Содержание

Описание работы схемы реверсивного двигателя

Что такое реверс

Проще говоря, реверс – это изменение направления движения какого-либо механизма в противоположную сторону от выбранного основного. Схему реверса можно получить несколькими способами:

  • Механическим
  • Электрическим.

В первом случае при помощи переключения шестеренчатых связей, соединяющих ведущий вал с ведомым, добиваются вращения последнего в обратную сторону. По такому принципу работают все коробки передач.

Электрический способ подразумевает непосредственное воздействие на сам двигатель, где в изменении движения ротора принимают участие электромагнитные силы. Этот метод выигрывает тем, что не требует применения сложных механических преобразований.

Для того, чтобы получить реверс электродвигателя, необходимо собрать специальную электрическую схему, которая так и называется – схема реверса двигателя. Она будет отличаться для разных типов электрических машин и питающего напряжения.

Как сделать реверс для электроинструмента

Одним из главных инструментов самодельщика является электродрель, и от ее конструкции и удобства, зависят скорость работы и качество. Есть у меня электродрель советского производства, которая служит верой и правдой много лет. Металлический корпус редуктора и подшипники в редукторе сделали её почти не убиваемой! Мои друзья, пользующиеся современными дрелями зарубежного производства, за это время, поменяли уже по несколько штук.

Но! Есть у неё небольшой недостаток: она не имеет реверса, который очень нужен при некоторых работах, особенно при нарезании резьбы машинными метчиками. Несколько лет назад, решил избавить её от этого недостатка и мне удалось решить эту проблему гораздо лучше, чем это реализовано в дрелях заводского производства в которых переключатель реверса, находится над кнопкой пуска.

Я установил кнопку для переключения в режим реверса в тыльной части электродрели. Если сравнить с пистолетом, то она расположилась примерно в районе курка. Кнопка эта представляет из себя сдвоенный микро-переключатель с перекидными контактами. Переключатель имеет высокую надёжность, маленькие габариты и длительный срок службы. Подобные устройства имели два варианта исполнения, в виде кнопки и в виде тумблера с переключающими контактами и устанавливались в аппаратуре военного назначения, а также в профессиональной измерительной аппаратуре промышленного назначения.

Почему я поставил кнопку, а не тумблер? Потому, что мне показалось, так будет намного удобнее работать, ведь режим реверса приходится включать на непродолжительное время и нажать мягкую кнопку большим пальцем, гораздо проще чем дёргать рычаг переключателя. В последствии этот вариант себя полностью оправдал. Но вы можете поставить и тумблер — дело вкуса.

Схема реверса мотора

Чтобы осуществить реверс коллекторного двигателя надо механически поменять местами концы статорной обмотки двигателя, для этого нужен переключатель с двумя группами переключающих контактов. При нажатии кнопки реверса, щётки подключаются к противоположным обмоткам статора. Естественно, кнопку реверса нужно нажимать только после полной остановке двигателя, а то поломаете редуктор.

Где применяется реверс

Легче перечислить случаи, когда реверс не используется. Практически вся механика построена на передаче крутящего момента по часовой стрелке и наоборот. Сюда можно отнести:

  • Бытовую технику: стиральные машины, аудиопроигрыватели.
  • Электроинструмент: реверсивные дрели, шуруповерты, гайковерты.
  • Станки: расточные, токарные, фрезерные.
  • Транспортные средства.
  • Спецтехнику: крановое оборудование, лебедки.
  • Элементы автоматики.
  • Робототехнику.

Ситуация, с которой чаще всего сталкивается обычный человек на практике, это необходимость собрать схему подключения реверса электродвигателя асинхронного переменного тока либо коллекторного мотора постоянного тока.

Подключение асинхронного мотора 380 В к трехфазной сети в реверс

Схема подключения асинхронника в прямом направлении имеет определенную последовательность подачи фаз A, B, C на контакты двигателя. Ее возможно доработать, например, добавив переключатель, который бы менял местами любые две фазы. Таким способом можно получить схему реверса электродвигателя. В практических схемах такими фазами принято считать B и A.

