Содержание
Сколько лошадиных сил нужно в городе? Меньше, чем думаете! — журнал За рулем
Мощный двигатель – удовольствие дорогое: тут вам и высокие налоги, и большой расход топлива, и прочие сопутствующие «прелести». Но и с «овощным» мотором в городе не жизнь! Рассказываем, какая же мощность будет в самый раз!
Помните анекдот?
— Что такое лошадиная сила?
— Это сила, которую развивает лошадь высотой один метр и весом один килограмм.
— Где ж вы такую лошадь видели?
— Ее не так-то просто увидеть: она хранится в Париже в Палате мер и весов.
В современных реалиях на вопрос о мощности двигателя возникает соблазн сразу же ответить в риторическом ключе: дескать, при нынешних штрафах и повсеместных камерах видеофиксации чем меньше лошадиных сил в моторе, тем лучше. Ведь логично же: если машина разгоняется лениво, то и ездить быстро на ней вряд ли захочется – а значит, и на штраф нарваться будет меньше шансов.
Атмосферный или с турбонаддувом — какой мотор лучше?
И все же давайте прикинем, какова оптимальная мощность для автомобиля в условиях городской езды. Начнем с того, что лошадь лошади рознь. С широким распространением турбомоторов значение максимальной мощности в известном смысле отошло на второй план, поскольку инженеры научились извлекать большой крутящий момент из маленьких двигателей. Дело в том, что интенсивность разгона автомобиля определяют не лошадиные силы, а ньютон-метры. И чем шире диапазон, в котором силовой агрегат производит максимум тяги, тем удобнее на такой машине перемещаться по городу: автомобиль легко трогается с места и набирает ход.
Вот смотрите: возьмем схожие по размерам и массе Nissan X-Trail с атмосферником 2.5 и Skoda Kodiaq с турбо 1.4 TSI. Ниссан мощнее: 171 сила против 150 «элэс» у Шкоды. При этом Кадьяк по основным потребительским характеристикам смотрится выигрышнее: у него стремительнее разгон до сотни (9,7 с против 10,5) и скромнее расход топлива – в среднем на 1,2 л на каждые сто километров пробега. И управлять тягой удобнее, поскольку ее максимальное значение у шкодовского мотора (250 Н.м) достигается в диапазоне 1500-3500 об/мин, в то время как двигатель Икс-Трейла выдает предельные 233 Н. м на 4000 об/мин.
На самом деле всегда сложно однозначно говорить о том, сколько должно быть сил под капотом, чтобы уверенно чувствовать себя в городе. По большому счету, если двигатель позволяет разгоняться до сотни быстрее, чем за 11-12 секунд, этого вполне достаточно для поездок по мегаполису: такая динамика разгона вполне достаточна для того, чтобы смело встраиваться в поток, выезжая на оживленную трассу, или резко ускоряться на выезде с дворовой территории или при разъезде на перекрестке.
В принципе, даже внушительные внедорожники не особо нуждаются в моторах мощностью более 250 сил – тем паче, что эта цифра определяет границу финансового комфорта, выше которой начинается существенная налоговая нагрузка на владельца. А если говорить о менее крупном формате, то для небольших машин (до гольф-класса включительно) вполне достаточно мотора в 100-130 сил; седаны среднего класса и компактные паркетники могут довольствоваться двигателями 150-180 л. с., а среднеразмерным кроссоверам за глаза хватит мощности порядка 200 сил.
Текст: Нина Буже
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
все о ГАЗ-66 :: Autonews
Фото: Владимир Войтенко / Фотохроника ТАСС
adv.rbc.ru
Читайте также
ГАЗ-66 — дитя своего времени, но он его пережил. Как такое могло произойти?
- Что это
- История
- Технические характеристики
- Модификации
- Конец эпохи
adv.rbc.ru
Что такое «шишига»
«Шишига» или «шишок» — это прозвище, прикипевшее к советскому двухосному грузовику повышенной проходимости ГАЗ-66, который серийно выпускался с 1964 по 1999 год. У народного названия автомобиля два варианта объяснения:
- Шишига в русских сказаниях — существо, родственное кикиморе, обитающее у лесных рек и болот. ГАЗ-66 в таких условиях чувствовал себя как дома, да и достаточно брутальная внешность грузовика соответствовала представлениям о нечистой силе. Так что все по делу.
