Система охлаждения дизеля

Система охлаждения дизеля

Система охлаждения дизеля — жидкостная (водяная) закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. В ее состав входят: водяной насос, водяной радиатор с заливной горловиной и крышкой, в которую вмонтирован паровоздушный клапан, рубашка охлаждения, вентилятор, термостат, шторка, соединительная арматура и сливные краники.

Температурный режим дизеля контролируют с помощью указателя температуры, датчик которого установлен в головке цилиндров, а также сигнализатора предельного состояния температуры охлаждающей жидкости. Максимальная температура охлаждающей жидкости не должна превышать 95 °С.

Водяной радиатор предназначен для отвода теплоты охлаждающей жидкости, нагревающейся в рубашке дизеля, и состоит из верхнего и нижнего бачков, трубчато-пластинчатой сердцевины и боковин.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрываемая крышкой с паровоздушным клапаном. Паровой клапан поддерживает в системе охлаждения давление 0,043…0,049 МПа (0,45….0,50 кгс/см2), воздушный-разрежение 0,00098…0,00784 МПа (0,10…0,08 кгс/см2). Верхний и нижний бачки соединены с сердцевиной болтами, между сердцевиной и бачками установлены резиновые уплотнительные прокладки. К боковинам прикреплен кожух вентилятора.

Крепление радиатора на тракторе — эластичное, т.е. к переднему брусу —с помощью двух опор 6 с резиновыми амортизаторами, а в верхней части — растяжкой к головке блока цилиндров.

Шторка выполнена из прорезиненной ткани и намотана на барабан, расположенный между водяным и масляным радиаторами. Управление шторкой— тросовое из кабины с помощью рукоятки управления.

Водяной насос и вентилятор. Насос — центробежного типа, необходим для принудительной циркуляции воды в системе охлаждения. Чугунный корпус насоса прикреплен к передней стенке блока цилиндров. В корпусе на двух подшипниках установлен вал насоса. На одном конце вала установлена ступица, а на лыске другого конца — крыльчатка. Шкив прикреплен к ступице, а к шкиву — осевой вентилятор. Шкив вентилятора и связанные с ним детали приводятся во вращение через ремни от шкива коленчатого вала дизеля. В водяном насосе использованы полузакрытые подшипники со смазкой Литол-, не требующей замены в – течение всего срока службы. Пространство в корпусе между подшипниками заполняют смазкой через масленку. Водяная и масляная полости насоса разделены между собой дополнительным торцевым уплотнением, которое состоит из шайбы, находящейся в контакте с торцом упорной втулки, резиновой манжеты, охватывающей вал, и поддерживающей пружины.

Рис. 1. Система охлаждения:
1 — краник нижнего бачка радиатора: 2 — водяной радиатор; 3 — горловина верхнего бачка радиатора; 4 — соединительный патрубок; 5 — вентилятор; 6 — термостат; 7 — водяной насос; 8 — головка цилиндров; 9 — сигнализатор; 10 — указатель температуры, 11 — краник блока: 12 — блок цилиндров; 13 — гильза.

Рис. 2. Радиаторы системы охлаждения: 1 — крышка; 2 —верхний бачок радиатора; 3 — растяжка; 4 — боковина; 5 — кожух вентилятора; б – опора; 7 — нижний бачок; 8 — масляный радиатор; 9 — шторка; 10 — сердцевина водяного радиатора; 11 — маслосборник; 12 и 13 — маслопроводы; 14 — тросово-барабанное управление шторкой.

Рис. 3. Водяной насос и вентилятор:
1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5 — шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; Н — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — резиновая манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремни вентилятора; 17 — болт.

Термостат предназначен для автоматического поддержания температурного режима в заданных пределах и ускорения прогрева дизеля после его пуска. Он состоит из корпуса, датчика термостата с твердым наполнителем, верхнего основного и нижнего вспомогательного клапанов. В корпусе имеются два боковых окна для прохода воды, верхний торец корпуса служит седлом для клапана. К верхней части датчика прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана. Термостат размещен в корпусе и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости ниже 70 °С основной клапан закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, от него — в водяную рубашку блока цилиндров, минуя радиатор, и ускбренно прогревается. При температуре жидкости выше 70 °С твердый наполнитель датчика увеличивается в объеме до такой степени, что происходит открытие основного клапана (на рисунке показан пунктиром) и жидкость поступает в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.

Техническое обслуживание. К основным операциям обслуживания системы охлаждения относятся: заполнение охлаждающей жидкостью, промывка, смазывание подшипников, подтяжка креплений и регулировка натяжения ремней вентилятора.

Систему нужно заправлять чистой и мягкой водой. Жесткую воду, в которой растворено много’минеральных солей, без предварительного умягчения применять нельзя. При работе дизеля соли осаждаются на стенках деталей, контактирующих с водой и образуют слои твердой накипи, которая снижает теплопроводность стенок, ухудшает циркуляцию воды, снижая проходные сечения каналов в водяной рубашке и трубках радиатора.