Дополнительное оборудование:

  • Пускатели магнитного типа (КМ1 и КМ2).
  • Станция на три кнопки, где два контакта имеют нормально разомкнутое положение (в исходном состоянии контакт не проводит ток, при нажатии на кнопку происходит замыкание цепи), один нормально замкнутый.

Схема работает следующим образом:

  • Включением автоматических предохранителей АВ1 (силовая линия), АВ2 (цепь управления) ток поступает на трехкнопочный переключатель и клеммы магнитных контакторов, которые в исходном состоянии разомкнуты.
  • Нажатием кнопки «Вперед» ток проходит на катушку электромагнита контактора 1, который притягивает якорь с силовыми контактами. Одновременно при этом происходит обрыв цепи управления контактора 2, его теперь невозможно включить кнопкой «Реверс».
  • Вал двигателя начинает вращаться в основном направлении.
  • Нажатием кнопки «Стоп» ток в цепи обмотки управления прерывается, электромагнит отпускает якорь, силовые контакты размыкаются, замыкается блокировочный контакт кнопки «Реверс», и ее теперь можно нажать.
  • При нажатии кнопки «Реверс» происходят аналогичные процессы только в цепи контактора 2. Вал двигателя будет вращаться в обратную сторону от основного направления.

Схемы подключения трехфазных электродвигателей

ВАЖНО! Перед подключением электродвигателя необходимо убедится в правильности схемы соединения обмоток электродвигателя в соответствии с его паспортными данными.

Условные обозначения на схемах

Магнитный пускатель (далее — пускатель) — коммутационный аппарат предназначенный для пуска и остановки двигателя. Управление пускателем осуществляется через электрическую катушку, которая выступает в качестве электромагнита, при подаче на катушку напряжения она воздействует электромагнитным полем на подвижные контакты пускателя которые замыкаются и включают электрическую цепь, и наоборот, при снятии напряжения с катушки пускателя — электромагнитное поле пропадает и контакты пускателя под действием пружины возвращаются в исходное положение размыкая цепь.

У магнитного пускателя есть силовые контакты предназначенные для коммутации цепей под нагрузкой и блок-контакты которые используются в цепях управления.

Контакты делятся на нормально-разомкнутые — контакты которые в своем нормальном положении, т.е. до подачи напряжения на катушку магнитного пускателя или до механического воздействия на них, находятся в разомкнутом состоянии и нормально-замкнутые — которые в своем нормальном положении находятся в замкнутом состоянии.

В новых магнитных пускателях имеется три силовых контакта и один нормально-разомкнутый блок-контакт. При необходимости наличия большего количества блок-контактов (например при сборке реверсивной схемы пуска электродвигателя), на магнитный пускатель сверху дополнительно устанавливается приставка с дополнительными блок-контактами (блок контактов) которая, как правило, имеет четыре дополнительных блок-контакта (к примеру два нармально-замкнутых и два нормально-разомкнутых).

Кнопки для управления электродвигателем входят в состав кнопочных постов, кнопочные посты могут быть однокнопочные, двухкнопочные, трехкнопочные и т.д.

Каждая кнопка кнопочного поста имеет по два контакта — один из них нормально-разомкнутый, а второй нормально-замкнутый, т.е. каждая из кнопок может использоваться как в качестве кнопки «Пуск» так и в качестве кнопки «Стоп».

Схема прямого включения электродвигателя

Данная схема является самой простой схемой подключения электродвигателя, в ней отсутствует цепь управления, а включение и отключение электродвигателя осуществляется автоматическим выключателем.

Главными достоинствами данной схемы является дешевизна и простота сборки, к недостаткам же данной схемы можно отнести то, что автоматические выключатели не предназначены для частого коммутирования цепей это, в сочетании с пусковыми токами, приводит к значительному сокращению срока службы автомата, кроме того в данной схеме отсутствует возможность устройства дополнительной защиты электродвигателя.

Схема подключения электродвигателя через магнитный пускатель

Эту схему так же часто называют схемой простого пуска электродвигателя, в ней, в отличии от предыдущей, кроме силовой цепи появляется так же цепь управления.

