ВАЗ-2108


История создания


ВАЗ-2108 такое название получил переднеприводный 5-местный автомобиль малого класса с кузовом типа хэтчбек, выпущенный Волжским автомобильным заводом в 1984 году. На внутреннем рынке автомобиль предполагалось называть «Спутник», однако это название не прижилось и использовалось его экспортное название «Самара».


Первый опытный образец был выпущен в самом конце 1978 года, а точнее 31 декабря. А уже в феврале следующего года этот опытный образец приступил к лабораторным испытаниям. По сравнению с «Классическим» семейством автомобилей ВАЗ, у ВАЗ-2108 было все новое, это и передний привод, и независимая подвеска всех колес, поперечное расположение двигателя, передние дисковые тормоза с плавающей скобой, бесконтактная система зажигания и многое другое.


В качестве консультантов по конструкции автомобиля были приглашены специалисты различных зарубежных автозаводов, такие как Porsche и UTS (дочерняя фирма Fiat). А так же были подключены и другие фирмы, с которыми были заключены лицензионные соглашения. Это была Английская компания Lucas, которая занималась дисковыми тормозами и вакуумный усилитель тормозов. Кроме того, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач куплены по лицензии у Немецкой фирмы Zahnradfabrik, сцепление фирмы Automotiv Prodax, стойки передней подвески фирмы Wayassauto, шарниры равных угловых скоростей Английской фирмы Hardy Spicer, балка задней подвески фирмы Volkswagen.


В декабре 1984 года была изготовлена первая товарная партия в количестве 2000 автомобилей, которые уже к началу следующего года поступили в продажу. Именно модель ВАЗ-2108 положила начало выпуска в стране переднеприводных автомобилей.


В 2003 году был снят с производства, а в 2004 году заменен более новой моделью ВАЗ-2113. За 19 лет производства автомобиля ВАЗ-2108 было выпущено множество его модификаций. Это были и кабриолеты изготовленные силами европейских дилеров и внедорожники и экспортные праворукие модификации, но в основном, отличия между модификациями состояли в двигателях и комплектациях.


Дизайн и конструкция


Салон автомобиля ВАЗ-2108, который рассчитан на 5 человек, как и у всего семейства «Самары», достаточно музыкален, даже после небольшого пробега вся пластмасса в салоне начинает вибрировать и дребезжать, особенно приборная панель и торпедо.


Количество дверей 3, одна из которых дверь багажника открывающаяся вверх. Передние двери, как у автомобилей с кузовом купе, длиннее обычных, однако разместиться на заднем сиденье все же достаточно сложно, а вот для передних пассажиров места предостаточно. Передние сиденья анатомические, которые регулируются в трех направлениях.


На первых автомобилях, выпущенных до 1991 года, был иной дизайн передка, нежели на последних моделях. Фары находились в специальной пластмассовой накладке, из-за которой крылья были укорочены в длину, а капот имел другую форму. Позже от такого дизайна отказались, из-за того, что эта накладка под воздействием солнца начинала деформироваться и отходить от своего первоначального положения. Так же у первых автомобилей отсутствовало правое зеркало, а более низкая панель приборов не имела тахометра, зато присутствовал вольтметр.


Двигатель устанавливался поперечно, на трех эластичных опорах. Вообще автомобили ВАЗ-2108 комплектовались 4-цилиндровыми, рядными двигателями, распредвал у которого располагался на головке цилиндров. В первоначальном варианте это был двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 65 лошадиных сил, а потом, в зависимости от модификации объем двигателя составлял от 1,1 до 1,5 литров. Коробка передач устанавливалась как 4 так и 5-ступенчатая, в зависимости от комплектации автомобиля.


На автомобиль устанавливали передние дисковые тормоза и барабанные задние, независимая подвеска, как передняя, так и задняя, реечное рулевое управление и однопроводная система соединения электрооборудования (от источника энергии проходит один провод, а роль второго играет корпус автомобиля — масса).


Модификации


ВАЗ-2108 


Базовая модель автомобиля, на нее устанавливался карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра, оснащалась как 4-х, так и 5-ступенчатой коробкой передач.


ВАЗ-21081


Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем объёмом 1.1 литра и 4-х ступенчатой коробкой передач.


