Содержание
Технические характеристики ВАЗ 2103 | Автоваз
ВАЗ 2103, равно как и ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102, создавался совместно с автопроизводителем Fiat. И представлял собой люксовую версию, причём как по техническим характеристикам, так и по комфортности для водителя и пассажиров.
Автомобили ВАЗ 2103 создавались на основе ВАЗ 2101 – как машины для массового народного потребления и долгое время оправдывали своё звание самых комфортабельных и надёжных. Первые автомобили сошли с конвейера в конце 1972-начале 1973 года, и уже в декабре 1973 года получили государственный «Знак Качества».
Характеристики двигателя
Двигатель «трёшки» имел мощность в 77 лошадиных сил, и объёмом составлял полтора литра. Действительно сильный и исключительно продуктивный, ВАЗ 2103 представлял собой самую значительную новинку своего времени. Тем более, что максимальная скорость, которую автомобиль мог развивать (150 км/ч) на тот момент была близка к фантастической. Достаточно сказать, что за 12 лет нахождения этой модели на конвейере она практически не перерабатывалась. Единственным более-менее серьёзным элементом модернизации можно считать установленный в 1976 году новый, шестёрочный карбюратор, который можно было корректировать в соответствии с качеством заливаемого топлива. Впоследствии работы по модернизации седана класса «люкс», каковым изначально планировался ВАЗ 2103 привели не к модернизации «трёшки», но к появлению ВАЗ 2106.
В 1973-1974 годах для седанов ВАЗ уже использовали как двигатели объёмом в 1,2 и 1,5 литров, так и более мощные – 1,3 и 1,6 литров.
Модификации | Объём двигателя, см3 | Мощность, квт (л.с.)/об | Цилиндры | Тип топливной системы | Тип топлива |
2103 1.5 (72 лс) | 1458 | 72 | Рядное, 4 | Карбюратор | АИ-92 |
21033 1.![]() | 1300 | 64 | Рядное, 4 | Карбюратор | Бензин |
Трансмиссия автомобиля
Механическая коробка переключения передач ВАЗ 2103 была взята практически полностью от лицензионной версии Fiat-124 Speciale. Впрочем, абсолютное большинство узлов этого отечественного седана отличались именно этим – исключительной похожестью на оригинал производства Fiat.
Модификации | Тип привода | Тип трансмиссии (базовая) |
2103 1.5 (72 лс) | Задний привод | 4-МКПП |
21033 1.3 (64 лс) | Задний привод | 4-МКПП |
Тормозная система и усилитель руля
Модификации | Тип привода | Задние тормоза | Усилитель руля |
2103 1.![]() | Дисковые | Барабанные | Нет |
21033 1.3 (64 лс) | Дисковые | Барабанные | Нет |
Размер шин
Модификации | Размер |
2103 1.5 (72 лс) | 175/70 SR13 |
21033 1.3 (64 лс) | 175/70 SR13 |
Размеры
По сравнению с предшественником, ВАЗ 2103 стал более комфортным: например, расстояние от водительского сиденья до потолка выросло на 1,5 см – до 86 сантиметров, что сделало более удобной эксплуатацию автомобиля высокорослым водителям.
Модификации | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Колесная база, мм | Дорожный просвет (клиренс), мм | Объем багажника, л |
2103 1.![]() | 4116 | 1611 | 1440 | 2424 | 170 | / 400 |
21033 1.3 (64 лс) | 4116 | 1611 | 1440 | 2424 | 170 | 400 / |
Динамика
Улучшенные динамические характеристики кузова ВАЗ 2103 позволили ускорить набор скорости (теперь вожделенных 100 км/ч) можно было достичь всего за 19 секунд.
Модификации | Максимальная скорость, км/ч | Время разгона до 100 км/ч, с |
2103 1.5 (72 лс) | 150 | 19 |
21033 1.![]() | 143 | 21 |
Расход топлива
Модификации | В городе, л/100 км | По трассе, л/100 км | Средний расход, л/100 км | Тип топлива |
2103 1.5 (72 лс) | 9.4 | 6.9 | 8.9 | АИ-92 |
21033 1.3 (64 лс) | 8.3 | Бензин |
Двигатель 2103 1, 5л — Легкое дело
Содержание:
- Неисправности и ремонт двигателя 2103
- Техобслуживание
- Ремонт двигателя ВАЗ-2103 вполне реально сделать своими силами
- Особенности конструкции
- Технические характеристики двигателя 2103
Неисправности и ремонт двигателя 2103
Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км. Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л. Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни.
Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, к арбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут . Тем не менее, п о народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.
Техобслуживание
Двигатель ВАЗ 2103
Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
Ремонт двигателя ВАЗ-2103 вполне реально сделать своими силами
Двигатель 2103 1, 5л
Конструкция данного силового агрегата достаточно простая. Соответственно, многие автолюбители самостоятельно могут сделать все ремонтные работы, связанные с двигателем. Такой вариант помогает сэкономить определенную сумму в связи с отсутствием необходимости оплачивать работу мастеров. Есть целый ряд признаков, указывающих на необходимость проведения ремонта. Среди них следует выделить:
- выросший расход топлива и масла;
- дымный выхлоп явного синеватого оттенка;
- неравномерная работа мотора в режиме холостого хода;
- появление нагара на свечах;
- явно снизившаяся мощность и вялая динамика;
- троение;
- «чихание» карбюратора;
- «выстрелы» в глушителе;
- постоянный перегрев.
Наиболее простой вид ремонта двигателя – это замена расходников. В принципе, данные работы можно даже отнести к обслуживанию. Если вы хотите, чтобы мотор вашей «тройки» служил долго, следует своевременно менять свечи, фильтра, масло. Каждые 10 тысяч километров нужно обязательно регулировать клапаны.
Описывать все возможные варианты ремонта не имеет смысла. Наверное, более правильно будет рассказать о том, как осуществляется разборка двигателя. Непосредственно перед этим следует снять мотор с автомобиля и тщательно его вымыть. Теперь можно приступать непосредственно к разборке. Снимаем карбюратор, предварительно отсоединив шланги и тягу привода дроссельной заслонки, после этого – трамблер и топливный насос, датчик температуры охлаждающей жидкости. Теперь можно выкрутить свечи. Далее наступает очередь всех шлангов и патрубков системы охлаждения.
Масляный фильтр откручивается с помощью специального приспособления. Оно есть в гараже у многих автолюбителей советской закалки. Поэтому если у вас такого нет, поспрашивайте у знакомых, чтобы не трать лишние деньги на покупку. После того как открутили фильтр, можно снимать датчик давления масла. Следующий этап – демонтаж сапуна вентиляции картера и всего узла. Теперь снимаем фиксатор сливной трубки и снимаем маслоотделитель.
Храповик также откручивается с помощью специального ключа. Теперь фиксируем его от проворачивания и снимаем шкив коленвала. После этого можно приступать к демонтажу крышки привода распредвала и головки цилиндров. Далее нужно будет немного попотеть. Сперва следует отвернуть болты, удерживающие звездочки масляного насоса и распредвала. Далее снимаем натяжитель цепи и башмак. Осталось лишь отвернуть ограничительный палец и снять звездочки. Все – можно вытаскивать цепь.
Теперь приступаем к демонтажу коленвала. Здесь сперва нужно открутить гайки шпилек крепления корпуса подшипников. После этого последние снимаются вместе с коленвалом. Далее нужно отвернуть болты крепления и снять головку цилиндров вместе с коллекторами. Оттуда вынимаем валик привода маслонасоса, предварительно демонтировав упорный фланец. Далее вооружаемся специальным съемником и вынимаем звездочку коленвала. Для того чтобы извлечь поршни и шатуны, предварительно раскручиваем гайки соответствующих болтов. Здесь стоит подчеркнуть один важный момент. Опытные автолюбители советуют обязательно помечать шатуны, вкладыши (равно как и их крышки) а также поршни. Это нужно для того, чтобы при обратной сборке вы ничего не перепутали.
После этого можно откручивать болты крепления маховика и снимать шайбу. Здесь, в принципе, все просто. Далее снимаем уже сам маховик, после чего с помощью съемника вытаскиваем из гнезда в коленвале подшипник первичного вала КПП. Впрочем, последнее действие можно сделать и позже. Это, как говорится, на ваше усмотрение. Теперь нам осталось только лишь снять держатель сальника коленвала, коренные вкладыши (предварительно открутив соответствующие болты), ну и сам коленчатый вал. Вот и все – разборка двигателя закончена.
