Содержание
Глава 3.2 Переключение передач — Учебник по вождению авто
3.2.1 Как нужно переключать передачи
Несколько слов о том, как собственно нужно переключать передачи. Что такое вообще «передачи»? В любом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания (бензиновым или дизельным) есть коробка передач (не важно, механическая или автоматическая). м.
Давайте разберемся на примере обычного велосипеда (думаю, в детстве такой был у каждого). Если помните, на велосипеде есть две шестерни: большая у педалей и маленькая на колесе (повторю, что речь идет о самом обычном велосипеде, например, «Украине» или «Орленке», рис. 3.8а). Так вот, две шестерни обеспечивают одну единственную передачу, поэтому для того, чтобы ехать быстрее, нужно быстрее крутить педали, а чтобы ехать медленнее — p крутить медленнее. Для того чтобы заехать на таком велосипеде на гору, нужно обладать очень неплохим здоровьем, поскольку это задача еще та. В спортивных же велосипедах (которые сейчас стали даже более распространены, чем обычные) и возле педалей, и на колесе шестерен очень много (рис. 3.8b). Если вы когда-нибудь смотрели велогонки, то могли заметить, что спортсмены обычно крутят педали в одном ритме — p так они рационально распределяют свои силы. Количество передач на таких велосипедах очень велико: обычно больше двадцати (гораздо больше, чем в легковых автомобилях). Именно благодаря такому большому количеству передач можно ехать на велосипеде с самыми различными скоростями и на любую горку, постоянно вращая педали в одном ритме.
Рисунок 3.8 На обычном велосипеде две шестерни обеспечивают одну единственную передачу, поэтому для того, чтобы ехать быстрее, нужно быстрее крутить педали, а чтобы ехать медленнее — p крутить медленнее, в спортивных же велосипедах и возле педалей, и на колесе шестерен очень много, что позволяет рационально распределять человеческие силы.
Комментарии пользователей (0)
Задать вопрос преподавателю
3.2.2 Первая передача
Так вот, первая передача на автомобиле самая мощная. Она создает максимальное тяговое усилие, но при этом автомобиль едет небыстро. У инженеров такая закономерность называется «золотым правилом механики» —p выигрываешь в усилии, значит проигрываешь во времени (или скорости), и наоборот —p выигрываешь во времени, значит проигрываешь в усилии. Попытаюсь объяснить это на следующем примере.
Представьте себе, что вы, сидя за рулем автомобиля, захотите открыть дверь (рис. 3.9). Куда при этом лучше приложить руку, чтобы открыть дверь было легче всего —p возле дверных петель или туда, где находится дверная ручка? Конечно же, туда, где ручка. Но, открывая дверь таким образом, вы увидите, что даже после того, как рука будет полностью вытянута, дверь откроется еще далеко не до упора. Зато так открывать легко. Чтобы открыть дверь больше, придется перенести руку где-то на середину двери. Это действие можно сравнить с переключением на вторую передачу. Перенесёте руку еще ближе к дверным петлям —p это третья передача и так далее, пока не откроете дверь полностью.
В автомобиле все происходит подобным образом —p «подтолкнув» машину на первой передаче, мы добиваемся того, что «толкать» ее дальше становится легче. Постепенно разгоняя автомобиль, мы включаем вторую передачу, потом третью и так далее, пока не достигнем нужной скорости движения.
Рисунок 3.9 Открывать дверь автомобиля легче всего, приложив руку возле ручки двери. Но так она откроется не полностью. чтобы открыть дверь больше, нужно перенести руку где-то на середину двери. Если приложить усилие возле дверных петель —p открывать будет тяжело, но дверь откроется полностью. Эти действия можно сравнить с переключением на разные передачи —p первую, вторую и третью соответственно.
Комментарии пользователей (0)
Задать вопрос преподавателю
3.2.3 Вторая передача
Обычно первая передача используется для движения автомобиля на скорости примерно от 0 до 20~25 км/ч. Вторая передача —p от 20~25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья —p от 40 до 60 км/ч; четвертая передача —p для скоростей свыше 60 км/ч. Пятая передача —p это отдельная тема для разговора. Как правило, такая передача обеспечивает «эконом-режим» и используется при движении в интервале скоростей от 90 до 120 км/ч (рис. 3.10).
Рисунок 3.10 Первая передача обычно используется для движения автомобиля на скорости примерно от 0 до 20~25 км/ч, вторая передача —p на скорости от 20~25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья —p от 40 до 60 км/ч, четвертую передачу включают для скоростей свыше 60 км/ч. пятая передача, как правило, обеспечивает «эконом-режим» и используется при движении в интервале скоростей от 90 до 120 км/ч.
