Бронетранспортёр ГАЗ-5903 (БТР-80) — парк Патриот


В четвертом павильоне Технического центра центрального парка «Патриот» стоит БТР-80 — последний и лучший бронетранспортер в длинной цепочке советских колесных бронемашин — БТР-152, БТР-60 и БТР-70.


Бронетранспортер нужен для быстрой и безопасной доставки пехоты к месту боя. Уже в Первую мировую войну развитие артиллерии сделало почти невозможным хождение солдат в колоннах у линии фронта. И даже грузовики оказались слишком уязвимы и не могли проехать по полям сражений вне дорог.


Выходом стали бронетранспортеры, или БТР — специальные бронированные машины высокой проходимости. Однако простая, казалось бы, задача защиты пехоты потребовала на практике десятков лет усилий.


Броня защищает десант пехоты внутри БТРа от пуль и небольших осколков. Сам БТР в теории не должен участвовать в бою, его роль — “такси” для пехоты, поэтому защита и огневая мощь БТР гораздо слабее, чем, например, у танка. При этом внутри БТРа нужно разместить гораздо больше людей, чем в танке.


Первые БТРы делали на базе легких танков, гусеничных тягачей и самоходных орудий. Но гусеничное шасси оказалось слишком дорогим.


Затем настала эпоха полугусеничных машин, когда БТРы двигались на колесах и небольших гусеницах одновременно. И только после Второй мировой войны колесное шасси смогли сделать достаточно проходимым и надежным.


Так в СССР появился колесный БТР-152 с открытой крышей и десантом в 8 человек. Гусеничный БТР-50 на базе легкого танка ПТ-76 вмещал уже 20 солдат.


В 50-е годы пехоту надо было защитить уже и от оружия массового поражения, прежде всего ядерного. Кроме того, транспорт для пехоты должен был уметь плавать, иметь башенку с пулеметом и быстро преодолевать бездорожье вслед за танками. Поэтому классические шасси с тремя осями уже не годились.


Новым советским бронетранспортером стал БТР-60, принятый на вооружение 13 ноября 1959 года и выпускающийся с 1960 года.


Его ключевые отличия — сразу восемь колес (из них четыре управляемых) и два бензиновых двигателя ГАЗ-40П, модификации еще довоенного мотора ГАЗ-11.


Почему двигателей два? Один мотор в 90 лошадиных сил — очевидно, слишком слаб для машины весом в 10 тонн. А мощный дизельный двигатель ЯАЗ-206Б оказался слишком тяжел. Поэтому пришлось поставить “спарку” моторов, уже освоенных заводами.


К тому же при таком варианте можно было использовать сцепления, коробки передач и карданные передачи от массовых легковых автомобилей. БТР должен был выпускаться тысячами, и потому стать максимально дешевым. А если один мотор выйдет из строя, БТР мог двигаться на втором со скоростью до 60 км/ч.


Каждый двигатель — со своей трансмиссией. Правый двигатель обеспечивал привод колес первой и третьей оси, левый — второй и четвертой. У всех колес — независимая подвеска.


В корме БТРа — водометный движитель для движения по воде.


БТР-60 получился скоростным — до 80 км/ч по шоссе, и маневренным. В первых версиях БТР-60 перевозил десант в 14 человек, а с получением бронированной крыши — 8.


В начале 70-х годов на базе опытной колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50 разрабатывают новый БТР-70, принятый на вооружение 21 августа 1971 года.


Новая машина отличается от БТР-60 более мощными моторами ГАЗ-66 — до 120 лошадиных сил. Десант посадили лицом к бортам, чтобы солдаты могли стрелять через амбразуры, и добавили нижние боковые люки для более безопасной высадки десанта под огнем.


Однако и у БТР-60, и у БТР-70 спарка моторов работает в гораздо более экстремальных условиях, чем на легковых автомобилях, что резко снижает надежность и ресурс ходовой части. Бензиновое топливо увеличивает опасность пожара и уменьшает запас хода.


Война в Афганистане показала, что БТР-60 и БТР-70 крайне трудно использовать на крутых подъемах, горных перевалах и по бездорожью.


