Содержание

Глиссер — что это такое? Глиссирование лодки


Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а, скорее, экспериментальный характер. Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию либо откровенную ересь. 

Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно — что такое «глиссирование».

Глиссирование — что это?


В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия.  «Глиссирование — это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости».


Если попытаться перевести что значит глиссер на простой и понятный язык, то получится примерно следующее.


Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок, для которых самым точным определением будет следующее.


Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища. 

Режимы движения лодки


Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:


  • водоизмещающий;


  • переходный;


  • глиссирующий.


Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.


Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.   

Глиссирующий режим


Когда вы вышли на глиссер, происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки.


Лодка принимает горизонтальное положение, но смоченная поверхность днища не превышает 2/3 от её длины и со стороны кажется, что она как будто скользит по воде. Обороты двигателя при этом увеличиваются. По достижению лодкой этого режима обороты двигателя можно сбросить с полных до 2/3 и лодка всё равно сохранит высокую скорость и останется в глиссирующем режиме. Это связано с тем, что усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Средняя скорость перехода надувных лодок в глиссирующий режим составляет 20 км/час.  


Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.


Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.


Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что «для того, чтобы судно вывести на глиссер, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».


Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.

Что показали наши тесты?


Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М  (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.  


Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.


Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ.

Расчет глиссирования


Длина лодки от 300 до 330 см. для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4 — 6 л.с. Каждый следующий человек + 3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3.2 метра и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 330 см. и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.  


Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.


Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.       


При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л. с.


Павел Прудников «Лодки-Питер»


 


 

Вернуться к списку

Пять важных моментов, от которых зависит скорость лодки

Обзоры и статьи

1. Установка лодочного мотора на транец лодки.

Все знают, что лодочный мотор должен находиться точно посередине транца, а вот регулировке лодочного мотора относительно нижней точки транца обычно не придают значения, хотя этот фактор очень важен, для глиссирующих лодок. Только при правильной установке мотора по высоте достигается максимальная скорость и экономичность.

Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.

2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).

Необходимый угол наклона лодочного мотора относительно транца лодки определяется положением антикавитационной плиты в режиме глиссирования. Антикавитационная плита должна быть параллельна водной поверхности, или параллельно днищу лодки.

При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.

3. Подбор шага гребного винта.

Основные характеристики гребного винта это диаметр, шаг, увод лопасти. На заводе при комплектации лодочного мотора, чтобы добиться большей универсальности применения лодочного мотора, как правило, ставят винт с меньшим шагом (грузовой). Установив, мотор с таким винтом на надувную моторную лодку из ПВХ мы получаем низкую скорость и превышение паспортных оборотов двигателя, что негативно сказывается на его работоспособности и сроке службы. Встречается и противоположное явление, когда газ открыт не полностью 3/4, а скорость уже не растёт и большее открытие ручки газа приводит только к увеличению расхода топлива. Оба этих случая возникают из-за неправильно подобранного винта. Наша главная задача подобрать такой винт, что бы на данной лодке при Вашей загрузке, лодочный мотор мог работать во всём диапазоне оборотов, в результате мы получим максимальную скорость и экономичность.

Для решения этой задачи нам просто необходим тахометр и GPS навигатор. При движении лодки на штатном винте замеряем две величины скорость и обороты двигателя. Если скорость моторной лодки не повышается, а обороты двигателя не достигли максимальных, значит, нам нужно шаг винта уменьшить, если ситуация обратная растёт скорость и растут обороты выходя за рекомендованные заводом изготовителем для данного мотора, тогда нужно шаг винта увеличить. Увеличение шага винта при том же диаметре на 1 дюйм снижает обороты двигателя примерно на 200 об/мин, и наоборот уменьшение шага винта повышает обороты двигателя. Также и диаметр гребного винта влияет на обороты двигателя, но это уже более сложный путь и используют его больше в спорте.

4. Распределение веса в лодке.

В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора буквально граничит с возможностью перейти из водоизмещенного режима в глиссирующий от шкипера требуются определённые навыки, ведь скорость глиссирующей лодки в полтора раза выше, при меньшем потреблении топлива.