При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.1, при отпускании кнопки SB-2 ее контакт снова размыкается, однако катушка магнитного пускателя при этом не обесточивается, т.к. ее питание теперь будет осуществляться через блок-контак KM-1.1 (т.е. блок-контак KM-1.1 шунтирует кнопку SB-2). Нажатие на кнопку SB-1 (кнопка «СТОП») приводит к разрыву цепи управления, обесточиванию катушки магнитного пускателя, что приводит к размыканию контактов магнитного пускателя и как следствие, к остановке электродвигателя.

Реверсивная схема подключения электродвигателя (Как изменить направление вращения электродвигателя?)

Что бы поменять направление вращения трехфазного электродвигателя необходимо поменять местами любые две питающие его фазы:

При необходимости частой смены направления вращения электродвигателя применяется реверсивная схема подключения электродвигателя:

Подключение мотора 220В к однофазной сети в реверс

Добиться реверса движения вала двигателя в этом случае возможно, если есть доступ к выводам его пусковой и рабочей обмоток. Эти моторы имеют 4 вывода: два на пусковую обмотку, подключенную с конденсатором, два на рабочую.

Если нет информации о назначении обмоток, ее можно получить методом прозвонки. Сопротивление пусковой обмотки всегда будет больше, чем рабочей за счет меньшего сечения провода, которым она намотана.

В упрощенном варианте схемы подключения мотора 220 В подают на рабочую обмотку, один конец пусковой обмотки на фазу или ноль сети (без разницы). Двигатель начнет вращаться в определенную сторону. Чтобы получить схему реверса, нужно отсоединить конец пусковой обмотки от контакта и туда подключить другой конец той же обмотки.

Чтобы получить полную рабочую схему включения, необходимо оборудование:

  • Защитный автомат.
  • Пост кнопочный.
  • Электромагнитные контакторы.

Схема реверса и прямого хода в этом случае очень похожа на схему подключения трехфазного мотора, но коммутация здесь происходит не фаз, а пусковой обмотки в одном либо другом направлении.

Изменение направления вращения ротора асинхронного двигателя

Наибольшее распространение в промышленности получили асинхронные двигатели, запитанные от трехфазного напряжения 380 вольт. Для того чтобы осуществить реверс, достаточно поменять две любые фазы.

Получила распространение схема подключения, выполненная на двух магнитных пускателях. Собственно для двигателей постоянного тока она аналогична, но используются двухполюсные контакторы или пускатели. Эту схему так и называют «схема реверсивного пускателя» или «реверсивная схема пуска асинхронного трёхфазного электродвигателя».

При включении пускателя КМ1 кнопкой «Пуск 1», происходит прямая подача напряжения на обмотки и блокируется кнопка «Пуск 2» от случайного включения, посредством размыкания нормально-замкнутых контактов КМ-1. Двигатель вращается в одну сторону.

После отключения пускателя КМ1 кнопкой «Стоп» или полным снятием напряжения, можно включить КМ2 кнопкой «Пуск 2». В результате через контакты линия L2 подается напрямую, а L1 и L3 меняются местами. Кнопка «Пуск 1» заблокирована, так как нормально-замкнутые контакты пускателя КМ2 приводятся в движение и размыкаются. Двигатель начинает вращаться в другую сторону.

Схема применяется повсеместно и по сей день для подключения трехфазного двигателя в трехфазной сети. Простота схемного решения и доступность комплектующих — её весомые преимущества.

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Так как трехфазному асинхронному двигателю будет недоставать двух фаз, их нужно компенсировать конденсаторами – пусковым и рабочим, на которые коммутируют обе обмотки. От того, куда присоединить третью, зависит кручение вала в ту или иную сторону.

На схеме ниже видно, что обмотка под номером 3 через рабочий конденсатор подсоединяется к трехпозиционному тумблеру, который и отвечает за режимы работы двигателя вперед/назад. Два других его контакта объединены с обмотками 2 и 1.

При включении двигателя нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Подать питание на схему через вилку либо рубильник.
  • Тумблер для переключения режимов работы перевести в положение вперед или назад (реверс).
  • Тумблер питания поставить в положение ON (вкл).
  • Нажать кнопку «Пуск» на время, не превышающее трех секунд, чтобы произвести запуск двигателя.

Как реализовать схему реверса?

