Сборка двигателя ВАЗ-2112 — продолжение

В предыдущей статье мы рассмотрели, как подсобрать основные узлы двигателя.

В этой статье мы продолжим сборку узлов двигателя ВАЗ-2112.

Смазываем уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом

Желательно заменить уплотнительное кольцо маслоприемника

Устанавливаем маслоприемник на место и заверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу моментом 7,0-8,0 Нм (0,7-0,8 кгс·м).

Заворачиваем два болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника моментом 8-10 Нм (0,8-1,0 кгс·м)

Срезаем выступающие концы прокладок держателя сальника.

Смазываем плоскость блока цилиндров консистентной смазкой

Устанавливаем прокладку масляного поддона

Устанавливаем поддон

Если поддон немного деформирован, то лучше промазать прокладку поддона герметиком.

Заворачиваем болты крепления масляного картера моментом 5-8 Нм (0,5-0,8 кгс·м).

Устанавливаем шпонку в паз коленчатого вала

Устанавливаем зубчатый шкив коленчатого вала

Одеваем зубчатый ремень на шкив коленчатого вала

Устанавливаем шайбу на шкив привода ремня

Одеваем шкив привода генератора и наживляем болт с шайбой

Закручиваем болт крепления шкива, удерживая с другой стороны за маховик моментом 97,9 — 108,8 Нм (9,90 -11,1 кгс.м)

Устанавливаем уплотнительную прокладку на водяной насос и смазываем прокладку консистентной смазкой.

Установите водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена в сторону привалочной плоскости блока цилиндров, так как болты крепления расположены асимметрично.

Болты крепления насоса охлаждающей жидкости затягиваем моментом 7,64–8,01 Нм (0,78–0,82 кгс.м)

После этого устанавливаем головку цилиндров как указано в статье – «Снятие и установка ГБЦ».

Устанавливаем ремень ГРМ, устанавливаем рампу с форсунками, устанавливаем ресивер, впускной патрубок.

Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу: 750–800 мин -1 —  2 мин

  • 1000 мин -1 — 3 мин
  • 1500 мин -1 — 4 мин
  • 2000 мин -1 — 5 мин

Установив на стенде и запустив двигатель, проверьте:

  • – нет ли течи охлаждающей жидкости или топлива между сопрягаемыми деталями и в соединениях трубопроводов;
  • – давление масла и нет ли подтекания масла через прокладки;

Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите испытания.

При подтекании масла через прокладку между картером и блоком цилиндров подтяните болты крепления рекомендуемым моментом.

Если течь масла не прекращается, проверьте прокладку и при необходимости замените ее.

При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой цилиндров проверьте прокладку и резиновые втулки на шпильках крепления крышки головки цилиндров.

При необходимости замените прокладку и втулки, соблюдая рекомендации, изложенные в статье» Сборка двигателя «.

После ремонта двигателя необходим определенный период приработки рабочих поверхностей новых деталей.

Это в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунных и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также отхонингованы цилиндры.

Поэтому во время обкатки отремонтированного двигателя не подвергайте его максимальным нагрузкам.

Обкатка двигателя должна продолжаться на автомобиле с соблюдением тех скоростей движения, которые рекомендуются для периода обкатки автомобиля.

Ремонт двигателя ВАЗ-21126 Лада Приора

В зависимости от комплектации на автомобили Лада Калина, Лада Приора, Лада Гранта устанавливаются двигатели разных модификаций

В данном разделе рассмотрим ремонт двигателя ВАЗ-21126.

Двигатель ВАЗ-21126 создан на базе двигателя ВАЗ-2112. Увеличение рабочего объема двигателя мод. 21126 до 1,6 л по сравнению с рабочим объемом мод. 2112 достигнуто за счет увеличения хода поршня при неизменном диаметре цилиндра.

Так как двигатель применяется на различных модификациях автомобилей, то основные положения по ремонту объединены в один раздел, в котором:

Как отремонтировать головку блока цилиндров ВАЗ-21126

Конструктивные особенности головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21126

Замена уплотнителей впускного коллектора ВАЗ-21126

Замена прокладки катколлектора двигателя ВАЗ-21126

Замена сальников коленчатого вала ВАЗ-21126

Конструктивные особенности двигателя ВАЗ-21126

Топливная рампа ВАЗ-21126 снятие и установка

Снятие кожуха двигателя ВАЗ-21126

Замена сальников распредвалов двигатель ВАЗ-21126

Как заменить маслосъемные колпачки двигателя ВАЗ-21126

Как заменить прокладку крышки ГБЦ ВАЗ-21126

Сборка двигателя ВАЗ-21126

Дефектация деталей двигателя ВАЗ-21126

Как разобрать двигатель ВАЗ-21126

Замена прокладки ГБЦ двигателя ВАЗ-21126

Замена распределительных валов двигателя ВАЗ-21126

Притирка клапанов ГБЦ двигателя ВАЗ-21126

Неисправности гидротолкателей двигателя ВАЗ-21126

Проверка и замена гидротолкателей клапанов ВАЗ-21126

Замена ремня ГРМ и натяжного ролика двигателя ВАЗ-21126

Установка ВМТ двигателя ВАЗ-21126

Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.

Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока от неравномерного перегрева.

Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока.

В нижней части блока цилиндров расположены, пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами.

В опорах установлены тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала.

В средней опоре выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.

По сравнению с блоком цилиндров двигателя мод. 2112 блок цилиндров мод. 21126 выше на 2,3 мм, высота от оси постелей коренных подшипников до верхней поверхности блока составляет 197,1 мм.

Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы.

Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками.

Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленчатом валу.

Радиус кривошипа коленчатого вала двигателя мод. 21126 на 2,3 мм больше, чем у двигателя мод. 2112, за счет чего ход поршня увеличился с 71 до 75,6 мм.

Для различия валов на одном из противовесов коленчатого вала двигателя ВАЗ-21126 отлита маркировка «11183».

На переднем конце коленчатого вала установлен масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительных валов и шкив привода генератора со встроенным демпфером крутильных колебаний.

На заднем конце коленчатого вала расположен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.

Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках.

Крышки шатунов изготовлены методом отрыва от цельного шатуна. Этим достигается более высокая точность установки крышки на шатун.

В нижнюю головку шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава.

На каждом из них установлены три кольца: два верхние компрессионные и нижнее маслосъемное.

Днище поршней плоское, с четырьмя углублениями под клапаны, причем на поршнях двигателя мод. 21126 углубления увеличены по сравнению с углублениями двигателя 2112.

Поршни охлаждаются маслом, для чего в опорах коренных подшипников установлены специальные форсунки.

Они представляют собой трубки, в которых находятся подпружиненные шарики.

Во время работы двигателя шарики открывают отверстия в трубках, и струя масла попадает на поршень снизу.

В двигателе мод. 21126 применен комплект «поршень–поршневые кольца–поршневой палец–шатун» уменьшенной массы (масса поршня снижена с 350 до 235 г, поршневого пальца — со 113 до 65 г, шатуна — с 707 до 485 г, всего комплекта — на 32%).

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен болтами к блоку цилиндров снизу.

Головка блока, установленная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава.

В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания.

В верхней части головки установлены два распределительных вала: один для впускных клапанов, другой — для выпускных.

Головка блока цилиндров двигателя мод. 21126 отличается от головки мод. 2112 увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод и выполненными за одно целое с головкой блока стаканами свечных колодцев.

Распределительные валы установлены в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и в одном общем корпусе подшипников, закрепленном болтами на головке блока.

Распределительные валы отлиты из чугуна.

Шкивы распределительных валов двигателя 21126 отличаются от шкивов двигателя 2112 смещенными на 2° метками установки фаз газораспределения.

Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник термообработаны — отбелены. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны.

Двигатель 21126 оснащен гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. У этого двигателя в процессе эксплуатации не нужно регулировать зазоры в клапанном механизме.

В двигателе по четыре клапана на цилиндр: два впускных и два выпускных.

Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадения.

На направляющие втулки установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры. На каждом клапане установлено по одной пружине.

Распределительные валы приводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Крышка головки блока цилиндров выполнена из алюминия.

Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен прокладкой.

Крышка головки блока цилиндров двигателя 21126 отличается от крышки 2112 отсутствием площадки для крепления модуля зажигания и наличием отверстий для крепления индивидуальных катушек зажигания рядом со свечными колодцами.

Система смазки двигателя комбинированная: разбрызгиванием и под давлением.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительных валов.

Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов.

Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата, расширительного бачка и шлангов.

Система питания включает в себя электрический топливный насос, установленный в топливном баке, дроссельный узел, фильтр тонкой очистки топлива, регулятор давления топлива, форсунки, топливные шланги.

Отличия элементов системы питания двигателя мод. 21126 от двигателя мод. 2112:

– топливная рампа трубчатой формы без обратного слива топлива изготовлена из нержавеющей стали вместо алюминиевого сплава;

– топливные форсунки уменьшенного размера невзаимозаменяемы с прежними;

– регулятор давления топлива измененной конструкции установлен в модуле топливного насоса, а не на топливной рампе;

– в дроссельном узле отсутствует отверстие, соединяющее воздухоподводящий рукав с модулем впуска в обход дроссельной заслонки.

