Конечные передачи

Конечной передачей называется агрегат трансмиссии, размещенный между ведущим колесом и дифференциалом колесного трактора или ме­ханизмом поворота гусеничного трактора. Число конечных передач трактора зависит от количества его ведущих колес.

Конечные передачи служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и в ряде случаев для обеспечения нужного дорожного просвета трактора.

Конечные передачи классифицируют:

по типу передачи — шестеренные и цепные. Цепные конечные передачи имеют ограниченное применение, как правило, в специальных тракторах для работы с высокостебельными культурами и в портальных тракторах;

по виду шестеренной передачи — шестеренные с не­подвижными осями валов, планетарные и комбинированные;

по кинематической схеме — одинарные и двойные;

по размещению передачи — размещенные внутри корпуса ведущего моста трактора, в отдельных картерах, жестко или шарнирно соединенных с ведущими мостами, с комбинированным размещением, когда одна ступень передачи размещена в корпусе ведущего моста, а другая — в отдельном картере. На гусеничных тракторах конечные передачи всегда размещаются в отдельных картерах:

по кинематической схеме — одинарные и двойные.

Конструкция конечных передач определяется назначением трактора, номинальным тяговым усилием и типом движителя. Принципиальные кинематические схемы конечных передач представлены на рис. 5.15.

Наиболее распространенными являются одинарные конечные передачи с неподвижными осями валов и цилиндрическими шестернями с внешним зацеплением (рис. 5.15,а) с передаточным числом икон = 4…7.
При необходимости получения большого передаточного числа (6 ≤икон ≤ 12 ) или большого дорожного просвета применяют двойные конечные передачи с неподвижными осями валов (рис. 5.15,6).

Конические шестерни чаще всего используют в конечных передачах ведущих управляемых колес.

Одинарные планетарные конечные передачи (рис. 5.15,в и г) и комбинированные (рис. 5.15,е) применяют только в особо мощных колесных и гусеничных тракторах. Это связано с тем, что при одинаковых передаточных числах с конечными передачами с неподвижными осями валов (рис 5. 15,а и б) у них меньше габаритные размеры, выше КПД из-за передачи части мощности в переносном движении без потерь (рис. 5.15,в и е) и полностью разгружены подшипники центральных звеньев планетарных рядов.

Двойные планетарные конечные передачи (рис. 5.15,d) не получили распространения на отечественных тракторах. Однако их применение в перспективе возможно на сверхмощных гусеничных промышленных тракторах.

Изменение дорожного просвета с помощью конечной передачи показано на рис. 5.16. При нижнем положении зубчатого колеса 4 конечной передачи относительно шестерни 3 под трактором обеспечивается максимальный дорожный просвет Н (см. рис. 5.16,а). При повороте картера 2 конечной передачи относительно корпуса 1 ведущего моста на угол γ колесо 4 обкатывается относительно шестерни 3 (рис. 5.16,d). В результате дорожный просвет под трактором уменьшается на величину Δh. Таким образом, изменяя положение картера конечной передачи относительно корпуса ведущего моста, можно изменять дорожный просвет под трактором.

Смазывание деталей конечной передачи осуществляется разбрызгиванием масла, залитого в ее картер. Конечные передачи, установленные в
корпусе заднего моста трактора (см. рис. 5.9,d, в и г), имеют общую масляную ванну с механизмом центральной передачи.


Рис. 5.16. Изменение дорожного просвета с помощью конечной передачи:

а — схема установки конечной передачи на трактор, б — положение зубчатых колес при изменении дорожного просвета; 1 — корпус ведущего моста; 2 — картер конечной пересдачи; 3 и 4 — соответственно шестерня и колесо конечной передачи; 5 — ведущее колесо трактора

Выходной вал конечной передачи располагается близко относительно опорной поверхности, по которой движется трактор. В результате возрастает вероятность попадания пыли и грязи в картер, где находится конечная передача. Это приводит к снижению долговечности зубчатых колес и подшипников в результате из абразивного изнашивания. Поэтому при проектировании конечных передач предъявляются жесткие требования к качеству уплотнения выходных валов.