Комментарии пользователей (6)
Задать вопрос преподавателю (в обсуждении 6 комментариев)
3.2.4 Чем выше передача, тем выше скорость движения
Есть машины, которые развивают максимальную скорость на четвертой передаче, а есть такие, которые достигают максимума на пятой. Все зависит от конструктивных особенностей каждого отдельно взятого автомобиля и довольно подробно описывается производителем в прилагаемой к автомобилю документации. На самом деле это уже не столь важно — на этапе обучения максимальные скорости движения нас пока интересуют мало. В любом случае, чем выше передача, тем выше скорость движения. Но, если, например, нам необходимо преодолеть крутой подъем, а скорость движения при этом небольшая, то, понятно, на четвертой передаче мы не поедем —p нужно переключиться на вторую, а то и на первую передачу.
Интервалы передач не стыкуются между собой строго, то есть нет такого, что по достижении 25 км/ч и ни больше нужно непременно переключиться на вторую. На самом деле все эти диапазоны частично перекрывают друг друга —p на второй передаче автомобиль уверенно едет уже с 10 км/ч, а первую передачу можно «раскрутить» не до 25 км/ч, а до всех 40 км/ч (правда при этом будет очень громко «орать» мотор, но, тем не менее, динамика ускорения будет достаточно высокой). На второй можно разгонять автомобиль до 60~70 км/ч —p большого смысла тоже нет, но если нужно интенсивное ускорение, то вполне можно использовать. Третью можно включить уже на скорости примерно 30 км/ч, но автомобиль будет ехать «тяжеловато». Весь фокус выбора передачи для движения заключается в том, чтобы двигатель автомобиля легко «откликался» на педаль газа. Например, во время движения у нас возник вопрос: «А нужная ли нам передача включена в настоящий момент?» Для того чтобы это проверить, просто легко нажмите на педаль газа и машина должна «побежать» еще быстрее. Если вы чувствуете, что, несмотря на «орущий» двигатель, добавление газа не приводит к увеличению скорости, значит пора переключаться на следующую передачу. Если же при добавлении газа машина «мычит» и не может ускориться, поскольку двигатель начинает работать с перебоями, значит нужно переключиться на одну, а то и на две передачи вниз. Как правило, особых проблем с этим не возникает: постепенно понимание того, когда и какую передачу включать, перерастает в привычку и все необходимые действия производятся на полном автоматизме.
Комментарии пользователей (0)
Задать вопрос преподавателю
3.2.5 Проблемы на этапе обучения
На этапе обучения проблема заключается в том, что на учебной площадке, которая, как правило, не настолько большая, до четвертой передачи дело никогда не доходит. Поскольку мы уже знаем, как именно переключаются передачи (вспомните первое занятие, когда вы учились правильно крутить руль и переключать передачи), то остается лишь освоиться с интервалами переключений, а в этом вам на первом этапе поможет инструктор. Я вам скажу, что спустя какое-то количество повторов, вы уже самостоятельно по шуму двигателя будете понимать, что настало время для переключения передачи, а рука сама будет тянуться к рычагу.
К слову сказать…
Иногда на спидометрах автомобилей рисуют деления, которые разграничивают скорость движения по соответствующим передачам. В других автомобилях с этой целью установлены тахометры —p приборы, показывающие скорость вращения двигателя и имеющие поделенный на зоны циферблат, благодаря которому также можно ориентироваться при выборе передачи (рис. 3.11). Я не призываю вас подробно рассматривать шкалы приборов во время движения —p гораздо лучше ориентироваться по звуку работы двигателя. В идеале, во время движения, глядя на «картинку» в лобовом стекле, прикидывать, с какой скоростью едет автомобиль, и сравнивать собственные предположения со спидометром. Ориентируясь по звуку двигателя и скорости движения, довольно просто (особенно со временем) определить соответствие включенной передачи реальной обстановке.
Рисунок 3.11 При выборе передачи можно ориентироваться по приборам на приборной панели, но гораздо эффективнее ориентироваться по звуку работы двигателя. в идеале, во время движения, глядя на «картинку» в лобовом стекле, прикидывать, с какой скоростью едет автомобиль, и сравнивать собственные предположения со спидометром.
Из опыта обучения вождению
Очень часто (так уж исторически сложилось) ко мне приходят люди, окончившие автошколы и получившие права. «Машину купил, права купил, ездить не купил… Надо что-то с этим делать…». Как правило, при езде по городу происходит следующее: мы едем на первой передаче, потом на второй, потом я предлагаю включить третью, а ученик спрашивает: «А может, не надо?…» После включения третьей, когда настает время включать четвертую, сидящий за рулем человек просто не понимает, что от него хотят: «В смысле четвертую? А мы на курсах никогда не включали четвертую…». О чем это говорит? Полноценно эксплуатировать автомобиль этого человека не научили, зато внушили страх, основанный на мысли: «Если я сейчас включу четвертую передачу, то машина как помчится!…» Очень важно понимать, что скорость движения автомобиля в первую очередь зависит от того, как сильно вы жмете на газ, и лишь где-то десятым пунктом от того, какая сейчас у вас включена передача. Мы сейчас говорим о механической коробке —p в автомате все делается без вашего участия и, как правило, там все зависит ТОЛЬКО от педали газа. Если вы разогнались на третьей передаче до скорости 60 км/ч, то, включив четвертую, вы можете ехать по прежнему те же 60 км/ч —p никто не сказал, что нужно непременно разгоняться дальше. Другой пример. Вы едете на скорости 55 км/ч, но дорога идет на уклон (пусть даже совсем небольшой). Это значит, что необязательно «доводить» третью до 60 км/ч, а можно включить четвертую пораньше —p со временем вы будете это чувствовать, не задумываясь.