Изменена конфигурация фланца дроссельного узла.

В систему питания функционально входит система улавливания паров топлива с угольным адсорбером, предотвращающая выход паров топлива в атмосферу.

Система зажигания состоит из индивидуальных катушек зажигания, установленных на крышке головки блока цилиндров, и свечей зажигания.

Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.

Установка индивидуальных катушек зажигания вместо модуля зажигания двигателя мод. 2112 позволила отказаться от высоковольтных проводов зажигания и улучшить технические характеристики и надежность системы.

Система вентиляции картера закрытая, с отводом картерных газов через сепаратор 8 (рис. 3) маслоотделителя, установленного в крышке 6 головки блока цилиндров, во впускную трубу.

Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают. При работе двигателя на режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу 3 малого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла.

На этом режиме во впускной трубе создается высокое разрежение, и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство.

Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу.

При работе двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу 5 большого контура в воздухоподводящий рукав 4 перед дроссельным узлом и далее во впускной коллектор и камеры сгорания.

Сборка двигателя ВАЗ-2112 — продолжение

В предыдущей статье мы рассмотрели, как собрать основные узлы двигателя.

В этой статье мы продолжим сборку узлов двигателя ВАЗ-2112.

Смажьте уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом

Желательно заменить уплотнительное кольцо маслоприемника

Устанавливаем маслоприемник на место и затягиваем болт крепления маслоприемника к масляный насос с крутящим моментом 7,0-8,0 Нм (0,7-0,8 кгс·м).

Заворачиваем два болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника моментом 8-10 Нм (0,8-1,0 кгс·м)

Срезаем выступающие концы прокладок сальникодержателя.

Смазать плоскость блока цилиндров смазкой

Установка прокладки поддона

Установка поддона герметик.

Затягиваем болты крепления масляного картера моментом 5-8 Нм (0,5-0,8 кгс·м).

Установите ключ в канавке коленчатого вала

Установка шкива коленчатого вала

Мы помещаем зубчатый ремень на шкив коленчатого вала

Установка оболочки на шкив с поясом

. Надеваем шкив привода генератора и наживляем болт с шайбой

Затягиваем болт крепления шкива, удерживая маховик с другой стороны моментом 97,9 — 108,8 Нм (9,90 -11,1 кгс.м)

Устанавливаем уплотнительную прокладку на водяной насос и смазываем прокладку консистентной смазкой.

Установить водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена ​​в сторону привалочной плоскости блока цилиндров, так как болты крепления расположены несимметрично.

Затягиваем болты крепления насоса охлаждающей жидкости моментом 7,64–8,01 Нм (0,78–0,82 кгс.м)

После этого установите ГБЦ как указано в статье — «Снятие и установка ГБЦ».

Установка ремня ГРМ, установка рампы с форсунками, установка ресивера, впускной трубы.

Отремонтированный двигатель подвергают стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу: 750–800 мин -1 — 2 мин

  • 1000 мин -1 — 3 мин
  • 1500 мин -1 — 4 мин
  • 2000 мин -1 — 5 мин

Установив на стенд и запустив двигатель, проверьте:

  • – нет ли утечек охлаждающей жидкости или топлива между сопрягаемыми деталями и в местах соединения трубопроводов;
  • – давление масла и есть ли утечки масла через прокладки;

При обнаружении посторонних стуков или неисправностей остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите проверку.

При утечке масла через прокладку между картером и блоком цилиндров затяните болты крепления рекомендуемым моментом.

Если масло продолжает течь, проверьте прокладку и при необходимости замените.

При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой блока цилиндров проверьте прокладку и резиновые втулки на шпильках крышки головки блока цилиндров.

При необходимости заменить прокладку и втулки, следуя рекомендациям, изложенным в статье «Сборка двигателя».

После ремонта двигателя необходим определенный период приработки рабочих поверхностей новых деталей.

Особенно это касается тех двигателей, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунов и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала и отхонингованы цилиндры.

Поэтому во время обкатки отремонтированного двигателя не подвергайте его максимальным нагрузкам.

Обкатка двигателя должна продолжаться на автомобиле при рекомендованных скоростях движения в течение периода обкатки автомобиля.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Разборка двигателя была рассмотрена в статье — «Разборка двигателя»

Дефект деталей двигателя обсуждался в статье — «Дефект двигателя»

В данной статье мы рассмотрим основные моменты сборки двигателя ВАЗ-2112.

