Содержание

Когда неисправен клапан

10.10.2014 /
25.04.2018

  •  

6448 /
2172

Хорошо, когда машина новая — двигатель работает тихо, его не слышно даже на разгоне с полным «газом». Но идет время — и однажды вы замечаете, что от былой «тишины» не осталось и следа, а, открыв капот, видите некоего грохочущего зверя, который вместе привычного пения издает явно оскорбляющие слух звуки.

Шумность работы двигателя чаще всего связана с газораспределительным механизмом — большие зазоры и стук всегда соседствуют друг с другом. Первое, что приходит в голову — отрегулировать зазоры в приводе клапанов. Часто это помогает, но иногда после регулировки кажется, что стук стал даже сильнее: один или несколько клапанов продолжают стучать. И совершенно непонятно почему: ведь зазоры в норме, да и распределительный вал с виду хороший. Причина, похоже, не лежит на поверхности, она где-то внутри, но где? Надо бы разобраться, да некогда. А стук становится все громче.

То, что клапан — деталь ответственная, никому объяснять не надо. И то, что неисправности клапанов — штука не только серьезная, но и опасная, многим известно не понаслышке. Возникают подобные неисправности по разным причинам. И встречаются среди них совершенно неочевидные, так что при ремонте не удается ограничиться только заменой неисправной детали.

Кстати, в любом случае перед тем, как что-либо ремонтировать или менять, полезно найти причину конкретной неисправности. Иначе та же участь в скором будущем может постигнуть и совсем новую, только что установленную деталь. А чтобы этого не случилось, желательно знать, в каких условиях она работает.

Как работает клапан

Основная задача клапанов — управление потоками топливовоздушной смеси и продуктов сгорания, поступающих в цилиндр или вытекающих из него. Следовательно, клапан при его открытии должен свободно пропускать смесь или газы, то есть обладать минимальным гидравлическим сопротивлением. В то же время закрытый клапан должен обеспечивать герметичность и полностью отделять полость цилиндра от впускной или выпускной системы двигателя.

Клапаны работают в условиях сильного нагрева от горячих газов, обтекающих их тарелки. И если впускной клапан при открывании периодически охлаждается поступающей в цилиндр топливовоздушной смесью, то выпускной работает в гораздо более жестких условиях. Открываясь на такте выпуска, он еще больше нагревается горячими выхлопными газами, и температура его тарелки достигает 850-900 град. С.

Для того чтобы клапаны могли противостоять таким тепловым нагрузкам, их приходится изготавливать из специальных жаростойких сталей и сплавов с большим содержанием хрома, никеля, молибдена и даже вольфрама. Эти материалы весьма недешевы, из-за чего нередко выпускные клапаны изготавливают из разнородных материалов: тарелку — из жаростойкого сплава, а стержень — из легированной стали. Кстати, впускные и выпускные клапаны самых разных моторов очень легко отличить: тарелки выпускных клапанов не обладают магнитными свойствами.

Чтобы снизить износ фаски при высоких рабочих температурах, на нее нередко наплавляют специальный твердый материал-стеллит. Реже применяют натриевое охлаждение клапана: натрий, перемещающийся во внутренней полости клапана при его открытии и закрытии, переносит тепло от горячей тарелки к более холодному стержню.

Практика показывает, что даже самый жаростойкий клапан все равно прогорит, если не будут выполнены и некоторые другие условия, главное из которых — плотная посадка тарелки в седле. Дело в том, что только хороший контакт клапана с седлом позволяет надежно отвести тепло от нагретой тарелки. Ведь седло довольно холодное, оно запрессовано в тело головки блока охлаждаемой жидкостью.

Через седло отводится до 75 % всего тепла, поступающего к тарелке, — весьма и весьма значительная часть. Естественно, если контакт с седлом нарушен, тарелка сразу начинает перегреваться. Значит, до прогара жить клапану остается недолго.

Выглядит это как цепная реакция. Небольшая неплотность в сопряжении тарелки и седла приводит к прорыву газов. Отвод тепла от тарелки в этом месте отсутствует, и тарелка перегревается. Неплотность увеличивается, а вместе с ней растет и температура тарелки. В конце концов материал начинает разрушаться, туда устремляется еще больше горячих газов, и дефект тарелки быстро распространяется до тех пор, пока цилиндр полностью не выключается из работы из-за отсутствия компрессии.

Как видим, хорошее сопряжение тарелки с седлом «убивает» сразу «двух зайцев»: снимает температуру клапана до приемлемого уровня и обеспечивает герметичность. И трудно сказать, что важнее. По крайней мере для работоспособности самого клапана важно первое, а для двигателя в целом — второе (имеются в виду хорошие пусковые свойства, мощностные характеристики, экономичность).

