Сколько лошадиных сил нужно в городе? Меньше, чем думаете! — журнал За рулем

Мощный двигатель – удовольствие дорогое: тут вам и высокие налоги, и большой расход топлива, и прочие сопутствующие «прелести». Но и с «овощным» мотором в городе не жизнь! Рассказываем, какая же мощность будет в самый раз!

Помните анекдот?

— Что такое лошадиная сила?

— Это сила, которую развивает лошадь высотой один метр и весом один килограмм.

— Где ж вы такую лошадь видели?

— Ее не так-то просто увидеть: она хранится в Париже в Палате мер и весов.

В современных реалиях на вопрос о мощности двигателя возникает соблазн сразу же ответить в риторическом ключе: дескать, при нынешних штрафах и повсеместных камерах видеофиксации чем меньше лошадиных сил в моторе, тем лучше. Ведь логично же: если машина разгоняется лениво, то и ездить быстро на ней вряд ли захочется – а значит, и на штраф нарваться будет меньше шансов.

Атмосферный или с турбонаддувом — какой мотор лучше?

И все же давайте прикинем, какова оптимальная мощность для автомобиля в условиях городской езды. Начнем с того, что лошадь лошади рознь. С широким распространением турбомоторов значение максимальной мощности в известном смысле отошло на второй план, поскольку инженеры научились извлекать большой крутящий момент из маленьких двигателей. Дело в том, что интенсивность разгона автомобиля определяют не лошадиные силы, а ньютон-метры. И чем шире диапазон, в котором силовой агрегат производит максимум тяги, тем удобнее на такой машине перемещаться по городу: автомобиль легко трогается с места и набирает ход.

Вот смотрите: возьмем схожие по размерам и массе Nissan X-Trail с атмосферником 2.5 и Skoda Kodiaq с турбо 1.4 TSI. Ниссан мощнее: 171 сила против 150 «элэс» у Шкоды. При этом Кадьяк по основным потребительским характеристикам смотрится выигрышнее: у него стремительнее разгон до сотни (9,7 с против 10,5) и скромнее расход топлива – в среднем на 1,2 л на каждые сто километров пробега. И управлять тягой удобнее, поскольку ее максимальное значение у шкодовского мотора (250 Н.м) достигается в диапазоне 1500-3500 об/мин, в то время как двигатель Икс-Трейла выдает предельные 233 Н. м на 4000 об/мин.

На самом деле всегда сложно однозначно говорить о том, сколько должно быть сил под капотом, чтобы уверенно чувствовать себя в городе. По большому счету, если двигатель позволяет разгоняться до сотни быстрее, чем за 11-12 секунд, этого вполне достаточно для поездок по мегаполису: такая динамика разгона вполне достаточна для того, чтобы смело встраиваться в поток, выезжая на оживленную трассу, или резко ускоряться на выезде с дворовой территории или при разъезде на перекрестке.

В принципе, даже внушительные внедорожники не особо нуждаются в моторах мощностью более 250 сил – тем паче, что эта цифра определяет границу финансового комфорта, выше которой начинается существенная налоговая нагрузка на владельца. А если говорить о менее крупном формате, то для небольших машин (до гольф-класса включительно) вполне достаточно мотора в 100-130 сил; седаны среднего класса и компактные паркетники могут довольствоваться двигателями 150-180 л. с., а среднеразмерным кроссоверам за глаза хватит мощности порядка 200 сил.

Текст: Нина Буже

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

все о ГАЗ-66 :: Autonews

Фото: Владимир Войтенко / Фотохроника ТАСС

adv.rbc.ru

Читайте также

ГАЗ-66 — дитя своего времени, но он его пережил. Как такое могло произойти?

