Содержание

Механизмы поворота гусеничных тракторов

Механизмы поворота гусеничных тракторов

Поворот гусеничного трактора связан с преодолением момента сопротивления, который создают главным образом силы сцепления гусениц с опорной поверхностью, силы сопротивления передвижению гусеничных движителей и тяговое сопротивление.

Разность моментов, подводимых к ведущим звездочкам гусеничных движителей, создают при помощи специальных механизмов поворота. В качестве таких механизмов применяют фрикционные (редко электромагнитные) муфты или шестеренчатые планетарные механизмы с тормозами.

Фрикционные муфты управления (бортовые фрикционы) работают по такой схеме. Крутящий момент через центральную передачу и вал заднего моста подводится к ведущему барабану. Далее через ведущие и ведомые диски, сжимаемые пружинами и нажимным диском, крутящий момент передается на ведомый барабан и вал к конечной передаче и ведущей звездочке. Аналогична схема и второй муфты управления, через которую крутящий момент подводится к другой ведущей звездочке.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Муфты сцепления гусеничных тракторов представляют собой фрикционные, сухие, многодисковые, постоянно замкнутые муфты сцепления.

При прямолинейном движении гусеничного трактора крутящий момент подводится к ведущим звездочкам через постоянно включенные муфты управления. Ведущие звездочки вращаются с одинаковой частотой, и трактор движется прямолинейно.

В случае необходимости плавного поворота трактора частично выключают муфту управления той стороны, в которую поворачивают трактор. При этом муфта управления отстающей стороны пробуксовывает, а приводимая этой муфтой ведущая звездочка начинает вращаться замедленно. Вследствие возникающей разности частот вращения ведущих звездочек и, главное, разности ведущих моментов на звездочках трактор поворачивается в сторону частично выключенной муфты управления.

Рис. 1. Схема фрикционной муфты управления гусеничного трактора:
1 — вал привода конечной передачи и ведущей звездочки; 2 — ведомый барабан; 3 — тормоз; 4 и 5 — ведомые и ведущие диски; 6 — вал заднего моста; 7 — ведущий барабан; 8 — нажимный диск; 9 — пружины

Крутой поворот осуществляется путем полного выключения одной из муфт управления. В этом случае подвод крутящего момента к одной из ведущих звездочек полностью прекращается. При необходимости поворота на месте, кроме выключения одной из муфт управления, включается также тормоз, который останавливает ведомый барабан, а следовательно, и ведущую звездочку.

На тракторах Т-150, как уже отмечалось, для поворота используются гидроподжимные муфты вторичных валов коробки передач.

Планетарный механизм поворота широко применяется на гусеничных тракторах. Он состоит из двух одноступенчатых планетарных устройств, объединенных общим корпусом с двумя коронными шестернями внутреннего зацепления. Крутящий момент подводится к ведущим звездочкам через центральную передачу на корпус, далее через две коронные шестерни на планетарные механизмы и конечные передачи.

В каждом планетарном механизме поворота расположены сателлиты, водило с тормозом и солнечная шестерня с тормозом. Сателлиты свободно вращаются на цапфах водила и входят в постоянное зацепление с приводной коронной шестерней и солнечной шестерней.

Когда трактор движется прямолинейно, солнечные шестерни остановлены замкнутыми тормозами. Вращение передается от центральной передачи на коронные шестерни и далее на сателлиты. Находясь в постоянном зацеплении с неподвижной солнечной шестерней, сателлиты обкатываются вокруг этой шестерни и вращают водило, а следовательно, и ведущую звездочку. В этом случае через оба планетарных механизма к ведущим звездочкам подводятся одинаковые крутящие моменты, планетарные механизмы работают в режиме понижающих редукторов.

Плавный поворот трактора осуществляется путем ослабления тормоза одной из солнечных шестерен.

При этом солнечная шестерня начинает проворачиваться и сателлиты замедляют вращение водила и связанной с ним через конечную передачу ведущей звездочки. Крутящий момент, подводимый к ведущей звездочке, также уменьшается и ограничивается силой трения на тормозе.

Если тормоз солнечной шестерни полностью выключить, то водило остановится, а сателлиты, вращаясь относительно неподвижных осей, будут вращать незаторможенную солнечную шестерню. Передача крутящего момента на ведущую звездочку полностью прекратится, и трактор начнет крутой поворот в сторону остановленной звездочки.

Для поворота трактора на месте, помимо выключения тормоза солнечной шестерни, затягивают тормоз водила и тем самым прекращают вращение по инерции ведущей звездочки и связанных с ней деталей.

Привод механизма поворота гусеничных тракторов механический, рычажный, иногда с сервоусилением, или гидравлический.

Механизм поворота является агрегатом органов управления трактором, соединяющим центральную передачу трансмиссии с ее конечными передачами.

Назначение механизмов поворота. Механизм поворота служит для изменения крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам, для получения различных поступательных скоростей правой и левой гусениц, необходимых при повороте гусеничного трактора. Одновременно механизм поворота выполняет функции тормозов.

Классификация механизмов поворота. Она может быть проведена по следующим признакам:
а) по методу подвода мощности — однопоточные, двухпоточные и с отдельным подводом мощности к каждой гусенице. В отечественных тракторах пока применяются только однопоточные;
б) по числу фиксированных радиусов поворота — одноступенчатые, многоступенчатые и бесступенчатые. В отечественных тракторах применяются одно- и двухступенчатые механизмы поворота;
в) по влиянию на среднюю скорость трактора при повороте — без уменьшения скорости, с уменьшающейся вдвое скоростью (при постоянной скорости забегающей гусеницы) и с переменной скоростью.