Бронебойные 7,62-мм пули пробивали бортовую броню машин, а пули калибра 12,7-14,5 мм — даже лобовую. Кумулятивная граната РПГ-7 пробивала корпус навылет, а гранаты безоткатных орудий вообще проламывали защиту.


Ходовая часть БТРов тоже оказалась уязвимой к попаданиям пуль.


Поэтому 9 сентября 1982 года принимают на вооружение БТР-80, на котором устранили недостатки предшественников. Серийное производство новинки начинается в 1984 году.


Новый дизельный двигатель КамАЗ-7403 гораздо мощнее прежних бензиновых — до 260 лошадиных сил. Поэтому БТР-80 разгоняется по шоссе до 80-90 км/ч. На плаву по глубокой воде скорость достигает 9,7 км/ч.


Дизель экономичнее, что позволило увеличить запас хода. Мотор со сцеплением и коробкой передач собран в единый силовой блок.


Корпус БТР-80 увеличили в длину, ширину и высоту на 100-115 мм. Лобовая броня из катаных стальных листов защищает даже от пуль калибра 12,7 мм (тогда как на БТР-60 — лишь от пуль обычного калибра, 7,62 мм).


Крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ в конической башенке у БТР-80 может вести огонь с углом возвышения ствола до 60 градусов (против 30 градусов у БТР-70). Такое новшество внедрили по опыту боев в Афганистане, где БТРы предыдущих поколений часто не могли обстреливать цели на склонах гор.


С крупнокалиберным пулеметом спарен пулемет ПКТ обычного калибра 7,62 мм. Боезапас — 500 патронов в лентах для крупнокалиберного пулемета и 2000 — для ПКТ.


Шесть гранатометов на башне ставят дымовую завесу специальными гранатами 3Д6.


Для десантников БТР-80 вместо двух смотровых приборов на БТР-70 поставили шесть.


Бойницы развернули по ходу движения. Благодаря повышенному давлению воздуха внутри корпуса десант может стрелять из машины через амбразуры даже при заражении местности радиоактивными веществами.


Если цели расположены высоко, по ним можно стрелять из двух амбразур в бронелюках крыши.


Теперь десант может выходить из БТРа не только через люки, но и через большие двустворчатые двери на обоих бортах.


Специальные пулестойкие шины сверхнизкого давления с толстыми стенками даже при многократном простреле пулями позволяют машине проехать еще несколько сотен километров.


БТР-80 может двигаться даже после вывода из строя одного или двух колес.


Например, в Афганистане после подрыва на противотанковой мине у машины полностью разрушило резину шины, повредило редуктор, подвеску колеса и даже полку над колесом. Но БТР-80 смог уехать с места подрыва и пройти 10 км, а экипаж внутри машины получил лишь легкие и средние контузии. Уже спустя сутки машину смогли отремонтировать.


Также в Афганистане некоторым БТРам добавляют сплошные стальные экраны, усиливая защиту против бронебойных пуль.


После завершения войны в Афганистане БТР-80 принимают участие во множестве локальных войн, а также экспортируются от Вьетнама до Финляндии.


На базе БТР-80 создают огромное семейство машин — командно-штабные, управления артиллерий, огневой поддержки “Нона-СВК” со 120-мм орудием, медицинские, для ремонта и эвакуации, станцию спутниковой связи, химической разведки.


Новым этапом развития БТР-80 стал БТР-80А с 30-мм пушкой в необитаемой башне.


На смену БТР-80 должен был прийти БТР-90 с усиленной броней, большой башней от БМП-2, 30-мм пушкой и двигателем в полтысячи “лошадей”. Но новая машина получилась слишком большой и тяжелой — более двадцати тонн, к тому же дорогой. Поэтому, несмотря на многолетние испытания и принятие на вооружение в 2008 году, БТР-90 так и не пошел в серийное производство.