Кроме указанных условий, работа клапана (открытие и закрытие) должна быть достаточно «мягкой» и не вызывать излишнего шума. Шум или, точнее, стук клапанов — верный признак неисправности, а возникающие при стуке ударные нагрузки нередко сами по себе вызывают еще более серьезные неисправности и даже поломки клапанов.

Откуда берется стук?

Причин несколько. Самая простая уже упомянута — большой зазор в приводе. Кулачок распредвала из-за этого набегает на толкатель (рычаг или коромысло) не плавно, а с ударом, который тем сильнее, чем больше зазор.

Что страдает в данном случае в первую очередь? То, что воспринимает ударную нагрузку: рабочие поверхности кулачка распредвала и толкателя, а также опорная поверхность толкателя и торец стержня клапана. На них нередко образуются повреждения в виде точечных раковин, которые в дальнейшем расширяются и углубляются.

Но этим дело не ограничивается. Клапан не только с ударом открывается, но также резко, со стуком, закрывается. А это значит, что ударная нагрузка при закрытии приходится на уплотнительную фаску клапана и седло. Кроме того, в момент удара при посадке на седло на стержень клапана действует большая растягивающая нагрузка от пружины. Длительная работа в таких условиях весьма опасна: тарелка может просто оторваться от стержня либо стержень разрушится по другому слабому месту — канавке для сухарей.

Но допустим, что зазоры в приводе клапанов нормальные, а стук все равно прослушивается. Чаще всего причина такого стука кроется в большом зазоре между стержнем клапана и направляющей втулкой. Ситуация эта наиболее характерна для старых, изрядно походивших, моторов. Иногда стук клапана связан с неконцентричностью седла и отверстия направляющей втулки, что является следствием перегрева головки блока или неправильно выполненного ремонта. При этом клапан садится на седло сначала одним краем тарелки, и только затем, перекатываясь во втулке в пределах зазора, полностью. Из-за этого, кстати, износ направляющей втулки быстро прогрессирует.

Быстрый износ направляющей втулки и стук клапана возникают и по другим, более сложным, причинам. Например, когда гнездо цилиндрического толкателя клапана несоосно, либо имеет перекос по отношению ко втулке. Подобный дефект иногда встречается на отечественных моторах. Стук возможен также, из-за повышенных зазоров в деталях привода — в осях коромысел, в гнездах цилиндрических толкателей, а также в подшипниках распределительного вала.

Все эти стуки на слух достаточно похожи, и поэтому часто выделить конкретную причину без разборки и внимательной ревизии состояния деталей не удается. Но в любом случае нужно иметь в виду, что раз есть стук, значит нагрузки в местах контакта деталей носят ударный характер. Как правило, такой стук быстро прогрессирует, что грозит не только износом клапанов и сопряженных с ними деталей, но и их поломкой.

Почему сломался клапан?

Сам по себе стук может и не вызвать поломку. Но в любом случае важно понять, почему клапан начал стучать? А причин, спровоцировавших появление стука, оказывается, немало…

Самая распространенная — неграмотная эксплуатация, неквалифицированное и несвоевременное обслуживание двигателя. Очевидно, регулировка зазоров в приводе клапанов от случая к случаю — верный способ ускорить износы, вызвать стуки, а затем и поломки.

Очень опасно при регулировке устанавливать слишком малые зазоры: при работе двигателя клапаны нагреются, их длина увеличится, и, когда зазор выберется полностью, клапаны «повиснут». А тогда неплотная посадка на седло приведет к перегреву тарелок и прогару.

Довольно распространенная причина прогара выпускных клапанов — слишком позднее зажигание. Особенно если двигатель длительное время работает на больших частотах вращения и нагрузках. Но и раннее зажигание — тоже для клапанов не подарок, ведь температура газов в цилиндре в этом случае максимальна. Значит, неправильная установка опережения зажигания вызывает не только потерю мощности и увеличение расхода топлива, но и неисправности клапанов.

Использование некачественного масла — тоже возможная причина износа втулок и стержней клапанов. Кроме того, такое масло имеет свойство коксоваться в нижней части стержней клапанов. Из-за этого клапан будет все туже ходить во втулке, а затем и вовсе может заклинить в ней. В конце концов он получит-таки поршнем по тарелке со всеми вытекающими последствиями.