В отечественных тракторах применяются механизмы второй группы;

г) по типу механизма поворота — простой и двойной дифференциалы, фрикционные муфты и планетарные механизмы. В отечественных тракторах наибольшее распространение имеют две последние группы механизмов.

Требования, предъявляемые к механизмам поворота. К ним предъявляются следующие основные специфические требования:
а) обеспечение устойчивого прямолинейного движения трактора;
б) обеспечение плавного перехода от прямолинейного движения к повороту;
в) минимальные внутренние потери в механизме;
г) отсутствие дополнительной загрузки двигателя;
д) хороший теплоотвод от поверхностей трения;
е) надежное удержание трактора при его длительной стоянке на подъеме или спуске.

Устройство механизмов поворота. В отечественных тракторах наибольшее распространение имеют сухие фрикционные многодисковые муфты поворота, устанавливаемые в изолированных отсеках корпуса заднего моста. На концах ведомого вала центральной передачи установлены муфты М, состоящие из ведущего барабана, закрепленного на валу, комплекта ведущих и ведомых дисков, замкнутых пружинным нажимным механизмом, и ведомого барабана, закрепленного на ведущем валу конечной передачи.

При прямолинейном движении трактора обе муфты М замкнуты, и ведущие колеса вращаются с одинаковой угловой скоростью. При повороте специальной системой отводки размыкается муфта М, обращенная к центру поворота, и в зависимости от степени пробуксовки ее дисков к отстающей гусенице подводится меньшее значение крутящего момента, что вызывает замедление ее поступательной скорости движения, в то время как забегающая гусеница с большим значением подводимого крутящего момента продолжает двигаться примерно с той же линейной скоростью. За счет разности подводимых крутящих моментов и скоростей движения гусениц происходит поворот гусеничного трактора. Для крутых поворотов необходимо (при полностью выключенной муфте) затягивать ленточный тормоз Т, охватывающий ведомый барабан выключенной муфты. Минимальный радиус поворота при полностью затянутом тормозе равен половине колеи трактора. Муфты поворота установлены на тракторах Т-38М, Т-50В, ДТ-54А, Т-74, Т-100М, ТДТ-40М и ТДТ-55.

При прямолинейном движении трактора ленточные остановочные тормоза Т2 отпущены, а тормоза затянуты. При этом обе ведущие шестерни конечных передач вращаются с одинаковой угловой скоростью, меньшей, чем скорость вала, в зависимости от передаточного числа планетарного ряда. Последнее обстоятельство позволяет разгрузить предыдущие агрегаты трансмиссии от передачи повышенных крутящих моментов. При повороте трактора выключается один из тормозов Т1г что равносильно выключению муфты поворота, так как разрывается поток мощности, подводимой к отстающей гусенице. Минимальный радиус поворота при полностью затянутом тормозе Т2 и полностью отпущенном тормозе Тх отстающей гусеницы равен также половине колеи трактора.

Так как планетарные ряды находятся в одном отсеке с тормозами, последние, как правило, работают в масле. По данной схеме выполнен механизм поворота трактора ТДТ-75.

Смазка деталей планетарных рядов осуществляется маслом, залитым в картер передач и разбрызгиваемым вращающимися шестернями. В планетарных передачах, работающих совместно с «мокрыми» тормозами и муфтами, как правило, применяется масло АК-15 или автол 18.

Подшипниковые узлы планетарных рядов, как правило, не требуют регулировок.

Муфты поворота тракторов ДТ-54А и Т-74 полностью идентичны и расположены в отдельных изолированных отсеках корпуса заднего моста. На концах вала центральной передачи посредством гаек закреплены ведущие барабаны, на шлицах которых установлены стальные ведущие диски. Между ними установлены ведомые стальные диски с фрикционными накладками, находящиеся в зацеплении с внутренними шлицами ведомого барабана, посредством ступицы соединенного с ведущей шестерней конечной передачи. Комплект ведущих и ведомых дисков зажат между фланцем барабана и нажимным диском с помощью двойных пружин, одним концом упирающихся в углубления барабана, а другим — в упорные шайбы, посредством разрезных сухариков, закрепленных на шпильках нажимного диска.

Размыкание муфты, необходимое при повороте трактора, осуществляется системой отводки. Она состоит из упорного подшипника, закрепленного на ступице нажимного диска и в корпусе с внешней сферической обоймой, имеющей две цапфы, на которых закреплены стальные ролики, и фигурного вертикального рычага. При повороте рычага его выступы, воздействуя на ролики цапф, преодолевают сопротивление пружин и отводят нажимной диск по валу, освобождая фрикционные диски муфты от передачи крутящего момента. На верхнем конце оси рычага закреплен рычаг привода управления муфты поворота.

Подшипник отводки и внутренняя поверхность ступицы подвижного нажимного диска смазываются консистентной смазкой через наружный штуцер и гибкий шланг.

На наружную поверхность ведомого барабана установлен ленточный тормоз простого типа. Тормозная лента с фрикционной накладкой одним концом соединена с неподвижной тягой, закрепленной регулировочной гайкой, а другим — с промежуточной сережкой, соединенной с внутренним рычагом привода тормоза. Пружины и установочный винт обеспечивают необходимый зазор между лентой и барабаном при выключенном тормозе.

Муфты поворота и тормоза имеют раздельный привод управления, состоящий из системы тяг и ручных рычагов управления муфтами и ножных педалей управления тормозами. Для удержания трактора в заторможенном положении на склоне левая тормозная педаль имеет стопорное устройство в виде защелки и зубчатого сектора.