Простейший способ умягчения воды —ее кипячение с последующим отстаиванием. Воду, которую по разным причинам сливают из системы, целесообразно сохранять для последующего использования после отстаивания и фильтрования.

Химический способ умягчения воды —добавка 10… 12 г кальцинированной соды на 10 л воды. Нельзя заливать холодную воду в систему неостывшего дизеля, так как это может привести к образованию трещин в блоке цилиндров и головке. По той же причине следует избегать заправки очень горячей водой в холодный дизель. При работе уровень воды не должен быть ниже 100 мм верхней плоскости горловины верхнего бачка радиатора.

Периодически систему охлаждения промывают, чтобы удалить из нее илообразный осадок (шлак и накипь), для чего используют раствор 50…60 г кальцинированной соды в 1 л воды. Полностью заправив таким раствором систему охлаждения с добавлением 2 л керосина, дают дизелю проработать 8… 10 ч, после чего сливают раствор и промывают систему чистой водой.

Рис. 4. Термостат:
1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.

При работе двигателя детали его должны нагреваться до определенной температуры. Чрезмерный нагрев может привести к выгоранию металла (прогоранию днищ поршней, клапанов и т. п.), большому тепловому расширению и заклиниванию отдельных деталей, разложению и сгоранию масла, ухудшению наполнения цилиндров зарядом свежего воздуха.

Недостаточная температура отрицательно влияет на полноту сгорания топлива, увеличение непроизводительных потерь тепла.

Рис. 5. Схема воздушной системы охлаждения:
1 — вентилятор; 2 — воздухопровод; 3 — отверстие для разогрева холодного двигателя паяльной лампой; 4 — межцилиндровое пространство; 5 — направляющие пластины

Особенно вредным является оседание частичек жидкого топлива на холодных стенках цилиндров, приводящее к смыванию с них масла, попаданию топлива в картер и разжижению смазки, что в конечном счете вызывает резкое повышение износа деталей двигателя.

Для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя служит система охлаждения. Существуют два типа систем охлаждения: воздушная и жидкостная. При воздушной системе охлаждения цилиндры двигателя охлаждаются потоком воздуха, создаваемым мощным центробежным вентилятором. Воздушный поток по воздухопроводу направляется в межцилиндровое пространство и охлаждает ребристую поверхность цилиндров и их головок, а затем через щель воздухо-отводящего канала выходит наружу. Установленные в воздухо-отводящем канале направляющие пластины вызывают завихрение воздуха и более интенсивное омывание им ребер цилиндров. Холодный двигатель перед пуском прогревают паяльной лампой, при этом горячий газовый поток проходит через отверстие в межцилиндровое пространство. Воздушная система охлаждения применяется у дизельных двигателей многих зарубежных автомобилей («Татра», «Магирус-Дейтц» и др.).

У отечественных дизельных двигателей применяют жидкостную принудительную систему охлаждения, при которой циркуляция жидкости совершается под действием центробежного насоса, подающего охлажденную жидкость из радиатора в рубашку охлаждения блока цилиндров. Система охлаждения такого типа применительно к V-образному дизельному двигателю показана на рис. 6.

Жидкость, охлажденную в радиаторе, центробежный насос подает в продольные каналы, расположенные в нижней части блока цилиндров, по обеим его сторонам. Поступая в рубашку охлаждения блока, жидкость равномерно охлаждает цилиндры благодаря наличию в стенках продольных каналов отверстий, распределяющих поток жидкости. Частично поток жидкости из нижних распределительных каналов непосредственно направляется в головку цилиндров к стенкам выпускных каналов, наиболее нагреваемым во время работы двигателя. Жидкость, охладившая стенки цилиндров, проходит в полость головки и направляется в два сборных патрубка, установленных на головках цилиндров. В этих патрубках расположены термостаты, изменяющие направление движения воды в зависимости от ее температуры. При непрогретом двигателе, когда клапаны термостатов закрыты, жидкость направляется в соединительную трубку, связывающую оба термостата, а затем по перепускной трубке к центробежному насосу. Когда температура жидкости поднимается до 72—75 °С, клапаны термостатов открываются, и жидкость по отводящим трубопроводам поступает в верхнюю коробку радиатора. Вентилятор создает поток воздуха, необходимый для охлаждения радиатора.

От связи с атмосферой система охлаждения изолирована и соединяется с ней только при открытии воздушного или парового клапанов в пробке радиатора. Наивыгоднейшему тепловому режиму двигателя с жидкостной системой охлаждения соответствует температура жидкости в рубашке блока 80—95 °С. Этот режим необходимо поддерживать при всех условиях эксплуатации автомобиля.

У двигателей ЯМЗ-740 в систему охлаждения дополнительно включен расширительный бачок, который является резервным для антифриза при его расширении от нагревания. Благодаря наличию расширительного бачка при сильном нагреве антифриз

Рис. 6. Схема жидкостной системы охлаждения:
1 — радиатор: 2 — продольный канал: 3 — термостат: 4 — верхняя коробка радиатора; 5 — вентилятор

не выбрасывается частично в атмосферу через паровой клапан, а перетекает в бачок. Кроме того, наличие расширительного бачка способствует удалению воздуха из системы охлаждения.

