Содержание
За три секунды до сотни на Запорожце: тюнинг ЗАЗ-968М
- Главная
- Статьи
- За три секунды до сотни на Запорожце: тюнинг ЗАЗ-968М
Автор:
Светлана Парфенова
Загадаем вам загадку: назовите автомобиль, который может разогнаться до 100 км/ч за 3 секунды. Lamborghini? Ferrari? Bugatti? Нет! Nissan GT-R? Снова мимо! Название машины начинается на букву «З». Говорите, Pagani Zonda? Опять не угадали. А если добавить, что этот «суперкар» родом из постсоветского пространства? Все еще нет вариантов? Правильный ответ: Запорожец!
Да-да, вы не ослышались, тот самый, с мотором в багажнике. А вот, кстати, и он сам пролетел мимо нас на скорости 300 км/ч. Скажете, все вышеописанное выглядит, как сказочный сон? Уверяю вас, речь идет о нашей действительности, и такой автомобиль существует наяву.
Замысел
Владелец этого автомобиля, Евгений, серьезно увлекается дрэг-рейсингом и уже около восьми лет строит автомобили, которые умеют быстро ездить по прямой. Вот и этот ЗАЗ должен был освоить науку обгонять каждого, кто поехал параллельно с ним. «Девятка», которая была у Евгения до него, проезжала зачетные 402 метра ровно за 11 секунд – новый проект должен был не только превзойти этот результат, но и выгодно отличаться нестандартной внешностью и неординарностью содержания. Как раз в этот момент на глаза Жене попалось объявление о продаже Запорожца.
Снаружи
Как можно понять с первого взгляда на автомобиль, его внешность стала компромиссом между стоковым экстерьером и функционалом гоночного болида. С одной стороны, 968-й не подвергся глобальному распилу, перекомпоновке и «корчеванию», сохранив абсолютно заводские параметры кузова и даже элементы оформления – молдинги, хромированные зеркала и дверные ручки и, что особенно заметно, «родные» колеса с колпаками спереди. С другой стороны, что-то все же пришлось поменять.
Новый двигатель и подвеска означали изменившуюся колею задних колес, которую компенсировали расширителями арок. Они пришлись кстати и потому, что сами колеса, разумеется, тоже не могли остаться штатными – советские шины шириной 155 миллиметров просто не позволили бы трансформировать выросший потенциал в скорость. Жертвами аэродинамики, снижения веса и повышения безопасности пали бамперы и заводское остекление – окна закрыты поликарбонатом и зашиты листовым алюминием. Ну а еще новый двигатель потребовал куда более серьезного охлаждения, чем былой «воздушник»: теперь корма изрешечена вентиляционными отверстиями, а на месте правого заднего окна красуется здоровенная «отсылка» к предшественнику 968М, «ушастому» Запорожцу – воздухозаборник.
Внутри
К сожалению, сохранить внутри ту же добрую долю аутентичности, что и снаружи, не получилось. Задние сиденья, разумеется, ушли в прошлое, уступив место мотору. Передние не обеспечивали ни должной «усидчивости», ни какой-либо безопасности, потому тоже справедливо отправились в гараж, сменившись единственным водительским ковшом. Та же участь постигла и переднюю панель, и приборный щиток – работать с указателями тридцатилетней давности не стали, списав их в запас. Единственное напоминание о советских временах – дверные карты, покрытые дерматином.
Техника
Если изначально ЗАЗ-968М является автомобилем заднемоторным, с двигателем, расположенным в заднем свесе (к слову сказать, как у всеми любимых Porsche 911), то теперь силовая установка переехала в пределы колесной базы. Так что в нынешнем виде Запорожец Евгения – это настоящий «суперкар со среднемоторной компоновкой». Интересен способ осуществления свопа: по сути, предыдущий владелец снял чертежи передней части переднеприводных Lada и сварил подобную конструкцию в задней части Запорожца. Рычаги, стойки, тормоза – все взяли от «девятки». Разве что рулевой рейки нет, а рулевые тяги играют роль дополнительных рычагов. С точки зрения ремонтопригодности отличный вариант: автомобиль получился хоть и уникальный, но запчасти для него можно найти в любом магазине.
Стойки выбрали укороченные, с более жесткими пружинами и амортизаторами. Передняя подвеска схематически осталась родной зазовской, с торсионами – поменяли только амортизаторы на более жесткие газонаполненные от Нивы. Даже тормоза спереди оставили родные барабанные – и ведь удается им каким-то чудом остановить этот снаряд с умопомрачительных для него скоростей! Уверены, что разработчики на подобное точно не рассчитывали. Правда, Евгений все же планирует их поменять: с 200 км/ч они машину осаживают неплохо, но с 300 км/ч и выше, на которые способен Запорожец, их уже явно маловато. Сейчас, чтобы более мощные задние механизмы не перетормаживали, и машина не уходила на торможении юзом, Евгений добавил в систему регулятор тормозных усилий.