Демонтаж муфт поворота возможен только при одновременном демонтаже центральной передачи после снятия съемных перегородок корпуса заднего моста.

Муфты поворота трактора Т-38М в основном аналогичны муфтам тракторов ДТ-54А и Т-74. Некоторое отличие состоит в форме рычага отводки, выполненного в виде кольца, один конец которого шарнирно установлен в шаровой опоре, а на другой действует внутренний рычаг привода управления муфтой. Демонтаж муфт поворота производится через боковые отверстия в корпусе заднего моста после снятия картера конечной передачи, чем исключается нарушение зацепления шестерен центральной передачи.

На ведомых барабанах муфт установлены ленточные тормоза дифференциального типа. Концы тормозной ленты шарнирно закреплены на внутреннем двуплечем рычаге. Величина необходимого зазора между лентой и барабаном, который обеспечивается установочным штифтом и пружиной, устанавливается изменением длины регулировочной шпильки. Тормозная педаль в исходное положение оттягивается пружиной.

Привод муфт и тормозов раздельный.

Муфты поворота трактора Т-50В аналогичны муфтам трактора Т-38М, а их отводка — отводкам тракторов ДТ-54А и Т-74. Демонтаж муфт производится так же, как на тракторе Т-38М.

Тормоза простые ленточные. Один конец тормозной ленты закреплен на внутреннем рычаге привода тормоза, а другой закреплен неподвижно в шпильке регулировочной гайкой.

Муфты поворота трактора Т-100М аналогичны предшествующим. Одно из отличий состоит в способе их демонтажа, который производится без нарушения зацепления шестерен центральной передачи и без демонтажа конечной передачи. Это достигается за счет того, что ведущий барабан муфты устанавливается не непосредственно на концах вала центральной передачи, а на оси, закрепляемой на переходном соединительном фланце вала. Другим отличием является применение гидравлического сервоусилителя в приводе управления муфтами.

На муфтах установлены ленточные тормоза «плавающего» типа. Концы тормозной ленты посредством пальцев соединены с внутренним тормозным рычагом. Одновременно концы пальцев входят в фигурные вырезы кронштейна, закрепленного на стенке корпуса заднего моста. При нажатии на педаль тормоза в зависимости от направления вращения барабана один из пальцев рычага становится неподвижным упором ленты, утопая в прорези кронштейна, в то время как при дальнейшем повороте рычага другой палец затягивает муфту.

Муфты поворота тракторов ТДТ-40М и ТДТ-55 выполнены аналогично муфтам трактора Т-38М. Ленточные тормоза «плавающего» типа имеют много общего с тормозами трактора Т-100М. Основным отличием механизма поворота является объединенный привод управления муфтой и тормозом одним внешним рычагом.

При повороте управляемого валика фигурная муфта отжимает вилку, шарнирно установленную в качающемся на оси корпусе, и через уравнитель поворачивает два рычага, также установленных на оси. Нижние концы рычагов, соединенные с корпусом выжимного подшипника, выключают муфту. Одновременно с этим рычаг через тягу поворачивает рычаг, начиная затягивать тормоз. Плечи рычагов и углы их взаимного расположения обеспечивают затяжку тормоза только при полностью выключенной муфте.

Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75 одноступенчатый. Он расположен в среднем отсеке заднего моста совместно с центральной передачей. Общая коронная шестерня обоих планетарных рядов приводится во вращение от ведомой шестерни центральной передачи. Сателлиты установлены в свободно устанавливающихся водилах, закрепленных на внутренних концах полуосей привода конечных передач. Солнечные шестерни, установленные в подшипниках скольжения (втулках), запрессованных в расточке закрепительных стаканов, соединены с тормозными барабанами, размещаемыми в изолированных отсеках заднего моста. Торцовые уплотнения и каркасные самоподжимные сальники предотвращают вытекание масла из центрального отсека.

Барабаны остановочных тормозов закреплены на удлиненных ступицах ведущих шестерен конечной передачи, внутри которых закреплены внешние концы полуосей.

На тормозные барабаны планетарного ряда и остановочного тормоза установлены ленточные тормоза «плавающего» типа, аналогичные тормозам муфт поворота трактора Т-100М. Тормоза планетарных рядов затянуты усилием двойных цилиндрических пружин, действующим через двуплечий рычаг и серьгу на тормозной двуплечий рычаг. Затягивание остановочных тормозов производится через двуплечий рычаг, серьгу и двуплечий рычаг тормоза.

Управление тормозами раздельное: остановочный тормоз — от ноги, планетарный — от руки.

Планетарный механизм поворота трактора Т-4М аналогичен соответствующему механизму трактора ДТ-75. Тормоза планетарного ряда и остановочный также ленточные «плавающего» типа, отличаются несколько большей простотой управления. Так, например, планетарный тормбз затянут пружиной, действующей непосредственно на тормозной рычаг. Точно так же тяга управления остановочным тормозом соединена непосредственно с тормозным рычагом.

Планетарный механизм поворота трактора ТДТ-75 в отличие от ранее рассмотренных одноступенчатых планетарных механизмов поворота выполнен с разнесенными планетарными рядами, расположенными в отдельных отсеках корпуса заднего моста. Ведущими элементами планетарных рядов в отличие от рассмотренных ранее конструкций являются солнечные шестерни, закрепленные на выходных концах вала центральной передачи. Водило с сателлитами закреплено на промежуточном фланце, центрированном относительно солнечной шестерни подшипником. В трубчатом хвостовике фланца закреплена ведущая полуось конечной передачи. Коронная шестерня установлена внутри тормозного барабана посредством крышки и подшипников, центрированных относительно оси шестерни. Остановочный тормозной барабан закреплен на ступице ведущей шестерни конечной передачи.