  • Что это
  • История
  • Технические характеристики
  • Модификации
  • Конец эпохи

adv.rbc.ru

Что такое «шишига»

«Шишига» или «шишок» — это прозвище, прикипевшее к советскому двухосному грузовику повышенной проходимости ГАЗ-66, который серийно выпускался с 1964 по 1999 год. У народного названия автомобиля два варианта объяснения:

  1. Шишига в русских сказаниях — существо, родственное кикиморе, обитающее у лесных рек и болот. ГАЗ-66 в таких условиях чувствовал себя как дома, да и достаточно брутальная внешность грузовика соответствовала представлениям о нечистой силе. Так что все по делу.
  2. Слово «шишига» созвучно с числом 66. Возможно.

ГАЗ-66 стал легендой отечественного автопрома не только в силу своего долгожительства, но также благодаря выдающимся способностям на бездорожье и узнаваемости, чему способствовала кабина характерного дизайна.

История создания «шишиги»

ГАЗ-66 создавался с учетом требований военных, которых предшественник «шишиги», также полноприводный ГАЗ-63, не устраивал по ряду причин. Среди них:

  • недостаточно мощный 70-сильный двигатель;
  • высокий центр тяжести, увеличивавший склонность грузовика к опрокидыванию;
  • посредственная проходимость.

Помимо устранения недостатков ГАЗ-63, ставилась задача сделать новую модель максимально компактной при сохранении грузоподъемности в 2 т для облегчения переброски по воздуху.

Проектированием «шишиги» занимался инженерный коллектив Горьковского автозавода под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. К тому времени главный конструктор ГАЗа был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии за создание грузовика ГАЗ-51. Своим запоминающимся обликом «шишига» обязана дизайнерам ГАЗа Льву Михайловичу Еремееву и Борису Борисовичу Лебедеву.

Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний на крутом подъеме.
(Фото: Владимир Войтенко / ТАСС )

Опытные экземпляры ГАЗ-66 вышли на испытания еще в 1957 году, но долгие семь лет грузовик не могли поставить на конвейер из-за отсутствия подходящего двигателя. В качестве временной меры до 1962 года малой серией выпускали бескапотный ГАЗ-62 с 85-сильным 3,5-литровым шестицилиндровым мотором еще довоенной разработки.

В конце 1950-х Заволжский моторный завод (ЗМЗ) начал производство полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий 21-й «Волги». На базе этого двигателя разработали версию серии ЗМЗ-53-66 с уменьшенным с 5,5 до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 л.с., которой сразу же начали комплектовать ГАЗ-66. Первая серийная «шишига» сошла с конвейера в июле 1964 года. От предшественника, ГАЗ-63, новый грузовик выгодно отличался следующими параметрами.

  1. Существенно большей (32 против 21 л.с./т снаряженной массы) удельной мощностью. Максимальная скорость поднялась с 65 до 90 км/ч.
  2. Более низким центром тяжести. Смещение двигателя под кабину позволило получить развесовку по осям 50:50, что тоже улучшило управляемость грузовика. В результате чреватый опрокидыванием крен у «шишиги» возникал в повороте радиусом 25 м на 65 км/ч, тогда как у ГАЗ-63 — на 44 км/ч.
  3. Гораздо более высокой проходимостью. Это объяснялось не только увеличением клиренса с 270 до 315 мм. Помимо двухступенчатой раздаточной коробки, в трансмиссии ГАЗ-66 использовались передний и задний межколесные дифференциалы с блокировкой. Вместе с появившейся в 1966 году централизованной системой регулирования давления в шинах в зависимости от типа покрытия они позволяли «шишиге» с ее тяговитым двигателем (284 Нм при 2000–2500 об./мин. против 205 Нм при 1500–1700 об./мин. у ГАЗ-63) в сухую погоду брать на хорошем грунте 37-градусный, а на сыпучем — 22-градусный подъем, тогда как ГАЗ-63 срывался в пробуксовку на 28- и 4-градусном уклонах соответственно.
  4. Наличием гидроусилителя руля, что существенно упрощало управление.
  5. Увеличенной площадью грузовой платформы.