В настоящее время в конечных передачах применяют самоподжимные радиальные и торцовые уплотнения с лабиринтной, пыльниковой или смешанной защитой от прямого попадания к ним абразивной среды. Основные схемы установки уплотнений выходного вала конечной передачи представлены на рис. 5.17. Радиальные уплотнения каркасного типа (рис 5.17,а), состоящие из резиновой манжеты 1с пружинным кольцом 4, охни тывающей поверхность вала 5, и завулканизированного металлическою кольца 2, обеспечивающего плотность их посадки в гнездо 3, устанавливаются чаще всего в колесных тракторах с высоко поднятыми полуосями ведущих колес и на гусеничных тракторах средней мощности.

Количество радиальных манжетных уплотнений выходного вала ни нечной передачи зависит от вида смазочного материала, их высоты от уровня почвы и стоимости трактора (рис. 5.17,г и д). Для защиты их от внешней абразивной среды перед манжетными уплотнениями часто устанавливают войлочные или фетровые пыльники 6 и защитные крышки 7 и 8, создающие задерживающий лабиринт (рис. 5.17,6 и в).

Контактирующая пара торцового уплотнения обычно состоит из плоского металлического кольца 10 и колец 9 из фетра (рис. 5.17,е), пробки 13 (рис. 5.17,ж) или двух плоских стальных термически обработанный колец 15 и 16 (рис. 5.17,з).


5.17. Схемы уплотнений выходного вала конечной передачи трактора: а — д — радиальные; е — к — торцовые

Контакт колец и их защита осуществляются системой нажимных 12, защитных манжет 11из маслостойкой резины или металлическим гофрированным цилиндром 14 и защитными лабиринтными крышками.

Нажимное кольцо торцового уплотнения удерживается от проворачивания направляющими поводками 19 или лысками 21 на шейке вала.

В особо мощных гусеничных промышленных тракторах для более надежной защиты дорогостоящих конечных передач применяют торцовые металлические уплотнительные кольца 17 и 18 с притертыми концентрическими канавками (рис. 5.17,и) и дополнительный многоканальный лабиринт 20 (рис. 5.17,к).

На рис. 5.18 представлена конструкция одинарной конечной передачи с неподвижными осями валов трактора ДТ-75М. Ведущий вал-шестерня установлен на двух роликоподшипниках 4 и 6. На шлицевом хвостовике вала-шестерни 5 закреплен барабан 7 остановочного тормоза. Ведомое колесо 8 представляет собой зубчатый венец, закрепленный на ступице 10, которая установлена на шлицах конуса ведомого вала 1. Вал 1 установлен на шариковый 9 и роликовый 2 подшипники. К фланцу вала 1 болтами прикреплено ведущее колесо 3.

Смазывание зубчатых колес и подшипников конечной передачи осуществляется разбрызгиванием масла, заливаемого в картер 11 конечной передачи через горловину, закрываемую пробкой и сапуном. В нижней части картера находятся контрольное и сливное отверстия, закрываемые пробками.

Уплотнение выходного вала 1 конечной передачи торцовое. Его конструкция представлена на рис. 5.17,з.

Конечные передачи колесных тракторов с одинаковыми ведущими колесами обычно выполняют унифицированными.

В качестве примера на рис. 5.19 представлен ведущий мост тракторов К 701/703 с одинарными конечными передачами. Конечная передача прел ставляет собой планетарный ряд, в котором эпициклическая шестерня 2 неподвижна. С помощью шлицевой ступицы она закреплена на трубе 16, запрессованной в кожух 27 полуоси дифференциала. Ведущая солнечная шестерня 4 плавающего типа закреплена на полуоси 17 дифференциала.

Ведущее колесо трактора шпильками 8 крепится к водилу 9, являющемуся одновременно картером конечной передачи. Водило крепится к ступице 11, вращающейся на роликовом 10 и двух шариковых 15 подшипниках. К ступице 11 крепится тормозной барабан 12. Сателлиты 5 с роликоподшипниками 7 консольно установлены на осях 6, запрессованных в картере конечной передачи.

Смазывание конечной передачи осуществляется маслом, заливаемым в картер через отверстие, закрываемое пробкой 3. Контроль за уровнем масла в картере осуществляется при нижнем положении пробки 3. При смене масла его слив из картера осуществляется через отверстие, закрываемое пробкой 1.

Конечная передача не требует регулировок при сборке и в эксплуатации.