ВАЗ-21083


Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем объёмом 1.5 литра. На данный автомобиль устанавливали 5-ступенчатую коробку передач.


ВАЗ-21083-00


Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в стандартной комплектации, индекс такой длины начали присваивать с 2001 года.


ВАЗ-21083-01


Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «норма».


ВАЗ-21083-02


Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «люкс».


ВАЗ-21083-20


Модификация ВАЗ-21083, но с инжекторным, 1.5 литровым двигателем. На автомобиль устанавливалась 5-ступенчатая коробка передач. Автомобиль с таким индексом считался стандартной комплектации


ВАЗ-21083-21


Как и предыдущая модель, но в комплектации «норма».


ВАЗ-21083-22


Модификация автомобиля ВАЗ-21083 с инжекторным двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач в комплектации «люкс».


ВАЗ-21083-37


Спортивная модель с инжекторным двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ступенчатой коробкой передач. Разработана для участия в НГС «Кубок Лада»


ВАЗ-210834 «Тарзан»


Прототип полноприводного внедорожника, разработанный в 1998 году на основе модели 21083. Автомобиль делался следующим образом, на раму автомобиля ВАЗ-21213 «Нива», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка посадили кузов от ВАЗ-21083. Места стыка рамы с кузовом закрыли пластиковыми накладками, которые похожи на пороги. Так же были увеличены колесные арки, на которые поставили накладки, изменились бамперы.


Изменился и салон автомобиля, обшивка центрального тоннеля была использована от ВАЗ-21213, на которой находилась 3 рычага — КПП и еще 2 для управления раздаткой. Все остальные детали были использованы от серийного автомобиля ВАЗ-2108.


ВАЗ-21084


Опытно-промышленная партия автомобилей с двигателем увеличенного объема 1,6 литра. Это был двигатель ВАЗ-21083, но с увеличенным по высоте блоком на 1,2 миллиметра, в котором была несколько изменена головка и установлены новый коленчатый и распределительные валы. Так же была видоизменена поршневая, новые поршни были обрезаны на 1,8 миллиметра по высоте, а их диаметр составлял 82 миллиметра.


ВАЗ-21085


Модификация с инжекторным 16-клапанным двигателем от «двенашки» (ВАЗ-2112) объёмом 1500 см3 и мощностью 92 лошадиные силы. Автомобиль комплектовался 5-ступенчатой коробкой передач.


ВАЗ-21086


Экспортная праворукая модификация базовой модели ВАЗ-2108.


ВАЗ-21087


Экспортная дефорсированная модификация ВАЗ-21081 для стран с левосторонним движением.


ВАЗ-21088


Экспортная модификация модели ВАЗ-21083 с правым рулем.


ВАЗ-2108-91


Модифицированная «восьмерка» с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, объемом 1,3 литра и мощностью 140 лошадиных сил.


ВАЗ-2108 ИКС


Разработка данной модификации началась в 1985 году по заказу Аэрофлота. Всего было выпущено 10 автомобилей, которые были предназначены для измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы. На основе полученной информации прогнозируется дистанция торможения воздушных судов, а в случае мокрой взлетно-посадочной полосы — и скорости начала аквапланирования. Данные этих замеров диспетчер передает на борт самолёта, заходящего на посадку.


ВАЗ-2108 «CABRIO» и ВАЗ-2108 «Наташа»


Модификация ВАЗ-2108 под европейскую моду тех времен. Производилась силами европейских дилеров для продажи в Европе.


ВАЗ-2109


Следующая модель семейства «Самара», 5-дверная модификация «восьмерки» под названием ВАЗ-2109. 