А наследником БТР-80 стала модификация БТР-80А, где резко повысили огневую мощь. В новую необитаемую башню поставили 30-мм пушку 2А42 от БМП-2 — гораздо мощнее прежнего пулемета. Угол возвышения пушки достигает 70 градусов. Для внутренних войск в производство запустили БТР-80С — с той же башней, но 14,5-мм пулеметом КПВТ вместо пушки.


Новейшая модификация заслуженного ветерана — БТР-82, с 30-мм пушкой 2А72 в необитаемой башне, всесуточным (и дневным, и ночным) прицелом ТКН-4ГА, более мощным двигателем в 300 лошадиных сил и усиленной противоосколочной защитой.


Причем уже выпущенные БТР-80 тоже можно переделать в БТР-82АМ. В итоге с минимальными затратами денег и сил можно из устаревших машин получить сотни новых.


Так БТР-80 даже в
двадцать первом веке, десятки лет спустя после принятия на вооружение, остается
на службе и воюет до сих пор.

Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80 / Библиотека / Главная / Арсенал-Инфо.рф

БТР-70

Бронетранспортер БТР-70 был принят на вооружение приказом МО СССР № 0141 от 21 августа 1972 года. Работами по созданию этой машины руководил главный конструктор И.С.Мухин. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 года, а с 1981-го — на Арзамасском заводе автомобильных запчастей, входившем в ПО «ГАЗ». 23 февраля 1981 года здесь был собран первый БТР-70. В сентябре 1983 года предприятие переименовали в Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ).

БТР-70 представляет собой модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПБ с повышенными боевыми и эксплуатационными характеристиками.

Основные отличия от БТР-60ПБ состоят в следующем: установлены новые, более современные (на тот момент) и мощные двигатели ГАЗ-66; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам, что позволяет им вести огонь со своих мест; устроены нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных от двигателя отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на другом — исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм.

На БТР-70 используется иной, чем на БТР-60ПБ, водометный движитель — двухступенчатый с диаметром рабочих колес 425 мм. Переднее колесо левого вращения приводится от правого двигателя, заднее колесо правого вращения — от левого.

Вооружение — такое же, как на БТР-60ПБ. Кроме основного вооружения и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР в уклад-ках перевозятся: два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 «Стрела-3», один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 «Пламя».

Бронетранспортеры БТР-70 проходят по Красной площади. 7 ноября 1980 года

В процессе серийного производства конструкция и внешний облик бронетранспортера не претерпели серьезных изменений. Тем не менее машины разных лет выпуска в деталях несколько отличаются друг от друга. Так, на бронетранспортерах первых серий устанавливалась башня, полностью идентичная таковой у БТР-60ПБ. Однако уже вскоре на ней появилось первое внешнее отличие — прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора (наблюдение по курсу машины стрелок ведет из башни через прицел ПП-61АМ). Прибор установлен в левой части крыши башни. У автора нет данных о том, с какого момента начал устанавливаться прибор ТНПТ-1. Но, во всяком случае, в действующей конструкторской документации по состоянию на 1 апреля 1979 года он уже был. На машинах, участвовавших в параде в Москве 9 мая 1985 года, можно было увидеть прибор наблюдения ТНП-205 в левой боковой стенке башни. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы. Такие бронетранспортеры прошли по Красной площади в Москве 7 ноября 1986 года. Это, кстати, был последний парад в Москве с участием БТР-70.

Помимо изменений в конструкции башни у машин разных выпусков заметны и отличия, правда небольшие, в конструкции корпусов. Так, например, у БТР-70 поздних выпусков появились четыре амбразуры для стрельбы вверх в крыше корпуса. В самом конце производства машины стали оснащать волноотражательными щитками, металлическими задними буферами и ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80 — следующей модификации бронетранспортера.

