Содержание
Главные различия моделей тяжелых мотоциклов, К-650, К-750, К-750М, М-72Н, и о взаимозаменяемости их основных узлов
«Расскажите, пожалуйста, о главных различиях моделей тяжелых мотоциклов, выпущенных Киевским мотозаводом, и о взаимозаменяемости их основных узлов», — с такой просьбой обратились в редакцию А. Ксенофонтов из Донецка, Б. Петрученко от имени группы мотолюбителей из Полтавы и другие читатели.
Отвечает на нее инженер-конструктор Киевского мотозавода В. Ф. СВЯТНЕНКО.
Мотоциклы тяжелого класса с коляской выпускают у нас два завода — Киевский и Ирбитский. Развитие конструкции машин на обоих предприятиях шло практически одновременно, так что основные характеристики их почти не различались, а количество взаимозаменяемых узлов и деталей постоянно росло.
Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок.
В 1960 году было начато производство следующей модели — К-750. Благодаря повышению мощности двигателя с 22 до 26 л. с. мотоцикл с коляской мог развивать скорость до 90 км/час. Гидравлические амортизаторы колес (в том числе и коляски), резиновые рессоры кузова коляски обеспечивали лучшую, чем у прежних моделей, мягкость хода. Кроме того, была повышена надежность и долговечность узлов ходовой части и трансмиссии (передней вилки, коробки передач, колес) и глушителей. Важное достоинство К-750 — унификация его узлов и деталей с машинами Ирбитского завода.
Спустя четыре года с конвейера начала сходить модернизированная модель мотоцикла, получившая обозначение К-750М. Рычажная передняя вилка уступила место телескопической, в колесах применено лабиринтное уплотнение. Коробка передач с закрытым механизмом ножного переключения и регулируемый по длине карданный вал заметно улучшили работу трансмиссии.
Дальнейшее совершенствование мотоцикла было связано с существенным изменением двигателя. Дело в том, что в нижнеклапанном моторе, применявшемся на киевских мотоциклах, уже были исчерпаны возможности для повышения литровой мощности. Поэтому для новой модели «Днепр» К-650 конструкторы создали двигатель с верхним расположением клапанов, который, несмотря на меньший рабочий объем (650 см3), развивает мощность 32 л. с. при сравнительно невысоких оборотах коленчатого вала (5200 об/мин). Для увеличения надежности и долговечности мотора составной коленчатый вал был заменен более прочным литым, а роликовые подшипники шатунов — вкладышами, заимствованными у автомобиля «Москвич-407». Благодаря этому и новой системе смазки межремонтный пробег кривошипно-шатунного механизма увеличился до 40 тысяч километров, а сам ремонт значительно упростился. Мотоцикл К-650 с коляской развивает скорость до 105 км/час и расходует на 100 км пути 5,8 л бензина (при 50—60 км/час).
В 1971 году эта модель была модернизирована и получила обозначение «Днепр» МТ-9. Она снабжена новой коробкой с передачей заднего хода, значительно повысившей маневренность мотоцикла. машины, эксплуатируемой в основном сельским,и жителями на тяжелых грунтовых дорогах.
О взаимозаменяемости основных узлов и агрегатов киевских мотоциклов дает представление таблица, которая поможет в выборе запасных частей.
В ней приведены узлы выпускаемого ныне мотоцикла «Днепр» МТ-9 и показана возможность их использования на машинах прежних выпусков при выполнении следующих условий (номера их приведены в соответствующих графах): 1 — с заменой выпускной системы; 2 — с укорочением карданного вала со стороны шарнира; 3 — в сборе со щитком; 4 — при соответствующем изменении длины карданного вала; 5 — надо заглушить штуцер подвода сапуна. Знаком « + » обозначена полная взаимозаменяемость, знак «—» указывает на невозможность замены.