Для перемены направленности вращения ротора, нужно поменять местами 2 из 3 фазы его обмотки. Тогда электромагнитное поле статора меняет свою направленность движения, при этом ротор в первоначальный период времени, двигаясь по инерции, станет притормаживаться, пока окончательно не остановится. И только потом он будет крутиться в другом направлении.

Замену полярности электро-пусковой обмотки возможно сделать с управляющим тумблером по схеме. Его можно подобрать с 2 или 3 зафиксированными положениями и 6 выходами. Выбирать такое устройство нужно по токовой нагрузке и разрешенному напряжению.

Пропускать ток на тумблер предпочтительнее от вспомогательной обмотки, которая работает непродолжительно. Перечисленное, даст возможность значительно увеличить рабочий ресурс контактной группы.

Реверс асинхронного двигателя с конденсаторным запуском лучше выполнять по следующей схеме:

  • При тяжелом пуске параллельно к главному конденсатору, используя средний контакт с самовозвратом ПНВ, подсоединяют добавочный конденсатор.
  • В таком примере переключают тумблер реверса только при заторможенном роторе, и никак не при его вращении.
  • Случайная перемена направленности работы мотора под напряжением, сопряжена с огромными скачками тока, что истощает его мото-ресурс. По этой причине посадочное место тумблера реверса на оборудовании нужно подбирать таким образом, чтобы сделать невозможным случайное включение его во время работы. Лучше установить его в каком-то углубленном месте конструкции.

Схема подключения двигателя с реверсом от постоянного тока

Моторы, работающие от постоянного тока, несколько сложнее подключить, нежели электрические машины переменной сети. Затруднение состоит в том, что конструкции таких устройств могут быть разными, а точнее разным является способ возбуждения обмотки. По этому признаку различают двигатели:

  • Независимого способа возбуждения.
  • Возбуждения самостоятельного (бывают последовательного, параллельного и смешанного подключения).

Касаемо первого типа устройств, то здесь якорь не связан с обмоткой статора, они питаются каждый от своего источника. Этим добиваются огромных мощностей двигателей, используемых на производстве.

В станочном оборудовании и вентиляторах применяют моторы параллельного возбуждения, где энергия источника одна для всех обмоток. Электрические транспортные средства построены на основе последовательного возбуждения обмоток. Реже встречается смешанное возбуждение.

Во всех описанных типах конструкций двигателей возможно запустить ротор в противоположном направлении от основного хода, то есть реверсом:

  • При последовательной схеме возбуждения роли не играет, где менять направление тока в якоре или статоре – в обоих случаях двигатель будет стабильно работать.
  • В других вариантах возбуждения машин рекомендовано задействовать только обмотку якоря в целях реверсирования. Это связано с опасностью обрыва в статоре, скачка электродвижущей силы (ЭДС) и, как следствие, повреждения изоляции.

Запуск мотора схемой звезда-треугольник

При прямом запуске мощных трехфазных электродвигателей, применяя схему управления реверсом, происходят просадки напряжения в сети. Это связано с большими пусковыми токами, протекающими в этот момент. Чтобы снизить значение тока, применяют постепенный запуск мотора по схеме звезда-треугольник.

Суть заключается в том, что начало и конец каждой обмотки статора выводят в коробку с клеммами. Управляется схема тремя контакторами. Они поэтапно включают обмотки в звезду, а далее при разгоне двигателя выводят систему на рабочее состояние при подключении треугольником.

Как отличить реверсивный пускатель от прямого

Реверсивный пускатель — более сложное устройство. На самом деле, он состоит из двух обычных прямых пускателей, последние объединены в одном корпусе. Внутренняя схемотехника реверсивного устройства характерна тем, что невозможно запустить одновременно два режима – прямой и реверс. За этот процесс отвечает схема блокировки, которая может быть электрической или механической.

Схема и включение реверсивного магнитного пускателя.

При необходимости получить два направления вращения вала асинхронного двигателя надо соответствующим образом переключить его обмотки. Двигатели управляются магнитными пускателями. Их потребуется две единицы для управления направлением вращения вала. Один пускатель будет соединять обмотки движка так, что вращение вала будет происходить по часовой стрелке, а другой – в обратную сторону, против часовой стрелки. Каждый из них будет включаться нажатием отдельной кнопки. Для отключения обоих пускателей используется одна общая кнопка. Обычно эти кнопки именуют как «вперёд», «стоп» и «назад».

