Тридцать лет, изменивших мир

«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто определенное название на «сельскохозяйственные мотивы». НИВА — это аббревиатура, (так как и любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много, ни мало, а «Лучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, кстати, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструктивных изменений пережитые на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство обращается к моральным вещам куда быстрее. А «НИВА» и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что «НИВА» еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке…

Лада Нива 2121

В апреле 1977 года Волжский автозавод совершил настоящую революцию. Его новая модель ВАЗ-2121 «Нива» практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с рессорной подвеской, постоянным полным приводом и цельным кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это открывалось. Новый внедорожник оказался практичным, комфортабельным и дешевым. Такого набора качеств раньше не было ни у одной машины с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными автомобилями с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить только Range Rover, появившийся шестью годами раньше. Но совсем другие габариты, вес, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить ни о каком подражании со стороны «вазовцев». Да, комфортные внедорожники тех лет существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные автомобили вроде Монтеверди и переделанные из пикапов дорогие версии «американцев». Но это был совсем другой путь развития. «Нива» стояла самостоятельно. Фактически он основал совершенно новый класс вездеходов.

Ни одна другая российская машина и близко не имела такого успеха на международной арене. Заявки в «Автоэкспорт» поступали из самых разных уголков земного шара. Также было две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с мотором 1,3 литра (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последний, кстати, пользовался очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1,6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулёвской» шкале) с картерным поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата был один существенный для вездехода недостаток – пик крутящего момента значительно смещен в сторону высоких оборотов. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Но благодаря правильному соотношению грузоподъемности и массы машина была способна эффектно «пролетать» ходом явно засадные участки.

В комплекте с 1,6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде «Нива» и просуществовала до 1994 года. Тогда машина претерпела самую серьезную модернизацию за всю историю.

В течение 1994 года было исчерпано огромное количество переходных версий с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с двигателем с карбюратором 1,7 л (она и сегодня составляет основную массу автомобилей на вторичном рынке). Через год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129.и 2130. Последний делал просто: короткую машину разрезали пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1,7 и 1,8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «фора» – трехдверная версия, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218) .

Кузов

Когда мы говорим о кузове «Нива», в первую очередь на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии приходит «бегемот»). Следует отметить, что он максимально адаптирован для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, мало будет машин, которые без специальной подготовки сделали бы это в условиях бездорожья. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. В первую очередь страдает кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и скобой крепления амортизатора. Перед их продажей, конечно, могли и сделать, но то, что «посадили» машину, видимо, определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к его задней части). В городе тело тоскует по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» вообще на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что до «высокой посадки» лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Самые проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка лобового стекла. Однако у автомобилей последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть в любом месте. Именно поэтому желательны ежегодная антикоррозионная смесь и постоянная профилактическая подкраска свежей сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшей шумоизоляции пола, высушить который крайне тяжело. В остальном – и по прочности, и по неприхотливости на кручение лучший из вазовских кузовов. Особенно реставратор – с короткой дверью багажника. Но сегодня найти машину до 1994 с приличным железом – большая удача. А если они где и остались, то точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А заборы перед дюралюминиевым швеллером можно было валить (пробуется). Что удлиненные автомобили обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне закономерно. А вот о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются пополам, а на бездорожье их вообще скручивает винт. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличающиеся особой прочностью. Совершенно развалившиеся на отдельные части автомобили, правда, никто не видел, но трещины на сварке на отдельных экземплярах встречаются, а явная ржавчина по швам в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких усилий с этой стороны не доставляет. Среднебазная «фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.

Двигатель

В комплекте с новым двигателем «Нива» получила рабочий объем 1,7 литра и немного увеличенный радиатор системы охлаждения. Раскрывшийся 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1,7 л и мощностью 79 л. с. По своей конструкции похож на своего предшественника и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него тяга на низах (по сравнению с 1.6-литровым) гораздо лучше. Что касается ресурса обоих моторов, то он заявлен заводом всего в 90 тыс км. Однако эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перешагнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как ни печально, но основная масса моторов, выработавших свой век на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором «Нива» получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный блок управления напряжением – он со временем требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает много времени и сил. На ВАЗ-2121 блок управления напряжением был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1,7-литровые могли оснащаться как моновпрыском GM (1997-1999), и распространяется Bosch (с 1999 года). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (продолжают поставляться в запчастях и на длиннобазных версиях, отработанных ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переваривать низкосортный бензин. Но он, как это ни странно, более требователен к качеству масла, чем карбюраторный (в головке блока гидрокомпенсатора установлены штанги клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя любого электронного компонента поиск запчастей может затянуться.

Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1,8 литра так и не дошел до «большого» конвейера. Выпускается по ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1,8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя больше приближают к внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже высочайшая…

Трансмиссия

Трансмиссия Грохот и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных узла и связаны между собой очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем рычагов переключения передач. Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправного автомобиля незначительны. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной закисшей крестовины в кардане может быть заедание ШРУСа промвала или сломанные шлицевые соединения. Может сломаться и центровка раздаточной коробки. Из-за вибраций у него иногда лопались крепежные люверсы. К счастью, они разъемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если автомобиль никогда не съехал с асфальта, у него от бездействия могут закиснуть управляющие рычаги РК. С 1999 в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака. Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тыс. пробега КП требует переборки (обходится примерно в 3000 рублей). Сколько он потом проработает – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера. ШРУСы передних рулей достаточно надежны, однако резиновые сапоги изнашиваются и при езде по бездорожью часто рвутся. А так как замена отнимает много времени (придется разбирать весь привод), то при первом ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), для начала подготовьте к замене передние ступичные подшипники (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует тонкой настройки.

Лада Нива 2121

Ходовая часть

Подвеска «Нива» простая, прочная и надежная. При этом он обеспечивает достойный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превратить любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкого полета» по ухабистой грунтовке. Но, увлекшись такой ездой, можно попасть впросак. В первую очередь умирают амортизаторы и пружины, а также со временем гнутся продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются погнуть даже балку моста. А если его слегка согнуть и это незаметно визуально, то мост будет продолжать работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники приходится менять очень часто. А это целая история, которую сервисы очень не любят. Туда же «кинуть» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.

Впереди от «гонок» начнут ломаться шаровые опоры и рулевые наконечники. К счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разрушаются и задолго до смерти начинают предупреждать водителя стуками и встречным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадании грязи внутрь. Для машин, постоянно едущих по бездорожью, это обычное дело. Различаются сошки рулевого редуктора и промежуточного рычага автомобилей до 1994 года и после. Благодаря замене колесо стало легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра крутого витка. Кроме того, в направляющих роликах пластиковые втулки заменены на подшипники. Тормозная система «Нивы» с 19 года77 принципиально не изменился. Один контур в нем работает только на передние колеса, другой – на оба вала. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самовозные от «пятерки» (ставятся с 1994 года), одной утомительной операцией в автосервисе становится меньше.

Лада Нива 2121

Результат

Так что же представляет сегодня «Нива»? Да такой же, как двадцать лет назад… Компактный и динамичный многоцелевой внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для бывалого (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много двигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтических путешествий». Способность быстро ездить по любым дорогам, вместительный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за относительно умеренные деньги! Однако за последние три года «Нива» подорожала практически вдвое. Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять его с производства, заменив более дорогим и менее внедорожным «Шеви», дизайн которого, кстати, имеет много общего со «старухой».