Фото: В.Войтенко / Фотохроника ТАСС

ГАЗ-66, нашедший применение и в народном хозяйстве, вскоре после своего рождения по праву удостоился золотых медалей выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге, а в 1969 году стал первым советским автомобилем, которому был присвоен Государственный знак качества.

Технические характеристики «шишиги»























Длина/ширина/высота, мм5655х2322х2440
Колесная база, мм3300
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм3330х2050х340
Дорожный просвет, мм315
Глубина преодолеваемого брода, мм800-1000
Углы въезда/съезда, градус40/32
Тип двигателяV8 бензиновый, карбюраторный
Рабочий объем, см34254
Мощность, л. с./об./мин.115/3200
Крутящий момент, Нм/об./мин.284/2000-2500
Максимальная скорость, км/ч90
Разгон 0–60 км/ч, с30
ТопливоБензин А-72, А-76, А-80
Объем бака, л2х105
Расход топлива, л/100 км20–30+
Коробка передачМеханическая 4-ступенчатая
ПриводПолный подключаемый без межосевого дифференциала
Снаряженная масса, кг3650
Максимальная масса, кг5940
Грузоподъемность, кг2000
Масса буксируемого прицепа, кг2000
Запас хода, км850



Модификации «шишиги»

За 35 лет на конвейере сменилось три поколения ГАЗ-66, имевших массу вариантов.

Первое поколение (1964–1968)

Стоит отметить:

  • ГАЗ-66А отличался наличием передней 3,5-тонной лебедки;
  • ГАЗ-66Б для ВДВ имел кабину со складным брезентовым верхом, откидной рамой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой;
  • шасси ГАЗ-66Ф под установку специальных армейских кузовов-фургонов.

Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний по преодолению водной преграды.
(Фото: Владимир Войтенко / ТАСС)

Второе поколение (1966–1984)

Помимо измененной радиаторной решетки, грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах. Создается гамма экспортных версий автомобиля.

Третье поколение (1985–1999)

Его отличительными чертами стали укрупненные передние надфарники и впервые появившиеся на боковинах кабины повторители поворотов.

  • После модернизации 1985 и 1991 годов мощность бензинового V8 возросла до 120 и 125 л.с. соответственно.
  • В 1995–1998 годах грузовик выпускался с 4,15-литровым четырехцилиндровым турбодизелем воздушного охлаждения (116 л.с./382 Нм). С ним грузоподъемность «шишиги» увеличивалась до 2,3 т.

На базе ГАЗ-66 создавали и экзотические опытные образцы вроде трехосной версии, варианта с гусеничным движителем вместо колес или автобуса с обтекаемым кузовом из стеклопластика и пенопласта, которые в случае подрыва ядерного боеприпаса должны были уменьшить эффект взрывной волны и радиации.

Но и серийный ГАЗ-66 зарекомендовал себя «специалистом широкого профиля».

В армии грузовик и его версии с кунгами использовались в качестве:

  • буксировщика пушек и крупнокалиберных минометов;
  • платформы для установки зенитных пушек;
  • командного пункта;
  • радиостанции;
  • машины аэродромного обслуживания;
  • заряжающей машины;
  • бензовоза;
  • санитарной машины.

На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:

  • самосвала;
  • вахтового автобуса;
  • платформы для бурильной установки;
  • автовышки;
  • пожарной машины.

Апрель 1984. Казахская ССР. Тревожная группа покидает автомобиль.
(Фото: Евгений Шлей / Фотохроника ТАСС)

Конец эпохи «шишиги»

За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в настоящую автоклассику, и сюжет финала жизни грузовика на конвейере оказался заимствован из классической литературы. Военные как породили «шишигу», так и убили ее. Точнее, это сделала война в Афганистане. Там быстро выяснилось, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. «За речкой», как говорили в 1980-х, ГАЗ-66 сменили «Уралы» и ЗИЛы, а уже после распада СССР прямой заменой «шишиге» стал капотный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.