Уход за конечными передачами. Уход за передачей сводится к повседневному контролю за уровнем масла в их картерах, периодической смене его в сроки, указанные в инструкции, к предотвращению вытекания масла через уплотнения, подтяжке креплений картеров к корпусу заднего моста и регулировке радиально-упорных шариковых или роликовых подшипников, если они применяются.

Конечные передачи тракторов

Конечные передачи тракторов

Конечной передачей называется агрегат трансмиссии, размещенный между ведущим колесом и дифференциалом колесного трактора или механизмом поворота гусеничного трактора. Число конечных передач трактора зависит от количества его ведущих колес.

Конечные передачи служат для получения необходимого крутящего момента на ведущих колесах и в ряде случаев для обеспечения нужного дорожного просвета трактора.

Конечные передачи можно разделить:
а) по типу передачи — на шестеренные и цепные. В отечественных тракторах применяются только шестеренные передачи;
б) по виду передачи — на шестеренные с неподвижными валами и планетарные;
в) по кинематической схеме — на одноступенчатые и двухступенчатые;
г) по размещению — на передачи, размещенные внутри корпуса ведущего моста трактора, в отдельных картерах, жестко или шарнирно соединенных с ведущими мостами и передачи с комбинированным размещением, когда одна ступень передачи размещена в корпусе ведущего моста, а другая — в отдельном картере.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Помимо общих требований, к ним предъявляется ряд специальных требований. Они должны обладать:
а) повышенной жесткостью картеров. Это связано с тем, что они нагружены как внутренними силами от передачи крутящих моментов, так и внешними силами от веса трактора, силы тяги и боковых реакций грунта, передаваемых через ведущее колесо;
б) надежной работой уплотнений выхода ступицы ведущего колеса. Близость почвы требует более надежной защиты передачи от проникновения внутрь различных загрязнений.

Конструкция конечных передач определяется назначением трактора, номинальным тяговым усилием и типом движителя.

В отечественных тракторах наибольшее распространение имеют конечные передачи с неподвижными валами и цилиндрическими прямозубыми эвольвентными шестернями с внешним зацеплением. Конические шестерни иногда применяются в конечных передачах ведущих управляемых колес.

Планетарные ряды применяются только в особо мощных колесных и гусеничных тракторах (Т-125, К-700, ДЭТ-250).

Смазка деталей конечных передач осуществляется разбрызгиванием масла, залитого в ее картер; передачи, установленные в корпусе заднего моста трактора, имеют общую масляную ванну с механизмом центральной передачи.

В настоящее время в конечных передачах применяются самоподжимные радиальные и торцовые уплотнения с лабиринтной, пыльниковой или смешанной защитой от прямого попадания к ним абразивной среды. Основные схемы установки уплотнений приведены на рис. 1.

Радиальные уплотнения каркасного типа, состоящие из резиновой манжеты с пружинным кольцом, охватывающей поверхность вала 5, и завулканизированного металлического кольца, обеспечивающего плотность их посадки в гнездо, устанавливаются чаще всего в колесных тракторах с высоко поднятыми полуосями ведущих колес (МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС, МТЗ-50, Т-28ХЗ и К-700) и на гусеничных тракторах средней мощности (Т-38М и Т-50В). Количество сальников зависит от вида смазки, их высоты, от уровня почвы и стоимости трактора. Для защиты их от внешней абразивной среды перед ними часто устанавливают войлочные или фетровые пыльники и защитные крышки, создающие задерживающий лабиринт.

Контактирующая пара торцового уплотнения обычно состоит из плоского металлического кольца и колец из фетра (ДТ-54А, Т-4М и Т-74), пробки (Т-100М) или двух плоских стальных термически обработанных колец (Т-16М, ДТ-20, Т-40, Т-40А, ТДТ-40М, ДТ-75).

Контакт колец и их защита осуществляются системой нажимных пружин, защитных манжет из маслостойкой резины или металлическим гофрированным цилиндром и защитными лабиринтными крышками.

Нажимное кольцо торцового уплотнения удерживается от проворачивания или системой направляющих поводков, или лысками на шейке вала.