- Слово «шишига» созвучно с числом 66. Возможно.
ГАЗ-66 стал легендой отечественного автопрома не только в силу своего долгожительства, но также благодаря выдающимся способностям на бездорожье и узнаваемости, чему способствовала кабина характерного дизайна.
История создания «шишиги»
ГАЗ-66 создавался с учетом требований военных, которых предшественник «шишиги», также полноприводный ГАЗ-63, не устраивал по ряду причин. Среди них:
- недостаточно мощный 70-сильный двигатель;
- высокий центр тяжести, увеличивавший склонность грузовика к опрокидыванию;
- посредственная проходимость.
Помимо устранения недостатков ГАЗ-63, ставилась задача сделать новую модель максимально компактной при сохранении грузоподъемности в 2 т для облегчения переброски по воздуху.
Проектированием «шишиги» занимался инженерный коллектив Горьковского автозавода под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. К тому времени главный конструктор ГАЗа был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии за создание грузовика ГАЗ-51. Своим запоминающимся обликом «шишига» обязана дизайнерам ГАЗа Льву Михайловичу Еремееву и Борису Борисовичу Лебедеву.
Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний на крутом подъеме.
(Фото: Владимир Войтенко / ТАСС )
Опытные экземпляры ГАЗ-66 вышли на испытания еще в 1957 году, но долгие семь лет грузовик не могли поставить на конвейер из-за отсутствия подходящего двигателя. В качестве временной меры до 1962 года малой серией выпускали бескапотный ГАЗ-62 с 85-сильным 3,5-литровым шестицилиндровым мотором еще довоенной разработки.
В конце 1950-х Заволжский моторный завод (ЗМЗ) начал производство полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий 21-й «Волги». На базе этого двигателя разработали версию серии ЗМЗ-53-66 с уменьшенным с 5,5 до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 л.с., которой сразу же начали комплектовать ГАЗ-66. Первая серийная «шишига» сошла с конвейера в июле 1964 года. От предшественника, ГАЗ-63, новый грузовик выгодно отличался следующими параметрами.
- Существенно большей (32 против 21 л.с./т снаряженной массы) удельной мощностью. Максимальная скорость поднялась с 65 до 90 км/ч.
- Более низким центром тяжести. Смещение двигателя под кабину позволило получить развесовку по осям 50:50, что тоже улучшило управляемость грузовика. В результате чреватый опрокидыванием крен у «шишиги» возникал в повороте радиусом 25 м на 65 км/ч, тогда как у ГАЗ-63 — на 44 км/ч.
- Гораздо более высокой проходимостью. Это объяснялось не только увеличением клиренса с 270 до 315 мм. Помимо двухступенчатой раздаточной коробки, в трансмиссии ГАЗ-66 использовались передний и задний межколесные дифференциалы с блокировкой. Вместе с появившейся в 1966 году централизованной системой регулирования давления в шинах в зависимости от типа покрытия они позволяли «шишиге» с ее тяговитым двигателем (284 Нм при 2000–2500 об./мин. против 205 Нм при 1500–1700 об./мин. у ГАЗ-63) в сухую погоду брать на хорошем грунте 37-градусный, а на сыпучем — 22-градусный подъем, тогда как ГАЗ-63 срывался в пробуксовку на 28- и 4-градусном уклонах соответственно.
- Наличием гидроусилителя руля, что существенно упрощало управление.
- Увеличенной площадью грузовой платформы.
Фото: В.Войтенко / Фотохроника ТАСС
ГАЗ-66, нашедший применение и в народном хозяйстве, вскоре после своего рождения по праву удостоился золотых медалей выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге, а в 1969 году стал первым советским автомобилем, которому был присвоен Государственный знак качества.