Фотографии

Видео автомобиля

Технические характеристики

КомпоновкаПереднемоторная, переднеприводная
Колесная формула4×2 и 4×4
Количество мест5
Габариты, мм
Длина4006
Ширина1650
Высота1402
Колесная база2460
Клиренс160
Колея, мм
Передняя1390
Задняя1360
Снаряженная масса, кг915
Грузоподъемность, кг425
Двигатель
МодельВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, ВАЗ-21084, ВАЗ-2108-91
ТипБензиновый
Объем, см3от 1100 до 1600
Мощность, л. с.от 54 до 140
Коробка передачМеханическая, 4-ступенчатая либо механическая, 5-ступенчатая
Тормоза
ПередниеДисковые
ЗадниеБарабанные
Максимальная скорость, км/ч200 км/ч с роторно-поршневым двигателем мощностью 140 л.с.
Объем топливного бака, л43

Нашли на «Автобарахолке» редкую Alfa Romeo «в идеале»

В середине 80-х годов прошлого века автопроизводители стали массово переходить на переднеприводную компоновку, особенно в малом и среднем классах. Да что там говорить, если даже Волжский автомобильный завод поставил на конвейер ВАЗ-2108. И тем удивительнее была новинка от Alfa Romeo, представленная в 1985 году. Модель 75, названная так в честь юбилея компании, имела задний привод и еще несколько интересных технических особенностей. Мы нашли одну из таких на «Автобарахолке».

Уникальность 75-ки состоит в том, что, помимо заднего привода (что было характерно для «драйверских» BMW и Mercedes-Benz), конструкторы Alfa Romeo применили довольно экзотическую трансмиссию. Задняя подвеска — полузависимая De Dion, объединяющая в себе преимущества зависимой и независимой подвесок — относительно невысокую себестоимость изготовления и при этом достойную управляемость. А передняя подвеска — торсионная.

Alfa Romeo 75 I, 1988 г.в., 125 000 км

бежевый, седан, бензин 3 л, механическая, задний привод

23 265 р.

8500 $

7984 €

Посмотреть объявление

Еще один малознакомый большинству современных автомобилистов термин — Transaxle. Он говорит о том, что коробка передач заднеприводной Alfa Romeo 75 расположена не так, как у обычных авто, сразу за двигателем. При данном типе компоновки коробка передач представляет собой единый узел с задним дифференциалом и находится… Правильно, возле задней оси. Это позволило обеспечить идеальную развесовку автомобиля по осям и, как следствие, отличную управляемость.

И, как говорится, чтоб два раза не вставать, конструкторы Alfa Romeo применили еще и редкую схему размещения задних тормозных дисков. Они находятся непосредственно возле заднего дифференциала, как в классических гоночных автомобилях. Смысл? Снижение неподрессоренных масс. Конечно же, для улучшения управляемости.

В общем, в момент дебюта Alfa Romeo 75 на фоне переднеприводных одноклассников выглядела как «бюджетный суперкар» с множеством изысканных технических решений. Уровень эмоциональности задавал и дизайн: резкие линии, клиновидный силуэт, сужающийся к фронтальной части кузов… Согласитесь, выглядит очень дерзко. Пусть и на любителя, но такое авто точно ни с кем не спутаешь в потоке.

Интерьер также явно проектировался под девизом «Не такая, как другие». Угловатые обводы порождают некие ассоциации с той же «восьмеркой», но зато комплектация, качество исполнения и необычные дизайнерские решения — явно из другой оперы. Посмотрите на форму передних сидений, качество их обивки (машине 34 года), на П-образную рукоять стояночного тормоза, на форму дверных ручек. Сразу видно, что создатели 75-й обожали свою работу и хотели сделать модель очень характерной, эмоциональной. Но при этом не забывали и про инновации: имеется даже бортовой «компьютер», который подскажет о возможных неисправностях.

Но сегодня важны не только технические особенности автомобиля, но и, как говорят профессиональные перекупщики, «сохран». Состояние автомобиля впечатляет. «Наверное, раньше часто ломалась, поэтому и сохранилась в таком виде, — смеется владелец Николай. — Впрочем, чтобы довести авто до почти музейного вида, пришлось потратить довольно много времени, денег и сил. Не хватало некоторых мелких деталей, каждую из которых приходилось долго искать и заказывать в том числе и из-за границы. В некоторых случаях приходилось ждать до полугода. Однако сейчас на 75-ку только любоваться и любоваться: даже днище очистил от грязи. Недели не пожалел, все вручную, щеткой. Зато какой результат!»

