-1906


    Велосипеды Kuberg Trials

    Kuberg

    Электрические MX, уличные и детские мотоциклы. Представлен на выставке мотоциклов в Мюнхене в 2012 году.

    Ресурсы: kuberg.com, fb.com/kubergmotorcycles


    L

    Linser & Zeus


    M

    MAT

    Построен в 1929-1930 гг.

    Четырехцилиндровые машины с боковым расположением клапанов, построенные гонщиком Bugatti Милошем Бонди. Двигатель был очень компактным, четырехцилиндровым, но страдал от перегрева.

    Источник: Tragatsch, стр. 202, Франсуа-Мари Дюма.


    МБ

    Построен на заводе «Авиа» Милоша Бонди. 49Двигатель объемом 8 куб. См, разработанный Slechta, имел поворотную головку клапана, аналогичную конструкции лицевого кулачка Soyer. Он не был запущен в производство и был заменен другой маркой Bondy, MAT.

    Источник: Tragatsch стр. 205.


    МБС

    Богумил Сташа был успешным чешским шоссейным гонщиком, который в 1960-х построил и участвовал в гонках на собственных машинах объемом 125 и 250 куб. Они хорошо зарекомендовали себя на чешских соревнованиях, но не могли сравниться с заводскими машинами, с которыми он столкнулся на международных соревнованиях. Позже он участвовал в кампании с командой CZ и занял 8-е место в классе 350cc в 1968 и снова в 1969 году. Его гоночная карьера длилась с 1961 по 1973 год.

    Источник: motohouse.cz


    МС

    Построен 996-кубовый V-образный твин, разработанный Владимиром Гутом в 1924-1927 годах.

    Источник: Tragatsch стр. 205


    Мерфе

    Производитель Бедрих Мерфе, Прага, 1905-1916 гг.

    Представлен мотоцикл V-Twin с ременным приводом мощностью 2 л.с. на Пражском автосалоне 1905 года.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    Метеор

    Построен Франтишеком Радваном, 1909-1926 гг.

    Первоначально они производили двигатели для крепления велосипедов объемом 211 куб. см, а затем последовали трехтактные двухтактные двигатели объемом 147 и 169 куб. После 1924 года они построили Radvan с двигателями DKW. Производство прекратилось в 1926 году из-за гиперинфляции.

    Источник: Tragatsch стр. 208


    Коляски Motex

    Производитель Motex, výrobní družstvo, Reckova 6, Praha 11

    После прихода к власти Советского Союза многие фирмы были национализированы, в том числе фирма Тума Жижкова, производителя коляски «Фаворит». Motex построил модифицированные версии в 1950 для мотоциклов Jawa 250, 350 и 500сс.

    Источник: Южночешский музей МК


    Автомобильная компания

    Построен Motor Company, Прага

    Это были самые дорогие мотоциклы, построенные в стране в то время. Они использовали двигатели JAP, трансмиссии Sturmey Archer и вилки Brampton. Производственные показатели были низкими.

    Motor Company 1000 (1924) 980 куб. см, 22 л.с., максимальная скорость 100 км/ч, вес 177 кг. Пример этой машины выставлен в Национальном техническом музее в Праге.


    Н

    Навратил

    Производитель Эмануэль Навратил, Домброва, 1907-1908 гг.

    Мотоцикл мощностью 3 л.с. работал с испарительным карбюратором.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    Неко

    Построено небольшое количество мотоциклов с двигателями 346 и 490 JAP SV и OHV с 1923 по 1927 год.

    Источник: Трагач, стр. 225.


    О

    Орлис

    Производитель Rudolf Stásek, Týniste nad Orlici, 1904-1908

    Это были типичные для той эпохи одноцилиндровые машины с зажиганием от магнето. Фирма также производила велосипеды, впервые рекламируемые в январе 1901 года и продолжавшиеся до 1939 года. Они предлагались под брендом «RTS», как и шарикоподшипники, которые производились с 1926 года на новом заводе в Ситини.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис; ветеранфорум.cz; музей-tyniste.cz.


    П

    Павличек

    Производитель Hynek Pavlicek, Tischnowitz 1909-1913

    Используя двигатели Kohout, фирма построила мотоциклы с очень длинной колесной базой, требующие очень длинного руля, так как седло располагалось далеко назад.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    Перун


    Пета

    Между 1921 и 1924 годами фирма построила небольшое количество легких мотоциклов и скутеров с двухтактными двигателями объемом 170 куб.

    Источник: Tragatsch стр. 248


    Поланецкий

    Производитель Зденек Поланецки, Прага 1913-1915

    Небольшая фирма производила мотоциклы с собственными запатентованными двигателями.