Нагар, откладывающийся на тарелках клапанов (особенно впускных), например, из-за износа маслосъемных колпачков, тоже небезобидная вещь. Достигая солидной толщины, нагар начинает откалываться. И частицы довольно крупных размеров легко могут попасть между фаской и седлом клапана. А после этого плохой контакт с седлом и перегрев тарелки неминуем.

Интересно отметить, что значительные отложения нагара на клапанах, вызывающие подобные неприятности, далеко не всегда связаны с износом маслосъемных колпачков. Судите сами: повышенное давление в картере из-за неисправности системы вентиляции или износа цилиндро-поршневой группы легко может выдавливать масло к тарелкам клапанов даже через самые новые колпачки.

Некоторые «горячие головы» предпочитают отсоединять шланг вентиляции картера от воздушного фильтра и выводить его куда-нибудь под днище автомобиля — так якобы мотору «легче дышится». И невдомек им, что на некоторых режимах в картере создается разрежение, и пыль, засасываемая в двигатель через шланг, не только быстро загрязняет масло и масляный фильтр, но и попадает к направляющим втулкам и стержням клапанов. Комментарии, как говорится, излишни.

Но, пожалуй, самые серьезные последствия для клапанов таит в себе несоблюдение сроков замены ремня привода распределительного вала. На многих современных моторах клапаны в случае обрыва ремня деформируются. Добавим еще, что попытки поставить новый ремень и так доехать, к примеру, до гаража, редко оканчиваются благополучно. Деформированные клапаны каждый раз при посадке на седло испытывают большие изгибающие нагрузки и через 10-15 минут работы, как правило, ломаются. А такая поломка клапана — это, как минимум, замена поршня, головки блока, шатуна.

Целый ряд проблем вносит в работу клапанов некачественно выполненный ремонт. Например, наиболее «опытные» механики не утруждают себя использованием специальных приспособлений для сжатия пружин клапанов. Их «коронные» инструменты — стальная труба и молоток, стукнул посильнее — и порядок. Только вот клапан может получить повреждение по канавке для сухарей. А потом, много позже, в этом месте сломаться.

Очень опасно попадание абразивной пасты в направляющую втулку во время притирки клапана к седлу. Промыть такую втулку — целая история. Но если этого не сделать, история получится с продолжением максимум на 5-10 тысяч километров пробега. После этого износ втулки и стержня, скорее всего, превысит все разумные пределы.

Некоторые механики стремятся сделать зазор клапана во втулке как можно меньше. Это заблуждение нередко приводит к заклиниванию клапана с весьма неприятными последствиями.

Еще одна ошибка — притирка клапанов без правки седел. Как показывает практика, после длительной эксплуатации и особенно после замены направляющих втулок их несоосность с седлами — обычное дело. В подобных случаях одна лишь притирка, скорее всего, приведет к стуку клапанов и быстрому износу деталей.

Когда головка блока полностью собрана с клапанами, очень легко испортить всю работу, обстукивая клапаны молотком. Результат может быть тот же, что и при «ударной» разборке, особенно у современных многоклапанных двигателей с клапанами малого диаметра.

Из всех этих факторов складывается довольно ясная картина, когда клапан неисправен, ему, скорее всего, кто-то в этом «помог». И задача механика — не только не стать очередным «помощником», но ликвидировать все последствия прежней «помощи», которые обычно несут на себе после долгой работы клапаны и другие детали. Только так можно быть уверенным, что клапан не подведет.

Александр Хрулев, кандидат технических наук, «АБС»

Повреждения клапанов и их причины · Technipedia · Motorservice

Установки

Назад к поиску

Информация о диагностике

Неверная регулировка зазоров в клапанах

Причина:
Отрегулированный зазор в клапанном приводе слишком мал, или не соблюдалась периодичность технического обслуживания.

Следствие:
Клапан больше не закрывается надлежащим образом. Отработавшие газы, протекающие мимо седла клапана, нагревают головку клапана. Это вызывает перегрев и прогорание головки клапана в области
седла.


Ошибка при монтаже пружины клапана

Причина:
При монтаже пружина была неправильно установлена. Перекос привел к боковому изгибающему моменту (M) на стержне клапана.

Следствие:
Вызванная этим переменная нагрузка при изгибе привела к повреждению направляющей клапана и, в конечном счете, к поломке конца стержня клапана.


Ошибка при монтаже гидротолкателя

Причина:
После установки толкателя не было соблюдено предписанное время ожидания до запуска двигателя (не менее 30 мин.). Из-за этого не хватило времени для удаления избыточного масла из рабочей области толкателя.

Следствие:
При преждевременном запуске двигателя клапаны ударяются о поршни, сгибаются или ломаются.