Рассмотрим самую распространённую ситуацию, когда Вы сидите на задней банке, максимально сдвинувшись к транцу. Лодка приподнимает нос и пытается выйти на глиссирование, но что-то ей мешает, не хватает буквально пол лошадиной силы. Так чего же нам на самом деле не хватает? Ответ прост, во время выхода на глиссирование под днищем лодки собирается воздух на языке водомоторников «бревно» если шкипер пересядет вперёд к центру лодки то поможет лодке через него перевалить, и сразу почувствует прибавку в скорости при тех же оборотах двигателя. Такое перемещение шкипера поможет поднять скорость лодки даже на моторе мощностью 2.5 л.с. с 7-8 км/ч до 12-13км/ч правда это будет не полноценный выход на глиссирование, а так называемый переходный режим.

Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.

5. Гидрокрыло на лодочный мотор.

Изначально гидрокрыло (гидрофоил) получило большое распространение при установке на мощные лодочные моторы, которые устанавливали на короткие лодки, что бы убрать «кобру» при выходе на глиссирование. Но как оказалось на практике данное приспособление при установке на моторы малой мощности помогает им выйти на глиссирование в случая когда, казалось бы, глиссирование невозможно из-за малой мощности лодочного мотора. Происходит это потому что крыло установленное на антикавитационной плите лодочного мотора создаёт дополнительную подъёмную силу и помогает маломощному лодочному мотору вытолкнуть лодку на глиссирование.

Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.

Полеты на планере — Летайте на планере

Купить сейчас, забронировать позже

Бесплатный возврат и обмен

Нет срока годности

Мгновенные электронные ваучеры

Как это работает

Мгновенные подарки. Прочные воспоминания.

Пошаговое руководство, как сделать идеальный подарок.

1

Выбирайте из более чем 2000 предложений по всей стране

Выберите идеальный подарок или купите подарочную карту и позвольте получателю выбрать свое собственное приключение.

2

Электронный ваучер доставлен мгновенно

После оплаты вы можете легко распечатать или отправить по электронной почте ваучер на впечатления. Хотя доставка мгновенная, воспоминания останутся на всю жизнь.

3

Легко выкупить или обменять

Получатель может в удобное для себя время заказать услугу онлайн или позвонив нам. И если они предпочтут сделать еще один, они могут легко обменять его.

4

Создайте незабываемые воспоминания

Наши проверенные поставщики и увлеченная своим делом команда позаботятся о том, чтобы ваш получатель получил незабываемые впечатления на всю жизнь и оставил воспоминания на долгие годы.

Подарки без проблем

Наша опытная команда берет на себя риск дарения подарков, предлагая тщательно подобранные подарки, которые гарантированно доставят удовольствие. Мы работаем только с лучшими поставщиками впечатлений и предлагаем гибкие правила, чтобы сделать отличный подарок проще простого — независимо от того, для кого вы делаете покупки.

Подробнее

Создано с помощью Sketch.
Легкий возврат и обмен

Мы предлагаем 30-дневный возврат, или ваш получатель может легко обменять свой подарок на что-либо еще на нашем рынке в любое время — бесплатно.

Создано с помощью Sketch.
No Expiration Date

Срок действия наших ваучеров не ограничен, поэтому ваш получатель может использовать их по своему усмотрению.

Мгновенный электронный ваучер

Мгновенная доставка электронных ваучеров позволяет легко найти и быстро подарить идеальный подарок, даже если вы делаете покупки в последнюю минуту.

  • Выделено

  • Ощутите свободу небес на наших невероятных планерах. Идеальные идеи подарков для мужчин и женщин!

    Полюбуйтесь захватывающим видом на местный пейзаж без рева двигателя в ушах, когда вы парите над сельской местностью.

Легкий возврат и обмен + бессрочный срок действия

Все ваучеры, которые не были использованы, можно без проблем вернуть в течение 30 дней — бесплатно и без вопросов.