Бачок, выполненный из прозрачной пластмассы, герметически закрывается пробкой с паровым и воздушным клапанами. Впускной (воздушный) клапан предотвращает разрежение в системе охлаждения при уменьшении температуры антифриза, когда давление в системе снижается. Он открывается при величине разрежения 0,001—0,013 МПа и сообщает систему с атмосферным воздухом. Выпускной (паровой) клапан допускает избыточное давление в системе до 0,065 МПа.

В системах охлаждения многих дизельных двигателей и в том числе ЯМЗ-740 антифриз, обладающий антикоррозийными свойствами, применяется постоянно, даже в летнее время. Чтобы уберечь его от потерь, в системе охлаждения и отопления вместо сливных кранов устанавливают резьбовые конические пробки. Заливать в систему охлаждения воду разрешается в исключительных случаях и то лишь на короткий период.

Центробежный насос лопастного типа обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. У дизельных двигателей он должен иметь высокую производителькость, с этой целью повышена частота вращения его вала по сравнению с коленчатым валом, подбором соответствующих диаметров ведущего и ведомого шкивов клпноременной передачи.

На рис. 7, а показано устройство центробежного насоса двигателя ЯМЗ-740. В литом чугунном корпусе на шариковых подшипниках вращается валик, несущий на одном конце шкив, а на другом — крыльчатку. Корпус закрыт спереди крышкой, а сзади имеется пространство, в котором установлены подшипники; пространство герметизировано графитовым кольцом и находящимся в контакте с ним уплотнительным устройством, состоящим из обоймы, резиновой манжеты и упорного кольца, поджимаемого пружиной. В процессе эксплуатации подшипники не нуждаются в пополнении смазки.

Радиатор, предназначенный для охлаждения жидкости, трубчато-пластипчатого типа. Он состоит из трех рядов латунных трубок овального сечения. Припаянная к трубкам медная лента образует ребристую поверхность, хорошо отводящую тепло от жидкости, циркулирующей в трубках. Сверху и снизу к трубкам припаяны коробки радиатора. Боковые стойки, выполненные из стальных пластин, соединенные с нижней пластиной, образуют каркас радиатора. В верхнюю коробку входит подводящий, а в нижнюю — отводящий патрубки.

Шторки служат для регулирования потока воздуха, проходящего между пластинами и трубками радиатора. Устанавливают шторки перед решеткой радиатора; закрывают их при прогреве двигателя и в случае значительного падения температуры охлаждающей жидкости. При установлении нормального теплового режима шторки открывают.

Рис. 7. Приборы жидкостной системы охлаждения двигателя ЯМЗ-740!
а – центробежный насос; б – термостат с твердым наполнителем; 1 коппус; 2 – шкив; 3 – крышка; 4 и 5 – шарикоподшипники 6 и 23 – втулки 7 и 14 – кольца: в – отверстие для выхода воздуха 9 – крыльчатка 10 18 и 19 – пружины; 11 – манжета; 12 – валик; 13 – обойма манжеты; 16 и 25 – капаны; 15 – баллон; 17 – наполнитель: 20 – обойма; 21 — диафрагма; 22 — буфер, 24 — шток

Термостат — прибор, предназначенный для ускорения прогрева двигателя путем изменения направления потока охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. В настоящее время применяют два вида термостатов: с жидкостным или твердым наполнителем. На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 применяют термостат жидкостного типа, состоящий из гофрированного баллона, заполненного легкокипящей жидкостью (70% этилового спирта и 30% воды), и клапана. При температуре жидкости ниже 75°С клапан термостата закрыт и жидкость направляется непосредственно к центробежному насосу, минуя радиатор. Нагрев охлаждающей жидкости выше указанной температуры приводит к кипению жидкости в баллоне термостата. Под давлением паров легкокипящей жидкости происходит перемещение клапана, открывающего путь охлаждающей жидкости в верхнюю коробку радиатора. В результате этого охлаждающая жидкость проходит по большому кругу циркуляции, включая радиатор, что снижает ее температуру.

У двигателя ЯМЗ-740 применен термостат с твердым наполнителем в виде церезина (очищенный горный воск). Такой наполнитель отличается высокой надежностью в работе. Церезин, заключенный в баллоне термостата, при нагреве охлаждающей жидкости до 70—83 °С плавится и объем его увеличивается, что заставляет перемещаться втулку, действующую на клапаны, перепускающие охлажденную жидкость. С открытием клапана и закрытием клапана охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор. Снижение температуры охлаждающей жидкости вызывает уменьшение объема церезина, что приводит к возвращению клапанов в первоначальное положение. Охлаждающая жидкость вновь циркулирует, минуя радиатор.