Отделение управления и десантное отделение:

1 и 10 — одноместные сиденья десанта: 2 — сиденье водителя; 3 — подъемный механизм пулеметной установки: 4 — рукоятка тормоза подъемного механизма; 5 — поворотный механизм пулеметной установки; 6 — рентгенометр; 7 — аппарат А-1 переговорного устройства: 8 — сиденье командира; 9 — радиостанция; 11 — сумка для укладки шлемофонов; 12 — сиденье стрелка; 13 — сумка для укладки эксплуатационных документов; 14 — огнетушитель; 15 — сумка для гранат; 16 — фильтр реле-регулятора; 17 — реле-регулятор; 18 — крышка люка доступа к аккумуляторной батарее; 19 — антенный вывод; 20 — ремень подвески панели спинки многоместного сиденья десанта; 21 — съемная часть перегородки отделения силовой установки; 22 и 24 — быстросъемные крышки люков перегородки отделения силовой установки; 23 — штифт фиксации панелей подушек многоместного сиденья десанта в поднятом положении; 25 — заглушка подачи воздуха по обводной магистрали; 26 — плафон; 27 — заглушка магистрали подачи воздуха через ФПТ; 28 — баллон системы ППО; 29 — панель спинки многоместного сиденья десанта; 30 — ремень фиксации панелей подушек в поднятом положении; 31 — панель подушки многоместного сиденья десанта; 32 — бачок для питьевой воды; 33 — каркас многоместного сиденья десанта

На базе БТР-70 были разработаны и выпускались малыми сериями модификации специального назначения: командирские БТР различного уровня; безбашенная машина радиосвязи БТР-70МС; машина с аппаратурой РЭБ; командно-штабная машина БТР-70КШМ и подвижной командный пункт. Последний образец вместо штатной оснащался башней ТКБ-0149 с 7,62-мм пулеметом ПКТ.

В 1968 — 1973 годах в ЦНИИ «Буревестник» (головном НИИ по артвооружению среднего и крупного калибра) были разработаны 85-мм буксируемая противотанковая пушка 2А55 «Жало-Б» и 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». Последняя представляла собой вращающуюся башню с орудием, установленную на корпусе БТР-70. Для этого в бронетранспортере пришлось ликвидировать десантное отделение. Обе системы успешно прошли полигонные испытания, но на вооружение не принимались. Дело в том, что бронепробиваемость 85-мм подкалиберного снаряда была в 1,5 раза меньше, чем у 125-мм танковой пушки Д-81. Видимо это и послужило основной причиной прекращения работ над пушками «Жало». Опытный образец 2С14 находится сейчас в танковом музее в Кубинке.

БТР-70 1976 г.

Вид сверху

Вид спереди

Вид сзади

Водометный движитель:

1 — ведущий фланец; 2 — редуктор водомета; 3 — масляный насос; 4 — шланг; 5 — вал переднего гребного винта; 6 — вал заднего гребного винта; 7 — передний корпус; 8 и 12—втулки; 9 и 11 — крышки сальников; 10 — передний гребной винт; 13 — задний корпус; 14 — пробка маслоналивного отверстия; 15 — гайка крепления заднего гребного винта; 16—руль; 17 — диффузор; 18—задний гребной винт; 19,24 и 28 — пробки маслосливных отверстий; 20 и 23 — гайки крепления переднего гребного винта; 21 — уплотнение; 22 — стопорная шайба; 25 — приемный патрубок; 26 — решетка патрубка; 21 — съемная часть решетки

Вид на корму БТР-70. Хорошо видна заслонка водомета

БТР-70 по пути на Красную площадь. Москва, 9 мая 1985 года. В левой стенке башни хорошо виден прибор наблюдения ТНП-205

В опытном порядке на базе БТР-70 в ЦНИИ «Буревестник» было разработано и 120-мм ОАО с баллистикой орудия «Нона-С», на основании которого, при научном руководстве института, Пермским машиностроительным заводом создано CAO 2С23 «Нона-СВК» на шасси БТР-80.

Бронетранспортеры БТР-70 использовались советскими войсками в Афганистане. Для этой машины был разработан и выпускался комплект навесной брони, хорошо зарекомендовавший себя в боевых действиях. С целью увеличения огневой мощи на башнях некоторых БТР в войсках крепился автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя».