Комментарии пользователей (1)
Задать вопрос преподавателю (в обсуждении 1 комментариев)
3.2.6 Главный критерий для переключения передач
Самым главным критерием для переключения всех передач является плавность хода автомобиля. И как раз об этом стоит поговорить подробнее. Как правило, начинающий водитель, двигаясь по дороге, сначала разгоняется на первой передаче, потом при переключении на вторую происходит «спотыкание» — машина «дергается»; худо-бедно разогнавшись на второй, ученик переключается на третью — снова со «скачком» (рис. 3.12). И так продолжается на каждом переключении.
Причиной первого «спотыкания» является то, что человек, разогнавшись, отпускает педаль газа (поскольку двигатель «слишком громко рычит») и только после этого выжимает сцепление. Бывает, что, даже осознавая необходимость выжать сцепление раньше, чем отпустить газ, человек забывает о том, что глубина нажатия педали сцепления гораздо больше, чем глубина нажатия педали газа. То есть выходит, что сцепление только-только начинает выключаться, а газ уже отпущен. Именно поэтому очень полезно сделать следующее (особенно это касается перехода с первой на вторую передачу, поскольку в этом случае все рывки проявляются максимально). Чтобы избежать клевка при сбросе газа на первой передаче, необходимо сначала РЕЗКО выжать сцепление (буквально топнуть левой ногой по педали сцепления) и только вслед за этим отпустить педаль газа. Даже если двигатель при этом недовольно «рыкнет», это будет лишь говорить о том, что случилась другая крайность —p передержали газ; но при этом «клевка» не будет! На мой взгляд, «клевок» гораздо вреднее, чем немного «рыкнувший» мотор. Вам ведь не понравится, если вас взять за плечи и резко встряхнуть? Машине это тоже не нравится. Поэтому, чтобы этого избежать, выжимайте сцепление «пинком», резким «тычком», буквально топнув ногой, и только потом отпускайте газ.
Рисунок 3.12 Ошибки в переключении передач.
После того как вы отпустите педаль газа, двигатель выйдет на режим холостого хода —p нужно дождаться, чтобы он затих. Бояться этой паузы не нужно. Если вы вспомните велосипед, то после того, как вы быстро раскрутили педали и вдруг бросили их, велосипед еще долго будет катиться самостоятельно. То же самое происходит и с автомобилем: в тот момент, когда вы правильно резко выжмете сцепление, не допустив клевка и спотыкания, машина еще долго будет катиться (как минимум секунды три), не теряя скорости.
Рисунок 3.13 Правильное переключение передач.
Дождавшись холостого хода двигателя СПОКОЙНО (заметьте, резко выжимается только сцепление, все остальное переключается бережно и аккуратно!) переключитесь на следующую передачу (рис. 3.13).
Обратите особое внимание
Если вы будете переключать передачи молниеносно, то синхронизаторы в вашей коробке передач выйдут из строя уже «послезавтра» —p не отъездив на автомобиле и 20 тысяч километров, вам придется обратиться на станцию техобслуживания для ремонта коробки. Если вы понаблюдаете за тем, как переключаются передачи в различных машинах на перекрестках, то заметите, что в некоторых из них это происходит с «хрустом». Это как раз из-за того, что человек просто преждевременно «убил» свою коробку передач. Не нужно стараться переключать передачи слишком быстро! Делайте это аккуратно и плавно, чтобы машина успела понять, что вообще от нее хотят. Правильные действия при переключении передач позволят вам проездить на автомобиле столько, сколько вам захочется, а потом продать его так, чтобы купивший был счастлив и еще долго продолжал ездить, вспоминая вас добрым словом.