Вентилятор предназначен для увеличения скорости прохода воздуха через радиатор, способствуя этим быстрейшему отводу тепла от него. У дизельных двигателей применяют вентиляторы осевого типа с пятью или шестью лопастями. Ось вентилятора вращается в шариковых подшипниках, установленных в отдельном корпусе. Для привода вентилятора используют шестеренчатую или клиноременную передачу от коленчатого вала двигателя. У двигателя ЯМЗ-740 в привод вентилятора включена гидромуфта с автоматическим включателем. Это устройство позволяет поддерживать тепловой режим двигателя в пределах 80—95 °С. При такой конструкции вентилятор установлен па ведомом валу гидромуфты соосно с коленчатым валом двигателя.

Гидромуфта привода вентилятора служит для передачи вращения от коленчатого вала двигателя вентилятору и способствует выравниванию нагрузок, меняющихся при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта состоит из ведущей и ведомой частей, расположенных в полости, образуемой передней крышкой и корпусом.

Ведущая часть гидромуфты состоит из ведущего колеса в сборе с кожухом и ведущего вала; кроме того, с ней соединены вал со шкивом, используемым для привода вентилятора, если таковой размещается отдельно.

Рис. 8. Гидромуфта привода вентилятора двигателя ЯМЗ-740:
1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 7, 13 и 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; б — ведущий вал; 8 — уплстнителъное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — вал шкива; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17 а 20 — манжеты о пружинами; 18 — прокладка

Ведомая часть гидромуфты состоит из ведомого колеса, соединенного с ведомым валом, па котором сидит ступица вентилятора.

Внутренние поверхности ведущего и ведомого колес имеют лопатки. Полость между лопатками заполнена маслом, подаваемым из системы смазки двигателя. При увеличении частоты вращения коленчатого вала увеличивается количество масла, отбрасываемого лопатками ведущего колеса на лопатки ведомого. При этом скорость вращения вентилятора возрастает.

Включатель гидромуфты — золотникового типа, расположенный на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость в рубашку двигателя, служит для управления работой гидромуфты. В него входит термосиловой элемент, заполненный активной массой, плавящейся с увеличением температуры охлаждающей жидкости. Когда температура жидкости повысится до 80—95 °С, объем активной массы настолько увеличится, что находящийся под ее действием шток переместит золотник включателя и откроет проход для масла от насоса двигателя в полость гидромуфты. Заполнение полости гидромуфты маслом обеспечивает передачу вращения от ведущего колеса к ведомому. Ведомое колесо муфты увеличивает частоту своего вращения, а вместе с этим возрастает и частота вращения вентилятора. Это возрастание происходит очень плавно, и вентилятор равномерно увеличивает скорость воздуха, омывающего трубки радиатора. С уменьшением подачи масла в полость гидромуфты его объем становится недостаточным для передачи вращения между колесами гидромуфты, поскольку из ее полости маслу открыт проход для стекания в картер двигателя. При полном прекращении подачи масла в полость гидромуфты она перестает передавать вращение вентилятору.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости. Важность поддержания нормального теплового режима для бесперебойной и экономичной работы двигателя требует внимательного наблюдения за температурой охлаждающей жидкости. С этой целью на щитке приборов в кабине автомобилей устанавливают указатели температуры охлаждающей жидкости.

У автомобилей КамАЗ дополнительно установлена сигнальная лампа перегрева двигателя. Она включается, когда температура охлаждающей жидкости достигает 98 °С. В этом случае требуется выяснить причину, вызвавшую перегрев двигателя.

Дизель охлаждается водой, циркулирующей в системе под действием центробежного насоса. Вода заливается через горловину верхнего бака радиатора. Центробежный насос забирает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает ее в водяные рубашки основного и пускового двигателя. Вода отнимает тепло от стенок цилиндров, головки и поступает в верхний бак радиатора, потом по трубкам в нижний бак. Проходя по трубкам радиатора, вода охлаждается потоком воздуха четырехлопастным вентилятором. Вентилятор и центробежный водяной насос имеют общий вал и приводной двухременный шкив. Вал крыльчатки водяного насоса уплотняется сальниковой набивкой. Натяжение приводных ремней осуществляется натяжным роликом, вращающимся на двух шариковых подшипниках. Датчик дистанционного термометра охлаждающей воды расположен в отводном патрубке головки цилиндров.

Cистема охлаждения дизельного двигателя

Cистема охлаждения дизельного двигателя

Общее устройство. Система охлаждения предназначена для принудительного отвода теплоты от наиболее нагретых деталей (гильзы, блока, головок цилиндров) и поддержания необходимого температурного режима дизеля.

В дизелях СМД-31 и СМД-23/24 применена жидкостная принудительная система охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости используют воду или антифриз.