Так как планетарный ряд выполнен совместно с тормозами, в рассматриваемом механизме поворота применены ленточные тормоза «плавающего» типа, работающие в масле.

В отличие от ранее рассмотренных конструкций двуплечий рычаг тормоза (не указанный на рисунке) действует на концы тормозной ленты через промежуточные двуплечие отводящие рычаги. Другой отличительной особенностью является применение одной центральной пружины для затяжки планетарных тормозов, действующей через балансирное коромысло на тормозные рычаги.

В отличие от трелевочных тракторов ТДТ-40 и ТДТ-55 на тракторе ТДТ-75 применен раздельный привод тормозов.

Планетарный механизм поворота трактора Т-180 одноступенчатый, работающий по принципу соответствующего механизма трактора ТДТ-75, но в отличие от него имеет второй планетарный ряд для уменьшения потребного момента на тормозе коронной шестерни.

В полой ступице ведомой шестерни центральной передачи закреплены ведущие полуоси привода солнечных шестерен основного планетарного ряда. Сателлиты закреплены в водиле, выполненном совместно с остановочным тормозным барабаном, установленным с помощью фланца на ступице ведущей шестерни конечной передачи. Коронная шестерня соединена с водилом второго планетарного ряда, который тормозится солнечной шестерней, закрепленной на ступице тормозного барабана. Коронная шестерня неподвижна.

На тормозных барабанах установлены ленточные тормоза «плавающего» типа, работающие в масле. В отличие от ранее рассмотренных конструкций подобных тормозов тормозные ленты с фрикционными накладками выполнены в виде колодок, шарнирно соединенных между собой. Тормозной механизм состоит из двуплечих рычагов («ножниц»), вала, тормозной спиральной пружины и системы промежуточных рычагов.

Работа «ножниц» тормозных барабанов сблокирована так, что при повороте трактора растормаживается планетарный барабан и затормаживается остановочный барабан.

Для уменьшения усилия, которое водитель прикладывает к рычагу управления, тормоза оборудованы пневмосервомеханизмами следящего типа. Сжатый воздух подается в камеру, и шток, поворачивая рычаг, облегчает его дальнейший поворот.

Усилия тормозного момента воспринимаются стенками корпуса заднего моста через штанги, положения которых регулируются гайками. Зазор между тормозной лентой и барабаном регулируется поворотом стяжного болта.

Планетарный механизм поворота трактора ДЭТ-250 двухступенчатый, с блокировочной муфтой, включаемой на транспортных передачах. Схема работы планетарного ряда такая же, как на тракторе ДТ-75. Ведущая коронная шестерня облучает вращение от трубчатого фланца, закрепленного в ступице ведомой шестерни центральной передачи. Водило с сателлитами передает крутящий момент полуоси привода конечной передачи. Солнечная шестерня соединена с тормозным барабаном. Барабан остановочного тормоза закреплен на ступице водила. Блокировочная муфта, состоящая из комплекта стальных и металлокерамических дисков, соединяет внутренний зубчатый обод барабана с зубчатым венцом, выполненным заодно с барабаном. Включение муфты осуществляется маслом, поступающим под давлением в бустер, аналогичный бустеру, применяемому в коробке передач трактора К-700. Нажимной диск, установленный на ступице барабана, поджимает комплект дисков к упорному бурту на внутреннем ободе барабана, блокируя планетарный ряд. При выключении муфты пружины возвращают нажимной диск в исходное положение.

На барабанах установлены ленточные тормоза «плавающего» типа, аналогичные тормозам трактора Т-180.

Управление всеми тормозами осуществляется одним рычагом через гидропривод с исполнительными органами — гидроцилиндром тормоза планетарного ряда и гидроцилиндром остановочного тормоза. Продольным движением рычага управления при прямолинейном движении трактора фиксируются: транспортные скорости (муфта заблокирована), рабочие скорости (муфта выключена), остановка трактора. Поворот трактора в рабочем и транспортном диапазоне скоростей осуществляется поперечным перемещением рычага управления в сторону поворота.

Для удержания трактора на склоне при неработающем двигателе рычаг правого остановочного тормоза затягивается механическим приводом, управляемым из кабины водителя.

Уход за механизмами поворота. Он состоит в регулировке свободных ходов педалей и рычагов управления муфтами поворота и тормозов, в периодической промывке их поверхностей трения (если применяются фрикционные элементы сухого трения), в проверке уровня масла, доливке его и замены (для планетарных рядов) согласно инструкциям по техническому обслуживанию каждого трактора.

Механизм поворота гусеничных тракторов


Категория:

   Автомобили и трактора


Публикация:

   Механизм поворота гусеничных тракторов


Читать далее:

   Конечная передача

Механизм поворота гусеничных тракторов

Для изменения направления движения трактора его гусеницы должны двигаться с различными скоростями, а при повороте на месте одна гусеница вообще отключается и затормаживается. Это обеспечивается бортовыми фрикционами и планетарными механизмами поворота.