После того, как вы включите следующую передачу, чтобы сохранить ту же скорость движения и не допустить второго «клевка», вам нужно попасть оборотами двигателя так, чтобы скорость движения на включенной только что передаче строго соответствовала той скорости, которая уже есть в настоящий момент. Нужно понимать, что причиной второго «клевка» является разница в угловой скорости вращения вала двигателя и сцепления, существующая в момент их соединения (рис. 3.14). Для того чтобы справиться с этой проблемой, давайте вспомним наши действия при старте автомобиля (ведь там мы уже сталкивались с этим явлением). Поднимая педаль сцепления с высокой точностью, одновременно с этим постепенно добавляйте газ, пока двигатель не «подхватит» движение автомобиля. В этот самый момент задержите подъем педали сцепления и выдержите ту самую ПАУЗУ, о которой мы говорили при обсуждении старта автомобиля. После того как вы почувствуете, что автомобиль покатился легко, просто отпустите педаль сцепления. Даже если вы отпустите педаль чуть раньше и разница между скоростями вращения будет составлять примерно 200~300 об/мин, то вы практически ничего не почувствуете. Если же разница будет существенной (порядка 1000 об/мин) —p скорее всего, вы очень отчетливо ощутите «рывок».
Рисунок 3.14 Для того чтобы не было рывка при переключении передач, скорости вращения вала двигателя и сцепления должны сравняться.
Комментарии пользователей (3)
Задать вопрос преподавателю (в обсуждении 3 комментариев)
Последовательность переключения передач автомобиля
Главная / Учебник по вождению автомобиля / Глава 3. Вождение в условиях города » Подраздел 3.2 Переключение передач
Несколько слов о том, как собственно нужно переключать передачи.
Что такое вообще «передачи»? В любом автомобиле с двигателем
внутреннего сгорания (бензиновым или дизельным) есть коробка
передач (не важно, механическая или автоматическая). Назначение
этого узла заключается в том, чтобы автомобиль мог двигаться с разными скоростями при примерно одинаковых оборотах двигателя.
Давайте разберемся на примере обычного велосипеда (думаю, в детстве такой был у каждого). Если помните, на велосипеде есть две шестерни: большая у педалей и маленькая на колесе (повторю, что
речь идет о самом обычном велосипеде, например, «Украине» или «Орленке», рис. 3.8а). Так вот, две шестерни обеспечивают одну единственную передачу, поэтому для того, чтобы ехать быстрее, нужно быстрее крутить педали, а чтобы ехать медленнее —p крутить медленнее. Для того чтобы заехать на таком велосипеде на гору, нужно обладать
очень неплохим здоровьем, поскольку это задача еще та. В спортивных же велосипедах (которые сейчас
стали даже более распространены,
чем обычные) и возле педалей, и на
колесе шестерен очень много (рис. 3.8b). Если вы когда-нибудь смотрели велогонки, то могли заметить, что
спортсмены обычно крутят педали в
одном ритме —p так они рационально
распределяют свои силы. Количество
передач на таких велосипедах очень
велико: обычно больше двадцати
(гораздо больше, чем в легковых автомобилях). Именно благодаря такому большому количеству передач
можно ехать на велосипеде с самыми различными скоростями и на любую горку, постоянно вращая педали
в одном ритме.
Рисунок 3.8 На обычном велосипеде две шестерни обеспечивают одну единственную передачу, поэтому для того, чтобы ехать быстрее, нужно
быстрее крутить педали, а чтобы ехать медленнее
—p крутить медленнее. в спортивных же велосипедах и возле педалей, и на колесе шестерен очень
много, что позволяет рационально распределять
человеческие силы.
Так вот, первая передача на автомобиле самая мощная. Она создает
максимальное тяговое усилие, но
при этом автомобиль едет небыстро.
У инженеров такая закономерность
называется «золотым правилом механики» —p выигрываешь в усилии,
значит проигрываешь во времени (или скорости), и наоборот —p выигрываешь во времени, значит проигрываешь в усилии. Попытаюсь объяснить это на следующем примере.
Представьте себе, что вы, сидя за рулем автомобиля, захотите открыть дверь (рис. 3.9). Куда при этом лучше приложить руку, чтобы открыть дверь было легче всего —p возле дверных петель или туда, где находится дверная ручка? Конечно же, туда, где ручка. Но, открывая дверь
таким образом, вы увидите, что даже после того, как рука будет полностью вытянута, дверь откроется еще далеко не до упора. Зато так открывать легко. Чтобы открыть дверь больше, придется перенести руку где-то на середину двери. Это действие можно сравнить с переключением
на вторую передачу. Перенесёте руку еще ближе к дверным петлям —p
это третья передача и так далее, пока не откроете дверь полностью.
В автомобиле все происходит подобным образом —p «подтолкнув» машину на первой передаче, мы добиваемся того, что «толкать» ее дальше
становится легче. Постепенно разгоняя автомобиль, мы включаем вторую
передачу, потом третью и так далее, пока не достигнем нужной скорости
движения.
Рисунок 3.9 Открывать дверь автомобиля легче всего, приложив руку возле ручки двери. Но
так она откроется не полностью. чтобы открыть
дверь больше, нужно перенести руку где-то на
середину двери. Если приложить усилие возле
дверных петель —p открывать будет тяжело, но
дверь откроется полностью. Эти действия можно сравнить с переключением на разные передачи —p первую, вторую и третью соответственно.