Каким способом достигается реверс асинхронного двигателя?

Пускатели это отдельные устройства, которые изначально не были предназначены для использования в схеме получения реверса асинхронного двигателя. Чтобы переключение выполнялось без аварий, которые могут привести к поломке оборудования, используются дополнительные элементы и схемотехнические решения. Например, может произойти одновременное срабатывание пускателей из-за нажатия по неосторожности сразу двух кнопок определяющих направление вращения. А поскольку их контакты переключают очерёдность следования фаз электрической сети, при срабатывании обоих пускателей произойдёт замыкание между фазами.

Для предотвращения такого события используются дополнительные контакты, которые связаны со срабатыванием противоположных магнитных пускателей. Поскольку при этом задействована электрическая цепь, эта блокировка называется «электрической». Но для увеличения надёжности применяется дополнительное конструктивное решение, которое механически связано с кнопкой и при её нажатии делает невозможной нажатие на другую кнопку направления вращения. Эта блокировка называется «механической». Кроме защиты от замыканий возможных при управлении пускателями обязательно предусматривается защита тепловыми реле для отключения двигателя при нежелательной нагрузке.

При решении задачи по созданию схемы для реверса асинхронного двигателя можно использовать не только два отдельных магнитных пускателя, но и готовый блок, в котором уже смонтировано всё необходимое для правильной работы.

Схема для реверса асинхронного двигателя с двумя магнитными пускателями

Чтобы выполнить включение реверсивного магнитного пускателя возможно изготовление реверсивной схемы своими руками, так как монтаж всех её элементов выполнить несложно. Не исключено, что для некоторых умельцев по силам будет, в том числе и деталь механической блокировки. В противном случае всегда можно заказать её изготовление заводским способом. Но при аккуратном обращении с кнопками вполне можно исключить эту деталь. Хотя изготовить сдвигаемую шторку, расположенную над кнопками и перекрывающую одну из них по силам каждому.

На схеме видны главные контакты, которыми выполняется реверс двигателя. Обычно их называют «силовыми». Выводы обмоток, которые меняются местами при срабатывании силовых контактов, обозначены разными цветами. Поэтому не составляет труда проследить за конфигурацией соединений которая получится при замыкании контактов КМ1 и КМ2.

Тепловое реле, контролирующее ток в двух фазах, чего вполне достаточно для надёжного контроля режима эксплуатации двигателя, срабатывает, если двигатель выходит за пределы допустимой работы. При этом обесточиваются катушки обеих магнитных пускателей. Аналогично действует и кнопка «стоп». Кнопка «вперёд» при нажатии на неё вводит в работу магнитный пускатель с катушкой К1. При этом происходит замыкание всех контактов управляемых этой катушкой. Контакт КМ1.3 замыкает электрическую цепь питания катушки К1. Контакт КМ 1.2 размыкается и блокирует этим срабатывание катушки К2. После этого кнопка «назад» не может включить катушку К2.

В исходное состояние схему возвращает нажатие на кнопку «стоп». Нажатие на кнопку «назад» вводит в работу катушку К2. При этом происходит замыкание всех контактов управляемых этой катушкой. Контакт КМ2.3 замыкает электрическую цепь питания катушки К2. Контакт КМ 2.2 размыкается и блокирует этим срабатывание катушки К1. После этого кнопка «вперёд» не может включить катушку К1. Если одновременно нажать на кнопки «верёд» и «назад» добиться одновременного замыкания их контактов неумышленно практически невозможно. Один из контактов будет замыкаться ранее другого и соответствующая ему катушка сработает первой и заблокирует другую катушку. Движок начнёт вращаться в ту сторону, с которой связана эта катушка.

Контакты КМ 1.2 и КМ 2.2 выполняют функцию электрической блокировки. Поэтому рассмотренная схема исключает возможность замыканий при неосторожном обращении с кнопками управления. Эта схема проста, надёжна и доступна для сборки своими руками без специальной подготовки. Элементная база для неё имеется в специализированных магазинах.