Ошибка соосности направляющей или кольца седла клапана

Причина:
При доработке седло клапана или его направляющая были неправильно центрированы.

Следствие:
Клапан не закрывается надлежащим образом, перегревается и прогорает в области седла. Из-за односторонней нагрузки на головку клапана возможны также усталостные изломы в области галтеля.


Слишком большой зазор в направляющих клапанов

Причина:
Зазор в направляющих клапанов слишком большой, т. к. они сильно изношены или были слишком широко рассверлены при ремонте.

Следствие:
Вследствие прорыва горячих газов возможно сильное нагарообразование в области стержней и направляющих. Ход клапана становится тяжелым, клапан больше не закрывается, и это приводит к перегреву (прогоранию, плавлению) поверхности седла.


Слишком малый зазор в направляющих клапанов

Причина:
При восстановлении направляющих клапанов диаметр направляющих был неправильно замерен и оказался слишком мал.

Следствие:
Недостаток смазки, тяжелый ход и заедание стержня клапана в направляющей. В результате это может также привести к перегреву в области головки или седла клапана.


Использование изношенных сухарей клапанов

Причина:
При восстановлении клапанов были использованы старые, изношенные сухари клапанов.

Следствие:
При повторном использовании изношенных сухарей возможно ослабление зажимного крепления во время работы. На стержне появляется коррозия от трения, а клапан в этом месте теряет прочность. Из-за этого возможны усталостные изломы от колебаний.


Установка поврежденных коромысел/балансиров

Причина:
Распределение силы от коромысла на поверхность конца стержня клапана осуществляется нецентрично.

Следствие:
Это приводит к одностороннему износу стержня и его конца. Нагрузка на стержень клапана под действием поперечной силы, вызванная нецентричным распределением силы, приводит к усталостным изломам в области зажимного крепления.


Установка согнутых клапанов

Причина:
Изгиб стержня клапана приводит к односторонней нагрузке седла клапана на кольцо седла.

Следствие:
Односторонняя нагрузка вызывает переменную нагрузку при изгибе и усталостные изломы в области галтеля, в месте перехода к стержню.


Перегрузка клапана из-за нарушения процесса сгорания

Причина:
Из-за нарушения процесса сгорания в камере сгорания возникают значительные температурные нагрузки и нагрузки от давления.

Следствие:
Головка клапана не выдерживает сильной термомеханической нагрузки и прогибается внутрь. Она принимает так называемую тюльпанообразную форму и ломается.


Ключевые слова
:

клапан

Группы продуктов
:

Привод клапанов

Группы продуктов на ms-motorservice.

com

Это вас тоже могло бы заинтересовать

Информация о пользовании

Направляющие клапанов

Практические советы по замене и ремонту

Только для специалистов. Мы сохраняем за собой право на изменения и несоответствие рисунков. Информацию об идентификации и замене см. в соответствующих каталогах или в системах, основанных на TecAlliance.

Использование куки и защита данных

Группа Motorservice использует на Вашем устройстве файлы куки с целью оптимального оформления и постоянного улучшения своих веб-страниц, а также в статистических целях.
Здесь Вы найдете дополнительную информацию об использовании куки, наши Выходные данные и Указания по защите персональных данных.

Нажатием кнопки «OK» Вы подтверждаете, что Вы приняли к сведению информацию о файлах куки, заявление о защите данных и выходные данные. Ваши настройки в отношении файлов куки для данного веб-сайта Вы можете изменитьв любое время [ссылка]

Установки приватности

Мы придаем большое значение прозрачности в вопросе защиты персональных данных. На наших страницах Вы получите точную информацию о том, какие настройки Вы можете выбрать и какие функции они выполняют. Выбранную Вами настройку Вы можете изменить в любое время. Независимо от выбранной Вами настройки, мы не будем определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах). Информацию об удалении файлов куки Вы найдете в справке Вашего браузера. Дополнительная информация приводится вЗаявлении о защите данных.

Измените свои настройки приватности путем нажатия на соответствующие кнопки

  • Необходимость
  • Комфорт
  • Статистика
Необходимость

Файлы куки, необходимые для работы веб-сайта, обеспечивают его надлежащее функционирование. При отсутствии файлов куки возможно появление ошибок и сообщенийоб ошибках.

Данный веб-сайт будет выполнять следующее:
  • сохранять файлы куки, необходимые для работы веб-сайта.
  • сохранять настройки, выполненные Вами на данном сайте.

