таких вы точно не встречали! — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

Модификации 130‑го, так и не ставшие серийными, добавили в его богатую биографию особый колорит.

Удивительную историю ЗИЛ-130, который разошелся по стране и миру тиражом более 3,3 миллиона, мы начали рассказывать тут.

Материалы по теме

Грузовик с мотором от лимузина: удивительная история ЗИЛ-130

Попытка посчитать модификации грузовика СССР ЗИЛ‑130 — занятие увлекательное, но совсем непростое. Готовя несколько лет назад книгу по отечественным грузовым автомобилям, я сбился на восьмом десятке, осознав бесполезность этого титанического труда.

Не менее интересно то, каким ЗИЛ‑130… не стал.

Материалы по теме

Штрафы привяжут к МРОТ (или другому расчетному показателю)Новый побор для водителей в 2022Возврат балльной системы для нарушителей ПДД — самое время?

На экспорт

Материалы по теме

Грузовик застойных времен: как сделали передовой МАЗ‑500

Даже в США, где бензин был дешев, и уж тем более в менее богатой Западной Европе, грузовики в 1960‑х все чаще оснащали дизелями. Такой двигатель для ЗИЛ‑130 начали разрабатывать в НАМИ еще в 1960 году. За базу взяли серийный бензиновый 6‑литровый V8. Дизельный вариант, развивающий 125 л.с., поставили на автомобиль, получивший индекс ЗИЛ‑136. Двигатель испытывали, дорабатывали и опять испытывали вплоть до 1965 года. Но, как и прочие аналогичные попытки сделать из бензинового двигателя дизельный, эта успехом не увенчалась.

ЗИЛ‑130 поставляли на экспорт, причем не только в соцстраны — например, и в Финляндию. Поэтому с 1965 года мелкосерийно стали делать ЗИЛ‑136И, о котором советские водители и не знали. На машине стоял 6‑цилиндровый дизель Perkins объемом 6,36 л. При 2800 об/мин он развивал 120 л.с. Позднее ставили и 140‑сильный Perkins.

Финский пожарный ЗИЛ с оригинальным кузовом местного изготовления.

Финский пожарный ЗИЛ с оригинальным кузовом местного изготовления.

Существовал и вариант со 135‑сильным 6,5‑литровым дизелем Leyland. Такие машины делали с разными колесными базами и предлагали, в частности, в Финляндии. Там же импортер советских автомобилей — фирма Konela ставила на 130‑е местные дизели Valmet 411BS. Этот четырехцилиндровый мотор объемом 4,2 л развивал 125 л.с. при 2600 об/мин — вполне приличный показатель для тех лет.

В Финляндии можно было купить ЗИЛ‑130 с дизелями Leyland и Perkins.

В Финляндии можно было купить ЗИЛ‑130 с дизелями Leyland и Perkins.

Но от СССР эти моторы были далеки. И надо было что-то делать. Несмотря на то, что на государственных предприятиях бензина по-прежнему не считали, вопрос о дизелях в высоких автомобильных сферах, включая министерство и НАМИ, поднимали все чаще.

Дизель для Страны Советов

Особенно это стало актуальным для трехосного ЗИЛ‑133. Стандартный бензиновый 150‑сильный мотор для него оказался слабоват. Ведь машину предназначали еще и для частой езды с прицепом. Не говоря уже о том, что паспортный расход трехосного автомобиля и без прицепа при 60 км/ч составлял 48,3 л/100 км.

На ЗИЛ‑133 пробовали ставить 7‑литровую бензиновую версию ЗИЛ‑375 (108×95 мм) мощностью 180 л.с. и 6‑литровый вариант со степенью сжатия 7,4 мощностью 210–220 л.с. Но в серию такие машины не пошли. ЗИЛ‑133 так и продолжали понемногу делать со стандартным 150‑сильным мотором, пока его постепенно не вытеснили-таки дизельные версии: бортовой ЗИЛ‑133ГЯ и тягач ЗИЛ‑133ВЯ.

Первый массовый серийный дизельный вариант ЗИЛ‑133ГЯ.

Первый массовый серийный дизельный вариант ЗИЛ‑133ГЯ.

Именно эти машины, выпуск которых начали в 1979 году, и стали первыми массовыми дизельными модификации «сто тридцатого», да и вообще первыми массовыми дизельными машинами с эмблемой ЗИЛ.