Добавить отзыв

Реверс двигателя переменного и постоянного тока: электрические схемы

Реверс двигателя противоположен вращению ротора. Вы можете изменить направление вращения двигателя постоянного тока, асинхронного и коллекторного двигателя переменного тока. Трудно представить устройство, в котором не используется реверсивное вращение электродвигателя. Без изменения вращения невозможно представить работу тали, кран-балки, лебедки, грузоподъемных механизмов, элеваторов, задвижек и т. д. Исключение составляют такие устройства, как шлифовальные станки, вытяжки и т. д. В этой статье мы расскажем Читатели сайта Электроэксперт, как реверсировать электродвигатели разных типов.

  • Реверсивные двигатели постоянного тока
  • Изменение направления вращения ротора асинхронного двигателя
  • Схема подключения реверсивного коллекторного двигателя
  • Схема реверса электродвигателя Arduino

Реверсивные двигатели постоянного тока

Самый простой способ — реверсировать двигатель постоянного тока, статор которого снабжен постоянными магнитами. Достаточно поменять полярность питания, чтобы ротор начал вращаться в обратную сторону.

Сложнее реверсировать двигатель с электромагнитным возбуждением (последовательным, параллельным). Если просто поменять полярность питающего напряжения, то направление вращения ротора не изменится. Для изменения направления вращения достаточно изменить полярность только в обмотке возбуждения или только на щетках ротора.

Для реверсирования двигателей большой мощности необходимо изменить полярность на якоре. Разрыв обмотки возбуждения на работающем двигателе может вызвать неисправность, так как возникающая ЭДС имеет повышенное напряжение, что может привести к повреждению изоляции обмоток. Что приведет к выходу из строя электродвигателя.

Для реализации обратного направления вращения ротора применяют мостовые схемы на реле, контакторах или транзисторах. В последнем случае есть возможность регулировать скорость вращения.

На рисунке показана транзисторная схема. В качестве иллюстрации транзисторы заменены переключающими контактами. Аналогично выполняются мостовые схемы не на биполярных, а на полевых транзисторах.

КПД такой схемы гораздо выше, чем на транзисторах. Управление осуществляется микроконтроллером или простыми логическими схемами, исключающими одновременную подачу сигналов.

Изменение направления вращения ротора асинхронного двигателя

Наиболее распространенные в промышленности асинхронные двигатели, работающие от трехфазного напряжения 380 вольт. Для реверса достаточно поменять любые две фазы.

Получила распространение электрическая схема, выполненная на двух магнитных пускателях. Собственно для двигателей постоянного тока аналогично, но биполярные контакторы или пускатели. Эта схема называется «реверсивной пусковой схемой» или «реверсивной пусковой схемой асинхронного трехфазного электродвигателя».

При включении пускателя КМ1 кнопкой «Пуск 1» напряжение подается непосредственно на обмотки и кнопка «Пуск 2» блокируется от случайного включения размыканием нормально замкнутых контактов КМ- 1. Двигатель вращается в одном направлении.

После отключения пускателя КМ1 кнопкой «Стоп» или полного снятия напряжения можно включить КМ2 кнопкой «Пуск 2». В результате через контакты линия L2 запитана напрямую, а L1 и L3 поменяны местами. Кнопка «Пуск 1» заблокирована, так как нормально замкнутые контакты пускателя КМ2 приводятся в действие и размыкаются. Двигатель начинает вращаться в противоположном направлении.

Схема используется повсеместно и по сей день для подключения трехфазного двигателя в трехфазную сеть. Простота схемного решения и доступность комплектующих являются его существенными преимуществами.

Наиболее распространены электронные системы управления. Схемы включения, собранные на тиристорах без пускателей. Хотя пускатели могут быть установлены для дистанционного включения или выключения в этой схеме.

Они сложнее, но и надежнее устройств на контакторах. Для управления используются импульсно-фазовые системы управления (СИФУ), системы частотного управления. Это многофункциональные устройства, с их помощью можно не только реверсировать асинхронный электродвигатель, но и регулировать частоту вращения.

Дома есть необходимость подключить двигатель 380В на 220 с реверсом. Для этого нужно поменять местами обмотки звезда-треугольник. Более подробно отличия этих схем мы рассмотрели в статье, размещенной на сайте ранее: https://my.electricianexp.com/ru/chto-takoe-zvezda-i-treugolnik-v-elektrodvigatele.html.