Конструкция крепления подвески и двигателя рассчитана и сварена очень тщательно. Единственное, что потребовало дополнительного усиления – места крепления самого мотора. Так получилось, что в первый же выезд на свежесобранном авто двигатель сорвался сразу со всех опор. Что удивительно, не перестав при этом работать, так что Евгений добрался до гаража своим ходом. Видимо, предыдущий владелец, уже готовивший «подкапотное» пространство к свапу, просто не рассчитывал на установку настолько мощного мотора. Женя поколдовал с усилением и модификацией креплений – сейчас все в полном порядке.
Теперь поговорим о главном – о двигателе. Доработок по нему в соотношении с развиваемой мощностью не так много, как можно было бы предположить, но ведь суть не в количестве, а в качестве и эффективности, а результат впечатляет. Точных замеров на стенде Евгений не проводил, но по соотношению массы авто ко времени на дрэг-стрипе в двигателе предположительно трудятся около 350 л. с. (если не учитывать опциональную закись азота). В число доработок входят спортивные распредвалы «Стольников», облегченные 121-е шатуны, титановые тарелки клапанов, ресивер «Стингер» и коллекторы «Стингер».
Коленвал, поршни и вкладыши остались стоковыми. И вся эта начинка вполне неплохо справляется с давлением в 2 (!) бара, нагнетаемым, скажем прямо, немаленькой турбиной – китайским аналогом 35-го Garrett. Правда, с реализацией мощности и момента бывают сложности: сцепление и приводы стали, по сути, расходным материалом. Что касается коробки передач, то заводского варианта от ВАЗ-2109 хватило на два старта, после чего пришлось идти по трассе и собирать разрушенные шестерни. После замены КПП на новую Евгений усилил ее плитами – теперь агрегат с нагрузками пока справляется.
Выхлоп сварен самостоятельно, что было не сложно – мотор расположен в задней части кузова, и тянуть длинную трассу не нужно. Из турбины просто выходит труба диаметром 70 мм, а отдельно от нее – труба поменьше, из вейст-гейта.
По системе охлаждения все так же лаконично. Правда, в стандартном Запорожце она воздушная, но в случае с высокофорсированным мотором такой трюк уже не пройдет. Поэтому в багажник установили трехрядный медный радиатор от ГАЗели и вентиляторы охлаждения от Нивы. При проектировании и сборке машины вообще старались использовать проверенные решения, которые вряд ли подведут. Это, например, относится и к топливной системе: известный насос Bosch 044 в сочетании с фильтром от УАЗа и форсунками производительностью 870 куб. см надежно снабжает мотор необходимым количеством бензина.
Турбина – это не единственное, что позволяет выжимать из двигателя дополнительные лошадиные силы. Под капотом, который, как мы все помним, у Запорожца является по сути багажником, расположился баллон с закисью азота от известного бренда NOS. Евгений нечасто им пользуется, но если машина обута в хорошие слики, то закись помогает сделать ускорение еще более безумным. Ведь речь идет об автомобиле с массой в 730 килограммов, не считая пилота.
ЗАЗ-968М
Краткие технические характеристики
- Двигатель:
- Блок ГБЦ от 16-клапанного ВАЗ
- Трансмиссия:
- КПП от ВАЗ-2109, усиленная плитами
- Электроника:
- Январь 5. 1
- Задняя подвеска:
- передняя подвеска от ВАЗ-2109
- Передняя подвеска:
- стоковая + амортизаторы от Нивы
Эксплуатация
Автомобиль был подготовлен в рекордно короткие сроки: всего около двух недель понадобилось владельцу, чтобы собрать все воедино. После настройки ЭБУ Январь 5.1 оставалось лишь тренироваться и исправлять выявленные по ходу заездов недостатки. Одним из них было нестабильное поведение автомобиля на скоростях за 200 км/ч – машину начинало буквально кидать из стороны в сторону. Проблема оказалась в настройке задней подвески, и после решения этого вопроса все встало на свои места. На момент написания этой статьи лучшее время на дистанции 402 метра у этого безобидного с виду Запорожца составляло 10,6 секунды. И мы уверены, что это не предел.