Технические характеристики «шишиги»
Длина/ширина/высота, мм | 5655х2322х2440 |
Колесная база, мм | 3300 |
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм | 3330х2050х340 |
Дорожный просвет, мм | 315 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 800-1000 |
Углы въезда/съезда, градус | 40/32 |
Тип двигателя | V8 бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем, см3 | 4254 |
Мощность, л. с./об./мин. | 115/3200 |
Крутящий момент, Нм/об./мин. | 284/2000-2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Разгон 0–60 км/ч, с | 30 |
Топливо | Бензин А-72, А-76, А-80 |
Объем бака, л | 2х105 |
Расход топлива, л/100 км | 20–30+ |
Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая |
Привод | Полный подключаемый без межосевого дифференциала |
Снаряженная масса, кг | 3650 |
Максимальная масса, кг | 5940 |
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 |
Запас хода, км | 850 |
Модификации «шишиги»
За 35 лет на конвейере сменилось три поколения ГАЗ-66, имевших массу вариантов.
Первое поколение (1964–1968)
Стоит отметить:
- ГАЗ-66А отличался наличием передней 3,5-тонной лебедки;
- ГАЗ-66Б для ВДВ имел кабину со складным брезентовым верхом, откидной рамой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой;
- шасси ГАЗ-66Ф под установку специальных армейских кузовов-фургонов.
Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний по преодолению водной преграды.
(Фото: Владимир Войтенко / ТАСС)
Второе поколение (1966–1984)
Помимо измененной радиаторной решетки, грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах. Создается гамма экспортных версий автомобиля.
Третье поколение (1985–1999)
Его отличительными чертами стали укрупненные передние надфарники и впервые появившиеся на боковинах кабины повторители поворотов.
- После модернизации 1985 и 1991 годов мощность бензинового V8 возросла до 120 и 125 л.с. соответственно.
- В 1995–1998 годах грузовик выпускался с 4,15-литровым четырехцилиндровым турбодизелем воздушного охлаждения (116 л.с./382 Нм). С ним грузоподъемность «шишиги» увеличивалась до 2,3 т.
На базе ГАЗ-66 создавали и экзотические опытные образцы вроде трехосной версии, варианта с гусеничным движителем вместо колес или автобуса с обтекаемым кузовом из стеклопластика и пенопласта, которые в случае подрыва ядерного боеприпаса должны были уменьшить эффект взрывной волны и радиации.
Но и серийный ГАЗ-66 зарекомендовал себя «специалистом широкого профиля».
В армии грузовик и его версии с кунгами использовались в качестве:
- буксировщика пушек и крупнокалиберных минометов;
- платформы для установки зенитных пушек;
- командного пункта;
- радиостанции;
- машины аэродромного обслуживания;
- заряжающей машины;
- бензовоза;
- санитарной машины.
На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:
- самосвала;
- вахтового автобуса;
- платформы для бурильной установки;
- автовышки;
- пожарной машины.
Апрель 1984. Казахская ССР. Тревожная группа покидает автомобиль.
(Фото: Евгений Шлей / Фотохроника ТАСС)
Конец эпохи «шишиги»
За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в настоящую автоклассику, и сюжет финала жизни грузовика на конвейере оказался заимствован из классической литературы. Военные как породили «шишигу», так и убили ее. Точнее, это сделала война в Афганистане. Там быстро выяснилось, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. «За речкой», как говорили в 1980-х, ГАЗ-66 сменили «Уралы» и ЗИЛы, а уже после распада СССР прямой заменой «шишиге» стал капотный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.
«Сняв погоны», ГАЗ-66 в товарных объемах оказался не востребован и на гражданке по ряду причин:
- Чудеса эргономики, с которыми мирились во времена железного занавеса, с началом поставок зарубежной техники стали раздражать. Действительно, попробуйте переключать передачи рычагом, который находится чуть ли не за спиной водителя. Чтобы бедолага не бился при этом локтем о заднюю стенку кабины, в ней даже делали специальную выштамповку.
- Кожух V8, съедавший изрядную долю пространства в кабине, делал ее очень тесной даже для двоих человек, а третьему места просто не оставалось. Удивительно, но конструкторы ухитрились предусмотреть в «шишиге» место для подвески гамака!
- Тот же V8 в теплое время года превращал кабину ГАЗ-66 в настоящий мартеновский цех. Кондиционера, разумеется, не предусматривалось, а открывающиеся характерные форточки в стойках лобового стекла не помогали в жару.