Вам осталось лишь определить, какие из деталей нуждаются в замене, купить новые, и осуществить сборку в обратном порядке. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет. Конечно, придется потратить определенное время, да и место для проведения такой работы есть не у каждого автолюбителя. Тем не менее многие владельцы «троек» предпочитают ремонтировать свои автомобили собственными руками.
Особенности конструкции
Двигатель Toyota 2NZ-FE
Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:
- ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.
Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:
- цепная передача ГРМ;
- недоработанные модели карбюраторов;
- капитальный ремонт через 20000 км пробега.
Цепь ГРМ
Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.
Механизм ГРМ
Технические характеристики двигателя 2103
В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:
Изготовитель | ВАЗ |
Марка ДВС | ВАЗ-2103 |
Годы производства | 1972 – 1983 |
Объем | 1,5 л (1452 см3) |
Мощность | 52,4 кВт (71,4 л.![]() |
Крутящий момент | 106 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 120,7 кг |
Степень сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20 |
Тип мотора | рядный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | возле цепи ГРМ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Допустимое коробление | прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм прокладка головки цилиндров 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 – 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А – 76 – 76,01 мм класс В – 76,01 – 76,02 мм класс С – 76,02 – 76,03 мм класс D – 76,03 – 76,04 мм класс Е – 76,04 – 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А – 75,94 – 75,95 мм класс С – 75,96 – 75,97 мм класс Е – 75,98 – 75,99 мм |
Зазоры | поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза |
Кольцо компрессионное верхнее | 1,535 – 1,555 мм |
Кольцо компрессионное нижнее | 3,957 – 3,977 мм |
Кольцо маслосъемное | 2,015 – 2,035 мм |
Зазор между поршневой канавкой и кольцом | 0,03 – 0,07 мм |
Коленвал | чугун, литье |
Количество подшипников коренных | 5 |
Диаметр шейки КП | 50,795 – 50,775 мм |
Зазор коренной шейки | 0,1 – 0,5 мм |
Подшипники шатунные | диаметр шейки вала – 47,814 мм толщина вкладыша – 1,448 мм ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм |
Сальники коленвала | передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 6,9 л/100 км смешанный цикл 8,9 л/100 км город – 9,4 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2103 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Периодичность замены | каждые 55000 км |
Рабочая температура | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 125000 км реальный 200000 км |
Регулировка клапанов | гайками и щупом |
Система охлаждения | принудительная, тосол-А40 |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | крыльчатка полимерная, крепление на блоке |
Зажигание | транзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.![]() |
Свечи на 2103 | оригинал – А17-ДВ |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | двухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону |
Масляный фильтр | рекомендуемый Mann W914/2 |
Маховик | 129 зубьев, 0,62 кг диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм диаметр наружный – 27,75 мм количество посадочных отверстий – 6 штук смещений нет |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 23,5 мм, |
Маслосъемные колпачки | производителей Хорс или Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Давление клапана внутри радиаторной пробки | 0,7 – 1 бар |
Содержание в выхлопе вредных продуктов | СН |
Обороты ХХ | 850 – 900 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм маховик – 83,3 – 84,38 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Конструкция ДВС 2103
Engine Swap Depot — повышение производительности благодаря творческой хирургии
- R35
Стив «Бэггси» Биаджиони владеет несколькими машинами для дикого дрифта. В его гараже теперь стоит Nissan Navara с 4,1-литровым двигателем VR38 V6 с двойным турбонаддувом мощностью 1000 л.с.… Подробнее »Nissan R35 с Turbo 454 LSX V8 Drifting Goodwood FOS
- Бронко
Этот Ford Bronco 1968 года выпуска был построен компанией Highline Classics в Ньюберге, штат Орегон. В моторном отсеке они установили 5,0-литровый двигатель Coyote V8 третьего поколения, что позволило… Подробнее »Bronco 1968 года с 5,0-литровым двигателем Coyote V8
- E82
Этот BMW 135i (E82) 2011 года выпуска шел с завода с турбонаддувом 3,0 л N55 inline-six Теперь он оснащен 3,0-литровым двигателем с двойным турбонаддувом… Подробнее »2011 BMW 135i с дизельным рядным шестицилиндровым двигателем Twin-Turbo M57
- Модель A
Студия классических автомобилей (CCS) выпустила еще один удивительный автомобиль своей компании. На этот раз они построили кастомный Ford Model A 1931 года с двигателем 239… Подробнее »Ford Model A 1931 года с двигателем Flathead V8
239 куб.