Бортовые фрикционы (в числе двух) являются наиболее распространенным механизмом поворота гусеничных тракторов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Рис. 1. Схема планетарного механизма поворота трактора:
1 — ведущая звездочка; 2 — конечная передача; 3 — водило; 4 — большая солнечная шестерня; 5 — малая солнечная шестерня; 6 — поперечный вал главной передачи; 7 — главная передача; 8 — сателлиты; Р — тормозной барабан планетарного механизма

Фрикционы представляют собой многодисковые муфты сцепления, включенные в силовую передачу с двумя ленточными тормозами. Многодисковость муфты фрикционов объясняется тем, что в отличие от главной муфты сцепления она должна передавать больший крутящий момент (так как крутящий момент двигателя увеличивается передаточным числом трансмиссии). По аналогии с главной муфтой сцепления бортовой фрикцион является постоянно замкнутой муфтой.

При включенных фрикционах гусеницы трактора жестко связаны между собой и с трансмиссией, что обеспечивает машине прямолинейный ход. Отмеченная жесткая связь гусениц является большим достоинством трансмиссии с бортовыми фрикционами. Она обусловливает высокую проходимость машин и прямолинейность их движения. При повороте трактора выключается соответствующий бортовой фрикцион и весь крутящий момент передается через другой бортовой фрикцион. Гусеница, связанная с этим фрикционом, будет забегать вперед, другая же отставать. Трактор начнет разворачиваться по дуге неопределенного радиуса. «Пологость» дуги поворота зависит от разности скоростей движения гусениц: чем она будет больше, тем круче будет разворот. Минимальный радиус поворота, равный половине ширины трактора, получается при полностью отключенной одной гусенице и надежно заторможенной другой.

Планетарный механизм поворота, схема которого приведена на рис. 1, имеет поперечный вал, вращающийся от главной передачи, который заканчивается малыми солнечными шестернями. Большие солнечные шестерни с внутренним зацеплением связаны с тормозными барабанами и ленточными тормозами. Водила планетарных механизмов связаны с ведущими шестернями конечных передач.

Для вращения ведущих звездочек с одинаковой скоростью необходимо затянуть тормоза до полной остановки шестерен. При этом трактор будет двигаться прямолинейно. Чтобы повернуть трактор, необходимо отпустить правый или левый тормоз, тогда этот планетарный механизм не будет передавать (или будет передавать частично) крутящий момент звездочке гусеницы. При затягивании тормоза радиус поворота уменьшается до значения, равного половине ширины трактора.

Планетарный механизм поворота одновременно выполняет и функцию редуктора с тем или иным передаточным отношением. Его основным недостатком является сложность регулировки тормозов. Энергопотери в планетарном механизме и бортовом фрикционе практически равны. Планетарные механизмы применяются на трелевочных тракторах ТДТ-60 и ТДТ-75, ТТ-4.

Поворот гусеничного трактора

Поворот гусеничного трактора происходит за счет разницы скоростей движения гусениц и выполняется механизмом поворота. Этот механизм используется также для остановки трактора на уклоне. В качестве механизма поворота гусеничного трактора используются фрикционные, шестеренчатые и электромагнитные устройства.

Фрикционный механизм поворота (муфты управления) представляет собой сухие, постоянно замкнутые многодисковые муфты сцепления.

Шестеренчатые механизмы поворота применяются в виде одноступенчатых планетарных механизмов (ДТ-75, ДТ-75М, Т-4, Т-4А).

Электромагнитные муфты применяются редко (ДТ-20В). Это объясняется основным их недостатком — зависимостью работы муфты от источников питания, а также значительным расходом меди.

Устройство муфты управления. На ведущем валу главной передачи установлен ведущий барабан с продольными канавками, расположенными по образующим на его внешней поверхности. На канавки барабана своими внутренними зубцами надеты стальные диски. Ведомый барабан связан с ведущей полуосью конечной передачи. Он имеет внутренние канавки. Наружными зубцами ведомые диски с фрикционными накладками входят в зацепление с канавками барабана. Ведомые и ведущие диски собраны через один. На ведущем валу главной передачи расположен нажимной диск, который может перемещаться вдоль вала. В нажимной диск ввинчены тяги, проходящие через отверстия ведущего барабана. На тяги установлены пружины, которые одними концами упираются в ведущий барабан, а другими— в шайбы тяг. Усилие пружин создает необходимое давление на нажимной диск и сжимает диски (положение). Когда для поворота трактора гусеницу надо отключить от силовой передачи, нажимной диск отводят вправо, сжимая пружины, при этом диски освобождаются и вращение ведомого барабана, а следовательно, и ведущего колеса прекращается.

Рис. 2. Схема работы муфт управления:
1 — муфта включена; II — муфта выключена: 1 — полуось конечной передачи; 2 — диск ведомого барабана с наружными зубцами: 3 — ведомый барабан; 4 — диск ведущего барабана с внутренними зубцами: 5 — ведущий барабан: 6 — ведущий вал; 7 — нажимной диск; 8 — пружина; 9 — тяга

Рис. 3. Схема одноступенчатого планетарного механизма поворота:
1, 2 — ведущая и ведомая шестерни главной передачи; 3, 9 — тормоза коронной шестерни и водила; 4 — коронная шестерня внутреннего зацепления; 5 — водило; 6 — ведущая полуось конечной передачи; 7 — шестерни конечной передачи; 8 — ведущее колесо (звездочка) гусеницы; 10 — сателлит; 11 — солнечная шестерня

Механизм управления поворотом состоит из тормозов и устройств для выключения муфт управления, то есть для отъединения гусениц от силовой передачи. Эти устройства представляют собой систему тяг и рычагов, воздействующих на муфту при выключении. Тормоза необходимы для торможения одной гусеницы при крутом повороте или двух гусениц при остановке трактора на уклоне. Механизм управления поворотом приводится в действие либо только мускульной силой водителя, либо специальными гидравлическими усилителями (тракторы Т-100М, Т-4А, Т-130).