В системе охлаждения дизеля СМД-24 (с пусковым двигателем) частично применяется естественная (термосифонная) циркуляция охлаждающей жидкости из-за различной плотности горячей и холодной жидкости. Такая циркуляция жидкости происходит в нижней части рубашки блок-картера и водяной рубашке пускового двигателя (при работе его в режиме холостого хода).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

На рисунке 56 приведена схема системы охлаждения дизеля СМД-31. Основные сборочные единицы системы – водяной насос с вентилятором, радиатор и термостаты. Вода из нижнего бачка радиатора засасывается водяным насосом и по водоподводящим каналам блок-картера подается в водяную рубашку блока цилиндров и головок цилиндров. По каналу вода из водяной рубашки блока цилиндров подводится к водомасляному теплообменнику, а по каналу отводится в водяную рубашку передней головки цилиндров. Из головок цилиндров по трубам, соединенным между собой шлангом, вода поступает в верхний бачок радиатора. Пройдя по трубкам сердцевины радиатора, вода охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Рис. 56. Схема системы охлаждения дизеля СМД-31:
1 – гильза; 2 – блок-картер; 3 – нижний бачок радиатора; 4 – водяной насос; 5 -отводящая труба; 6 – водяной радиатор; 7 – верхний бачок радиатора; 8 – заливная горловина радиатора; 9 – корпус термостатов; 10 – бонка на водяной трубе под установку датчика температуры; 11 – водяная труба передней головки цилиндров; 12 – водяная труба задней головки цилиндров; 13 – канал подвода воды в головку цилиндров; 14 – канал подвода воды к водомасляному теплообменнику; 15 – водо-масляный теплообменник; 16 – канал отвода воды от водомасляного теплообменника; 17 – водяная рубашка блок-картера

Температура воды в системе охлаждения при полной нагрузке дизеля и температуре окружающего воздуха не более 40 °С должна быть 85…100 °С. Допускается кратковременное (не более 3 мин) повышение температуры воды до 105 °С. На водяной трубе передней головки цилиндров предусмотрены две бонки с резьбовыми отверстиями под установку датчика температуры и сигнализатора аварийной температуры воды.

Для регулирования давления в системе в пробке заливной горловины 8 радиатора установлен паровоздушный клапан. Паровой клапан служит для отвода из радиатора образующихся паров воды, а воздушный – для сообщения системы с окружающей средой.

Рис. 57. Водяной насос и вентилятор:
1 – вентилятор; 2 – ступица шкива вентилятора; 3 – кольцо; 4 – приводной ремень; 5 и 19- шариковые подшипники; 6 – трубка подвода масла; 7 – отводящая труба; 8 крышка водяного насоса; 9 – крыльчатка; 10 и 23 – болты; 11 – втулка; 12 и 22-гайки; 13 – прокладка; 14 – сальник; 15 и 20 – резиновые манжеты; 16 – дренажное отверстие; 17 валик водяного насоса; 18 – корпус; 21 – шкив

Из системы охлаждения вода сливается через краник, установленный на корпусе водомасляного теплообменника, а из водяного радиатора – через краник на нижнем бачке радиатора.

Конструкция системы охлаждения дизелей СМД-23/24 аналогична системе дизеля СМД-31, только в ней отсутствуют водомасляный теплообменник и водяной канал, а на дизеле СМД-24 еще подключена система охлаждения пускового двигателя (забор воды из нижней части рубашки блок-картера и отвод из головки пускового двигателя в водяную трубу).

Для принудительной циркуляции воды в системе охлаждения дизелей СМД-31 и СМД-23/24 служит водяной насос 72.13002.00-02, смонтированный на переднем торце блока цилиндров. Поток воздуха на радиатор нагнетается вентилятором, объединенным в один агрегат с водяным насосом. В чугунном корпусе (рис. 57) на двух шариковых подшипниках вращается валик насоса. На передний конец валика насажена ступица, которая зафиксирована от проворачивания на валу сегментной шпонкой. К ступице болтами прикреплены шкив и шестилопастный вентилятор. На дизеле СМД-31 установлен вентилятор 72.13010.01, а на СМД-23/24 – вентилятор 60-13010.11 (различие – размеры и углы наклона лопастей).

Рис. 58. Натяжной ролик:
1 – ролик; 2 и 8 – винты крепления крышек; 3 и 6 – крышки; 4 – стопорное кольцо; 5 – шариковые подшипники; 7 – ось ролика; 9 – распорное кольцо

Для смазывания подшипников водяного насоса из масляного канала блок-картера по трубке 6 подается моторное масло. Резиновые манжеты предохраняют от просачивания смазки наружу.

На заднем конце валика установлена крыльчатка, уплотнение которой с корпусом обеспечивается сальником, унифицированным с сальником водяного насоса двигателей ВАЗ. Для контроля за работой сальника в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие. Появление воды из отверстия свидетельствует об износе сальника.

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется двумя ремнями. Натяжение ремней регулируют натяжным роликом (рис. 58), который вращается на двух шариковых подшипниках, запрессованных на оси ролика. Между подшипниками расположено распорное кольцо. Ролик устанавливают на неподвижную ось и фиксируют стопорным кольцом. Подшипники закрыты крышками, которые прикреплены к ролику винтами. Подшипники ролика постоянно смазываются. Ролик может свободно перемещаться вдоль оси, что позволяет ему самоустанавливаться при натяжении ремней.

Для сокращения времени прогрева дизеля и поддержания оптимального температурного режима независимо от нагрузки и температуры окружающего воздуха на дизеле установлены два термостата марки ТС-107. Они размещены в общем корпусе, полость которого сообщается с водяной трубой, верхним бачком радиатора и водяным насосом.