«Сняв погоны», ГАЗ-66 в товарных объемах оказался не востребован и на гражданке по ряду причин:

  1. Чудеса эргономики, с которыми мирились во времена железного занавеса, с началом поставок зарубежной техники стали раздражать. Действительно, попробуйте переключать передачи рычагом, который находится чуть ли не за спиной водителя. Чтобы бедолага не бился при этом локтем о заднюю стенку кабины, в ней даже делали специальную выштамповку.
  2. Кожух V8, съедавший изрядную долю пространства в кабине, делал ее очень тесной даже для двоих человек, а третьему места просто не оставалось. Удивительно, но конструкторы ухитрились предусмотреть в «шишиге» место для подвески гамака!
  3. Тот же V8 в теплое время года превращал кабину ГАЗ-66 в настоящий мартеновский цех. Кондиционера, разумеется, не предусматривалось, а открывающиеся характерные форточки в стойках лобового стекла не помогали в жару.
  4. С переходом на рыночные отношения реальный расход бензина, пусть и низкооктанового, в 30 и более литров на 100 км стал неприемлем для большинства автохозяйств. А лицензионный немецкий турбодизель, появившийся на ГАЗ-66 в середине 1990-х, оказался нерентабельным в производстве.

В результате в июле 1999 года (ровно через 35 лет после начала серийного производства) с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига». Всего выпустили 965 941 экземпляр легендарной модели.

Фото: Shutterstock

Но не только огромный тираж — причина того, что ГАЗ-66 и сегодня не редкость на наших дорогах. Активное долголетие «шишиге» обеспечивают:

  • простота и надежность конструкции;
  • доступность запчастей;
  • широкие возможности платформы. Так, многие туристические компании используют моторхоумы на базе ГАЗ-66 для выездов в труднодоступные места. «Шишига» не подведет. При ней всегда что? Правильно! Невероятная проходимость.

Перевести 66 лошадиных сил в киловатты

Сколько мощности составляет 66 лошадиных сил? Сколько будет 66 лошадиных сил в киловаттах? Преобразование 66 л. с. (I) в кВт.

От
БТЕ в часГигаватт Лошадиная силаКиловаттМегаваттметрическая Лошадиная силаТонны холодаВатт

То
БТЕ в часГигаваттЛошадиные силыКиловаттыМегаваттМетрические Лошадиные силыТонны холодаВатт

обменные единицы ↺

Сумма

66 лошадиных сил =

49,216192 Киловатт

(округлено до 8 цифр)

Показать результат как
NumberFraction (точное значение)

Механическая мощность обычно используется для измерения максимальной мощности двигателя автомобиля в США или Великобритании. Она примерно равна 746 Вт.

Киловатт равен 1000 Вт. Максимальная выходная мощность Усэйна Болта во время спринта составляла около 2,6 киловатт.

Конвертация лошадиных сил в киловатты

(некоторые результаты округлены)

л.с.(I) кВт
66,00 49.216
66.01 49.224
66. 02 49.231
66.03 49.239
66.04 49,246
66,05 49,253
66,06 49,261
66,07 49.268
66.08 49,276
66,09 49.283
66.10 49.291
66.11 49.298
66.12 49.306
66.13 49,313
66,14 49,321
66,15 49,328
66,16 49,336
66,17 49,343
66,18 49.350
66.19 49,358
66,20 49,365
66,21 49,373
66,22 49,380
66,23 49,388
66,24 49. 395
л.с.(I) кВт
66,25 49,403
66,26 49,410
66,27 49,418
66,28 49,425
66,29 49,432
66,30 49,440
66,31 49,447
66,32 49,455
66,33 49.462
66.34 49,470
66,35 49,477
66,36 49,485
66,37 49,492
66,38 49.500
66.39 49,507
66,40 49,514
66,41 49,522
66,42 49,529
66,43 49,537
66,44 49,544
66,45 49,552
66,46 49,559
66,47 49,567
66,48 49,574
66,49 49. 582
л.с.(I) кВт
66,50 49,589
66,51 49,596
66,52 49,604
66,53 49,611
66,54 49,619
66,55 49,626
66,56 49,634
66,57 49,641
66,58 49,649
66,59 49.656
66,60 49,664
66,61 49,671
66,62 49,679
66,63 49,686
66,64 49,693
66,65 49,701
66,66 49,708
66,67 49,716
66,68 49,723
66,69 49,731
66,70 49,738
66,71 49,746
66,72 49,753
66,73 49,761
66,74 49. 768
л.с.(I) кВт
66,75 49,775
66,76 49,783
66,77 49,790
66,78 49,798
66,79 49,805
66,80 49,813
66,81 49,820
66,82 49,828
66,83 49,835
66,84 49,843
66,85 49.850
66,86 49,857
66,87 49,865
66,88 49,872
66,89 49,880
66,90 49,887
66,91 49,895
66,92 49,902
66,93 49,910
66,94 49,917
66,95 49,925
66,96 49,932
66,97 49,940
66,98 49,947
66,99 49,954

