Содержание
Почему категорически нельзя заливать антифриз в пустой бачок — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото: Drive2
Казалось бы, что сложного взять и долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок, если ее уровень упал или жидкость вовсе куда-то ушла. Но если заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля, то в некоторых из них автопроизводитель прямым текстом запрещает этого делать. Портал «АвтоВзгляд» выяснил, почему.
Ефим Розкин
Антифриз, или по-другому — охлаждающая жидкость нужна двигателю автомобиля так же, как качественное масло. При работе мотор нагревается до рабочей температуры 80—90 градусов, за поддержание которой и отвечает система охлаждения. По системе трубок, каналам в блоке цилиндров и радиатору циркулирует охлаждающая жидкость, снимающая избыточную температуру с двигателя и позволяющая салонному отопителю согревать пассажиров в холода.
Но бывают ситуации, когда антифриз уходит, а расширительный бачок остается пустым. Логика подсказывает, что нужно найти причину утечки жидкости. И если это, например, не плотно закрытая крышка, то антифриз нужно просто долить. Однако некоторые автопроизводители против того, чтобы владельцы автомобилей делали это самостоятельно, о чем прямо пишут в инструкции по эксплуатации. Но почему?
Запрещающая фраза звучит так: «При пустом расширительном бачке охлаждающую жидкость не доливать. Иначе внутрь системы может попасть воздух — опасность повреждения двигателя! Не продолжайте движение»! Что ж, логика автостроителей проста — завоздушенная система работает некорректно, и плохо охлаждает двигатель. Если при этом и уровень охлаждающей жидкости ниже минимума, то перегрева не избежать. А последствия этого все мы прекрасно знаем: головку блока попросту поведет, жидкость попадет в масло, и мотор очень сильно попросится на дорогостоящий ремонт. Но что делать, если на «эвакуатор» нет денег, до дилера или СТО далеко, причина утечки найдена, а нужно ехать?
Фото: drive2.ru/l/6185029/
Опытные автовладельцы не очень-то переживают на этот счет, и доливают антифриз. Однако делают это по специальной технологии. Если расширительный бачок пустой, и вы ликвидировали причину утечки антифриза, то доливать его следует крайне аккуратно, чтобы тот поступал в систему малыми порциями и легко уходил в недра подкапотного пространства по системе трубок и каналов, попутно выгоняя воздух из системы. Лить нужно тонкой струйкой и по краю расширительного бачка. Если же делать это неаккуратно, то в трубки жидкость пойдет большими порциями, продвигая воздушный пузырь вглубь системы.
Автопроизводители перестраховываются, и предпочитают сходу напугать автовладельца. На деле же небольшая воздушная пробка не создаст особых проблем. Единственное, что нужно делать, это поглядывать на датчик температуры, чтобы она не росла. Если температура держится в зеленой зоне, то можно спокойно ехать по своим делам, и потом, по случаю, заскочить в автосервис.
Если же температура растет, то движение действительно лучше прекратить, и таки доехать до сервиса на эвакуаторе. Специалисты техцентра продиагностируют систему, найдут утечку, ликвидируют ее и правильно зальют антифриз. В противном случае, вы рискуете налететь на дорогостоящий ремонт двигателя.
104142
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему опасно ездить с открытым верхом
25699
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему опасно ездить с открытым верхом
25699
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
ТО, двигатель, дилеры, безопасность дорожного движения, ДВС, автосервис, ремонт, техническое обслуживание, антифриз, лайфхак
для чего нужен, принцип работы, где находится и что в него заливают » АвтоНоватор
Система охлаждения современного автомобиля включает в себя несколько элементов, без которых её нормальное функционирование невозможно. К таковым относится и расширительный бачок, устанавливаемый в разных местах подкапотного пространства в зависимости от марки авто. Незамысловатый пластиковый резервуар с пробкой играет важную роль в работе охлаждающего контура двигателя и требует периодического контроля со стороны владельца машины.