Термостат представляет собой неразъемную конструкцию, состоящую из латунного корпуса, стойки и держателя, скрепленных между собой четырьмя усиками, которые выполнены на стойке, пропущены через пазы в корпусе и держателе, отогнуты и припаяны к держателю.

В корпусе термостата размещены два клапана (основной и перепускной) и баллон, внутри которого находятся поршень и резиновая вставка. Пространство между резиновой вставкой и баллоном заполнено специальным наполнителем, представляющим смесь церезина с алюминиевым порошком. Пружина установлена враспор и плотно прижимает основной клапан к корпусу.

После пуска дизеля, пока вода не прогреется до температуры 80 °С, основные клапаны термостатов закрыты. Вода, поступающая в корпус термостатов из водоотводящих труб головок цилиндров, минуя радиатор, по трубе направляется в насос и снова попадает в блок-картер. При температуре воды свыше 80 °С наполнитель, нагреваясь, расширяется в объеме и давит на резиновую вставку, которая, в свою очередь, сжимаясь, стремится вытолкнуть поршень. При усилии на поршень, превышающем сопротивление пружины, основной клапан перемещается вниз относительно поршня, образуя кольцевой зазор между клапаном и корпусом, и вода начинает частично циркулировать через радиатор. Когда температура воды достигает 90 °С, клапан открывается полностью и весь поток воды проходит через радиатор.

Одновременно при перемещении основного клапана перемещается вниз перепускной клапан, перекрывая канал для прохода воды к водяному насосу.

Рис. 59. Термостат:
1 – перепускной клапан; 2 – нижняя стойка; 3 – пружина клапана; 4 – основной клапан; 5 – держатель; 6 и 14- гайки; 7 – колпачок вставки; 8 – поршень; 9 -корпус термостата; 10 – резиновая вставка с шайбой; 11 – наполнитель; 12 -баллон; 13 – пружина перепускного клапана

Техническое обслуживание системы охлаждения заключается в ежесменной проверке и доливке охлаждающей жидкости в радиатор, проверке и при необходимости регулировке натяжения ремней привода вентилятора через каждые 60 моточасов.

Натяжение ремней проверяют с помощью устройства КИ-8920 ГОСНИТИ в таком порядке:
– приведите устройство в исходное положение, установив кнопкой указатель нагрузки на нуль и раздвинув подвижные сегменты так, чтобы их нижние торцы находились на одной линии;
– установите устройство сегментами на проверяемый ремень в середине пролета между шкивами и нажмите на корпус-ручку, следя за показанием указателя нагрузки. При нагружении ремня сегменты проворачиваются относительно своей оси на угол, пропорциональный стреле прогиба. Как только нагрузка на ремень достигнет 40 Н (4 кгс), снимите устройство и определите прогиб ремня по шкале, нанесенной на сегментах. Если прогиб ремня не соответствует требуемому значению, отрегулируйте его натяжение.

В случае отсутствия устройства прогиб можно определить нажатием на ремень пружинным динамометром или грузом. При этом усилие должно быть приложено в середине прогиба между шкивами и также составлять 40 Н.

Помните, что при недостаточном натяжении ремни пробуксовывают и быстро изнашиваются, а дизель перегревается. Чрезмерное натяжение приводит к их вытягиванию, а также вызывает ускоренный износ подшипников водяного насоса.

Регулировать натяжение ремней привода вентилятора следует в таком порядке: – ослабьте затяжку гайки, фиксирующей положение кронштейна, и передвиньте кронштейн с натяжным роликом, отворачивая или заворачивая гайки на тяге до получения требуемого натяжения ремней; – затяните гайку. Проверьте натяжение ремней. Прогиб ремней на ветви шкив вентилятора – натяжной ролик должен быть 5…10 мм.

Рис. 60. Проверка натяжения ремня устройством КИ-8920:

Рис. 61. Регулировка натяжения ремней вентилятора:
1 – ремни привода вентилятора; 2 – натяжной ролик; 3 и 7 – шайбы; 4 – проотавка водяного насоса; 5 и 8 – гайки; 6 – тяга; 9 – шпилька; 10 – кронштейн

Проверку натяжения ремней привода вентилятора и насоса, их регулировку и замену в случае чрезмерной вытяжки или обрыва одного из них проводят одновременно. При установке новых ремней разница между их длинами должна быть не более 4 мм.

Для системы охлаждения необходимо использовать только чистую воду (кипяченую, дождевую или снеговую), из которой выделяется наименьшее количество накипи. Оседая в рубашке блока цилиндров дизеля, на стенках гильз головки цилиндров и трубках радиатора, она ухудшает работу и техническое состояние системы. Поэтому нельзя часто менять воду в системе охлаждения, а также необходимо своевременно определять и ликвидировать утечку воды. Сливать воду из системы следует в чистую емкость для повторного ее использования.

Система охлаждения должна быть заполнена полностью, для чего воду заливают до ее появления в горловине радиатора. Затем пускают дизель и дают ему поработать 3…5 мин. Это необходимо для удаления воздушных пузырей из труднодоступных полостей системы. После остановки дизеля при необходимости доливают воду в систему.