Обычно первая передача используется для движения автомобиля на скорости примерно от 0 до 20~25 км/ч.
Вторая передача —p от 20~25 км/ч и
примерно до 40 км/ч, третья —p от 40
до 60 км/ч; четвертая передача —p для
скоростей свыше 60 км/ч. Пятая передача —p это отдельная тема для разговора. Как правило, такая передача обеспечивает «эконом-режим» и используется при движении в интервале скоростей от 90 до 120 км/ч (рис. 3.10).
Рисунок 3.10 Первая передача обычно
используется для движения автомобиля
на скорости примерно от 0 до 20~25 км/ч,
вторая передача —p на скорости от 20~25 км/ч
и примерно до 40 км/ч, третья —p от 40 до
60 км/ч, четвертую передачу включают для
скоростей свыше 60 км/ч. пятая передача,
как правило, обеспечивает «эконом-режим» и
используется при движении в интервале скоростей от 90 до 120 км/ч.
Есть машины, которые развивают
максимальную скорость на четвертой
передаче, а есть такие, которые достигают максимума на пятой. Все зависит от конструктивных особенностей
каждого отдельно взятого автомобиля и довольно подробно описывается производителем в прилагаемой к
автомобилю документации. На самом
деле это уже не столь важно —p на этапе обучения максимальные скорости
движения нас пока интересуют мало.
В любом случае, чем выше передача, тем выше скорость движения.
Но, если, например, нам необходимо
преодолеть крутой подъем, а скорость
движения при этом небольшая, то,
понятно, на четвертой передаче мы
не поедем —p нужно переключиться на
вторую, а то и на первую передачу.
Интервалы передач не стыкуются между собой строго, то есть нет
такого, что по достижении 25 км/ч и ни больше нужно непременно
переключиться на вторую. На самом деле все эти диапазоны частично перекрывают друг друга —p на второй передаче автомобиль уверенно едет уже с 10 км/ч, а первую передачу можно «раскрутить» не
до 25 км/ч, а до всех 40 км/ч (правда при этом будет очень громко
«орать» мотор, но, тем не менее, динамика ускорения будет достаточно
высокой). На второй можно разгонять автомобиль до 60~70 км/ч —p
большого смысла тоже нет, но если нужно интенсивное ускорение,
то вполне можно использовать. Третью можно включить уже на скорости примерно 30 км/ч, но автомобиль будет ехать «тяжеловато».
Весь фокус выбора передачи для движения заключается в том, чтобы
двигатель автомобиля легко «откликался» на педаль газа. Например,
во время движения у нас возник вопрос: «А нужная ли нам передача
включена в настоящий момент?» Для того чтобы это проверить, просто легко нажмите на педаль газа и машина должна «побежать» еще
быстрее. Если вы чувствуете, что, несмотря на «орущий» двигатель,
добавление газа не приводит к увеличению скорости, значит пора
переключаться на следующую передачу. Если же при добавлении
газа машина «мычит» и не может ускориться, поскольку двигатель начинает работать с перебоями, значит нужно переключиться на одну,
а то и на две передачи вниз. Как правило, особых проблем с этим не
возникает: постепенно понимание того, когда и какую передачу включать, перерастает в привычку и все необходимые действия производятся на полном автоматизме.
На этапе обучения проблема заключается в том, что на учебной
площадке, которая, как правило, не настолько большая, до четвертой передачи дело никогда не доходит. Поскольку мы уже знаем, как
именно переключаются передачи (вспомните первое занятие, когда
вы учились правильно крутить руль и переключать передачи), то остается лишь освоиться с интервалами переключений, а в этом вам на
первом этапе поможет инструктор. Я вам скажу, что спустя какое-то
количество повторов, вы уже самостоятельно по шуму двигателя будете понимать, что настало время для переключения передачи, а рука
сама будет тянуться к рычагу.
К слову сказать…
Иногда на спидометрах автомобилей рисуют деления, которые разграничивают
скорость движения по соответствующим передачам. В других автомобилях с этой
целью установлены тахометры —p приборы, показывающие скорость вращения
двигателя и имеющие поделенный на зоны циферблат, благодаря которому также
можно ориентироваться при выборе передачи (рис. 3.11). Я не призываю вас подробно рассматривать шкалы приборов во время движения —p гораздо лучше ориентироваться по звуку работы двигателя. В идеале, во
время движения, глядя на «картинку» в лобовом стекле, прикидывать, с какой
скоростью едет автомобиль, и сравнивать собственные предположения со спидометром. Ориентируясь по звуку двигателя и скорости движения, довольно просто
(особенно со временем) определить соответствие включенной передачи реальной обстановке.
Рисунок 3.11 При выборе передачи можно ориентироваться по приборам на приборной панели,
но гораздо эффективнее ориентироваться по звуку
работы двигателя. в идеале, во время движения,
глядя на «картинку» в лобовом стекле, прикидывать, с какой скоростью едет автомобиль, и
сравнивать собственные предположения со спидометром.