При этой настройке данный веб-сайт ни в коем случае не будет выполнять следующее:
  • сохранять Ваши настройки, например, выбор языка или баннер куки, чтобы Вы не выполняли их заново.
  • анонимно анализировать посещаемость нашего веб-сайта и использовать эту информацию для его оптимизации.
  • определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах).
Комфорт

Файлы куки делают посещение Вами веб-сайта более удобным и комфортным, сохраняя, например, определенные настройки, чтобы Вам не приходилось заново выполнятьих каждый раз при посещении сайта.

Данный веб-сайт будет выполнять следующее:
  • сохранять файлы куки, необходимые для работы веб-сайта.
  • сохранять Ваши настройки, например, выбор языка или баннер куки, чтобы Вы не выполняли их заново.

При этой настройке данный веб-сайт ни в коем случае не будет выполнять следующее:
  • анонимно анализировать посещаемость нашего веб-сайта и использовать эту информацию для его оптимизации.
  • определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах).

Разумеется, что мы всегда согласны с настройкой Do Not Track (DNT) Вашего браузера. В этом случае не устанавливаются отслеживающие файлы куки и не загружаются функции отслеживания.

Клапанная болезнь сердца | cdc.gov

Рисунок 1. Клапанный порок сердца — это когда любой клапан в сердце поврежден или поражен.

Увеличить

Что такое клапанный порок сердца?

Клапанная болезнь сердца — это повреждение или заболевание любого клапана сердца. Существует несколько причин заболевания клапанов.

  • Нормальное сердце имеет четыре камеры (правое и левое предсердия, правый и левый желудочки) и четыре клапана (рис. 1).
  • Митральный клапан, также называемый двустворчатым клапаном, позволяет крови течь из левого предсердия в левый желудочек.
  • Трехстворчатый клапан позволяет крови течь из правого предсердия в правый желудочек.
  • Аортальный клапан позволяет крови течь из левого желудочка в аорту.
  • Легочный клапан позволяет крови течь из правого желудочка в легочную артерию.

Клапаны открываются и закрываются, чтобы контролировать или регулировать приток крови к сердцу, а затем от него. Три сердечных клапана состоят из трех створок или створок, которые работают вместе, чтобы открываться и закрываться, позволяя крови течь через отверстие. Митральный клапан имеет только две створки (рис. 2).

Здоровые створки сердечного клапана способны полностью открывать и закрывать клапан во время сердцебиения, но больные клапаны могут не полностью открываться и закрываться. Любой клапан в сердце может заболеть, но чаще всего поражается аортальный клапан.

Пораженные клапаны могут стать «негерметичными», если они не закрываются полностью; это называется срыгивание . Если это происходит, кровь просачивается обратно в камеру, из которой она поступила, и недостаточное количество крови может быть протолкнуто через сердце.

Рисунок 2. Пораженные клапаны сердца могут не полностью открываться и закрываться. Любой клапан в сердце может заболеть, но чаще всего поражается аортальный клапан.

Увеличить

Другой распространенный тип заболевания сердечного клапана возникает, когда отверстие клапана сужено и туго, и клапан не может полностью открыться, когда кровь пытается пройти через него; это называется стенозом (рис. 2).

Иногда в клапане может отсутствовать створка — чаще это касается аортального клапана. Если сердечные клапаны больны, сердце не может эффективно перекачивать кровь по всему телу и вынуждено работать тяжелее, пока кровь просачивается обратно в полость сердца или через суженное отверстие. Это может привести к сердечной недостаточности, внезапной остановке сердца (когда сердце перестает биться) и смерти.

Факты о пороках сердца

  • Около 2,5% населения США имеют пороки клапанов сердца, но они чаще встречаются у пожилых людей. Около 13% людей, родившихся до 1943 года, имеют пороки сердца. 1
  • Ревматическая болезнь сердца чаще всего поражает митральный клапан (который имеет только две створки; рис. 2) или аортальный клапан, но может быть поражен любой клапан, и может быть вовлечено более одного клапана.
  • Двустворчатый аортальный клапан (имеющий только две листочки, а не три, как обычно) встречается примерно у 1–2% населения и чаще встречается у мужчин.
  • В 2017 г. в США было зарегистрировано 3046 смертей из-за ревматических пороков сердца и 24811 смертей из-за неревматических пороков клапанов сердца. 2
  • Почти 25 000 смертей в США ежегодно происходят из-за заболеваний сердечных клапанов по причинам, отличным от ревматических заболеваний. 2
  • Смертность от пороков сердца чаще всего связана с поражением аортального клапана (рис. 3)

Рисунок 3

Что вызывает порок сердца?