    Источник: ГТУ Олдтаймерсервис


    Пустка 1924 175cc

    Пустка

    Построен Франтишеком Пусткой, Прага, 1924-1934 гг.

    Poustka 150 (1923) Villiers 147cc, 4,7 л.с., максимальная скорость 60 км/ч, вес 68 кг.

    Источник: jamaczclub.nl


    Премьер Чехословакии


    П.Т. Мотоцикл L&K, 1902

    P.T.

    Производитель Laurin & Klement, 1902 г.

    Предназначенный для экспортных рынков, это была более дешевая версия мотоцикла L&K. Неизвестно, поступил ли он в производство.

    Источник: libormarcik.cz


    Р

    Радван

    Построен в 1909-1926 гг.

    Установлены двухтактные двигатели DKW объемом 145 и 174 куб.см. Радван также построил Метеор.

    Источник: Трагач, стр. 258.


    Раво

    Властимил Райн и Ярослав Вонька построили несколько шоссейных мотоциклов объемом 125 и 250 куб. 50-х и 60-х годов и добился похвальных результатов на чешских соревнованиях. Феро Срна участвовал в чемпионате Чехии на 250-м в середине 1960-х, но не выиграл. Впоследствии их проекты были переданы Jawa, предположительно по приказу коммунистического режима.

    Источник: motohouse.cz


    Республика


    Rösler & Jauernig 1902-1907


    Р&К Рихтер и Кробот, 1924-1926 гг.


    Розегнал

    Производитель Владимир Розегнал, Паскова 1905-1909

    Весь мотоцикл, включая двигатель, был построен на маленьком заводе. Двигатели были вертикальными одинарными с внешним маховиком и ременной передачей.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    Рулики

    Построен в 1924-1929 гг. Оснащался двигателями Villiers объемом 147, 172 и 346 куб.

    Источник: Tragatsch стр. 267


    Ю

    Стрела

    Построено небольшое количество мотоциклов с двигателями Villiers 247cc от 19 до 19 лет. 28 и 1930 г.

    Источник: Tragatsch стр. 268


    Сатана

    Построен Шикирж-Роттом (Sikyr-Rott), Прага

    Satan (1930 г.) 540 куб. см с боковым клапаном, 10 л.с., максимальная скорость 90 км / ч, вес 158 кг. Седловой бак и два сиденья подвешены каждое на длинных тонких амортизаторах.

    Источники: Южночешский музей MC, Tragatsch p269, et al.


    Шмидт

    Изготовлено Адольфом Шмидтом, Bohemian-Leipa, 1901-1902 гг.

    Вторая старейшая мотоциклетная фирма в Чехословакии, в своих машинах использовались рамы от Dürkopp и Styria, оснащенные двигателями Kelecom.

    В 1920-х годах в Германии также существовала марка Schmidt.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    С-Фортис

    В 1929-1931 годах было построено небольшое количество мотоциклов, оснащенных двигателями Sarolea с верхним расположением клапанов объемом 598 куб.

    Источник: Tragatsch стр. 272


    Сибрава Тримобиль

    Изготовлено Ярославом Шибравой в Праге, 1920-1925 гг. [1]

    У трехколесного велосипеда было одно колесо спереди, и первоначально он приводился в движение V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 1248 см³ с воздушным охлаждением. Более поздние версии имели оппозитные двигатели.

    Доступен как открытый двухместный спортивный, четырехместный, ландо (такси), универсал с подносом и фургон.

    Фирма также производила автомобили, которые были разработаны на основе трехколесных транспортных средств.

    Примечания. 1. Источники разные. Возможно, выпущен в 1929 году.

    Источники: Wikipedia DE, и др.


    Сирокко

    Построен Густавом Хайнцем с двигателями Villiers объемом от 147 до 346 куб. Хайнц также построил Velalmos.

    Источник: Трагач, стр. 274.


    ЮКО

    Франтишек Скопец построил ограниченное количество двухтактных трехпортовых одноцилиндровых двигателей объемом 498 куб. См в 1924–1926 годах.

    Источник: Трагач, стр. 274.


    Славия


    Стефания

    Производитель Möldner & Skreta, Либерец, 1903-1904 гг.

    Чешский велосипедный завод некоторое время производил мотоциклы с двигателями объемом 305 куб.см.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    СРК

    Станислав и Рудольф Кубичек из Ческе-Будеёвице построили единственный образец двухтактного мотоцикла. Он достоин упоминания из-за интересной истории, с которой он связан.

    Источник: Южночешский музей МК.