Опыт эксплуатации БТР-70 (по сути, улучшенной версии БТР-60ПБ) в войсках выявил ряд недостатков, которые послужили основанием для отказа от продолжения серийного выпуска этой машины. В первую очередь — это большой объем технического обслуживании и ремонта двух моторных установок и сложной трансмиссии, что было характерным и для БТР-60ПБ.

БТР-70. Москва, 9 мая 1985 года. Хорошо видны десантные люки и амбразуры для стрельбы вверх в крыше корпуса

Возвращающийся с парада на Красной площади бронетранспортер БТР-70 проезжает по Крымскому мосту.

Москва, 7 ноября 1986 года. Эта машина поздних выпусков с башенной пулеметной установкой БПУ-1, волноотражательным щитком, задними буферами и ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80

Самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало» в «запаснике» музея в Кубинке. Сентябрь 1998 года

Первые подразделения Советской Армии покидают Афганистан. Колонна бронетехники на улице Кабула, 19 сентября 1986 года. Головной БТР-70 оснащен комплектом навесной брони

Покидая Афганистан, советские войска оставили часть техники афганской армии. Бронетранспортер БТР-70 у перевала Саланг, июль 1989 года

В этом плане БТР-70 недалеко ушел от своего предшественника. Ко всему, добавились также и проблемы с эксплуатацией двухступенчатого водометного движителя, который при плавании достаточно часто забивался водорослями, торфяной жижей и т.п.

Помимо Советской Армии в 1980-е годы БТР-70 состояли еще на вооружении Национальной народной армии ГДР Немцы переделали некоторое количество БТР-70 в машины химической разведки. По советской лицензии эта машина с конца 1970-х годов под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии, правда в ограниченных количествах. На 1990 год было выпущено только 154 машины этого типа. ТАВ-77 был идентичен БТР-70, за исключением ПУ ПТУР «Малютка», смонтированной на стенке башни.

БТР-70 одного из саперных подразделений российских миротворческих сил в Абхазии, 1998 год. Размещение личного состава в металлическом ящике на крыше машины обеспечивало ему относительную безопасность в случае подрыва БТР на мине

Бронетранспортеры БТР-70 и другая техника в Центре ликвидации БТТ в станице Кучуевской. Краснодарский край, 1990-е годы

Отчаявшиеся российские войска втыкают 80-летние корабельные орудия в 70-летние бронированные тягачи

Российский армейский МТ-ЛБ с корабельной артиллерийской установкой 2М-3.

Через соцсети

Российская армия приваривает 80-летние артиллерийские установки, изначально предназначенные для вооружения патрульных катеров, к 70-летним бронированным тягачам и отправляет их на Украину для захвата украинской армией.

Усовершенствованные гусеничные МТ-ЛБ являются еще одним свидетельством усугубления кризиса с оборудованием Кремля, который изо всех сил пытается восполнить свои потери в Украине.

Первые из этих странных МТ-ЛБ начали появляться в Украине в прошлом месяце. 3 февраля или ранее украинские силы в Угледаре захватили у незадачливых российских бригад 13-тонный двухместный МТ-ЛБ с канонерской башней 2М-7.

2М-7 — пара 14,5-миллиметровых пулеметов, расположенная за стальным щитом. Он поступил на вооружение советских войск в 1945 году.

В начале марта в Интернете появились фотографии МТ-ЛБ с приваренными к крышам корабельными башнями 2М-3. 2М-3 представляет собой две 25-миллиметровые автоматические пушки, расположенные одна над другой в закрытом кожухе. 2М-3 дебютировал в 1953.

Для ясности, украинцы также прикрутили необычное оружие к некоторым из своих МТ-ЛБ. Однако украинцы отдают предпочтение 100-миллиметровым орудиям МТ-12. Эти МТ-ЛБ-12, по сути, являются грубыми мобильными гаубицами.

Разница между российским МТ-ЛБ с корабельной артустановкой и украинским МТ-ЛБ-12 составляет дальность . МТ-ЛБ-12 может вести огонь на 9000 ярдов. Российский МТ-ЛБ/2М-3 стреляет не дальше 2700 ярдов по наземным целям.