Узел мотоцикла «Днепр» МТ-9 | Условия при использовании на мотоциклах прежних выпусков | |||
К-650 | К-750М | К-750 | М-72Н | |
Двигатель в сборе | + | 1 | 2 | 1 |
Коробка передач | 2 | 2 | 2 | — |
Главная передача | + | + | — | — |
Колесо | + | + | — | — |
Рулевое управление | + | + | + | + |
Передняя вилка | + | + | 3 | 3 |
Амортизатор | + | + | + | — |
Рама в сборе | + | 4 | 4 | — |
Бак | + | + | + | + |
Седло | + | + | + | — |
Система выпуска | + | — | — | — |
Воздушный фильтр | + | 5 | 5 | 5 |
Коляска | + | + | + | + |
1973N11P17
Мото-транспорт «Урал М-72, Днепр К-750»
Мото-Транспорт
«Урал М-72, Днепр К-750»
Толстопятов Алексей
9«В»
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в
начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил
стажировку на заводе BMW[3], на базе московского опытного завода «Искра» было создано
специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве
образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому
времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно
закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было
развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал
документацию и поставлял двигатели, КИМ (нынеАЗЛК) — коробки передач, ГАЗ —
карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы
до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его
снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный
Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил
Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин,
В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство
мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским
мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы
М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь
развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72
московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не
существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую
версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама,
торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке.
Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете в военкомате и в
военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
Спортивные модификации[править | править вики-текст]
М-72К — кроссовый мотоцикл для спортивных клубов, выпускался небольшими партиями.
Облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности
достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и
расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней
поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя
и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с
верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы
электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня
вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом,
установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой
муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и
облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный
амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем —
катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота
рукоятки.
• М-75М — спортивный мотоцикл с коляской на базе дорожного М-72. Двигатель с
верхнеклананными головками из алюминиевого сплава, полусферическими камерами
сгорания, коромыслами с игольчатыми подшипниками. Коробка передач со сближенными
передаточными числами (1,875-1,3-1,0-0,917). Ходовая часть мотоцикла облегчена за счёт узких
крыльев и отсутствия багажника.
• М-76 — спортивный мотоцикл-одиночка на базе дорожного М-72. Двигатель и коробка передач
аналогичны М-75М, но имеет систему смазки с сухим картером[4]. Бачок для масла установлен
возле седла мотоцикла. Зажигание — от магнето.
• М-80 — гоночный мотоцикл, созданный на Горьковском мотозаводе (ГМЗ) в 1946 году на базе
дорожного М-72. Считается, что инженер Наум Гудкин (создатель мотоцикла) использовал
задел двигателей М-75 [5](разработка которого велась в то же время), так как централизация
промышленности в СССР позволяла передавать детали и целые конструкции между
предприятиями. В 1947 году на таком мотоцикле заслуженный мастер спорта СССР Евгений
Грингаут установил всесоюзный рекорд скорости в классе мотоциклов до 750 см3 — 172 км/ч.[6]
• М-72 — советский тяжёлый мотоцикл.
Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на
заводах ММЗ (Москва), ГМЗ
(Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь»
(Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально
предназначался исключительно для военных
нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную
продажу не поступал.
• Каждый М-72 являлся носителем стрелкового
оружия, поэтому по классификации
ГАБТУ РККА он классифицировался как
«бронетехника». Всего было выпущено более
8500 машин. Производился как с коляской, так
и в одиночном варианте.
6. 1— рама мотоцикла; 2 — передняя моторная шпилька; 3 — переднее цанговое крепление; 4 — болт цангового крепления; 5 — подставка
мотоцикла; 6 — педаль ножного
тормоза; 7 — правая подножка
водителя; 8 — буфер подставки; 9 —
тяга крепления рамы коляски; 10—
подножка пассажира; 11 — рама
коляски; 12 — рессора; 13— стремянка
рессоры; 14 — рычаг оси колеса; 15 —
ось колеса коляски; 16 — защитный
колпак ступицы колеса; 17 —
защитный диск тормозного барабана;
18 — буфер; 19 — крыло коляски; 20 —
габаритный фонарь; 21— балка
крепления кузова коляски; 22— башмак
рессоры; 23— заднее цанговое
крепление; 24 — маятниковый рычаг
задней подвески; 25 — амортизатор;
9. 6 — кронштейн номерного знака; 27—
бугель заднего щитка; 28 — седло
пассажира; 29 — ручка седла
пассажира; 30 — задний щиток; 31 —
седло водителя; 32— кронштейн
крепления бензобака; 33 — левая
подножка водителя; 34 — кронштейн
крепления двигателя; 35 — задняя
моторная шпилька; 36 —
регулировочная вилка тяги; 37 —
передняя тяга крепления рамы коляски
8. Днепр К-750
• Днепр — тяжёлый дорожный мотоцикл с боковой
коляской, выпускающийся Киевским мотоциклетным
заводом (Киевский мотоциклетный завод был создан на
основании Постановления Совета народных комиссаров
СССР № 2435-652/C от 21 сентября 1945 года и приказа
Народного Комиссара среднего машиностроения СССР за
№ 362/С от 26 сентября 1945 года на базе бывшего
Бронетанкового ремонтного завода № 8 в
Шевченковском районе города Киева по улице Кагатная,
8 в настоящее время улица Семьи Хохловых.).