Работа дизеля с не полностью заполненной системой не допускается, так как это может привести к перегреву и, как следствие, к заклиниванию поршней.

Антифризы следует применять в холодное время года (при температуре 5 °С и ниже).

Объем заливаемого антифриза должен быть меньше заправочной емкости системы охлаждения, так как он имеет больший, чем вода, коэффициент объемного расширения.

8 случае испарения воды из антифриза (уменьшение уровня в радиаторе) в систему доливают чистую пресную воду, периодически проверяя плотность раствора, которая должна быть не ниже 1,055 г/см3.

Рекомендуемые марки антифризов – Тосол-А40 и Тосол-А65, температура замерзания которых соответственно -40 и -65 °С.

Если в систему зимой залита вода, то при кратковременных остановках нельзя допускать снижения ее температуры ниже 40 °С, а при длительных остановках нужно обязательно ее сливать. При этом необходимо следить за тем, чтобы вся вода была слита и не замерзла в сливных краниках радиатора и блок-картере, для чего следует прочистить их проволокой. После слива воды краники оставляют открытыми, а для полного удаления воды проворачивают на несколько оборотов коленчатый вал дизеля.

При нагреве охлаждающей жидкости свыше 100 °С нельзя сразу открывать пробку радиатора, так как это может привести к резкому снижению давления в системе, закипанию охлаждающей жидкости и выбросу ее из радиатора, что очень опасно для обслуживающего персонала. Сначала охлаждают дизель, переведя его на холостой ход, и только затем открывают пробку.

Если система охлаждения находится в исправном состоянии, то обеспечивается оптимальный тепловой режим, а следовательно, и нормальная работа дизеля.

При эксплуатации комбайна в системе охлаждения возникают неисправности, влекущие за собой ухудшение отвода теплоты в окружающую среду. К ним относятся: образование накипи в системе, нарушение герметичности системы по соединениям (утечка охлаждающей жидкости), износ уплотнений или поломка деталей водяного насоса и вентилятора, выход из строя указателя температуры охлаждающей жидкости и термостата. Большинство неисправностей предупреждают своевременным проведением операций ТО и применением рекомендуемых охлаждающих жидкостей.

Наиболее сложный агрегат системы охлаждения – водяной насос. Восстановление его работоспособности требует определенной квалификации и навыков.

Ниже приведена технология замены уплотнения водяного насоса 72-13002.00-02 в следующем порядке:
– отверните гайки и снимите крышку водяного насоса;
– отверните болт крепления крыльчатки;
– спрессуйте съемником крыльчатку с валиком проверьте состояние торца опорной втулки крыльчатки. В случае наличия рисок или неравномерного износа прошлифуйте торец втулки. Допускается уменьшение выступающей части втулки по высоте на 0,5 мм;
– отогните три усика на корпусе сальника и извлеките из латунного корпуса уплотнительную шайбу и манжету сальника с пружиной;
– установите в латунный корпус новую манжету сальника с пружинои и уплотнительную шайбу. Фиксирующие усики можно не загибать;
– установите крыльчатку на валик и затяните болт [момент затяжки 14…15 Н-м(1,4…1,5 кгс-м)].

В случае повреждения латунного корпуса сальника уплотнения его необходимо заменить. Для этого проведите все вышеуказанные операции по разборке водяного насоса и дополнительно извлеките из корпуса насоса латунный корпус сальника уплотнения. Новый сальник в сборе запрессуйте в корпус.

Как термостаты помогают вашему дизельному двигателю

Перейти к навигацииПерейти к содержанию

Корзина

Искать:

Назначение системы охлаждения дизельного двигателя довольно очевидно: поддерживать охлаждение двигателя и предотвращать его перегрев. Однако в системе есть нечто большее, чем просто постоянное поддержание температуры двигателя на как можно более низком уровне. Фактически, в некоторых случаях количество охлаждающей жидкости, протекающей через радиатор, должно быть ограничено. Например, когда дизельный двигатель впервые запускается холодным утром и его нужно быстро прогреть.

В этих случаях свою роль играет термостат системы охлаждения. Термостат является одним из основных компонентов любой системы охлаждения дизельного двигателя, и о нем должен знать каждый владелец оборудования, если он хочет, чтобы его двигатели работали эффективно.

Термостат системы охлаждения по сути является регулятором температуры. Некоторые дизельные двигатели имеют один, а некоторые — более одного. Термостаты в значительной степени заменили старые решетчатые жалюзи, которые представляли собой менее сложный способ регулирования охлаждения посредством управления потоком воздуха. Благодаря термостатам у нас теперь есть надежный способ контролировать температуру, при которой охлаждающая жидкость течет к радиатору, отводя тепло от блока цилиндров.

Думайте о термостате как о клапане; когда температура охлаждающей жидкости падает ниже определенного уровня, клапан закрывается, чтобы ограничить охлаждение. Когда температура поднимается выше точки, при которой это может стать вредным для двигателя, клапан открывается, и через радиатор проходит больше горячей охлаждающей жидкости, которая снижает ее температуру за счет передачи тепла воздуху.