Существует несколько причин порока сердца, в том числе врожденные заболевания (рожденные с ним), инфекции, дегенеративные состояния (истощение с возрастом) и состояния, связанные с другими типами заболеваний сердца.

  • Ревматическое заболевание может возникнуть после того, как бактериальная инфекция, вызывающая острый фарингит, не лечится антибиотиками. Инфекция может вызвать рубцевание сердечного клапана. Это наиболее распространенная причина заболевания клапанов во всем мире, но гораздо реже в Соединенных Штатах, где большинство стрептококковых инфекций лечат антибиотиками на ранней стадии. Однако это чаще встречается в Соединенных Штатах среди людей, родившихся до 19 лет.43.
  • Эндокардит — это инфекция внутренней оболочки сердца, вызванная тяжелой инфекцией крови. Инфекция может осесть на сердечных клапанах и повредить створки. Внутривенное употребление наркотиков также может привести к эндокардиту и заболеванию сердечных клапанов.
  • Врожденный порок клапана сердца — это пороки развития клапанов сердца, например отсутствие одной из его створок. Наиболее часто поражаемым клапаном с врожденным дефектом является двустворчатый аортальный клапан, который имеет только две створки, а не три.
  • Другие болезни сердца:
    • Сердечная недостаточность. Сердечная недостаточность возникает, когда сердце не может перекачивать достаточное количество крови и кислорода для поддержки других органов вашего тела.
    • Атеросклероз аорты в месте ее прикрепления к сердцу. Атеросклероз относится к накоплению бляшек на внутренней стороне кровеносного сосуда. Зубной налет состоит из жира, кальция и холестерина.
    • Аневризма грудной аорты, выпячивание или вздутие в месте прикрепления аорты к сердцу.
    • Высокое кровяное давление.
    • Сердечный приступ (также известный как инфаркт миокарда или ИМ), который может повредить мышцы, контролирующие открытие и закрытие клапана.
  • Другое:
    • Аутоиммунное заболевание, такое как волчанка.
    • Синдром Марфана, заболевание соединительной ткани, которое может поражать сердечные клапаны.
    • Воздействие высоких доз радиации, что может привести к отложению кальция на клапане.
    • Процесс старения, который может привести к отложению кальция на сердечных клапанах, что делает их жесткими или утолщенными и менее эффективными с возрастом.

Каковы симптомы порока сердца?

Заболевание сердечного клапана может развиваться быстро или в течение длительного периода времени. Когда болезнь клапана развивается медленнее, симптомы могут отсутствовать до тех пор, пока состояние не станет достаточно тяжелым. Когда он развивается более внезапно, люди могут испытывать следующие симптомы:

  • Одышка
  • Боль в груди
  • Усталость
  • Головокружение или обморок
  • Лихорадка
  • Быстрое увеличение веса
  • Нерегулярное сердцебиение

Как диагностируется порок сердца?

Врач может услышать шум в сердце (необычный звук) при прослушивании вашего сердцебиения. В зависимости от местоположения шума, его звука и ритма врач может определить, какой клапан поражен и какой тип проблемы (регургитация или стеноз).

Врач также может использовать эхокардиографию, тест, в котором звуковые волны создают фильм о клапанах, чтобы увидеть, правильно ли они работают.

Как лечится клапанный порок сердца?

Если состояние не слишком тяжелое, его можно лечить с помощью лекарств для снятия симптомов. Если клапан более серьезно поражен и вызывает более серьезные симптомы, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство. Тип операции будет зависеть от пораженного клапана и причины заболевания. В некоторых случаях клапан необходимо заменить, либо открыв сердце во время операции, либо заменив клапан, не открывая сердце во время операции.

Ссылки

  1. Отто К.М., Бонов Р.О. Клапанный порок сердца: сопутствующий болезни сердца Браунвальда . 4-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир Сондерс; 2014.
  2. Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр статистики здравоохранения. Основная причина смерти 1999–2017 гг. в онлайн-базе данных CDC WONDER, выпущенной в декабре 2018 г. Данные взяты из файлов множественных причин смерти за 1999–2017 гг., составленных на основе данных, предоставленных 57 юрисдикциями статистики естественного движения населения в рамках Совместной программы статистики естественного движения населения. Доступ по адресу http://wonder.cdc.gov/ucd-icd10.html 24 октября 2019 г..

Болезни сердечных клапанов | Johns Hopkins Medicine

Что такое сердечные клапаны?