Выпускались модификации с приводом на колесо
коляски. Начиная с МТ-9, выпускались с механизмом
автоматического выключения сцепления и
автоматическим опережением зажигания. Выпускались
модели как с раздельными сидениями, так и со
сплошными. Так же в середине 90-х завод начал
выпускать мотоциклы с передними пружиннорычажными вилками (по аналогии с УРАЛ-Турист пр-ва
ИМЗ).
«Днепр», как и «Урал» М-61, ведущий происхождение от М-72, является развитием К-650 с верхнеклапанным двигателем, который
встал на конвейер КМЗ после К-750. Позднее, в связи со сменой системы индексов, К-650 выпускался под индексом МТ-8.
Модель МТ-9 выпускалась в CCCР с 1971 года, имела верхнеклапанный оппозитный двигатель, усовершенствованную трансмиссию. На
данной модели в отличие от ранее выпускавшихся, введены новые агрегаты:
коробка передач МТ 804 с передачей заднего хода и механизмом автоматического выключения сцепления при переключении
передач;указатели поворотов и фонари с повышенной светоотдачейНа поздних моделях устанавливался топливный бак нового
образца, который впоследствии ставился на все модели семейства МТ, а также 2-х выводная катушка зажигания Б-201(6в). и
прерыватель ПМ-11.Модель МТ-10 (1974) стала первым «Днепром» с 12-вольтовой схемой электрооборудования и с двух
искровой катушкой зажигания Б-204 (одна катушка на две свечи). Также была увеличена ёмкость бензобака.
Модель МТ-10-36 (1976) за счет увеличения степени сжатия и новых карбюраторов обладала мощностью 36 л. с.
Наиболее совершенной являлась модель МТ-11 (1985), имевшая четырёхтактный двигатель мощностью 32 л. с., 4-х ступенчатую КПП с
передачей заднего хода, барабанные тормоза на все колеса, включая колесо коляски, а также стояночный тормоз. Передняя
подвеска — телескопическая вилка, задняя — маятник. Максимальная скорость составляла 105 км/час, грузоподъемность 260 кг.
Имелась полноприводная версия повышенной проходимости МТ-16 (1986) с приводом на колесо коляски.
Всего с 1967 года выпущено более трёх миллионов мотоциклов. ОАО «Киевский мотоциклетный завод» подготовил опытноэкспериментальный образец коммунальной техники — мотоцикл «трицикл» кузовной, который рассчитан для нужд ремонтных служб
коммунального хозяйства. Этот образец мототехники оборудован электросваркой и газосваркой, гильотинными ножницами для
быстрого разрезания повреждений.
На сегодняшний день[прояснить] особо актуальным для города Киева остается проблема пробок, из-за возникновения которых
автомобили, особенно габаритные, лишены возможности своевременно и оперативно прибыть к месту назначения. Эта проблема
создает угрозу безопасности людей и имуществу в результате возникновения пожара. С целью решения и устранения этой актуальной
проблемы трудовым коллективом ОАО «Киевский мотоциклетный завод» был разработан на базе тяжелого мотоцикла «Днепр-16»
пожарный мотоцикл. Он обустроен всеми необходимыми средствами пожаротушения, в том числе в нём использовано новые
безводные средства пожаротушения, аэрозольный генератор АГС-5, разработан предприятием совместно с Институтом пожарной
безопасности. Благодаря своим компактным габаритам пожарный мотоцикл даже в пробках может без каких-нибудь проблем
добраться до места возникновения пожара и на протяжении 40 секунд ликвидировать источник пожара площадью 100 м2. Указанные
мотоциклы с успехом могут быть использованы органами пожарной безопасности.
Для нужд коммунальных служб по озеленению территории специалистами ОАО «Киевский мотоциклетный завод» был разработан на
базе трицикла «Днепр-310» парковый мотоцикл, предназначен для работ по уходу за зелеными насаждениями. Он оборудован
инструментами для подстригания газонов, деревьев и кустов, поливочным оборудованием. Грузоподъемность паркового мотоцикла
составляет 500 кг.
