Содержание
что известно о машинах ВАЗ с роторно-поршневыми двигателями
Думаете, у Волжского автозавода времен заднеприводной «классики» ничего, кроме дохленьких рядных моторчиков в ассортименте не было? Как бы не так! В истории ВАЗа было целое семейство шустрых движков и в 120, и в 140, и даже в 210 «сил». Правда, доступны они были только штатным испытателям и чекистам. Лишь в конце 1990-х в свободной продаже появились ВАЗы с таинственной аббревиатурой РПД в техпаспорте, которая за годы существования обросла слухами и легендами.
Теги:
Нетленка
История
Автомобили
СССР
Собаки
РПД двигатели на ВАЗ по началу были недоступны массовым автолюбителям. Однако попадание на рынок машин с такими специфическими характеристиками, позволило понять истинный уровень и гений советских конструкторов.
Что такое РПД
РПД на ВАЗ стали применять лишь после их относительно успешного внедрения заграницей. Сама история возникновения РПД началась аж в 1920-е годы, когда талантливый немецкий инженер Феликс Ванкель решил построить очередной двигатель внутреннего сгорания, но с отличающейся от привычного мотора конструкцией и более высоким КПД. Так на свет появился умница РПД — роторно-поршневой двигатель, или двигатель Ванкеля.
Чем же так привлёк двигатель РПД ВАЗ и другие крупные мировые автоконцерны? В первую очередь это строение самого РПД. Никаких привычных поршней, шатунов и распредвалов, не нужно преобразовывать возвратно поступательное движение во вращательное, всего две основные движущиеся части: сам ротор, он же поршень, и вал, с которого напрямую можно снимать крутящий момент. Одна секция — это компактный овальный блок, внутри которого крутится ротор. Блоки можно соединять как конструктор, увеличивая мощность мотора. Фантастика!
Конечно, движок Ванкеля оказался не идеальным: сильно грелся, отличался повышенным расходом топлива и масла… С этими минусами РПД ВАЗ и его механики столкнутся потом не раз, но сейчас не о том.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как РПД на ВАЗ появилось
Наибольшего коммерческого успеха в производстве двигателя Ванкеля добилась Mazda с целым семейством РПД. Одна из их гоночных машин впоследствии даже выиграет престижную гонку Ле-Мана с двигателем РПД как на ВАЗе. Советские инженеры не стали мудрить. Говорите, Mazda съела собаку на РПД? То, что надо!
Как только в СССР заинтересовались этим направлением в моторостроении, наши люди пошли по протоптанной дорожке. Для вновь образованного в 1970-е при ВАЗе конструкторского бюро купили новенькую Mazda RX-2. Инженеры сняли с нее роторный движок, все изучили-измерили и в 1975 году выпустили первый опытный образец односекционного двигателя с индексом ВАЗ-301, а следом ВАЗ-311, который уже пошел в мелкосерийное производство автомобилей для силовых структур. Благодаря двигателю РПД на ВАЗе, машина могла выдавать 70 л.с. и… на этом плюсы заканчивались.
В действительности стоит признать что первый опыт постановки РПД на ВАЗ окончились крахом. Сам же двигатель оказался полным хламом, постоянно выходил из строя и не отличался стабильной работой, так что почти всю партию «копеек» с этим мотором под капотом вернули создателям.
ВАЗ–411: РПД нового уровня
Однако сама идея – поставить на автомобили ВАЗа РПД – тольяттинским умам очень понравилась, несмотря на то, что первый блин вышел большущим комом. Шутка ли — за все время существования спецбюро инженеры успели разработать в общей сложности 38 модификаций РПД, пока специальный отдел при ВАЗе не закрыли в 2004 году. Сразу после неудачного опыта с «триста одиннадцатым» движком, мотористы строят куда более стабильный и надежный двухсекционник ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. Его ставили на ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059, а поставлялась такая «классика» в гаражи МВД и КГБ. Стоило уже в 1990-е инженерам поменять карбюратор на впрыск, как модернизированный ВАЗ-411-01 выдавал уже 130-140 «сил». Такие РПД шли на ВАЗ-2107 – легендарные «семёрки».