Планетарный механизм поворота трактора состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных механизмов с внутренним зацеплением шестерен, из которых один предназначен для управления правой гусеницей, второй — левой (на рисунке показан один механизм).

Водило связано с ведущей полуосью конечной передачи, и на его осях свободно сидят шестерни-сателлиты, равномерно расположенные по окружности (их может быть два, как показано на рисунке, или больше). Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с солнечной шестерней и коронной шестерней, имеющей зубья внутреннего зацепления и свободно расположенной на полуоси. Полуось, с которой связано водило, имеет тормоз, а коронная шестерня — тормоз. Когда тормоза коронных шестерен обоих механизмов затянуты, шестерни не вращаются и сателлиты перекатываются по ним с одинаковой угловой скоростью, поэтому звездочки также вращаются с одной и той же угловой скоростью — трактор движется прямолинейно.

Для поворота трактора отпускают тормоз левого или правого механизма поворота, после чего водило останавливается и шестерня начинает свободно вращаться—крутящий момент на звездочку не передается. Для осуществления более крутого поворота предназначен тормоз на полуоси.

Планетарный механизм поворота, так же как муфты управления, при отключении одной гусеницы всю мощность передает на вторую. Когда трактор движется прямолинейно, планетарный механизм является понижающим редуктором.

Возможна другая схема планетарного механизма поворота, когда прямолинейное движение трактора происходит при остановленных солнечных шестернях. В этом случае ведущий момент главной передачи передается непосредственно коронной шестерне, а не солнечным, как на рассмотренной схеме.

Преимущества планетарного механизма перед муфтами управления заключаются в меньших габаритах, более высокой надежности и стабильности регулировок, меньших усилиях на рычагах управления. Компактность планетарного механизма поворота позволяет выполнить задний мост и весь трактор более узким. Это важно для сохранения устойчивости прямолинейного движения пахотного агрегата на тяжелых работах (глубокая вспашка под технические культуры, безотвальное рыхление, плантаж под сады и виноградники), когда для обеспечения движения правой гусеницы по невспаханному полю требуется значительно сместить прицеп плуга на прицепной серьге трактора от центрального положения вправо,

Как меняется мир: Визуализация вращения планет

Нанесено на карту: Состояние демократии во всем мире

По данным Economist Intelligence Unit (EIU), только 8% населения мира живет в условиях полноценной, функционирующей демократии.

Между тем, согласно последнему отчету Индекса демократии EIU, еще 37 % людей живут в некоем типе «несовершенной демократии», в то время как 55 % населения мира вообще не живет в условиях демократии.

Такие события, как война в Украине и ограничительный, продолжительный COVID-19меры, привели к многочисленным снижениям показателей демократии в странах в последние годы. С тех пор, как исходный отчет впервые начал отслеживать баллы в 2006 году, средний мировой показатель упал с 5,52 до 5,29.

Методология

EIU измеряет демократию, оценивая 60 показателей по пяти ключевым категориям:

  1. Избирательный процесс и плюрализм
  2. Политическая культура
  3. Политическое участие
  4. Функционирование правительства
  5. Гражданские свободы

Каждая категория имеет ранг от 0 до 10 в зависимости от показателей, а общая оценка демократии представляет собой среднее значение каждой из пяти категорий. Например, вот 10-балльная оценка США в каждой из общих категорий в 2022 году:

Избирательный процесс и плюрализм Функционирование правительства 3 Политическое участие 34

Политическая культура Гражданские свободы
9,17 6,43 8,89 6,25 8,53

🇺🇸 Итого США показатель демократии = 7,85 / 10

Этот показатель определяет США как несовершенную демократию и ставит их на 30-е место в мире, что на четыре позиции ниже прошлогоднего рейтинга. «Несовершенная» в данном случае просто означает наличие проблем, начиная от плохой политической культуры и заканчивая проблемами управления, но считается, что несовершенные демократии по-прежнему имеют свободные и честные выборы, а также гражданские свободы.

Демократии мира по регионам

Ниже мы наносим на карту состояние демократии в различных регионах мира.

Америка

Одним из лучших показателей по сравнению с прошлым годом стал Чили , его оценка увеличилась почти на 0,3. В прошлом году страна вышла из категории несовершенной демократии, в основном из-за перехода к конституционной реформе, когда президент Габриэль Борич переместился к политическому центру, снизив поляризацию.

Только три другие страны Америки также считаются полноправными демократиями: Коста-Рика, Канада и Уругвай — последняя из которых занимает первое место в регионе.

С другой стороны, некоторые из худших показателей в мире по сравнению с прошлым годом расположены именно в Латинской Америке, а именно: Сальвадор и Гаити . Большая часть низких показателей в регионе связана с высоким уровнем преступности и коррумпированным управлением.

Африка

Единственная полноценная демократия в Африке — это маленькое островное государство Маврикий . В целом, Африка является одним из регионов с самыми низкими баллами: только пять из 54 стран континента относятся к тому или иному типу демократии.

Показатель Туниса, набравший балла, значительно снизился в 2022 году. В начале года президент Кайс Сайед распустил парламент и взял под свой контроль избирательный совет, постепенно переходя к централизованной власти. И хотя критики были, многие с тех пор были арестованы, что понизило их статус в глазах EIU от несовершенной демократии до гибридного режима.

