Содержание

Массовые и неизвестные советские «инвалидки» и их конкуренты

  • Главная
  • Статьи
  • Массовые и неизвестные советские «инвалидки» и их конкуренты

Автор:
Евгений Кочнев

В предыдущей статье о послевоенных так называемых инвалидках мы впервые коснулись простейших и ныне прочно забытых трехколесных мотоколясок, оказавших важную помощь советским воинам-инвалидам. В этой статье расскажем об их прямых наследниках — более солидных, удобных и совершенных четырехколесных машинах, которые инвалидам выдавали бесплатно через органы соцобеспечения.

В свое время они заслужили не только признание людей с ограниченными возможностями, но и всенародную известность, сыграв в любимой советской кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Кадр из легендарного фильма с участием актера Евгения Моргунова и «инвалидки» С-3А, прозванной моргуновкой

Легендарная мотоколяска СМЗ С-3А

Конструктивно скромная двухместная микролитражная «инвалидка» С-3А, выпускавшаяся с 1958 года на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ), была четырехколесным развитием предыдущей модели С-3Л с задним мотоциклетным мотором в восемь сил. Основными отличиями являлись новый металлический кузов с круглым рулевым колесом и двумя фарами, четырехступенчатая коробка передач и электростартер, а реечный рулевой механизм и передняя независимая торсионная подвеска применялись в СССР впервые. Максимальная скорость не изменилась — 60 км/ч. Снаряженная масса составила 425 кг.

Советская инвалидная коляска СМЗ С-3А с цельнометаллическим кузовом. 1959 год
Интерьер кабины с круглым рулем и ручными органами управления (фото Lane Museum)346-кубовый мотоциклетный двигатель в заднем моторном отсеке (фото Lane Museum)

Через четыре года в производство поступил улучшенный вариант С-3АМ с телескопическими гидроамортизаторами подвески. До 1970 года, когда его сменила версия С-3Д, было собрано более 203 тысяч серпуховских мотоколясок.

Модернизированная машина С-3АМ на одном из аукционов старинных автомобилей (фото RM-Auctions)

Неизвестные советские «инвалидки»

Во времена, когда только начиналось массовое изготовление первых советских инвалидных автомобилей, были разработаны и испытаны принципиально новые экспериментальные четырехколесные мотоколяски, насыщенные оригинальными конструктивными решениями, превосходившими иностранные конструкции и на короткое время выводившими СССР в лидеры в этой области.

В 1958 году, когда в производство пошла модель С-3А, на Горьковском автозаводе построили две инвалидные машинки ГАЗ-18 с ручным управлением. Их особенностями были опытный двухцилиндровый 620-кубовый мотор в 18 сил (половинка от двигателя «Москвича-402»), передняя независимая торсионная подвеска и обычная трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором, позволявшая управлять одной рукой. Машина весила более полутонны и развивала скорость 40 км/ч. В производство столь неординарная конструкция не поступила.

Опытный автомобиль ГАЗ-18 для инвалидов. 1958 год (из архива И. Падерина)Двухдверная машина ГАЗ-18 с ручным управлением в музее Горьковского автозавода

В 1962-м при сотрудничестве с Научным автомоторным институтом (НАМИ) для перспективной замены слабой, некомфортной и шумной «инвалидки» С-3А был собран единственный четырехместный прототип СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с несущим кузовом купе. Его оборудовали опытным 15-сильным двигателем заднего расположения (половинка от V-образного мотора первого «Запорожца»), независимой торсионной подвеской и четырехступенчатой коробкой передач с электромагнитным сцеплением. В серию он тоже не пошел.

Перспективный заднемоторный автомобиль для инвалидов СМЗ-НАМИ-086 «Спутник». 1962 год (из архива НАМИ)

В то же время за рубежом усиленно разрабатывали и выпускали подобные простенькие экономичные и недорогие машинки, рассчитанные в первую очередь на массы обедневших за время войны покупателей. Интерес к таким средствам передвижения в крупных городах подогревали налоговые скидки, возможность двигаться по велодорожкам и разрешение управлять ими молодым людям, которые по возрасту могли получить только права на управление мотоциклом. В некоторых странах на них разрешалось ездить вообще без прав.

В отличие от советских «инвалидок» С-3А на Западе серийно вообще не выпускали специальных инвалидных автомобилей, которые могли бы составить серпуховской продукции какую-либо конкуренцию, поэтому в этом обзоре проведем их виртуальное сравнение с подобными многоцелевыми миникарами и микрокарами.

Редкие заграничные «инвалидки» не были лучше наших

После войны первую группу микрокаров составили подчеркнуто примитивные и максимально дешевые сооружения на велосипедных колесах с мотоциклетными агрегатами, кик-стартерами и стальными рамами. На них монтировали одноцилиндровые моторы мощностью не более 7,5 сил, трехступенчатые коробки передач и рессорно-пружинные подвески. Во вторую группу входили «почти нормальные» миниавтомобили с двухцилиндровыми двигателями мощностью до 10 л. с., четырехступенчатыми коробками и электрическими стартерами.