По технической части все также доведено до идеала. Под капотом — трехлитровый бензиновый V6. «Но по документам она 2-литровая, это уже „свап“, сделанный предыдущим владельцем, — обращает внимание Николай. — Однако я понимал, что машина в таком состоянии должна быть в оригинале (если покупателю будет нужна для коллекции). Поэтому приобрел комплектный двухлитровый двигатель. А также скупил, наверное, все запчасти от 75-х, имеющиеся в Беларуси. Есть запасная коробка передач и много чего другого. Ведь больше их не становится, поэтому для поддержания авто „в форме“ все это очень пригодится».

Alfa Romeo Giulia (952), 2019 г.в., 68 500 км

белый, седан, бензин 2 л, автоматическая, задний привод

76 362 р.

27 900$ / 26 206€

Alfa Romeo Giulia (952), 2018 г.в., 184 500 км

белый, седан, дизель 2.2 л, автоматическая, задний привод

71 025 р.

25 950$ / 24 375€

Alfa Romeo Giulia (952), 2017 г. в., 57 515 км

белый, седан, бензин 2 л, автоматическая, задний привод

80 739 р.

29 499$ / 27 708€

Посмотреть все объявления

Разместить объявление

Автобарахолка

мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

История рождения советского переднеприводного: как закалялась сталь

В середине 80-х советские автомобилисты обсуждали Спутник, он же ВАЗ 2108. Автомобиль был переднеприводным и в то время считался чем-то легкомысленный.

Аргументы водителей были в том, что их предки ездили с карданом, а тут – передний привод… У сторонников были не менее весомые аргументы – Европа ездит на передних тачках давно, уже лет десять. Все началось задолго до выхода «Спутника». В середине 60-х СССР заключил выгодный контракт с FIAT. В 1966, FIAT-124 был признан лучшим в Европе. Именно этот факт, да еще и существовавшие предубеждения против новой конструкции, повлияли на окончательное решение правительства СССР.

Но первым переднеприводным автомобилем в СССР был не какой-нибудь прототип ФИАТа или другой иномарки, а ЛуАЗ 969Б. Его начали выпускать в 1967 году просто потому, что Луцкий завод не имел возможности выпускать детали с приводом на два задних колеса. Эстонцы в то время выпускали забавный грузовик ЕТ-600.

За основу производитель взял двигатель ЗАЗ, передний привод и максимум серийные агрегаты. Полудомашнее производство было закрыто, не успев войти в колею. Чуть не забыл вспомнить уникум, который планировался как прототип ЛАЗ-360. Привод тоже решили сделать двумя колесами на передние колеса, а двигатель умудрились пристроить аккуратно под водителем. Эта идея также не нашла своего продолжения.

В рядах высшего руководства было много скептиков, пресекавших любые попытки создания переднего привода. Тогда В. Миронов, один из самых предприимчивых конструкторов того времени, решил доказать своему директору, что передний привод имеет право на существование вне зависимости от типа автомобиля. Так появились НАМИ-0137 (кузов ЗАЗ-966 плюс двигатель мощностью 36 лошадей) и НАМИ-0132 (ВАЗ-2101 в комплекте с узлами Peugeot 204).

ИЖ-13

После короткого теста отдали на ВАЗ. В 1971 году был проведен еще один эксперимент. Теперь инженеры замахнулись на переднеприводную Волгу, которая получила название НАМИ-0173, оригинальную коробку передач, двигатель от «Москвича 412». Несмотря на то, что Ижевский завод всегда считался «придатком» советского автопрома, здесь тоже работали над переднеприводными автомобилями. В частности, речь идет о моделях ИЖ-13 и ИЖ-14. ИЖ-13 (он же «Старт») был создан И. Слесаренко.

Автомобиль с кузовом хэтчбек получил название «Старт». Очевидно, в «Ижевске» забыли, что микроавтобус с таким названием не так давно выпускался в Украине. Мелочи, но все же… Главной причиной выбора хэтчбека в качестве кузова была не мода, а возможность загрузить его длинномерами. Максимальная скорость автомобиля составляла 142 км/ч, а ИЖ-13 тратил 8,8 л на 100 км.

Опять та же история. Когда завод пытался заинтересовать какое-либо министерство своей разработкой, ничего хорошего из этого не вышло. После нескольких безуспешных попыток бедный Ижевский завод приложил все усилия, чтобы выпустить на рынок хоть какие-то машины, надолго позабыв о переднем приводе.