В настоящее время производство мотоциклов полностью прекращено,завод перепрофилируют в бизнес-центр,оборудование режут и
сдают в металлолом.
Список моделей:
Это мотоцикл М-72 до 1953 года(по крайней мере коляска). К мотоциклу МВ-750 никакого отношения не имеет.
Днепр К-750 — является развитием ИМЗ М-72. Отличается более высокой степенью сжатия, модернизированными
подвесками, системой охлаждения двигателя. Мощность повысилась до 26 л. с. Первые К-750 шли с
короткорычажной передней вилкой и коляской М-72 Ирбитского завода(отличались крыльями), в дальнейшем вилку
заменили на телескопическую, коляска пошла собственного производства.
Днепр МВ-750 — военная модификация К-750 с приводом на колесо коляски, с отключаемой блокировкой
дифференциала. На коляске имелись пулеметные стойки спереди и сзади, крепежи топора, лопаты БСЛ-110,
автомата Калашникова водителя, ящик ЗИП(который не знающие иногда называют пулеметным), сетка доп
канистры на 10л.
Днепр МВ-750м- военная модификация, двигатель К-750, кпп с задним ходом и заднее крыло МТ-9, без блокировки
дифференциала, бак МТ-9 поздний. Обвес коляски как на МВ-750
Днепр К-650 (Позднее стал МТ-8) — новый двигатель с верхним расположением клапанов, КШМ, системой смазки.
Мощность — 32 л. с.
Днепр МТ-9 — коробка передач с задним ходом, полуавтоматом выключения сцепления, указатели поворотов, с
центробежным автоматом опережения зажигания(часть мотоциклов комплектовалась двигателем мт-8 и
прерывателем-распределителем пм05 соответственно). На поздних моделях шёл бак нового образца(современный
днепровский)
Днепр МТ-10 — с 12-вольтовым электрооборудованием, со сплошным мягким сиденьем, новым бензобаком.
Днепр МВ-650 М1 —Военная модификация МТ-16 Мощность двигателя 32 л. с. с 12-вольтовым
электрооборудованием, с приводом на колесо коляски. с раздельным сиденьем, новым бензобаком. без тормоза на
колесо коляски. Обвес коляски такой же как на моделях МВ-750 и МВ- 750 м.
Днепр МТ-10-36 — Мощность двигателя 36 л. с. с 12-вольтовым электрооборудованием. Появился стояночный
тормоз.
Днепр-11 — Мощность двигателя 32 л. с. модернизированный, увеличилась мощность на низких оборотах.
Появился тормоз на колесо коляски. В конструкцию внесли изменения: улучшен маслонасос и распределительный
вал для улучшения тягово-динамической характеристики. Подвергался изменениям: модернизировались
карбюраторы, поршни, поршневые кольца, коляска, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом,
глушители.
Днепр-12 — двигатель К-750, привод на колесо коляски и КПП от МТ, на коляске имелись крепеж лопаты и сетка
для доп канистры на 10л.
Днепр-16 — Модель МТ-11 с приводом на колесо коляски и с тормозом колеса коляски, на коляске крепилась доп
канистра на 10л.
Днепр КМЗ 8.157.01 — дорожный мотоцикл-одиночка (с 1991 года).
12. Днепр К-750
16. Спасибо за внимание!!!!!!!!!!!
Модели мотоциклов
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ К ЭНТУЗИАСТАМ ИСТОЧНИК ЗАПЧАСТЕЙ ДЛЯ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ КИТАЙСКИХ БОКСЕРОВ Днепр, К750, М72, Урал и Чанцзян реактивный союз получил лицензии на сделать мотоцикл BMW R71 750 см3 с боковым клапаном под названием M72. Вскоре две страны вступили в войну друг с другом, но производство M72 продолжалось. Сначала они производились на заводе в Москве, но затем производство было перенесено в Ирбит в Сибири, чтобы укрыться от немецких бомбардировок. После войны производство продукции военного и гражданского назначения продолжилось на Ирбитском заводе, а затем в Украине и Китае. В Китае клон М72 делают с конца 1950 позвонил Чанцзян. Велосипеды ChangJiang все еще производятся, но часто более или менее ремесленным способом. Иногда очень хорошего качества, иногда нет. Детали велосипеда практически не изменились со времен оригинальной конструкции M72. Двигатели представляют собой либо старую компоновку с боковым расположением клапанов, называемую двигателем мощностью 24 л.с., либо двигатели с верхним расположением клапанов, называемые двигателем мощностью 32 л.с.