Даже после закрытия 30-дневного периода возврата вы можете в любое время обменять свой ваучер на что-либо еще на нашем рынке. Если вы выберете опыт, который стоит дороже, вам просто придется доплатить разницу. Если вы выберете опыт, который стоит меньше, вы получите кредит на следующее бронирование с Virgin Experience Gifts. И наши ваучеры бессрочные!

Мгновенный электронный ваучер

Мгновенная доставка электронного ваучера позволяет легко найти и быстро подарить идеальный подарок, даже если вы делаете покупки в последнюю минуту. Вы сможете немедленно отправить любимому человеку незабываемые впечатления, которые мгновенно доставят удовольствие вам и вашему получателю.

Спасибо!

Проверьте свою почту, чтобы узнать о специальных предложениях, подарках и новых впечатлениях.

Наслаждайтесь Скидка 10 $ на следующую покупку с
код:

ПАМЯТИ

Код действителен для одноразового использования.

Часто задаваемые вопросы | Планерный клуб Южного Креста

  • Безопасно ли летать на планере?
  • Сколько это будет стоить?
  • Сколько продлится мой полет?
  • Что происходит, когда стихает ветер?
  • Как планер поднимается в воздух?
  • Как планеры не ложатся спать?
  • Как быстро может летать планер?
  • Как высоко может летать планер?
  • Как далеко может улететь планер?
  • Что происходит, когда лифт останавливается?
  • Как долго ты можешь не спать?
  • Сколько мне лет, чтобы летать?
  • Есть ли ограничение по весу?
  • Есть ли медицинские ограничения?
  • Сколько времени потребуется, чтобы идти в одиночку?
  • Можно ли заниматься высшим пилотажем?
  • Нужна ли мне лицензия?

Безопасно ли летать?

В то время как любая авиация сопряжена с определенным риском, планеризм относительно безопасен. Планеры имеют очень прочную конструкцию, и нет отказавшего двигателя. В маловероятном случае аварии топливо не сжигается.

Сколько это будет стоить?

См. нашу страницу о рейсах Air Experience Flights, чтобы узнать стоимость первого полета на планере.

Стоимость обучения полетам на планере во многом зависит от способностей ученика и от того, как часто вы будете летать — очевидно, если вы сможете приезжать на аэродром каждые выходные в течение нескольких недель подряд, вы научитесь быстрее, чем если бы вы прилетали только один день в месяц. Средний студент будет готов к своему первому самостоятельному полету примерно после 20-40 полетов по цене от 2000 долларов.

Сколько продлится мой полет?

Планеризм зависит от погодных условий. В отсутствие термиков, которые планеры используют, чтобы оставаться в воздухе, средний полет на высоту 3000 футов будет длиться примерно 20 минут. Когда вы научитесь летать, вас научат, как находить термики и оставаться в них, а полет в термиках намного дольше.

Что происходит, когда стихает ветер?

Ничего! Планеры не зависят от ветра, чтобы оставаться в воздухе. При кружении в термиках планеры уносятся ветром, но в остальном ветер не влияет на них.

Как планер поднимается в воздух?

Наши планеры запускаются с помощью аэробуксировщика с помощью наших мощных буксиров Piper Pawnee. Планер прикреплен к буксиру веревкой, и пилот планера следует за буксиром, когда они поднимаются на высоту освобождения, когда пилот планера отпускает веревку.

Как планеры не ложатся спать?

Планеры могут оставаться в воздухе несколькими способами. На сегодняшний день наиболее распространенным является термик. Когда земля нагревается солнцем, периодически порция нагретого воздуха поднимается вверх, часто на многие тысячи футов, так как температура воздуха вблизи земли становится выше, чем температура окружающей среды. Если планер летит, чтобы оставаться в этом столбе восходящего воздуха, двигаясь по кругу, планер также будет унесен ввысь. После того, как пилот достигает вершины термика, они улетают, постепенно теряя высоту, пока не достигнут следующего.

Как быстро может летать планер?

Планеры могут летать со скоростью от 35 узлов (65 км/ч) до примерно 135 узлов (250 км/ч)

Как высоко может летать планер?