- 981, Cayman
Компания BGB Motorsports построила этот Porsche Cayman 2014 года на своей компании в Ормонд-Бич, Флорида, в 2015 году. Porsche Cayman с оппозитной шестеркой 9 объемом 3,8 л0013
- Ferrari
У вас есть много денег и желание сделать уникальную замену двигателя? Если это так, новый старый запас (NOS) Tipo F140… Подробнее »RM Sotheby’s продает Ferrari Enzo V12
- F-150, SVT Lightning
Эван Смит из REVan Эван нашел потрясающий SVT Lightning 1993 года на выставке Offroad Performance в NWD & Performance в 2022 году. Мэрисвилл,… Читать дальше »1993 SVT Lightning с двигателем Godzilla V8 с наддувом
- E30
Рональд Норат построил этот BMW E30 M3 в своей компании Renner Projekts в Майами, Флорида. Компания заменила заводской рядный четырехцилиндровый двигатель S14 и пятиступенчатую механическую коробку передач… Подробнее »BMW E30 M3 на S85 V10
Маловероятный союз времен холодной войны между Lada и Porsche
Роб Маргейт
13:0019 Июль 2021
0
Уже 1975, а затем Председатель правления Porsche Эрнст Фурманн встречается с тогдашним министром автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым. За столом обсуждается, как Porsche может помочь Lada строить более совершенные автомобили.
Хотя это кажется маловероятным браком, давайте помнить, что в 1970-х годах Porsche не был таким прибыльным бегемотом, как сегодня. Дополнительные потоки доходов должны были откуда-то поступать. Сотрудничество с советским автопроизводителем «Лада», каким бы маловероятным оно ни казалось, обеспечило столь необходимое денежное вливание, которое, как полагают, составило около 500 000 немецких марок, немалую сумму в 1919 году.75.
Перед Porsche стояла задача превратить скромные «Лады» советской постройки в нечто, что понравится покупателям за пределами Советского Союза. И первым автомобилем, получившим модернизацию от Porsche, стала Lada 2103 , которая на тот момент находилась на трехлетнем жизненном цикле.
Немного истории. Лада 2103 была основана на 1968 Fiat 124 Special . Однако для суровых российских условий он должен был быть советским.
Лада 2103 прибавила в весе 105 кг по сравнению с автомобилем-донором Fiat благодаря тому, что русские использовали более тяжелую и толстую сталь. Доказывая, что безопасность своих автовладельцев была незначительной заботой, Lada отказалась от задних дисковых тормозов Fiat, заменив их алюминиевыми барабанами. Была добавлена заводная рукоятка двигателя на случай, если аккумулятор «Лады» разрядится в суровые русские зимы.
Итак, более тяжелый, менее безопасный, с примитивной механикой и скудной мощностью 56 кВт от рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 1452 куб.см модель 2103 созрела для выбора Porsche. Вот что сделал Цуффенхаузен.
Первое и наиболее очевидное изменение коснулось внешнего вида: Porsche удалил любой намек на хром и заменил его элементами, окрашенными в цвет кузова (планировалось, что затемненные элементы будут предлагаться в качестве опции).
Бамперы, окрашенные в цвет кузова, дополнены соответствующей решеткой радиатора, окантовка окон и дверные ручки также окрашены в тот же цвет. Остались только хромированные колпаки колес и дверные ручки.
Под 2103 инженеры Porsche приступили к работе над подвеской, усовершенствовав настройки, чтобы улучшить плавность хода и управляемость Lada на неровных дорогах Восточного блока.
Внутри намек на капитализм, с Porsche, добавляющими усовершенствования, такие как кожаные сиденья, переработанная (и более низкая) приборная панель и рулевое колесо, украденное прямо из Porsche 928 .
Считается, что Porsche также предложил заменить прежнюю 1,5-литровую четверку одним из двигателей собственного производства, но к тому времени проект был законсервирован, так как АвтоВАЗ (материнская компания Lada) счел его слишком дорогим для запуска в серийное производство.
Результатом этого маловероятного сотрудничества стал единственный прототип, созданный Porsche, который провел остаток своих дней в доме неназванного сотрудника Porsche.
Несмотря на расторжение трехлетнего соглашения, Porsche продолжала сотрудничать с Lada, предоставляя инженерные решения российскому бренду Samara (Porsche переделал головки 1500-кубового двигателя Samara).