66 лошадиных сил (электрических) в лошадиных сил (метрических)

66 лошадиных сил (электрических) равно 66,9423 лошадиных сил (метрических)

Пожалуйста, выберите физическую величину, две единицы, затем введите значение в любое из полей выше.

Чтобы вычислить значение мощности в лошадиных силах (электрической) на соответствующее значение в лошадиных силах (метрических), просто умножьте количество в лошадиных силах (электрических) на 1,0142777265087 (коэффициент преобразования). Вот формула :

Значение в лошадиных силах (метрических) = значение в лошадиных силах (электрических) × 1,0142777265087

Предположим, вы хотите преобразовать 66 лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические). Используя приведенную выше формулу преобразования, вы получите:

Значение в лошадиных силах (метрических) = 66 × 1,0142777265087 = 66,9423 лошадиных сил (метрических)

Этот конвертер может помочь вам получить ответы на такие вопросы, как:

  • Сколько лошадиных сил (электрических) ) находятся в 66 лошадиных силах (метрических)?
  • 66 лошадиных сил (электрических) равны скольким лошадиным силам (метрических)?
  • Сколько 66 лошадиных сил (электрических) в лошадиных силах (метрических)?
  • Как преобразовать лошадиные силы (электрические) в лошадиные силы (метрические)?
  • Какой коэффициент преобразования лошадиных сил (электрических) в лошадиных сил (метрических)?
  • Как преобразовать лошадиные силы (электрические) в лошадиные силы (метрические)?
  • Какова формула преобразования лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические)? Среди прочих.

Таблица преобразования лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические) около 66 лошадиных сил (электрических)

9004 0 66,9 лошадиных сил (метрических)

Таблица перевода лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические)
61 лошадиных сил (электрических) = 61,9 лошадиных сил (метрических)

62 лошадиные силы (электрические) = 62,9 лошадиных силы (метрические)
63 лошадиные силы (электрические) = 63,9 лошадиные силы (метрические)
64 лошадиные силы (электрические) = 64,9 л.с. (метрическая)
65 лошадиных сил (электрический) = 65,9 лошадиных сил (метрический)
66 лошадиных сил (электрический) =
0041

Лошадиных сил (электрических) КАРТА ВЫКЛЮЧЕНИЯ (Метрическая) Конверсионная диаграмма
66 лошадиных сил (электрическая) = 66,9 лошадиных сил (метрика)
67 лошадиная сила (электрическая) =

67 лошадиная сила (электрическая) =

68 лошадиных сил (метрическая)
68 лошадиных сил (электрическая) = 69 лошадиных сил (метрическая)
69 лошадиных сил (электрическая) = 70 лошадиных сил (метрических)
70 мощность (электрическая) = 71 лошадиная сила (метрическая)
71 лошадиная сила (электрическая) = 72 лошадиная сила (метрическая)

Примечание: некоторые значения могут быть округлены.