На ЗИЛ‑133 стоял современный дизель КАМАЗ‑740 (сначала ЯМЗ‑641). Мотор V8 объемом 10,85 л развивал 210 л.с. при 2600 об/мин. Под него пришлось переделать передок кабины. Так что дизельные 133‑е легко определялись по характерной «носатости».

Незаводская увеличенная кабина ЗИЛ‑130, к которой на заводе проявили живой интерес.

Незаводская увеличенная кабина ЗИЛ‑130, к которой на заводе проявили живой интерес.

Материалы по теме

История КАМАЗа — он «похоронил» легендарный ЗИЛ

Понятно, что этот двигатель достался ЗИЛу от КАМАЗа. Но именно КАМАЗ, в разработку которого в Москве вложили все силы и средства, и помешал не только вовремя сделать новую московскую модель, но даже и всерьез обновлять ЗИЛ‑130.

Первые дизели ЗИЛ‑645 мощностью 185 л.с. испытывали на ЗИЛ‑130.

Первые дизели ЗИЛ‑645 мощностью 185 л.с. испытывали на ЗИЛ‑130.

Новый дизель ЗИЛ‑645 объемом 8,36 л и мощностью сначала всего 160 л.с. потом 185 л.с. проектировали долго и мучительно и испытывали на ЗИЛ‑130 еще с 1975 года. Но 130‑й этого мотора так и не дождался. Да и следующей модели ЗИЛ‑4331 этот уже недостаточно мощный по меркам 1980‑х, а главное очень ненадежный мелкосерийный мотор славы и успеха не принес.

Продолжение — на следующей странице.

Удивительные ЗИЛ-130: таких вы точно не встречали!

Модификации 130‑го, так и не ставшие серийными, добавили в его богатую биографию особый колорит.

Удивительные ЗИЛ-130: таких вы точно не встречали!

Наше новое видео

Рама, полный привод, прозрачный капот (и 224 мм под ним) — китайцы снова удивили

Новая Веста — сколько она будет стоить?

3 интересных фишки обновленной Весты. И еще 2 — в перспективе

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2.ru

Редкий дизельный ЗИЛ-131 на испытаниях | АвтоИстория

Грузовик ЗИЛ-131 получился машиной во многом удачной. Он обладал приемлемой грузоподъемностью и проходимостью, был относительно надежен и неприхотлив в обслуживании. Но имелся у автомобиля и существенный недостаток — его двигатель. Шестилитровый бензиновый V8 потреблял немалое количество топлива. И если в начале 60-х в СССР экономичность грузовых автомобилей была не в приоритете, то к середине 70-х в стране заговорили о массовой дизелизации автопарка, в том числе и военного. Так родился дизельный ЗИЛ-131М.

Двигатель

Двигатель ЗИЛ-645

Понимание того, что заводу нужен новый экономичный дизельный двигатель, на ЗИЛе сформировалось еще в начале 70-х. Однако активная разработка дизеля началась только в 1972 году. Спустя три года был готов первый прототип — ЗИЛ-645. Восьмицилиндровый дизельный двигатель первоначальным объемом в 7,6 л выдавал 160 л.с. По результатам испытаний мотор признан ненадежным, а постоянные конструктивные изменения только лишь усугубляли положение. В 1974 году конструкторы увеличили рабочий объем ЗИЛ-645 до 8,74 л, мощность мотора выросла до 185 л.с. На 1981 год изготовили всего 75 двигателей ЗИЛ-645, шести серий постройки. Однако все они по-прежнему страдали детскими болезнями.

Дизельный ЗИЛ-131

Фотоматериал из группы ВК https://vk.com/amo_zis_zil

В 1978 году управлением конструкторских и экспериментальных работ был построен опытный ЗИЛ-131М с двигателем ЗИЛ-6451. Он представлял собой дефорсированную версию ЗИЛ-645 мощностью 170 л.с. и выдавал 490 Нм крутящего момента. Важнейшим свойством мотора стала его многотопливность. Другими словами ЗИЛ-6451 без особых проблем мог работать на керосине, дизельном топливе, бензине, либо смеси из этих видов горючего.

ЗИЛ-131М от обычного 130-го можно было отличить по удлиненному моторному отсеку и новым приборам головного света. В кабине вместо стандартной находилась «камазовская» комбинация приборов, руль и сиденье водителя с возможностью регулировки по высоте, длине и наклону спинки.