Термики могут подниматься на высоту до 14 000 футов и более. Мировой рекорд высоты составляет 14 102 метра (46 000 футов).

Как далеко может летать планер?

Летом полеты на сотни километров — обычное дело. Мировой рекорд полета по прямой составляет 2000 километров.

Что происходит, когда лифт останавливается?

Когда термики перестанут работать, планер будет постепенно снижаться. Планер может пролететь около 10 км на каждые 1000 футов высоты, так что есть большая вероятность, что аэродром окажется в пределах досягаемости. В случае отсутствия аэродрома в пределах досягаемости планер приземлится в загоне. Посадка в паддоке является частью обучения каждого пилота планера, когда он готов летать по пересеченной местности. Планер можно поднять буксиром или, если это невозможно, планер разбирается и возвращается на аэродром в своем контейнере.

Как долго я могу не спать?

Планеры могут летать, пока есть подъемная сила. С термиками это около 8 часов. Используя преобладающие ветры, дующие вверх по склону, планер может летать до тех пор, пока дует ветер. Мировой рекорд составлял около 56 часов, прежде чем было признано, что эти постоянно удлиняющиеся полеты опасны, и признание продолжительности полетов было отменено.

Сколько лет мне должно быть, чтобы летать на планере?

Нижний возрастной предел для самостоятельных полетов — пятнадцать лет, а верхнего предела нет при условии, что вы здоровы и не страдаете заболеваниями, которые могут помешать вам летать.

Быть пассажиром планера можно практически в любом возрасте. В нашем Клубе недавно летала 86-летняя женщина, а несколько членов Клуба регулярно берут в полеты своих детей. Из практических соображений наши полеты Air Experience Flights не рекомендуются для детей младше 12 лет, так как они часто не могут видеть за пределами самолета, и если они по какой-либо причине расстроены, их трудно снова успокоить.

Есть ли ограничение по весу?

Существует общий предел веса менее 100 кг, установленный производителями планеров. Хотя некоторые из наших планеров могут перевозить пассажиров весом до 110 кг, это зависит от наличия достаточно легкого инструктора на другом сиденье. Мы не можем обеспечить присутствие такого инструктора в каждый полетный день, и, конечно, мы бы предпочли не отказывать людям и не смущать их. Пожалуйста, позвоните нам заранее, и мы сможем договориться с конкретным инструктором (или сообщить вам о днях, когда он будет присутствовать).

Есть ли медицинские ограничения?

Чтобы летать, вы должны быть в целом здоровы — вы никогда не страдали эпилепсией, припадками, тяжелыми травмами головы, повторяющимися обмороками, головокружениями, обмороками, аномально высоким кровяным давлением или предыдущими сердечными заболеваниями. Вы не должны принимать инсулин для контроля диабета. Если вы пострадали от любого из этих заболеваний, перед взлетом необходимо предъявить медицинскую справку от врача с соответствующей квалификацией о том, что вам разрешено летать.

Сколько времени потребуется, чтобы идти в одиночку?

Это во многом зависит от ваших способностей и частоты ваших полетов. Обычно вы можете рассчитывать на то, что полетите в одиночку после от 20 до 40 полетов. Людям с некоторым опытом полетов на мощных самолетах обычно требуется меньше времени для обучения, чем тем, у кого вообще нет опыта полетов.

Могу ли я заниматься высшим пилотажем?

Обычно мы не будем выполнять фигуры высшего пилотажа в первом полете Air Experience, пока у нас не будет времени оценить вашу реакцию на полет. Если бы кто-то из наших опытных инструкторов был уверен, что проблем не было бы, то можно было бы выполнять фигуры высшего пилотажа.

Планеры нашего клуба способны выполнять различные фигуры высшего пилотажа, такие как петли и траектории (например, винговеры). Естественно, без двигателя и с таким большим размахом крыльев (15-20 м) есть предел фигурам высшего пилотажа, которые мы можем выполнять на наших планерах.

Нужна ли мне лицензия?

В отличие от полетов на тяге или вождения автомобиля, пилотам-планеристам не выдается официальная лицензия.