ВАЗ-Э1101

Сотрудники ВАЗ тоже решили попробовать себя в производстве переднеприводных автомобилей. Однако сначала удалось сделать «Чебурашку». Да не удивляйтесь: именно так окрестили ВАЗ-Э1101 сами конструкторы. Посмотрите сами – сходство действительно есть.

Впоследствии машину неоднократно модернизировали и даже выпустили второй образец — ВАЗ-2Э1101. Внешне машина немного походила на FIAT 127. Однако, если присмотреться, можно увидеть и черты будущей «Нивы»: АЗЛК решил попробовать свои силы в создании автомобилей с передним приводом. Это произошло в конце 1970-е годы. Конечно, было бы вполне логично взять за основу ходовой прототип С-3.

Но вот в чем дело – высшее руководство взяло и полюбило французскую Симку-1307, признанную автомобилем 1976 года. Было решено скопировать с нее 41-й Москвич, используя техническую начинку Audi 100 Первый образец на ходу, на котором был изготовлен «Француз», получил на заводе прозвище «Максимкой». Он появился в 1977 году. До выпуска знаменитого Москвича 2141 оставалось каких-то десять лет. Стоит отметить, что конструкторы так и не смогли поставить нормальный мотор.

В 1984 году ВАЗ-2108 стал серийным, открыв новую страницу отечественного автопрома. Сегодня переднеприводной машиной уже никого не удивишь — они воспринимаются как данность. А ведь в советское время такие машины были как минимум чудом. Узнайте все о новой Lada Vesta.

Двухкрылый зверь из СССР – Shifting Lanes

Вершина эры ралли, Группа B, определенно была короткой (к сожалению), дико жестокой и, прежде всего, просто блестящей. Эпоха Группы B принесла с собой введение полного привода, постоянное развитие технологий турбонаддува и секвентальных трансмиссий. Это, безусловно, сделало автомобили этой эпохи быстрее, чем все, что было раньше, с показателями мощности около 300 л.с. (224 кВт) и 650 л.с. (484 кВт) ближе к концу группы B.

Участие производителей было в изобилии, поскольку для каждого производителя практически не существовало правил конкуренции. Благодаря Audi, Toyota, Ford, Peugeot, Lancia, Mazda, Citroen, MG и многим другим группа B стала мощным двигателем, который мог с большой уверенностью конкурировать с Формулой-1, поскольку он быстро стал фаворитом людей. К сожалению, из-за его короткого периода существования некоторые производители очень поздно разработали и выпустили автомобили, которые так и не смогли конкурировать. Одним из таких производителей была Лада…….. да, Лада.

Lada приложила серьезные усилия для участия в гонках и соревнованиях на международной арене с прототипом под названием Samara EVA (ВАЗ-2108). Первоначально названная «Лада Турбо» в первые дни разработки, Самара появилась еще в 1984 году, когда рабочие завода по производству грузовиков перепрофилировали боковое помещение для секретной разработки гоночного автомобиля.

Судя по названию, Samara EVA очень мало общего со своим дорожным собратом. У серийного автомобиля он позаимствовал только двери, фары и лобовое стекло. Под корпусом из стекловолокна лежало скелетообразное и жесткое трубчатое шасси, которое вместе с корпусом из стекловолокна позволяло снизить вес автомобиля, при этом его вес превышал всего 2100 фунтов (9).53 кг). В отличие от своего дорожного брата, который имел компоновку с передним расположением двигателя и передним приводом, он имел задний привод и двигатель, установленный на миделе, для улучшения распределения веса.

Двигатель взят от ВАЗ-2106, четырехцилиндровый двигатель объемом 1,6 л. Однако в самарском EVA этот двигатель был сильно модифицирован, и его объем был расточен почти на 300 куб. См, чтобы довести его до 1,9 л на машину. В этой форме двигатель имел 16-клапанную головку с двумя кулачками, в отличие от стандартной 8-клапанной головки с одним кулачком. Как и все успешные раллийные автомобили той эпохи (кроме MG Metro 6R4, который не был таким успешным), он был с турбонаддувом и промежуточным охлаждением.