Перед сборкой все детали двигателя должны быть промыты и неисправны.

Перед установкой верхних вкладышей коренных подшипников аэрозольным очистителем карбюраторов очищаем форсунки охлаждения поршней.

Установите вкладыши в постели коренных подшипников.

При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз станины.

В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) установить вкладыши с проточками, а в третью без проточки.

Смажьте вкладыши моторным маслом

Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и уложите вал в постели коренных подшипников.

Вставляем смазанные моторным маслом упорные полукольца в пазы опоры третьего коренного подшипника.

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены канавки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.

Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами станины.

Крышки коренных подшипников устанавливаем в соответствии с метками, нанесенными на их наружную поверхность (крышки отсчитываются со стороны привода ремня ГРМ).

В этом случае замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны располагаться с одной стороны.

Заворачиваем болты крышек, не затягивая их

Метки на крышках коренных подшипников

Затяните болты крышек моментом 69-84 Нм (6,9-8,4 кгс м).

Порядок затяжки коленчатого вала

Сначала затягиваем болты третьей крышки, затем второй и четвертой, затем первой и пятой.

После затяжки болтов провернуть коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.

Измерить осевой зазор коленчатого вала.

Должен быть в пределах 0,06-0,26 мм.

Если зазор превышает 0,26 мм, заменить резьбовые упорные полукольца

Для измерения осевого зазора коленчатого вала индикатор установить так, чтобы его ножка упиралась в фланец вала.

Отодвиньте коленчатый вал от индикатора и установите индикатор на 0.

Переместите коленчатый вал на противоположную сторону.

Индикатор покажет величину зазора.

Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) размещено сталеалюминиевое полукольцо, сзади — металлокерамическое.

Кольца изготавливаются номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщины.

При осевом зазоре коленчатого вала более 0,35 мм меняют одно или оба полукольца (номинальный зазор 0,06-0,26 мм).

Запрессовываем задний сальник коленвала в обойму оправкой до упора.

Приклейте прокладку держателя к держателю сальника смазкой для облегчения установки

Смажьте уплотнительную кромку моторным маслом.

Смажьте фланец коленчатого вала моторным маслом.

Надеваем сальник с держателем на фланец коленчатого вала и остроконечной палочкой аккуратно набиваем рабочую кромку сальника болты крепления

Отрегулировать держатель так, чтобы его верхняя плоскость совпадала с плоскостью блока

Затянуть шесть болтов крепления держателя

Подготовка масляного насоса к сборке.

Запрессовываем передний сальник коленвала в корпус насоса.

Смажьте уплотнительную кромку моторным маслом

Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, заливая масло через отверстие маслоприемника.

Несколько раз провернуть шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.

Поверните ведущую шестерню масляного насоса так, чтобы выступы на ведущей шестерне совпали с лысками на коленчатом валу.

Накладки на коленчатый вал

Уплотнительную прокладку приклеиваем к насосу смазкой для удобства установки.

Наденьте насос с сальником на коленчатый вал до упора на вал. Затем остроконечной палочкой из мягкого дерева аккуратно наденьте край сальника на шейку вала.

Осторожно сдвиньте масляный насос по валу до упора и заверните болты крепления

Отрегулируйте положение насоса так, чтобы его верхняя плоскость совпадала с плоскостью блока.

Затяните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Нм (0,85-1,0 кгс·м).

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большим пальцем и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца.

Устанавливаем кольца на поршни и располагаем их следующим образом:

  • — замок верхнего компрессионного кольца ориентирован под углом около 45° к оси поршневого пальца
  • -замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца.
  • — маслосъемное кольцо стопорное — под углом 90° к оси верхнего компрессионного кольца стопорного.

Установить нижнее компрессионное кольцо канавкой («скребком») вниз.

Если на кольце есть надпись «ВЕРХ» или «ВЕРХ» — кольцо ставится меткой вверх.

При установке маслосъемного кольца распорное соединение размещаем со стороны, противоположной замку кольца.

Протирать зеркала цилиндра

Протирать журналы для соединительного стержня смазок с смазочной смазочной смазкой. поршень первого цилиндра

Разводим замки колец как указано выше

Вставляем вкладыш в нижнюю головку шатуна. Выступ на втулке должен войти в паз головки шатуна

Вставьте гильзу в крышку шатуна так, чтобы выступ на гильзе попал в канавку крышки шатуна

При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть направлена привод ГРМ.

Вставьте поршень в сборе с шатуном в оправку.

Направьте стрелку поршневого винта в сторону масляного насоса и медленно нажмите на поршень деревянной ручкой молотка

Контролируем правильность положения шатунных вкладышей.