К750
В 1950-х годах производство слегка измененного М72 началось на Киевском мотоциклетном заводе, Киевском мотоциклетном заводе, в советской республике Украина. Завод был основан во время 2-й мировой войны для ремонта танков, а позже использовался для производства 125-кубового двухтактного «Киевланина» на базе немецкого «Странника». В 1959 появилась новая модель K750 с задней подвеской на качающихся рычагах, как наиболее важная разработка, вместе с несколькими дополнительными лошадиными силами из-за более высокого сжатия и подъема кулачка. В 1964 году появился K750 M с новой телескопической передней вилкой и множеством других изменений в деталях, таких как электрическая цепь без заземления, обычные рычаги тормоза и сцепления и сигарообразные глушители. K750 M продавался населению в больших количествах до начала 1970-х годов, а затем производился в основном для военных целей до 1977 года. На смену ему пришел Днепр МТ12, который в основном представляет собой Днепр МТ10.36 с двигателем с боковым расположением клапанов, выпускавшийся примерно до 19.84.
Днепр
Примерно в 1970 г. с киевского завода поступил верхнеклапанный двигатель объемом 650 см3, сначала на шасси К750 под названием К650, позже разработанный и продаваемый под названием Днепр. В 1973 году появился Днепр МТ 9, оснащенный новой коробкой передач с задним ходом и переделанной электрикой. После этого появились модели МТ10 с 12-вольтовой электрикой, МТ 11 с тормозом на колесе коляски и МТ16 с тягой на коляске. Многие детали являются общими с K750M, например, дифференциал, передняя вилка, колеса и передний брызговик. Завод «Днепр» по-прежнему принадлежит государству. Производство простаивает с 2009 годахотя запчасти изредка выпускаются.
Урал
В начале 1960-х был запущен верхнеклапанный двигатель объемом 650 см3. С некоторыми доработками он производился еще несколько лет назад. Рама M72 и более поздние двигатели M61, M62 и M63 с верхним расположением клапанов имели плунжерную подвеску. В модели M66 в конце 60-х годов появилась задняя подвеска с маятником. В течение 1970-х и 1980-х годов производство велосипедов продолжалось с некоторыми модификациями, такими как другая рама, 12-вольтовая электрика и коробка передач с реверсивной передачей. Уральский завод был приватизирован в 1996. В настоящее время Уралы выпускаются с недавно разработанным двигателем объемом 750 см3.
Поршень в сборе M72 / K750 (от 78,00 мм до 80,00 мм) [различные диаметры] — www.motor-x.com
Запчасти
Бренд
Продукт | Рейтинг | Марка | Цена | ||
---|---|---|---|---|---|
Кольца поршневые М72/К750/Днепр/Урал (от 78. 00мм до 80.00мм) [разные диаметры] GRP2324-MX | 0 отзывов | Почти | 18,19 евро | Добавить в корзину | |
Поршневой палец 21х66мм днепр/урал/м72/к750 SWT186-MX | 0 отзывов | 4,27 евро | |||
Защита поршневого пальца 21мм днепр/урал/м72 ZST127-MX | 0 отзывов | Почти | 1,12 евро |
Almot уже много лет известен как производитель алюминиевых автомобильных компонентов, а также импортер и дистрибьютор широкого ассортимента запчастей и аксессуаров для мотоциклов.
В течение последних четырех лет компания также ассоциируется с маркой скутеров Ferro, транспортных средств, которые, несомненно, занимают лидирующие позиции среди двухколесных транспортных средств, импортируемых из Азии.
Алмот начал свою деятельность в 1983 году. Компания начинала с ремесленной мастерской, поставляющей на внутренний рынок производство поршней и цилиндров для двигателей внутреннего сгорания.
В настоящее время в компании работает более семидесяти высококвалифицированных специалистов. Преимуществом является производство поршней и цилиндров высочайшего качества, хотя полный ассортимент продукции насчитывает почти двести наименований — в основном для мотоциклов и мопедов.
Чрезвычайно динамичное развитие компании наглядно подтверждают темпы роста экспорта — доля с 1994 года составляет 35%, а в 2010 году она превысила 80% от стоимости продукции. Особой причиной для гордости является тот факт, что продукция Almot была принята исключительно требовательными и бескомпромиссными рынками Германии и Америки.