В принципе, двухсекционный ВАЗ-411 оказался наиболее живучим и оптимальным по всем характеристикам. Помимо того, что подобные РПД были на ВАЗ-2105 и последующих моделях, на его основе была построена разновидность для переднеприводных моделей ВАЗа. Именно она, начиная с 1997 года наконец-то и попала в свободную продажу на моделях ВАЗ-2109-91, ВАЗ-21099-91 и ВАЗ-2115-91.
В чём плюс двигателей подобных РПД на ВАЗ? Такой автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 секунд, а максимальная скорость подбиралась к отметке в 200 км/ч. Ясное дело, в непростые времена диковинную «восьмерку» мог купить только большой оригинал или фанат, ведь насколько она была быстрее обычной, настолько и дороже обычной «Самары». Но спрос хоть был и чертовски низкий, но стабильный.
Почему перестали ставить РПД на ВАЗ
Темой РПД интересовались многие производства в СССР. В числе заказчиков специального бюро ВАЗа были авиапредприятия (МВЗ, КВЗ и другие), производители лодок, амфибий и мотоциклов. Строили на ВАЗе РПД даже для Горьковского автозавода! Среди самых крутых были опытный 140-сильный двигатель для силовых структур, невероятный 210-сильный 3-секционный РПД, который предполагалось устанавливать на правительственные «Волги» и даже 280-сильный агрегат для «Чайки», который, увы, дальше макета не пошел. То есть двигатели типа РПД на ВАЗе не были каким-то нонсенсом: в масштабах страны, они являлись отечественным ответом на тенденции мировой автомобильной промышленности.
Тем не менее, от ротора отказалась даже Mazda, чего уж говорить про Волжский автозавод. При всех своих достоинствах, РПД так и не научился быть надежным — редкий экземпляр проезжал больше 100 000 км, а средний реальный ресурс зачастую оказывался и того ниже. Это и погубило долгосрочную перспективу установок РПД на ВАЗ. Вдобавок, при всей своей инженерной простоте он был в диковинку механикам, да и с запчастями дела обстояли не так гладко, как для классического ДВС. Как итог — в 2004 году все работы спецбюро ВАЗа были прекращены, а само бюро впоследствии ликвидировано.
Роторный двигатель на «Ладах». От «Копейки» до «Десятки»: mexanizm — LiveJournal
Внешне эти машины ничем не отличаются от обычных, производства ВАЗ, как классических моделей, так и «зубил». Лишь звук работы мотора несколько иной, отличался от звука обычных «жигулевских» движков. Но если нужно было, то роторная «Лада» с лёгкостью могла догнать любую машину, встречавшуюся на дорогах СССР.
Роторно-поршневой двигатель серийно на советские машины никогда не устанавливался и обычным покупателям был недоступен. Небольшие партии автомобилей, с установленным на них РПД предназначались для спецслужб, это так называемые «догонялки».
Бытует мнение, что разработкой роторно-поршневых двигателей в СССР впервые занялись на ВАЗе, изучив конструкцию мотора серийной японской Мазды. Эта японская компания уже в 1970-х серийно производила автомобили с двигателем Ванкеля.
В этой версии правда смешалась с мифом. Исследованиями на тему роторных двигателей в СССР занимались задолго до того, как был заложен первый камень в фундамент Волжского автогиганта. Разработки велись и в НАМИ, правда, основной сферой применения таких моторов видели всё же авиацию. Но и за «железный занавес» посматривали с интересом, ведь на Западе то и дело появлялись любопытные решения, наподобие германского NSU Ro-80.
Поэтому первопроходцем в теме разработки РПД в СССР Волжский автозавод не был, но он действительно первым установил такой двигатель на советскую легковую машину. Да, и правда насчет Мазды, но о прямом копировании там речи не идет. В ходе испытаний мотора выяснилась масса слабых мест, устраняя которые, наши конструкторы внесли столько корректировок, что по итогу получился совсем другой мотор.
Основоположником концепции РПД является талантливый немецкий изобретатель Генрих Ванкель. Работы над своим детищем он начал еще в 1920-х годах. Мотором заинтересовалась BMW, оказывала финансовую поддержку исследователю, но до коммерческого продукта дело тогда так и не дошло, а там и вовсе смутные времена в Европе наступили…
Принцип работы РПД.