    Шумава

    Построен Ярославом Пихнером, Клатовы, Шумава, 1938 г.

    Небольшая фирма произвела легкую машину Sachs с педальным приводом объемом 98 куб.

    Поскольку машины были очень похожи на «Триполь» 1938 года, построенный в близлежащих Рокичанах, вполне вероятно, что две фирмы сотрудничали. Оба были производителями велосипедов.

    Источники: Южночешский музей МК, http://historickakolapisek.cz.


    Т

    ТАР

    Производитель Адольф Тлустош из Праги, 1930-е гг.

    «Адольф Тлустош был не только исключительно хорошим мастером, но и хорошо знал о влиянии рекламы, поэтому довольно активно рекламировал свои коляски. »

    Источник: Южночешский музей МК


    Торпеда


    Трагач 1946-1949



    Триполь

    Построен Tripol Fahrradfabrik GmbH., Rokycan (недалеко от Пльзеня), 1925~1938

    Небольшая фирма производила мотоциклы с двигателями Villiers объемом 246 куб. см, а в 1938 году выпустила на рынок двухскоростную машину Sachs объемом 98 куб.

    Источники: Южночешский музей MC, Tragatsch p284.


    В

    Вечет 1906

    Вечет

    Производитель Vojmir Vechet, Нимбурк, 1906-1908 гг.

    Большинство мотоциклов, выпускаемых заводом, представляли собой комбинации с коляской и двигателями, скорее всего, от Laurin & Klement.

    Источники: ГТУ Oldtimerservice


    Веламос

    Построенные Густавом Хайнцем, который также построил Sirocco, мотоциклы приводились в движение собственными двухтактными двигателями поршневого типа с 3 портами дефлектора объемом 246, 346 и 496 куб. Их гоняли Кливар Зеспер и Хайнц. Производство велосипедов продолжилось после того, как русские захватили власть в стране.

    После Первой мировой войны братья Йозеф и Густав Хайнц продавали и ремонтировали велосипеды и мотоциклы в Рапотине. В 1924 они купили землю и основали фабрику, и к 1928 году производили 100 велосипедов ежегодно. Они заключили соглашение с Puch и импортировали детали из Австрии, при этом производство значительно выросло.

    За этот период фирма вложила значительные средства в обеспечение здоровья и безопасности своих сотрудников.

    Источники: sterba-bike.cz, Tragatsch стр. 259, petrovnaddesnou.cz


    Велокс

    Построен в 1923-1926 годах мотогонщиком Хайнеком Воханкой с двигателями Villiers объемом 147 куб. См и Bekamo объемом 123 и 174 куб.

    Источник: Трагач, стр. 291.


    ВМ мотор 2004-2009


    Вулкан (Вулкан) 1904-1907 гг.


    Вт

    Вацек

    Производитель Augustin Wacek, Печа, 1908-1914 гг.

    Небольшая фирма продавала модифицированные мотоциклы Orlice с новым брендом.

    Источники: ГТУ Олдтаймерсервис


    Вагнер

    Построенные в 1930-1935 годах, они были оснащены двигателями с боковым расположением клапанов, верхним расположением клапанов, верхним расположением клапанов и двухтактными двигателями объемом от 98 до 499 куб. Похоже, что ни один из них не пережил разрушительного действия войны, но есть документальные свидетельства их существования.

    Источник: Трагач, стр. 294.

    Н.Б. Был еще Вагнер из Миннесоты.


    Вальтер


    Weber & Reichmann

    Производитель Weber & Reichmann, Maschinen- und Kettenfabrik, Варнсдорф (1923-1926)

    Двухтактные мотоциклы объемом 142 и 172 куб. см с рамой из штампованного металла, изготовленные по лицензии DKW.

    Источник: Tragatsch стр. 295


    Ю

    Юки

    Созданная в 2006 году марка производит мотоциклы с двигателями объемом 50, 125 и 250 куб.

    Источник: en.yuki-club.net


    Если у вас есть вопросы о чешских мотоциклах, свяжитесь с нами. после культовой Praga BD 500 1928 года (на фото справа).

  • С изготовленной на заказ рамой хардтейл, высококачественными компонентами от Öhlins и четырехтактным параллельным двухцилиндровым двигателем объемом 773 куб.см с воздушным охлаждением, ZS 800 сочетает в себе современные компоненты и винтажную механику.
  • Только 28 единиц поступят в продажу по цене 92 226 долларов США из-за индивидуального и потенциально коллекционного характера модели, а поставки запланированы на середину 2023 года.