Сердце состоит из 4 камер — 2 предсердий (верхние камеры) и 2 желудочков (нижние камеры). Кровь проходит через клапан, покидая каждую камеру сердца. Клапаны препятствуют обратному току крови. Они действуют как односторонние входы крови с одной стороны желудочка и односторонние выходы крови с другой стороны желудочка. 4 сердечных клапана включают следующее:

  • Трехстворчатый клапан. Расположен между правым предсердием и правым желудочком.

  • Легочный клапан. Расположен между правым желудочком и легочной артерией.

  • Митральный клапан. Расположен между левым предсердием и левым желудочком.

  • Аортальный клапан. Расположен между левым желудочком и аортой.

Как функционируют сердечные клапаны?

Когда сердечная мышца сокращается и расслабляется, клапаны открываются и закрываются, позволяя крови попеременно поступать в желудочки и вытекать из организма. Ниже приводится пошаговое объяснение кровотока через сердце.

  • Левое и правое предсердия сокращаются, когда они наполняются кровью. Это приводит к открытию митрального и трехстворчатого клапанов. Затем кровь перекачивается в желудочки.

  • Контакт левого и правого желудочков. Это закрывает митральный и трехстворчатый клапаны, предотвращая обратный ток крови. В то же время аортальный и легочный клапаны открываются, позволяя крови выкачиваться из сердца.

  • Левый и правый желудочки расслабляются. Клапаны аорты и легочной артерии закрываются, препятствуя обратному току крови в сердце. Затем митральный и трикуспидальный клапаны открываются, позволяя крови течь в сердце, чтобы снова заполнить желудочки.

Что такое порок сердечного клапана?

Заболевания сердечного клапана могут быть вызваны двумя основными типами проблем:

  • Регургитация (или негерметичность клапана). Когда клапан(ы) не закрываются полностью, это заставляет кровь течь через клапан в обратном направлении. Это снижает прямой кровоток и может привести к перегрузке сердца объемом.

  • Стеноз (или сужение клапана). Когда отверстие клапана(ов) сужается, это ограничивает отток крови из желудочков или предсердий. Сердце вынуждено перекачивать кровь с повышенной силой, чтобы продвинуть кровь через суженный или тугоподвижный (стенозированный) клапан (клапаны).

Клапаны сердца могут одновременно развиваться как с регургитацией, так и со стенозом. Кроме того, одновременно может быть поражено несколько сердечных клапанов. Когда сердечные клапаны не открываются и не закрываются должным образом, последствия для сердца могут быть серьезными, что может препятствовать способности сердца перекачивать достаточное количество крови по телу. Проблемы с сердечным клапаном являются одной из причин сердечной недостаточности.

Каковы симптомы порока сердца?

Порок сердечного клапана легкой и средней степени тяжести может не вызывать никаких симптомов. Вот наиболее распространенные симптомы заболевания сердечных клапанов:

  • Боль в груди

  • Сердцебиение, вызванное нерегулярным сердцебиением

  • Усталость

  • Головокружение

  • Низкое или высокое кровяное давление, в зависимости от того, какое заболевание клапана присутствует

  • Одышка

  • Боль в животе из-за увеличения печени (при нарушении функции трехстворчатого клапана)

  • Отек ноги

Симптомы порока сердца могут выглядеть так же, как и другие медицинские проблемы. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза.

Что вызывает повреждение сердечного клапана?

Причины повреждения клапана сердца зависят от типа присутствующего заболевания и могут включать следующее:

  • Изменения в структуре клапана сердца в связи со старением

  • Ишемическая болезнь сердца и сердечный приступ

  • Инфекция сердечного клапана

  • Врожденный дефект

  • Сифилис (инфекция, передающаяся половым путем)

  • Миксоматозная дегенерация (наследственное заболевание соединительной ткани, которое ослабляет ткань сердечного клапана)

Митральный и аортальный клапаны чаще всего поражаются пороками клапанов сердца. Некоторые из наиболее распространенных заболеваний сердечных клапанов включают:

Болезнь сердечного клапана

Симптомы и причины

Двустворчатый аортальный клапан

При этом врожденном пороке аортальный клапан имеет только 2 створки вместо 3. Если клапан сужается, крови становится труднее протекать, и часто кровь просачивается назад. Симптомы обычно не проявляются до совершеннолетия.

Пролапс митрального клапана (также известный как синдром щелчка, синдром Барлоу, баллонный митральный клапан или синдром гибкого клапана)

При этом пороке створки митрального клапана выпячиваются и не закрываются должным образом во время сокращения сердца. Это позволяет крови течь назад. Это может привести к шуму митральной регургитации.

Стеноз митрального клапана

При этом пороке клапана отверстие митрального клапана сужено. Это часто вызвано прошлой историей ревматической лихорадки. Увеличивает сопротивление току крови из левого предсердия в левый желудочек.