Продолжил Ванкель свои исследования уже после войны, и при поддержке компании NSU, на автомобили которой предполагалась установка РПД.
На этот раз почти получилось. В 1963 году появилась роторная версия знаменитого NSU Prince, вскоре подобным мотором обзавелся и полноразмерный седан NSU Ro-80, завоевавший в 1968 году почетный титул Автомобиля года в Европе.
Двигатель NSU Ro-80. Машина, кстати, переднеприводная.
Несмотря на столь высокое достижение, автомобили разочаровали владельцев низким ресурсом капризного мотора и его высокой прожорливостью. Спрос на них был невысок, за 10 лет производства собрали всего 37 тыс. экземпляров.
Опыт западных коллег, в том числе и негативный, помог советским инженерам выработать саму концепцию применения будущего мотора – автоспорт, и различные «догонялки», где такие факторы как ресурс мотора и его экономичность были, по сути, не важны.
ВАЗ-21018
Большую роль в появлении «советского Ванкеля» сыграл В.Н.Поляков, фактически, под свою ответственность распорядившийся начать работы по разработке двигателя уже конкретно для применения его на автомобилях ВАЗ.
Опытные образцы односекционного РПД были готовы в 1976 году, но испытания показали, что на машины их ставить пока рано, слишком они были «сырыми». Процесс доводки занял несколько лет, на завод даже сам Ванкель приезжал, делился своим опытом.
Впервые РПД мощностью 70 л.с. под капотом «копейки» оказался в 1982 году. Машина получила индекс ВАЗ-21018 и одно из неофициальных названий «волк в овечьей шкуре». Учитывая специфику будущего применения, информации о машине в прессе было мало, а те скромные крупицы, что просачивались в советскую прессу, обрастали впоследствии массой мифов и догадок.
Скромные упоминания о машине в советской прессе. 1985 год.
В ходе испытаний двигатели ВАЗ-311 один за одним выходили из строя, менее чем за год они все вышли из строя. По результатам очередной масштабной работы над ошибками, уже через год появился двухсекционный двигатель ВАЗ-411 мощностью 120 л.с.
Этот двигатель, а так же его более мощная (140 л.с.) версия ВАЗ-413 нашел применение в машинах КГБ. В основной состав кортежей они не входили, статус ведь не тот, но, как говорят, всегда были где-то неподалёку, под видом обычных гражданских машин. Но большая часть машин шла на службу МВД, в особенности – ГАИ.
Внешне эти «заряженные» версии ничем не отличались от обычных патрульных машин. Ели очень уж хорошо присмотреться к передней части, то за радиаторной решеткой можно рассмотреть, помимо обычного, еще и масляный радиатор, которого на обычных «Жигулях» никогда не было. Роторный двигатель при работе сильно греется.
Чаще всего, советский «Ванкель» ассоциируется именно с «копейкой», иногда еще вспоминают «пятерку», имевшую индекс ВАЗ-21058.
Небольшие партии выпускались до 1991 года, в свободную продажу они не поступали, и даже после распада СССР, с выходом роторной ВАЗ-21079, всё было не так просто. Отсутствовали необходимые документы, разрешающие её реализацию населению, ведь необходимыми сертификатами для свободной, коммерческой реализации машин с таким двигателем завод не обзавелся, учитывая узкую специфику применения в СССР, сертификаты для розницы просто были не нужны.
Шли годы, и лишь в 1997 году любой желающий мог купить новый отечественный автомобиль с двигателем Ванкеля. Желающих, правда, было немного. О плюсах, и тем более минусах таких моторов автолюбители, в основной своей массе, уже знали.
Для любителей «светофорных гонок» и прочего стритрейсинга способность «восьмерки» набирать сотню за 8 секунд было большим плюсом, скорость под 200 км/час тоже являлась важным преимуществом (с нарушением ПДД, естественно), но масса проблем тоже имела вес.