Когда термостат полностью открыт, это означает, что охлаждение двигателя и предотвращение повреждений полностью зависит от радиатора. В большинстве случаев использования, особенно в оборудовании с относительно небольшой нагрузкой на двигатель, нет необходимости в том, чтобы радиатор работал с максимальным потоком охлаждающей жидкости. В конечном счете, термостат(ы) и радиатор в любом дизельном двигателе должны работать вместе, чтобы поддерживать надлежащий температурный диапазон для двигателя.

Имея общее представление о том, как работает термостат, становится ясно, насколько важным компонентом он является, когда речь идет об обслуживании системы охлаждения. Не совершайте дорогостоящей ошибки, думая, что поддержание вашей системы охлаждения в отличном состоянии зависит только от обслуживания радиатора.

Хорошая сервисная команда должна обладать знаниями и опытом для выявления проблем с вашими термостатами и знать, как правильно их откалибровать.

Например, причиной утечек охлаждающей жидкости может быть неисправный термостат или корпус термостата. Перегрев двигателя или неустойчивые перепады температуры также могут быть вызваны термостатом, нуждающимся в ремонте, и не имеют ничего общего с радиатором.

Если у вашего оборудования с дизельным двигателем возникают подобные проблемы, лучше всего позвонить специалистам по системам охлаждения, которые знают, как устранить неполадки, и выяснить, является ли причиной термостат. Слишком часто то, что было бы относительно простым решением, остается незамеченным или игнорируется и становится гораздо более серьезной и дорогостоящей проблемой. Если у вас есть система охлаждения дизельного двигателя, требующая планового обслуживания или ремонта, свяжитесь со специалистами службы промышленных радиаторов сегодня.

Поиск сообщений

Искать:

Почтовые архивы Почтовые архивы
Выбрать месяц Февраль 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Август 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Август 2 2 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г.

Доступно для обслуживания 24/7

Свяжитесь с нами сегодня, чтобы обсудить решения для вашей системы охлаждения и ремонта гидравлики.

Электронная почта

[email protected]

[email protected]

Телефон

Сервисный центр: (866) 296-8194

Адрес отдела продаж: (

2) 649-02090

2920 Sylvan Ave

Dallas, TX 75212

Почему дизельным двигателям чаще требуется обслуживание системы охлаждения

Знаете ли вы, что дизельные двигатели нуждаются в обслуживании системы охлаждения чаще, чем газовые двигатели? Охлаждающую жидкость в дизельных двигателях необходимо заменять каждые 2 года (или 30 000 миль), в то время как охлаждающую жидкость в газовых двигателях необходимо заменять только каждые пять лет. Почему это?

Дизельные двигатели более требовательны

Дизельные двигатели работают при более высокой степени сжатия, чем газовые двигатели. Сила взрывов в каждом цилиндре вызывает вибрации, которые затем вызывают кавитацию в охлаждающей жидкости.

Кавитация – это образование и очень быстрое схлопывание микроскопических пузырьков в охлаждающей жидкости. В отличие от большинства пузырьков, внутри кавитационных пузырьков нет воздуха. Внутри кавитационного пузыря существует вакуум. Вакуум является одной из причин быстрого схлопывания кавитационных пузырьков. Пузырьки могут показаться безобидными, но они могут воздействовать на компоненты двигателя с силой 60 000 фунтов на квадратный дюйм. Этот микроскопический удар домкратом со временем вызывает эрозию компонентов двигателя. В дизельных двигателях с мокрыми гильзами цилиндров эрозия может создавать микроскопические отверстия прямо через гильзы. Когда это произойдет, двигатель может начать сжигать охлаждающую жидкость, или охлаждающая жидкость попадет в масляный поддон. В любом случае двигатель придется ремонтировать.

Для противодействия эффектам кавитации охлаждающая жидкость для дизельных двигателей содержит специальные присадки (в первую очередь нитриты). Нитриты работают, покрывая металлические компоненты, контактирующие с охлаждающей жидкостью. Нитритное покрытие смягчает и поглощает воздействие кавитационных пузырьков. Однако присадки в охлаждающей жидкости дизельного топлива разлагаются относительно быстро. Для дизельных двигателей нередко требуется новая охлаждающая жидкость уже через 30 000 миль пробега. На рынке есть охлаждающие жидкости с более длительным сроком службы, но не все дизельные двигатели могут их использовать.

Что происходит, когда вы пренебрегаете заменой охлаждающей жидкости в дизельном двигателе

Когда дизельный двигатель работает на изношенной охлаждающей жидкости, возникает ряд проблем с двигателем в результате чрезмерной кавитации, в том числе:

  • Повреждение крыльчатки водяного насоса, приводящее к перегреву
  • Расход охлаждающей жидкости
  • Охлаждающая жидкость в масле

Настоятельно рекомендуется проверять охлаждающую жидкость каждые 6 месяцев, чтобы избежать перечисленных выше проблем с двигателем.