Стеноз аортального клапана

Это заболевание клапана встречается в основном у пожилых людей. Это приводит к сужению отверстия аортального клапана. Это увеличивает сопротивление току крови из левого желудочка в аорту.

Легочный стеноз

При этом клапанном заболевании клапан легочной артерии открывается недостаточно. Это заставляет правый желудочек сокращаться сильнее и увеличиваться. Обычно это врожденное состояние.

Как диагностируется порок сердца?

Ваш врач может решить, что у вас заболевание сердечного клапана, если тоны сердца, слышимые через стетоскоп, ненормальны. Обычно это первый шаг в диагностике порока сердца. Характерный шум в сердце (аномальные звуки в сердце из-за турбулентного тока крови через клапан) часто может означать регургитацию или стеноз клапана. Для дальнейшего определения типа заболевания клапана и степени повреждения клапана врачи могут использовать любой из следующих тестов:

  • Электрокардиограмма (ЭКГ). Тест, который регистрирует электрическую активность сердца, выявляет аномальные ритмы (аритмии) и иногда может выявить повреждение сердечной мышцы.

  • Эхокардиограмма (эхо). Этот неинвазивный тест использует звуковые волны для оценки сердечных камер и клапанов. Эхо-звуковые волны создают изображение на мониторе, когда ультразвуковой датчик проходит над сердцем. Это лучший тест для оценки функции сердечного клапана.

  • Чреспищеводная эхокардиограмма (ЧПЭ). Этот тест включает введение небольшого ультразвукового датчика в пищевод. Звуковые волны создают изображение клапанов и камер сердца на мониторе компьютера, при этом ребра или легкие не мешают.

  • Рентген грудной клетки. Этот тест использует невидимые лучи электромагнитной энергии для создания изображений внутренних тканей, костей и органов на пленке. Рентген может показать увеличение в любой области сердца.

  • Катетеризация сердца. Этот тест включает введение крошечной полой трубки (катетера) через крупную артерию в ноге или руке, ведущую к сердцу, для получения изображения сердца и кровеносных сосудов. Эта процедура полезна для определения типа и степени некоторых заболеваний клапана.

  • Магнитно-резонансная томография (МРТ). В этом тесте используется комбинация больших магнитов, радиочастот и компьютера для получения подробных изображений органов и структур тела.

Что такое лечение порока сердца?

В некоторых случаях ваш врач может просто захотеть внимательно наблюдать за проблемой сердечного клапана в течение определенного периода времени. Тем не менее, другие варианты включают лекарства или операцию по восстановлению или замене клапана. Лечение различается в зависимости от типа порока сердца и может включать:

  • Медицина. Лекарства не являются лекарством от болезни сердечного клапана, но лечение часто может облегчить симптомы. Эти лекарства могут включать:

    • Бета-блокаторы, дигоксин и блокаторы кальциевых каналов для уменьшения симптомов заболевания сердечных клапанов за счет контроля частоты сердечных сокращений и предотвращения нарушений сердечного ритма.

    • Лекарства для контроля артериального давления, такие как диуретики (выводят лишнюю воду из организма за счет увеличения диуреза) или сосудорасширяющие средства (расслабляют кровеносные сосуды, уменьшая силу, против которой должно работать сердце), чтобы облегчить работу сердца.

  • Хирургия. Может потребоваться хирургическое вмешательство для ремонта или замены неисправного(ых) клапана(ов). Хирургия может включать:

    • Ремонт сердечного клапана. В некоторых случаях операция на неисправном клапане может облегчить симптомы. Примеры операции по восстановлению сердечного клапана включают ремоделирование аномальной ткани клапана, чтобы клапан работал правильно, или вставку протезных колец, чтобы помочь сузить расширенный клапан. Во многих случаях предпочтительнее восстановление сердечного клапана, поскольку используются собственные ткани человека.

    • Замена сердечного клапана. Когда сердечные клапаны сильно деформированы или разрушены, может потребоваться их замена новым клапаном. Запасные клапаны могут быть либо тканевыми (биологическими) клапанами, в том числе клапанами животных и донорскими аортальными клапанами человека, либо механическими клапанами, которые могут состоять из металла, пластика или другого искусственного материала. Обычно для этого требуется операция на сердце. Но некоторые заболевания клапанов, такие как стеноз аортального клапана или регургитация митрального клапана, можно лечить с помощью нехирургических методов.

Другим менее инвазивным методом лечения, чем операция по восстановлению или замене клапана, является баллонная вальвулопластика.