Итак, для того, чтобы быть эффективным, русская Франкенская машина должна подъехать намного ближе к противнику. Проблема в том, что МТ-ЛБ имеет тонкую броню. Его стальной корпус имеет толщину в полдюйма в самом толстом месте.

Решительный украинский пулемётчик мог уничтожить МТ-ЛБ с 1600 ярдов, что давало экипажу МТ-ЛБ небольшое преимущество в дальности в этом конкретном бою.

Но украинские ракетчики, танкисты и артиллеристы, в том числе расчеты МТ-ЛБ-12, могут поразить чудаковатую российскую технику с тысяч ярдов за пределами собственной дальности стрельбы чудаков. Это могло бы не быть такой большой проблемой, если бы МТ-ЛБ был лучше защищен.

Теперь российский МТ-ЛБ/2М-3/7 мог бы выполнять роль противовоздушной обороны, что, конечно же, решило бы проблему брони. Но у машины нет радара, чтобы вести огонь. Так что если это это система ПВО, то она плохая.

Нетрудно понять, почему российская армия прибегает к перевооружению МТ-ЛБ и отправке их на фронт. Потеряв более 9000 танков, боевых машин, грузовиков и гаубиц в первый год более масштабной войны с Украиной, у русских заканчивается современная бронетехника, и они не могут достаточно быстро строить новые, чтобы компенсировать это.

Именно поэтому Кремль вывозит с долговременного хранения сотни 50-летних танков Т-62, 60-летних боевых машин БМП-1 и 70-летних бронированных тягачей БТР-50П. Эти неуклюжие МТ-ЛБ еще больше подчеркивают растущее отчаяние русских.

Следите за мной в Твиттере. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь. Отправьте мне безопасный совет.

БТР-80 [ГАЗ 5903] Бронетранспортер

Бронетранспортер БТР-80 — колесная плавающая машина, предназначенная для использования в боевых действиях, с экипажем до десяти человек. БТР-80 с четырьмя осями и восемью колесами, все они ведущие, имеет в качестве вооружения спаренную пулеметную установку. Корпус оборудован бойницами для ведения огня изнутри. БТР-80 — современная легкобронированная машина с дизельной силовой установкой. Хотя производителем обычно называют Горьковский автомобильный завод, производство БТР-70, а затем и БТР-80 велось на соседнем Арзамазском машиностроительном заводе. БТР-80 — легкобронированная плавающая машина с системой коллективной химико-биологически-радиологической (ХБР) защиты. Управляемая экипажем из трех человек, машина может перевозить отделение из семи пехотинцев.

Советы создали БТР-80 на базе БТР-70. Он оснащен одним дизельным двигателем V-8 с турбонаддувом и водяным охлаждением мощностью 260 л.с., что является улучшением по сравнению с двумя бензиновыми двигателями, установленными на БТР-60 и БТР-70. В измененной задней части корпуса установлен новый одиночный двигатель. Советы сняли фаски с крыши модифицированного БТР-70, приподняли заднюю часть и выровняли наклоненный назад моторный отсек.

Советы модифицировали башню с усеченным конусом, использовавшуюся на БТР-70, для БТР-80, изменив конструкцию маски. Это позволяет поднимать 14,5-мм и спаренный 7,62-мм пулеметы максимум на 60 градусов. Такой большой угол обстрела полезен при поражении целей на крутых склонах, в городских боях и для поражения вертолетов. Советы также изменили конструкцию и расположение огневых портов; порты теперь круглые, а не каплевидные, и имеют шаровые опоры, аналогичные тем, что используются на БМП-1. Передние порты для стрельбы теперь находятся в наклонных нишах, что позволяет отдельным орудиям вести огонь в переднюю часть машины.