Из опыта обучения вождению
Очень часто (так уж исторически сложилось) ко мне приходят люди, окончившие автошколы и получившие права. «Машину купил, права купил, ездить не купил… Надо
что-то с этим делать…». Как правило, при езде по городу происходит следующее: мы
едем на первой передаче, потом на второй, потом я предлагаю включить третью, а
ученик спрашивает: «А может, не надо?…» После включения третьей, когда настает
время включать четвертую, сидящий за рулем человек просто не понимает, что от
него хотят: «В смысле четвертую? А мы на курсах никогда не включали четвертую. ..».
О чем это говорит? Полноценно эксплуатировать автомобиль этого человека не научили, зато внушили страх, основанный на мысли: «Если я сейчас включу четвертую
передачу, то машина как помчится!…» Очень важно понимать, что скорость движения автомобиля в первую очередь зависит от того, как сильно вы жмете на газ, и
лишь где-то десятым пунктом от того, какая сейчас у вас включена передача. Мы сейчас говорим о механической коробке —p в автомате все делается без вашего участия и,
как правило, там все зависит ТОЛЬКО от педали газа.
Если вы разогнались на третьей передаче до скорости 60 км/ч, то, включив четвертую, вы можете ехать по прежнему те же 60 км/ч —p никто не сказал, что нужно непременно разгоняться дальше.
Другой пример. Вы едете на скорости 55 км/ч, но дорога идет на уклон (пусть даже
совсем небольшой). Это значит, что необязательно «доводить» третью до 60 км/ч, а
можно включить четвертую пораньше —p со временем вы будете это чувствовать, не
задумываясь.
Самым главным критерием для переключения всех передач является плавность хода автомобиля. И как раз об этом стоит поговорить подробнее. Как правило, начинающий водитель, двигаясь по дороге, сначала разгоняется на первой передаче, потом при пере-
ключении на вторую происходит «спотыкание» —p машина «дергается»; худо-бедно разогнавшись на второй, ученик переключается
на третью —p снова со «скачком» (рис. 3.12). И так продолжается на
каждом переключении.
Причиной первого «спотыкания» является то, что человек, разогнавшись, отпускает педаль газа (поскольку двигатель «слишком
громко рычит») и только после этого выжимает сцепление. Бывает,
что, даже осознавая необходимость выжать сцепление раньше, чем
отпустить газ, человек забывает о том, что глубина нажатия педали сцепления гораздо больше, чем глубина нажатия педали газа. То
есть выходит, что сцепление только-только начинает выключаться, а
газ уже отпущен. Именно поэтому очень полезно сделать следующее
(особенно это касается перехода с первой на вторую передачу, поскольку в этом случае все рывки проявляются максимально). Чтобы
избежать клевка при сбросе газа на первой передаче, необходимо
сначала РЕЗКО выжать сцепление (буквально топнуть левой ногой
по педали сцепления) и только вслед за этим отпустить педаль газа.
Даже если двигатель при этом недовольно «рыкнет», это будет лишь
говорить о том, что случилась другая крайность —p передержали газ;
но при этом «клевка» не будет! На мой взгляд, «клевок» гораздо
вреднее, чем немного «рыкнувший» мотор. Вам ведь не понравится, если вас взять за плечи и резко встряхнуть? Машине это тоже не
нравится. Поэтому, чтобы этого избежать, выжимайте сцепление
«пинком», резким «тычком», буквально топнув ногой, и только потом отпускайте газ.
Рисунок 3.12 Ошибки в переключении передач.
После того как вы отпустите педаль газа, двигатель выйдет на режим холостого хода —p нужно дождаться, чтобы он затих. Бояться этой
паузы не нужно. Если вы вспомните велосипед, то после того, как вы
быстро раскрутили педали и вдруг бросили их, велосипед еще долго
будет катиться самостоятельно. То же самое происходит и с автомобилем: в тот момент, когда вы правильно резко выжмете сцепление,
не допустив клевка и спотыкания, машина еще долго будет катиться
(как минимум секунды три), не теряя скорости.
Рисунок 3.13 Правильное переключение передач.
Дождавшись холостого хода двигателя СПОКОЙНО (заметьте, резко
выжимается только сцепление, все остальное переключается бережно и аккуратно!) переключитесь на следующую передачу (рис. 3.13).