Список доработок:
ДВИГАТЕЛЬ
- Блок ГБЦ от 16-клапанного ВАЗ
- Распредвалы «Стольников»
- Облегченные 121-е шатуны
- Титановые тарелки клапанов
- Ресивер «Стингер»
- Коллекторы «Стингер»
- Турбокомпрессор: аналог Garrett 35
- Закись азота NOS
- Выхлоп: кастом на 70 мм трубе
- Радиатор от ГАЗели, 3-рядный медный
- Два вентилятора Нива
- Топливный насос Bosch 044
- Форсунки 870 куб. см
- Кастомный топливный бак
ЭЛЕКТРОНИКА
- Январь 5.1
- Дополнительные приборы
ТРАНСМИССИЯ
- КПП от ВАЗ-2109, усиленная плитами
ПОДВЕСКА
- Передняя: сток + амортизаторы от Нивы
- Задняя: передняя подвеска от ВАЗ-2109
ТОРМОЗА
- Передние: сток
- Задние: передние от ВАЗ-2109
ИНТЕРЬЕР
- Водительский ковш
- Панель с тумблерами управления
ЭКСТЕРЬЕР
- Боковые окна из плексигласа, вместо заднего – алюминий
- Кузов доработан под размещение двигателя и подвески от ВАЗ
Опрос
Можно ли заставить Запорожец ехать еще быстрее?
Ваш голос
Всего голосов:
тюнинг
Новые статьи
Статьи / Популярные вопросы
Не только опасное вождение: как и почему ПДД запрещают частые перестроения
Частые перестроения на дороге многие ассоциируют только с опасным вождением, которое, как известно, запрещено ПДД. Однако на самом деле перестроения регламентируются даже в условиях, когда в…
50
0
0
21.11.2022
Статьи / Интересно
5 причин покупать и не покупать Mitsubishi Pajero Sport I
Если вы изучаете возможность реализовать свою давнюю мечту и прикупить комфортабельный внедорожник просто потому, что это круто – можете смело переходить к чтению какого-то другого материала…
4275
5
2
20.11.2022
Статьи / История
Стосорокет, равных которому нет: 10 самых уникальных версий Mercedes S-class W140
Третье поколение Mercedes S-класса с заводским индексом W140 – один из наиболее знаковых штутгартских звездоносцев. Во-первых, в 1991-м «эска» впервые получила шестилитровый двигатель V12, в…
2971
3
6
19.11.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет
В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…
16927
7
205
13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0
Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. ..
13786
10
41
13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!
Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…
10892
26
30
10.08.2022
Тюнинг ЗАЗ 968м и двигателя
Запорожец ранее являлся известной маркой отечественных автомобилей и выпускался с 1960 года. Сейчас встретить данный автомобиль на дороге практически нереально, хотя он пользуется популярностью у коллекционеров. При этом многие владельцы выполняют тюнинг заз 968м, чтобы придать модели больше функциональных возможностей и эстетичный внешний вид.
Модернизацией запорожца занимался и сам производитель Запорожский автомобильный завод ZAZ (ЗАЗ), внося в модель определенные модификации и изменения после изучения поступающих предложений от автомобилистов. Однако по-настоящему эффективный и необычный тюнинг заз способны сделать исключительно почитатели автомобиля. Благодаря внесенным изменениям, на запорожец обращают больше внимания, чем на стоящие рядом шикарные иномарки.
Выполнить запорожец тюнинг собственными руками способен практически любой его владелец. Достаточно обладать воображением, чтобы превратить неуклюжий автомобиль в настоящее чудо посредством изменения внешнего вида и модернизации двигателя. После всех изменений машина будет выделяться на дороге среди других транспортных средств, подчеркивая уникальный вкус его ее собственника.
Проводить тюнинг заз 968м своими руками следует, начиная с передней его части. Именно она привлекает взоры окружающих людей. Для этого видоизменяется решетка радиатора в самой середине и делается несколько подпилов по кромке, придавая данному элементу стиль и привлекательность. Нанесение аэрографии дополнит модификацию передней части запорожца, хотя ее можно использовать и по всему кузову. Аэрография подчеркивает сильные стороны любого автомобиля, и запорожец не является исключением.
Осуществляя тюнинг горбатого запорожца, нельзя упускать из вида изменение автомобильной оптики. Обычно передние фары меняют на более мощное освещение. Задние огни также переделывают на современные варианты. Помимо внешней привлекательности, автовладелец повышает собственную безопасность во время движения при плохой видимости. После замены осветительных элементов собственнику автомобиля необходимо подумать об изменении бамперов, установке антикрыльев, металлических порогов и накладок.