РПД под капотом ВАЗ-2108
Низкий ресурс, постоянно текущие сальники, повышенный расход бензина и капризность не нового мотора не вызывали оптимизма у потенциальных покупателей из категории тех, кому автомобиль нужен просто что бы ездить.
В принципе, эти же проблемы преследовали и зарубежные машины с РПД, из-за чего те и не получили массового развития, так что в данном случае упрекать ВАЗ особо не в чем, сама конструкция мотора очень уж специфична.
Кстати, в 90-х и начале 2000-х появились роторные модификации ВАЗ 2110 и 2115, к которым добавлен индекс 91, но большого распространения они тоже не получили, и в 2004 году работы над совершенствованием РПД на ВАЗе были свернуты окончательно. Oldtimer
Оценка профессионального облучения в режиме реального времени во время интервенционных кардиологических процедур
. 2015 июль; 165 (1-4): 304-9.
doi: 10.1093/rpd/ncv052.
Epub 2015 5 апр.
М Баптиста
1
, С Фигейра
2
, П Телес
2
, Г Кардосо
3
, М Занкл
4
, П Ваз
2
Принадлежности
- 1 Centro de Ciências e Tecnologias Aucleares, Instituto Superior Técnico, Universidade de Lisboa, Estrada Nacional 10, KM 139,7, 2695-066 Bobadela Lrs, Portugal Marianabaptista@ctn.
- 2 Centro de Ciências e Tecnologias Nucleares, Instituto Superior Técnico, Universidade de Lisboa, Estrada Nacional 10, km 1397, 2695-066 Bobadela LRS, Португалия.
- 3 Госпиталь Гарсия де Орта, EPE, Av. Торрадо да Силва, 2801-951 Алмада, Португалия.
- 4 Helmholtz Zentrum München — Немецкий исследовательский центр гигиены окружающей среды, медицинской радиационной физики и диагностики, 85758 Нойхерберг, Германия.
PMID:
25848113
DOI:
10.1093/рпд/нкв052
М Баптиста и др.
Радиационная дозиметрия.
2015 июль
. 2015 июль; 165 (1-4): 304-9.
doi: 10.1093/rpd/ncv052.
Epub 2015 5 апр.
Авторы
М Баптиста
1
, С Фигейра
2
, П Телес
2
, Г Кардосо
3
, М Занкл
4
, П Ваз
2
Принадлежности
- 1 Centro de Ciências e Tecnologias Nucleares, Instituto Superior Técnico, Universidade de Lisboa, Estrada Nacional 10, km 139,7, 2695-066 Бобадела LRS, Португалия [email protected].
- 2 Centro de Ciências e Tecnologias Nucleares, Instituto Superior Técnico, Universidade de Lisboa, Estrada Nacional 10, km 139,7, 2695-066 Bobadela LRS, Portugal.
- 3 Госпиталь Гарсия де Орта, EPE, Av. Торрадо да Силва, 2801-951 Алмада, Португалия.
- 4 Helmholtz Zentrum München — Немецкий исследовательский центр гигиены окружающей среды, медицинской радиационной физики и диагностики, 85758 Нойхерберг, Германия.
PMID:
25848113
DOI:
10.1093/рпд/нкв052
Абстрактный
Процедуры интервенционной кардиологии (ИК) могут быть сложными, требуя, чтобы операторы работали рядом с пациентом в течение длительного времени воздействия. Из-за рассеянного излучения в организме пациента и рентгеноскопической аппаратуры медицинский персонал подвергается воздействию неоднородного поля излучения и может получить высокие дозы облучения. В этом исследовании предлагается анализировать дозы персонала, полученные в режиме реального времени во время процедур ИК. Использовалась система профессиональной дозиметрии в режиме реального времени. Для определения некоторых параметров, которые могут повлиять на дозы персонала, были выполнены расчеты методом Монте-Карло (МК) с использованием кода MCNPX v.2.7.0 и воксельных фантомов. Данные, полученные в результате измерений, вместе с моделированием MC позволили идентифицировать действия и поведение медицинского персонала, которые можно было бы считать риском в обычных условиях работы. Внедрение этой системы мониторинга облучения персонала может оказать положительное влияние на оптимизацию радиологической защиты при кардиологических процедурах под рентгеноскопическим контролем.