В особо мощных гусеничных тракторах для более надежной защиты дорогостоящих конечных передач применяют торцовые металлические уплотнительные кольца с притертыми концентрическими канавками (Т-180 и ДЭТ-250) и дополнительный многоканальный лабиринт (ДЭТ-250). мым шестернями конечной передачи; излишек масла, попавший в рукав, сливается через отверстие (не указанное на чертеже) в корпус заднего моста. Подшипник смазывают консистентной смазкой.

Выходное уплотнение установлено в крышке I рукава.

Рис. 1. Схема уплотнений выходного вала конечной передачи трактора: а—д — радиальные уплотнения; е—к — торцовые уплотнения

Конструкции конечных передач колесных тракторов

Конечная передача тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС состоит из двух одноступенчатых передачам, расположенных в корпусе заднего моста. Каждая из них состоит из ведущей шестерни и ведомой шестерни, консольно закрепленной на оси.

Шестерня вращается на двух роликоподшипниках, установленных в стакане с местным вырезом для прохода венца шестерни. Полуось вращается в шарикоподшипнике и закрепительном шарикоподшипнике, установленных в рукаве полуоси, закрепленном в расточке корпуса заднего моста. Подшипник смазывается маслом, разбрызгивае-

Конечная передача трактора МТЗ-50 в основном идентична ранее рассмотренной, но имеет ряд конструктивных усовершенствований. Корпус заднего моста имеет дополнительные перегородки, что устраняет консольное крепление ведомых шестерен конечной передачи, закрепленных на промежуточных шлицевых втулках, вращающихся на подшипниках. Это позволяет заменять полуоси без нарушения зацепления шестерен передачи и демонтажа рукавов полуосей.

Конечные передачи тракторов Т-16М и ДТ-20М представляют собой одноступенчатые передачи, смонтированные в двух отдельных литых картерах, которые посредством промежуточных рукавов тормозов соединяются с корпусом заднего моста. Основные детали этих конечных передач взаимозаменяемы, за исключением картера и его штампованного поддона, отличающихся незначительно.

Ведущая шестерня, установленная в подшипниках, выполнена заодно с полуосью дифференциала. Ведомая шестерня закреплена на полуоси, имеющей фланец для крепления обода ведущего колеса. Конец полуоси, выведенный с внутренней стороны картера, является приводом синхронного ВОМ. При работах, не требующих отбора мощности, он закрыт колпаком. Прокладки, устанавливаемые под фланец стакана, служат для регулировки конических подшипников.

Уплотнение внешнего конца полуоси производится торцовым сальником с металлическими кольцами, защищенными лабиринтом, а привода синхронного вала — каркасным сальником.

Симметричное расположение установочных штифтов и шпилек на фланце картера конечной передачи трактора ДТ-20М позволяет устанавливать его относительно тормозных рукавов в четырех положениях. Этим достигается изменение высоты трактора и его продольной базы, что позволяет использовать его для различных работ в садах, полях и лесах.

Конечная передача трактора Т-40 аналогична передачам тракторов Т-16М и ДТ-20М. Основные отличия состоят в применении роликового и установочного шарикового подшипников для крепления полуоси ведущего колеса, что исключает необходимость проведения регулировок в конечной передаче.

В фланцевом соединении картера предусмотрена возможность его поворота на 30° при необходимости изменения дорожного просвета трактора.

Конечная передача трактора Т-28ХЗ является комбинированной одноступенчатой передачей. Понижающая ступень состоит из ведущей и ведомой шестерен, размещенных в корпусе заднего моста, так же как и в тракторах МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС.

Вторая ступень представляет собой двухпарную передачу с передаточным числом, равным единице, и одинаковыми диаметрами шестерен. Она установлена в двух отдельных стальных картерах, телескопически связанных с корпусом заднего моста.

Телескопический рукав состоит из кожуха, закрепленного на боковой поверхности корпуса заднего моста, и гильзы, к фланцу которой крепится картер. Привод ведущей шестерни дополнительной передачи осуществляется посредством подвижного шлицевого соединения — трубы, закрепленной в подшипниках и гильзы, и полуоси. Для изменения длины рукава к проушине крепится гидроцилиндр двойного действия, управляемый от общей гидросистемы трактора.

Ось ведущего колеса крепится по типу крепления оси конечной передачи трактора Т-40.