Вездесущие легендарные «колобки» марки «Изетта»

С 1955 года классическими микролитражными «карами» являлись культовые двухместные автомобильчики BMW-Isetta, предлагавшиеся в нескольких версиях как здоровым немцам, так и ветеранам прошедшей войны. Их главной особенностью была широкая передняя распашная дверь с шарнирной рулевой колонкой, а привод сдвоенных задних колес осуществлялся от одноцилиндровых моторчиков воздушного охлаждения мощностью 9,5 или 13 сил. За семь лет их собрали более 161 тысячи экземпляров.

1950-е годы — европейский форум микролитражек

К середине 1950-х западный мир, оправившийся от последствий войны, пока еще не был готов покупать крупные и дорогие легковые автомобили. В результате за быстротечные десять лет на европейском рынке появились новые конкурентоспособные фирмы, предлагавшие свои недорогие многоцелевые миникары, выполненные по классическим канонам автостроения и внешне очень похожие друг на друга.

В резко сменившейся обстановке фирма братьев Мошэ, очнувшись, предложила вполне приличный коротенький микрокар CM-125Y с новым кузовом и электростартером, но тут же объявила о банкротстве. Одновременно британский бизнесмен капитан Рэймонд Флауэр, уверовав в миникары, основал компанию Frisky, где собирал привлекательный одноименный седан, предшествовавший трехколесному варианту Family Three.

Миниатюрная пятисильная машина Mochet CM-125Y для молодежи без водительских прав. 1956 год (фото автора)
Компактный английский миникар Frisky с 16-сильным мотором и независимой передней подвеской. 1958 год

Большой вклад в «миникаростроение» внесла компания амбициозного немецкого инженера Ганса Гласа, создавшего семейство Goggomobil из трех микролитражек, со стороны казавшихся механическими игрушками, но имевших огромный успех. На них монтировали унифицированные двухцилиндровые моторы разного объема, пружинные подвески с гидроамортизаторами, гидропривод барабанных тормозов и одинаковые несущие четырехместные кузова.

Микрокар Goggomobil Т-250 с задним поперечным 14-сильным мотором и классической коробкой передач. 1955 год
Популярный вариант Т-300 с электромагнитной селекторной системой выбора передач и прицепом. 1958 год (фото автора)

Высокий спрос на микролитражки в Германии подтолкнул инженера Карла Боргварда к выпуску переднеприводных машин Lloyd LP-300 и LP-400 с двухцилиндровыми двигателями. К новичкам относилось также миниатюрное японское купе Mazda R-360 с четырехтактным 16-сильным мотором, обычной коробкой передач, торсионной подвеской и гидроприводом тормозов.

Редкая и упрощенно старомодная 10-сильная машина Lloyd LP-300 с двухтактным мотором. 1954 год (фото автора)
Эффектный гость из Японии — купе Mazda R-360 с четырехместным несущим кузовом «монокок». 1962 год

Из других микролитражек можно отметить две очень похожие друг на друга четырехместные машины сходной конструкции — французская Vespa-400 и итальянская Bianchina фирмы Autobianchi, относившиеся к классу 400–500 кубических сантиметров. Обе оснащались двухцилиндровыми моторами, четырехступенчатыми коробками передач, пружинными подвесками, несущими кузовами и имели длину по три метра. Подобная ситуация сложилась и с внешне сходными немецкими полуспортивными машинами Champion-400 и Maico-500 с двухцилиндровыми моторами Heinkel.

Четырехколесные микролитражные уникумы

С началом массового выпуска дешевых микролитражек интерес к каким-либо особо дорогим экспериментальным машинам резко сократился, и только в Германии были созданы последние весьма оригинальные конструкции. В эту гамму вошли четырехколесный вариант обтекаемого автомобиля Fuldamobil со сдвоенными задними колесами и уникальная симметричная машина Zundapp Janus c передней и задней откидными дверями несущего кузова.

Десятисильный миникар Fuldamobil S-6 с деревянным кузовом и алюминиевой обшивкой. 1956 год (фото RM-Auctions)
Оригинальная двухместная машина Zundapp Janus-250 с центральным расположением 14-сильного мотора. 1958 год

Дешевые микролитражки для любителей быстрой езды

Целое семейство разнообразных недорогих и достаточно совершенных спортивных миникаров было создано в середине 1950-х в Германии, быстро оправившейся после разрушительной войны. Это были заднемоторные кабриолеты и купе с двигателями рабочим объемом от 123 до 500 кубических сантиметров, которые создавали не только на базе обычных легковушек, но и на специально разработанных низкорамных шасси с резиновой или пружинной подвеской. Их максимальная скорость — 130 км/ч.