В 1984 году после проведенных испытаний выяснилось, что ЗИЛ-131М по ряду параметров существенно превосходит ЗИЛ-131. За счет лучшей экономичности, по контрольному расходу 131М имел запас хода в 1180 км, что почти на 300 км больше чем у ЗИЛ-131. Разительно отличался и эксплуатационный расход. По грунтовым дорогам ЗИЛ-131М в среднем расходовал 38,9 л солярки на 100 км. Тогда как 131-й потреблял 59,9 литров бензина на сотню. В общем экономическая целесообразность перевода ЗИЛ-131 на дизель была очевидна. Вот только к середине 80-х ЗИЛ все еще не смог освоить поточное производство дизельных моторов. Да и надежность их по-прежнему оставляла желать лучшего.

Грузовик преодолевает брод глубиной в 1,4 мМашина на полигоне НАМИ преодолевает подъем в 30°В подкапотное пространство ЗИЛ-131 дизель не вставал, пришлось удлинить оперение и капот

В 1985 году разработку по теме ЗИЛ-131М остановили. Однако от разработки трехосных полнопроиводников с дизельным двигателем ЗИЛ не отказался, и в середине 90-х представил ЗИЛ-433420. Но это уже совсем другая история.

Если вам понравилась статья поддержите ее лайком 🧡, а также подписывайтесь на канал. Благодарю за поддержку)

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

АПА-50М (ЗиЛ-131) | Обзоры IPMS/USA

Отличный комплект! Если вы обычно моделируете в масштабе 1/72, это станет прекрасным дополнением к диораме или виньетке, включающей любые сцены середины 1950-х годов и современные сцены. Сборка проста с минимальными усилиями, хорошо красится и выглядит больше, чем часть мобильного электрического грузовика аэродрома. Вы можете приобрести несколько экземпляров….

Этот выпуск аэродромного мобильного электрогрузовика APA-50M от ICM Holding является долгожданным дополнением к их линейке автомобилей с мягкой обшивкой в ​​масштабе 1/72. Детали не были принесены в жертву, но они были упрощены. (Например, нет полного двигателя.) Двигатель (только нижняя часть), воздушные баллоны, коробка отбора мощности, приводные валы, подвеска и оси — все это отдельные детали. С чего начинается сборка.

В дополнение к вышеупомянутым частям есть некоторые в масштабе, выхлопные трубы. Будьте осторожны при снятии этих деталей с литника, так как они немного хрупкие. Шесть шин поставляются в виде отлитых под давлением деталей с отдельными внешними ступицами колес. Эта функция значительно улучшит ваш опыт рисования с этим набором.

Продолжается строительство трех других узлов: внутренней части кабины, самой кабины и вспомогательной электрической силовой установки. Интерьер кабины состоит из отдельных частей приборной панели, рулевого колеса и нескольких рычагов переключения передач. Приборы (спидометр и т. д.) изображаются деколью. К сожалению, этот шаг не упоминается в инструкции по сборке. Еще одна веская причина ознакомиться с инструкцией ДО того, как вы начнете…

Внешняя часть кабины имеет дополнительные детали для наружных зеркал, огнетушителя и защиты передних фар. На внешней кабине есть небольшой засвет (в основном на гриле), но его быстро убрали канцелярским ножом. В комплект входят прозрачные детали для рассеивателей фар и всех окон кабины. Все это можно добавить после сборки и покраски. Ага!

Блок питания состоит из пола, торцевых крышек, боковых панелей с пятью частями, которые составляют верхнюю часть блока. Предусмотрены захватные стержни в масштабе, поэтому при снятии их с пластикового литника потребуются определенные меры предосторожности. После того, как каждая подсборка закончена, они прикрепляются к шасси вместе с некоторыми деталями для переднего защитного бампера. Если вы хотите, чтобы ваш APA-50M был окрашен в военные цвета, может быть целесообразно покрасить передний бампер перед сборкой. ICM предоставляет предупреждающие/защитные полоски в качестве наклеек, но деталь (деталь № A3) необходимо заранее покрасить в желтый цвет.

Что касается этих маркировок, то они минимальны: для двух военных машин предусмотрены только регистрационные номера, хотя есть некоторые наклейки для задних фонарей автомобилей. Настоящий плюс! ICM Holding обычно включает в себя тонкие наклейки, которые, если вы не будете осторожны, «загнутся» на вас. Но на модель идут прекрасно. У ICM есть маркировка гражданской версии этого автомобиля темно-желтого цвета под белым. Наклейки для этой версии представляют собой предупреждающие таблички, регистрационные номера и то, что выглядит как эмблема подразделения. Другие варианты маркировки (не включены) могут быть доступны в Интернете.

Этот комплект является дополнением к предыдущему выпуску (комплект #72811 [https://icm.