Тюнинг двигателя заз 968м
Важнейшей частью модификаций автомобиля станет тюнинг двигателя заз 968м. Стандартный двигатель автомобиля выдает лишь 30 лошадиных сил, что не позволяет ему разогнаться более 100 км/ч. При этом сам процесс разгона достаточно затруднен. Сложность замены двигателя заключается в его расположении, поэтому необходимо подбирать агрегаты от заднемоторных автомобилей. Также следует быть готовым к замене некоторых других деталей, которые не подойдут для нового мотора.
Важнейшим этапом модернизации силового агрегата станет его соединение с имеющейся коробкой передач. Для этого потребуется переходная плита с выжимным подшипником, приобрести которую довольно сложно. Изучив в сети Интернет запорожец тюнинг фото, можно самостоятельно изготовить плиту по доступным чертежам.
Замена двигателя не позволит владельцу запорожца участвовать в соревнованиях данной категории автомобилей. По этой причине многие автолюбители предпочитают оставить имеющийся двигатель, осуществив его модификацию. Одним из вариантов такого тюнинга станет замена карбюратора аналогичной деталью от ВАЗ или Таврии. Неплохим решением станет увеличение объема двигателя за счет растачивания блока цилиндров под поршни от ВАЗ. Установка турбонаддува также позволит повысить мощность силового агрегата.
Усиление кузова даст возможность использовать заз 968 тюнинг для повышения устойчивости автомобиля. Для этого достаточно заменить стойки, усилить распорки между ними и добавить стабилизатор поперечной устойчивости. Также можно установить новые колеса на дисках или ступицы с тормозами от 8 или 9 модели ВАЗ. Модификации рекомендуют подвергнуть отдельные элементы подвески.
Без модификации салона тюнинг заз 968м будет незавершенным. Данный процесс направлен на создание комфортного и привлекательного внутреннего интерьера автомобиля. Важно повысить шумоизоляцию внутри запорожца, чтобы водитель и пассажиры не уставали во время езды. Многие автолюбители меняют сидения в салоне на комфортные аналоги из иномарок и перетягивают обшивку на дверях. Более грандиозным изменением станет превращение запорожца в кабриолет. Установка современной мультимедийной системы завершит тюнинг салона автомобиля.
ЗАЗ Запорожец — лучший автомобиль, когда-либо построенный Советским Союзом?
Выбор редакции
Россия не самый известный производитель автомобилей в мире. Кажется, коммунизм не очень хорош в производстве автомобилей. Но это не значит, что они не пытались. Они увидели успех Volkswagen Beetle в Западной Германии и успех Trabant в Восточной Германии, и им это понравилось. На самом деле им это так понравилось, что они решили привлечь производителя зерноуборочных комбайнов к созданию «народного автомобиля».
Получился ЗАЗ Запорожец. Имея, как и у «Жука», двигатель с воздушным охлаждением, установленный в задней части автомобиля и приводящий в движение задние колеса, но, в отличие от «Жука», с 4 цилиндрами, расположенными в V-образной форме, на самом деле это была довольно радикальная идея, за исключением одного, у которого было всего 23 цилиндра. Лошадиные силы.
Запорожец выпускался в течение двух поколений, с 1960 по 1994 год, когда ему на смену пришла переднемоторная, переднеприводная, скучная Таврия с водяным охлаждением. Я твердо придерживаюсь мнения, что нет ничего хуже скучной машины, так что Таврия в принципе худшее, что можно себе представить. Я даже не буду больше говорить об этом.
Первое поколение: ЗАЗ-965
Первый «Запорожец» был поставлен в 1959 году, но в серийное производство автомобиль поступил только через год. У него был округлый, довольно выпуклый кузов, двери-самоубийцы и симпатичный маленький воздухозаборник сбоку. Затем, в 1962 году, был представлен 965A.
Мощность была немного увеличена, но автомобиль все равно стал известен благодаря городскому анекдоту, где на советских танках использовался стартер, что не так уж и плохо для автомобиля с 27 л.с. 887-кубовый V4, производивший всю эту мощность, был установлен довольно высоко; этот повышенный центр тяжести, хотя и помогал с сцеплением на крутых склонах (я бы подумал, что у него кончится мощность раньше, чем сцепление 🤔), он также привел к некоторым интересным проблемам с управлением. Другими словами, это, вероятно, было плохо.
Ожидалось, что водители будут выполнять большую часть обслуживания сами, а мастерских в Советском Союзе было не так уж и много, так что двигатель V4 был на самом деле довольно практичным и надежным, что полезно в печально известные российские зимы.