- С переходом на рыночные отношения реальный расход бензина, пусть и низкооктанового, в 30 и более литров на 100 км стал неприемлем для большинства автохозяйств. А лицензионный немецкий турбодизель, появившийся на ГАЗ-66 в середине 1990-х, оказался нерентабельным в производстве.
В результате в июле 1999 года (ровно через 35 лет после начала серийного производства) с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига». Всего выпустили 965 941 экземпляр легендарной модели.
Фото: Shutterstock
Но не только огромный тираж — причина того, что ГАЗ-66 и сегодня не редкость на наших дорогах. Активное долголетие «шишиге» обеспечивают:
- простота и надежность конструкции;
- доступность запчастей;
- широкие возможности платформы. Так, многие туристические компании используют моторхоумы на базе ГАЗ-66 для выездов в труднодоступные места. «Шишига» не подведет. При ней всегда что? Правильно! Невероятная проходимость.
Перевести 66 лошадиных сил в киловатты
Сколько мощности составляет 66 лошадиных сил? Сколько будет 66 лошадиных сил в киловаттах? Преобразование 66 л. с. (I) в кВт.
От
БТЕ в часГигаватт Лошадиная силаКиловаттМегаваттметрическая Лошадиная силаТонны холодаВатт
То
БТЕ в часГигаваттЛошадиные силыКиловаттыМегаваттМетрические Лошадиные силыТонны холодаВатт
обменные единицы ↺
Сумма
66 лошадиных сил =
49,216192 Киловатт
(округлено до 8 цифр)
Показать результат как
NumberFraction (точное значение)
Механическая мощность обычно используется для измерения максимальной мощности двигателя автомобиля в США или Великобритании. Она примерно равна 746 Вт.
Киловатт равен 1000 Вт. Максимальная выходная мощность Усэйна Болта во время спринта составляла около 2,6 киловатт.
Конвертация лошадиных сил в киловатты
(некоторые результаты округлены)
л.с.(I) | кВт |
---|---|
66,00 | 49.216 |
66.01 | 49.224 |
66. 02 | 49.231 |
66.03 | 49.239 |
66.04 | 49,246 |
66,05 | 49,253 |
66,06 | 49,261 |
66,07 | 49.268 |
66.08 | 49,276 |
66,09 | 49.283 |
66.10 | 49.291 |
66.11 | 49.298 |
66.12 | 49.306 |
66.13 | 49,313 |
66,14 | 49,321 |
66,15 | 49,328 |
66,16 | 49,336 |
66,17 | 49,343 |
66,18 | 49.350 |
66.19 | 49,358 |
66,20 | 49,365 |
66,21 | 49,373 |
66,22 | 49,380 |
66,23 | 49,388 |
66,24 | 49. 395 |
л.с.(I) | кВт |
---|---|
66,25 | 49,403 |
66,26 | 49,410 |
66,27 | 49,418 |
66,28 | 49,425 |
66,29 | 49,432 |
66,30 | 49,440 |
66,31 | 49,447 |
66,32 | 49,455 |
66,33 | 49.462 |
66.34 | 49,470 |
66,35 | 49,477 |
66,36 | 49,485 |
66,37 | 49,492 |
66,38 | 49.500 |
66.39 | 49,507 |
66,40 | 49,514 |
66,41 | 49,522 |
66,42 | 49,529 |
66,43 | 49,537 |
66,44 | 49,544 |
66,45 | 49,552 |
66,46 | 49,559 |
66,47 | 49,567 |
66,48 | 49,574 |
66,49 | 49. 582 |
л.с.(I) | кВт |
---|---|
66,50 | 49,589 |
66,51 | 49,596 |
66,52 | 49,604 |
66,53 | 49,611 |
66,54 | 49,619 |
66,55 | 49,626 |
66,56 | 49,634 |
66,57 | 49,641 |
66,58 | 49,649 |
66,59 | 49.656 |
66,60 | 49,664 |
66,61 | 49,671 |
66,62 | 49,679 |
66,63 | 49,686 |
66,64 | 49,693 |
66,65 | 49,701 |
66,66 | 49,708 |
66,67 | 49,716 |
66,68 | 49,723 |
66,69 | 49,731 |
66,70 | 49,738 |
66,71 | 49,746 |
66,72 | 49,753 |
66,73 | 49,761 |
66,74 | 49. 768 |
л.с.(I) | кВт |
---|---|
66,75 | 49,775 |
66,76 | 49,783 |
66,77 | 49,790 |
66,78 | 49,798 |