история

 

Новые статьи

Статьи / История

За 500: вспоминаем все попытки создать народный российский автомобиль

Так называемый «народный автомобиль» – это вечная тема мирового автопрома ХХ века. Ford T, Volkswagen Beetle, Citroёn 2CV, Renault 4, Fiat 500 – как говорится, имя им легион. У нас на роль «…

169

0

2

13.05.2023

Статьи / Практика

Как автохимия позволяет экономить на обслуживании автомобиля

В обслуживании автомобиля можно строго следовать рекомендациям автодилера, и автомобиль точно доездит до конца гарантийного срока. А что дальше? При правильном обслуживании и грамотном уходе…

294

0

0

12.05.2023

Статьи / Премьера

Российский электромобиль Атом: запас хода в 500 км, задний привод и свой софт

Вчера в Москве состоялся премьерный показ первого прототипа российского стартапа Атом. До серийного производства машины еще далеко — оно намечено на 2025 год. Но кое-что о задумках и путях р…

650

4

0

12.05.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?

В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…

11175

8

9

07.04.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв

Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3

Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс…

7213

17

2

23.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300

Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…

6915

11

4

02.03.2023

сколько они стоили и как были устроены?

Ни в одном справочнике вы не найдёте, сколько стоили советские мотоколяски для инвалидов. Современные тюнеры их любят, а автомобильные историки не очень. А конструкция их была довольно оригинальна. Мы собрали самое интересное об «инвалидках».

Теги:

Нетленка

История

Автомобили

СССР

Прошлое

Alexander Migl / Wikipedia

Великая отечественная оставила сотни тысяч, а может быть, миллионы инвалидов. Многие из них, бывшие солдаты и офицеры Советской армии, были молоды и полны энергии. Но чтобы трудиться и вести полноценную жизнь, им нужен был транспорт. Особенный транспорт.

Создать такой автомобиль – точнее, мотоколяску – предлагал Горьковский автозавод, однако Москва предпочла отдать производство будущих «инвалидок» Серпуховскому мотоциклетному заводу (СМЗ), который тогда занимался ремонтом трофейных немецких и американских лендлизовских мотоциклов.

С-1Л / С-3Л

Первую модель завод разрабатывал не сам. Проект спустили из Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения. С-1Л была трёхколёсной, на малюсеньких 9-дюймовых колёсах, с мотоциклетным рулём. Мощности двигателя в 3 л. с. не хватало, чтобы въехать в крутую горку даже по асфальту.

С-3А

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель, увековеченную в комедии «Операция Ы», Серпухов создавал уже сам, и получилось намного лучше. У неё было четыре колеса 10-го диаметра и симпатичный дизайн. Выдавались «инвалидки» социальными службами сроком на 5 лет. Через 2,5 года можно было произвести ремонт за счёт государства.

С-3Д

Спорно выглядящая, но куда более удачная модель, которая продержалась на конвейере до 1997 года. Серпухов обогнал другие автозаводы СССР в ряде инноваций – независимая подвеска, реечное управление и тросовый привод сцепления. С новой подвеской машинка имела вполне приличное пространство для ног, что очень важно для инвалида с протезами. Двигатель воздушного охлаждения не требовал дефицитного антифриза.

Удивительнее всего, что в Союзе семидесятых годов, где всё было в дефиците, Серпухов смог создать хорошее снабжение населения запчастями! Российские историки автопрома считают «инвалидки» тупиковой ветвью эволюции, поскольку они:

  • слишком большие, чтобы играть роль мотопротеза,
  • слишком маленькие, чтобы быть полноценным автомобилем.

Но можно рассуждать и иначе. Советским инвалидам нужен был автомобиль, как никому другому, но даже «Запорожец» далеко не каждый мог купить. Поэтому спрос на машинку всегда оставался большим.

Кстати, сейчас серпуховские мотоколяски часто становятся основой для винтажного тюнинга.

Любите старые фото? Наш Тим Скоренко подобрал 15 фотографий советских мотоколясок, включая редкие прототипы. Среди которых есть как настоящие уроды (хотя они в этом не виноваты), так и очень симпатичные микрокары… и даже грузовики!

Колеса для инвалидных колясок | Магазин Сменные колеса для инвалидных колясок

  • Звоните 800-236-4215
  • Войти или Зарегистрироваться
  • Моя корзина: 0 Товар(ов)

    9001 3

    Ваша корзина пуста

    org/BreadcrumbList»>

  • Главная
  • Детали и аксессуары для инвалидных колясок
  • Ассортимент деталей для инвалидных колясок
  • Колеса / ободья / оси
  • Колеса для инвалидных колясок

Для правильной работы нашего веб-сайта должен быть включен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript.

Бренды

Показано 1 — 20 из 23 результатов


Quickie Wheel Builder

Наш новый Quickie Wheel Конструктор упрощает поиск и покупку новых колес для инвалидной коляски Quickie! Среди более чем 1100 комбинаций колес, дисков и шин вы обязательно найдете именно то, что ищете.

Варианты просмотра


Quickie 24-дюймовый диск Lite-Spoke в сборе

Quickie / Sunrise Medical

Сэкономьте 15% при покупке 2!

  •  Колесо нового типа
  •  Подходит для всех инвалидных колясок Quickie
  •  Пневматические или безвоздушные шины
  •  Колесо для инвалидной коляски в сборе

215 долларов США

$186 шт.

Посмотреть варианты




















Главная
::
Колеса, шины, камеры и детали для инвалидных колясок