© The Author 2015. Опубликовано Oxford University Press. Все права защищены. Чтобы получить разрешения, отправьте электронное письмо по адресу: [email protected].
Похожие статьи
Оценка доз линз для персонала во время интервенционных процедур. Сравнение кардиологии, нейрорадиологии и интервенционной радиологии.
Вано Э., Санчес Р.М., Фернандес Дж.М.
Вано Э. и др.
Радиационная дозиметрия. 2015 июль; 165 (1-4): 279-83. doi: 10.1093/rpd/ncv049. Epub 2015 5 апр.
Радиационная дозиметрия. 2015.PMID: 25848117
Снижение дозы профессионального облучения персонала лаборатории катетеризации сердца за счет надевания на пациента защитного материала.
Ордиалес Х.М., Ногалес Х.М., Санчес-Касануэва Р., Вано Э., Фернандес Х.М., Альварес Ф.Х., Рамос Х., Мартинес Г., Лопес-Мингес Х.Р.
Ордиалес Дж.М. и др.
Радиационная дозиметрия. 2015 июль; 165 (1-4): 272-5. дои: 10.1093/рпд/ncv090. Epub 2015 5 апр.
Радиационная дозиметрия. 2015.PMID: 25848096
Набор данных о дозах пациентов и персонала для проверки расчетов методом Монте-Карло в интервенционной кардиологии.
Вано Э., Санчес Р.М., Фернандес Х.М., Бартал Г., Каневаро Л., Ликавка Р., Мело К.
Вано Э. и др.
Радиационная дозиметрия. 2015 июль; 165 (1-4): 235-9. doi: 10.1093/rpd/ncv032. Epub 2015 22 марта.
Радиационная дозиметрия. 2015.PMID: 25802462
ПУБЛИКАЦИЯ МКРЗ 120: Радиологическая защита в кардиологии.
Казинс С., Миллер Д.Л., Бернарди Г., Рехани М.М., Шофилд П., Вано Э., Эйнштейн А.Дж., Гейгер Б., Хайнц П., Падовани Р., Сим К.Х.; Международная комиссия по радиологической защите.
Казинс С. и др.
Энн МКРЗ. 2013 г., февраль; 42(1):1-125. doi: 10.1016/j.icrp.2012.09.001.
Энн МКРЗ. 2013.PMID: 23141687
Обзор.
Дозиметрия глаза в интервенционной радиологии и кардиологии: текущие проблемы и практические соображения.
Чираж-Белац О, Рехани ММ.
Ciraj-Bjelac O, et al.
Радиационная дозиметрия. 2014 декабрь; 162(3):329-37. doi: 10.1093/rpd/nct291. Epub 2013 20 ноября.
Радиационная дозиметрия. 2014.PMID: 24262928
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
- 9 0145
Компьютерная радиационная дозиметрия — CRD 2002 Редакторы: П. Ваз, И. Гонсалвес и А. Коста Опубликовано: Агентство по ядерной энергии ОЭСР, 2, Rue André-Pascal, 75775 Париж, Франция ISBN: 92-64-10823-8, 255 стр. (2004 г.) 65,00 € (Мягкая обложка) | Дозиметрия радиационной защиты
Фильтр поиска панели навигации
Дозиметрия радиационной защитыЭтот выпускЯдерная химия, фотохимия и радиацияКнигиЖурналыOxford Academic
Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Дозиметрия радиационной защитыЭтот выпускЯдерная химия, фотохимия и радиацияКнигиЖурналыOxford Academic
Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ
Джанфранко Гуальдрини
Джанфранко Гуальдрини
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Дозиметрия радиационной защиты , том 118, выпуск 4, июль 2006 г. , стр. 491, https://doi.org/10.1093/rpd/nci376
Опубликовано:
01 июля 2006 г.
Фильтр поиска панели навигации
Дозиметрия радиационной защитыЭтот выпускЯдерная химия, фотохимия и радиацияКнигиЖурналыOxford Academic
Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Дозиметрия радиационной защитыЭтот выпускЯдерная химия, фотохимия и радиацияКнигиЖурналыOxford Academic
Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Раздел выпуска:
Обзор книги
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.