Как показали вооруженные конфликты, колесные бронетранспортеры (БТР) способны значительно повысить боевой потенциал любой армии. Они используются для перевозки пехотных подразделений к месту боя и ведения разведки, боевого охранения и патрулирования, перевозки воинских грузов, буксировки артиллерийских орудий и минометов. Они также используются в качестве медицинских и штабных машин, передвижных радиостанций, ремонтно-эвакуационных машин, ремонтных мастерских и т. д. В ряде случаев они могут выполнять задачи огневой поддержки пехоты, действующей в боевых порядках. Разработан конструкторами ГАЗа и выпускается с 19 года.86 на Арзамасском машиностроительном заводе, ныне известном как АО «АМЗ», БТР-80 заменил предыдущие версии БТР-60ПБ и БТР-70. Бронетранспортер БТР-80 представляет собой четырехосную, восьмиколесную машину, со всеми ведущими колесами, независимой подвеской и водометным движителем. БТР (бронетранспортер) способен сопровождать танки и преодолевать огневые точки, траншеи и водные преграды. Он оборудован десятью посадочными местами для размещения личного состава.

Бронетранспортер БТР-80 с колесной формулой 8х8 предназначен для перевозки личного состава на поле боя и оказания непосредственной огневой поддержки. Он также может выполнять задачи разведки, боевой поддержки и патрулирования. Поступил на вооружение русской армии в конце 1980-х годов и с тех пор использовался в ряде военных конфликтов, в том числе в миротворческих операциях ООН. Машина находится в производстве и на вооружении Российской армии и ряда других стран.

БТР-80 превосходит БТР-60/70 более крупным шасси, башней с большим углом обстрела и одним более мощным дизельным двигателем (по сравнению с бензиновым). Хотя вооружение такое же, как у БТР-60 и БТР-70, за исключением добавленных дымовых гранатометов в задней части башни, коническая башня была улучшена, и орудие может подниматься выше. Это было проблемой на БТР-60/БТР-70, когда русские сражались с моджахедами в горах и городах Афганистана. Передние и боковые порты для стрельбы были значительно улучшены (квадратные/врезные, слегка наклонены вперед. В БТР-80 также устранены проблемы с боковым входом, обнаруженные в БТР-60 и БТР-70. Теперь вход состоит из двухсекционной двери (верхняя и нижние части, которые открываются наружу). Теперь он достаточно большой, чтобы загружать/выгружать груз и быстро выходить с полной боевой экипировкой.0003

Опции включают башню «Кливер» с 30-мм пушкой, 7,62-мм спаренный пулемет, тепловизионные прицелы, улучшенные дневные прицелы и (четыре) пусковые установки ПТРК «Корнет». При сохранении стандартного корпуса в форме лодки и наклонных бортов цельносварной стальной броневой конструкции задняя палуба была изменена с приподнятой задней частью и квадратным наклонным назад моторным отсеком. Боковые полудвери БТР-70 заменены полноценными боковыми дверями, а порты для стрельбы изменены так, чтобы быть обращенными вперед. Полностью амфибийный БТР-80 имеет приборы ночного видения, систему защиты от ядерного оружия и избыточного давления, а также центральную систему регулирования давления в шинах.

Одиночный дизельный двигатель повышает производительность БТР-80 и снижает риск возгорания по сравнению со сдвоенными газовыми двигателями БТР-70. Башня улучшена по сравнению с БТР-60ПБ и БТР-70 и может подниматься до +60 градусов по сравнению с +30 градусами более ранних машин. Прицельный комплекс для 14,5-мм крупнокалиберного пулемета КПВ и спаренного с ним 7,62-мм пулемета ПКТ также выполнен усовершенствованной конструкции. Шесть 81-мм дымовых минометов, установленных в задней части башни, могут вести огонь изнутри машины.

БТР-80 может перевозить семь пехотинцев, а также экипаж из трех человек, состоящий из командира, наводчика и водителя. Полноценные боковые двери БТР-80, расположенные между второй и третьей осями машины, состоят из верхней половины, которая открывается вперед, и нижней половины, которая открывается вниз, образуя стремянку для входа или выхода войск. Верхняя половина двери также оснащена огневым портом. Дополнительные огневые порты, обращенные вперед, включают один в передней части машины для командира и два в люках на крыше. Стрелковые порты предназначены для индивидуального оружия АКМС/АК-74, за исключением двух передних огневых портов, которые предназначены для 7,62-мм универсальных пулеметов ПК.