Однако, если предполагается подключение трехфазного электродвигателя к однофазной сети, то для этого используется конденсатор, который подключается по приведенной ниже схеме.

В этом случае для реверса достаточно переключить сетевой провод с В на клемму А, а от А отключить конденсатор и подключить к клемме В. Удобно это делать с помощью 6-контактного Переключить переключатель. Это типичное включение асинхронного двигателя в сеть 220В с конденсатором.

Схема подключения реверсивного коллекторного двигателя

Для реверсирования коллекторного двигателя необходимо знать:

  1. Не на каждом коллекторном двигателе возможен реверс. Если на корпусе указана стрелка вращения, то его нельзя использовать в реверсивных устройствах.
  2. Все двигатели с высокими оборотами предназначены для вращения в одном направлении. Например, электродвигатель, устанавливаемый на болгарки.
  3. В двигателе, имеющем малые обороты, вращение может осуществляться в разные стороны. Такие двигатели монтируются в электроинструменты, например, электродрели, шуруповерты, стиральные машины и т.п.

На рисунке представлена ​​схема универсального коллекторного двигателя, который может работать как от постоянного, так и от переменного тока.

Для изменения вращения ротора достаточно изменить полярность напряжения на обмотке ротора или статора, как в двигателях постоянного тока, от которых универсальные машины практически не отличаются.

Если просто поменять полярность питающего напряжения на коллекторном двигателе, то направление вращения ротора не изменится. Это необходимо учитывать при подключении электродвигателя к сети.

Также следует знать, что в двигателях большой мощности коммутируется обмотка якоря. При переключении обмоток статора возникает напряжение самоиндукции, достигающее значений, способных вывести двигатель из строя.

Конструкторы-любители в своих поделках используют различные типы двигателей. Часто используют щеточный двигатель от стиральной машины. Это удобные двигатели, которые можно подключить напрямую к сети 220 вольт. Они не требуют дополнительных конденсаторов, а регулировку скорости можно легко осуществить с помощью стандартного диммера. На клеммную колодку выводятся шесть или семь контактов.

В зависимости от типа двигателя:

  • Две щетки идут на коллектор.
  • От тахометра к блоку идет пара проводов.
  • Обмотки возбуждения могут иметь два или три провода. Третий служит для изменения скорости вращения.

Для реверса двигателя от стиральной машины необходимо поменять местами выводы обмотки возбуждения. Если есть третий вывод, то он не используется.

Схема реверса электродвигателя Arduino

При проектировании моделей или робототехники часто используются небольшие щеточные двигатели постоянного тока, которые управляются программируемым микроконтроллером arduino.

Если предполагается вращение двигателя только в одну сторону, а мощность электродвигателя небольшая, а напряжение питания от 3,3 до 5 вольт, то схему можно упростить и запитать напрямую от ардуино, но это делается редко.

В моделях с дистанционным управлением, где необходимо использовать реверсивные двигатели с напряжением более 5В, применяют ключи, собранные по мостовой схеме. В этом случае схема подключения двигателя с реверсом к ардуино будет выглядеть примерно так, как показано ниже. Это включение используется чаще всего.

В мостовой схеме могут быть использованы полевые транзисторы или специальное согласующее устройство — драйвер, с помощью которого подключаются мощные двигатели.

В заключение отметим, что сборку цепи реверса электродвигателя должен проводить обученный специалист. Однако при самостоятельном подключении необходимо соблюдать условия безопасности, выбирать соответствующую схему подключения и подбирать необходимые аксессуары, строго следуя инструкции по установке. В этом случае у конструктора не возникнет трудностей с подключением и работой электродвигателя.

Теперь вы знаете, что такое реверс электродвигателя и какие схемы подключения для этого используются. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной и интересной!

Материалы по теме:

  • Как сделать простой электродвигатель своими руками
  • В чем разница между переменным током и постоянным током
  • Что такое фаза, ноль и заземление

Опубликовано:

Обновлено: 07.08.2019

Пока без коментариев

Токарные станки South Bend | Мгновенный реверсивный двигатель | Практик-механик

Деннис Терк
Нержавеющая сталь