Конечные передачи ведущих мостов трактора К-700 полностью унифицированы между собой. Они представляют собой одноступенчатый планетарный ряд, в котором коронная шестерня неподвижна. Посредством шлицевой ступицы она закреплена на трубе, запрессованной в кожух полуоси дифференциала. Ведущая солнечная шестерня плавающего типа закреплена на полуоси дифференциала.

Ведущее колесо трактора посредством шпилек закреплено на водиле, являющемся одновременно картером планетарного ряда. Водило крепится к ступице, вращающейся на роликовом и двух шариковых подшипниках, являющихся установочными. К ступице крепится торморной барабан.

Сателлиты с роликоподшипниками консольно установлены на осях, запрессованных в корпусе водила. Конечная передача не требует регулировок.

Конечные передачи ведущих мостов трактора Т-125, полностью унифицированные между собой, выполнены по конструктивной схеме конечных передач трактора К-700. Некоторые отличия состоят только в конструктивном оформлении деталей и узлов. Так, например, исключено консольное крепление осей сателлитов, запрессованных в боковые стенки водила.

Какую схему жесткого диска Mac использовать в Дисковой утилите

Резюме: Функция стирания Дисковой утилиты предлагает три различных схемы форматирования внутреннего или внешнего жесткого диска Mac. Если вы не знаете, какую схему жесткого диска Mac использовать, читайте дальше, чтобы узнать больше о схемах и их использовании. Кроме того, загрузите это бесплатное пробное программное обеспечение для восстановления данных Mac, чтобы восстановить файлы, которые были утеряны из-за случайного стирания диска или тома на вашем Mac под управлением macOS Ventura или более ранней версии.

Disk Utility — это родное приложение для macOS, которое предлагает несколько функций управления дисками, таких как First Aid, Partition, Erase, Restore, Unmount, и Info .

Функция Erase Дисковой утилиты позволяет форматировать жесткий диск Mac с новой файловой системой. Вам необходимо ввести несколько деталей, таких как имя, формат и схема, прежде чем стереть носитель данных. Дисковая утилита предоставляет следующие три схемы:

Карта разделов GUID : выберите эту схему для всех компьютеров Mac на базе процессоров Intel и Apple Silicon. Даже некоторые последние ПК с Windows используют эту схему.

Основная загрузочная запись : Предпочтительна эта схема для совместимости с ПК на базе Windows.

Карта разделов Apple : Используйте эту схему для совместимости со старыми Mac на базе PowerPC.

Операция стирания заменяет старую файловую систему накопителя новой. Таким образом, вы теряете доступ ко всем своим файлам с диска. Во избежание потери данных перед выполнением операции стирания необходимо создать резервную копию данных на Mac или внешнем запоминающем устройстве.

Если вы потеряли файлы из-за случайного стирания накопителя и у вас нет резервной копии, вы должны немедленно прекратить использование накопителя во избежание перезаписи данных. Затем восстановите данные с помощью программного обеспечения для восстановления данных Mac, как описано далее.

Восстановить случайно стертый диск

Случайное стирание диска или тома из-за человеческой ошибки довольно распространено. Не волнуйся! Вы можете использовать программное обеспечение для восстановления данных Mac, чтобы восстановить потерянные данные. Шаги следующие:

a) Загрузите и установите *бесплатную пробную версию Stellar Data Recovery Professional для Mac на свой MacBook, iMac или Mac mini.

b) Запустите программу и на экране Select What to Recover выберите Recover Everything или настройте сканирование, выбрав требуемые типы файлов, затем нажмите Next .

c) На экране Select Location выберите внутренний или внешний жесткий диск Mac, включите Deep Scan , а затем нажмите Scan . Для загрузочного диска необходимо разрешить расширение программного обеспечения.

г) После завершения сканирования нажмите на вкладку Вид, просмотрите отсканированные файлы и выберите нужные файлы. Наконец, нажмите Восстановить .

e) Нажмите Browse , чтобы указать отдельный том или внешнее запоминающее устройство в качестве места для восстановления, затем нажмите Сохранить . После завершения восстановления файлов перейдите к месту сохранения, чтобы просмотреть восстановленные файлы.