Полностью плавающий БТР-80 оснащен четырехтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 7403 мощностью 260 л.с. Он способен развивать максимальную скорость 80 км/час по асфальтированной дороге и 9 км/час на плаву. Запас хода по топливу составляет 600 км по дорогам. БТР-80 оснащен системой защиты от РХБ (ядерного, биологического, химического), автоматической системой пожаротушения, средствами маскировки, осушительными насосами и лебедкой для самовытаскивания.

В рамках соглашения о сокращении долга Россия поставила Венгрии 200 колесных бронетранспортеров (БТР) БТР-80 взамен тридцатилетнего БТР FUG венгерского производства.

ВАРИАНТЫ

Базовый БТР-80 породил множество специализированных бронированных машин, в т.ч. несколько типов командирских машин, машина управления артиллерийским огнем 1В118, станция спутниковой связи с большой антенной и т. д. Из базового БТР-80 были разработаны следующие машины:

  • БТР-80А: БТР-80 эволюционировал в БТР-80А. В 1993 году тульское КБ завершило разработку новой башни, аналогичной той, что была установлена ​​на немецком БТР Marder, с установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 (БМП-2), спаренного 7,62-мм пулемета и дневных/ночных прицелов ТНП-3. . Встраиваемый пакет пушка/башня (Модульная система вооружения) предлагается на экспорт для модернизации широкого спектра машин до стандарта БТР-80А. На БТР-80А могут устанавливаться пуленепробиваемые шины К1-126. На БТР-80А и БТР-80С стандартная башня БТР-80 заменена на модульную систему вооружения. БТР-80А оснащен 30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ.
  • БТР-80С: БТР-80С, оснащенный 14,5-мм пулеметом КПВТ вместо пушки 2А72, был разработан для внутренних войск МВД в 1994 году. Вариант включает башню/систему управления огнем, но с 14,5-мм мм против 30-мм пушки. БТР-80С оснащен 14-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ. Для обеих этих модификаций система вооружения может быть изменена под требования заказчика. Прицельная система вооружения — ручная. Система управления огнем включает дневной прицел с двойным увеличением и ночной прицел x5,5.
  • БТР-80К : Командирский вариант с добавленными радиостанциями Р-173, Р-173П и Р-159 (переносной), переговорным устройством Р-174, средствами навигации и 11-метровой мачтой. БТР-80К предназначен для командира мотострелкового батальона управления подразделениями и поддержания связи со штабом. Он основан на БТР-80 с теми же 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами, но имеет ряд дополнительных систем, необходимых для этой задачи. В их состав входят: две радиостанции УКВ-173, комплект антенных устройств для антенны УКВ, автоматический запросчик госопознавания, навигационное средство ТНА-4, артиллерийский перископический прицел ПАБ-2М, прицел ночного видения ТНП-165А, переговорные устройства ТШ-4 с Головной и нагрудный комплект ГВШ-Т-13.
  • 1В152 : Командирская машина артиллерийского дивизиона
  • 2С23: 120-мм самоходная комбинированная пушка (гаубица/миномет)
  • БРЭМ-К: Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • РХМ-4 : Машина разведки РХБ
  • Бронированная машина скорой помощи БММ
  • УНШ: Унифицированное расширенное шасси для текущих модификаций, в т.ч.
    Кушетка-Б серии автомобилей ACRV и БММ.

БТР-80А

БТР-80А — колесная боевая машина-амфибия, предназначенная для перевозки пехоты и предназначенная для огневой поддержки на поле боя и для ведения огня пехотным отделением изнутри машины. БТР-80А является модификацией БТР-80, в которой сохранены его основные узлы и агрегаты. Машина оснащена комплексом вооружения повышенной огневой мощи, включающим 30-мм автоматическую пушку, 7,62-мм спаренный пулемет, дневной/ночной прицел и систему дымовых гранатометов.

БТР-80А — первая российская машина в своем классе, крупнокалиберный пулемет которой заменен грозной 30-мм автоматической пушкой Шипунова 2А72 с боекомплектом 300 снарядов.