Второе поколение: ЗАЗ-966 и 968
Вторым поколением стал автомобиль с изобретательским названием ЗАЗ-966. Обладая гораздо более угловатым и приятным стилем (который определенно не был грабежом NSU Prinz) и этими маленькими ушами сбоку, которые, конечно же, были предметом многих шуток, он был модернизирован практически во всех отношениях. 0,9литровый мотор заменили на могучий 1,2-литровый агрегат, выдающий огромные 30 лошадиных сил. Он также лишился довольно непрактичных дверей-самоубийц, а шум двигателя был улучшен.
В 1971 году 966 был заменен на 968. Он претерпел ряд изменений стиля, наиболее заметным из которых была замена фальшивой решетки радиатора спереди на хромированную планку. Кроме того, была модернизирована приборная панель и улучшены передние тормоза, а также внесен ряд других доработок в области безопасности. 968 обладал невероятными 40 лошадиными силами, которых, как я полагаю, было достаточно, чтобы подняться в гору, на которую 965-й даже с его высоким центром тяжести не мог бы и надеяться подняться.
Это поколение должно быть моим любимым. Просто в этом есть что-то прекрасное. Я влюбился в нее во все: во внешний вид, во всю причудливость V4 с воздушным охлаждением, установленного сзади, в то, что в пространстве для ног со стороны пассажира есть дырка, чтобы машину можно было загнать на промерзшую озеро, прорубь во льду, машина припаркована над прорубью, и водитель может попытаться поймать свой обед, не выходя из своей машины. Это просто великолепно.
Потом, в 1979 году, его разорили. Уши удалили. Хром заменили на черный пластик. Конечно, это должна была быть модель, которая производилась дольше всех — в 1994 году они все еще производили ее.
Спасибо, что прочитали мой #blogpost, и, пожалуйста, сообщите мне ниже, если вы тоже одержимы этим, или это только я. Я думаю, это только я.
ЗАЗ 968М — дешево и сердито
Автомобили, выпускаемые Запорожским заводом «Коммунар», вызывали особое отношение, во всяком случае каждый имел свое прозвище. Все началось с «Горбатого», а потом был «Зайчик» и закончилась история с цифровым фотоаппаратом. Так прозвали в народе ЗАЗ 968М. Однако у всех жителей Советского Союза отношение было двояким. Над ним все подшучивали, рассказывали много анекдотов, однако, практически сразу же, как только появилась возможность, я был готов купить эту машину.
Если вернуться немного назад, то история «Запорожца», как впоследствии стали называть автомобили, начинается со времен оттепели. Именно тогда Совет Министров СССР принял постановление о выпуске малолитражного автомобиля удешевления Москвич. «Крестными отцами» новой машины можно считать конструкторов Москвича. В качестве прототипа был выбран итальянский Fiat-600. Однако производственных возможностей и площадей для выпуска такой машины на «Москвиче» не было, и она отправилась в Запорожье, на завод сельхозтехники «Коммунар». Так родился «горбатый» — ЗАЗ 9.65.
Теперь можно, условно говоря, перенестись из 1960-го года, когда ЗАЗ 965 в 1980-й, когда по дорогам ездил ЗАЗ 968М — последняя модернизация «Запорожца». Это был самый доступный для советского человека автомобиль. Его цена была 3500 советских рублей, цена москвича 5500 рублей, жигулей – 7500. При отсутствии всякого комфорта их чисто утилитарная функция – подъезжать к дачам, брать товар, часто больше на вес самого себя, чтобы добраться до нужного места – он выступал не хуже других автомобилей. Кроме того, проходимость по грунтовым дорогам уступала только Уазу.
Модернизированный «Запорожец» выглядел вполне прилично – компактный, все размеры пропорциональны, во внешней отделке нет ничего лишнего. Исчезли воздухозаборники, которые давали предшественники, «ушастые», их заменили решетками. Интерьер, особенно с точки зрения современных привычек, соответствующие автомобильным требованиям признают лишь условно. Однако, несмотря на спартанскую простоту обстановки, автомобиль успешно выполнял главную задачу – двигался. Для личного удобства ЗАЗ 9Тюнинг 68М каждый делал в меру своего понимания и возможностей.
Силовой установкой служил двигатель воздушного охлаждения объемом 1,2 литра, развивающий мощность от сорока до пятидесяти л.с. Это была V-образная четверка, расположенная сзади. Теоретически характеристики ЗАЗ 968М были вполне приемлемыми, хотя это в теории. Проблем у машины было много – низкая надежность, перегрев двигателя, быстрый износ подвески и трансмиссии. Однако все компенсируется потрясающей выносливостью и «всеядностью» двигателя.