Европа

Испания и Франция восстановили статус полноправных демократий в 2022 году, в основном улучшив гражданские свободы и функционирование государственных категорий благодаря ослаблению ограничений COVID-19. Однако обе страны сталкиваются с политической поляризацией; в Испании это в значительной степени проявляется в отношении к каталонскому сепаратистскому движению.

Одни из режимов с самыми низкими баллами в регионе – Россия и Беларусь . Война России на Украине нарушила международное право, а также суверенитет другой страны, снизив ее балл на 0,96 в индексе. Беларусь постоянно вступает в союз с Россией, позволяя войскам и, вероятно, ракетам проникать в Украину от ее границ.

Океания и Восточная Азия

В этом регионе пандемия COVID-19 серьезно повлияла на уровень демократии. Гонконг отменил ограничительные меры, такие как обязательное ношение масок, только в начале 2023 года. Напротив, 9Согласно отчету, 0032 Таиланд снял эти ограничения годом ранее, предоставив больше личной свободы.

Довольно высокий балл Малайзии  7,3 может подвергнуться тщательной проверке, поскольку бывший премьер-министр Мухиддин Яссин, занимавший этот пост во время COVID-19, в настоящее время обвиняется в коррупции за отмывание денег из средств пакета стимулов COVID-19.

Центральная Азия и Ближний Восток

Наконец, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии вообще нет полных демократий. Страна с самым низким рейтингом в мире — Афганистан  всего 0,32.

Израиль , единственная демократия любого типа в регионе, опустилась на шесть позиций в глобальном рейтинге по сравнению с прошлым годом. Его самая низкая оценка в 2022 году была за гражданские свободы. В этом году страна находится в центре внимания благодаря судебным реформам, предложенным правящей националистической партией, и гражданская реакция была сильной. Массовые протесты продолжаются по всей стране.

Откуда берутся эти данные?

Источник: Отчет об индексе демократии, подготовленный Economist Intelligence Unit

Примечания: В этом отчете, выпускаемом EIU с 2006 года, используются 60 показателей, а также опросы общественного мнения и экспертный анализ для ранжирования различных стран. Подробную методологию можно найти, начиная со страницы 66 отчета.

Орбита и вращение Земли | Урок естествознания для детей 3-5 классов

1%

Обработка, пожалуйста, подождите…

Обработано успешно!

ОРБИТА ЗЕМЛИ И ВРАЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Земля движется двумя разными способами. Земля обращается вокруг Солнца один раз в год, а вращается вокруг своей оси один раз в день. Орбита Земли 90 176 90 177 делает круг вокруг Солнца. В то же время Земля вращается вокруг Солнца, она также вращается. В науке мы называем это вращением вокруг своей оси. Поскольку Земля вращается вокруг Солнца И вращается вокруг своей оси в одно и то же время, мы наблюдаем смену времен года, день и ночь и смену теней в течение дня.

Чтобы лучше понять вращение Земли вокруг Солнца….

ДАВАЙТЕ РАЗЪЯСНИМ!

Вращение Земли вокруг своей оси происходит каждые 24 часа.

Земля всегда движется. Каждый день Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Ось — это воображаемая линия, проходящая через землю от Северного полюса до Южного полюса.

Когда Земля вращается, кажется, что солнце движется по небу, но на самом деле вращается Земля. Чтобы совершить один оборот, требуется 24 часа, поэтому в сутках 24 часа.

Другими словами, если солнце видно утром, начиная примерно с 6:00 утра, Земля совершит полный оборот на следующее утро в 6:00 утра, и вы увидите солнце примерно в том же месте.

Земля обращается вокруг Солнца за 365,25 дня.

В то время как Земля вращается вокруг своей оси, она также вращается вокруг Солнца. Земле требуется немногим более 365 дней, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца.

Другие планеты имеют разное время обращения. Меркурию требуется всего 87 дней, чтобы совершить оборот вокруг Солнца, а Юпитеру — 12 лет, чтобы совершить это путешествие.

Раньше ученые думали, что Земля была центром Вселенной, но такие явления, как звездный параллакс, доказали, что это не так, потому что положение некоторых звезд меняется по мере того, как мы вращаемся вокруг нее.

Вращение Земли вызывает наблюдаемые закономерности, такие как день и ночь.

Солнечный свет освещает половину Земли в любой момент времени. Та сторона теплее и светлее. Другая сторона Земли обращена к солнцу (темно), поэтому она холоднее и темнее. Поскольку Земля всегда вращается, между днем ​​и ночью существует граница, которую мы проходим каждый день.

Другая закономерность, вызванная вращением Земли, — это длина наших теней. Днем тени длиннее, чем в полдень. Если вы изучаете тени и их внешний вид в течение дня, вы можете использовать эту информацию для оценки времени. Солнечные часы разработаны с использованием этой идеи.

Важно помнить, что солнце не путешествует по небу. Это выглядит так, потому что Земля вращается.

Из-за орбиты Земли некоторые звезды видны только в определенные месяцы.

Другая закономерность, которую мы можем наблюдать благодаря движению Земли по орбите вокруг Солнца, связана с созвездиями. Ночное небо выглядит по-разному в течение года, потому что мы можем видеть только в одном направлении (от солнца). По мере того, как Земля движется по орбите, наше представление меняется. Вот почему мы видим разные созвездия в разное время года.

ПРИМЕРЫ ОРБИТЫ И ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ

Ученые используют движение маятников, чтобы доказать, что Земля вращается. Маятник представляет собой груз, подвешенный к фиксированной точке, так что он может свободно качаться вперед и назад. Когда вы перемещаете основание маятника, груз продолжает двигаться по той же траектории.