Обратите особое внимание
Если вы будете переключать передачи молниеносно, то синхронизаторы в вашей
коробке передач выйдут из строя уже «послезавтра» —p не отъездив на автомобиле и 20 тысяч километров, вам придется обратиться на станцию техобслуживания
для ремонта коробки. Если вы понаблюдаете за тем, как переключаются передачи
в различных машинах на перекрестках, то заметите, что в некоторых из них это
происходит с «хрустом». Это как раз из-за того, что человек просто преждевременно «убил» свою коробку передач. Не нужно стараться переключать передачи
слишком быстро! Делайте это аккуратно и плавно, чтобы машина успела понять,
что вообще от нее хотят. Правильные действия при переключении передач позволят вам проездить на автомобиле столько, сколько вам захочется, а потом продать
его так, чтобы купивший был счастлив и еще долго продолжал ездить, вспоминая
вас добрым словом.
После того, как вы включите следующую передачу, чтобы сохранить ту же скорость движения и не допустить второго «клевка», вам
нужно попасть оборотами двигателя так, чтобы скорость движения на включенной только что передаче строго соответствовала той
скорости, которая уже есть в настоящий момент. Нужно понимать,
что причиной второго «клевка» является разница в угловой скорости вращения вала двигателя и сцепления, существующая в момент
их соединения (рис. 3.14). Для того чтобы справиться с этой проблемой, давайте вспомним наши действия при старте автомобиля
(ведь там мы уже сталкивались с этим явлением). Поднимая педаль
сцепления с высокой точностью, одновременно с этим постепенно
добавляйте газ, пока двигатель не «подхватит» движение автомобиля. В этот самый момент задержите подъем педали сцепления и
выдержите ту самую ПАУЗУ, о которой мы говорили при обсуждении
старта автомобиля. После того как вы почувствуете, что автомобиль
покатился легко, просто отпустите педаль сцепления. Даже если вы
отпустите педаль чуть раньше и разница между скоростями вращения будет составлять примерно 200~300 об/мин, то вы практически ничего не почувствуете. Если же разница будет существенной
(порядка 1000 об/мин) —p скорее всего, вы очень отчетливо ощутите
«рывок».
Рисунок 3.14 Для того чтобы не было рывка при переключении передач, скорости вращения вала
двигателя и сцепления должны сравняться.
Подраздел 3.1 Первый выезд на дорогу | Разворот Змейка передним ходом Приложения | Подраздел 3.3 Старт в гору |
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
comments powered by Disqus
Когда менять передачу
Переключение передач — одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются многие начинающие водители. Управление автомобилем, справляться с тем, что происходит на дороге, используя сцепление и переключая передачи, представляет собой многозадачность на самом высоком уровне.
После того, как учащийся, не глядя на него, поймет, где расположить рычаг переключения передач для любой передачи, он должен знать, когда настало подходящее время для этого. Хотя поначалу это сложно, эта задача, которую многие из нас выполняют, не задумываясь, становится значительно легче, чем больше вы пытаетесь. Давайте рассмотрим несколько советов, как облегчить переключение передач.
Большинству начинающих водителей нужны вспомогательные средства или ориентиры, помогающие им понять, когда и где они должны что-то делать. Знание того, когда переключать передачи, ничем не отличается.
Когда вы научитесь понимать, когда переключать передачу, вы будете гораздо меньше зависеть от вспомогательных средств и будете знать, когда переключать передачу, просто слушая двигатель. Когда вы освоите правильную технику переключения передач, следующая задача — понять, когда переключать передачу.
Когда переключать передачи в автомобиле
Когда переключать передачу с 1-й
За исключением периодического старта на спуске, 1-я передача всегда используется при движении вперед из неподвижного положения. Мы также используем 1-ю передачу при движении в пробках на очень медленных скоростях, что обычно сочетается с управлением сцеплением. При обычном вождении, когда вы трогаетесь с места на 1-й передаче, вам нужно почти мгновенно переключиться на 2-ю передачу. Помните, что при трогании с места вам нужно будет медленно отпускать сцепление, иначе вы можете заглохнуть. Посмотрите, как перестать глохнуть автомобиль для получения дополнительной помощи.
Когда переключать передачу со 2-й
Чтобы указать, когда переключаться на 3-ю передачу со 2-й, следите за спидометром. Когда вы достигнете скорости от 15 до 20 миль в час, переключитесь на 3-ю передачу. 2-я передача часто используется для движения на малых скоростях и обычно предпочтительна для поворотов влево или вправо.
Когда переключать передачу с 3-й
3-я передача является промежуточной, часто используемой только для увеличения скорости. При ускорении на 3-й передаче, при достижении скорости 30 миль в час переключитесь на 4-ю передачу. Некоторые автомобили вполне комфортно едут по городу со скоростью 30 миль в час на 3-й передаче, хотя для экономии топлива рекомендуется использовать 4-ю.
Когда переключать передачу с 4-й
4-я передача идеальна для движения по городу со скоростью 30 миль в час, так как это самая экономичная передача для этих скоростей. В большинстве автомобилей достижение скорости 40 миль в час должно позволить вам переключиться на 5-ю передачу.