Содержание
1 Назначение расширительной ёмкости
1.1 Видео: зачем нужен расширительный бачок
2 Конструкция и принцип действия
3 Место бачка в охладительной системе
4 Жидкости для заливки в бак
4.1 Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля
5 О неисправностях и ремонте ёмкости
5.1 Видео: ремонт корпуса бачка
Назначение расширительной ёмкости
В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.
Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.
Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар
Поскольку любая жидкость расширяется в объёме при нагревании, в охладительном контуре авто образуется излишек, который нужно куда-то направить. Антифриз является средой несжимаемой, поэтому при расширении он создаст в системе высокое давление, способное разорвать патрубки и соты радиаторов. И наоборот, при охлаждении жидкость уменьшится в объёме и создаст разрежение (вакуум), воздействующий с такой же силой.
Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:
- воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
- сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
- отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.
На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров
Антифриз, являющийся смесью дистиллированной воды с этиленгликолем (иногда — пропиленгликолем), при нагревании от нуля до 100 °С прибавляет в объёме порядка 5%. В контуре, рассчитанном на 10 л тосола, после полного прогрева образуется целых 500 мл, которые уходят в расширительный бачок.
Видео: зачем нужен расширительный бачок
Конструкция и принцип действия
Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.
Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской
Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:
- При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
- После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
- При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
- В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.
Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном
В аварийной ситуации, когда тосол или вода по разным причинам начинает кипеть, предохранительный клапан сбрасывает не только воздух, но и пар.
Встроенный датчик подаёт сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов
В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.
Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.
Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак
Место бачка в охладительной системе
Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.
Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора
Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:
- Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
- Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
- Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.
В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов
Бачки, оснащённые двумя штуцерами, присоединяются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения, подключение к печке отсутствует.
Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.
Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя
При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снимать патрубок охлаждения дросселя. Это позволяет вытолкнуть из магистралей и радиатора печки воздушные пробки.
Жидкости для заливки в бак
Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:
- жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
- порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
- отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
- в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
- химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.
Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР
Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.
Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.
Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:
- для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
- при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
- с целью промывки.
Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок
Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.
Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.
Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля
О неисправностях и ремонте ёмкости
Во время эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;
Большинство автолюбителей при поломке клапана или корпуса попросту меняют деталь на новую. Это оправдано отсутствием времени на ремонт и дешевизной данных запчастей. Хотя при желании лопнувший пластик резервуара можно запаять, а крышку — разобрать и прочистить.
Потёки из-под пробки возникают при неплотном прилегании либо из-за конструктивных особенностей ёмкости. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего малого штуцера, подключённого к радиатору, бьёт прямо в горловину, отчего возникает протечка. Способ устранения — установка более совершенного бачка от «Приоры».
Видео: ремонт корпуса бачка
Расширительный бачок автомобиля считается одной из самых надёжных деталей. Нередко они служат весь срок эксплуатации машины, особенно на иномарках. Чтобы не пришлось менять ёмкость раньше времени, рекомендуется периодически проверять состояние клапана в крышке. Если он в порядке, то и пластик сосуда не лопнет от высокого давления.
- Автор: Сергей Сергеев
- Распечатать
Оцените статью:
(20 голосов, среднее: 4.2 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Как работает перепускной бачок охлаждающей жидкости радиатора
Марк Стивенс
55 акций 22
Может показаться, что система охлаждения автомобиля работает нормально без каких-либо дополнительных оборудование, прикрепленное к нему, но это не спасет систему охлаждения вашего автомобиля от любого ущерба окружающей среде, такого как ржавчина, из-за того, как охлаждающая жидкость работает в радиаторе.
Ржавчина может образовываться внутри системы охлаждения вашего автомобиля из-за попадания воздуха в радиатор после остывания двигателя.
Нужна помощь с проблемой автомобиля ПРЯМО СЕЙЧАС?
Нажмите здесь , чтобы пообщаться в онлайн-чате с проверенным механиком, который ответит на ваши вопросы.