В високосные годы к февралю добавляется один дополнительный день. Поскольку для совершения одного оборота по орбите требуется 365,25 дня, мы учитываем дополнительные 0,25 дня, добавляя дополнительный день к нашему календарю каждые четыре года. Так что в нашем календаре большую часть времени 365 дней, а в високосном году 366 дней!

На Земле 24 часовых пояса. Земной шар разделен на часовые пояса, чтобы помочь нам учесть движение солнечного света по земному шару. Таким образом, 9:00 — это утро , везде . Иначе 9:00 утра для вас будут утром, а ночь где-то еще — будет путаница.

СЛОВАРЬ ОБ ОРБИТЕ ЗЕМЛИ И ВРАЩЕНИИ

Орбита Земли

Орбита – это траектория, по которой объект движется вокруг другого объекта. Земля движется по кругу вокруг Солнца один раз в 365,25 дней. Мы называем этот путь орбитой Земли.

Вращение Земли

Действие Земли, вращающееся вокруг своего центра. Если вы стоите на одном месте и поворачиваетесь вокруг, вы вращаетесь. Земля вращается (вращается) один раз каждые 24 часа.

Солнечная система

Наша Солнечная система состоит из Солнца, 8 планет и их спутников. Все планеты вращаются вокруг Солнца, а луны вращаются вокруг планеты.

Тень

Темная фигура, образующаяся, когда объект блокирует свет. Когда вы стоите на улице, ваше тело блокирует солнечный свет, и это создает тень.

Маятник Фуко

Инструмент, подтверждающий вращение Земли. Он сделан из тяжелого груза, подвешенного на длинной проволоке, которая раскачивается взад-вперед. Направление качающегося шара меняется из-за вращения Земли.

Созвездия

Группа звезд, образующих узнаваемую форму, такую ​​как Большая Медведица. Сегодня насчитывается около 90 созвездий.

Геоцентрическая модель

Древняя модель Солнечной системы, которую мы знаем сегодня, неверна. Он помещает Землю в центр Солнечной системы и говорит, что все вращается вокруг Земли. «Гео» означает «земля», а «центрический» — в центре. Сегодня мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца.

Гелиоцентрическая модель

Модель солнечной системы, в которой Солнце находится в центре и говорится, что планеты вращаются вокруг него. «Гелио» означает относящийся к солнцу, а «центрический» означает в центре. Сегодня мы знаем, что эта модель верна.

Звездный параллакс

Видимое смещение положения некоторых звезд в течение года. Это не могло быть объяснено геоцентрической моделью, согласно которой все вращается вокруг Земли. Гелиоцентрическая модель смогла объяснить звездный параллакс.

Високосный год

Год с одним дополнительным днем. У нас есть високосные годы каждые 4 года, потому что один оборот Земли вокруг Солнца составляет 365,25 дня. В нашем обычном календаре 365 дней, поэтому каждые 4 года у нас есть високосный год, который добавляет дополнительный день.

Часовой пояс

Область на Земле, имеющая определенное время, на которое все живущие там люди могут установить свои часы. Существует 24 различных часовых пояса.

Солнечные часы

Древний инструмент, используемый для определения времени в течение дня. Часть его отбрасывает тень на плоскую поверхность, отмеченную часами. Он работает за счет вращения Земли.

ОРБИТА И ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Тень сурка (или чего-то еще) определяется чем?

Длина тени определяется тем, где солнце находится на небе. Если солнце находится близко к горизонту, тень будет длинной. Если солнце находится прямо над головой, тень будет очень короткой.

Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси и сколько времени это занимает?

Земля совершает один оборот вокруг своей оси каждые 24 часа. В течение этого времени все места на Земле испытывают день и ночь, потому что часть дня они будут обращены к солнцу, а другую часть (ночь) — от него.

Сколько раз за год Земля делает оборот вокруг своей оси?

Земля вращается (вращается) 365,25 раз в год. Он вращается каждые двадцать четыре часа, а также вращается вокруг Солнца каждые 365,25 дня. Эти два движения происходят одновременно.

Почему каждые четыре года в нашем календаре есть високосный год?

Поскольку Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365,25 дня, а в нашем обычном календаре 365 дней, мы добавляем в наш календарь дополнительный день каждые четыре года. (4 года x 0,25 дня = 1 день добавляется каждые 4 года.)

Какие у нас есть доказательства того, что Земля вращается?

Изобретение, названное маятником Фуко, доказывает, что Земля вращается вокруг своей оси. Качающийся маятник всегда следовал бы прямой линии, качаясь взад и вперед, если бы он находился на неподвижной поверхности. Однако со временем путь маятника меняется, что свидетельствует о том, что поверхность, на которой он сидит (земля), вращается.

Что такое геоцентрический взгляд на Вселенную? Какие доказательства показали нам, что это не так?

Геоцентрический взгляд на Вселенную — это идея о том, что все вращается вокруг Земли. Поскольку кажется, что солнце движется по небу, легко понять, почему люди долгое время верили в это. Концепция, называемая звездным параллаксом, предоставила доказательства того, что мы вращаемся вокруг Солнца.

Почему мы можем видеть определенные планеты только в определенное время?

Земля и все другие планеты в нашей Солнечной системе вращаются вокруг Солнца и вращаются вокруг него. Иногда планеты находятся по одну сторону от Солнца, а иногда по разные стороны. Вид планет с Земли постоянно меняется.

Как наши 24 часовых пояса связаны с вращением Земли?

Каждый день кажется, что солнце встает, движется по небу и заходит.