5-я передача
5-я передача подходит для открытых дорог и дорог с двусторонним движением. Использование этих контрольных точек при переключении передач является идеальным подспорьем в обучении вождению. Однако это требует отвлечения внимания от дороги и обращения к спидометру, чтобы определить, когда переключать передачу. Это вполне приемлемо для начинающего водителя под руководством инструктора по вождению. В конечном счете, конечно же, безопаснее переключать передачи без этих контрольных точек, и прослушивание двигателя фактически предоставит вам всю информацию о том, когда переключать передачу.
Когда переключать передачу для увеличения скорости
Во время обычного вождения, уроков вождения и экзамена по вождению могут возникнуть ситуации, когда вам может понадобиться достичь определенной скорости быстрее, чем обычно. Типичной ситуацией может быть выезд на проезжую часть с двусторонним движением, где часто необходимо ускориться на объездной дороге, чтобы соответствовать скорости движения на проезжей части.
Этого можно добиться, увеличив мощность двигателя, сильнее нажимая на педаль акселератора и повышая скорость на каждой передаче перед переключением. Однако к тому времени, когда вы будете готовы присоединиться к дороге с двусторонним движением, не рекомендуется постоянно проверять спидометр, чтобы увидеть, когда следует переключать передачу.
Здесь важно прислушиваться к работе двигателя, но не давите на двигатель слишком сильно перед переключением передач. В таких ситуациях тахометр может быть полезен, гарантируя, что стрелка не закроется или не уйдет в красную линию.
Когда следует переключать передачу во время замедления
Во время замедления может потребоваться переключение на более низкую передачу, иначе автомобиль может потерять возможность дальнейшего ускорения из-за неподходящей передачи или даже, возможно, вы можете заглохнуть. Во время замедления помните, на какой скорости вы переключались в первую очередь, например, замедление с 30 миль в час до 20 миль в час было бы идеальным моментом для переключения с 4-й передачи на 3-ю.
Однако помните, что при полной остановке, например, на красный свет светофора, в современных автомобилях вам не нужно и не ожидается переключения на более низкую передачу. Независимо от того, на какой скорости или передаче вы находитесь, вам просто нужно плавно замедлить скорость с помощью тормоза, а за несколько метров до остановки выжать сцепление и выбрать 1-ю передачу.
Какая передача для какой скорости
У каждого автомобиля есть оптимальная скорость для каждой передачи. В таблице ниже представлено общее руководство о том, какая передача для какой скорости.
Шестерня | Скорость |
---|---|
1-я передача | От 0 до 5 миль в час |
2-я передача | От 5 до 15 миль в час |
3-я передача | От 15 до 30 миль в час |
4-я передача | От 30 до 40 миль в час |
5-я передача | 40 миль в час и выше |
Прочие руководства по автомобильным передачам
- Как переключить передачу
- Блок переключения передач
Какие два способа узнать, когда переключать передачи?
У меня остались приятные воспоминания о том, как я вместе с отцом участвовал в автомобильных гонках на его отреставрированном Камаро. В частности, я был очарован тем, как он переключал передачи. Он научил меня водить вручную, но всегда был немного расплывчатым в отношении того, когда переключать передачи, говоря, что это должно быть просто «правильным». Как узнать, когда переключать передачи?
Жасмин Кантер · Обновлено
Отзыв от Шеннона Мартина, лицензированного страхового агента.
Вождение с ручным переключением скоростей — умирающее искусство в Америке, даже несмотря на то, что все еще осталось несколько современных спортивных автомобилей с механической коробкой передач. В любом случае, знание того, когда переключать передачи, жизненно важно для соблюдения минимальной скорости на дорогах, предотвращения повреждений автомобиля и получения удовольствия от поездки. Есть два способа узнать, когда переключать передачи, , наблюдая за частотой вращения двигателя и , наблюдая за опубликованной скоростью движения .
Увеличение скорости двигателя вашего автомобиля приводит к тому, что он достигает более высоких RPM (оборотов в минуту) , но если он застрял на слишком низкой передаче, увеличение оборотов не поможет. Вот почему важно следить за частотой вращения двигателя.
Тахометр на приборной панели вашего автомобиля показывает текущие обороты вашего двигателя; вы должны сдвинуть до того, как он начнет достигать красной линии в верхней части диапазона . Позволить вашим оборотам достичь этого верхнего предела, также известного как красная черта, ужасно для вашего двигателя.
Вам также необходимо следить за скоростью, указанной на дорогах. Каждая передача в вашей механической коробке передач может обеспечивать диапазон скоростей. Обычно это:
- 0-10 миль/ч: 1-я передача
- 3-25 миль/ч: 2-я передача
- 15-45 миль/ч: 3-я передача
- 30-65 миль/ч: 4-я передача
- 45+ миль в час: 5-е место gear
Точная величина скорости, которую может обеспечить каждая передача автомобиля, зависит от размера шин, передаточного числа заднего моста и передаточного числа трансмиссии.