Когда охлаждающая жидкость охлаждается после выключения двигателя, ее объем сжимается, что приводит к падению температуры и давления внутри радиатора, позволяя воздуху проникать в радиатор через крышку радиатора.
Связанный: Вы перелили охлаждающую жидкость? (Что может случиться)
Этот воздух приведет к образованию ржавчины в системе охлаждения при контакте с металлом в системе.
Когда внутри радиатора образовалась ржавчина, у вас не будет другого выбора, кроме как промыть систему и заменить антифриз. Тем не менее, расширительный бачок охлаждающей жидкости радиатора может предотвратить эту проблему еще до того, как она начнется. Это избавит вас от расходов на частую замену охлаждающей жидкости и, возможно, от дорогостоящей замены радиатора или других компонентов системы охлаждения.
См. также: Утечка охлаждающей жидкости, но нет утечек (что делать)
Перепускной бачок радиатора — довольно простое устройство, но оно может сэкономить вам много денег, предотвратив образование ржавчины в системе охлаждения вашего автомобиля. . Когда двигатель работает с оптимальной производительностью, ему нужна охлаждающая жидкость двигателя, чтобы поддерживать рабочую температуру.
Охлаждающая жидкость двигателя поглощает тепло двигателя. Когда эта охлаждающая жидкость нагревается в радиаторе, она начинает расширяться, вызывая увеличение давления в системе охлаждения этого автомобиля.
Когда давление охлаждающей жидкости в радиаторе превышает расчетное давление крышки радиатора, антифриз проходит уплотнение крышки радиатора и через переливную трубку поступает в расширительный бачок бачка охлаждающей жидкости.
См. также: Можно ли доливать охлаждающую жидкость водой?
При выключении двигателя охлаждающая жидкость также начинает остывать. По мере остывания он также будет уменьшаться в объеме. Это уменьшение объема приведет к вакууму из-за падения давления.
Под действием этого вакуума открывается вакуумный клапан в крышке радиатора, позволяя охлаждающей жидкости, которая попала в расширительный бачок радиатора, вернуться в радиатор.
В старых автомобилях без расширительного бачка охлаждающей жидкости воздух всасывается в радиатор вместо охлаждающей жидкости, что приводит к образованию ржавчины. Таким образом, установка переливного бачка в вашем автомобиле — это хороший способ не только сохранить систему охлаждения вашего автомобиля, но и сэкономить на ремонте и замене в долгосрочной перспективе.
Связанный: Обнаружили масло в расширительном бачке? (Вот что это значит)
- Автор
- Последние сообщения
Марк Стивенс
Владелец Car Treatments
Проработав гаечным ключом более 18 лет, Марк страстно любит автомобили и писать о них. Как владелец Car Treatments, он работает с командой автомобильных экспертов (в соответствующих областях), чтобы регулярно публиковать новый контент.
Последние сообщения Марка Стивенса (посмотреть все)
Категории Охлаждающая жидкость Метки Перелив охлаждающей жидкости Бачок, радиатор
Задайте вопрос, получите ответ как можно скорее!