66,79 | 49,805 |
66,80 | 49,813 |
66,81 | 49,820 |
66,82 | 49,828 |
66,83 | 49,835 |
66,84 | 49,843 |
66,85 | 49.850 |
66,86 | 49,857 |
66,87 | 49,865 |
66,88 | 49,872 |
66,89 | 49,880 |
66,90 | 49,887 |
66,91 | 49,895 |
66,92 | 49,902 |
66,93 | 49,910 |
66,94 | 49,917 |
66,95 | 49,925 |
66,96 | 49,932 |
66,97 | 49,940 |
66,98 | 49,947 |
66,99 | 49,954 |
66 лошадиных сил (электрических) в лошадиных сил (метрических)
66 лошадиных сил (электрических) равно 66,9423 лошадиных сил (метрических)
⇆ | ||
Пожалуйста, выберите физическую величину, две единицы, затем введите значение в любое из полей выше. | ||
Чтобы вычислить значение мощности в лошадиных силах (электрической) на соответствующее значение в лошадиных силах (метрических), просто умножьте количество в лошадиных силах (электрических) на 1,0142777265087 (коэффициент преобразования). Вот формула :
Значение в лошадиных силах (метрических) = значение в лошадиных силах (электрических) × 1,0142777265087
Предположим, вы хотите преобразовать 66 лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические). Используя приведенную выше формулу преобразования, вы получите:
Значение в лошадиных силах (метрических) = 66 × 1,0142777265087 = 66,9423 лошадиных сил (метрических)
Этот конвертер может помочь вам получить ответы на такие вопросы, как:
- Сколько лошадиных сил (электрических) ) находятся в 66 лошадиных силах (метрических)?
- 66 лошадиных сил (электрических) равны скольким лошадиным силам (метрических)?
- Сколько 66 лошадиных сил (электрических) в лошадиных силах (метрических)?
- Как преобразовать лошадиные силы (электрические) в лошадиные силы (метрические)?
- Какой коэффициент преобразования лошадиных сил (электрических) в лошадиных сил (метрических)?
- Как преобразовать лошадиные силы (электрические) в лошадиные силы (метрические)?
- Какова формула преобразования лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические)? Среди прочих.
Таблица преобразования лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические) около 66 лошадиных сил (электрических)
Таблица перевода лошадиных сил (электрических) в лошадиные силы (метрические) | |||||
---|---|---|---|---|---|
61 лошадиных сил (электрических) | = | 61,9 лошадиных сил (метрических) | 62 лошадиные силы (электрические) | = | 62,9 лошадиных силы (метрические) |
63 лошадиные силы (электрические) | = | 63,9 лошадиные силы (метрические) | |||
64 лошадиные силы (электрические) | = | 64,9 л.с. (метрическая) | |||
65 лошадиных сил (электрический) | = | 65,9 лошадиных сил (метрический) | |||
66 лошадиных сил (электрический) | = |
Лошадиных сил (электрических) КАРТА ВЫКЛЮЧЕНИЯ (Метрическая) Конверсионная диаграмма | ||
---|---|---|
66 лошадиных сил (электрическая) | = | 66,9 лошадиных сил (метрика) |
67 лошадиная сила (электрическая) | = | |
67 лошадиная сила (электрическая) | = | |
68 лошадиных сил (метрическая) | ||
68 лошадиных сил (электрическая) | = | 69 лошадиных сил (метрическая) |
69 лошадиных сил (электрическая) | = | 70 лошадиных сил (метрических) |
70 мощность (электрическая) | = | 71 лошадиная сила (метрическая) |
71 лошадиная сила (электрическая) | = | 72 лошадиная сила (метрическая) |
Примечание: некоторые значения могут быть округлены.