*Бесплатная пробная версия Stellar Data Recovery Professional для Mac удобна для сканирования и предварительного просмотра. Для восстановления файлов необходимо активировать программу. Кроме того, программное обеспечение поставляется с 30-дневной гарантией возврата денег, на всякий случай.

Заключение

Если вам нужно стереть внутренний или внешний жесткий диск Mac в macOS с помощью Дисковой утилиты, вы должны указать схему стирания. Дисковая утилита предоставляет три различных схемы: карта разделов GUID, основная загрузочная запись и карта разделов Apple. Выбор одного над другим зависит от версии Mac и совместимости с компьютером Windows.

Но если вы забудете создать резервную копию накопителя Mac перед его стиранием, вы потеряете все хранящиеся на нем данные. Рассмотрите возможность использования программного обеспечения Stellar Data Recovery Professional для Mac, чтобы вернуть потерянные файлы в такой ситуации. Рекомендуемое программное обеспечение совместимо с macOS Ventura и более ранними версиями macOS.

Различные типы форматов разделов на Mac

Когда вы подключаете диск для хранения к Mac с целью его стирания или переразметки, вам будет предложено выбрать один из три доступные карты разделов : Карта разделов GUID, Основная загрузочная запись и Карта разделов Apple. В этой статье мы объясним, что такое схема разделов и какую выбрать при форматировании диска.

Что такое раздел?

Подмножество фиксированного размера диска , рассматриваемое операционной системой (в нашем случае macOS) как отдельная единица, определяется как раздел. На каждом диске есть несколько разделов, и для этого вам понадобится таблица разделов или карта разделов, поддерживаемая операционной системой, для подробного описания состояния разделов.

Карта разделов GUID

Это стандарт расположения таблицы разделов на диске хранения с использованием глобальных уникальных идентификаторов (GUID). В рамках стандарта Unified Extensible Firmware Interface (UEFI) GUID представляет собой загрузочный стандарт для систем с микропрограммой EFI , таких как macOS. Компьютеры Mac, отличные от Intel, не будут поддерживать этот загрузочный стандарт, поэтому единственным доступным для них вариантом является Apple Partition Map (APM).

Карта разделов Apple

Используется на дисках, отформатированных для использования с компьютерами Mac 68k и PowerPC. Карта разделов Apple — это схема, определяющая организацию данных. Начиная с OS X Tiger, для доступа к томам можно использовать разделы APM и GUID, но Компьютеры Mac на базе PowerPC могут загружаться только с дисков APM . Хотя компьютеры Mac на базе Intel обычно загружаются из таблицы разделов GUID, все они могут запускать операционную систему из APM и основной загрузочной записи (MBR) с помощью эмуляции BIOS, называемой EFI-CSM.

Основная загрузочная запись

Основная загрузочная запись, представленная IBM в 1983 году для поддержки жесткого диска емкостью 10 МБ, представляет собой тип загрузочного сектора, разработанный для использования в системах IBM PC. В настоящее время он используется для разделов Windows, отформатированных как MS-DOS (FAT) или ExFAT.

Выбор карты разделов

Теперь вы знаете, какая карта разделов какая, и в следующий раз, когда вы вставите внешний диск или захотите разбить встроенный диск Mac на разделы, вам будет проще выбирать между доступными вариантами.

При форматировании или удалении тома с помощью Дисковой утилиты вы увидите подсказку меню форматирования, предлагающую выбрать один из следующих вариантов:

  • Mac OS Extended (в журнале)
  • Mac OS Extended (в журнале, с шифрованием)
  • Mac OS Extended (с учетом регистра, в журнале)
  • Mac OS Extended (с учетом регистра, в журнале, с шифрованием)
  • MS-DOS (FAT)
  • ExFAT
  • APFS (новая файловая система macOS High Sierra)
  • AP ФС (зашифрованный)
  • APFS (с учетом регистра)
  • APFS (с учетом регистра, с шифрованием).

Имейте в виду, что APFS совместим только с macOS High Sierra и выше, поэтому более ранние версии OS X или macOS не будут монтировать том APFS . Если вам нужен максимальный охват, Mac OS Extended (Journaled) — правильный выбор.

Под форматом файловой системы в диалоговом окне Дисковой утилиты появится еще одно контекстное меню, схема карты разделов , которая дает вам еще один отличный инструмент для создания целевых томов.