Расширительные бачки охлаждающей жидкости — переливные бачки радиатора, расширительные бачки и расширительные бачки охлаждающей жидкости
JEGS Шестиугольные рециркуляционные/переливные резервуары и улавливающие емкости
JEGS Шестиугольные рециркуляционные/переливные резервуары и улавливающие емкости
14,99–78,69 долл. США
14,99–78,69 долл. США
14,99–78,69 долл. США
JEGS Круглые рециркуляционные/переливные баки и ловушки
JEGS Круглые рециркуляционные/переливные баки и ловушки
16,99–126,39 долл. США
16,99–126,39 долл. США
$16,99 — $126,39
Резервуары для регенерации/рециркуляции JEGS из нержавеющей стали
Резервуары для регенерации/рециркуляции JEGS из нержавеющей стали
$13,59 — $72,89
$13,59 — $72,89
$13,59 — $72,89
Запчасти и аксессуары для модернизации Vintage Air
Запчасти и аксессуары для модернизации Vintage Air
$1,69 — $159,99
$1,69 — $159,99
1,69–159,99 долл. США
Переливные бачки радиатора Speedmaster
Переливные бачки радиатора Speedmaster
$35,50 — $72,20
$35,50 — $72,20
$35,50 — $72,20
Монтажные кронштейны JEGS Just-A-Ble
Монтажные кронштейны JEGS Just-A-Ble
16,99 $
16,99 $
$16,99
Переливные баки автоматической коробки передач JEGS Custom Fit
Переливные баки автоматической коробки передач JEGS Custom Fit
125,09 $
125,09 $
125,09 $
JAZ переливной уловитель
JAZ переливной уловитель
$19,89 — $134,99
$19,89 — $134,99
19,89–134,99 долл. США
Резервуары перелива и восстановления радиатора Moroso
Резервуары перелива и восстановления радиатора Moroso
45,99–163,99 долл. США
45,99–163,99 долл. США
$45,99 — $163,99
Крышка заливной горловины JEGS с фитингом
Крышка заливной горловины JEGS с фитингом
$34,19 — $37,99
$34,19 — $37,99
$34,19 — $37,99
Комплект заливной пробки Allstar
Комплект заливной пробки Allstar
$18,99 — $91,99
$18,99 — $91,99
$18,99 — $91,99
Переливной бак из нержавеющей стали JEGS
Переливной бак из нержавеющей стали JEGS
56,39 $
56,39 $
$56,39
Монтажный кронштейн JEGS Catch Can
Монтажный кронштейн JEGS Catch Can
16,99 $
16,99 $
$16,99
JEGS Круглый рециркуляционный/переливной бачок с заливной горловиной
JEGS Круглый рециркуляционный/переливной бачок с заливной горловиной
$16,99 — $124,26
$16,99 — $124,26
$16,99 — $124,26
Универсальные монтажные кронштейны Moroso для резервуаров
Универсальные монтажные кронштейны Moroso для резервуаров
17,99–64,99 долл. США
17,99–64,99 долл. США
17,99–64,99 $
Резервуары/крышки для жидкости Dorman
Резервуары/крышки для жидкости Dorman
$3,69 — $154,99
$3,69 — $154,99
$3,69 — $154,99
Переливные баки Allstar Performance
Переливные баки Allstar Performance
$36,99 — $112,99
$36,99 — $112,99
$36,99 — $112,99
RESTOPARTS Переливные бачки охлаждающей жидкости
RESTOPARTS Переливные бачки охлаждающей жидкости
35,99 $
35,99 $
$35,99
Расширительные баки системы охлаждения Moroso
Расширительные баки системы охлаждения Moroso
$127,99 — $469,99
$127,99 — $469,99
$127,99 — $469,99
Маслоуловители Mishimoto Direct-Fit с перегородками
Маслоуловители Mishimoto Direct-Fit с перегородками
172,50–501,95 долл. США
$172,50 — $501,95
172,50–501,95 долл. США
Переливные баки радиатора Champion Cooling Systems
Переливные баки радиатора Champion Cooling Systems
$44,99 — $54,99
$44,99 — $54,99
$44,99 — $54,99
JEGS Billet Универсальная коробка передач с автоматической коробкой передач
JEGS Billet Универсальная коробка передач с автоматической коробкой передач
$88,19
$88,19
$88,19
1-квартальные улавливающие резервуары JAZ
1-квартальные улавливающие резервуары JAZ
$33,99 — $36,99
$33,99 — $36,99
$33,99 — $36,99
Контейнеры для сбора трансмиссионной жидкости ATI
Контейнеры для сбора трансмиссионной жидкости ATI
$126,00 — $353,61
$126,00 — $353,61
$126,00 — $353,61
Расширительные бачки для охлаждающей жидкости Moroso Custom
Расширительные бачки для охлаждающей жидкости Moroso Custom
$161,99 — $484,96
$161,99 — $484,96
161,99–484,96 долл.