    1. Praga не совсем традиционный производитель мотоциклов. Основанная в 1907 году в тогдашней Чехословакии, Praga была краеугольным камнем национального промышленного производства на протяжении всей своей бурной истории, производя все, от внедорожных военных грузовиков и танков до мотоциклов и первых самолетов. Из обширного парка автомобилей, которые производила Praga, один, в частности, остается уважаемым среди любителей классических мотоциклов благодаря своему высокопроизводительному двигателю и неподвластному времени дизайну: 1928 Praga BD 500.

      Тем не менее, деятельность компании в 21 веке была довольно ограниченной: она производила сельскохозяйственные автомобили малой и средней грузоподъемности, несколько готовых к гонкам, но разрешенных для использования на дорогах гиперкаров, а также небольшое количество мотоциклов эндуро. Однако все скоро изменится, поскольку Praga выпускает свой первый дорожный мотоцикл с 2003 года, известный как Praga ZS 800.

      Построенный на стальной раме с жестким хвостом, новый ZS 800 был спроектирован теми же людьми, которые создали Praga Bohema. гиперкар, что означает, что он ориентирован на производительность с ностальгией, испеченной в дизайне. Приводимая в действие четырехтактным параллельным двухцилиндровым двигателем объемом 773 куб. см с воздушным охлаждением от Kawasaki W800, модель должна быть мощной и относительно быстрой по современным стандартам мотоциклов, развивая 65 л. с. и 37 фунт-фут крутящего момента. Мало того, что параллельная двойная конструкция имитирует одноименную модель, в двигателе используется система привода с коническим зубчатым колесом, напоминающая те, что использовались в классике 20-го века.

      Кованые 18-дюймовые карбоновые колеса с карбоновыми спицами не совсем старая школа, но передние и задние барабанные тормоза, безусловно, являются устаревшей технологией. Praga признала этот своеобразный выбор, заявив, что решение было принято, чтобы дополнить винтажный стиль мотоцикла. В то время как барабанные тормоза вполне способны замедлить этот 348-фунтовый байк, добавление дисковых тормозов и модулей ABS (не предлагаемых на новой Praga), несомненно, сделало езду на мотоцикле более безопасной.

      На первый взгляд может показаться, что ZS 800 полностью лишен подвески, учитывая его хардтейл и конструкцию передней части. Однако загляните за пределы передней вилки Girder и внутрь рулевой колонки, чтобы увидеть полностью регулируемую переднюю подвеску Öhlins с титановой пружиной. Кроме того, Praga не хотела полностью подвергать своего клиента утомительному опыту хардтейла, поэтому она добавила пневматическую подвеску Öhlins TTX под сиденьем, чтобы смягчить езду. В паре с комплектом шин Dunlop Roadmaster в ретро-стиле ZS 800 не будет ставить рекорды круга, но его ограничения по наклону будут больше связаны с подножками, чем с подвеской.

      Несмотря на то, что компания Praga уделяла особое внимание внешнему виду в стиле нео-ретро, ​​а не производительности, компания Praga разработала этот байк таким образом, чтобы он был легким и сбалансированным, с распределением веса 50:50. Инженеры Praga везде, где это возможно, использовали легкие материалы: почти каждый монтажный болт был титановым, а задний брызговик сделан из углеродного волокна. Примечательно, что выхлопная система и двигатель также изготовлены из титана. Оснащение небольшим бензобаком на 3,0 галлона также помогает сделать модель легкой, хотя резко сокращает ее запас хода.

      Praga хочет создавать машины для мелкосерийного производства.

      «Прочные и чрезвычайно легкие материалы, такие как углерод, титан, хромомолибденовая сталь и авиационный дюралюминий, позволили нам переосмыслить жесткую подвеску заднего колеса, переднюю маятниковую вилку и гидравлические барабанные тормоза», — говорится в сообщении ZS 800. Главный конструктор Ян Жужи.

      Вот что интересно: он будет стоить 92 226 долларов, и будет выпущено всего 28 единиц. Да, Прага это серьезно.

      Компания заявляет, что это результат последней бизнес-стратегии Praga, которая сосредоточена на создании на заказ мелкосерийных машин, которые разрабатываются, по-видимому, без бюджета. В пресс-релизе даже отмечается, что эти мотоциклы, скорее всего, мгновенно станут предметом коллекционирования, как недавно анонсированный гиперкар Praga стоимостью 1,34 миллиона долларов. Несмотря на то, что большинству любителей верховой езды никогда не доведется покататься на новейшей чешской игрушке, все же здорово видеть, как Praga возвращается к производству мотоциклов, особенно с таким вниманием к ностальгии.